Страница 1

LOGO

Что год грядущий нам готовит?..

...Минувший учебный год был тяже- лы м. Новый — вряд ли будет легче. Но мы работаем, и по многим направлени- ям учебной и научной деятельности про- двигаемся вперед. И это вселяет надеж- ду на лучшее будущее нашего универ- ситета, в частности, и всего высшего образования в целом. Эти слова, пожалуй, являются квинт- эссенцией выступления ректора ГЭТУ профессора О.В.Алексеева на общем собрании профессорско-преподаватель- ского состава, которое было посвяще- но началу нового учебного года. ...Важным этапом в жизни универси- тета стала его аттестация на очередные пять лет. ГЭТУ получил сертификат, под- тверждающий его университетский ста- тус. Несмотря на трудности нынешнего периода, в вузе активно внедряются новые технологии обучения. Пример тому — совместный проект Таусонско- го университета (США) и нашего Гума- нитарного факультета. ГЭТУ участвует в 20 научных програм- мах, причем в 8 из них мы — головной вуз. Активно поддерживаются научные школы — восемь кафедр вуза заключи- ли контракты на международном уров- не. Университет участвовал в конкурсе грантов: из 36 — лэтишники выиграли 18. Продолжают работать аспирантура и докторантура, хотя и не столь успеш- но, как в минувшие годы. Тем не ме- нее, дневная аспирантура выросла на 70 человек. Произошли кадровые изменения в ректорате. Приступили к своим обязан- ностям два новых проректора: по меж- дународным связям — С.О.Шапошников и по экономике — В.Ф.Рябов. Вообще, кадры — это серьезная и больная про- блема. Талантливые выпускники вуза уходят в коммерческие структуры. Про- фессорско-преподавательский состав стареет, а притока молодежи нет. Ду- мается, принятое этим летом Положе- ние о материальной поддержке моло- дых преподавателей поможет — хотя бы частично — решить этот вопрос. Сложной и крайне болезненной оста- ется финансовая проблема. В течение двух последних лет вуз не получил из бюджета ни единой копейки на свое содержание. Наш долг государству (за потребление электроэнергии, тепла, пользование телефоном) составляет сегодня 8 млрд. рублей. Есть возмож- ность несколько уменьшить эту сумму за счет взаимозачетов. Пока же универ- ситет расплачивается по многим стать- ям из внебюджетных средств. Вывод — надо учиться самим зарабатывать день- ги. И все же положительный момент в финансовой сфере есть — до сих пор руководству вуза удавалось вовремя выплачивать сотрудникам университета заработную плату. Что касается дальнейшего реформи- рования высшего образования, то и тут дела обстоят не лучшим образом. На проведение полномасштабной реформы высшей школы у государства денег нет. А пока суть да дело, каждый вуз дол- жен жить по средствам, которыми рас- полагает. ...Приятное оживление в зале вызва- ло сообщение ректора о том, что ко- манда ГЭТУ в составе четырех масте- ров спорта по баскетболу заняла по- четное четвертое место на 4-м между- народном чемпионате по баскетболу среди спортсменов-ветеранов. Олег Васильевич вручил свидетельства об этом успехе двум ветеранам, присут- ствовавшим на собрании. В заключение с краткой информаци- ей выступили первый проректор Д.В.Пу- занков и проректор по научной работе А.Д.Викторов.

