Страница 1

LOGO

«Мы погибли, чтобы жили вы»

Эти слова, начертанные на памятнике защит- никам Невского пятачка, стали лейтмотивом тор- жественного митинга, состоявшегося в нашем университете 7 мая и посвященного Дню Побе- ды. Здесь, у памятника погибшим в годы Вели- кой Отечественной войны лэтишникам собра- лись ветераны ВОВ — бывшие и нынешние со- трудники ЭТУ, руководители вуза, представите- ли общественных организаций. Замерли в по- четном карауле со знаменами в руках лучшие представители студенчества Электротехническо- го. Из динамиков лились мелодии популярных песен военных лет. Открыл праздничный митинг председатель Совета ветеранов Б.М. Кудашев. Он рассказал о тяжелых дорогах войны, которыми прошли сту- денты и преподаватели ЛЭТИ — кто в рядах регулярной армии, кто в народном ополчении, — защищая честь и независимость своей стра- ны. Многие из них навсегда остались лежать в земле, отдав свои жизни за то, чтобы нынеш- нее поколение могло жить, учиться и работать. Вторая Отечественная война — это величай- шая трагедия ХХ века. Она продолжалась 1418 дней и унесла жизни миллионов людей — на каждый метр советской земли приходится пять погибших солдат. Затем ректор ЭТУ, председатель профкома сотрудников и его заместитель возложили к па- мятнику гирлянду из еловых веток и красных гвоздик. Живые цветы к подножию памятника положили и ветераны войны. Все присутствую- щие на митинге сделали почетный круг вокруг памятника погибшим лэтишникам. Встреча с ве- теранами Великой Отечественной войны 1941— 1945 годов закончилась традиционным банкетом.

Остро ощущаем боль утраты

Девятого мая — большой и свет- лый праздник, хотя, как поется в песне, —праздник «со слезами на глазах». В этот день мы особенно остро ощущаем боль утраты боевых друзей и одновременно чувство особой гордости за добытую побе- ду. И все же День Победы — это уже история нашего Отечества, такая же, как Ледовое побоище, устроенное Александром Невским немецким рыцарям на Чудском озере, как Ку- ликовская битва под руководством Дмитрия Донского, освободившего Русь от чужеземного ига, как побе- да Руси в Отечественной войне 1812 года против нашествия Наполеона. С той лишь разницей, что победа 9 Мая 1945 года явилась победой над самым коварным врагом, ставившим своей целью лишить свободы и не- зависимости народы России и дру- гих европейских государств, осуществить их полное порабощение. Особое место в борьбе с немецко-фа- шистскими захватчиками занимает Ленин- градская блокада. Жители нашего горо- да не только выстояли в исключительно трудных условиях блокированного горо- да, но, накопив силы и получив поддер- жку Родины, разгромили окружавшие город вражеские полчища и погнали их на Запад. Ленинград стал городом-ге- роем, что подтвердило в глазах всех исключительное мужество и стойкость жителей и защитников города на Неве. Глубокого уважения заслуживают все, кто внес свой вклад в нашу вели- кую Победу. А ныне живущим в Ле- нинграде — Санкт-Петербурге нельзя забывать о том, какой дорогой ценой была добыта эта победа, каких неимо- верных жертв стоили достигнутые сво- бода и независимость нашей страны. Поэтому будьте внимательны и добро- желательны к ветеранам Великой Оте- чественной войны — они достойны ва- шего уважения. Д.М. ЧЕРНЫШ, участник обороны Ленинграда, инвалид ВОВ

Имеем право?!.

20 мая в северной столице состоялась
Всероссийская акция протеста работни-
ков народного образования против ан-
тинародных решений Правительства и
Минобразования по высшей школе. Ее
организовали и активно поддержали
Профсоюз работников народного обра-
зования и науки и Президиум Профес-
сорского Собрания Санкт-Петербурга.
Нынешней весной Профессорское Со-
брание выступило с Обращением к сту-
дентам, преподавателям, всем сотрудни-
кам вузов, а также учащимся и учителям
среднего образования нашего города, в
котором говорилось о том, что решения
Президента и Правительства по так назы-
ваемому реформированию профессио-
нального и особенно высшего образова-
ния приведут к его удушению. Если эти
решения осуществлятся, то для наших
детей будет закрыт путь к полноценно-
му бесплатному образованию, а для Рос-
сии будет отрезан путь к цивилизованно-
му развитию, ибо стоимость коммерчес-
кого обучения в вузе уже сегодня состав-
ляет от 7 до 24 тысяч рублей в год.
Участники митинга на Дворцовой пло-
щади, в котором приняли участие студен-
ты, преподаватели, научные работники
всех высших учебных заведений, а также
учащиеся и учителя школ, техникумов,
лицеев и гимназий Санкт-Петербурга, в
том числе и нашего Электротехническо-
го университета, держали в руках транс-
паранты и плакаты, на которых было на-
писано: «Российское образование — в
опасности!» «Нищета учителей, студентов
и преподавателей — позор России!» и др.
Митингующие подтвердили свое твер-
дое решение отстаивать до победного
конца гражданские и социальные права,
защитить всеобщее и бесплатное обра-
зование в нашей стране.

