«Помоги себе сам» — эта формула
выживания подходит сегодня всем:
студентам и преподавателям,
пожилым и молодым
Начался новый учебный год в высших
учебных заведениях России. Восьмого
сентября приступили к занятиям и студен-
ты Электротехнического университета.
Чем примечателен для нашего вуза бу-
дет 1998/1999 учебный год, ожидаются
ли какие-либо нововведения, как будет
строиться учебный процесс и развивать-
ся научная деятельность университета в
условиях все сокращающегося бюджет-
ного финансирования высшего образова-
ния... Эти и многие другие вопросы ста-
ли предметом нашего разговора с
ректором ЭТУ, д.т.н., профессором
Д.В. ПУЗАНКОВЫМ.
— Дмитрий Викторович, седьмого
сентября на общем собрании профес-
сорско-преподавательского состава
было принято «Обращение к студентам
Электротехнического университета и их
родителям», в котором администрация
нашего вуза обратилась к ним с настоя-
тельной просьбой оказать университету
финансовую поддержку. Чем вызван
столь необычный для вуза шаг?
— О причинах, заставивших нас принять
это нелегкое и непопулярное решение,
достаточно подробно говорится в самом
Обращении. Скажу лишь, что сегодня
без добровольных пожертвований сохра-
нить работоспособность университета
невозможно.
— А в других вузах существует такая
практика?
— Да, во многих. Это и страхование
студентов, и плата за пересдачу экзаме-
нов, за оказание библиотечных услуг, за
право проживания в общежитии и т.д.
Созданная нами социально-экономичес-
кая группа во главе с деканом ФКЭА
Ю.А. Лукомским и проректором по эко-
номике В.Ф. Рябовым проанализирова-
ла все известные нам варианты, суще-
ствующие в различных вузах страны, и
пришла к выводу: каждый студент днев-
ной и вечерней формы обучения по же-
ланию может внести в кассу вуза опре-
деленную сумму в течение сентября-де-
кабря 1998 года (осенний семестр). Эта
сумма может варьироваться для различ-
ных категорий студентов и в зависимос-
ти от сроков внесения ее в кассу универ-
ситета.
— Какова же эта сумма?
— Не такая и большая, если учесть, что
контрактное обучение студента в тече-
ние одного учебного года по техничес-
ким специальностям обходится пример-
но в тысячу долларов, а по гуманитарной
специальности — в полторы тысячи дол-
ларов. В среднем обучение такого сту-
дента в течение всего срока стоит при-
близительно шесть тысяч долларов. Кста-
ти, студенты-контрактники также могли
бы принять участие в этой акции.
— Но разве можно брать деньги за об-
разовательные услуги со студентов,
обучающихся за счет государственного
бюджета?
— Конечно, нельзя. Но средства, о ко-
торых мы с вами говорим, являются фор-
мой добровольных пожертвований, и вуз
(на основании заключенного с каждым
жертвователем договора) будет тратить
их на оплату своих текущих расходов, а
их немало. Это и содержание вневедом-
ственной охраны, и проведение различ-
ных ремонтных работ и работ по благо-
устройству территорий и многое, мно-
гое другое, что составляет примерно
250 тысяч новых рублей в месяц. К это-
му прибавьте 200-500 тысяч рублей в
месяц на оплату коммунальных услуг,
один миллион рублей, которые состав-
ляют непогашенный долг вуза за пользо-
вание телефонами. Немалую сумму мы
платим Ленэнерго. А зарабатываем мы
пока 250-300 тысяч рублей в месяц. Вы-
вод: сегодня без добровольных пожер-
твований вузу не выжить. Немаловаж-
ное значение этих денег состоит и в том,
что они позволят высвободить часть
средств, на которые мы сможем при-
обрести необходимое оборудование
для кафедр, лабораторий, т.е. будем
развивать материальную базу вуза, на
что государство в последние годы не
выделяет ни копейки.