И о финансах можно петь романсы... Интервью с новым проректором ГЭТУ

В июле 1997 года проректором по экономике в ГЭТУ стал Вадим Федоро- вич Рябов. Выпускник ЛЭТИ 1970 года, он окончил вуз с отличием. После окончания учебы два года служил в Армии. Потом — снова родной инсти- тут. Работал инженером, ассистентом, старшим научным сотрудником, зам. зав. кафедрой АСОиУ по научной работе, зам. декана ФАВТа по науке. Полтора года был исполнительным директором Международной школы менеджмента ЭТУ. В 1993 году ушел из университета в собственный биз- нес. Но, как оказалось, тридцать лет работы в стенах ЛЭТИ—ГЭТУ со счетов не сбросишь... Спустя два года В.Ф.Рябов возвращается в университет на должность советника ректората по экономическим и финансовым вопро- сам. Характер у нового проректора — спокойный, жесткого администрирова- ния, как метода работы с подчиненными, не приемлет. Всегда готов под- держать разумную инициативу, независимо от кого она исходит. Нацелен на постоянный поиск. С проректором по экономике В.Ф.РЯБОВЫМ встретилась корреспондент газеты «Электрик» Л.В.Короткова.
— Вадим Федорович, чем вызвано по-
явление новой проректорской должно-
сти?
— Прежде всего, возрастанием роли
финансово-экономических вопросов в по-
вседневной жизни вуза. В нынешних ус-
ловиях такие сферы его деятельности, как
финансирование, планирование, экономи-
ческое развитие, приобретают особо важ-
ное значение. Тем более, что последние
два с половиной года государство финан-
сирует высшие учебные заведения лишь
по двум статьям — заработная плата и сти-
пендии. Между тем, вуз должен жить, ра-
ботать и развиваться дальше. И чтобы под-
держивать его на должном уровне, соот-
ветствующем статусу одного из ведущих
университетов страны, нужны деньги. И
немалые. Таким образом, появление дол-
жности проректора по экономике свиде-
тельствует о признании важности плано-
во-финансовой и экономической деятель-
ности в жизни университета.
— Чем Ваша новая должность отли-
чается от предыдущей?
— Более широким кругом вопросов,
которые входят в обязанности проректо-
ра по экономике. Советник собирал и го-
товил для руководства вуза информацию
по финансовым вопросам. Проректор
должен предлагать и принимать решения
по этим проблемам, что налагает на него
— Итак, каковы же главные направ-
ления Вашей работы в новом качестве?
— Я бы назвал четыре основные зада-
чи, которые предстоит решать уже в са-
мое ближайшее время.
Первая из них — добиться получения
актуальной и объективной информации о
финансовом состоянии университета. Для
этого наши планово-финансовые службы
должны так организовать свою работу,
чтобы стало возможным внедрение но-
вых информационных технологий, чтобы
сократилось количество различных бумаг,
приказов, резолюций, подписей, а остав-
шиеся документы быстрее доходили до
адресата. В идеале всю финансовую ин-
формацию надо получать ежедневно. Но
если мы сумеем добиться хотя бы не-
дельного срока, то это тоже будет хо-
рошо.
Существующая сегодня система полу-
чения финансовой информации мешает
оперативно и правильно использовать
имеющиеся ресурсы. Вот только один
пример, подтверждающий — сколь важ-
но иметь своевременную и четкую фи-
нансовую информацию.
Автоматизированная подсистема «Зар-
плата» позволила соответствующим
службам не просто оперативно рассчи-
тывать саму зарплату, но и своевремен-
но осуществлять промежуточные опера-
ции. В итоге в нынешнем году мы ни разу
не сорвали выплату зарплаты, что нео-
днократно случалось в прошлом году. Ав-
томатизированная подсистема позволяет
буквально за несколько часов подсчитать
заработную плату всех сотрудников уни-
верситета. Мы должны добиться того,
чтобы такие подсистемы были внедрены
во все планово-финансовые и бухгалтер-
ские подразделения.
Вторая задача — организовать более
четкое финансовое планирование, кото-
рое позволит руководству вуза планиро-
вать свои действия хотя бы на месяц впе-
ред. Я уже говорил, что государство фи-
нансирует только зарплату и стипендии.
25 процентов поступающих в вуз денег
составляют внебюджетные средства. Они
складываются из платы за обучение сту-
дентами-контрактниками, платы за арен-
ду сдаваемых университетом помещений,
денег, получаемых от выполнения хоз-
договоров. Конечно, это не такие уж
большие деньги, но и их мы просто обя-
заны планировать на месяц вперед. До
последнего времени мы зачастую мно-
гие решения принимали, опираясь на ин-
туицию, что не всегда приносило пользу
такому большому коллективу, каким яв-
ляется наш вуз. К примеру, были слу-
чаи, когда университет «сажали» на кар-
тотеку. Поэтому даже первые шаги,
предпринятые руководством университе-
та по улучшению финансового планиро-
вания, привели к тому, что подобных не-
приятных случаев стало меньше.
Третья задача предполагает поиск но-
вых источников получения внебюджетных
средств. Конечно, это — задача всего кол-
лектива, но в первую очередь — руко-
водства университета. Мы понимаем, что
в ближайшее время бюджетное финан-
сирование вуза не улучшится. Хотя впол-
не возможно, что на содержание соци-
альной сферы — загородной базы, про-
филактория и др. мы сумеем получить
определенные средства. Так что наша за-
дача — научиться самим зарабатывать
внебюджетные средства. Во всяком слу-
чае, их доля в нашем бюджете должна
составлять не менее 50 процентов.
И четвертая задача связана с улучше-
нием организационной работы всех пла-
ново-финансово-бухгалтерских служб
университета — я имею в виду строгое
соблюдение ими правил работы, регла-
ментируемых внутренними и внешними
документами. Цель такой работы — кон-
тролирующие органы должны наносить
вузу как можно меньший ущерб. Надо
разработать внутренние нормативные до-
кументы, которые позволили бы правиль-
но, грамотно, а главное, без ущерба для
себя, взаимодействовать с налоговой
службой, федеральным казначейством,
различными фондами — пенсионным, ме-
дицинского страхования и т.д. В нашей
работе должно соблюдаться сочетание
определенной свободы и строгого соблю-
дения финансового законодательства.
— Вадим Федорович, как же все пе-
речисленное отразится на работе под-
чиненных Вам служб?
— Прежде всего, мне хотелось бы ска-
зать следующее. Работа планово-финан-
сово-бухгалтерских подразделений отли-
чается от работы большинства подраз-
делений вуза. Конечно, еще есть наре-
кания в адрес расчетного отдела, других
сотрудников бухгалтерии. Мы это знаем
и принимаем соответствующие меры. Но
надо помнить и другое — эти подразде-
ления работают ежедневно, в том числе
и в летний период. Допущенная ими
ошибка плохо сказывается на работе и
авторитете всего университета. Памятуя
о том, что деньги любят счет, финансо-
вые органы вуза надо, конечно, контро-
лировать, но нужно им и помогать. Это
хорошо понимает руководство вуза. И
изменения в лучшую сторону в работе
названных служб налицо. Думаю, прой-
дет еще год, и вся система заработает
на полную мощь. В настоящее время над
решением финансовых проблем работа-
ет сплоченная команда ректората, на мой
взгляд, движущаяся в одном, правильном
направлении. И в этом — залог ее успе-
ха.
И последнее. Сейчас ведутся перего-
воры с руководством Сбербанка об от-
крытии его филиала на нашей террито-
рии. Наши планы связаны с предоставле-
нием студентам и сотрудникам универ-
ситета всей гаммы услуг этого банка,
включая перевод выплаты стипендий и за-
работной платы на карточную систему,
обеспечение возможности оплачивать
коммунальные услуги, вести валютные
счета и прочее.

