Отпустили на свободу...
не цены, а инициативу
Начало нового учебного года совпало с тяжелейшим финансово-по-
литическим кризисом, который буквально потряс страну. Одно из глав-
ных его последствий — резкое повышение цен, в том числе и на про-
дукты питания. Это обстоятельство не могло не отразиться на работе
буфетов, кафетериев и столовой Электротехнического университета.
Сегодня мои собеседники — директор ООО ЮЛ, которому принадле-
жат буфеты во втором и третьем корпусах ЭТУ, Елизавета Борисовна
ВАРГУНИНА и коммерческий директор Аркадий Васильевич КРАСА-
ВИН. Вот что они поведали:
— В таких трудных условиях работать нам еще не приходилось. Цены
меняются каждый день и в основном — не в пользу потребителей. К
тому же на различных рынках на один и тот же продукт цены разные, а
большинство баз вообще не работают — придерживают товар до луч-
ших времен.
С седьмого сентября мы вынуждены были повысить на 50 процен-
тов цены на те изделия, которыми торгуют буфеты. Прежде всего,
это различные булочки и пирожки. Растительное масло, сахар, яйцо
(мука, слава Богу, у нас еще была) так выросли в цене, что мы были
вынуждены ограничить ассортимент выпечных изделий — сейчас мы
не можем предложить нашим клиентам всеми любимые беляши, че-
буреки, гамбургеры, булочки с клюквой и брусникой, т. к. цена на них
была бы просто запредельной.
По этой же причине вначале вообще отсутствовал, а сейчас ограни-
чен ассортимент закусок, салатов и горячих блюд. К тому же в три раза
подорожала одноразовая посуда — теперь только контейнер, куда
выкладывается салат или винегрет, стоит полтора рубля.
Нынче каждый день мы решаем две задачи — где и как купить поде-
шевле сырье и за счет чего улучшить качество продаваемых клиентам
изделий. Кое-что нами в этом направлении уже сделано: впервые в на-
шей практике мы заключили договоры с фирмой «Петмол» на постав-
ку молочных продуктов и с Мелькомбинатом — на приобретение муки.
Теперь продукцию обеих фирм мы будем получать по оптовой цене, а
значит она будет дешевле и для покупателей. Мы также договорились
с фабриками им. Микояна и им. Крупской на поставку кондитерских
изделий, поскольку продукция фирмы «Кетбери», с которой мы рань-
ше сотрудничали, теперь нам не по карману.
Мы понимаем, что и студенты, и сотрудники университета, как и боль-
шинство населения страны, сейчас стеснены в средставах, а потому при-
лагаем максимум усилий, чтобы не подвести своих клиентов. Мы нуж-
ны друг другу.
Этот разговор состоялся около месяца назад. Недавно я заглянула в
буфет, расположенный в третьем корпусе. Как правило, у раздачи все-
гда очередь, правда, теперь, лэтишники чаще ограничиваются покуп-
кой чая и пирожка или булочки. Парадокс, но факт, горячие закуски
чаще берут студенты, которые считают (а я опросила около 20 чело-
век), что пять с половиной рублей за две котлетки с гарниром из мака-
рон — цена не такая уж и большая. Сотрудники думают иначе. К счас-
тью, цены очень медленно, но все-таки снжаются и — кто знает — мо-
жет, и вернутся к прежним границам?! Хорошо бы.
В середине сентября открылись столовые залы и
два кафетерия на третьем и четвертом этажах пято-
го корпуса ЭТУ, а также банкетный зал в том же кор-
пусе. Открылись несколько позднее, чем обычно,
но тому есть объяснение.
До 31 августа наша столовая работала от фирмы
«Трапеза», с которой у нашего университета был
заключен типовой договор. Университет оплачивал
из собственных средств затраты на электроэнергию
и газ, обслуживание и ремонт холодильников. К со-
жалению, принадлежность столовой к большому
управлению, каким является фирма «Трапеза», во
|
многом сдерживала проявление инициативы со сто-
роны директора и всего коллектива столовой, в том
числе затрудняла маневренность директора в поис-
ках более выгодных поставщиков продукции. К тому
же вся прибыль, получаемая столовой, уходила в
«Трапезу».
Такое положение дел уже давно не устраивало
наш университет, и летом этого года директору сто-
ловой было предложено с первого сентября 1998
года выйти из состава фирмы. Проректор по адми-
нистративно-хозяйственным и социальным вопро-
сам В.Н. Шелудько и председатель профкома со-
трудников В.А. Тупик поговорили с коллективом
столовой, обсудили с ним самые разные вопросы
работы этой точки питания. И директор М.К. Зве-
гинцова, и коллектив согласились с предложением
руководства и профкома ЭТУ стать самостоятель-
ной организацией, естественно, при активной под-
держке и помощи университета.
Процесс расторжения договора с фирмой «Тра-
пеза» затянулся, ибо оформление документации
требует времени. 14 сентября столовая получила,
наконец, свой расчетный счет.
Наша беседа с директором столовой Мариной
Константиновной, которая работает в этой долж-
ности с апреля 1994 года, состоялась за несколько
дней до открытия столовой.
— Скажу сразу, обретение нами самостоятельно-
сти не отразится на ценах, иными словами, коммер-
ческих наценок у нас не будет. Сохранится прежняя
наценка — 30 процентов, может быть, она будет чуть
выше, так как после выхода из фирмы нам придется
платить НДС на все товары, которые мы будем при-
обретать. Правда, в банкетном зале наценка соста-
вит плюс еще пять процентов (за обслуживание офи-
циантом, наличие скатертей на столах и т. п.).
Цену отдельных блюд пока назвать не могу —
каждый день стоимость продуктов меняется. Од-
нако одно могу сказать точно — очень высоких цен
у нас не будет хотя бы потому, что остается в ходу
талонная система оплачивания обедов. А это зна-
чит, что в любой момент к нам может прийти пред-
ставитель социальной комиссии и потребовать
меню за неделю, чтобы посмотреть: какое блюдо
сколько стоит, оправдана ли указанная цена и мож-
но ли накормить этим человека... Ведь это бюджет-
ные деньги, и мы несем ответственность за их рас-
ходование.
Персонал столовой тщательно готовится к откры-
тию нового сезона. Ремонт зала на четвертом эта-
же закончен, все самими сотрудниками вымыто и
очищено. Заканчивается ремонт зала на третьем
этаже. Так что приходите в день открытия столовой,
и все увидите своими глазами. Мы же со своей сто-
роны постараемся сделать все, чтобы наши посе-
тители пообедали вкусно и относительно недоро-
го. Так что прятного аппетита!
P.S. Я воспользовалась предложением директо-
ра столовой и побывала там после открытия. Сред-
ний обед (например, молочный суп, рыба с пюре и
салат из капусты) обойдется в семь с небольшим
рублей, но зато мясной салат — в четыре рубля.
Много это или мало? По сравнению с ценами в го-
роде, вполне доступно, но по сравнению с зарпла-
той сотрудников — все-таки дорого, и каждый день
в столовую не сходишь. Значит, остается надеять-
ся на светлое будущее.
Л. УМИКОВА
|