Страница 1

LOGO
Рейтинг:
плюсы
и минусы

Как известно, в нашем университете
в течение уже нескольких лет в прика-
зах ректора о порядке и сроках прове-
дения экзаменационной сессии огова-
риваются особые условия ее проведе-
ния на ФКЭА. Считается, что ФКЭА
нашел и использует лучший, чем тра-
диционный, способ контроля знаний
студентов.
Но вот что вызывает сомнение: по
каким-то причинам никто не следует
примеру этого факультета. И, навер-
ное, не потому, что все, кроме ФКЭА,
отвергают саму идею поиска новых спо-
собов реализации процесса обучения.
Скорее всего, дело в том, что боль-
шинство руководителей кафедр и пре-
подавателей университета не видят в
«рейтинге» преимуществ. Более того,
они видят в нем существенные недостат-
ки...
Что хорошего в системе «рейтинг»?
Прежде всего, идея о равномерном,
без штурмовщины, изучении дисциплин
в течение семестра. Не секрет, что
многие студенты от сессии до сессии
занимаются недопустимо мало, наде-
ясь на то, что все выучат к экзамену. В
то же время очевидно, что на три-че-
тыре дня перед экзаменами ложится
слишком большая нагрузка, если в се-
местре студент работал мало.
Предполагалось, что необходимость
отчитываться в получении знаний на
рейтинговых контрольных работах зас-
тавит каждого студента посещать все
занятия и постепенно учить лекционный
материал. Кроме того, сторонники этой
системы считают рациональным то, что
увеличивается учебное время в семес-
тре, так как обычная длинная экзаме-
национная сессия заменяется всего дву-
мя-тремя днями, отведенными только
для постановки заключительных оценок
(на основании оценок по контрольным
работам). Есть и субъективный момент.
Те, кто применяют новую систему, выг-
лядят реформаторами, новаторами, ре-
волюционерами, ломающими устарев-
шие традиции, что было особенно мод-
но в начале перестройки.
Противники же этой системы указы-
вают на ее принципиальный недостаток
— отсутствие у студентов возможности
целеустремленно, систематизированно
осмыслить весь материал по курсу в
дни подготовки к экзамену, связать все
части дисциплины в единое целое. Кро-
ме того, нарушается, даже разруша-
ется сложившаяся, отработанная века-
ми система приобретения знаний.
Что же делать дальше? Мне представ-
ляется, что на базе проведенного в те-
чение нескольких лет эксперимента
пришло время принимать решение. А
решение это очень простое: следует
оставить действующую систему прове-
дения экзаменационных сессий, но при
этом усилить систему контроля в обыч-
ном виде, т.е. к форме защит отчетов
по лабораторным и практическим ра-
ботам добавить контрольные работы по
лекционным курсам. Любой препода-
ватель знает, что комплекс указанных
мероприятий заставляет изучать лекци-
онный материал и в то же время дает
достаточно ясную картину того, что
представляет собой данный студент в
канун сессии. К тому же опыт приме-
нения системы «рейтинг» дает один
очень полезный итог — наработанные,
проверенные практикой по содержанию
и объему вопросы к контрольным ра-
ботам по лекционным курсам.
Таким образом, образуется рацио-
нальный и полезный синтез традицион-
ной системы контроля знаний с нара-
ботками по системе «рейтинг».
Л. ТОКАРЕВ
профессор
Смутное время —
ученым не помеха
16 апреля в ЭТУ прошла 4-я Междуна-
родная конференция «Современные тех-
нологии обучения». Более 260 тезисов
прислали на нее специалисты из 26 горо-
дов. Представители Болгарии, Белорус-
сии, Иордании, Канады, Польши, США ста-
ли участниками научного форума.
В отличие от прошлых лет, работа кон-
ференции проходила по пяти секциям: но-
вые тенденции в развитии высшего образо-
вания; информационные технологии в обу-
чении; менеджмент и современные техно-
логии обучения; психолого-педагогические
аспекты технологий обучения; дистанцион-
ное обучение.
Конференцию открыл ректор Электротех-
нического университета Д.В. Пузанков. От
отметил, что сейчас житейские проблемы
нередко заслоняют главную задачу вузов
— обучение студентов. Обладающие огром-
ным научным потенциалом, сильными пре-
подавательскими кадрами, они должны на-
ходить возможности не только для поддер-
жания своей жизнедеятельности, но и для
создания и использования новых техноло-
гий в высшей школе. Поиск партнеров, об-
мен своими разработками — вот основные
задачи, стоящие перед участниками конфе-
ренции.
Весьма интересный анализ финансовых
процессов в вузах представил И.В. Проку-
дин, проректор по учебной работе Петер-
бургского государственного университета
путей сообщения (ПГУПС) в своем докладе
«Менеджмент технического университета в
современных условиях». По его мнению, из
большого числа видов менеджмента (кад-
ровый, организационный, информационный,
технологический и пр.) доминирующее по-
ложение сейчас занимает финансовый. Это
связано с отсутствием полномасштабного
финансирования высшей школы со стороны
государства. В силу этого университеты вы-
нуждены заниматься зарабатыванием денег.
Наиболее доходными видами деятельности
вузов являются: обучение будущих студен-
тов на подготовительных отделениях и кур-
сах, а также студентов — на условиях пол-
ной компенсации затрат, предприниматель-
ская деятельность, психолого-педагогичес-
кое сопровождение студентов и слушате-
лей, научно-исследовательская, опытно-кон-
структорская и проектная деятельность,
благотворительная и спонсорская помощь
различных организаций и некоторые другие.
Однако все технические университеты по-
лученные внебюджетные средства практи-
чески не инвестируют в образовательную
деятельность. В вузе это считают неверным.
Общие расходы на учебный процесс и его
обеспечение в ПГУПСе в 1997 году соста-
вили 53,36 млрд рублей. В вузе учились 6350
студентов. Следовательно, расходы на обу-
чение одного студента составили 8 млн 403
тыс. рублей. Число студентов, обучающих-
ся за счет госбюджета, составило 4380 че-
ловек, а объем госбюджетного и ведом-
ственного финансирования — 24,54 млрд
рублей. Следовательно, годовые расходы
на одного «государственного студента» рав-
няются 5603 тыс. рублей. Значит, в каж-
дого выпускника вуз вложил 2 млн 800 тыс.
рублей собственных средств, которые —
вместе с молодыми специалистами — пе-
ремещаются в организации. Действующее
законодательство не позволяет вузам тре-
бовать от предприятий возмещения в обя-
зательном порядке собственных затрат.
Складывается парадоксальная ситуация: ни-
щенствующая в экономическом отношении
высшая школа предоставляет дотации го-
сударственным и коммерческим предпри-
ятиям. Было бы вполне резонно в законо-
дательном порядке закрепить право вузов
на возмещение им средств, вложенных в
обучение молодых специалистов.
Однако есть учебные заведения, у кото-
рых финансовые проблемы стоят менее ос-
тро. Об одном из таких рассказал В.И.
Пушкин, проректор Витебского филиала
негосударственного института современных
знаний в докладе «Принципы и опыт созда-
ния и работы негосударственного вуза». В
отличие от Российской Федерации, в Рес-
публике Беларусь становление негосудар-
ственных учебных заведений развивается
медленно и трудно. Постоянные организа-
ционно-бюрократические рогатки, конт-
рольно-ревизионные проверки, отсутствие
каких бы то ни было льгот по налогам (ко-
торые, кстати, получают даже чисто ком-
мерческие фирмы) заставляют многих от-
казаться от этой идеи. Тем не менее, ини-
циативной группе профессорско-препода-
вательского состава трех государственных
вузов Витебска и руководителям предпри-
нимательских структур в течение трех лет
удалось создать негосударственный вуз и
поставить учебный процесс на современ-
ный уровень.
При комплектовании кафедр необходи-
мым условием было, чтобы их заведую-
щие имели либо соответствующую науч-
но-педагогическую квалификацию, либо яв-
лялись ведущими работниками серьезных
производственных или предпринимательс-
ких фирм. Это обеспечило базовые места
практик, курсового и дипломного проек-
тирования и прохождения дисциплин спе-
циализации. К тому же привлечение таких
специалистов к разработке учебных про-
грамм позволило приблизить учебные пла-
ны к современным требованиям подготов-
ки специалистов. Учитывая, что основными
специальностями были выбраны менедж-
мент, правоведение, информатика, финан-
сы и кредит, современные иностранные
языки, такой подход особенно важен.
Решающее значение в постановке учеб-
ного процесса на должный уровень сыгра-
ло наличие компьютерной техники, сети Ин-
тернет и в особенности периодических из-
даний. Каким бы тривиальным на первый
взгляд это не казалось, именно использо-
вание периодики значительно повышает ка-
чество подготовки современных специали-
стов.
Главной проблемой белорусского вуза,
как и других негосударственных высших
учебных заведений, стало предпочтение при
приеме на работу выпускников с государ-
ственным дипломом. Однако, на их взгляд,
такой подход — временный и с развитием
рыночной экономики постепенно исчезнет.
Конференция продолжалась до вече-
ра. Вместо традиционных двух дней
организаторы на этот раз решили уло-
житься в один, поэтому секционные за-
седания проходили очень напряженно.
Но никто не остался в обиде: удалось
встретиться с коллегами, обсудить свои
проблемы и идеи. А такой обмен опы-
том, по признанию участников конферен-
ции, очень полезен, особенно в наше
смутное время.
Благодаря сотрудников ЭТУ за орга-
низацию научного форума, гости отме-
тили и прекрасное техническое обеспе-
чение, предоставленное фирмой «Поли-
техник-СПб» и Торговой корпорацией
«Альфа».
К. МАЛИНИНА

