Страница 1

Кто оживит
«науку наук»?

Последствия нынешнего экономического
кризиса усиливаются мировоззренческим
кризисом. Мы осуществляем глобальные
реформы, имея самые поверхностные
представления о человеке, обществе, го-
сударстве. Преодолеть эту узость взглядов
мешает не только марксистская менталь-
ность, долгое время доминировавшая в со-
знании множества людей, но и схоластичес-
кое развитие отечественной философии.
Обучаясь в аспирантуре, я писал рефе-
рат, посвященный философским проблемам
общей теории систем, которую развивали
как зарубежные, так и советские филосо-
фы. Поражало то, что в иностранных рабо-
тах вся теория была наполнена жизнью, фак-
тами из разных наук. Там обсуждались вза-
имоотношения хищника и жертвы — в био-
логии, сравнивалось движение лондонской
толпы с подвижностью бактерий. В «томе»
же отечественного философа приводилось
два десятка определений понятий «система»
и с упоением анализировались достоинства
и недостатки терминологии и классифика-
ции.
Точно так же преподавалась история фи-
лософии, на фундаменте которой якобы
зиждились новые работы. Узнаете ли вы,
какому мыслителю принадлежат эти стро-
ки: «Моряки говорят летом о цветении
моря. Море наполнено бесконечным мно-
жеством растительных точек, нитей, повер-
хностей, в нем есть тенденция к прорыву в
растительное. При большем возбуждении
моря вспыхивает на огромных расстояниях
фосфоресцирующим светом... Море явля-
ет сонмы звезд, тесно скученных в млеч-
ные пути и ничем не уступающих звездам
небесным... Я сравнил звезды с сыпью на
органическом теле, когда на коже появля-
ется множество красных точек, или с му-
равейником, в котором тажке имеется рас-
судок и необходимость». Это Гегель, от
которого в курсе обучения иногда остается
только перетолкование «абсолютной идеи».
После анализа множества опытов Гегель
приходит к выводам о том, что форма ве-
щества определяет свойство магнетизма. Он
отмечает, что железные опилки прилипают
к магниту, но если железо накаливать, оно
теряет свои свойства, так же как и в ре-
зультате окисления — железная известь.
Ковка, обработка молотом тоже меняют
свойства магнита. Отмечая, что «самость
растения» находится вне его, т.е. источни-
ком его жизни является свет, великий фи-
лософ подтверждает это примером выра-
щенного в подвале картофеля, который пол-
зет по земле несколько аршин в ту сторо-
ну, где есть отверстие для света.
Обычно философия открывала что-то
новое в развитии человека и общества, ког-
да происходило ее обогащение новыми
фактами разных наук. Врач Фрейд, геохи-
мик Вернадский, историк Тойнби, географ
и историк Гумилев, физики Поппер, Кун,
Пригожин стали основателями новых направ-
лений в философии. За рубежом нередко
знаменитый ученый, обобщая новые факты
в области своей специальности, предлагает
и новую философскую мировоззренческую
концепцию. Недаром первая научная сте-
пень там называется «доктор философии».
Этим подчеркивается, что философия — «на-
ука наук», интегратор фактов и идей в раз-
личных областях знаний. Почему же у нас
так редко решаются на философские обоб-
щения, а жизнь исчезает из философии, как
из высушенной капли?
Хочется закончить эти размышления ци-
татой выдающегося историка педагогики
Карла Георга фон Раумера, в которой он
подчеркивает особую значимость философ-
ского направления в университете: «Факуль-
теты, отделенные от философского, легко
принимают ремесленное направление, а от-
дельный философский факультет остается
без всякой связи с потребностями жизни».
Игорь ЗАХАРОВ
Современное состояние
и перспективы


С 26 января по 7 февраля в ЭТУ проходила
51-я научно-техническая конференция (НТК) профес-
сорско-преподавательского состава. Она открылась пле-
нарным заседанием, на котором присутствовали члены
Совета университета. Первым прозвучал доклад гостя
конференции, ректора Университета точной
механики и оптики, профессора В.Н. Васильева
«Современное состояние и перспективы развития
российской университетской сети Runnet». Профес-
сор ГЭТУ В.И. Плескунин рассказал о применении
международных стандартов ICO-9000, на основе
которых проводится аккредитация и сертификация.
«Использование этих стандартов само по себе является
доказательством высокого качества деятельности
организации»,— уверен докладчик. Третье сообщение
было посвящено перспективам электротехнологической
переработки твердых промышленных и бытовых отходов
при решении экологических проблем. О роли высокотем-
пературных электрометаллургических процессов в
ресурсоснабжении и защите окружающей среды рассказал
профессор ГЭТУ Ю.Б. Петров.


