Вуз — не трамвай,
в который нужно
только сесть...
Александр Иванович Соколов,
профессор каф. ФЭОП
— ЕСЛИ сопоставить количество хоро-
ших и плохих оценок, полученных в сес-
сию, то, наверное, особой разницы не
будет. Например, четверок и пятерок как
было примерно 40 процентов, так и ос-
талось. И тем не менее, именно в этом
году произошел качественный скачок в
уровне студенческих знаний. Если в пре-
дыдущие годы он падал постепенно, то в
этом — рухнул. Сейчас студенчество на-
поминает крестьянство после столыпин-
ской реформы. Только там расслоение
шло по имущественному признаку, а
здесь — по знаниям. Хорошие, сильные
студенты остались примерно на том же
уровне, а вот слабые стали еще слабее.
Речь идет уже не об отсутствии знаний,
а об элементарной неграмотности.
— Но, может быть, Ваш предмет на-
столько сложен, что студентам с ним
не справиться?
— Квантовую механику и статистичес-
кую физику легкими, действительно, не
назовешь. Но все же проблема, мне ка-
жется, не в этом. Сегодня посещение
лекций стало свободным. И дело не в
личных амбициях. Конечно, приятно, ког-
да приходят и слушают то, что ты рас-
сказываешь, тем более, что по моему
предмету нет одного готового учебни-
ка. Курс создавался длительное время,
он адаптирован к условиям нашего вуза.
Лекции, таким образом, становятся не
только важным, но и чуть ли не един-
ственным источником информации, ко-
торого студенты сами себя лишают.
Но и низкая посещаемость, скорее, след-
ствие, а не причина.
— Тогда напрашиваются извечные
российские вопросы: «кто виноват?» и
«что делать?»
— Виноватых много. Существует мас-
са объективных и субъективных причин,
которые все знают, и я повторяться не
хочу. Остановлюсь лишь на одном мо-
менте, который мне кажется важным.
Существует точка зрения, и, сразу ого-
ворюсь, я отношусь к ней с понимани-
ем, что сейчас перед вузами стоит за-
дача не только обучить студентов, но и
просто сохранить более или менее об-
разованную молодежь. У нашего уни-
верситета такая возможность есть, в
том числе и потому, что в армию отсю-
да не берут. С одной стороны, это пре-
красно, поскольку есть возможность
уберечь наших ребят от «прелестей»
современной армейской службы. Но, с
другой стороны, не получилось бы так,
что сохраняем мы не будущее страны,
а неграмотных и безответственных «мит-
рофанов», переползающих с курса на
курс и твердо уверенных, что вуз — это
нечто вроде трамвая, в который нужно
только сесть, а уж до конца-то обяза-
тельно довезут. Здесь существует
грань, которую нельзя переходить.
Ну, а что делать... Реальные рычаги
воздействия на студентов, конечно,
есть, но используются они очень ред-
ко. Если, например, в 60-е годы за две
двойки исключали из вуза, то сейчас 39
моих двоечников если не со второго,
то с четвертого захода экзамен пере-
сдали и учатся дальше. Согласитесь,
выглядит это не слишком педагогично.
Возможно, стоило бы нескольких заяд-
лых лентяев с треском из университета
выгнать, да так, чтобы объявления об
этом висели во всех корпусах на каж-
дом этаже. Хотя не могу сказать, что
такой метод мне, как человеку, по
душе. Что же остается? Очевидно, то,
что и всегда — учить наших студентов,
причем не только самой науке, но и
отношению к ней.
|
Работать с теми,
кому учиться
интересно и хочется...
Юрий Дмитриевич Ульяницкий,
профессор каф. РС
— НА мой взгляд , в университете се-
рьезно учатся не более 20 — 30 процен-
тов студентов. Остальные — наша голов-
ная боль. Среди них немало таких, кто по
пять — шесть раз приходят на пересдачи.
Спустя полтора месяца после официаль-
ного окончания сессии еще два студента
не сдали экзамен по дисциплине, кото-
рую я читаю. Такая же ситуация и у дру-
гих преподавателей, к сожалению.
— Но ведь это нарушение министер-
ских инструкций?
— Увы! Действительно, мы имеем пра-
во и даже должны направить таких сту-
дентов на отчисление. Однако вопрос об
отчислении не так однозначен, как может
показаться. Выгнать, наверное, проще
всего. Однако наша основная задача —
все-таки учить.
— Кого же? Ведь, судя по вашим
словам, заниматься готова лишь пя-
тая часть студентов?
— В первую очередь, этих ребят. По-
скольку среди студентов произошло рез-
кое разделение на тех, кто учится, и тех,
кто этого решительно не делает, то, как
мне кажется, и отношение преподава-
тельского состава к учебному процессу
должно измениться соответственно.
Максимум внимания нужно уделять
тем добросовестным ребятам, которым
учиться интересно и хочется. Остальные
же получат минимально необходимое
количество знаний, чтобы освоить те
фундаментальные идеи, которые состав-
ляют ядро курса, его основу.
— Но ведь попытка разделить сту-
дентов на «привилегированных» и
«простых» уже сделана?
— Да, на бакалавров, магистров и ин-
женеров. Хотя подобное деление, по-
моему, достаточно условно. Ведь и сре-
ди будущих инженеров есть немало тру-
долюбивых, способных ребят, с которы-
ми приятно и интересно работать.
— Что ж, с хорошими студентами
все ясно. А как вам удается вложить
тот самый «необходимый минимум»
в головы лентяев?
— Во-первых, я веду контроль посе-
щаемости. И делаю это, чтобы правиль-
но определить свою стратегию при про-
ведении экзаменов. У тех, кто ходит на
лекции регулярно, обычно проблем не
бывает. К оставшимся подход диффе-
ренцированный. Если студент ходит на
консультации и к каждой следующей
пересдаче его знания предмета прибав-
ляются, то постепенно довожу его до
требуемого уровня подготовки.
Но есть у этой проблемы и другая сто-
рона. Теперь, когда вводится принцип —
«деньги сопровождают учащегося»
(принцип подушевого финансирования),—
отчисление студентов превращается для
преподавателей в своеобразную само-
ликвидацию.
Материалы подготовила
К. Лазарева
Образование, особенно высшее, — дело
важное и сложное. От того, каких специа-
листов мы подготовим сегодня, зависит —
как наша страна будет жить завтра.
Казалось бы, старая, всем известная ис-
тина. Но на практике происходит, увы, по-
другому. В вузы приходят слабо подготов-
ленные абитуриенты. Студенты не хотят
учиться, а преподаватели не знают, что с
ними делать.
Эта общая беда сегодняшней высшей
школы коснулась и Электротехнического
университета. Что думают о сложившемся
положении наши преподаватели?
Первый вопрос «Как они оценивают си-
туацию в родном вузе?» мы задали обоим
нашим собеседникам — профессорам ЭТУ
А.И. Соколову и Ю.Д. Ульяницкому. И вот
что они ответили на этот и другие вопросы.
|