Страница 1

Момент истины

На симпозиуме европейского эко-
номического сообщества, посвящен-
ном организации научной работы, ча-
сто произносилась фраза «Научное уч-
реждение стоит столько, сколько сто-
ит его руководитель». Формулирова-
лись и основные требования к руко-
водителю: «Директор — вдохновитель
научного учреждения, и это должно
сочетаться в нем с тремя признака-
ми: человека науки, технического спе-
циалиста, администратора».
В частности, академик Капица на
этом симпозиуме ставил вопрос: кто
должен руководить большим творчес-
ким коллективом — ученый или адми-
нистратор? И сам же отвечал: руко-
водить должны не администраторы, а
непосредственно сами ученые. Руко-
водитель, говорил он, должен пони-
мать смысл и цель научной работы,
правильно оценивать творческие воз-
можности исполнителей, распределять
задачи и роли по талантливости и так
целесообразно расставить силы, что-
бы все стороны решаемой проблемы
развивались гармонично.
Ученый — главный объект руковод-
ства. Хорошо известно, что как ни под-
держивай неодаренного человека,
какие условия ему ни создавай, все
равно он ничего существенного в на-
уке не сделает. Наука — дело твор-
ческое, как искусство, как музыка.
Нельзя думать, например, что, создав
в консерватории отделение кантат и
гимнов, мы их получим, если нет в
отделении крупного композитора, рав-
ного по силе, например, Генделю.
Некоторые руководители не умеют
и даже не хотят создавать хорошую
творческую атмосферу деятельности
наиболее одаренных и способных лю-
дей. Галилей, Коперник, Ломоносов,
Эйнштейн, Циолковский и многие дру-
гие жили в нужде, подвергались гоне-
ниям и унижениям. Интеллектуальная
честность этих людей понуждала их
высказывать свои суждения независи-
мо от того, совпадали они с офици-
альным мнением или нет. Их мысли
вызывали настороженность и не нра-
вились обывателям. Обыватель, в том
числе руководитель-обыватель, не лю-
бит, чтобы его превосходили, не тер-
пит отклонений от стандарта, его раз-
дражают умные, ему импонируют за-
урядные, которым он с удовольстви-
ем протежирует.
Нравственная характеристика чрез-
вычайно важна. Если человек спосо-
бен рождать новые блестящие идеи,
если его интеллект зажигает коллек-
тив на большие свершения, если он
много отдает людям, обществу, не
измеряя скрупулезно, сколько он дает
и сколько получает, то он автомати-
чески вырабатывает и совершенству-
ет в себе способность и желание ув-
лекать коллектив, внимательно всмат-
риваться в него, отыскивая драгоцен-
ные крупицы таланта, любви к своему
делу. Вокруг талантливого, честного,
справедливого, работоспособного
руководителя неизбежно группируют-
ся люди с такими же свойствами лич-
ности. И наоборот.
Перечисленные вопросы сейчас, пе-
ред конференцией по выборам рек-
тора, чрезвычайно актуальны, поэто-
му давайте оценивать кандидатов по
известным качествам: справедливость
и честность, научные уровень и дос-
тижения, самоотверженность в тру-
де, ясность мысли и организованность,
уровень общечеловеческой культуры
и культуры поведения, способность
подчинять свои действия интересам
общества, государства.
Л. ТОКАРЕВ,
профессор каф. ЭАС
Университету предстоит
выбирать ректора

Олег Васильевич Алексеев, ректор нашего университета, заведующий кафедрой РЭС, принял решение, по семейным обстоятельствам, досрочно сложить полномочия ректо- ра ЭТУ в начале 1998 года. Олег Васильевич сделал заявление об этом на заседании Ученого совета университета 27 ноября 1997 г. В соответствии с Уставом ЭТУ решением от 25 декабря 1997 г. Ученый совет утвердил «Положение о порядке выборов ректора СПбГЭТУ», дату проведения конференции кол- лектива работников ЭТУ по выборам ректора — 25 февраля 1998 г., общее число деле- гатов конференции — 290 чел. и нормы представительства от подразделений ГЭТУ. Для кафедр норма представительства — один делегат от 10 работников, для всех других структурных подразделений — один делегат от подразделения. Представительство обу- чающихся (студентов, аспирантов, докторантов) — 15 делегатов. Нормы представитель- ства определены на основании положения Устава ЭТУ (п.5.2.) «... На конференции долж- ны быть представлены все структурные подразделения университета и обучающиеся. Не менее 60% делегатов должны представлять научно-педагогический персонал.» 6 января 1998 г. Олег Васильевич подписал приказ, объявляющий решение Ученого совета и определяющий ряд мероприятий по подготовке конференции. Приложением к приказу является «Положение о порядке выборов ректора СПбГЭТУ». Прокомментировать отдельные позиции Положения мы попросили председателя проф- кома сотрудников В.А. Тупика. Виктор Анатольевич рассказал также о ходе подготовки к конференции.



— Некоторые сотрудники задают вопрос:
зачем нужна конференция для выборов рек-
тора? Раньше ведь выбирали на Ученом сове-
те, на расширенном Ученом совете... Ответ
такой: порядок выборов определен Уставом
университета и федеральным Законом о выс-
шем и послевузовском образовании. По это-
му Уставу ректор избирается на конферен-
ции работников ГЭТУ. Порядок проведения
конференции, нормы представительства — все
это определяет Ученый совет. На декабрьс-
ком совете была назначена и дата проведе-
ния конференции — 25 февраля.
Сегодня уже поступают протоколы, в ко-
торых мы видим первые фамилии делегатов
от подразделений. К слову сказать, в прило-
жении № 3 приказа есть образец выписки
решения собрания. В приказе также сказано,
что руководители должны организовать со-
брания в своих подразделениях в такие сро-
ки, чтобы данные о делегатах — с указанием
должности — были представлены в Ученый со-
вет не позднее 23 января. Это сделано для
того, чтобы мы смогли выдержать норму
Устава. Она гласит, что на конференции ра-
ботников ЭТУ должно быть представлено не
менее 60% научно-педагогического персона-
ла. Если эта цифра окажется ниже, Ученый
совет уже 29 января сможет внести необхо-
димые изменения в нормы представительства
от кафедр.
Специально оговорен и вопрос с внутриву-
зовскими совместителями. Они могут быть
избраны делегатами на конференцию. Сами
голосовать при этом они имеют право лишь
один раз.
Следующая тема, которая интересует всех:
кто в нашем вузе может быть избран ректо-
ром. Формальные требования к кандидатам
такие — это сотрудник Университета, прора-
ботавший здесь не менее пяти лет, имеющий
звание профессора. Претенденты могут быть
выдвинуты на советах факультетов, на собра-
ниях кафедр, подразделений или просто груп-
пой лиц. Предусмотрено и самовыдвижение
кандидатов.
Все документы оформляются в Ученом
совете ГЭТУ в соответствии с положением. И
в срок — не позднее, чем за две недели до
конференции — список кандидатов и их про-