— Дмитрий Викторович, ЭТУ всегда
занимал и занимает активную позицию
в зарабатывании внебюджетных
средств, с каждым годом увеличивает-
ся их объем. И тем не менее именно
сегодня этот вопрос стоит особенно
остро. Почему?
— Судите сами. Первый квартал 1998
года мы жили в соответствии с бюдже-
том 1997 года. Нам, как и другим вузам,
было нелегко, поскольку уже тогда го-
сударство финансировало только вып-
лату зарплат и стипендий. Но правитель-
ство говорило: хуже жить не будем.
Однако в апреле был принят федераль-
ный бюджет на 1998 год, который пре-
дусматривал сокращение государствен-
ного финансирования вузов на 20 про-
центов. В апреле-мае оно составило
уже 50, а в июне — всего 40 процентов.
И нет никакой уверенности в том, что и
эта цифра не будет уменьшаться, так
как бюджетное финансирование расхо-
дов государства поставлено в прямую
зависимость от сбора налогов.
— Какой же Вы видите выход из со-
здавшейся ситуации?
— И впредь активно увеличивать по-
ступление внебюджетных средств, од-
новременно добиваясь экономии бюд-
жетных ассигнований.
— И какими путями вуз может этого
достичь?
— Если говорить о внебюджетных
средствах, то этому может способство-
вать, например, увеличение приема сту-
дентов-контрактников, а также впервые
вводимая в нынешнем учебном году
подготовка студентов, обучающихся на
английском языке (каждый такой сту-
дент принесет в университетскую «ко-
пилку» три тысячи долларов в год); от-
крытие Югорского филиала, которое
состоялось в конце августа; от одной до
двух тысяч рублей даст предоставление
студентам-вечерникам на договорных
началах возможности посещать занятия
на дневных факультетах; сдача в арен-
ду негосударственному вузу свободных
площадей университетского профилак-
тория (он все равно пустовал) и т.д.
— Кстати, об аренде. Госдума и Пре-
зидент приняли Закон о бюджете, пре-
думатривающий передачу в федераль-
ный бюджет денег, получаемых от сда-
чи в аренду помещений. Для нас — это
большая сумма?
|
— Довольно заметная — примерно мил-
лион рублей в год. Если учесть, что все
наши расходы составляют семь миллионов
рублей, то изъятие арендных денег ощу-
тимо ударит по вузовскому карману.
Впрочем, в Госдуме происходит процеду-
ра внесения изменений в Закон о бюдже-
те, так что на сегодняшний день арендные
деньги вузы оставляют у себя.
— Существуют ведь и другие способы
зарабатывания дополнительных денег?
— Разумеется. Обсуждается, напри-
мер, идея введения на первых курсах всех
факультетов штатной должности психоло-
га-куратора, работу которого будут оп-
лачивать сами студенты или их родители.
Не секрет, что иногородние абитуриенты
хуже подготовлены, у них возникает мас-
са вопросов, связанных и с учебным про-
цессом, и с проживанием в общежитии,
и, наконец, просто с пребыванием в боль-
шом городе. Лишенные родительской
опеки, такие студенты чаще попадают в
сложные жизненные ситуации, в том чис-
ле и криминальные. А психолог-куратор
будет, что называется, сопровождать
обучение иногородних первокурсников,
помогать им решать все возникающие
вопросы. С введением такой должности
согласны все родители, с которыми уда-
лось поговорить нашим преподавателям.
Есть, конечно, и другие пути зарабаты-
вания внебюджетных средств...
— А как предполагается экономить
бюджетные средства?
— Один из способов — проведенное
нами весной этого года сокращение чис-
ленности и штата работников. Админист-
рация понимает, что это — вынужденная
и тяжелая мера, но она позволяет наше-
му университету уже в 1998 году снизить
свои расходы на полтора миллиона руб-
лей.
С этой же целью администрации вуза
пришлось прибегнуть к еще одной непо-
пулярной мере: с первого сентября вдвое
уменьшается сумма надбавок деканам,
заведующим кафедрами и их заместите-
лям. Такое решение к тому же позволяет
сократить разницу в оплате труда этой
категории сотрудников и других профес-
соров и доцентов.