ЗА НАМИ — СИЛА

Под девизом «Студенчество начина- ет и выигрывает...» студенческие проф- союзы всех вузов нашего города про- вели 14 апреля акцию протеста. В от- личие от Екатеринбурга, у нас студен- ческая демонстрация прошла доволь- но мирно. По официальным данным в ней участвовали 5 тысяч человек. Со- бравшиеся сформулировали свои тре- бования к правительству, которое предполагает уменьшить размер сти- пендий, увеличить плату за общежи- тие, прекратить государственное фи- нансирование летнего отдыха, проез- да и компенсаций на питание. Митин- гующие упоминали и Закон о военной службе, который отменяет право на отсрочку некоторым категориям уча- щихся. Апрель стал месяцем выступлений и работников народного образования и науки. «В защиту прав человека тру- да. За полную выплату заработной платы» — под такими лозунгами чле- ны профсоюза встали на защиту своих конституционных и гражданских прав.

Страница 2

Счастье — в жизни, а жизнь — в работе Люди, увлеченные своим делом, трудятся в университете
«Я — счастливый человек». Эти слова стали реф-
реном нашей беседы с В.Н. Ушаковым, проректо-
ром ЭТУ по учебной работе. Их подтверждают и
опорные вехи биографии Виктора Николаевича.
Окончил школу с золотой медалью, ЛЭТИ (1973
год) — с отличием. В 1991 году защитил докторс-
кую диссертацию, спустя три года получил уче-
ное звание профессора. Как-то легко и незамет-
но одолел все ступени профессионального роста:
старший лаборант — инженер (в этот период по-
ступил в заочную аспирантуру) — ассистент —
доцент — профессор. Три с небольшим года на-
зад был утвержден в должности проректора по
учебной работе, а осенью 1997-го стал заведую-
щим кафедрой ТОР, по специальности которой
учился на РТФ. Серьезные администраторские
обязанности не мешают руководить кафедрой и
научной группой, каждый семестр читать лекци-
онный курс и еще выкраивать время для регу-
лярного посещения Публичной библиотеки. Хотя,
конечно, от многого из того, чем нравилось зани-
маться раньше,— учебная работа в большем объе-
ме, ежегодная организация и проведение олим-
пиад по радиотехнике, активное участие в работе
Аничкова лицея,— от всего этого пришлось отка-
заться. Не хватает времени... Впрочем, куда ухо-
дит это время, лучше всего расскажет сам Вик-
тор Николаевич.