граммы вывешиваются на доске объявлений
университета в третьем корпусе. Трудно
предположить, какого объема будут эти про-
граммы. И для того, чтобы сотрудники и сту-
денты вуза могли подробно ознакомиться с
документами, будет задействована библио-
тека.
Что должна сделать конференция? Выбрать
ректора. Правомочными ее решения счита-
ются, если на ней присутствуют не менее
2/3 делегатов от числа избранных. Голосо-
вание тайное — это записано в Уставе. Хочу
еще раз подчеркнуть — в бюллетене долж-
но остаться не более одной фамилии. В дру-
гом случае бюллетень считается недействи-
тельным. Избранным считается кандидат, за
которого проголосуют более половины за-
регистрировавшихся на конференции деле-
гатов.
Если было два кандидата и ни один не из-
бран, то конференция назначает дату своего
повторного проведения. Перед этим повто-
ряется процедура выдвижения кандидатур.
Для подготовки конференции приказом
ректора создана рабочая группа в составе:
председатель комиссии совета университета
по Уставу профессор С.А. Иванов, зампред-
седателя комиссии доцент И.А. Назаров, уче-
ный секретарь совета ГЭТУ доцент А.В. Край-
ников. Вхожу в эту группу и я — председа-
тель профкома сотрудников.
Наша группа должна проработать деталь-
ный порядок проведения конференции. Пре-
дусмотреть различного рода мероприятия
при подготовке к этому важному событию.
Я считаю, что в период с 11 по 25 февраля
нужно собрать совет делегаций и на нем
обсудить все детали: порядок проведения,
формирование рабочих органов — вобщем,
оптимизировать весь процесс.
Последний пункт приказа предписывает ру-
ководителям подразделений, заведующим
кафедрами обеспечить учебный процесс в
день проведения конференции, поскольку
большинство делегатов конференции — пре-
подаватели.
Мы надеемся, что делегаты, избранные на
конференцию,— люди ответственные, и они
с должным пониманием отнесутся к очень
важному для всех нас событию — выборам
ректора.

Делать жизнь с кого...

Сотрудникам ЭТУ недавно представи- лась еще одна возможность поговорить о славной истории своего вуза. В Мемо- риальном музее А.С. Попова прошло за- седание, посвященное 80-летию органи- зации первой в России кафедры радио- техники. Она появилась 27 ноября 1917 года в тогда еще Петроградском элект- ротехническом институте. Главную роль в этом сыграли труды таких выдающих- ся ученых как А.А. Петровский, П.С. Осад- чий, Н.А. Скрицкий. Первым заведующим кафедрой стал «учитель всех учителей от радиотехники» И.Г. Фрейман. Написанный им в то время учебник — «Курс радиотехники» (1924 г.) до сих пор представляет большой инте- рес даже для специалистов. Как сказал ректор ГЭТУ О.В. Алексеев, этот труд и сегодня является его настольной книгой. С основным докладом выступил профессор Ю.В. Егоров, долгие годы заведовавший кафедрой ТОР — од- ной из «наследниц» сегодняшней «юбилярши». В этот день прозвуча- ло много интересных сообщений,
связанных с историей радиотехники
и нашего университета. Ими подели-
лись декан РТФ И.Г. Мироненко, про-
фессоры ГЭТУ Р.Е. Быков, Ю.А. Лу-
комский, А.С. Васильев, а также пред-
ставители Военно-морской академии
и НИИ связи ВМФ, Союза радиолю-
бителей России, НТОРЭС им. Попова
и многие другие.
Оценили присутствовавшие на
встрече и выставку, которая откры-
лась в мемориальном музее к зна-
менательной дате. На ней представ-
лены книги и документы, рассказы-
вающие о зарождении радиотехни-
ческого образования в России. За-
кончилось заседание традиционным
концертом и чаепитием.
А 13 января, в день памяти А.С. По-
пова, на Литераторских мостках, где
находится памятник ученому, собра-
лись преподаватели ЭТУ, историки,
друзья и сотрудники Мемориального
музея А.С. Попова. С места событий
был проведен сеанс радиосвязи. Рабо-
тала любительская УКВ-радиостанция.
Выступавшие еще раз вспомнили о
роли ученого в развитии многих на-
правлений радиотехники и связи.

Страница 2

Общими усилиями изменять нашу жизнь
Экономика. Социальная политика... Они все чаще
становятся важнейшими (если не основополагающи-
ми) критериями при оценке той или иной промыш-
ленно-хозяйственной деятельности. Но не только ее.
Социально-экономическим вопросам уделяется все
большее внимание и в работе высших учебных заве-
дений.
Коснулось это знамение времени и нашего Элект-
ротехнического университета. В минувшем году в ЭТУ
появились два новых проректора: по административ-
но-хозяйственным и социальным вопросам — В. Н.
Шелудько и по экономике — В. Ф. Рябов. Летом про-
шлого года была создана комиссия при Ученом со-
вете по социальным и экономическим вопросам, ко-
торую возглавил декан ФКЭА, д. т. н., профессор
Ю. А. Лукомский. В составе этой комиссии — два
проректора, председатели обоих профкомов, пред-
ставители семи факультетов, а также НИЧ, бухгалте-
рии и ПФО.
Если коротко, то задачи новой комиссии форму-
лируются так: подготовка к рассмотрению на Уче-
ном совете социально-экономических вопросов (на-
пример, смета, сдача в аренду основных фондов и т.
д.); участие ЭТУ в качестве учредителя различных
организаций и фондов; разработка рекомендаций
Ученому совету и администрации вуза о приоритетах
текущего и перспективного развития материальной
базы университета; подготовка и рецензирование
проектов внутренних нормативных документов соци-
ально-экономической направленности; информиро-
вание коллектива ЭТУ о текущем состоянии дел, про-
водимой работе, принятых решениях и их исполне-
нии в социально-экономической сфере...
Прошло чуть более полугода со времени создания
этой комиссии. Как ей работается, что волнует, ка-
кие проблемы приходится решать — на эти и другие
вопросы сегодня отвечают ее председатель Ю. А. Лу-
комский и проректор, входящий в ее состав, В. Ф. Ря-
бов.