Трудные времена высшей школы

(Окончание на 2-й странице) На апрельском ученом совете универ- ситета одной из важнейших тем обсужде- ния стала проблема финансового положе- ния нашего вуза. С докладом на эту тему выступили ректор ЭТУ Д.В. Пузанков и проректор по экономике В.Ф. Рябов. По словам ректора, основная задача, стоящая перед Электротехническим уни- верситетом, остается прежней — сохра- нить его как один из ведущих вузов стра- ны. Однако после последних постановле- ний правительства сделать это еще труд- нее, чем раньше. В принятом Законе о бюджете РФ на 1998 год финансирование высшего и про- фессионального образования сокращено на 23 процента. Помимо этого, в законе теперь отсутствует понятие «социально защищенных статей», к которым относи- лись зарплата, стипендия, различные по- собия. Это означает, что при неуплате, например, коммунальных услуг предпри- ятия-монополисты по решению налого- вой инспекции или арбитражного суда имеют право взыскать деньги с любого счета. Монополистам с первого апреля разрешено производить отключение электроэнергии, воды и пр. за текущую неуплату. Резко возросла, по новому закону, диспропорция между статьями расхода на зарплату, стпендии (92 про- цента) и «прочие расходы» (8 процен- тов). Кстати, секвестр федерального фи- нансирования в первую очередь идет за счет «прочих расходов», на которые наш вуз за последние четыре месяца не по- лучил ни копейки, как, впрочем, и за три предыдущих года. Около 15 тысяч человек собра- лись на Дворцовой площади 20 мая, чтобы выразить свой протест анти- народным реформам высшей шко- лы. Свое «Нет!» сказали студенты, преподаватели высших учебных за- ведений, научные работники, учащи- еся и учителя, воспитатели детских садов. Все выступавшие, в том чис- ле Учитель года Н. Белоусов и ака- демик С. Лихачев говорили о том, что без высшего образования не будет сильной России, а отсутствие бесплатного высшего образования приведет к тому, что наша страна останется без собственных квалифи- цированных специалистов в основ- ных областях народного хозяйства.

Страница 2

Трудные времена высшей школы Критическая ситуация требует анализа, выдержки и понимания

(Окончание. Начало на 1-й странице) Для университета все эти перечисленные факты имеют четкое финансовое выраже- ние. В 1997 году разрыва между доходами и расходами (если не считать коммуналь- ных платежей) в ЭТУ практически не было. Зарабатывая порядка 250 млн рублей в ме- сяц, вуз столько же и тратил. В оставшиеся же восемь месяцев 1998 года расходы бу- дут составлять 750 млн рублей ежемесячно при тех же доходах. Перед университетом встает задача уве- личения поступления средств, их рациональ- ного, предельно экономного использования. Делать это надо в первую очередь за счет минимизации издержек. Нас ждет режим строгого контроля и экономии. Планирует- ся также провести экономический аудит, ин- вентаризацию экономических площадей. Каждому подразделению придется составить план по экономии ресурсов. Этим же будут заняты и проректоры вуза. В результате подготовленных ими перечней мер по умень- шению расходов должно быть ясно, что можно сделать в сложившейся ситуации и какой эффект это даст. Определят они и тот предел, который вузу переходить нельзя. Далее. Можно ли что-то сэкономить на учебном процессе? Можно, и немало. Сле- дует укрупнять группы и потоки, оптимизи- ровать режим занятий. Это позволит осво- бодить часть аудиторий или один из корпу- сов. Здание можно сдать в аренду, а ауди- тории предоставить контрактникам, число которых предполагается увеличить. Плани- руется по субботним дням не проводить занятий, и на выходные ввести в универси- тете жесткую экономию пользования ком- мунальными услугами. Речь о сокращении преподавателей — по инициативе ректората — не идет, при усло- вии, конечно, что «ножницы» доходов и расходов будут устранены. Фонд заработ-
ной платы предполагается передать в под-
разделения, и их руководители сами будут
решать вопросы оплаты и кадров. Впро-
чем, если Министерство образования из-
менит существующий сейчас коэффициент
преподаватель/студент — 1:8, то сокраще-
ния последуют автоматически.
Помимо минимизации расходов, поступ-
ление средств в университетскую казну
можно и нужно увеличить за счет новых
источников, например, платных образова-
тельных услуг. Только увеличение числа
российских и иностранных контрактников,
по предварительным подсчетам, принесет
вузу порядка одного миллиона рублей в
год.
С первого сентября в ЭТУ появятся че-
тыре новые специальности, на которые в
прошлом году получены лицензии Мини-
стерства образования и о которых наша
газета уже писала. Также с нового учеб-
ного года в вузе откроется платное англо-
язычное обучение иностранцев по програм-
ме подготовки магистров по направлению
«Информатика и вычислительная техника»,
которая пользуется спросом на рынке тру-
да. Платные дополнительные услуги пред-
полагает оказывать и Открытый факультет.
Некоторые изменения ожидаются в сис-
теме довузовской подготовки. По мнению
В.Ф. Рябова, резервы нашего города уни-
верситетам в значительной мере исчерпа-
ны. Работа в подшефных школах, спецклас-
сы, подготовительные курсы и пр. в про-
шлом году принесли вузу около 700 млн
рублей. Рассчитывать на существенное уве-
личение этой суммы за счет города не при-
ходится. Поэтому планируется «поход в ре-
гионы» — в Казахстан, Прибалтику.
Порядка 80 млн рублей дала университету
в 1997 году и система повышения квалифика-
ции и переподготовки кадров. Развивая это
направление, ЭТУ открывает свой филиал в
Югорске. Здесь базируется «Тюменьтранс-
газ» (а газовая отрасль до сих пор жизне-
способна), поэтому ожидается хорошая фи-
нансовая отдача этого проекта. Наш филиал
начнет работать с первого сентября 1998
года, но предприятие уже сейчас готово вло-
жить 500 млн рублей в ремонт одного из
университетских общежитий, в котором по-
селятся будущие югорские студенты. Обу-
чение на двух первых курсах будет прово-
диться в самом Югорске, но — преподавате-
лями нашего университета. После этого сту-
денты смогут поступать в любой вуз и в пер-
вую очередь, конечно, в ЭТУ.