Защита
В ФЕВРАЛЕ в нашем университете прохо-
дят защиты дипломных проектов. Кафедра
электромеханики и электромеханотроники
(ЭМ) — не исключение. В нынешнем году
здесь ждут решения своей участи 27 студен-
тов, среди которых немало и иностранцев.
Ребята из Ливана, Анголы, Пакистана, Сирии,
Иордании и других стран учатся наравне с рус-
скими студентами, а порой — и лучше.
На кафедре уже прошла защита первой
группы. Из семи дипломных проектов пять зас-
лужили отличную оценку. К тому же их обла-
датели получат дипломы с отличием. Такое
количество «пятерок», да еще за один раз —
редкость. В.А. Прозоров, зам. директора по
науке ВНИИ МЭМ, который возглавлял ГЭК,
с удовольствием отметил высокий уровень
подготовки наших студентов. По его словам,
этот день стал настоящим праздником для
него.
Как рассказал зав. кафедрой ЭМ профес-
сор А.Г. Микеров, в 1998 году впервые защита
дипломных проектов проводится по совершен-
но новой схеме. Диплом студенты пишут на
русском, а реферат — на иностранном (чаще
это — английский язык), доклад же делается
на обоих языках. Отвечая на вопросы членов
комиссии, студент должен использовать тот
язык, на котором был задан вопрос.
По мнению А.Г. Микерова, знание иностран-
ного, особенно английского языка является
очень важным моментом. Чтобы стимулиро-
вать его изучение, студентов и преподавате-
лей этой кафедры, в частности, посылают за
границу. Недавно из Америки вернулся аспи-
рант В.А. Лотоцкий, проходивший стажировку
на предприятии Форда. В Германию готовит-
ся отправиться еще один сотрудник кафедры
— П.П. Осипов. В аспирантуру сейчас предпо-
читают брать претендентов со знанием иност-
ранного языка. Кстати, один из серьезных кан-
дидатов для поступления в аспирантуру, ко-
нечно, в случае успешной защиты диплома —
Мустафа Мустафа из Палестины (на снимке).
А еще на кафедре есть очень интересный
предмет: презентация научно-технических про-
ектов. Здесь студенты учатся публично высту-
пать — почти по системе Станиславского, пра-
вильно оформлять свои работы и многому
другому. За год до защиты диплома прово-
дятся репетиции этого волнующего события.
И вот теперь настало время премьеры. Жела-
ем удачи!
М. КИРИЛЛОВА
Экология и техносфера: сотрудничество лучше противостояния
Одно из стратегических направлений
деятельности ГЭТУ — решение экологичес-
ких проблем. Задач в этой области нема-
ло. Среди них - вопросы переработки твер-
дых промышленных и бытовых отходов.
Насколько это важно? — судите сами.
Как рассказал на пленарном заседании НТК
профессор Юрий Борисович Петров, толь-
ко в Петербурге лишь один человек в сут-
ки производит 1,5—2,5 кг твердых быто-
вых отходов и до 8 литров — жидких. За
год по России это составляет 140 млн тонн
твердых бытовых отходов и 40 млн тонн
осадков сточных вод плюс 7 млрд тонн
промышленных отходов.
Большинство предприятий и ряд отрас-
лей — медицина, транспорт, угольная про-
мышленность, энергетика, армия — не в
состоянии перерабатывать свои отходы. В
целом по России удается справиться при-
близительно с тремя процентами «мусо-
ра». В Петербурге есть два завода, кото-
рые избавляют город от бытовых отходов.
Не полностью, конечно, а лишь на 15—20
процентов.
Однако отходы не только засоряют ок-
ружающую среду, но и служат источни-
ком накапливания ценных продуктов и эле-
ментов. Этот феномен получил название
техногенных месторождений. После раз-
вала СССР многие полезные ископаемые
стали для России недосягаемы. Месторож-
дений брома, ртути, многих редкоземель-
ных металлов в природе нет, зато они есть
на свалках.
Для изменения сложившейся ситуации
нужны определенные условия, которых
пока что нет. По мнению профессора Ю.Б.
Петрова, предприятию в первую очередь
должно быть выгодно перерабатывать не
только свои отходы, но и чужие. А для
этого необходима нормативная база. Си-
стема налогов и штрафов может оказать-
ся очень действенной. Допустим, аренд-
ную плату за землю предприятию будут
увеличивать в несколько раз, если оно ста-
нет использовать ее под свалки. И наобо-
рот, — уменьшать при условии переработ-
ки отходов, как своих, так и чужих. Поми-
мо этого, требуются банки данных по
любым видам отходов и многое другое.


Еще одно крайне важное условие для
изменения ситуации — наличие современ-
ных технологий. Речь, конечно, не о раз-
личных способах сжигания отходов, ко-
торые используются во многих странах
и которые пытаются внедрить наши чи-
новники. Эти методы устарели, посколь-
ку при их применении образуются так
называемые вторичные отходы — ядови-
тые выбросы и токсичные зольные ос-
татки.
В основе же разработок ученых ГЭТУ
лежат высокотемпературные процессы,
среди которых — металлургия и петрур-
гия (плавка неметаллических материа-
лов), а еще точнее — электрометаллур-
гия и электропетрургия. Эти методы по-
зволяют решить ряд проблем, например,
одновременную переработку бытовых и
промышленных отходов. Сложность в
том, что подобная «смесь» характери-
зуется малой плотностью, многоэлемен-
тным составом при малой концентрации
каждого элемента, образованием новых
формул соединений, растворов, сплавов.
Разработанная в ГЭТУ совместно с Чу-
вашским университетом печь для пере-
работки отходов не только справляется
с этими проблемами, но и позволяет из-
бежать потери металлических компонен-
тов.
Эта разработка была выдвинута на кон-
курс проектов для строительства завода
по переработке отходов в г. Сосновый
Бор. Однако, несмотря на высокую
оценку проекта нашего университета,
производство, скорее всего, построено
не будет: у области на это нет денег. А
вот у передвижной перерабатывающей
установки — еще одной нашей разработ-
ки, похоже, более радужные перспек-
тивы. Ее проект также был представлен
областным властям и вызвал живой ин-
терес. Учитывая, что стоимость этой ус-
тановки намного меньше, чем стацио-
нарной печи, мы рассчитываем на ре-
альные заказы.
Записала К. МАЛИНИНА
На снимке: к.т.н. А.М. Любомиров из
научной группы, занимающейся индук-
ционной плавкой оксидов в холодных
тиглях.

Страница 2

25 февраля состоятся выборы ректора университета. Слово - кандидатам
Пузанков Дмитрий Викторович
Пузанков Дмитрий Викторович родился 3 июля
1944 года в Ленинграде. Женат. В семье Пузанко-
вых — сын и две дочери.
Пузанков Д.В. в 1961 году окончил первую в Ле-
нинграде специализированную английскую школу
№ 213. В том же году поступил в ЛЭТИ по специ-
альности кафедры вычислительной техники.
После окончания в 1967 году ЛЭТИ Дмитрий Вик-
торович был оставлен на кафедре, работал инже-
нером, ассистентом, а после защиты в 1973 году
кандидатской диссертации стал доцентом этой ка-
федры. В 1982 году, в 38 лет Пузанков Д.В. защитил
докторскую диссертацию, а два года спустя полу-
чил ученое звание профессора. В 1989 году он воз-
главил кафедру вычислительной техники.
В 1975 году Дмитрий Викторович находился на
годичной стажировке в Канаде, в университете То-
ронто. После возвращения в 1976 году в институт,
провел большую организационную, научную и учеб-
но-методическую работу по созданию в ЛЭТИ на-
учно-педагогической школы в области
проектирования микропроцессорных
систем. Им выпущено первое в стране
учебное пособие «Микропроцессоры и
микропроцессорная система».
Однако главные научные интересы
Пузанкова Д.В. распространяются на
высокопроизводительные вычислитель-
ные системы. Именно им посвящены его
кандидатская и докторская диссертации,
большинство научных публикаций, а так-
же первое в России учебное пособие
«Высокопроизводительные системы об-
работки данных». Этими проблемами
занимается и созданный в ЭТУ центр
транспьютерных технологий, научным
руководителям которого является
Дмитрий Викторович. Он — научный ру-
ководитель более 20 НИР по разработ-
ке вычислительных и информационных
систем различного назначения, а также
автор 170 печатных научных и учебно-
методических работ, в том числе 48 ав-
торских свидетельств на изобретения и
10 учебников, учебных пособий и моно-
графий, изданных в центральных изда-
тельствах.
Пузанков Д.В.— научный руководитель
и консультант более 25 аспирантов и
докторантов, успешно защитивших дис-
сертации. В настоящее время он — на-
учный консультант двух докторантов.
В 1987 году Дмитрий Викторович был
избран деканом ФАВТа, а через год на-
значен проректором ЭТУ по учебной
работе. С 1997 года он — первый про-
ректор университета.
Пузанков Д.В. свою профессиональную
и административную деятельность осу-
ществляет также через участие в рабо-
те 9 ведущих советов Минобразования
РФ и других министерств и ведомств. Он
является вице-президентом ассоциации
первых проректоров вузов Санкт-Петер-
бурга. Дмитрий Викторович — действи-
тельный член Международной академии
информатизации, Международной ака-
демии наук высшей школы, председатель
совета по информатике, менеджменту
и научному предпринимательству СПб
отделения Международной академии
наук высшей школы.
В 1986 году Пузанков Д.В. награжден
медалью «За трудовую доблесть».