Юрий Александрович: — В нынешних ус-
ловиях голодного финансирования вузов го-
ворить о долгосрочном планировании бес-
смысленно. Государство выделяет деньги
только на заработную плату сотрудников и
стипендии, да и то — по минимуму. Нет
средств на капитальное строительство, ре-
монтные работы... Наши же собственные
доходы составляют примерно 30-35% от
необходимых вузу средств. Как жить и раз-
виваться в этих условиях университету? За-
дача нашей комиссии — выработать опре-
деленные рекомендации Ученому совету и
администрации, позволяющие руководству
вуза не принимать решений, идущих в раз-
рез с общественным мнением. Правильно
формировать это самое общественное
мнение, чтобы студенты, сотрудники уни-
верситета знали, что делается в ЭТУ. К сло-
ву, наши рекомендации не являются обя-
зательными для исполнения, поскольку ко-
миссия — общественная. Но и приумень-
шать их значение тоже нельзя.
Вадим Федорович: — Хотелось бы от-
метить, что до создания этой комиссии на
рассмотрение Ученого совета иногда вы-
носились документы, плохо подготовлен-
ные юридически, не обоснованные эконо-
мически. К тому же эти документы не все-
гда учитывали интересы различных групп,
коллективов.. И новая комиссия призвана
осуществлять предварительную оценку та-
ких документов.
Юрий Александрович: — Вот только
один пример того, как и над чем работа-
ет наша комиссия. В структуру нашего уни-
верситета входят три подразделения, на-
деленные правами юридического лица:
Международная школа менеджмента,
Международный центр обучения и Центр
сетевых и параллельных компьютерных
технологий (сейчас готовится к «новой жиз-
ни» и четвертое по счету самостоятель-
ное подразделение — Региональный центр
интегрированного медико-технического
образования). Все эти коллективы имеют
лицевой счет в банке, право личной под-
писи а, значит, полную финансовую неза-
висимость. Все понимают, что по сравне-
нию с кафедрами — а ведь именно они
составляют основу любого высшего учеб-
ного заведения — эти подразделения на-
ходятся в явно привилегированном поло-
жении.
Встает вопрос — нужны ли вузу такие
коллективы? В какой мере они помогают
решать финансовые проблемы универси-
тета? Насколько они обогащают основной
учебный процесс? Наша комиссия отвеча-
ет — такие подразделения нужны. Более
того, надо всячески способствовать их
росту. Но при этом сделать так, чтобы вуз
мог регулировать их финансовую деятель-
ность, направлять их работу на развитие
основного учебного процесса.
Вадим Федорович: — Но нельзя впа-
дать и в другую крайность — ведь найдет-
ся немало коллективов, которые захотят
жить столь же самостоятельно. И задача
комиссии — выработать такие рекоменда-
ции, которые позволили бы уравновесить
обе тенденции. Над этим и работает в на-
стоящее время новая комиссия.
Юрий Александрович: — Важное звено
в работе нашей комиссии — донести до
коллектива вуза информацию о решениях,
которые принимаются на заседаниях Уче-
ного совета. И сегодня наиважнейшая из
них — итоги финансовой деятельности уни-
верситета в прошедшем календарном году.
Вадим Федорович: — Вот об этом, хотя
бы очень коротко, следует сказать. Бюд-
жетное финансирование основной деятель-
ности ЭТУ в минувшем году составило 35,2
млрд рублей. Внебюджетная деятельность
— 4,5 млрд рублей. Госбюджетная наука
получила 4,7 млрд рублей. Выполнение
собственных работ по хоздоговорам и
международным контрактам НИИ принесло
университету около двух млрд рублей. Сни-
жение объема хоздоговорных НИР (на 1,5
млрд рублей в год) произошло по несколь-
ким причинам. Первая из них — нашими ос-
новными заказчиками всегда были оборон-
ные отрасли, которые нынче сами живут на
голодном пайке.
Юрий Александрович: — Во-вторых,
нельзя забывать, что назначением вузовс-
кой науки было, главным образом, научно-
техническое обоснование опытно-конструк-
торских работ. Вузовская наука питала учеб-
ный процесс, который, в свою очередь, чер-
пал из нее фундаментальные знания. И тре-
тье. В последнее время все активнее проис-
ходит отток средств в другие структуры —
малые фирмы, НИИ, различные Центры, в
том числе и создаваемые при университете.
Вадим Федорович: — Снижение объема
хоздоговорных работ происходит еще и по-
тому, что сами кафедры проявляют недо-
статочно активности в зарабатывании
средств.
Юрий Александрович: — Совершенно
верно, хотя это и очень сложный вопрос.
Многие наши сотрудники, не бросая препо-
давательской и научной работы, организо-
вали свои малые фирмы, состоящие из 2—
15 человек. Они заинтересованы в том, что-
бы заработанные ими деньги (между про-
чим, большие деньги!) оставались на фир-
ме. Конечно, они и работают, что называет-
ся, в поте лица своего. Но все это отрица-
тельно сказывается на их учебной и научной
деятельности в вузе. Мы обо всем этом зна-
ем. Но у кого поднимется рука уволить лю-
дей, которые пытаются выжить в современ-
ных условиях...
Вадим Федорович: — В то же время про-
изошло увеличение госбюджетного финан-
сирования НИР, примерно, на два млрд руб-
лей. Причем основной прирост — более од-
ного млрд рублей — дала программа «Ин-
теграция». И все эти деньги пошли в копил-
ку университета.
Итак, повторюсь, что бюджетное финан-
сирование в минувшем году компенсирова-
ло только затраты на заработную плату и
стипендии. Правда, нам удалось получить от
Министерства все деньги, составляющие
фонд социальной поддержки студентов (до-
тации на отдых, проезд и т.д). На сегодня
государство задолжало нам 20 процентов
зарплаты за сентябрь. Остальные деньги мы
получили и в основном выплатили в декабре
прошлого года.
Мы понимаем, что в новом году бюджет-
ное финансирование высшего образования
в лучшем случае останется на том же уров-
не. Задача комиссии — постараться вырабо-
тать такие рекомендации вузу, которые по-
могли бы его руководству найти оптималь-
ное решение вопроса — как нам жить даль-
ше. И тут есть несколько вариантов.
Юрий Александрович: — Один из них —
сдача в аренду вузовских помещений. Толь-
ко не стоит преувеличивать значение этого
источника доходов. Во-первых, у нас нет
больших свободных площадей, а сдача в
аренду небольших территорий просто не-
выгодна. К примеру, если даже мы сдадим
в аренду полностью два корпуса, то полу-
чим всего 6 млрд рублей.
Вадим Федорович: — Во-вторых, у нас
арендуют университетские площади чаще все-
го некоммерческие структуры, с которых
много денег не возьмешь. Поэтому мы сда-
ем в аренду в основном помещения в сту-
денческих общежитиях, а полученные сред-
ства идут на благоустройство самих общежи-
тий.
Юрий Александрович: — Следующий ис-
точник наших доходов — платное обучение.
Но и это дело непростое. На платное обуче-
ние сегодня не такой уж большой спрос —
нынче большинство вузов Петербурга ввели
платное обучение по наиболее престижным
специальностям. Значит, надо искать какую-
то изюминку, чтобы привлечь желающих
учиться за собственные деньги.
Вадим Федорович: — Кроме того, для та-
ких студентов надо создавать специальную
инфраструктуру — определенную материаль-
ную и техническую базу, которая, кстати,
сегодня обходится в сотни тысяч долларов,
высококачественное жилье, библиотеки и т.д.
К тому же классные специалисты требуют за
час своей работы 15—20 долларов. Есть и
другие объективные ограничения, которые
иногда не позволяют нам расширять такую
форму обучения.
Все вышесказанное свидетельствует о том,
что наша главная проблема — бюджетный
дефицит. Сегодня нам не хватает 6—8 млрд
рублей для поддержания (а не развития) жиз-
недеятельности вуза. Значит, и в новом году
нам придется рассчитывать на собственные
силы. Пока нет ясности с бюджетом на 1998
год. Видимо, только в марте комиссия будет
его рассматривать, после чего выработает
свои рекомендации.
Юрий Александрович: — Но один вывод
можно сделать уже сегодня — надо быстрее
расставаться с прежними привычками жить не
по средствам.
Вадим Федорович: — Совершенно верно.
Например, в течение двух последних лет мы
знали, что у нас накапливается долг за пользо-
вание телефонами. Знали, но надеялись, что
«кривая вывезет». И дождались... Удалось от-
стоять лишь небольшую часть телефонов, оп-
латили которые (в равных частях) вуз, спон-
соры и сами владельцы телефонов из соб-
ственных сбережений.
Но и в этих трудных условиях руководство
вуза старается делать все возможное, чтобы
наш университет жил и нормально работал.
Принята программа материальной поддерж-
ки молодых преподавателей. Увеличен фонд
заработной платы кафедры иностранных язы-
ков, а также принято решение ежегодно ко-
мандировать за рубеж для стажировки двух
преподавателей этой кафедры. Предпринима-
ются и другие шаги в этом направлении.
Юрий Александрович, Вадим Федорович:
— Одно мы можем сказать с уверенностью
— комиссия при Ученом совете по социальным
и экономическим вопросам готова работать
над поиском путей и подготовкой рекомен-
даций руководству вуза, чтобы хоть в какой-
то мере облегчить нашу с вами жизнь. Но и
коллектив университета должен понимать —
только общими усилиями можно выполнить
стоящие перед нами задачи по подготовке вы-
сококвалифицированных специалистов для
нашей страны.
Беседу вела Л. КОРОТКОВА
На экзаменах нагрузки — по-английски и по-русски или
Как проходит сессия на гуманитарном факультете.
Январь в университете — тяжелая пора:
сессия с ее зачетами и экзаменами под-
водит очередные итоги. В эти дни сту-
денты особенно мечтают о снисходитель-
ном преподавателе, а тот, в свою оче-
редь,— о серьезном и вдумчивом сту-
денте.
В этом отношении кафедра «Связи с
общественностью»— не исключение.
Зато во всем остальном она весьма эк-
зотична для ГЭТУ. Например, на этот раз
у студентов второго и третьего курсов
экзамены по специальности проходили на
английском языке. Делалось это, конеч-
но, не для того, чтобы лишний раз по-
мучить будущих профессионалов ПР.
Просто вместе с экзаменатором их от-
веты внимательно слушал преподаватель
Таусонского университета Майкл Стен-
ли (с 1993 года сотрудники этого уни-
верситета помогают ГЭТУ в становлении
специальности «Паблик Рилейшнз»).
Как же проходил сам экзамен? Сту-
дент второго курса Кирилл Романенко
считает, что атмосфера на экзамене
была очень доброжелательная.
— О том, что будет присутствовать
американский преподаватель, я узнал за