Гораздо сложнее изыскивать средства уни-
верситетской науке. В середине 80-х годов в
ЛЭТИ было около тысячи научных сотрудни-
ков. Сегодня их осталось двести человек, а
реально работает половина. В прежние годы
наш вуз работал в основном на «оборонку»,
поэтому до сих пор осталось немало закры-
тых тем. Платежеспособный спрос отече-
ственных предприятий нынче очень низок, а
за рубежом пользуется спросом готовый
продукт, который в вузе практически не про-
изводится...
Ожидается оптимизация структуры универ-
ситета, которая не пересматривалась более
15 лет. Для этого будет разработана систе-
ма оценки деятельности подразделений —
ведь все решения должны базироваться на
объективных показателях. Перестройка кос-
нется всех сфер деятельности — от быто-
вых до учебных вопросов. Не исключена ре-
организация факультетов и кафедр, слия-
ние и ликвидация подразделений...
Планируется также использование нетра-
диционных источников внебюджетного фи-
нансирования, например, создание Попечи-
тельского совета. Существование подобных
советов, оказывающих финансовую поддер-
жу вузу, во многих зарубежных универси-
тетах давно стало нормой.
По предварительным подсчетам все пе-
речисленные выше меры принесут универ-
ситету в общей сложности около полутора
млн рублей, вузу же требуется еще 3—4
млн рублей. Ректор считает, что помимо
перечисленных предложений, родившихся в
ректорате, есть немало резервов на самих
факультетах и кафедрах.
Сейчас объективно сложилась ситуация,
когда университет должен будет совершен-
ствовать свою деятельность. При подготов-
ке плана мероприятий ректорат исходит в
первую очередь из необходимости свести к
нулю дефицит бюджета ЭТУ и учитывает
самые худшие из возможных прогнозы. Как
будет выглядеть окончательная программа
действий, мы узнаем после июньского Уче-
ного совета.

К. МАЛИНИНА
В конце мая бедственное положение
нашего университета, как и высшей шко-
лы России, обсуждалось на совещании
руководителей и профоргов подразде-
лений ЭТУ. Его логичным продолжени-
ем явилась Всероссийская акция проте-
ста, в которой принял участие и наш Уни-
верситет.

Помоги себе сам. Об алгоритме поиска книг

Май... Не за горами — сессия, сдача кур- совых и рефератов. В работе библиотеки ЭТУ — это самое напряженное время. Ее залы заполнены студентами, которые пыта- ются найти в фондах библиотеки необходи- мую им литературу. Но зачастую многие из них испытывают затруднения при исполь- зовании справочных систем библиотеки. Именно эту проблему в первую очередь и отмечают ее сотрудники. «Правила пользования библиотекой и алгоритм поиска книг можно найти в каждом от- деле в виде плакатов. Но дело в том, что студенты чаще всего не читают их, — говорят дежурные библиотекари або- немента научной библиотеки. — Поэто- му они сразу обращаются к библиоте- карю. И приходится объяснять каждо- му в отдельности не только то, как
пользоваться каталогами, заполнять зап-
рос (нередко студент не знает даже —
зачем нужен шифр, и потому не ука-
зывает его в требовании на книгу), но и
рассказывать — где и какую литерату-
ру можно найти».
Между тем, фонд библиотеки ЭТУ со-
ставляет около одного миллиона экземп-
ляров. При его умелом использовании сту-
денты могут значительно облегчить свою
учебу. Например, при написании любой ра-
боты можно сразу же обратиться в спра-
вочно-библиографический отдел (1-й корпус,
2-й этаж), и его работники помогут подо-
брать необходимую литературу по теме,
найдут нужные издания и фактические све-
дения. В нашей библиотеке введена новая
услуга — использование научных статей из
крупнейших библиотек мира (с помощью
сети Интернет).
Но как же научить студентов эффективно
пользоваться всеми этими ресурсами? Реше-
ние, конечно же, есть. И одно из них — вклю-
чить в сетку расписания такой предмет, как
«Библиотечно-библиографические знания». И
сделать это нужно не на четвертом курсе
(некоторые кафедры заказывают для своих
студентов такой курс), а на втором-третьем
месяце обучения первокурсников, когда
студенты более или менее освоились уже
в университете, но еще не писали работ,
требующих посещения библиотеки. О не-
обходимости такого шага говорят как сами
преподаватели этой дисциплины, так и сту-
денты.
Еще одно решение данного вопроса —
это издание информационного листка-па-
мятки по пользованию библиотекой, кото-
рый, кстати, уже разработан студентами
кафедры Паблик Рилейшнз Гуманитарного
факультета совместно с работниками на-
шей библиотеки после проведенного эти-
ми студентами исследования деятельности
библиотеки ЭТУ. Вопрос в том, кто же су-
меет помочь издать такую памятку.
Елена КОЗЛОВСКАЯ,
студентка группы 5714

Это не экономика, это — политика!