— Виктор Николаевич, будучи студен-
том, Вы мечтали трудиться в НИИ, раз-
рабатывать радиотехническую аппара-
туру, заниматься научными исследова-
ниями. И вдруг — административная
должность...
— Все верно. Остаться в институте уго-
ворил меня один из любимых моих учите-
лей, доцент Е.С. Саблин — лучший кура-
тор из тех, кого я знал. А дальше — все,
как и мечталось. Что касается должности
проректора... Во-первых, став доктором
и профессором, я уже и фактически, и
формально самореализовался. А во-вто-
рых, административная должность позво-
ляет решать многие творческие пробле-
мы, которыми мне приходится занимать-
ся. Но самое главное преимущество этой
должности в том, что мне доводится об-
щаться с интересными, компетентными
людьми, которых много в нашем вузе и
у которых есть чему поучиться и что пе-
ренять. Это, в свою очередь, приносит и
профессиональное, и человеческое удов-
летворение.
— Расскажите, пожалуйста, о наибо-
лее значимых и результативных на-
правлениях учебной работы в нашем
университете за последнее время.
— Первое. В начале апреля в Смоль-
ном состоялось совещание ректоров и
проректоров по учебной работе вузов
Санкт-Петербурга, на котором мы — в
числе 12 ведущих высших учебных заве-
дений города — одними из первых полу-
чили Свидетельство о государственной
аккредитации, подтверждающее наше
право выдавать дипломы государствен-
ного образца. Какая огромная работа
всего коллектива ЭТУ этому предшество-
вала, наверное, говорить не надо.
Второе. В последние месяцы мы по-
лучили также лицензии на три основные
престижные специальности (Информаци-
онные системы в экологии. Бизнесе.
Организация и технология защиты инфор-
мации) и одно направление (Биомедицин-
ская инженерия). Вместе с этими в ЭТУ
сегодня 30 инженерных специальностей
и 11 направлений.
Третье. 16 апреля в нашем универси-
тете состоялась ставшая уже традицион-
ной 4-я Международная конференция по
современным технологиям обучения, где
методисты из разных вузов России и за-
рубежья обменялись интересным опы-
том своей работы в этом направлении.
Четвертое. Наш университет — в ка-
честве базового вуза УМО — в рамках
целевой комплексной программы «Госу-
дарственный стандарт в системе непре-
рывного образования» получил почетное
право участвовать в разработке модели
нового образовательного стандарта выс-
шего профессионального образования,
которая потом будет внедрена во всех
вузах страны.
Пятое. В 1998 году у нас состоится
первый выпуск магистров, половина из ко-
торых будет поступать в аспирантуру. Мы
реализовали такие учебные планы для ма-
гистрантов, которые позволяют им еще во
время учебы сдать кандидатский минимум
(по философии и иностранному языку).
Можно было бы рассказать и об обра-
зовании в вузе собственного Фонда содей-
ствия трудоустройству наших выпускников,
и о создании в ЭТУ Открытого факульте-
та, где мы внедряем новые формы подго-
товки специалистов, например, экстернат,
подготовка бакалавров по вечерней и очно-
заочной форме и т. д. Но, как когда-то
говорил ЧеГевара, «лучший способ что-то
сказать, это — сделать», чем мы и занима-
емся.
— Что же лично Вам дает постоянное
общение со студентами?
— Очень многое. Вместе с ними в чем-
то я постоянно расту. Видоизменяются не-
которые собственные взгляды на жизнь.
Именно общаясь со студентами, я вывел
свою теорию счастья: жизнь надо воспри-
нимать, как подарок судьбы, и каждый день
нужно проживать как маленькую жизнь.
Вот почему я так ценю вуз как место сво-
ей работы.
— Как Вы отнеслись к акции протеста
студентов города, которая состоялась 14
апреля?
— С глубоким сочувствием и понимани-
ем. Только я бы поосторожнее относился
к цифрам, написанным на их плакатах. К
сожалению, есть большие основания пред-
полагать, что все так и будет, но пока ни-
каких официальных документов из Мино-
образования мы не получали. К слову ска-
зать, у нас в вузе есть собственное виде-
ние реформы высшей школы, что мы об-
суждали с представителями нашего Мини-
стерства 16 апреля, когда они приезжали
на конференцию, о которой шла речь
выше.
— Что же Вас, Виктор Николаевич, бес-
покоит сегодня больше всего, что ме-
шает работать?
— Отсутствие стабильности в стране.
Отсутствие сильной, умной, честной влас-
ти. А в личном плане — недостаток вре-
мени, хотя очень стараюсь сохранять
форму во всех своих ипостасях. И в этом,
хочу повториться, мне очень помогают
люди, с которыми я постоянно общаюсь.
— Что Вы цените в людях в первую
очередь?
— В любом человеке — порядочность,
в мужчине — ум, в женщине — доброту,
умение любить.
— Что Вас может вывести из себя?
— Грубость, несправедливость.
— Какими принципами руководству-
етесь в жизни?
— Замечательный русский художник Н.
Рерих говорил: «Не думай плохо. Все пло-
хие дела начинаются с плохих мыслей. Не
делай плохо, даже если об этом никто не
узнает, все равно ты сам становишься
хуже». Это верно.
— У Вас есть какая-то мечта?
— Конечно. Написать книгу о парадок-
сах в радиотехнике. Но, видимо, испол-
нится эта мечта не скоро, только когда
уйду на пенсию...
От автора.
До пенсии В.Н. Ушакову действитель-
но далеко — ему еще только 48 лет.
Но четыре книги им уже написаны, прав-
да, на профессиональные темы, причем
одна из книг вышла в США. Максима-
лист по своему характеру, он к любо-
му делу ищет идеальные подходы, ста-
вит перед собой наивысшую цель и де-
лает все, чтобы максимально прибли-
зиться к ней. Идеальные модели рас-
пространяет как на профессиональные,
так и на человеческие отношения. К со-
жалению, реальная жизнь иногда ста-
вит такие ограничения, что ум за разум
заходит. И тогда Виктор Николаевич
вспоминает восточную молитву: «Гос-
поди, дай мне силы, чтобы изменить то,
что могу... спокойствие, чтобы перене-
сти то, что изменить я не в силах... и
разум, чтобы отличить одну ситуацию
от другой». И поступает согласно этим
мудрым словам.
Л. КОРОТКОВА

Вуз — не трамвай, в который нужно только сесть...