два дня до экзамена. И хотя этот курс
нам читали на английском, и учебник
тоже написан по-английски, все-таки
лично мне было страшновато: ведь се-
рьезной языковой практики у меня нет.
Впрочем, по-русски отвечать тоже
было бы непросто. Родина ПР — Аме-
рика, и масса терминов не имеет экви-
валентов в нашем языке.
Интересно ли учиться? Очень. Про-
фессия перспективная. В самом бли-
жайшем будущем без наших специа-
листов не обойдется ни одна сфера,
будь то политика, экономика, бизнес.
Мне остается учиться еще четыре года,
и за это время хочется получить мак-
симум профессиональных знаний. По-
этому очень жаль, что на общеобра-
зовательные предметы и специальность
времени тратится почти поровну.
А вот студентка третьего курса Лена
Козловская думает, что стоило бы уде-
лять больше внимания некоторым не
специальным предметам, например,
русскому языку и литературе. Без хо-
рошего знания этих дисциплин ни про-
фессионалом, ни, тем более, образо-
ванным человеком не станешь.
На этих экзаменах я не заметила ни
одной шпаргалки у студентов и, конечно
же, полюбопытствовала у Лены — всегда
ли это так.
— Разумеется, нет. Просто, с одной
стороны, перед мистером Стенли нелов-
ко. Наш курс его хорошо знает — он вел
у нас семинары, читал лекции. А с дру-
гой стороны, пока писала «бомбы», все
хорошо запомнила. И вообще занимать-
ся было интересно. А, бывает, такой тос-
кливый предмет приходится сдавать, что
без шпаргалок не обойтись.
Я не удержалась и спросила у амери-
канского преподавателя, что же он ду-
мает о наших студентах.
— Меня пригласили не в качестве про-
веряющего. Напротив, это — любезность
со стороны русских преподавателей. Они
проделали большую работу, и я полнос-
тью удовлетворен тем, что услышал. От-
веты студентов произвели на меня боль-
шое впечатление.
Как, к слову, и на наших экзаменато-
ров — зав. кафедрой СО доцента Л.В.
Азарову и доцента этой же кафедры В.М.
Шадрову. После окончания экзамена у
второкурсников я заглянула в ведомость.
Там были только «отлично» и «хорошо».
К. МАЛИНИНА