Заканчивается очередной учебный год в высших учебных заведениях страны. Год сложный, год трудный. К сожале- нию, новый учебный год не сулит изме- нений к лучшему. Бюджет страны утвер- жден, высшее образование потеряло где-то один миллиард новых рублей. А Правительство и Минобразование гото- вят нас к еще худшему... В связи с последними решениями по высшей школе, ставящими высшее об- разование в еще более тяжелое поло- жение, корреспондент газеты «Элект- рик» Л. Короткова в середине мая об- ратилась к председателю профкома со- трудников ЭТУ В.А. ТУПИКУ с просьбой рассказать о том, что делает профсо- юзная организация, профсоюзный ко- митет нашего университета для защиты гражданских и социальных прав препо- давателей и сотрудников ЭТУ. И вот что поведал Виктор Анатольевич. — В конце марта состоялось заседа- ние коллегии Минобразования, на ко- тором принято решение о сокращении приема студентов на первый курс на бесплатной основе в среднем на 15 про- центов. Это решение имеет огромное социальное значение, ибо напрямую затрагивает интересы молодежи, ее занятости, ее досуга. Правда, недавно в одной из газет промелькнуло сооб- щение о том, что наш министр А.Н. Тихонов сказал, будто до Нового года никакого сокращения не будет. Одна- ко официальных документов, подтвер- ждающих это, у нас пока нет. Кроме того, мы получили устное со- общение о том, что второй квартал и отпускные месяцы будут финансиро- ваться в размере чуть больше 50 про- центов от необходимых средств. Это значит, что мы должны или платить пол-
ностью зарплату (добавка идет за счет
заработанных вузом средств), и тогда
вообще не оплачивать отпуск, или ча-
стично оплачивать и то, и другое. Си-
туация, прямо скажем, пиковая.
На начало июня запланировано про-
ведение неоднократно переносившего-
ся заседания правительства, на кото-
ром будут рассмотрены несколько до-
кументов по реформе высшей школы
(у нас есть только названия этих доку-
ментов). Общий смысл их таков — ус-
тановить жесткий контроль за денеж-
ными ресурсами вузов, чтобы, види-
мо, доказать, что высшие учебные
заведения в состоянии прожить сами,
без государственного финансирования.
Кроме этого, данными документами
устраняется возможность взаимозаче-
тов при уплате коммунальных услуг.
Это, в частности, означает, что теперь
все коммунальные услуги мы должны
оплачивать строго вовремя и полностью,
используя для этого часть средств из сти-
пендиального фонда, фонда заработной
платы, а также средства, полученные за
счет обучения студентов на контрактной
основе.
Естественно, что предусматривается
жесткая экономия во всем.
Профсоюзы рассматривают все эти
меры не как экономические, а как поли-
тические. Судите сами. Сегодня идут под-
счеты выполнения бюджета страны за
1997 год. По разным методикам подсче-
та получается разница (ошибка) в пре-
делах 40 млрд рублей, в то время как
все расходы на развитие высшего обра-
зования в России составляют... 14 млрд
рублей. Вот вам и логика сегодняшнего
реформирования высшей школы. Ее суть
— отнять то немногое, что сегодня вузы
еще имеют. В результате проведения
таких реформ мы каждый раз что-то
теряем. Впрочем, я вообще, не могу
припомнить за последние десять лет,
чтобы хоть какая-то реформа что-то
дала людям, каждый раз правительство
решает свои проблемы за наш счет.
Понятно, что профсоюзы не могут ми-
риться с такими антинародными мерами
и активно боролись и продолжают бо-
роться за права трудящихся, занятых в
сфере высшего образования. Наши пред-
ставители со своими требованиями по-
бывали в прошлом году в Министерстве
высшего и профессионального образо-
вания, в Государственной Думе. 16 де-
кабря 1997 года состоялся митинг в за-
щиту прав студентов и всех сотрудников
высших учебных заведений в Санкт-Пе-
тербурге. В тот день на улицы нашего
города вышли около пяти тысяч членов
профсоюза — работников высшего об-
разования. Они открыто заявили — нет!
— таким реформам и высказались в под-
держку прав трудящихся, требовали
строгого соблюдения трудового кодек-
са.
В конце мая нынешнего года состо-
ится съезд ректоров вузов России. А
перед этим событием вузовские проф-
союзные организации наметили прове-
сти целый ряд мероприятий. В частно-
сти, предполагается отправить большую
группу делегатов в Москву, в Госдуму.
Автобус с профсоюзными лидерами и
активистами проследует в Новгород и
Тверь, где питерцы встретятся с акти-
вом местных вузов, и уже нескольки-
ми автобусами представители всех го-
родов отправятся в Москву.
На май же назначены митинг и ше-
ствие питерских студентов в поддерж-
ку выступления студентов в Екатерин-
бурге.
Надеюсь, что наши преподаватели и
сотрудники примут активное участие в
этих манифестациях, организуемых
Санкт-Петербургскими профсоюзами.
...Да, трудные времена переживает
сейчас высшая школа. Сложные задачи
стоят перед профсоюзной организаций,
руководством нашего университета. Но
и в этих условиях вуз должен не только
жить, но и развиваться дальше, продол-
жая готовить для страны высококласс-
ных специалистов.

Страница 3

Высокое звание педагога

1945-й год — год Великой Победы над гит- леровцами стал вдвойне памятным для В.В. Косарева, преподавателя факультета военно- го обучения ЭТУ. Желая принять участие в восстановлении и строительстве послевоенно- го флота, он поступил в Высшее военно-мор- ское училище им. М.В. Фрунзе. После его окончания служил на эскадренных минонос- цах, затем снова учился, на этот раз — Выс- шие офицерские классы Военно-морской ака- демии. Первое сентября 1959 года капитан третье- го ранга В.В. Косарев встретил в должности преподавателя военно-морской кафедры ЛЭТИ. С первых же дней работы здесь он за- рекомендовал себя высококвалифицирован- ным специалистом, требовательным наставни- ком молодежи. А опыт флотской службы, фундаментальная академическая подготовка, помноженные на трудолюбие и упорство, по- зволили Валерию Вячеславовичу защитить кан- дидатскую диссертацию, стать автором 153 на- учных работ, получить ученое звание доцен- та. Большой вклад вносит В.В. Косарев в дело воспитания студентов на флотских традициях. Многое удалось ему сделать в 70-е годы, ког- да Валерий Вячеславович возглавлял комитет ДОСААФ нашего института и наладил работу радиотехнической, шлюпочной, автомотоспор- тивной, парашютной секций. Уволившись с военной службы в 1986 году, капитан первого ранга В.В. Косарев не утратил связи с кафедрой, оставшись в преподаватель- ском строю. Опытный педагог, методист вы- сокого класса, он и сегодня вкладывает душу в любимое дело, охотно делится знаниями с молодыми преподавателями и по-прежнему много времени уделяет военно-патриотичес- кому воспитанию студентов. Решению насущ- ной задачи — созданию целостной системы подготовки офицеров запаса в гражданских ву- зах — посвящена и научно-исследовательская работа, выполненная коллективом под руко- водстом доцента В.В. Косарева. Более 50 лет служит в рядах Военно-Морс- кого Флота Валерий Вячеславович Косарев, из них около 40 лет — в ЛЭТИ-ЭТУ. И глядя на этого энергичного, бодрого, жизнерадостно- го человека, хочется пожелать ему долгих лет жизни и дальнейших успехов в деле воспита- ния подрастающего поколения. М.С. ШУБИН, преподаватель ФВО ЭТУ