Александр Иванович Соколов, профессор каф. ФЭОП — ЕСЛИ сопоставить количество хоро- ших и плохих оценок, полученных в сес- сию, то, наверное, особой разницы не будет. Например, четверок и пятерок как было примерно 40 процентов, так и ос- талось. И тем не менее, именно в этом году произошел качественный скачок в уровне студенческих знаний. Если в пре- дыдущие годы он падал постепенно, то в этом — рухнул. Сейчас студенчество на- поминает крестьянство после столыпин- ской реформы. Только там расслоение шло по имущественному признаку, а здесь — по знаниям. Хорошие, сильные студенты остались примерно на том же уровне, а вот слабые стали еще слабее. Речь идет уже не об отсутствии знаний, а об элементарной неграмотности. — Но, может быть, Ваш предмет на- столько сложен, что студентам с ним не справиться? — Квантовую механику и статистичес- кую физику легкими, действительно, не назовешь. Но все же проблема, мне ка- жется, не в этом. Сегодня посещение лекций стало свободным. И дело не в личных амбициях. Конечно, приятно, ког- да приходят и слушают то, что ты рас- сказываешь, тем более, что по моему предмету нет одного готового учебни- ка. Курс создавался длительное время, он адаптирован к условиям нашего вуза. Лекции, таким образом, становятся не только важным, но и чуть ли не един- ственным источником информации, ко- торого студенты сами себя лишают. Но и низкая посещаемость, скорее, след- ствие, а не причина. — Тогда напрашиваются извечные российские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?» — Виноватых много. Существует мас- са объективных и субъективных причин, которые все знают, и я повторяться не хочу. Остановлюсь лишь на одном мо- менте, который мне кажется важным. Существует точка зрения, и, сразу ого- ворюсь, я отношусь к ней с понимани- ем, что сейчас перед вузами стоит за- дача не только обучить студентов, но и просто сохранить более или менее об- разованную молодежь. У нашего уни- верситета такая возможность есть, в том числе и потому, что в армию отсю- да не берут. С одной стороны, это пре- красно, поскольку есть возможность уберечь наших ребят от «прелестей» современной армейской службы. Но, с другой стороны, не получилось бы так, что сохраняем мы не будущее страны, а неграмотных и безответственных «мит- рофанов», переползающих с курса на курс и твердо уверенных, что вуз — это нечто вроде трамвая, в который нужно только сесть, а уж до конца-то обяза- тельно довезут. Здесь существует грань, которую нельзя переходить. Ну, а что делать... Реальные рычаги воздействия на студентов, конечно, есть, но используются они очень ред- ко. Если, например, в 60-е годы за две двойки исключали из вуза, то сейчас 39 моих двоечников если не со второго, то с четвертого захода экзамен пере- сдали и учатся дальше. Согласитесь, выглядит это не слишком педагогично. Возможно, стоило бы нескольких заяд- лых лентяев с треском из университета выгнать, да так, чтобы объявления об этом висели во всех корпусах на каж- дом этаже. Хотя не могу сказать, что такой метод мне, как человеку, по душе. Что же остается? Очевидно, то, что и всегда — учить наших студентов, причем не только самой науке, но и отношению к ней.

Работать с теми, кому учиться интересно и хочется...

Юрий Дмитриевич Ульяницкий, профессор каф. РС — НА мой взгляд , в университете се- рьезно учатся не более 20 — 30 процен- тов студентов. Остальные — наша голов- ная боль. Среди них немало таких, кто по пять — шесть раз приходят на пересдачи. Спустя полтора месяца после официаль- ного окончания сессии еще два студента не сдали экзамен по дисциплине, кото- рую я читаю. Такая же ситуация и у дру- гих преподавателей, к сожалению. — Но ведь это нарушение министер- ских инструкций? — Увы! Действительно, мы имеем пра- во и даже должны направить таких сту- дентов на отчисление. Однако вопрос об отчислении не так однозначен, как может показаться. Выгнать, наверное, проще всего. Однако наша основная задача — все-таки учить. — Кого же? Ведь, судя по вашим словам, заниматься готова лишь пя- тая часть студентов? — В первую очередь, этих ребят. По- скольку среди студентов произошло рез- кое разделение на тех, кто учится, и тех, кто этого решительно не делает, то, как мне кажется, и отношение преподава- тельского состава к учебному процессу должно измениться соответственно. Максимум внимания нужно уделять тем добросовестным ребятам, которым учиться интересно и хочется. Остальные же получат минимально необходимое количество знаний, чтобы освоить те фундаментальные идеи, которые состав- ляют ядро курса, его основу. — Но ведь попытка разделить сту- дентов на «привилегированных» и «простых» уже сделана? — Да, на бакалавров, магистров и ин- женеров. Хотя подобное деление, по- моему, достаточно условно. Ведь и сре- ди будущих инженеров есть немало тру- долюбивых, способных ребят, с которы- ми приятно и интересно работать. — Что ж, с хорошими студентами все ясно. А как вам удается вложить тот самый «необходимый минимум» в головы лентяев? — Во-первых, я веду контроль посе- щаемости. И делаю это, чтобы правиль- но определить свою стратегию при про- ведении экзаменов. У тех, кто ходит на лекции регулярно, обычно проблем не бывает. К оставшимся подход диффе- ренцированный. Если студент ходит на консультации и к каждой следующей пересдаче его знания предмета прибав- ляются, то постепенно довожу его до требуемого уровня подготовки. Но есть у этой проблемы и другая сто- рона. Теперь, когда вводится принцип — «деньги сопровождают учащегося» (принцип подушевого финансирования),— отчисление студентов превращается для преподавателей в своеобразную само- ликвидацию. Материалы подготовила К. Лазарева
Образование, особенно высшее, — дело важное и сложное. От того, каких специа- листов мы подготовим сегодня, зависит — как наша страна будет жить завтра. Казалось бы, старая, всем известная ис- тина. Но на практике происходит, увы, по- другому. В вузы приходят слабо подготов- ленные абитуриенты. Студенты не хотят учиться, а преподаватели не знают, что с ними делать. Эта общая беда сегодняшней высшей школы коснулась и Электротехнического университета. Что думают о сложившемся положении наши преподаватели? Первый вопрос «Как они оценивают си- туацию в родном вузе?» мы задали обоим нашим собеседникам — профессорам ЭТУ А.И. Соколову и Ю.Д. Ульяницкому. И вот что они ответили на этот и другие вопросы.