Страница 3

Хорошая репутация —
вслед за хорошей
работой


22-23 декабря минувшего года в на- шем университете проходил пленум совета УМО по образованию в облас- ти автоматики, электроники, микро- электроники и радиотехники, на кото- ром ГЭТУ вновь подтвердил свою ре- путацию ведущего вуза России. На пленуме присутствовали члены совета УМО, проректоры по учебной работе более чем из 20 крупнейших вузов Петербурга. В работе пленума приняли участие представители Мини- стерства образования: начальник уп- равления образовательных программ и стандартов Г.К. Шестаков и заведу- ющая отделом образовательных про- грамм высшего профессионального образования Е.П. Попова. Вузовская общественность обсуди- ла ряд важных для дальнейшего раз- вития высшего образования вопросов. Они касаются изменения государствен- ного стандарта высшего профессио- нального образования, совершенство- вания перечня направлений и специаль- ностей. Были рассмотрены проекты нормативно-методических документов Минобразования России, среди кото- рых и положение о порядке приема в вузы. Обсуждение этих вопросов связано с очередным этапом реформы обра- зования. Сейчас идет окончательная выработка его концепции. Существу- ет несколько вариантов дальнейшего развития российского образования. И хотя выбрать окончательный вариант планировалось до конца 1997 года, вопрос этот пока остается открытым. Насколько важно иметь хорошо про- думанную, грамотно разработанную концепцию образования — объяснять не нужно. Если Россия хочет оставать- ся великой державой, она должна иметь первоклассных специалистов. И пока окончательное решение о рефор- мировании высшего образования не принято, у вузов есть возможность высказать свое мнение, помочь Мини- стерству откорректировать его пози- цию с учетом высказанных замечаний. Удался ли пленум? По мнению его участников — безусловно. Представи- тели Министерства остались более чем довольны, ведь их задача — готовить документы, по которым будет жить высшая школа и которые отвечают запросам завтрашнего дня. Поэтому мнения и замечания, высказанные столь представительным и квалифици- рованным собранием, получили очень высокую оценку. Участники пленума оценили также предоставленную им возможность не- формально участвовать в обсуждении. Они услышали мнение коллег, что на- зывается, из первых рук, имели воз- можность влиять на позицию Мини- стерства образования. Что будет дальше с концепцией оче- редного этапа реформирования обра- зования — решать Правительству. Пока же поиски оптимального решения про- должаются. Мы надеемся, что выска- занное на пленуме УМО мнение бу- дет учтено при принятии окончатель- ного варианта документов. К.М. *** Славный Питер — Широкие улицы, Но теперь ты не для меня, Прости... Над тобою сегодня пусть небо не хмурится, Лишь сегодня, Когда ей со мной по пути. Пусть не едут трамваи, Пусть мосты разведутся, Пусть заглотят назад свой дым поезда. Знаешь, Питер, Твои бы широкие улицы Мне рассыпать к ее ногам, И тогда Пусть Она никуда не торопится, Пусть Она соберет из них, То, чем звезды всегда любуются. Питер, станешь ты — для двоих. Ты не обидишься, Если я буду Любить Ее больше Чем тебя. Ты же знаешь, Твержу повсюду: Питер — тот город, Что — навсегда. Валерий ОСТАНЬКОВИЧ, студент ГЭТУ

Как готовить... магистров — первый опыт есть

В нынешнем году в ЭТУ заканчивается
двухлетний цикл обучения магистрантов.
Летом в университете появятся первые
в его истории магистры. Чем же отлича-
ются эти выпускники от привычных вузу
инженеров? В первую очередь, умени-
ем вести научно-исследовательскую ра-
боту. Без этого, как твердо убеждены
преподаватели, магистрами не стать.
Именно поэтому при составлении учеб-
ных планов НИР стала обязательной час-
тью учебной работы. На нее отводится
немалое количество часов. Если в пер-
вом семестре — это 8 часов в неделю,
то в третьем — 22 часа, т.е. больше че-
тырех часов в день. Объем же аудитор-
ных занятий уменьшается. В идеале НИР
должна вноситься в индивидуальный план
магистранта, а отчеты по ее результа-
там — носить конкретную форму. Это
может быть реферат, научная статья,
выступление на семинаре или конферен-
ции.
Однако, как отмечалось на последнем
заседании учебно-методической комис-
сии ЭТУ, рассмотревшей организацию
научной работы магистрантов, на прак-
тике так получается далеко не всегда.
Безусловно, основная проблема — фи-
нансовая. Раньше вуз имел серьезные на-
роднохозяйственные заказы, что давало
возможность привлекать студентов к
выполнению научных работ.
Теперь все держится, по большей час-
ти, на энтузиазме преподавателей. Хотя
почасовая нагрузка за работу с магист-
рантами существует, оплата ее скорее
символическая. К тому же не у всех ка-
федр, по дисциплинам которых специа-
лизируются будущие магистры, есть не-
обходимые материально-технические
условия.
Нельзя сказать, что в ЭТУ совсем нет
возможностей поддержать студенческую
НИР. В 1997 году бюджетные средства
на проведение НИР в вузе увеличили в
1,5 раза. Помимо этого университет мог
бы более активно использовать систему
грантов. В России есть 24 центра, зани-
мающихся поддержкой всевозможных
проектов, в том числе и студенческих.
Конечно, требования к участникам кон-
курса грантов достаточно жесткие. Кон-
курс по линии Сороса, например, пред-
полагает, что студент должен быть по-
бедителем городских олимпиад, иметь не
больше двух-трех четверок за последние
полтора года, представить печатные тру-
ды. Но даже тем, кто соответствует та-
ким требованиям, не всегда удается при-
нять участие в конкурсах, поскольку ин-
формация о них либо не доходит до ка-
федр, либо поступает слишком поздно.
С другой стороны, и не должны сту-
денты работать за деньги. Ведь часть из
них стремится сделать научную карьеру,
найти контакты с зарубежными партне-
рами. Значит, нужно создавать свой
имидж, который без НИР невозможен.
В нашем университете магистров го-
товят по восьми направлениям. В части
НИР у магистрантов неплохо идут дела
по двум из них: электронике и микро-
электронике и технической физике. По
мнению профессора Валерия Сергееви-
ча Сорокина, заместителя председателя
учебно-методической комиссии ЭТУ, это
связано с тем, что все проблемы замы-
каются на кафедру. Если есть финанси-
рование, научная заинтересованность
преподавателя — работа обязательно
пойдет.
На кафедре микроэлектроники, напри-
мер, так и происходит. Проблемы фи-
нансов решаются при помощи ЦМИД и
ряда зарубежных партнеров. Жива на-
учная среда, которая на некоторых ка-
федрах, увы, потеряна. В год здесь вы-
пускают до пяти аспирантов, за после-
дние два года защищены три докторские
диссертации. Такая обстановка очень
благоприятствует студенческому творче-
ству.
Что же можно сейчас реально изме-
нить в организации научной работы ма-
гистрантов? Учебно-методическая комис-
сия ЭТУ рекомендует повысить требо-
вательность к руководителям магистран-
тов, разработать структуру индивидуаль-
ного плана подготовки магистров в раз-
деле, связанном с НИР. В конце первого
года обучения в магистратуре надо про-
водить публичную аттестацию магистран-
тов по результатам их научной работы
на расширенном заседании научно-мето-
дических советов по направлениям. Оцен-
ка будет выставляться только после по-
добной аттестации. Желательно было бы
привлекать магистрантов второго года
обучения к участию в конференциях про-
фессорско-преподавательского состава.
Ну, а насколько помогут эти меры, по-
кажет время.
М. КИРИНА