Дорогие друзья!
В историю нашего вуза за сто с лиш-
ним лет его существования вписано мно-
го ярких страниц. Проходя мимо порт-
ретной галереи, мы с почтением смот-
рим на прекрасные лица корифеев
ЛЭТИ, которые своим неординарным
умом, талантливыми руками, упорным
каждодневным трудом создавали сла-
ву Электротехническому. Мы помним
имена и дела этих великих людей. А как
будут вспоминать наше время и нас с
вами наши дети и внуки? Каким они уви-
дят наш университет? Смогут ли гор-
диться нами так же, как мы гордимся
своими предшественниками?
Да, мы любим наш вуз и понимаем,
что даже сегодня, в столь трудное вре-
мя ЭТУ развивается. Открываются но-
вые учебные и научные направления,
создаются современные центры и ла-
боратории, кафедры возглавляются


перспективными учеными, учебные дис-
циплины преподаются высококвалифи-
цированными преподавателями. Расши-
ряется международное сотрудниче-
ство, укрепляются наши лидерские по-
зиции как образовательного и научно-
го центра России.
Все это есть, и мы гордимся своим
университетом. Но мы должны думать
не только о его настоящем, но и о его
будущем, должны ярко представлять
— каким будет ЭТУ в XXI веке.
Наша стратегическая цель — разви-
тие ЭТУ как уникального государствен-
ного самостоятельного вуза, одного из
лучших технических университетов Рос-
сии и мира. Что это означает?
Говоря о развитии, я имею в виду тот
факт, что мы должны не просто выжить
и сохранить свой вуз. Необходимо по
всем направлениям его деятельности
принимать такие оптимальные решения,
которые способствовали бы росту,
дальнейшему развитию университета.
Образно говоря, не надо вкладывать
деньги в то, что давно придумано, не
надо эксплуатировать старые достиже-
ния. Этот путь не приведет к рожде-
нию новых идей, а без них лет через
восемь — десять нам нечего будет
предложить людям, стране.
Под словом — уникальный я пони-
маю такое состояние дел, при котором
вуз сохраняет свои традиции, свою не-
похожесть на других, свои особеннос-
ти. Это не значит, что мы не идем в
ногу со временем. Но это значит, что
мы должны думать о собственных пер-
спективах, опираясь на свою историю.
Нам есть что беречь, в чем мы сильны
и неповторимы.
Государственным вуз может назы-
ваться тогда, когда качество подготов-
ки его специалистов столь высоко, что
сюда приезжает учиться молодежь из
всех регионов страны, из зарубежных
государств. В нашем вузе примерно 30
процентов обучающихся должны со-
ставлять студенты-контрактники, кото-
рые дадут нам дополнительные сред-
ства к федеральному финансированию.
Что касается тезиса о том, что мы
должны стать одним из лучших техни-
ческих университетов... В ЛЭТИ-ЭТУ
всегда особое внимание уделялось по-
нятию — качество. И впредь, чтобы
удовлетворять потребности личности в
образовательных услугах, мы должны
учить студентов так, чтобы они полу-
чали широкое и глубокое техническое
образование. Базовые фундаменталь-
ные знания должны прочно сочетаться
со специальными.
Недостаток газетной площади не по-
зволяет мне более подробно расска-
зать о том, что конкретно стоит за та-
кими пунктами моей программы, как
повышение роли кафедры как основ-
ного звена в вузе, расширение спект-
ра образовательных услуг, создание
новых научных направлений, целенап-
равленная политика сохранения кадро-
вого состава и повышение его квали-
фикации, усиление эффективности уп-
равления, социальная справедливость
и гласность — они должны пронизы-
вать всю деятельность университета.
И последнее. Источник этого разви-
тия, наша сила и наша надежда —
люди. Преподаватели, ученые, сотруд-
ники, аспиранты и студенты своими зна-
ниями, трудом, идеями и добрым от-
ношением к тем, кто находится рядом,
поднимают авторитет ЭТУ. И я хочу вы-
разить глубокую благодарность тем
коллективам и сотрудникам вуза, ко-
торые выдвинули меня на пост ректо-
ра, оказали мне поддержку, высказа-
ли замечания по проекту программы,
помогли мне утвердиться в решении
участвовать в выборах ректора универ-
ситета. Более 35 лет моя жизнь связа-
на с нашим вузом, ему я обязан всем.
Он подарил мне учителей и друзей,
любимую профессию. Я надеюсь на
вашу поддержку.