Достойно представили северную столицу

(От редакции.) Каждую весну, начиная с 1991 года, в Мос- кве проходит фестиваль студенческого твор- чества. Первоначально в нем принимали уча- стие только столичные вузы, а позднее к ним присоединились и другие высшие учеб- ные заведения России. В 1997 году Санкт-Петербургский элект- ротехнический университет на этом фести- вале был представлен двумя студентами — в жанре художественного слова и сольно- го пения. Илья Шмуратов стал финалистом и лауреатом фестиваля. В нынешнем, 1998 году в апреле на Мос- ковский фестиваль студенческого творчества поехали четыре исполнителя и аккомпани- атор. Они участвовали в вокальном подфе- стивале «Голос». О том, как он проходил, сегодня рассказывают сами участники. «Студенты, прибывшие поездом № 23 на фестиваль «Фестос»! Вас ожидают у спра- вочного бюро», — так началось наше пре- бывание в Москве. Погода встретила нас мокрым снегом и слякостью. До места «назначения» мы добирались на метро. Нашим проводником был Олег Ширяев из оргкомитета, который и вел нас, промок- ших и озябших, «сквозь дождь и ветер» к общежитию.общежитию. Не считая маленьких неуря- диц, наше поселение закончилось вполне благополучно. Олег, как истинный моск- вич, увлекательно рассказал нам о проис- хождении некоторых названий улиц и про- спектов столицы. На этом завершился пер- вый этап нашего пребывания в Москве. Утром, подготовив костюмы, мы отпра- вились на репетицию в Институт станкост- роения, а потом — на концерт. Между тем на улице разыгралась насто- ящая февральская метель, даже старожи- лы столицы не могли припомнить такой погоды в апреле. Озябшие и запорошен- ные снегом, мы прибыли в концертный зал Всероссийского музыкального общества. И тут выяснилось, что нас забыли вклю- чить в программу выступления. Художе- ственный руководитель программы И.Е. Шевелева — заслуженная артистка России публике, выразив при этом удивление по поводу нашего внезапного появления. Но от этого шок, охвативший нас, не уменьшился, особенно после того, как мы узнали, что председателем творческой ко- миссии является Иван Иванович Петров, народный артист СССР, лауреат междуна- родных конкурсов и Государственных пре- мий, почетный член «Гранд-опера» и Меж- дународного союза музыкальных деятелей. Мы очень быстро поняли, что концерт, в котором нам предстояло выступать, боль- ше походил на серьезный конкурс, чем на фестиваль. Тем не менее, выступления уча- стников фестиваля проходили в теплой и доброжелательной атмосфере. Професси- оналы благосклонно отнеслись к начина- ющим певцам, видимо, зная и понимая, как нелегко удержать певческий тон и высо- кие ноты в конкурсной обстановке. Не По мнению нашего концертмейстера М.П. Пыркова, мы достойно представили север- ную столицу. Всего же в нашей номинации участвовали около 120 исполнителей. Н. ВАЗАГОВ, Е. СЕРГЕЕВ, Т. ТРИКУЛЕНКО, К. КАЗАЧЕК, участники фестиваля студенческого творчества в Москве.

Студенческий хор — это серьезно!

16 мая состоялся 41-й отчетный концерт академического хора ЭТУ(ЛЭТИ). Воз- можно, скептики скажут: «Студенческий хор — это несерьезно. Маловероятно, чтобы такой хор обладал достаточной степенью исполнительского мастерства, да к тому же нашел широкий круг слуша- телей». Но я бы не торопилась с вывода- поклонников хорового пения, а об испол- нительском уровне свидетельствует наш репертуар. Вот уже четыре года нашим хором ру- ководит Александр Николаевич Горев. Он настойчиво добивается от нас высокого исполнительского уровня, профессио- нального подхода к вокальному искусст- ву. И надо сказать, это ему неплохо уда- ется. Хор, как говорят специалисты, за последнее время приобрел академич- ность, свойственную, скорее, не студен- ческим, а профессиональным хорам. Год назад в статье, посвященной наше- му юбилейному концерту, я писала, что наш хор приступает к подготовке новой программы, в основу которой должны лечь спиричуэлс и джазовая музыка. Од- нако 40-го, юбилейного концерта на нас, по- мимо восторженных отзывов, свалилась и критика. Нас обвиняли в сложности ре- пертуара, нам говорили, что «студенчес- кий хор должен быть попроще, повесе- лее», что «некоторых потенциальных хо-
ристов, не подготовленных к восприятию
серьезной музыки в больших дозах, наши
серьезные концерты отпугнут», что «в на-
шем исполнении нет буйства эмоций, за-
ражающих слушателей, которым слави-
лось поколение хористов 60-х годов» и
пр.
Мы учли все высказывания в наш ад-
рес, и вот после программ, в которых ис-
полнялась западно-европейская и русская
духовная музыка, мы представляем вни-
манию наших слушателей новую програм-
повеселее». Обещаем и традиционный
капустник, в котором должно проявиться
все наше «буйство эмоций» и фантазий...
Но наша «хоровая жизнь» состоит не
только из концертов и репетиций. Еже-
годно во время майских праздников хор
ЭТУ совместно с хором Технологическо-
го университета проводит традиционный
турслет на берегу речки, недалеко от ж.д.
станции Сосново. В эти дни в жизнь хори-
стов «входят» палатки, природа, волейбол
и, конечно же, песни у костра. Кроме того,
мы ходим в походы, например, в июле
1997 года мы на лодках плыли по Ладоге.
У хора — большие планы на будущее.
Так, в ноябре 1998 года предполагается
провести концерт, посвященный 90-летию
хорового движения в ЛЭТИ. «Как же так?»
— спросит кто-то, ведь совсем недавно
состоялся 41-й отчетный концерт! — и
вдруг — 90-летие... Дело в том, что в ар-
хивах найдены документы, подтвержда-
ющие создание в ЛЭТИ в 1908 году пер-
вого хорового кружка. Планируется так-
же наша поездка за рубеж: в Финляндию
и Германию в ноябре и декабре 1998 года.