Cтратегия и тактика

В ЭТУ создается совет по связям с общественнос- тью. Предполагается, что в его состав войдут предста- вители подразделений и общественных организа- ций, осуществляющих свя- зи с общественностью. На первое, организационное заседание совета, состояв- шееся еще весной, были приглашены также сотруд- ники и студенты, заинтере- сованные в развитии этих связей. Было намечено со- ставить план работы, раз- работать Положение о со- вете. Один из основных тезисов положения — со- вет создается для выра- ботки стратегии, опреде- ления приоритетов и коор- динации деятельности под- разделений университета по связям с общественно- стью.
Это — праздник, ко-
торый будет всегда с
тобой. День знаний,
день посвящения в
студенты — его яркие
моменты запечатлел
наш фотокорреспон-
дент Сергей Леонов.
Первокурсники (пер-
вокурсницы) объяви-
лись, значит, осень
пришла...

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

Заведующий кафедрой
Теоретических основ радиотехники (1 ставка)
Автономной навигации, управления и механики
(1 ставка)
Профессора кафедр
Теоретических основ радиотехники (1 ставка)
Автономной навигации, управления и механики
(1 ставка)
Доценты кафедр
Радиоэлектронных средств (0,5 ставки)
Микроэлектроники (1 ставка)
Теоретических основ электротехники (1 ставка)
Высшей математики № 2 (1 ставка)
Старшие преподаватели кафедр
Прикладной механики и инженерной графи-
ки (1 ставка)
Ассистенты кафедр
Радиоэлектронных средств (1 ставка)
Срок подачи заявлений на конкурс — до
20 октября 1997 года.
Заявления подавать на имя ректора уни-
верситета.