Викторов
Александр
Дмитриевич

Викторов Александр Дмитриевич ро-
дился в 1951 году в семье учителей.
Женат. Жена окончила Ленинградский
электротехнический институт по специ-
альности «Прикладная математика»,
магистр менеджмента в научно-техни-
ческой сфере. В семье двое детей: дочь
— филолог, сын — учащийся десятого
класса.
Викторов А.Д. окончил среднюю шко-
лу с серебряной медалью в 1968 году
и поступил на первый курс факультета
корабельной электрорадиотехники и ав-
томатики Ленинградского электротех-
нического института по специальности
«Радиотехника». С 1974 года — ассис-
тент, с 1979 года — доцент, с 1990 года
— заведующий кафедрой «Радиообо-
рудование кораблей» (в настоящее вре-
мя — кафедра «Морских информаци-
онных радиоэлектронных систем»). В
1992 году Викторову А.Д. присвоено
ученое звание — профессор. С 1988
года по настоящее время работает про-
ректором по научной работе Электро-
технического института-университета. С
1988 по 1990 годы являлся председа-
телем совета по образованию в Пет-
роградском районе г. Ленинграда.
Викторовым А.Д. подготовлено бо-
лее 120 печатных научных и учебно-ме-
тодических трудов. Он — автор 15
изобретений, им опубликовано в соав-
торстве несколько монографий, в том
числе: «Построение судового радио-
оборудования», «Руководство пользо-
вателя по сигнальным микропроцессо-
рам семейства ADSP-2100, «Организа-
ция научно-исследовательской деятель-
ности в вузе в переходный период»,
мультимедиа учебник «Организация
научно-исследовательской деятельнос-
ти в вузе».
Викторов А.Д. является специалистом
в области статистических методов об-
работки сигналов в потоке. Под его ру-
ководством выполнен ряд крупных НИР
по разработке систем радиоразведки
сложномодулированных сигналов. В на-
стоящее время проводятся полигонные
испытания уникальной по своим харак-
теристикам многопозиционной системы
классификации источников сейсмо-аку-
стических сигналов. На протяжении
многих лет Викторов А.Д. руководит
авторитетной научной группой, состоя-
щей из преподавателей, штатных науч-
ных сотрудников и аспирантов.
За время работы в университете чи-
тал курс «Судовая связь», поставил и в
настоящее время читает курс «Микро-
процессоры и микро-ЭВМ в судовых
РЭС».
Викторов А.Д. является организато-
ром и заместителем председателя ре-
дакционных советов журналов «Мони-
торинг. Безопасность жизнедеятельно-
сти» и «Инновации».
Александр Дмитриевич — авторитет-
ный проректор по научной работе сре-
ди вузов России. Он входит в состав
важных советов ряда министерств. Яв-
ляется членом комиссии по планирова-
нию и финансированию научных иссле-
дований; членом совета по конкурсам
грантов; по инновационной деятельно-
сти Минобразования РФ; руководите-
лем конкурса грантов в области радио-
техники, автоматики, управления и ин-
форматики, а также конкурса грантов
стажировок молодых ученых в зару-
бежных научных центрах; председате-
лем научно-технических советов про-
граммы Минобразования РФ «Системы
и технологии жизнеобеспечения чело-
века в экстремальных условиях» и про-
граммы «Трансферные технологии».
Помимо этого, Викторов А.Д. — член
совета по инновационной деятельности
Миннауки РФ, член рабочей группы Ми-
нэкономики РФ по подготовке проекта
Закона РФ «Об инновациях и иннова-
ционной деятельности». В Санкт-Петер-
бурге Викторов А.Д. выполняет обязан-
ности вице-президента ассоциации про-
ректоров по научной работе вузов го-
рода, заместителя председателя сове-

та по инновационной деятельности при
администрации города, сопредседате-
ля тематической комиссии «Наука, ин-
новации, образование» Стратегичес-
кого плана Санкт-Петербурга.


Уважаемые коллеги,
лэтишники!
Наш университет подходит к ответ-
ственному моменту — выборам рек-
тора. Заканчивается предвыборная
пора. Я делал все, чтобы в этой не-
простой процедуре коллектив универ-
ситета испытывал минимум неудобств,
был раскрепощен и независим от ре-
зультатов голосования. Это чрезвы-
чайно важно, так как день конферен-
ции — 25 февраля наступит и закон-
чится. С моей точки зрения, 26 фев-
раля избранный ректор должен начать
работу с положительной полуволны,
а сотрудники, преподаватели, студен-
ты должны быть свободны от горечи
перегибов выборной кампании и спо-
койно, искренне смотреть друг дру-
гу в глаза.
В результате выборов — вне зави-
симости от того, кто будет избран
ректором — университет может вы-
играть, а может и проиграть. Мы все
должны создать такую атмосферу,
которая бы гарантировала нашему
любимому вузу только выигрыш, ус-
пех. Я верю в то, что традиции и аура
университета дадут нам силы быть
выше личных амбиций. Я надеюсь, что
гордое имя — лэтишник — поможет
нам избежать ошибок.
Я никогда не ставил и не ставлю
перед собой цель быть ректором на-
шего университета из личных амби-
ций. Ректор Электротехнического
университета — это очень ответствен-
но. У меня есть уверенность в том,
что став ректором и сохранив в пол-
ном составе ныне работающий рек-
торат, я смогу сделать много полез-
ного для университета, которому я
предан. Я знаю, как необходимо ра-
ботать и что надо делать для того,
чтобы в университете развивался ка-
чественный учебный процесс, сопро-
вождаемый фундаментальными науч-
ными исследованиями, чтобы повыша-
лась социальная защищенность препо-
давателей, сотрудников, студентов,
аспирантов и докторантов. В наше
бурное и не очень комфортное вре-
мя святая обязанность ректората ра-
ботать на благо университета, сохра-
няя стабильность и защищая универ-
ситет от сильных возмущающих вне-
шних воздействий.
Ключевые идеи моей программы
можно сформулировать в одной фра-
зе: «Традиции, социальная защищен-
ность, стабильность, развитие». Тра-
диции — основа развития, гарантия
выбора правильного решения, реша-
ющий фактор стабильности. Соци-
альная защищенность — гарантия спо-
койного климата в коллективе, одно
из условий достижения поставленных
целей и фактор привлекательности
организации для членов коллектива.
Стабильность — состояние системы,
обеспечиваемое многими факторами,
в том числе степенью защищенности
от внешних воздействий. Развитие —
состояние системы, обеспечивающей
движение вперед, накопление и при-
умножение традиций.
Уважаемые коллеги! Я верю в кол-
лективный разум нашего университе-
та. Я желаю всем Вам благополучия.
Пусть наступающее пятилетие с новым
ректором принесет университету про-
цветание и уверенность в стабильном
развитии.



Материалы для этой полосы под- готовлены А.Д. Викторовым и Д.В. Пузанковым — кандидатами в рек- торы ЭТУ.