Страница 3

Не унывать, не терять
надежды и инициативы

Важность сохранения и развития радио-
технической школы ЭТУ несомненна. Но
каким образом это можно сделать в
современных условиях? На заседании
исторической секции на эту тему раз-
мышлял профессор Юрий Михайлович
КАЗАРИНОВ.
По его мнению, развал экономики в
нашей стране нарушил динамичное раз-
витие исследований радиоэлектронного
направления, определяющего развитие
электротехнической школы ЭТУ. Вот
несколько цифр. Общий спад промыш-
ленного производства за последние годы
увеличился почти в 2,5 раза. Число рабо-
тающих в научных организациях умень-
шилось с двух до одного миллиона че-
ловек. 70 тысяч научных работников
эмигрировали. За рубежом сейчас рабо-
тают 17 процентов научных сотрудников
АН. Число работников с учеными степе-
нями уменьшилось со 144 тысяч до 117
тысяч человек, на четверть сократилось
количество защищаемых диссертаций, в
полтора раза уменьшилось число аспи-
рантов. Тиражи научно-технической ли-
тературы за последние пять лет упали
на 65 процентов. Из оставшихся 35 про-
центов значительную часть составляют
переводные книги по компьютерной тех-
нологии.
Известно, что устойчивый экономичес-
кий рост в стране на 60 процентов зави-
сит от факторов технического прогрес-
са и приращения соответствующих зна-
ний и их востребованности. США, на ко-
торые мы так любим равняться, каждое
десятилетие удваивают расходы феде-
рального бюджета на НИОКР. В тради-
ционном послании конгрессу «О поло-
жении нации» Билл Клинтон назвал при-
оритетом своего второго срока прези-
дентства совершенствование системы
образования. В 1996 году расходы на эти
цели на душу населения составили: в
США — 611 долларов, в Японии — 579 и
в России — 43 доллара.
Американцы говорят: «Бог благоволит
той стране, у которой лучшие инжене-
ры». И они успешно готовят их. Отличи-
тельная черта учебных программ в Аме-
рике — широта специального образова-
ния и возможность его индивидуального
формирования в большом диапазоне
знаний. В MIT очень сильна инженерная
школа. Степень мастера присваивается
студенту после пяти лет обучения, для
получения же степени инженера нужно
проучиться шесть лет. Подготовка ведет-
ся по многим направлениям, среди ко-
торых — экономика и менеджмент в про-
мышленности.
К сожалению, для нашего вуза в со-
здавшихся условиях первоочередной за-
дачей стало сохранение научной школы.
Для этого необходимо непрерывное по-
полнение преподавательских кадров,
повышение уровня их компетентности.
Решить эту задачу можно с помощью
научной работы, которая к тому же по-
зволяет завоевать и сохранить высокую
репутацию коллектива. Огромное зна-
чение имеет своевременная подготовка
и издание монографий, учебников, учеб-
ных пособий, отражающих достижения
как вуза, так и самих авторов.
Первичным же источником пополнения
кадров является студенчество. В сложив-
шихся условиях становится неизбежной
острая борьба за повышение требова-
тельности к знаниям абитуриентов. За-
дача эта чрезвычайно трудна и требует
совместных усилий коллективов всех ка-
федр.
А как воспитать «качественного» вы-
пускника? Для этого необходимо расши-
рять спектр поднаправлений подготовки
специалистов, включая в него дисципли-
ны, наиболее перспективные с точки зре-
ния их будущей карьеры. Надо обяза-
тельно обеспечить современную компь-
ютерную подготовку молодых людей.
Чрезвычайно важно расширить спектр
выполняемых на кафедрах НИР путем
завоевания грантов, участия в научных
программах, заключения контрактов с
предприятиями. Студентов следует при-
влекать к работе в научных семинарах, а
также предпринять героические усилия
к выпуску новых учебников и учебных
пособий по профилирующим курсам. И,
наконец, стоически держать хотя бы
минимально достаточный уровень требо-
вательности к студентам, привыкающим
к «гарантированной тройке».
Впрочем, можно дать и более крат-
кий рецепт выживания: не унывать, не
терять надежды и инициативы. Осталь-
ное — приложится.

Записала М. КИРИЛЛОВА

Экзамен выходит из «подполья»