Страница 2

Интеллект и рынок

В университете вводят новый предмет

Наш вуз, учитывая реалии рыночной экономики, последователь- но вводит в учебные программы факультетов (ЭФФ, ФЭТ, ФАВТа) изучение основ законодательства в области защиты интеллектуаль- ной собственности. В прошлом учебном году руководство ФАВТа впервые предложило своим студентам включить в аттестационную работу раздел «Вопросы интеллектуальной собственности». Об опы- те, накопленном в процессе проведения этого педагогического эк- сперимента, рассказывает заведующий патентно-лицензионным от- делом университета Юрий Иосифович Буч. — Наш отдел узнал об этой приятной неожиданности в кон- це 1996 года — всего за три-четыре недели до начала кон- сультаций по специальным разделам дипломных работ и про- ектов. Несмотря на такие сжатые сроки, коллективу отдела удалось подготовить две методички. Одна из них ориентиро- вана на студентов — разработчиков компьютерных программ и баз данных, т.е. программного обеспечения (так называе- мого «софта»). Другая — на тех, кто проектирует техничес- кие средства (в просторечии именуемые «железом»). Это раз- деление обуславливается тем, что в первом случае права со- здателей программ, так же как и литературно-художествен- ных произведений, защищает авторское право, а во втором случае — патентное. Зачем это нужно знать? Сегодня при выполнении любой НИР разработчик (в соот- ветствии с действующим законодательством) должен гаран- тировать заказчику, что при передаче результатов работы и последующем их освоении не будут нарушены патенты или авторские права и права других лиц. Поэтому необходимо про- ведение патентных исследований, цель которых — выяснение «патентной чистоты» новых технических решений. С другой стороны, грамотная защита своей продукции по- зволяет авторам компьютерных программ бороться с неза- конным копированием. Сегодня фирмы-разработчики попу- лярного «софта» — такого, например, как программный па- кет «1С-бухгалтерия» (его рекламу нередко слышишь в мет- ро), весьма успешно выигрывают дела против «компьютер- ных пиратов«. Мелкие фирмы-проектировщики «железа», опираясь на патентное право, эффективно защищаются от попыток крупных предприятий и производств бесплатно ис- пользовать чужие идеи. учебному заданию. Преподаватели факультета направили к нам на консульта- цию около 120 студентов. Для них была организована ввод- ная лекция, на которой подробно были объяснены задания и тут же выдана электронная версия методичек (на дискетах). Консультации проводились сотрудниками патентно-лицензи- онного отдела.
Студенты-разработчики «софта» должны были подготовить
заявочные материалы на официальную регистрацию про-
граммного продукта в Российском агентстве по правовой ох-
ране программ для ЭВМ, баз данных и типологии интеграль-
ных микросхем (РосАПО) и проект лицензионного договора
на использование этого программного продукта. Все необ-
ходимые формы и образцы были включены в электронную
версию, а при необходимости могли быть размножены для
раздачи студентам. Заявочные материалы вшивались в пояс-
нительную записку.
Студентам-проектировщикам «железа» предстояло опре-
делить классы международной патентной классификации
(МПК), к которым относится их разработка, и найти аналоги
своих технических решений по патентной документации Рос-
сии. В итоге студенты должны были сделать либо вывод о
«патентной чистоте» своей разработки по отношению к Рос-
сии, или перечислить использованные патенты.
Не все работы можно было отнести к двум указанным кате-
гориям. Например, студент предлагает новую методику из-
мерения без использования компьютерных программ. Это
очень интересный объект, относящийся к так называемому
«ноу-хау». В подобной ситуации эксперт формулировал дип-
ломнику специальное задание, которое включало составле-
ние проекта договора о передаче «ноу-хау».
Сотрудники отдела записывали все замечания студентов и
с их учетом корректировали структуру и содержание мето-
дичек. Сегодня мы надеемся опубликовать их, чтобы с ними
могли познакомиться учащиеся и преподаватели всех факуль-
тетов нашего университета.
Со стороны студентов мы встретили полное понимание по-
лезности нового раздела. К нам даже приходили студенты, у
которых в дипломе не было этого раздела, и спрашивали —
нельзя ли и им выполнять новое учебное задание. Это свиде-
тельствует о дальновидности, проявленной руководством вуза
и факультета. К сожалению, наши эксперты не были включе-
ны в состав ГЭК, а это было бы, видимо, полезно для контро-
ля качества полученных знаний.
Результаты проведенной работы были доложены на учеб-
но-методической комиссии ЭТУ и оценены как позитивные,
заслуживающие внимания и распространения в вузе.
И.ЗАХАРОВ

Компьютеры!
Новенькие!
В подарок!

