Фридрих Ницше:
объект поклонения
или отрицания?..
От редакции. Некоторое время назад под
таким заголовком студенты гуманитарного
факультета ЭТУ, пожелавшие остаться неиз-
вестными, принесли статью о Фридрихе Ниц-
ше (1844—1900 гг.). Творчество этого немец-
кого философа чрезвычайно неоднозначно.
Поэтому редакция решила обратиться к заве-
дующему кафедрой философии профессору
В.П. Котенко с просьбой прокомментировать
этот материал. И вот что сказал Виталий Пав-
лович.
— Публикации на философскую тему,
особенно в газете технического вуза, —
дело непростое. И из-за определенной не-
подготовленности его студентов и, особен-
но, из-за попыток авторов таких публика-
ций заинтересовать читателей предметом,
которому в вузе данного профиля не уде-
ляется достаточно времени.
И все же... То, что студенты решили на-
писать статью о таком сложном и в какой-
то мере парадоксальном философе, мож-
но только приветствовать. Значит, сегодняш-
няя молодежь продолжает интересовать-
ся такой сложной наукой как философия.
Разумеется, в данной статье философс-
кая концепция Ф. Ницше отражена не так
глубоко и широко, как хотелось бы. Тем
не менее, материал заслуживает публика-
ции хотя бы потому, что, в какой-то мере
отвечает на вопросы: почему у одних уче-
ние Ницше вызывает интерес и благогове-
ние, а у других — полное отрицание; пра-
вильно ли считать этого философа предте-
чей нацизма в Германии и «Богом» Адоль-
фа Гитлера?
Есть еще один плюс появления такой ста-
тьи. Она подсказала тему дальнейших пуб-
ликаций — если редакция даст на это свое
«добро» — на страницах нашей вузовской
газеты материалов под рубрикой «История
философской мысли». В них можно было
бы рассказать о крупнейших представите-
лях философской мысли, раскрыть основ-
ные этапы жизни и творчества выдающихся
философов мира, изложить главные идеи и
концепции крупнейших мыслителей разных
эпох и народов, понять — насколько их
взгляды выражают основную идею извест-
ного мыслителя: «Философия есть эпоха,
схваченная в мысли».
Редакция присоединяется к пожеланию уче-
ного ЭТУ — открыть на страницах газеты но-
вую рубрику и надеется, что преподаватели
кафедры философии подготовят такие матери-
алы. А сегодня мы печатаем статью студентов
гуманитарного факультета о Фридрихе Ницше.
|
ФРИДРИХУ Ницше принадлежит осо-
бое место в западной философии
XIX века, но его концепция не утратила
своей актуальности и в наши дни. Ницше
является основателем так называемой
«философии жизни» — учения, символи-
зирующего закат механистического ма-
териализма классического периода и раз-
вития биологии, психологии, космологии
и др. общественных наук. С их помощью
Ницше и его единомышленники — А. Шо-
пенгауэр, Г. Зиммель, В. Дильтей, О.
Шпенглер и т.д. — пытались создать кар-
тину мира, объяснить своеобразие обще-
ственно-исторического процесса.
Когда впервые читаешь, например, труд
Ницше «Так говорил Заратустра», то ка-
жется, будто на вас дохнуло чем-то пер-
вобытным, пещерным... Автор пропове-
дует господство сильных «сверхлюдей»,
имеющих право перешагнуть через что
угодно ради достижения своей цели, а
цель эта — выживание. Для тех же, кто
умудрился выжить и укрепиться в суще-
ствующем мире, есть и более высокая
цель — власть. И тут уж такие главные
свойства «слабого зоологического вида»
(человека!), как интеллект и фантазия, не-
обходимы лишь для того, чтобы человек
успешно достигал этих целей. Естествен-
но, выживают сильнейшие, а слабые по-
гибают. Поэтому общество, где слабые
— с помощью ума — властвуют над силь-
ными, например, современное, — это
больное общество.
Лишь позднее стало ясно, что Ницше, в
сущности, не так «кровожаден», как ка-
жется поначалу. Дело в том, что вторая
половина XIX века явилась эпохой пере-
оценки материальных и духовных ценно-
стей. Все, созданное ранее, в том числе
и философия, безжалостно критиковалось
и выбрасывалось. Развивались течения
иррационализма и нигилизма, т.е. отри-
цание всего, созданного ранее. И Ницше
был в первых рядах нигилистов.
Но в отличие от поверхностных мысли-
телей-демагогов он проделал колоссаль-
ную работу. Ницше принадлежит роль не
менее значительная, чем Аристотелю —
в античности, Августину Аврелию — в
средневековой схоластике или Г.В.Ф. Ге-
гелю — в классической философии. Ниц-
ше внимательно изучил и подверг крити-
ке огромное количество трудов предше-
ствующих философов, выбрав из их на-
следия рациональное зерно, которое и
стало ядром его новой концепции.
Что же представляет из себя учение
Ницше? Прежде всего, он создал систе-
му деления культурно-исторического
процесса на этапы. Досократовскую Гре-
цию немецкий философ считает истинно
культурным обществом со свободной
|
игрой жизненных сил (титанизм). Затем
он выделяет христианский период (начи-
ная с Сократа), когда Европа пошла по
пути упорядоченности и размеренности.
И то, что называли тогда «разумом, ис-
тиной, Богом», подавило титаническое
начало — на смену «титанизму» пришел
«аполонизм».
По утверждению Ницше, и до наших
дней сохранились признаки аполонизма:
регламентация всей жизни; отсутствие в
ней места для геройства и самостоятель-
ности; важность интересов рода в целом,
которые скрываются от отдельных инди-
видов. И в наши дни, утверждает Ницше,
предрассудки носят «принудительный»
характер, и отдельная личность не мо-
жет не следовать им. Поэтому неизбеж-
но происходит возвращение к одним и
тем же формам жизни и опыта, разно-
образят которые лишь искусство и на-
ука.
Такую вот картину мира создает Фрид-
рих Ницше. Его теория, к тому же изло-
женная великолепным стилем, произво-
дит особенно сильное впечатление на ув-
лекающихся людей, заставляя их разви-
вать эту теорию или ее отдельные поло-
жения дальше. Именно так и поступил
Адольф Гитлер с теорией «выживания
сильнейших», воплотив ее в доктрине
«превосходства арийской расы».
И в настоящее время труды Ницше
пользуются шумной популярностью сре-
ди националистов и неонацистов. Но изу-
чают их и серьезные люди, деятели на-
уки и культуры. Введен даже термин —
«ницшеанство», под которым понимают
и общее направление философской ни-
гилистической мысли прошлого века; и
работу специалистов, изучающих насле-
дие этого мыслителя; и разработку про-
блем, которые поднял Ницше, в наши
дни.
Итак, Фридрих Ницше — явление в ми-
ровой культуре удивительное и неодноз-
начное, оказавшее существенное влия-
ние на развитие последующей философ-
ской мысли. Почитайте его труды «Так
говорил Заратустра», «Веселая наука»,
«Человеческое, слишком человеческое»,
«Антихристианин», «По ту сторону доб-
ра и зла». Почитайте. И можете согла-
шаться или отвергать взгляды философа,
но в любом случае вы зря времени не
потеряете!
|