В НАШЕМ университете работают лю- бознательные люди. Им, например, интересно знать, что откладывается в сту- денческих головах после многолетнего обучения? Достаточно ли проведения го- сударственной итоговой аттестации и за- щиты диплома, или требуется еще и про- верка фундаментальных знаний? Вынесут ли студенты еще один экзаменационный «меч» над своими головами? Как скажет- ся увеличение нагрузки на работе педаго- гических коллективов? Эти и другие воп- росы решались на учебно-методической комиссии ЭТУ при обсуждении результа- тов итогового междисциплинарного экза- мена. Сам экзамен проходил в рамках экспе- римента в соответствии с рекомендация- ми Государственной аттестационной ко- миссии. В нем участвовали три кафедры: радиосистем (РТФ), микроэлектроники (ЭФФ) и корабельных систем управления (ФКЭА). За проведение этого эксперимен- та отчитались соответственно профессоры Ю.Д. Ульяницкий, В.С. Сорокин и Ю.А. Лу- комский. Форма проведения экзамена и програм- мы разрабатывались на каждой кафедре самостоятельно. На РТФ экзамен состоял из трех блоков: теория, подготовка в об- ласти элементов, устройств и систем, ин- струментальные средства инженера. На подготовку отводилось два дня. Студен- ты тянули билеты, и по каждому вопросу готовили рефераты. В состав экзаменаци- онной комиссии входили семь преподава-
телей. Причем по каждому из трех воп-
росов работала отдельная комиссия.
Поскольку междисциплинарного экза-
мена в графике не было, и проходил он,
по сути, нелегально, то со студентами про-
водили «организационную работу». Объяс-
няли, что результаты такого экзамена бу-
дут использованы не прямо, а косвенно.
И нужно отдать ребятам должное — ник-
то не отказался от участия в эксперимен-
те.
Трудности были только у тех, кто на
сессиях «перебивался» с «двойки» на
«тройку» да заполнял листок пересдач.
Таких — с «неудами» - оказалось четверо.
Сами же преподаватели, по их признанию,
не узнали о студентах ничего нового —
неожиданных результатов не было.
На ФКЭА выбрали другую форму. Эк-
замен был письменным, вопросы объяви-
ли заранее. На предварительную подго-
товку отводились две недели. К тому же
во время экзамена студенты могли пользо-
ваться любой литературой. Что касается
результатов, то оценки объявляли перед
защитой диплома, и члены ГЭК их учиты-
вали.
Наконец, на ЭФФ вначале провели ус-
тановочные лекции для определения клю-
чевых вопросов. Затем состоялись кон-
сультации. Три вопроса студенты знали
заранее и готовили их по типу рефератов.
Один вопрос узнавали только на экзаме-
не. Плюс — еще 6—8 вопросов, дополни-
тельных, которые студенты вместе с ру-
ководителями своих дипломных проектов
выбирали сами: по теоретической части
диплома.
В том, что эксперимент удался, сомне-
ний не возникло. Но нужно ли вводить
подобный экзамен в планы и графики
инженерных специальностей? Ряд препо-
давателей считают, что это не будет сти-
мулировать работу студентов 1—5-х кур-
сов. К тому же нельзя забывать, что доб-
рая половина студентов не только учится,
но и работает. По этой причине некото-
рые преподаватели даже сгруппировыва-
ют две первые лекции, что позволяет на-
чать занятия чуть позже и дать ребятам
возможность выспаться. Поэтому, счита-
ют такие преподаватели, новый экзамен
не даст ничего, кроме очередного аврала.
Однако большинство из них все же при-
держиваются другого мнения. По резуль-
татам эксперимента видно, что такой экза-
мен положительно сказывается на подго-
товке теоретической части будущего дип-
лома. Он повышает уровень выпускников
благодаря дополнительной работе по
обобщению знаний, полученных в течение
пяти лет. К тому же и воспитательную роль
учебного процесса можно поднять. Экза-
мен контролирует объем и глубину зна-
ний, полученных на протяжении всего
обучения. И само осознание того, что их
придется прилюдно демонстрировать, дис-
циплинирует.
Учитывая все это, учебно-методическая
комиссия рекомендовала ввести междис-
циплинарный экзамен в учебные планы
инженерных специальностей. Он будет
проходить с 1 по 15 декабря на шестом
году обучения. Содержание и форму про-
ведения экзамена по каждой специально-
сти будут определять выпускающие ка-
федры при подготовке программы. А зна-
чит, междисциплинарный экзамен получит
официальный статус.

К. МАЛИНИНА

Его жизнь тесно связана с нашим вузом

В этом году исполняется 90 лет со дня рождения профессора, доктора техничес- ких наук О.Б. Лурье — первого заведую- щего кафедрой «Электронно-медицинс- кая аппаратура» в ЛЭТИ (ныне кафедра «Биомедицинская электроника и охрана среды») и одного из организаторов ново- го в России направления подготовки ин- женеров по медицинской технике. Ошер Бениаминович Лурье родился 22 апреля 1908 года в г. Стародуб, в семье учителя. После окончания в 1932 году Ле- нинградского физико-механического ин- ститута работал в одном из научно-иссле- довательских институтов нашего города, с первых дней проявив интерес к само- стоятельной научной деятельности. Его первые научные работы датируются 1933 годом и связаны с разработкой методов анализа электронных схем, а первая пуб- ликация в Журнале Технической Физики посвящена изложению принципиально но- вого метода анализа линейных, в частно- сти, усилительных систем в области ниж- них частот — метода переходных харак- теристик. О.Б. Лурье участвовал в создании пер- вой передающей телевизионной станции, построенной на базе механического ска- нирующего преобразователя с зеркала- ми. После изобретения И. Зварыкиным электронно-лучевой передающей трубки эти работы были прекращены как не пер- спективные, однако многие идеи постро- ения усилителей видеосигналов получили дальнейшее развитие и связаны с именем О.Б. Лурье.
Когда началась Великая Отечественная
война, Ошер Бениаминович добровольно
вступил в ряды Народного ополчения, слу-
жил в саперных войсках. Был ранен, за
боевые заслуги и личную храбрость на-
гражден орденом «Красной звезды» и ме-
далью «За отвагу», другими медалями.
Но и в эти трудные годы Лурье не пре-
кращал думать о науке. В 1943 году он
стал автором изобретения артиллерийс-
кого прицела. Его творческие способнос-
ти были замечены командованием, кото-
рое направило Лурье в один из научно-
исследовательских институтов Ленингра-
да.
Его главные научные интересы были свя-
заны с разработкой методов анализа и
проектирования усилителей видеочастоты,
основанных на использовании разработан-
ного Ошером Бениаминовичем метода
переходных характеристик, который по-
лучил всеобщее признание и распростра-
нен не только на задачи синтеза высоко-
качественных усилителей, но и на другие
области техники.
С 1946 года научная и педагогическая
деятельность О.Б. Лурье связана с ЛЭТИ.
Доцент кафедры «Телевидение», он ве-
дет один из основных учебных курсов ка-
федры, связанный с усилителями видео-
частоты. В 1953 году Лурье защищает
докторскую диссертацию, а в 1955 году
получает ученое звание профессора. С
этого момента его жизнь связана с под-
готовкой инженерных кадров: сначала —
на кафедре «Телевидение», затем — на
кафедре «Теоретические основы радио-
техники», на которой Ошер Бениамино-
вич создает научную группу по разработ-
ке усилительных каналов различного на-
значения и которая явилась кузницей на-
учных и педагогических кадров.
Проблема разработки методов расче-
та усилительных систем стала для Лурье
основным направлением его научных ин-
тересов. Этой теме посвящены подготов-
ленные им и изданные монографии, в том
числе монография «Усилители видеочас-
тоты», вышедшая в свет в начале 50-х го-
дов и признанная значительным достиже-
нием отечественной науки. Через несколь-
ко лет существенно дополненная и пере-
работанная книга с тем же названием из-
дается большим тиражом, переводится на
иностранные языки и становится настоль-
ной книгой многих исследователей.
В 1962 году при активном участии Лу-
рье, впервые в нашей стране, в ЛЭТИ
формируется новая специальность по под-
готовке инженеров в области электрон-
но-медицинской аппаратуры, а сам Ошер
Бениаминович становится заведующим но-
вой кафедрой, которая в короткое вре-
мя приобретает известность не только в
нашей стране, но и за рубежом. Лурье
подготовил более 20 кандидатов наук, ра-
ботающих в разных странах мира в раз-
личных областях медико-технической на-
уки и практики.
О.Б. Лурье организовал в НТОРЭС им.
А.С. Попова научную секцию «Примене-
ние радиоэлектроники в биологии и ме-
дицине» и был ее бессменным руководи-
телем до конца своих дней.
С 1972 года Ошер Бениаминович ушел
с заведования кафедрой по состоянию
здоровья, но еще долгое время активно
работал профессором, затем профессо-
ром-консультантом. За несколько дней до
ухода из жизни в 1985 году он сдал в из-
дательство «Радио и связь» свою после-
днюю книгу «Интегральные микросхемы
в усилительных устройствах. Анализ и рас-
чет».
Организаторский талант О.Б. Лурье, его
способность сплотить вокруг себя талан-
тливых людей и направить коллективный
разум на подготовку технических кадров
для решения задач в области биологии,
медицины, экологии, его мягкость в об-
щении с людьми, добрый юмор и добро-
желательность всегда находили отклик в
сердцах окружающих его людей. Скром-
ный, благородный, высокоинтеллигентный
человек, высококвалифицированный спе-
циалист, великий труженик, мудрый учи-
тель и воспитатель — таким сохранился в
памяти благодарных коллег и учеников
Ошер Бениаминович Лурье.