Игорь Яковлевич Павшинский окон- чил наш университет (тогда — инсти- тут) в 1961 году. Прошедшее с тех пор время вместило в себя много со- бытий. И.Я.Павшинский, благодаря от- личным организаторским способно- стям, а также открытому характеру, умению общаться с людьми, вырос от молодого специалиста кафедры ЛЭТИ до крупного руководителя промышленности средств связи быв- шего СССР — он был генеральным директором научно-производствен- ного объединения «Каскад» в Моск- ве, а ныне является президентом ак- ционерного общества «Дельта».
И все же студенческая пора остает- ся самым прекрасным и памятным пе- риодом его жизни. Общительный и подвижный, Игорь Яковлевич постоян- но принимал участие в институтских со- ревнованиях по футболу, был членом студсовета в общежитии на Кировском (теперь Каменноостровском) проспек- те, добровольцем участвовал в мели- оративных работах на Карельском пе- решейке и в уборке урожая на цели- не, принимал участие в различных ка- пустниках, самозабвенно пел и играл на гитаре, что делало его душой сту- денческих вечеринок. Главными чертами характера И.Я.Павшинского были и остаются щед- рость и доброжелательность к людям. Еще в студенческие годы любая посыл- ка, присланная ему из дома, станови- лась общим достоянием. Уже будучи молодым специалистом, Игорь Яков- левич пригласил отдохнуть к себе до-
мой, в Запорожье малообеспеченно-
го однокашника. Да и сейчас Павшинс-
кий постоянно заботится о своих со-
трудниках — это и прибавка к пенсии
за счет фирмы, и обеспечение отдыха
ветеранов труда, и денежные пособия
сотрудникам по случаю семейных тор-
жеств, и многое другое...
Следствием такого щедрого харак-
тера является и сегодняшний дар
И.Я.Павшинского нашему университе-
ту. Электротехническому вузу не раз
оказывали материальную помощь со-
вместные предприятия и зарубежные
ассоциации. Но чтобы выпускник
ЛЭТИ—ГЭТУ лично от себя подарил
своей кафедре в год ее 50-летия це-
лый компьютерный класс! Такое слу-
чилось впервые!
Приятно сознавать и то, что где бы
ни был все эти годы Игорь Яковлевич,
его всегда тянуло в наш город — по-
бродить белыми ночами по тихим пе-
тербургским улочкам и переулкам и,
конечно же, обязательно заглянуть в
родной институт, поговорить с препо-
давателями, с оставшимися здесь дру-
зьями, с нынешними студентами. А на
100-летнем юбилее ЛЭТИ-ГЭТУ Игорь
Яковлевич и сам выступал перед кол-
лективом ФЭА, а в начале нынешнего
года прочитал нынешним пятикурсни-
кам своей кафедры целую лекцию с
воспоминаниями о своей учебе в на-
шем институте, о людях той поры, о
том, что дал ему вуз.
Коллектив кафедры САУ сердеч- но благодарит Игоря Яковлевича за столь щедрый, а главное, такой не- обходимый дар, который он сделал нам, поздравляет его с 60-летием и желает здоровья, предприниматель- ских успехов и постоянных свиданий с любимым городом и родным ин- ститутом. А.А.ЛЯМКИН, доцент кафедры САУ, однокашник И.Я.Павшинского

Страница 3

А осень — прекрасна, если в душе — весна! О вас и для вас, первокурсники...

Вся жизнь впереди,надейся... и дерзай

Задолго до назначенного времени перво- го сентября 1997 года к памятнику погиб- шим в годы Великой Отечественной войны лэтишникам, что на Инструментальной ули- це, у пятого корпуса ГЭТУ, стайками и по- одиночке начали подходить первокурсники- 97. Большинство из них здоровались друг с другом, как старые знакомые — ведь вмес- те они прошли нелегкий путь вступительных экзаменов. И все же ребята выглядели не- сколько скованными: и говорили они тише, чем обычно, и на лицах — больше сосредо- точенности, чем радости. Вот стоят три симпатичные девушки. Как выяснилось, это Женя Сулимова, Наташа Румянцева и Виктория Баянова, отныне они — студентки Гуманитарного факультета. Женя и Наташа на вступительных экзаменах набрали по 28 баллов, Виктория — 27. — Счастливы? — спрашиваю девушек. — Трудно сказать, — отвечают все ра- зом. — Пожалуй, в данный момент чув- ствуем другое: облегчение — что труд- ности поступления в вуз остались позади; усталось — все-таки напряжение было большое, ведь конкурс — восемь чело- век на место; и, конечно же, интерес — что ждет нас впереди... А чуть поодаль от столпившихся у табли- чек с названием факультетов первокурсни- ков, на другой стороне Инструментальной улицы тихо и в то же время торжественно стоят родители счастливчиков. Они как буд- то еще не верят, что их чада — уже студен- ты, а, значит, совсем взрослые люди. Рядом со мной стоит красивая статная жен- щина. На ее лице — волнение и умиротворе- ние попеременно сменяют друг друга. Это — Тамара Константиновна Кузнецова, мама Димы Кузнецова, теперь студента ФАВТа. — Волнуетесь? — Да, но уже не так, как в августе. Сын учился на подготовительных курсах уни- верситета — вот тогда волнений было больше.
Между тем, посмотреть на новое попол-
нение лэтишников пришли деканы факульте-
тов, заведующие кафедрами, преподавате-
ли, ветераны старейшего электротехничес-
кого вуза страны, студенты старших курсов
нашего университета...
10 часов утра. К микрофону подходит де-
кан ФАВТа профессор И.В.Герасимов. По-
здравив недавних абитуриентов, а ныне пер-
вокурсников с Днем знаний, он предостав-
ляет слово ректору ГЭТУ профессору
O.В. Алексееву. Олег Васильевич обратился
к ребятам с приветственной речью. В част-
ности, он сказал:
— Это торжественное событие мы по-
свящаем вам, новому пополнению нашего
университета. Отныне вы — полноправные
члены нашего большого и дружного кол-
лектива. Вы получите здесь очень престиж-
ные и необходимые государству профес-
сии, узнаете за годы учебы много инте-
ресного и полезного... Здоровья, счастья
и успехов в учебе вам, наши юные колле-
ги!
Выступившие потом декан ФАВТа И.В.Ге-
расимов и зав. кафедрой АПУ профессор
В.Б.Яковлев говорили о том, чем предстоит
заниматься нынешним первокурсникам в бли-
жайшее и более отдаленное время, какие
знания и навыки они получат за годы учебы,
на каких вопросах следует сосредоточить
свое внимание в первую очередь новоиспе-
ченным студентам.
После исполнения студенческого гимна
«Гаудеамус» четверо студентов ГЭТУ —
представители разных факультетов и курсов
возложили живые цветы к памятнику погиб-
шим лэтишникам. Затем первокурсники ра-
зошлись по аудиториям. Отныне у них начи-
нается студенческая жизнь — трудная и пре-
красная, как сама молодость. Удачи вам,
юные лэтишники!
Заканчивается сентябрь, а вместе с ним — и первый месяц занятий в высших учебных заве- дениях, в том числе и в ГЭТУ. Это время было особенно волнующим для первокурсников — они перевернули очередную страницу своей, еще не слишком длинной, биографии и вступили в уди- вительную пору студенческой жизни. Пока первокурсников отличишь сразу — они неуверенно ходят по длинным коридорам раз- личных корпусов нашего университета в поисках нужной им аудитории, собираются небольшими стайками — словно это может придать им сме- лости и уверенности — и возбужденно или на- рочито равнодушно обсуждают очередную но- вую лекцию или очередную встречу с новым пре- подавателем... Но пройдет совсем немного времени, и нынеш- ние новички попривыкнут к новым лицам, обжи- вутся в корпусах университета, и их студенческая жизнь войдет в привычное русло. Каждый день юноши и девушки будут узнавать что-то новое. И не только на лекциях и семинарах. Они познако- мятся со своими новыми обязанностями, подра- зумевающими, в первую очередь, успешную уче- бу. Узнают и о своих правах, которых у студен- тов тоже немало. Частично об этом и рассказы- вают сегодня председатель студенческого проф- кома Александр АРСЕНЬЕВ и директор студен- ческого клуба Оксана МЕЛЬЧЕНКО.