Страница 3

МЫ СДЕЛАЛИ СВОЙ ВЫБОР!
Уважаемые профессора, препода-
ватели, сотрудники и студенты ЭТУ!
25 февраля наши представители вы-
берут ректора, под началом которого
Университету предстоит войти в третье
тысячелетие. Духу университетской сво-
боды в наибольшей мере отвечает де-
мократическая процедура выдвижения
высшего должностного лица, имеющая
в ЭТУ глубокие корни. Однако сегодня
коллектив университета, в том числе и
его представители на конференции на-
ходятся под прессом особой ответствен-
ности, обусловленной необходимостью
выбора между двумя кандидатами, мно-
го поработавшими на благо нашего вуза.
Нынешние реалии отечественной выс-
шей школы далеки от радужных — каж-
додневная изнурительная борьба за вы-
живание, хроническая нехватка средств,
ветшающие коммуникации и капиталь-
ные сооружения. В противостоянии этим
тяготам, в разрешении рутинных про-
блем администрации Университета и его
коллективу не следует отступать перед
обстоятельствами. Свою стратегию вуз
должен основывать на непреложной ис-
тине: без фундаментального электро-
технического образования России не со-
хранить статус полноправного и влия-
тельного члена мирового сообщества,
а Петербургу не удержаться в элите ми-
ровых культурных и научных центров.
Для выработки и продвижения в жизнь
реалистичных программ развития Уни-
верситет как никогда нуждается в уп-
равляющем ядре, состоящем из ком-
петентных и преданных делу специалис-
тов. Деятельность администрации дол-
жен направлять и консолидировать опыт-
ный и энергичный лидер, хорошо раз-
бирающийся как в концептуальных про-
блемах высшей школы, так и в конкре-
тике учебно-методического процесса.
Высочайший престиж ЛЭТИ-ЭТУ как куз-
ницы научных кадров и крупнейшего ис-


Александров Е.К., руководитель ЦИТ
Анисимов В.И., проф. каф. САПР
(ФАВТ)
Арсеньев А.В., пред. профкома студен-
тов
Афанасьева Е.П., директор библиотеки
Герасимов И.В., декан ФАВТ
Ипатов В.П., зав. каф. РС (РТФ)
Казаринов Ю.М., проф. каф. РС (РТФ)
Калашников В.В., зав. каф. ИКГП (ГФ)
Калиникос Б.А., зав. каф. ЭИВТ (ФЭТ)


следовательского центра требует, что-
бы ректорские полномочия были в ру-
ках авторитетного ученого, известного
серьезными научными трудами в Рос-
сии и за рубежом. Характерная для Уни-
верситета атмосфера творческого под-
вижничества, примата культурных и ин-
теллектуальных ценностей, бескорыст-
ного просветительства, уважения к тра-
дициям российской интеллигенции дол-
жна найти воплощение в личности наше-
го будущего лидера.
Относясь с уважением к альтерна-
тивному предпочтению, мы сделали
свой выбор в пользу претендента,
полностью отвечающего вышепере-
численным критериям.
Д.В. Пузанков прошел все ступени ву-
зовской иерархии: был инженером, ас-
систентом, доцентом, профессором,
заведующим кафедрой, деканом, про-
ректором, первым проректором. В
тридцать восемь лет защитил докторс-
кую диссертацию.
Мы уверены в том, что действия про-
фессора Д.В. Пузанкова на посту рек-
тора будут разумными, справедливыми,
взвешенными и будут отмечены яснос-
тью мысли и организованностью, высо-
ким уровнем общечеловеческой куль-
туры и порядочностью.
Мы убеждены в том, что Дмитрий Вик-
торович сможет совместить обязанно-
сти организатора учебной и научной ра-
боты в Университете с деятельностью
крупного ученого, достойно продолжит
славные традиции, заложенные его вы-
дающимися предшественниками на этом
ответственном посту.
Мы призываем делегатов конферен-
ции проголосовать за профессора Д.В.
Пузанкова.
Представители подразделений, выд-
винувших профессора Д.В. Пузанкова
кандидатом на должность ректора, и
его доверенные лица:

Лукомский Ю.А., зав. каф. КСУ
Маркова О.Ю., декан ГФ
Рассудов Л.Н., зав. каф. РАПС (ФЭА)
Смолов В.Б., проф. каф. ВТ (ФАВТ)
Соломонов А.В., декан ЭФФ
Таиров Ю.М., зав. каф. МЭ (ЭФФ)
Ушаков В.Н., зав. каф. ТОР (РТФ)
Шульженко Т.В., зав. каф. ИНЯЗ (ГФ)
Яковлев В.Б., зав. каф. АПУ (ФАВТ)
Янкевич В.Б., зав. каф. РТЭ (ФЭТ)
Янчевский А.Э., директор МШМ



Авторитетный ученый, авторитетный проректор
Студенческие годы Александра Викто- рова были наполнены учебой, научной работой на кафедре «Радиооборудование кораблей». А летние месяцы Александр проводил в студенческих строительных отрядах. С 1971 по 1975 годы он был командиром ССО ЛЭТИ. В 1974—1975-е годы — воз- главлял районный студенческий строитель- ный отряд «Ладога» численностью две тысячи человек. Это был первый опыт управления большими коллективами, от- ветственного отношения к людям и к по- рученному делу. В студенческие годы А. Викторов награжден медалью «За тру- довую доблесть». В 1974 году Александр Дмитриевич при- шел работать на кафедру ассистентом и с тех пор профессионально занимается учебной и научной деятельностью. Дос- рочное окончание аспирантуры заверши- лось успешной защитой диссертации и написанием в соавторстве монографии «Построение судового радиооборудова- ния». Теоретическое исследование посто- янно сопровождалось экспериментальны- ми проверками результатов в лаборато- рии кафедры и на полигонах. Работая ассистентом и доцентом кафед- ры, А.Д. Викторов увлеченно занимался научно-исследовательской деятельностью со студентами. Многие годы в его лабо- ратории существовала многочисленная студенческая научная группа. Одним из постоянных членов этой группы был сту- дент Юрий Антонов, в недавнем прошлом — генеральный директор НПО Точного машиностроения, а ныне — вице-губер- натор Санкт-Петербурга. Результатом научной деятельности воз- главляемой Александром Дмитриевичем лаборатории являются разработки в об- ласти системы передач информации по радиолокационным каналам, радиоэлек- тронной разведки, методов оценки скрыт- ности РЭС со сложными сигналами. С 1988 года А.Д. Викторов — прорек- тор ЛЭТИ-ЭТУ по научной работе. Он многое сделал для того, чтобы универси- тет сохранял статус крупнейшего научно- го центра даже в такие сложные перио- ды, как хаотичная конверсия научно-тех- нической и промышленной сферы, спад производства и потеря университетом традиционных заказчиков. Ровный, спокой- ный, но в то же время настойчивый в до- стижении цели стиль руководства Алек- сандра Дмитриевича содержит важнейший
для традиций нашего вуза элемент —
стремление доверять людям и советовать-
ся по широкому спектру вопросов.
А.Д. Викторов — единственный прорек-
тор в вузе, который делает ежегодный
анализ результатов научно-исследова-
тельской деятельности за год на заседа-
нии ученого совета университета и вы-
носит на эти ежегодные заседания пред-
ложения по программе деятельности на
следующий год.
В наше сложное время Александру
Дмитриевичу как проректору совместно
с коллективом университета удается по-
степенно развивать материально-техни-
ческую базу учебной и научной деятель-
ности. С 1989 года при его активнейшем
участии оснащены оборудованием изда-
тельско-полиграфический центр (рук.
В. Павловских), центр транспьютерных
технологий (рук. доц. Ю. Татаринов),
центр сбора и обработки мониторинго-
вой информации (рук. проф. В. Алексе-
ев), центр сигнальных процессоров (рук.
асс. В. Клочков), международный центр
обучения (рук. доц. С. Степанов), меж-
кафедральная лаборатория современных
технологий САПР (рук. проф. Ю. Стрель-
ников), межкафедральная лаборатория
электропривода (рук. проф. Г. Соколов-
ский), межкафедральная лаборатория гу-
манитарного факультета.
Электротехнический университет реа-
лизует много интересных проектов и про-
грамм совместно с университетом Санкт-
Петербурга и других городов России. По
инициативе А.Д. Викторова был сформи-
рован и поддержан Минообразованием
конкурс грантов молодых ученых, став-
ший традиционным. К числу подобных
инициатив, получивших одобрение и под-
держку вузов системы Минобразования
РФ, относится программа поддержки на-
учно-педагогических школ, ряд межву-
зовских и межведомственных программ,
в которых принимают участие ученые
ЭТУ.
За годы работы проректором Алек-
сандр Дмитриевич многое сделал для ук-
репления авторитета Электротехническо-
го университета, он активно работает в
комиссиях и советах различных мини-
стерств и городской администрации, в ас-
социации проректоров по научной рабо-
те вузов города.
Коллеги по работе на кафедре:
БЕСКИД П.П., профессор
ВИНОКУРОВ В.И., профессор
КУТУЗОВ В.М., доцент
МИТЬКО В.Б., профессор
ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ
Каким будет наш университет в XXI веке...