Е. ПОПЕЧИТЕЛЕВ, зав. кафедрой БМЭиОС, профессор, д.т.н.

Страница 4

И ДЕЛО, И ДУША СВЯЗАНЫ С КОСМОСОМ

Королевский прием в Англии

Известно, что экипажи космических ко-
раблей готовятся к полетам в Центре подго-
товки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Все
они обязательно обучаются действиям в сво-
бодном космическом пространстве в гидро-
невесомости, которая представляет собой
модель состояния невесомости в космосе.
В то же время далеко не все знают о том,
что более 80 экипажей космических кораб-
лей, в том числе международных, подготов-
лены на автоматизированных комплексах
«Шверт-1», «Шверт-2» и «НИМФА», кото-
рые разработаны и эксплуатируются в Звез-
дном городке сотрудниками Научно-иссле-
довательского конструкторско-технологи-
ческого института биотехнических систем
(НИКТИ БТС — ранее ОКБ БИМК).
На первых комплексах мы подготовили
целую плеяду космонавтов — первооткры-
вателей космической эры. Здесь трениро-
вались Гагарин, Титов, Николаев, Попович,
Леонов, Беляев и другие. Тогда этот комп-
лекс представлял собой простой плаватель-
ный бассейн. И только позже было построе-
но специальное здание — гидролаборато-
рия, а в нем были смонтированы наши ком-
плексы, которые внимательно следят за со-
стоянием организма тренирующихся космо-
навтов и обеспечивают нагрузки, адекватные
состоянию организма конкретного космо-
навта.
Все действия космонавтов в открытом кос-
мосе (например, замена и ремонт солнеч-
ных батарей и другие работы) вначале мо-
делируются и отрабатываются в условиях
гидроневесомости, и только потом по опти-
мизированной циклограмме реализуются в
реальной космической ситуации.
За долгие годы совместной работы у нас
установились добрые деловые и дружеские
отношения с космонавтами, о чем говорит и
этот «коллективный портрет» первых космо-
навтов, подписанный ими более четверти
века назад.
Недавно, в канун праздника космонавти-
ки, мы заключили контракт на изготовление
системы для американских космонавтов, ко-
торые вместе с нашими космонавтами бу-
дут трудиться на комплексе «Альфа». Мы же-
лаем всем им земных радостей и космичес-
ких удач.
В этом году отмечается 300-летие Вели-
кого посольства Петра I в Англию.
... Известно, что до поездки в Лондон
русский царь инкогнито работал простым
плотником на судоверфи в голландском
городе Зандам ’ ’’ ’’ е. Однако Петр понимал, что
приобретенных им здесь практических на-
выков для организации судостроения в Рос-
сии было недостаточно — необходимо было
осваивать методику проектирования кораб-
лей, учиться чертежному делу, организации
постройки кораблей и их комплектации.
Нужно было также договориться с соответ-
ствующими английскими специалистами, ко-
торые были готовы выехать в Россию, что-
бы работать здесь на верфях, служить на
флоте и обучать будущих моряков навига-
ции, астрономии и другим морским наукам.