БЕНЗИН — ВАШ,
ИДЕИ — НАШИ!


— Поговорим? — О чем?
— О важном
и о прочем:
О том, что хорошо
и хорошо не очень,
О чем-то знаешь ты.
Про что-то мне известно.
Давай поговорим,
вдруг будет интересно?
Уже во второй раз наш университет
проводил конкурс грантов, который
призван поддержать научные исследо-
вания молодых ученых. Об этом и рас-
сказывает сегодня на страницах «Элек-
трика» руководитель конкурсного цен-
тра доцент Алексей Александрович
АЛЕКСЕЕВ.
Идея такого конкурса родилась пос-
ле подведения итогов по распределе-
нию традиционных грантов, предназна-
ченных для проведения фундаменталь-
ных исследований. Именно тогда стало
ясно, что молодые ученые почти не
получили субсидий, в основном, по
формальным причинам: у них не было
публикаций в авторитетных журналах и
опыта работы по руководству научной
группой.
Конечно же, научные руководители,
маститые профессора ГЭТУ видели, что
их талантливые аспиранты просто бед-
ствуют, ветшает оборудование, нет
средств на закупку комплектующих де-
талей для постановки экспериментов.
Вот тогда-то руководство нашего вуза
и обратилось в Госкомвуз с предложе-
нием — организовать специальный кон-
курс для молодых ученых, получивших
приглашения от зарубежных научных
центров для проведения там научных ис-
следований. Иными словами, учитывая
сегодняшнее безденежье российской
науки, мы говорим западным коллегам:
«Бензин — ваш, идеи — наши».
Вначале такой конкурс был проведен
— в порядке эксперимента — в 1994
году. В нем участвовали всего семь
вузов. Результаты эксперимента пока-
зали, что подобный конкурс чрезвычай-
но выгоден российской стороне. С од-
ной стороны, ее расходы, как правило,
были меньше затрат западных партне-
ров. С другой стороны, наши специа-
листы получали доступ к уникальной
экспериментальной базе. Россия опла-
чивает только проезд и проживание
молодого ученого за границей, в то
время как амортизация дорогостояще-
го оборудования оплачивается из бюд-
жета иностранных научных центров.
Очень важен при этом и моральный
аспект — талантливая российская моло-
дежь получает возможность приложить
свои силы и знания, установить контак-
ты с зарубежными коллегами.
В то же время и зарубежные специ-

алисты, особенно западноевропейские,
заинтересованы в подобных контактах.
Неслучайно в бюджете Германии и
Франции заложены особые статьи рас-
ходов на оказание научно-технической
помощи странам бывшего СССР и Вос-
точной Европы. Разумеется, при усло-
вии, что в совместном проекте прини-
мают участие также европейские уче-
ные. А для научных центров такие со-
вместные эксперименты — возмож-
ность получить бюджетные средства для
своих научных работников.
Поскольку инициатива проведения
конкурса грантов исходила из нашего
университета, он и был определен как
головной в проведении общероссийско-
го конкурса, который состоялся в 1996
году. Он проводился не только по тра-
диционным для нас направлениям (ки-
бернетика, радиотехника, связь, мет-
рология), но и по гуманитарным на-
укам, фундаментальному естествозна-
нию, ядерной технике, химии. Всего
разыгрывалось 66 грантов с общим
объемом финансирования 700 млн руб-
лей. Из них наш вуз имел квоту не бо-
лее 10 процентов.
Как же проводится конкурс грантов?
В нем участвует молодежь в возрасте
до 35 лет, занимающаяся научной ра-
ботой в вузе. Соискатель должен пред-
ставить приглашение из научного цент-
ра и программу своих научных иссле-
дований. Он должен также получить
гарантии того, что иностранная сторо-
на готова оплатить расходы на прове-
дение этих исследований в сумме, не
меньшей, чем те затраты, которые по-
несет Россия.
Длительность выполнения экспери-
ментов определяется сложностью на-
учной задачи и календарным расписа-
нием загруженности оборудования на-
учных центров. Но, в основном, гран-
ты выдавались на исследования, кото-
рые можно провести за время от двух
недель до трех месяцев.
Все заявки на гранты проходят обя-
зательную экспертизу. После того, как
молодой ученый, получивший грант, за-
вершает свои исследования за рубе-
жом, он обязан представить обстоя-
тельный отчет и финансовый документ
от принимающей стороны о том, какие
суммы (в валюте) и по каким статьям
были фактически израсходованы. Ре-
зультат выполнения работ по грантам
проходит две стадии экспертизы — на-
учную и финансовую.
В настоящее время семь молодых со-
трудников нашего вуза — победителей
конкурса грантов работают за рубе-
жом. Тематика их научных исследова-
ний самая разнообразная: новые индук-
ционные системы плавки металлов, при-
кладная математика, технологии диэлек-
триков и полупроводников, управление
морскими объектами, микротехноло-
гия...
Как видите, наша молодежь не под-
вела, и мы выбрали свою квоту. Хочет-
ся надеяться, что пример молодых кол-
лег вдохновит и тех, кто сегодня толь-
ко начинает свою самостоятельную на-
учную работу.
И. СЕРГЕЕВ