Елена ХОМИЦКАЯ

Где и как подрабатывать

СЕЙЧАС многие преподаватели и сту-
денты подрабатывают на стороне.
Естественно, это обстоятельство суще-
ственно влияет как на учебную деятель-
ность преподавателя, так и на учебу сту-
дентов. Это не может не волновать ру-
ководство университета, что подтвержда-
ет и интервью газете «Электрик» профес-
сора Ю.А. Лукомского — председателя
комиссии по социально-экономическим
вопросам при Ученом совете ЭТУ, и про-
ректора по экономике В.Ф. Рябова. В то
же время слова руководителя комиссии
наводят на мысль: таких людей надо гнать
из университета, хотя — как далее гово-
рит профессор Лукомский: «... у кого
поднимется рука уволить людей, которые
пытаются выжить в современных услови-
ях».
Мне представляется, что вопрос здесь
поставлен с ног на голову: разве когда-
нибудь и кто-нибудь считал работу вред-
ной для обучаемых и обучающих! Как раз
все наоборот. Работа всегда способство-
вала повышению квалификации и препо-
давателей, и студентов. Вопрос лежит
совсем в другой плоскости: какая это
работа?
Если студент по восемь часов в день
стоит за прилавком ларька с парфюме-
рией, да еще дрожа от холода на моро-
зе, то это очень плохо для его учебы. Но
если он работает по специальности, уча-
ствует в создании новой техники или за-
нимается ее производством, настройкой,
проектированием, — то это прекрасно!
Работа по специальности заставляет це-
нить знания, учит пользоваться этими зна-
ниями, позволяет гораздо быстрее и глуб-
же их усваивать. Недаром любой здра-
вомыслящий заведующий кафедрой зас-
читывает работу студента по специально-
сти в качестве производственной практи-
ки.
Все сказанное относится и к препода-
вателям. Не работающий по специально-
сти преподаватель, не поддерживающий
работой свой профессионализм, не зна-
ющий или знающий только понаслышке о
том, что делается на производстве, — это,
как правило, плохой преподаватель, ибо
он учит студентов делать то, чего сам
делать не умеет.
Так что основные усилия руководители
университета и комиссия по социально-
экономическим вопросам должны обра-
щать не на факт занятости работой, а на
содержание этой работы, на соответ-
ствие этого содержания специальнос-
ти, идет ли речь о преподавателе или сту-
денте.
Что же касается организации работы
студентов и преподавателей, то здесь
действительно есть принципиальные недо-
статки. В.Ф. Рябов совершенно справед-
ливо считает, что необходимо «...учиты-
вать интересы различных групп, коллек-
тивов...». Однако на практике получает-
ся другое. Например, почему комиссия,
задачей которой является подготовка ре-
комендаций, в частности, о сдаче в арен-
ду помещений, не задает себе и тем бо-
лее не решает чрезвычайно злободнев-
ный вопрос — а почему же наши сотруд-

ники, эти малые фирмы снимают поме-
огромную арендную плату и полновесные на-
логи и тем не менее по каким-то причи-
нам не хотят пользоваться льготами, пре-
доставляемыми своим, родным учебным
заведением.
Не потому ли, что тем, кто подрабаты-
вает на стороне, ректорат не только не
создает благоприятных социально-эконо-
мических условий, но и — устами предсе-
дателя комиссии по социально-экономи-
ческим вопросам — высказывается отри-
цательное отношение к таким людям.
Думается, что усилия ректората и ко-
миссии должны быть направлены на ре-
шение обратной задачи — как сделать, что-
бы и преподаватели, и студенты чувство-
вали бы одобрение и поддержку ректо-
рата в организации работы по специаль-
ности, чтобы им было выгоднее работать
не на стороне, а в родном университете,
платить деньги за аренду своему вузу, ему
же отдавать часть разницы, получаемой
за счет налоговых льгот вуза.
Пока же такое одобрение ректор и
комиссия высказали только трем подраз-
делениям. Работа одного из них — Меж-
дународного центра обучения, наделен-
ного ректором ЭТУ правами юридичес-
кого лица, была даже удостоена рассмот-
рения на декабрьском заседании Учено-
го совета. Это было бы просто замеча-
тельно, если бы не следующие обстоя-
тельства. В МЦО люди подрабатывают
тем, что приглашают к себе специалис-
тов из различных стран и предприятий,
желающих изучать методы организации
инвестиционной деятельности на предпри-
чие гуманитарные дисциплины.
Однако ни одна (!) из дисциплин МЦО
не имеет отношения к профилирующим
дисциплинам ЭТУ — электротехнике, ра-
диотехнике, электронике. Преподавателей
для обучения тоже большей частью при-
глашают из других вузов. Экономические
результаты деятельности МЦО таковы,
что если иметь вместо центра обычного
арендатора, то плата за аренду и отчис-
ления от налогов были бы существенно
выше, чем то, что получает университет
от МЦО. К тому же этот центр не ком-
пенсирует полностью затраты на тепло,
освещение и пр.
Совершенно ясно, что работа в центре
не связана с учебным процессом уни-
верситета, не повышает профессиональ-
ный уровень его работников по профилю
вуза. Более того, эта работа действитель-
но отвлекает от учебной деятельности. Ру-
ководителя же центра — молодого заве-
дующего кафедрой просто жаль. Ведь за-
ведующий отраслевой кафедрой по свое-
му положению является научным главой
подотрасли, он обязан знать все и всех в
сфере отраслевой науки и техники. Но
вместо того, чтобы изучать деятельность
предприятий по профилю кафедры, зна-
комиться с состоянием отрасли, которую
обязана обслуживать кафедра, и лично
вести работу по основному профилю ка-
федры, ему приходится массу времени
тратить на чисто административную суету.