В. АХУТИН, директор НИКТИ БТС, профессор, научный руководитель работ


Вот эти задачи и решал Петр, будучи в Анг- лии, которая была и остается великой мор- ской державой. Итак, англичане придают очень большое значение празднованию 300-летия Велико- го посольства, поскольку они приветствуют укрепление связей между морскими сто- лицами: российской — Санкт-Петербургом и английской — Портсмутом. Это подтвер- ждается и тем, что королева Англии Елиза- вета II поручила возглавить празднество чле- ну королевской семьи принцу Майклу. По приглашению города Портсмута в Ан- глию отправилась питерская делегация в количестве 21 человека, в том числе, вось-
ми членов знаменитого Ротари-клуба. Сре-
ди приглашенных был и автор этих строк.
14 марта мы прибыли в Портсмут для пе-
редачи городу памятной металлической
доски с изображением (барельефом) голо-
вы Петра I и дарственной надписью. Цере-
мония передачи этой доски происходила на
специальном приеме, где, помимо принца
Майкла (который, кстати, внешне очень по-
хож на своего дальнего родственника Ни-
колая II), присутствовали Чрезвычайный по-
сол России в Великобритании Е. Фокин, мэр
города Портсмута, командующий английс-
кой военно-морской базой и другие высо-
копоставленные лица.
Приятно было услышать добрые слова,
произнесенные англичанами в адрес рус-
ского народа — ведь мы были союзника-
ми во многих войнах. Участники приема
вспоминали северные конвои, которые до-
ставляли Северным морским путем в Рос-
сию продовольствие, боевую технику и ме-
дикаменты в годы Великой Отечественной
войны 1941 — 1945 годов. А мне вспом-
нился боевой поход краснознаменной под-
водной лодки «Л-4» в апреле 1942 года под
Севастополь (еще до захвата его гитлеров-
цами), когда вместе с нами и опасности, и
радости разделял заместитель начальника
штаба подводных сил Великобритании. К
слову, в настоящее время эта героическая
подлодка находится в Музее Черноморс-
кого флота в Севастополе.
Помимо удовлетворения, вызванного
теплыми словами и чувствами англичан к
русскому народу, мы испытали глубокое
уважение к ним — за умение хранить свои
традиции, ценить прошлое собственного на-
рода и отдавать должное тем, кто созда-
вал историю этой достойной уважения стра-
ны.

В. АХУТИН, капитан I-го ранга в отставке, профессор

МАЛЕНЬКИЕ ОТКРЫТИЯ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ
В какой все-таки интересной и загадочной
стране мы живем. Не перестаю удивляться тем
маленьким открытиям, которые время от вре-
мени делаю для себя. Вот так произошло и
на этот раз. Казалось бы, всем и все давно
известно о Русском музее, его истории, ве-
ликолепных дворцах, входящих в его ан-
самбль. Тем более, что теперь открылись для
посетителей и Михайловский замок, хранящий
тайну убийства императора Павла, и Мрамор-
ный дворец, помнящий немало исторических
событий... Во всех зданиях размещены пре-
красные коллекции живописи и скульптуры.
И каждый экспонат оставляет в душе неизг-
ладимый след... Естественно, что 100-летие
Русского музея все россияне восприняли как
великий праздник культуры.
Мне несказанно повезло — в день столе-
тия Музея я получила приглашение посетить
все выставки и концерты, приуроченные к
столь важной дате. Торжественная церемо-
ния и открытие выставок проходили в глав-
ном здании Музея — в Михайловском замке.
Но сегодня мне хочется рассказать о посе-
щении Мраморного дворца, где размещена
интересная экспозиция «Музей в Музее»,
представляющая собой произведения живо-
писи художников различных эпох.
Слов нет, экспозиция интересна, но меня
заинтересовало вывешенное объявление:
«Мраморный дворец: жилые комнаты Вели-
кого князя Константина Константиновича Ро-
манова». Обхожу экспозицию еще раз — и
даже намека на указанные апартаменты не
вижу. Спрашиваю у дежурной. Оказывается,
организаторы выставки не учли того факта,
что комнаты К.К. Романова слишком малы,
чтобы пропустить за один день всех желаю-
щих, поэтому туда пускают только таких на-
стырных, как я.
И вот теперь начинается то самое интерес-
ное, о чем я говорила вначале. Известно, что
сразу после Октябрьской революции здание
Мраморного дворца перешло в руки Совнар-
кома. В парадных залах дворца впоследствии
разместился Музей В.И. Ленина, а в бывших
апартаментах Великого князя был устроен
склад. И только недавно, после разбора зава-
ленного хламом первого помещения склада
была обнаружена дверь... в комнаты Констан-
тина Константиновича, о существовании кото-
рых никто даже не подозревал. Взломав дверь,
рабочие обнаружили библиотеку и кабинет
К.К. Романова в том виде, в каком их видел
он сам. Даже никакой реставрации не потре-
бовалось, надо было только вытереть пыль...
Оба помещения отделаны деревом, сохра-
нилась даже подлинная обивка — тиснение на
коже. Не уничтожены и не растащены книги,
на рояле открыта нотная тетрадь. Одним сло-
вом, все здесь так, как было при хозяине, буд-
то он только что встал из-за стола и пошел не-
надолго прогуляться по парку. На столе раз-
ложены бумаги и книги — ведь Константин Кон-
стантинович известен прежде всего своими сти-
хами, которые он подписывал псевдонимом
ХХХХ. Поражает рациональность использова-
ния мебели: нижняя часть кресел содержит тай-
ники, в которых хозяин хранил важные доку-
менты. В столе спрятано большое количество
ящичков, невидимых постороннему глазу.
Вот экскурсовод подходит к книжному шка-
фу, отодвигает створку, и перед нами пред-
стает место уединения Великого князя — мо-
лельня, о существовании которой, возможно,
знал только хозяин — так искусно был скрыт
вход в нее от посторонних глаз.
Экскурсия в эти небольшие комнаты — это
не просто посещение очередных покоев пред-
ставителя династии Романовых. Это — воз-
можность прикоснуться к нашей истории. Ну
разве не в удивительной стране мы живем! —
ведь только в России могли просто не заме-
тить в здании Музея В.И. Ленина жилых ком-
нат Романова. Но, оказывается, халатность
бывает во благо — иначе мы никогда не узна-
ли бы о том, что в Мраморном дворце жил
К.К. Романов и, значит, никогда не смогли
бы увидеть собственными глазами его покои.
Впрочем, больше таких экскурсий не плани-
руется — «Нам это не надо», — говорят ра-
ботники Музея...

ОЛЬГА ЕДУНОВА, студентка группы 5713 Опять они поссорились в трамвае, не сдерживаясь, не стыдясь чужих... Но зависти невольной не скрывая, взволнованно глядела я на них. Они не знают, как они счастливы. И слава богу! Ни к чему им знать. Подумать только! — рядом, оба живы, и можно все исправить и понять...

М. АЛИГЕР

Учредители:

Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г.

Адрес редакции:

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 234-84-03.

Редактор

О. И. ТУГАРИНА Тираж 1500 экз. Бесплатно. СПб ГГК, Ленинский пр, 139. Заказ № 377.