(Продолжение. Начало в №№ 16, 17,
18, 19 за 1995 год, №№ 1, 7 за 1996 год,
№№ 5, 6 за 1997 год)
МАШИНЫ И
МАШИНОВЕДЕНИЕ
К началу XIX века были заложены основы
машиноведения. На Урале работали 28 ка-
зенных и 118 частных заводов, дававших
ежегодно до 8 миллионов пудов чугуна.
Здесь добывали свыше 200 тысяч пудов
меди, много золота и самоцветов.
В этот период было создано много инте-
ресных машин. Так, Афанасий Каширин,
Зотов, Егор Плохов, Алексей Шипов и др.
сконструировали машину для полировки сна-
рядов. В 20-х годах XIX века русским нова-
тором Степаном Литвиновым впервые в
мире была создана оригинальная машина
двойного действия. Творцами различных
машин были ныне всеми забытые Поликарп
Залесов — изобретатель паровых турбин;
Вяткин — строитель оригинальной паровой
машины, успешно работавшей на Верхне-
Исетском заводе в 1815 году; Григорий
Шестаков, Павел Чистяков, Даниила Вешня-
ков, Петр и Иван Казанцевы и др., прини-
мавшие участие в постройке на Пожевском
заводе первых волжско-камских пароходов.
Новатором в этом деле был и Чарльз
Берд, основавший еще на исходе XVIII века
завод в Петербурге, который выпустил в
1825 году 130 заводских и 11 пароходных
машин, в том числе машину для первого
русского парохода «Елизавета». В 1832 году
русские механики построили первую в мире
пароходную машину без балансира для па-
рохода «Геркулес». В 1833 году Матвей На-
зукин на Пожевском заводе изготовил ма-
шину высокого давления мощностью 47 л. с.
Успешнее всех в это время продолжали
дело Ползунова русские машиностроители
Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Чере-
пановы. Они изобретали, проектировали и
строили разнообразные воздуходувные,
прокатные, лесопильные и прочие установ-
ки. В их механическом заведении действо-
вали оригинальные и по тому времени вы-
сокоразвитые токарные, штамповальные,
винторезные и другие станки, изготовлен-
ные по чертежам и под руководством са-
мих изобретателей.
Машины, созданные Черепановыми, по-
зволили им построить первые русские па-
ровозы. Пробные пуски «сухопутного паро-
хода», как называли тогда русский паровоз,
состоялись в феврале 1834 года. А в авгус-
те того же года первый русский паровоз уже
ходил по колесопроводам (рельсам), про-
|
ложенным на расстоянии около 800 метров,
и перевозил три с половиной тонны груза
со скоростью 15 км. в час. К сожалению,
вскоре об этом изобретении Черепановых
попросту забыли, и для первой русской же-
лезной дороги Петербург — Москва паро-
возы выписали из Англии.
В Нижнем Тагиле трудился крепостной
мастеровой Артамонов, который (по сохра-
нившимся рассказам) приехал с Урала в
Москву на коронацию Александра I на двух-
колесном железном велосипеде, изобретен-
ном им задолго до того, как на Западе при-
шли к этой идее.
Матвей Калашников в 1807—1817 годах
изготовил модели разводных мостов — Туч-
кова и Исаакиевского. Замечательны и раз-
работанные Калашниковым проекты мостов
через Большую и Малую Невки, а также
через Неву. Но куда бы ни обращался изоб-
ретатель со своими моделями и проектами,
он везде получал отказ, а нередко — и пре-
зрение.
В те же годы активно трудились и другие
народные механики: дворовый человек В.
Семенов, мещанин Я. Белугин, купец Т.
Бухтеев, крестьянин М. Сутырин и т. д.
Одним из замечательных изобретателей
того времени являлся крепостной костром-
ского помещика Макарова Кирилл Василье-
вич Соболев. Машины, созданные этим та-
лантливым механиком, не получили справед-
ливой оценки и должного распространения.
Между тем, это были удивительные маши-
ны: пильная мельница, устроенная на ма-
нер часов; ручная мельница, которая одно-
временно молола, толкала и точила лезвия;
подъемные машины; подвижная секретная
лестница; ручная пильная мельница с четырь-
мя пилами; сборный большой домкрат, под-
нимавший здания; духовая сушильная и по-
ливальная машина; особый водяной насос и
т. д.
В 1833 году в Петербурге жил новгород-
ский крестьянин Федор Куприянов, который
изобрел отличную машину для изготовле-
ния карманных и стенных часов, квадрант
для проверки артиллерийских орудий, при-
способление для производства капсулей и
пистонов, тележку для спасения жильцов
верхних этажей во время пожаров...
В том же году вологодский механик Мяс-
ников получил известность как изобретатель
станка для полировки оптических стекол.
Созидательная деятельность русского на-
рода в области механических дел особенно
ярко проявилась во время Крымской вой-
ны. Прежде всего, это относится к кораб-
|
лестроению.
К началу XIX века появились исследова-
ния по теории машин и механизмов, кото-
рые были написаны академиками Котельни-
ковым и Гурьевым. В России жили и рабо-
тали Л.П. Базен, Е.И. Парро, Г. Ламе и дру-
гие авторы классических работ в области
механики. В развитие теоретической и при-
кладной математики внесли свой вклад Н.И.
Запольский, П.А. Ольшев, В. Рожков, М.Ф.
Окатов и другие. Замечательный матема-
тик и механик Михаил Васильевич Остроград-
ский написал множество работ по матема-
тике, механике, балистике, математической
физике, теории вероятности. Достоянием
мировой науки являются труды Пафутия
Львовича Чебышева, А.А. Маркова, А.М.
Ляпунова. Много ценного внесли в теорию
огнестрельного оружия Н.В. Малевский,
А.В. Гадолин, А.П. Горлов. Мировая исто-
рия знает много имен русских новаторов
корабельной механики: А.Н. Крылова, С.О.
Макарова, И.Г. Бубнова... Выдающихся ус-
пехов в создании паровых двигателей добил-
ся волжский механик В.И. Калашников.
В те же годы трудился и Петр Акундино-
вич Титов, которому А.Н. Крылов в своей
книге «Мои воспоминания» посвятил раздел
«Корабельный инженер-самоучка». Сын
рязанского крестьянина Титов с 12-летнего
возраста начал работать на Кронштадтском
пароходном заводе, был рабочим корабель-
ной мастерской Невского завода, потом стал
помощником корабельного мастера и, на-
конец, корабельным мастером. Не знаю-
щий даже что такое начальная школа, Титов
стал выдающимся судостроителем. В 90-е
годы на конкурсе морского министерства
на составление проектов броненосца он
получил первую премию за проект под де-
визом «Непобедимый» и вторую — за про-
ект под девизом «Кремль», опередив тем
самым всех дипломированных инженеров —
участников конкурса.
В 1903 году Россия стала родиной нового
вида транспорта — в Петербурге был со-
здан первый в мире теплоход «Вандал», ко-
торый приводился в действие тремя дизеля-
ми по 120 л. с. каждый.
В 1911—1913 годы русские механики про-
должали решать все более сложные зада-
чи. Однако большинство их изобретений в
царской России не нашло применения. Рос-
сия все больше начинала отставать от пере-
довых капиталистических стран по темпам
развития промышленного теплоходострое-
ния.
В. КОТЕНКО
(Продолжение следует)
|