Наступил 1998 год. Всего два года от-
деляют нас от XXI века. И в это непрос-
тое время всех нас волнует вопрос: ка-
ким же будет наш университет в следую-
щем веке? Ответ прост — таким, каким
мы сделаем его сегодня, как будем жить
и работать в оставшееся время.
Казалось, совсем недавно наш вуз от-
мечал свое столетие. Все было празднич-
но, торжественно и ничто не предвещало
бури. А она грянула сразу же после сме-
ны общественного строя и падения той
огромной и, казалось, незыблемой дер-
жавы. И вскоре стало ясно, что в новой
России денег на образование нет, как жить
и развиваться дальше — неясно. Наступил
один из самых трудных периодов в исто-
рии нашего университета.
Последние пять лет прошли в энергич-
ных попытках руководства вуза что-то из-
менить, как-то укрепиться. Но, увы, ощу-
тимого положительного результата, ста-
бильности, а, главное, реально очерчен-
ных перспектив будущего так и не появи-
лось. Кризис финансовый дополнился кри-
зисом моральным...
Объективная необходимость реоргани-
зации структуры вуза обусловлена пере-
ходом страны на рыночную экономику и
возникшими в связи с этим изменениями
в спросе на специалистов, а также в тре-
бованиях, предъявляемых на рынке тру-
да. С другой стороны, произошло значи-
тельное сокращение бюджетного финан-
сирования университета. Именно поэто-
му программа изменения структуры
вуза должна быть, в первую очередь,
направлена на сохранение и развитие на-
учно-педагогического потенциала ЭТУ
с помощью значительного увеличения
доходной части университетского бюд-
жета.
При этом принципиальные изменения,
прежде всего, должны коснуться страте-
гии управления и развития материальной
базы — надо перейти от преимуществен-
но распределительных функций (главных
— в условиях плановой экономики) к вы-
работке путей и механизмов развития ком-
мерческой деятельности в сфере обра-
зовательных услуг и инженерных разра-
боток как средства обеспечения должно-
го материального уровня жизни и работы
сотрудников. Сам этот переход основы-
вается на принципах заинтересованно-
сти университетских кафедр в этом про-
цессе, расширении их реальной финан-
совой самостоятельности (в части за-
рабатывания и расходования внебюд-
жетных средств).
На мой взгляд, логика и суть предлага-
емой программы может быть сведена к
четырем основным положениям.
Первое. Необходимо объективно оце-
нить эффективность работы каждой ка-
федры и каждого структурного подраз-
деления вуза. Для выпускающих кафедр
такую оценку можно произвести по сум-
марному коэффициенту, оценивающему
такие основные показатели, как потреб-
ность рынка труда Санкт-Петербурга и
Северо-Запада России в специалистах,
уровень их трудоустройства по специаль-
ности за последние два — три года, а так-
же уровень их подготовки в сравнении с
другими вузами России и зарубежья.