Студентам — социальную защиту

СТУДЕНЧЕСКИЙ профком. Каковы его задачи? Прежде всего, он обес- печивает социальную защиту студентов. Это выражается, в первую очередь, в различных формах материальной под- держки студентов, в том числе и пер- вокурсников. Например, молодые люди, имеющие одного родителя или живущие в семьях, где много иждивен- цев, либо имеющих тяжелое матери- альное положение по другим причинам, могут рассчитывать на материальную помощь. Отдельные категории студен- тов — сироты и чернобыльцы (после регистрации в студенческом профкоме) получают дотацию на питание. Для си- рот эта сумма составляет 19176 руб- лей в день. Студенты, имеющие детей, получают пособие из расчета 50 про- центов от одного минимального разме- ра оплаты труда на каждого ребенка в месяц (для этого также необходимо зарегистрироваться в профкоме). Материальные льготы получают и сту- денты из неполных семей или имею- щие родителей — пенсионеров или без- работных. Помимо оказания матери- альной помощи, таким студентам, в первую очередь, предоставляются пу- тевки в университетский профилакто- рий для отдыха и лечения, а также льготные туристические путевки для отдыха.
Студенты, живущие в нормальных
материальных условиях, тоже не будут
забыты. С ними проводится культурно-
воспитательная и спортивно-оздорови-
тельная работа. Они имеют возмож-
ность принимать участие в проводимых
в вузе спортивных соревнованиях, за-
ниматься в коллективах студенческого
клуба, а также приобретать по льгот-
ной цене туристические путевки для
отдыха в период зимних и летних кани-
кул, путевки выходного дня. Помимо
этого, профком старается подбирать
туристические фирмы, которые посто-
янно работают со студентами и прода-
ют им путевки, хотя и за полную сто-
имость, но по значительно более низ-
ким ценам, чем это делают обычные
турфирмы, а также предлагает студен-
там возможность посещать различные
дискотеки.
Для того, чтобы студентам было лег-
че адаптироваться к работе после окон-
чания университета, профком совмес-
тно с факультетом повышения квали-
фикации ежегодно организует для сту-
дентов старших курсов обучение по Ос-
новам предпринимательской деятельно-
сти и подготовку по курсу «Секретарь-
референт».
А вот еще одно интересное направ-
ление деятельности студенческого
профкома — обеспечение студентов
работой в каникулярное время за ру-
бежом. Пока это дело новое. Но про-
шедшим летом уже поступил запрос на
работу студентов в Швеции. На этот раз
профком просто оповестил студентов
об этих вакансиях. Но с нынешнего года
он намерен активно включиться в по-
иск организаций, в том числе, за рубе-
жом, предоставляющих такие вакансии.
Если у студентов возникнут пробле-
мы с учебой, то и в этом случае они
могут обратиться в профком. Здесь их
снабдят методической литературой, а
в случае конфликтных ситуаций проф-
ком может выступить и в качестве тре-
тейского судьи.
И уж, конечно, сюда следует обра-
щаться по всем вопросам, связанным
с поселением в общежития или услови-
ями проживания там.
И последнее. Чтобы воспользоваться
всеми теми льготами, о которых сегод-
ня шла речь, студенты — члены проф-
союза должны на своих собраниях выб-
рать профоргов групп, которые и обес-
печат связь: группа — профбюро фа-
культета — профком студентов. Успе-
хов вам, новое пополнение Санкт-Пе-
тербургского электротехнического уни-
верситета!