Обсуждаются и другие способы эконо-
мии, цель которых — уменьшить наши
расходы, а доходы — увеличить, при этом
постоянно совершенствуя учебный про-
цесс и научную деятельность вуза. А это,
в свою очередь, означает, что Электро-
технический университет и впредь будет
отстаивать ведущие позиции среди техни-
ческих университетов страны.
— Каков же сегодня наш рейтинг?
— Мы занимаем 13-е место среди тех-
нических университетов России и третье —
в Санкт-Петербурге, уступая лишь Техни-
ческому университету и Технологическо-
му институту.
— Дмитрий Викторович, но чтобы и
дальше удерживаться в списке ведущих
технических вузов России, а тем более —
шагнуть вперед, нужно не только уравно-
весить наши доходы и расходы...
— Именно так и понимает свою задачу
на ближайшие годы руководство ЭТУ. С
этой целью уже в новом учебном году мы
планируем произвести серьезную реор-
ганизацию структуры управления в вузе,
планово-финансовой и материальной
служб факультетов, кафедр, учебной и
научно-исследовательской служб...
— Что конкретно Вы имеете в виду?
— Если говорить о ближайшем буду-
щем, то все понимают: в нынешних фи-
нансовых условиях мы не можем одно-
временно развивать все направления ву-
зовской деятельности. Поэтому будет
разумно четко обозначить важнейшие
перспективные направления образования
и научной работы в университете и имен-
но здесь сосредоточить основные ресур-
сы. Развивая эти направления, мы будем
способствовать совершенствованию и
учебного процесса, и научной деятель-
ности, и при этом сможем зарабатывать
деньги на свое дальнейшее развитие.
— А что делается или уже сделано
сейчас?
— В новом учебном году каждый се-
местр будет длиться не 17-18 недель, как
было всегда, а 14 недель. Это позволит
нам уменьшить нагрузку преподавателей
примерно на 18 процентов. Этому же
будет способствовать и предполагаемое
укрупнение групп и потоков, в том числе
и при проведении лабораторых работ. А
высвобождение аудиторий, особенно в
январе-феврале, сократит наши расходы
на электроэнергию и другие коммуналь-
ные услуги.
— Вы сказали о реорганизации ректо-
рата... В чем это выражется?
— Прежде всего, по моему мнению,
ректорат должен стать исполнительным
органом. Это означает, что те, кто зара-
батывает деньги, должны ими и распоря-
жаться, например, кафедры, НИЧ, Тех-
нопарк и другие подразделения. Но они
обязаны помогать вузу оплачивать его
накладные расходы.
Изменяется кадровая структура ректо-
рата. С сентября ликвидируется долж-
ность проректора по общим вопросам.
Расширяются обязанности проректора
по международным связям — теперь на
него будут замыкаться все вопросы, ка-
сающиеся взаимодействия вуза с внешни-
ми структурами. Появилась должность
проректора по дополнительному обуче-
нию, который будет заниматься всеми
коммерческими формами образования,
а также проведением оценки эффектив-
ности работы кафедр. К тому же он
возьмет на себя часть обязанностей, ко-
торые раньше выполнялись первым про-
ректором.
Сегодня я лишь вкратце остановился на
наиболее важных вопросах и проблемах,
которые нам предстоит решать в новом
учебном году. В заключение хотелось бы
сказать следующее. Да, сегодня нам при-
ходится много думать над тем, где и как
заработать побольше денег. Но это тот
случай, когда действительно цель оправ-
дывает средства. А наша конечная цель —
не только выжить и поддержать образо-
вание, но и способствовать тому, чтобы и
впредь высшая школа России соответство-
вала мировому уровню. Я уверен — как у
высшего образования страны в целом, так
и у нашего университета, в частности, есть
будущее. И это главное.
Интервью провела
Л. КОРОТКОВА
|