Для кафедр, обеспечивающих подготов-
ку студентов ЭТУ разных направлений и
специальностей, более объективной пред-
ставляется обобщенная оценка, сделанная
экспертами и специалистами других вузов.
Для структурных подразделений объектив-
ной может стать оценка, производимая
по суммарному коэффициенту их деятель-
ности всеми кафедрами вуза.
Главным результатом этой части про-
граммы должно быть достаточно объек-
тивное предложение по составу кафедр и
подразделений ЭТУ, по численному кон-
тингенту студентов разных направлений и
специальностей, а также по количеству
сотрудников.
Второе. Необходимо выработать мо-
бильную иерархическую систему управ-
ления вузом на основе: группирования
направлений подготовки и специальностей
по факультетам; организации и компью-
теризации методической и диспетчерской
работы в вузе (на основе наработок УМО
последних лет); перераспределения фун-
кций кафедр, факультетов и специализи-
рованных подразделений с целью обес-
печить требования, предъявляемые к си-
стеме управления вузом; перехода на под-
готовку специалистов по схеме «4 + 2»;
развития межкафедральных учебных ла-
бораторий по ряду общетехнических дис-
циплин третьего и четвертого курсов как
средства сокращения затрат на техничес-
кое обеспечение учебного процесса и по-
вышение качества подготовки специалис-
тов: приведения механизмов распределе-
ния всех зарабатываемых в вузе внебюд-
жетных средств в соответствие с принци-
пом заинтересованности кафедр ЭТУ и
обобщения предложений о совершенство-
вании высшего звена управления универ-
ситетом.
Третье. Ключевая и главная часть
предлагаемой программы — выработ-
ка путей и механизмов увеличения до-
ходной части бюджета нашего вуза. При
этом рассчитывать на успех можно толь-
ко при условии активного участия в этом
процессе представителей различных ка-
федр и подразделений, уже имеющих
фактический положительный опыт рабо-
ты в последние два — три года. Для этого
необходимо сформировать рабочую груп-
пу из представителей кафедр и подразде-
лений и определить основные направле-
ния коммерческой деятельности ЭТУ;
обобщить предложения и выработать ме-
ханизмы реализации намеченных направ-
лений коммерческой деятельности вуза,
уделив особое внимание организационно-
му совершенствованию среднего звена уп-
равления; провести анализ и согласование
направлений коммерческой деятельности
с развитием приоритетных научных на-
правлений и обеспечением учебного про-
цесса в ЭТУ.
И четвертое. Для реализации предла-
гаемой программы необходимо разра-
ботать нормативно-правовую базу и
привести ее в соответствие с Уставом
нашего университета, а при необходи-
мости и скорректировать его. Такую нор-
мативную базу нужно создать уже к но-
вому, 1998/99 учебному году. Впрочем,
и основные положения программы тоже
надо реализовать в весьма сжатые сроки
— где-то к концу весеннего семестра.
В заключение хотелось бы выразить на-
дежду на нашу консолидацию, активное
сотрудничество, генерацию конструктив-
ных предложений с тем, чтобы уже сей-
час стало ясно, что будет с нашим ЭТУ,
а, следовательно, и со всеми нами в XXI
веке.
Л. ЦИРЛИН кафедра РАПС

Страница 4

Кто участвует — всегда
выигрывает. Открытый
шахматный турнир

НАША ГАЗЕТА уже писала о том, что с 10 до 15 декаб-
ря минувшего года в стенах ГЭТУ был проведен откры-
тый шахматный турнир, организованный профсоюзными
комитетами студентов и сотрудников университета и под-
держанный Советом ЭТУ по связям с общественностью.
Вот что рассказал об этом председатель студенческого
профкома Александр АРСЕНЬЕВ.
— Целью проведения турнира явилось выявление ин-
теллектуальной элиты студентов и сотрудников универ-
ситета; кандидатов для участия в межвузовских, городс-
ких и иных соревнованиях, а также лиц, могущих войти в
состав сборной команды ЭТУ по шахматам.
Подготовка к турниру и сбор заявлений начались в
октябре 1997 года. Желание участвовать в турнире изъя-
вили более 60 человек — как студентов, так и сотрудни-
ков. Это и понятно, ведь шахматы — один из немногих
видов спорта, в котором принять участие может каждый.
А кто участвует, тот и выигрывает.
По итогам турнира победители — а всего было шесть
призеров — награждены денежными премиями от 400
тыс. рублей (за первое место) до 100 тыс. рублей.
Хочется отметить членов оргкомитета и судей, добро-
совестно организовавших и проведших все игры. Это —
студенты Д. Травников (гр. 2411), В. Ляховский (гр. 6541),
А.Шпекторов (гр. 4641) и Д. Баранник (гр. 4561). Приказом
ректора всем им объявлена благодарность по универси-
тету.
С учетом опыта, полученного в ходе организации и
проведения этого турнира, мы постараемся это направ-
ление деятельности поддерживать и развивать.

ШАХМАТНЫЙ турнир, о котором
идет речь сегодня, проходил в два
этапа: предварительный (в течение двух
дней) и финал. В первый день соревно-
ваний турнира, организованного по швей-
царской системе, за право выхода в фи-
нал боролись 20 человек. Первые четы-
ре места обеспечивали участие в фина-
ле А, следующие четыре — в финале В.
Другая восьмерка финалистов определя-
лась в следующий день, когда турнир
проводился по круговой системе. 16 уча-
стников были разбиты на две равные
группы. Первое и второе места в каж-
дой из них давали право на участие в
финале А, третье и четвертое — в фина-
ле В.
Предварительный этап проходил в ост-
рой и интересной борьбе как в первый,
так и во второй дни соревнований, и до
последнего тура нельзя было точно оп-
ределить финалистов.
Но и последующий день соревнований
получился не менее интересным, чем
предыдущий. В финале А тон задавали
кандидаты в мастера Сергей Пангин (гр.
5381) и Игорь Черный (гр. 4342). Судьба
первого места, по сути, решалась в оч-
ной встрече этих шахматистов. Решаю-
шую партию, а вместе с ней и турнир,
выиграл Сергей Пангин. Игорь Черный
занял второе место. В борьбе за третье
место победу одержал Сергей Иванов,
аспирант кафедры ИЗОС. Он четыреж-
ды выходил победителем в четырех пос-
ледних турах.
В финале В с первых же туров лидер-
ство захватили Николай Бухарев (гр. 7351)
и Вячеслав Маняшкин, сотрудник РСО,
который, не имея спортивного разряда,
сумел порадовать зрителей уверенной
игрой. И все же первое место в финале В
досталось не потерявшему ни одного очка
Н. Бухареву. Второе место удержал за
собой В. Маняшкин, а третье — занял
Дмитрий Эвард (гр. 5391). Все призеры
награждены денежными премиями.
Соревнования проходили достаточно
корректно, не создавая особых проблем
судейской бригаде.
Хотелось бы выразить особую благо-
дарность профкому студентов и шахмат-
ному кружку университета за оказание
материальной поддержки турниру. Воз-
можно, после его проведения в нашем
университете возобновятся ежесезонные
шахматные соревнования. До новых
встреч!
Судейская бригада
шахматного турнира
Фридрих Ницше:
объект поклонения
или отрицания?..
 