Сорок лет. Это много или мало?!

Более 40 лет существует в ЛЭТИ-ГЭТУ сту- денческий клуб. В начале 60-х годов на всю страну прогремел спектакль «Весна в ЛЭТИ», поставленный студентами нашего института А.Колкером и К.Рыжовым — теперь извест- нейшими композитором и поэтом-бардом. В те годы — в шутку, конечно, — ЛЭТИ называ- ли эстрадно-танцевальным коллективом. А если серьезно, то здесь с самодеятельными коллективами работали С.Спивак — главный режиссер Молодежного театра в Петербур- ге, Д.Астрахан — главный режиссер Театра комедии им. Акимова и известный кинорежис- сер, В.Михеенко, который сегодня работает с профессиональными коллективами в Италии, Франции, Англии. Далеко за пределами на- шего города известен и Академический хор университета, которым на протяжении трид- цати с лишним лет руководил ныне профес-
сор Петербургской консерватории А.И.Крылов.
Несмотря на экономические и прочие труд-
ности, студенческий клуб ЛЭТИ-ГЭТУ не толь-
ко живет и работает, но и приумножает слав-
ные традиции своих предшественников. Вузов-
ский хор в этом году отметил свое сорокале-
тие. На праздник, посвященный этой дате, съе-
хались гости из многих городов России и ближ-
него зарубежья — участники хора разных лет.
Отлично выступает наша команда КВН. В про-
шлом учебном году она заняла второе место в
городе среди студенческих коллективов вузов
Петербурга.
Много прекрасных слов можно сказать и об
участниках класса сольного пения и актерско-
го мастерства под руководством Б.В.Мареш-
кина. В минувшем учебном году на Всероссий-
ском конкурсе-фестивале поэзии, который про-
ходил в Москве, ребята из этого коллектива —
Алиса Портная и Илья Шмуратов получили
лауреатские дипломы.
Помимо этих, при студенческом клубе ра-
ботают киностудия «ЛЭТИ-фильм», театр дви-
жения («Лесной дом»), студенческий театр
пластики, театр-студия. В прошлом учебном
году во всех перечисленных коллективах за-
нимались около 200 человек. Что касается
музыкальных коллективов — класс бас-гита-
ры, рок- и джазовые группы, барды, — то
они охватывают не одну сотню студентов.
В настоящее время все коллективы уже
приступили к занятиям, хотя индивидуальный
набор в отдельные классы и студии еще про-
должается. Так что, дорогие первокурсники,
слово за вами!
Материалы подготовила
Л.КОРОТКОВА

Страница 4

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!..