Страница 4

Нет предела
совершенствованию...
нашего общепита


В нашем университета работает до-
вольно большое количество столовых,
кафетериев и буфетов, где в любое вре-
мя можно позавтракать, пообедать и по-
ужинать или же просто «заморить чер-
вячка», а также пунктов бытового об-
служивания.
Чтобы обеспечить постоянный конт-
роль за деятельностью всех этих торго-
вых точек, при профкоме сотрудников
ГЭТУ в 1994 году была создана комис-
сия общественного контроля, которую
возглавил зам. председателя профкома
Ю.Г. Тимофеев. Членами комиссии ста-
ли: зав. лабораторией кафедры МИТ К.К.
Бехтерев и сотрудник кафедры ЭТПТ В.В.
Ткач. Кстати, по желанию студенческого
профкома для работы в этой комиссии
могут привлекаться и студенты.
Комиссия общественного контроля
призвана наблюдать за работой предпри-
ятий общественного питания, а также за
тем, как обслуживаются посетители тор-
говых точек. Это касается как самого
университета, так и студенческих обще-
житий. С этой целью проводятся регу-
лярные проверки санитарного состояния
всех точек, составляются акты проверок
и контролируется их выполнение. Комис-
сия имеет право ставить перед ректора-
том вопрос о непродлении договора с
обслуживающими предприятиями, кото-
рые не выполняют предписания комис-
сии. Комиссия отчитывается о своей ра-
боте на заседаниях профкома сотруд-
ников.
Последняя такая проверка состоялась
осенью 1997 года. Мы проводили конт-
рольные взвешивания порционных блюд,
проверяли их качество, а также работу
кассиров, смотрели за соответствием са-
нитарно-гигиеническим нормам помеще-
ний столовых, кафетериев, буфетов, ма-
газинов.
Приятно было отметить, что в работе
столовой № 14 (пятый корпус) не выяв-
лено никаких недостатков. Зато буфет,
что находится в подвальном помещении
пятого корпуса (под столовыми), «зара-
ботал» ряд замечаний.
Серьезного порицания заслуживают
некоторые студенты, пользующиеся ус-
лугами этого буфета. Они курят здесь,
произносят нецензурные слова, даже
распивают спиртные напитки. Несколько
столов в этом буфете разрисованы... На-
верное, будет правильно ставить перед
ректоратом вопрос об отчислении тех
студентов, которые неоднократно нару-
шают правила внутреннего распорядка в
университете.
Есть претензии и к буфету, который
находится на первом этаже третьего кор-
пуса. Здесь отмечены нарушение сани-
тарных норм хранения полуфабрикатов
и гастрономической продукции, отсут-
ствие меню и «заборного места», грязь
в мойках. Кроме того, зачастую пришед-
шие сюда преподаватели и сотрудники
вуза просто не в состоянии поесть, по-
тому что все столы заняты студентами
(к тому же сидящими в верхней одеж-
де), которые что-то пишут, читают, ув-
леченно беседуют... Между тем, почти в
каждом корпусе нашего вуза имеются
читальные залы, где тепло, уютно и пол-
но свободных мест.
Мне кажется, что существующая в уни-
верситете общественная дружина дол-
жна уделять больше времени и внима-
ния поведению студентов в обществен-
ных местах, в том числе, в столовых, ка-
фетериях и буфетах.
Хотелось бы призвать всех сотрудни-
ков и студентов вуза почаще обращать-
ся со своими замечаниями и предложе-
ниями о работе предприятий обществен-
ного питания и пунктов бытового обслу-
живания как в нашу комиссию, так и в
профкомы. Ведь только совместными
усилиями мы сможем добиться отлич-
ной и слаженной работы общепита и
остальных торговых точек.
Ю. ТИМОФЕЕВ,
председатель комиссии

Место встречи изменить нельзя:
в баскетбольный зал приходят и
ветераны, и молодежь 
Издавна кафедра физического воспи-
тания ЛЭТИ-ГЭТУ славилась своими до-
стижениями во многих видах спорта и,
прежде всего, успехами вузовских бас-
кетболистов. Не единожды женские и
мужские сборные команды по баскет-
болу нашего университета становились
чемпионами и призерами первенства
города и чемпионата вузов. А отдель-
ные игроки ЛЭТИ, ныне заслуженные
ветераны, защищали честь северной сто-
лицы и на международной арене.
Сейчас на отделении баскетбола за-
нимаются около 360 человек. Это — и
студенты первых-вторых курсов, кото-
рые сами выбрали этот вид спорта на
период своего обучения; и студенты
старших (третьих-пятых) курсов, посе-
щающие факультативные занятия, так
как не нашли в себе сил расстаться с
увлекательной игрой.
Любовь к баскетболу прививают сту-
дентам преподаватели и тренеры —
люди неравнодушные, продолжающие
творческий поиск в своем деле, несмот-
ря на огромный педагогический опыт.
Это — преподаватели Г.Н. Федорова,
Т.В. Щапова, это и более молодые, но
не менее увлеченные баскетболом и же-
ланием внести свою лепту в дело воспи-
тания физически гармоничных студентов
люди.
Уровень физического развития посту-
пающих на первый курс студентов с каж-
дым годом все ниже и ниже, что насто-
раживает нас, преподавателей. К тому
же нынешние молодые люди, желаю-
щие получить хорошее образование,
максимально отвечающее сегодняшним
жестким требованиям, все больше вре-
мени проводят не в спортивном зале, а
за работой с различными специальны-
ми печатными изданиями или перед дис-
плеями ПК. Они совершенно забывают,
что и для этого абсолютно необходима
двигательная активность. Проблему по
восполнению пробела в воспитании фи-
зических качеств, развития и совершен-
ствования двигательных усилий и навы-
ков и призван решать преподавательс-
кий коллектив кафедры физвоспитания.
Сделать этот процесс неординарным
и интересным, в частности, на отделе-
нии баскетбола помогает проведение,
помимо учебно-тренировочных занятий,
различных соревнований. Так, по тради-
ции сезон открывают студенты первых
курсов: в конце октября проводится та-
кое зрелищное мероприятие, как сорев-
нования на «Приз первокурсника».
В нынешнем учебном году первое
место заняла команда ЭФФ, повторив
прошлогодний успех. Вторыми стали
ребята с ФЭТа. Очень приличную игру
показали юные баскетболисты ФЭА,
встретившиеся в полуфинале с будущи-
ми чемпионами и уступившие им всего
два очка. Победители были награжде-
ны грамотами и переходящим кубком.
В весеннем семестре выявляется силь-
нейшая команда по баскетболу среди
студентов-второкурсников различных
факультетов.
Не пустует наш зал и по вечерам. Не-
смотря на полумрак, вызванный плачев-
ным состоянием освещения (в рабочем
состоянии только три из 12 прожекто-
ров), сюда приходят заниматься ребя-
та, тренирующиеся в сборной команде
университета. Кто-то из них продолжа-
ет свою спортивную карьеру после
окончания спортшколы, а кто-то (из
физически одаренных ребят) только
здесь начинает серьезно увлекаться бас-
кетболом. К сожалению, девушек, име-
ющих спортивные разряды, мы вынуж-
дены оставить без внимания, так как в
университете занимается только мужс-
кая сборная команда. Юношей же, чей
рост приближается к двум метрам, мы
ждем на просмотр в часы тренировок.
Отрадно, что не забывают наш зал и
сотрудники ГЭТУ. Здесь, среди профес-
сорско-преподавательского состава,
можно увидеть и бывших игроков сбор-
ной команды нашего института. Каждый
четверг по-прежнему, как и в молодые
годы, в зале все тот же накал страстей,
все тот же праздник баскетбола.
... И лишь ближе к полуночи гаснет свет
в зале — завтра снова рабочий день.