От редакции. Некоторое время назад под
таким заголовком студенты гуманитарного
факультета ЭТУ, пожелавшие остаться неиз-
вестными, принесли статью о Фридрихе Ниц-
ше (1844—1900 гг.). Творчество этого немец-
кого философа чрезвычайно неоднозначно.
Поэтому редакция решила обратиться к заве-
дующему кафедрой философии профессору
В.П. Котенко с просьбой прокомментировать
этот материал. И вот что сказал Виталий Пав-
лович.
— Публикации на философскую тему,
особенно в газете технического вуза, —
дело непростое. И из-за определенной не-
подготовленности его студентов и, особен-
но, из-за попыток авторов таких публика-
ций заинтересовать читателей предметом,
которому в вузе данного профиля не уде-
ляется достаточно времени.
И все же... То, что студенты решили на-
писать статью о таком сложном и в какой-
то мере парадоксальном философе, мож-
но только приветствовать. Значит, сегодняш-
няя молодежь продолжает интересовать-
ся такой сложной наукой как философия.
Разумеется, в данной статье философс-
кая концепция Ф. Ницше отражена не так
глубоко и широко, как хотелось бы. Тем
не менее, материал заслуживает публика-
ции хотя бы потому, что, в какой-то мере
отвечает на вопросы: почему у одних уче-
ние Ницше вызывает интерес и благогове-
ние, а у других — полное отрицание; пра-
вильно ли считать этого философа предте-
чей нацизма в Германии и «Богом» Адоль-
фа Гитлера?
Есть еще один плюс появления такой ста-
тьи. Она подсказала тему дальнейших пуб-
ликаций — если редакция даст на это свое
«добро» — на страницах нашей вузовской
газеты материалов под рубрикой «История
философской мысли». В них можно было
бы рассказать о крупнейших представите-
лях философской мысли, раскрыть основ-
ные этапы жизни и творчества выдающихся
философов мира, изложить главные идеи и
концепции крупнейших мыслителей разных
эпох и народов, понять — насколько их
взгляды выражают основную идею извест-
ного мыслителя: «Философия есть эпоха,
схваченная в мысли».
Редакция присоединяется к пожеланию уче-
ного ЭТУ — открыть на страницах газеты но-
вую рубрику и надеется, что преподаватели
кафедры философии подготовят такие матери-
алы. А сегодня мы печатаем статью студентов
гуманитарного факультета о Фридрихе Ницше.
ФРИДРИХУ Ницше принадлежит осо-
бое место в западной философии
XIX века, но его концепция не утратила
своей актуальности и в наши дни. Ницше
является основателем так называемой
«философии жизни» — учения, символи-
зирующего закат механистического ма-
териализма классического периода и раз-
вития биологии, психологии, космологии
и др. общественных наук. С их помощью
Ницше и его единомышленники — А. Шо-
пенгауэр, Г. Зиммель, В. Дильтей, О.
Шпенглер и т.д. — пытались создать кар-
тину мира, объяснить своеобразие обще-
ственно-исторического процесса.
Когда впервые читаешь, например, труд
Ницше «Так говорил Заратустра», то ка-
жется, будто на вас дохнуло чем-то пер-
вобытным, пещерным... Автор пропове-
дует господство сильных «сверхлюдей»,
имеющих право перешагнуть через что
угодно ради достижения своей цели, а
цель эта — выживание. Для тех же, кто
умудрился выжить и укрепиться в суще-
ствующем мире, есть и более высокая
цель — власть. И тут уж такие главные
свойства «слабого зоологического вида»
(человека!), как интеллект и фантазия, не-
обходимы лишь для того, чтобы человек
успешно достигал этих целей. Естествен-
но, выживают сильнейшие, а слабые по-
гибают. Поэтому общество, где слабые
— с помощью ума — властвуют над силь-
ными, например, современное, — это
больное общество.
Лишь позднее стало ясно, что Ницше, в
сущности, не так «кровожаден», как ка-
жется поначалу. Дело в том, что вторая
половина XIX века явилась эпохой пере-
оценки материальных и духовных ценно-
стей. Все, созданное ранее, в том числе
и философия, безжалостно критиковалось
и выбрасывалось. Развивались течения
иррационализма и нигилизма, т.е. отри-
цание всего, созданного ранее. И Ницше
был в первых рядах нигилистов.
Но в отличие от поверхностных мысли-
телей-демагогов он проделал колоссаль-
ную работу. Ницше принадлежит роль не
менее значительная, чем Аристотелю —
в античности, Августину Аврелию — в
средневековой схоластике или Г.В.Ф. Ге-
гелю — в классической философии. Ниц-
ше внимательно изучил и подверг крити-
ке огромное количество трудов предше-
ствующих философов, выбрав из их на-
следия рациональное зерно, которое и
стало ядром его новой концепции.
Что же представляет из себя учение
Ницше? Прежде всего, он создал систе-
му деления культурно-исторического
процесса на этапы. Досократовскую Гре-
цию немецкий философ считает истинно
культурным обществом со свободной
игрой жизненных сил (титанизм). Затем
он выделяет христианский период (начи-
ная с Сократа), когда Европа пошла по
пути упорядоченности и размеренности.
И то, что называли тогда «разумом, ис-
тиной, Богом», подавило титаническое
начало — на смену «титанизму» пришел
«аполонизм».
По утверждению Ницше, и до наших
дней сохранились признаки аполонизма:
регламентация всей жизни; отсутствие в
ней места для геройства и самостоятель-
ности; важность интересов рода в целом,
которые скрываются от отдельных инди-
видов. И в наши дни, утверждает Ницше,
предрассудки носят «принудительный»
характер, и отдельная личность не мо-
жет не следовать им. Поэтому неизбеж-
но происходит возвращение к одним и
тем же формам жизни и опыта, разно-
образят которые лишь искусство и на-
ука.
Такую вот картину мира создает Фрид-
рих Ницше. Его теория, к тому же изло-
женная великолепным стилем, произво-
дит особенно сильное впечатление на ув-
лекающихся людей, заставляя их разви-
вать эту теорию или ее отдельные поло-
жения дальше. Именно так и поступил
Адольф Гитлер с теорией «выживания
сильнейших», воплотив ее в доктрине
«превосходства арийской расы».
И в настоящее время труды Ницше
пользуются шумной популярностью сре-
ди националистов и неонацистов. Но изу-
чают их и серьезные люди, деятели на-
уки и культуры. Введен даже термин —
«ницшеанство», под которым понимают
и общее направление философской ни-
гилистической мысли прошлого века; и
работу специалистов, изучающих насле-
дие этого мыслителя; и разработку про-
блем, которые поднял Ницше, в наши
дни.
Итак, Фридрих Ницше — явление в ми-
ровой культуре удивительное и неодноз-
начное, оказавшее существенное влия-
ние на развитие последующей философ-
ской мысли. Почитайте его труды «Так
говорил Заратустра», «Веселая наука»,
«Человеческое, слишком человеческое»,
«Антихристианин», «По ту сторону доб-
ра и зла». Почитайте. И можете согла-
шаться или отвергать взгляды философа,
но в любом случае вы зря времени не
потеряете!

Учредители:

Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г.

Адрес редакции:

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 234-84-03.

Редактор

О. И. ТУГАРИНА Тираж 1500 экз. Бесплатно. СПб ГГК, Ленинский пр, 139. Заказ № 377.