Летние каникулы позади, но не за горами зимний отдых детей

...Снова осень, за окнами — дождь. Но даже если его нет, на дворе — сен- тябрь, первый осенний месяц. Детский оздоровительный лагерь ГЭТУ в Месте- рьярви опустел. Но совсем недавно — в июне и июле здесь звенели детские го- лоса... В нынешнем, 1997 году детский оздо- ровительный лагерь нашего университе- та был готов принять в каждую смену по 135 человек. В первую смену здесь отдыхали 112 ребят, во вторую — 124. Это значит, что все дети и внуки сотруд- ников ГЭТУ, пожелавшие поехать в ла- герь, получили такую возможность. Как и в прошлом году, питание у ре- бят было отличное, времяпрепровожде- ние — прекрасное. Работали четыре кружка: мягкой игрушки, лепки из гли- ны, «охота на лис», пользующаяся у ребят огромной популярностью, рисо- вание — в одной смене и оригами (выре- зание из бумаги) — в другой смене. В этом году профком сотрудников уни- верситета приобрел для лагеря новый спортинвентарь. Так что спортивные игры и соревнования проходили здесь по пол- ной программе. К услугам ребят были предоставлены столы для настольного тенниса, подготовлены футбольные, бас- кетбольные и волейбольные площадки. Впервые ребята участвовали в проведе- нии «пожарной эстафеты» и «Зарницы». Огромный энтузиазм вызвал у них тури- стический поход на 20 километров. Тут все было, как положено: сухой паек, палатка... А уж о купании и говорить не приходится. Погода стояла отличная, вода в озере — прозрачная и чистая. Ребят всех возрастов трудно было выта- щить из воды. Очень интересно прошли в этом году «родительские дни». Ребята вместе со своими воспитателями тщательно гото- вились к встрече своих пап и мам, бабу- шек и дедушек. Праздник начался с про- ведения торжественной линейки, на ко- торой отличившимся ребятам вручались награды. Потом состоялся большой праз- дничный концерт, в котором были пред- ставлены все жанры: художественное слово и пение, танцы и игра на музы- кальных инструментах, сценки из лагер- ной жизни, вызвавшие восторг зрителей и самих участников. Выступали ребята всех возрастов, а также их воспитатели. К слову, в нынешнем году впервые ра- ботали воспитателями студенты — из ГЭТУ, Педагогического университета и Педагогического училища. Всего восемь человек, что составило половину воспи- тательского состава. — Мне особенно хотелось бы от- метить, — говорит начальник лагеря Ю.Г.Тимофеев, зам. председателя профкома сотрудников нашего вуза, — физрука Александра Короленко, сту- дента третьего курса ФАВТа; воспита- теля первого отряда Дениса Рака, сту- дента третьего курса ФЭА; воспита- телей — Антона Барченко, студента
третьего курса ФАВТа; второкурсниц
Гуманитарного факультета Лину Коро-
тину и Маргариту Номоконову. Эти
студенты проявили большую ответ-
ственность и изобретательность в ра-
боте с детьми.
— А трудности были?
— А как же без них, — смеется Юрий
Георгиевич. — Ну а если серьезно, то
были финансовые проблемы. Правда,
по ходу дела руководство универси-
тета и, прежде всего, проректор
В.Н.Шелудько их решали. Но все это
приходилось делать в «пожарном»
порядке. Мне кажется, если бы у дет-
ского оздоровительного лагеря был
открыт свой лицевой счет, то большин-
ство финансовых вопросов можно
было бы решать на месте. И не с та-
кими болезненными затратами.
Снижает уровень работы с детьми
отсутствие нового клуба, тем более
это обидно, что фундамент нового
здания уже есть. Хорошо бы закон-
чить строительство (остались отделоч-
ные работы) нового деревянного дома
и бани. Дом этот можно было бы сда-
вать в аренду — и спортсменам, и про-
сто людям, желающим здесь отдох-
нуть, и даже иностранцам, и получать
благодаря этому дополнительные
средства.
Лагерю требуется новая музыкаль-
ная аппаратура — ведь дискотека для
ребят — одно из самых любимых раз-
влечений. Нужны новые инструменты:
отвертки, молотки и пр. Уже после
закрытия лагеря руководство вуза
приобрело мотопилу, чтобы убирать
сухие деревья (нынче в каждую сме-
ну упало по два дерева).
Однако все эти недостатки и имею-
щиеся проблемы не помешали хоро-
шему отдыху ребят. Даже «домаш-
ние» дети, впервые приехавшие в ла-
герь и поначалу пролившие немало
слез, через три-четыре дня уже чув-
ствовали себя, как дома, а в конце сме-
ны плакали, теперь уже потому, что
не хотели уезжать из лагеря домой.
— И последний вопрос: сколько сто-
ила путевка для одного ребенка?
— 1390000 рублей. Но родители пла-
тили всего 200 тысяч за смену. Хочу
еще добавить, что в сентябре будет
утвержден постоянный директор дет-
ского оздоровительного лагеря. Хо-
чется пожелать ему больших успехов
на новом поприще. Пусть наш лагерь
и впредь пользуется прекрасной ре-
путацией у ребят и их родителей.
Л.КОРОТКОВА
На снимках С.ЛЕОНОВА — родитель-
ский день в детском оздоровительном
лагере в июле.
Местерьярви привлекает внимание не только сотрудников нашего уни- верситета и их детей. Сюда совершают паломничество художники. И один из них — Олег Захаров, чья выставка живописи под названием «Краски Местерьярви» экспонировалась в стенах ГЭТУ в минувшем учеб- ном году. Большой интерес у лэтишников вызвал цикл картин «Симфония Озе- ра» — «Берег озера», «Разговор с озером», «Озеро на закате». Привлек- ли внимание и картины из цикла «Первые краски осени в Местерьярви». Сам художник так говорит о своих работах: «Все холсты, написанные в Местерьярви, были сделаны с натуры... Они навеяны реальными собы- тиями, из которых я сделал живописные рассказы. Я был соучастником этого процесса... Все создавалось не ради денег и каких-то других инте- ресов, а ради процесса рисования».
Учредители:
Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г.
Адрес редакции:
197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 234-84-03.
Редактор
О. И. ТУГАРИНА Тираж 1500 экз. Бесплатно. СПб ГГК, Ленинский пр, 139. Заказ № 377.