Л. ТОКАРЕВ,
профессор

Страница 4

Все мы родом из детства
Летний лагерь в Местерьярви открывает очередной сезон
В нашей неспокойной, порой тревожной
жизни бывают события, которые вызыва-
ют истинную радость, вселяют в сердца на-
дежду на то, что — рано или поздно —
изменения к лучшему в нашей стране все-
таки произойдут. К таким прекрасным со-
бытиям относятся, прежде всего, те, что
касаются нашего с вами будущего, а имен-
но — наших детей, которым предстоит жить
и работать в XXI веке. Забота об их здоро-
вье и благополучии — задача всего обще-
ства, и потому так отрадно, что в такое труд-
ное время в Электротехническом универ-
ситете уделяется столь большое внимание
этой проблеме.
Читатель, конечно же, догадался, что речь
пойдет о детском оздоровительном лагере
«Звездный», который шестого июня откры-
вает очередной летний сезон. Об этом —
моя беседа с заместителем председателя
профкома сотрудников ЭТУ Ю.Г. Тимофее-
вым, который к тому же в течение двух
предыдущих лет был директором «Звезд-
ного» и потому знает его жизнь изнутри.
— Юрий Георгиевич, сколько смен
будут работать нынешним летом?
— Как и в прошлом году — две, только
каждая из них будет длиться не 26 (как рань-
ше), а 24 дня. Первая — с 6 по 29 июня,
вторая — с 30 июня по 23 июля.
— В работе лагеря произошли какие-
то изменения?
— Да, и существенные. Фонд социально-
го страхования, на чьи средства в основ-
ном содержится лагерь, увеличил пример-
но на 10 процентов нормативы на питание
(теперь оно составит 24 рубля в день на
каждого ребенка), а также на медико-куль-
турные мероприятия. Сменилось руковод-
ство лагеря. Нынче его возглавляет (на по-
стоянной основе) В.В. Щербаков. Полнос-
тью подключился к работе лагеря и началь-
ник управления по социальным вопросам
(назначенный на эту должность в середине
прошлого лета) В.Б. Щукин.

Это, так сказать, положительные изме-
нения. Но есть и менее радостные. Нынче
в стоимость путевки включены расходы на
подготовительные работы в лагере (косме-
тический ремонт — побелка стен, потолков,
покраска полов, затраты на электро- и во-
доснабжение и т.д.).
— И сколько же будет стоить путевка
в этом году?
— На сегодняшний день (7 мая) — 180
рублей для родителей — сотрудников на-
шего университета, т.е. 10 процентов от
ее полной стоимости. Правда, сейчас проф-
ком рассматривает вопрос о том, чтобы
взять на себя расходы на дорогу туда и
обратно, что составляет 40 рублей. Для
сторонних организаций — а мы каждый год
имеем немало таких заявок — путевка на
одну смену будет стоить 1800 рублей.
— Университет участвует в расходах
на содержание лагеря?
— Конечно. К сожалению, сегодня это
обстоятельство становится серьезной про-
блемой. В связи с сокращением государ-
ственного финансирования вузов универси-
тетские денежные вливания резко сокра-
тятся. Значит, нам придется экономить на
всех остальных статьях. Но, разумеется, это
ни в коей мере не отразится на наших де-
тях.
— Кстати, дети какого возраста могут
отдыхать в «Звездном»?
— От семи до пятнадцати лет.
— Кто же будет их обслуживать в ны-
нешнем году?
— Педагогический состав остался без из-
менений. На 135 ребят приходится 15 вос-
питателей (все — с педагогическим обра-
зованием), 4 руководителя кружков и 2
физрука. Штат обслуживающего персона-
ла увеличился, в частности, Фонд социаль-
ного страхования утвердил не 6 (как было
в предыдущие годы), а 10 поваров.
— Ребята, как и раньше, будут жить в
зимнем и летнем корпусах?
— Да. Правда, сейчас мы думаем над тем
— не разместить ли в зимнем корпусе ма-

лышей (вместо старших ребят). Возраже-
ние только одно — малышам придется доль-
ше идти до столовой и купальни.
— Чем — помимо купанья, загоранья
и просто пассивного отдыха — будут за-
ниматься дети?
— Как и в прошлые годы, к их услугам —
4 кружка (нынче предполагаем организо-
вать еще танцевальный кружок), футболь-
ная и волейбольная площадки, столы для
настольного тенниса, библиотека, дискоте-
ки, однодневные походы на 20—30 километ-
ров за пределы территории лагеря, к зали-
ву, лесные прогулки, спортивные олимпиа-
ды. В середине каждой смены состоятся
родительские дни, которые всегда вылива-
ются в большой и радостный праздник и для
ребят, и для их родителей.
— Субботники, которые должны со-
стояться 16 и 23 мая,— это обычное яв-
ление для родителей, чьи дети поедут в
«Звездный»?
— Вобщем, да. Но в этом году в суббот-
никах действительно есть большая необхо-
димость. Поскольку Фонд социального
страхования вдвое уменьшил расходы на
подготовительные работы, хорошо бы нам
собственными руками сделать как можно
больше и лучше для отдыха собственных
детей. Между прочим, дети, чьи родители
поработают на субботниках, получат путе-
вки в первую очередь. И еще. Нам бы очень
хотелось, чтобы все путевки приобрели со-
трудники университета. Мы уже знаем на-
ших детей и заинтересованы в том, чтобы
именно они, завершив учебный год, хоро-
шо и интересно отдохнули в университетс-
ком лагере. Мы же со своей стороны сде-
лаем все, чтобы наши дети сохранили на
всю жизнь самые прекрасные воспомина-
ния о пребывании в «Звездном».

Беседу вела
Л. ВАСИЛЬЕВА
7 мая 1998 г.