Л.В. КОПЫСОВА, С.Г. ФИЛИМОНИХИНА, преподаватели отделения баскетбола

Не стреляйте в музыканта!

У РАЗНЫХ музыкальных инструмен-
тов — разные достоинства, равно
как и разные недостатки. Но у больших
(по размеру) инструментов основной не-
достаток трагически одинаков, это —
трудоемкость транспортировки. Люди с
тубами, виолончелями и аккордеонами,
бродящие по улицам, заходящие в ма-
газины, едущие в трамваях и метро, вы-
зывают, в лучшем случае, жалость, а в
худшем — возбуждают недовольство и
даже раздражение порожних или сла-
бо нагруженных попутчиков. В отличие
от дачников с тележками — летом, ры-
баков с ящиками — зимой, тогда же —
лыжников (догадайтесь с чем), а также
внесезонных бабулек с сумками и во-
енных с дипломатами,— человек с му-
зыкальным инструментом должен вся-
чески оберегать свою ношу от толчков
и ударов, противясь соблазну поступить
совсем наоборот, то есть использовать
ее в качестве средства защиты или... на-
падения.
В подобной ситуации человек с кон-
трабасом — самым большим музыкаль-
ным инструментом, считающимся пере-
носным (весьма дискуссионная
мысль),— бросает вызов общественно-
му мнению в лице общественного транс-
порта и может рассчитывать на совсем
неадекватную реакцию. А именно, пас-
сажиры могут, например, пропустить
его вперед или уступить удобное место
в самый разгар часа пик, чего не про-
изошло бы, будь даже все они братья-
ми, а он — их горячо любимой мамоч-
кой (бабушкой, тетушкой и т.д.). И это
вместо того, чтобы смять его тут же у
дверей или выбросить в окошко, если
он все же как-то пролез и уже находит-
ся внутри.
Идя на эту жертву, люди как бы тоже
приобщаются к искусству и лишний раз
переживают пословицу о жертвах искус-
ства. Хотя, может быть, дело не только
в этом. Скажем, некоторые не знают,
как выглядит контрабас, и им, пытливым,
просто любопытно — что же такое боль-
шое находится в этом мешке (чехле).
Ко мне самому, когда приходилось
возить контрабас на автобусе, не раз
подходили люди и задавали вопросы
типа: «Скажите, это у вас — валторна
или гобой?». Ответить очень сложно,
формально подходя — вообще невоз-
можно. Впрочем, когда я ношу бас-ги-
тару, спрашивают так же. Лучше всего
отвечать, что там ружье — тогда все
быстро отстают.
А вообще-то люди — народ общитель-
ный, и спрашивать будут всегда. Помнит-
ся, забрал я из одной музыкальной шко-
лы списанную балалайку-контрабас и
вес ее домой без чехла. Точнее, чехол
был, но на балалайку он не налез —
слишком она была треугольная. И хотя
километра за два видно, что это бала-
лайка, наши любознательные люди все
равно подходили и спрашивали: «Ска-
жите, это балалайка?».
... Читатель наверняка подумал: не-
спроста автор так подробно рассказы-
вает об инструментах, что-то кроется за
все этим. И он будет прав. Дело в том,
что за пять лет учебы в нашем универ-
ситете мне, к сожалению, так и не до-
велось услышать ни один настоящий му-
зыкальный самодеятельный коллектив.
Да, я даю уроки игры на бас-гитаре
(постоянно приходят на них 3—5 чело-
век). Да, иногда — не чаще одного раза
в месяц, а то и реже — мы собираемся
вместе и играем джаз. Да, мне извест-
но, что в нашем студенческом клубе
проводятся уроки игры на фортепиано,
по сольфеджио... Но это всего лишь
уроки!
Для работы же постоянных музыкаль-
ных инструментальных коллективов нуж-
но многое: хорошая техническая база
(аппаратура), помещение для репети-
ций. Все это стоит денег, и немалых! А
их-то как раз и нет. А всякий ли чита-
тель знает, что только для настройки
одного рояля требуется кругленькая
сумма — от 100 до 200 тысяч рублей?! В
наших же условиях делать это надо каж-
дый месяц.
Я далек от мысли предъявлять какие
бы то ни было претензии руководите-
лям студенческого клуба. При очень
смешной зарплате они делают многое
для того, чтобы культурная жизнь в на-
шем вузе не угасла совсем. Но, к со-
жалению, музыкальные инструменталь-
ные коллективы работать на одном эн-
тузиазме не могут. И хорошо бы всем
заинтересованным людям помнить, что
искусство, на поверку, не только тре-
бует жертв, но и отдает взамен много
того, ради чего жертвы те и приносят-
ся,— удовлетворение, радость, счастье
творчества.
Валерий РОВИНСКИЙ,
студент группы 3582

Учредители:

Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г.

Адрес редакции:

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 234-84-03.

Редактор

О. И. ТУГАРИНА Тираж 1500 экз. Бесплатно. СПб ГГК, Ленинский пр, 139. Заказ № 377.