...Художник, что рисует дождь...
Как-то прочитала я высказывание од-
ного художника о том — в чем же со-
стоит отличие картины от фотографии.
По его мнению, фотография фиксирует
сиюминутное состояние человека и его
души, предмета, природы. Картина же
отражает общее в частном, т.е. суть
того или иного явления, а следователь-
но, она неподвластна времени.
Так ли это на самом деле — судить не
берусь, поскольку не являюсь специа-
листом в этой области. Но одно могу
сказать — очередная, 4-я выставка жи-
вописных работ участников творческой
студии в ЭТУ, которая проходила с 9 ап-
реля по 15 мая, навевала мысли о пре-
красном и вечном.
Более 25 студийцев представили на суд
зрителей свыше 150 работ — масло, гу-
ашь, пастель, акварель. О качестве ра-
бот, их профессиональном уровне сви-
детельствуют многочисленные отзывы,
оставленные посетителями. Приведу
лишь некоторые из них.
«...пока внутри ЛЭТИ-ЭТУ возникает
потребность устраивать подобные вы-
ставки, мы будем жить и развивать-
ся...», (декан ЭФФ А.А. Соломонов).
«Получили заряд положительной
энергии» (коменданты хозотдела).
«Потрясена разнообразием талан-
тов» (гл. бухгалтер университета Е.В.
Плисенко).
«Просто здорово!» (студент П. Бог-
данов).
«Поражает многообразие жанров на
выставке и высокий профессионализм»
(хранитель Музея А.С. Попова Е.В. Крас-
никова) и т.д.
Эти высказывания как бы впитали в
себя основную идею выставки — худо-
жественная студия способствует духов-
ному и эстетическому развитию не толь-
ко ее членов, но и всего коллектива ЭТУ.
И об этом красноречиво говорит еще
один отзыв, который не могу не привес-
ти: «Вызывает уважение художествен-
ное творчество людей технических
профессий. В царстве техники нашлось
место красоте и гуманности».

Доказательство тому — семь картин,
написанных самодеятельным художни-
ком профессором, д.т.н. ЭТУ Ю.Б. Пет-
ровым, который является другом и на-
ставником, консультантом студийцев.
Посетители выставки надолго задержи-
вались и у многочисленных работ Свет-
ланы Кузьминой, в прошлом, выпуск-
ницы нашего университета. Ее картины,
написанные маслом,— «Финский залив»,
«Пасмурный день», «Белые гвоздики» и
другие говорят не только о профессио-
нализме Светы, но и о ее богатом внут-
реннем мире. Не случайно буквально все
гости выставки отмечали тонкие, лирич-
ные пейзажи Светланы.
Интересные рисунки представили на
выставку студенты ЭТУ, два Саши —
Образцов и Фомин. Если Образцов
учился в художественной школе, то Фо-
мин, как и Кузьмина, начинал свое вхож-
дение в мир прекрасного с изображе-
ния куба, цилиндра и шара, а сейчас де-
лает даже портретные зарисовки.
Вызывают восхищение нежные и в то
же время яркие натюрморты (акваре-
ли), автором которых является пенсио-
нерка Е.К. Бадалова и которая только
третий год занимается в студии.
Всех этих и других людей, таких раз-
ных по возрасту, по интересам, по со-
циальному положению, сплотила универ-
ситетская студия, которая существует в
ЭТУ уже шестой год и бессменным ру-
ководителем которой является С.В. Ле-
онов — профессиональный художник и
журналист. В студии постоянно занима-
ются (к слову, абсолютно бесплатно)
около 40 человек, в основном, студен-
ты, сотрудники университета и их дети.
Вот что говорит об этом студент вто-
рого курса ФАВТа Александр Фомин:
«Я с детства увлекаюсь рисованием.
Очень люблю графику, акварель. Люб-
лю писать пейзажи. Очень нравится
портрет. Но для того, чтобы рисовать
портрет, мне пока не хватает мастер-
ства. Хочу надеяться, что и в универ-
ситете, и в студии я учусь не зря».
Но не только лэтишники занимаются в
студии. Два года назад пришла сюда
бывший геофизик Е.К. Бадалова, кото-
рая по городскому радио услышала рас-
сказ о нашей студии. Она позвонила
Сергею Владимировичу и стала посто-
янным членом студии. «Я с детства хо-
тела рисовать,— рассказывает Елена
Константиновна,— но, увы, учиться это-
му мне не довелось. Здесь, в студии я
начинала с азов, зато теперь, как счи-
тает Сергей Владимирович, могу реа-
лизовать себя в собственных рисунках.
Пока мне не доступны портреты,
сложные пейзажи. Натюрморты — да.
Но я постоянно и много рисую дома,
а главное, учусь, чему активно помо-
гает наш руководитель — тонкий ху-
дожник и прирожденный педагог».
Мне было особенно приятно слышать
и читать отзывы о С.В. Леонове, колле-
ге и фотографе редакции газеты «Элек-
трик». Теплые и благодарные слова о
нем говорили все посетители выставки.
Их мнение коротко, но четко выразила
зав. кафедрой САПР СПб технологичес-
кого института Т.Б. Чистякова, написав-
шая в книге отзывов следующее: «Чув-
ствуется любовь и дар руководителя».
Да, Сергей Владимирович — не только
хороший художник, обучающий этой
профессии студийцев. Он является их
другом, наставником. Потому-то в сту-
дии сложилась почти домашняя, довери-
тельная атмосфера, где все заботятся и
помогают друг другу. И это, наверное,
один из наиболее сильных стимулов ро-
ста мастерства и профессионализма ху-
дожников-любителей. С.В. Леонов убеж-
ден — если есть желание учиться, по-
стоянно совершенствовать свой глаз и
свою руку, то непременно станешь про-
фессионалом в этой области.
И судя по работам студийцев — так
оно и есть. Конечно же, сегодня еще
не каждый из них может называть себя
«художником, что рисует дождь». Но в
конце концов это не так уж и важно.
Как говорится в известной поговорке,
«терпение и труд все перетрут». А и
того, и другого у членов творческой сту-
дии в ЭТУ — в избытке. Значит, будем
ждать встречи с прекрасным в будущем
году.

Л. КОРОТКОВА
На снимках С. Леонова: внизу — по-
сетители выставки; вверху — студий-
цы работают с натурой.

Учредители:

Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г.

Адрес редакции:

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 234-84-03.

Редактор

О. И. ТУГАРИНА Тираж 1500 экз. Бесплатно. СПб ГГК, Ленинский пр, 139. Заказ № 377.