Страница 1

Задай ворос - получишь ответ

В конце октября этого года состоя- лось собрание преподавателей, сотруд- ников и студентов ЭТУ. Его тема — раз- витие университета и его финансовое положение, студенческие пожертвова- ния и ответы на вопросы, волнующие коллектив нашего вуза. Цель собрания — обмен информацией о состоянии дел в вузе в нынешних непростых финансо- вых условиях и поиск путей преодоле- ния кризиса высшей школы. Как весьма отрадный хотелось бы от- метить тот факт, что встречи с людьми становятся для ректора ЭТУ традицион- ными. И впредь Дмитрий Викторович на- мерен встречаться с коллективом вуза не реже одного раза в один-два меся- ца. Отвечать на вопросы будут предста- вители ректората, профсоюзные деяте- ли, деканы, заведующие кафедрами, на- чальники служб и отделов. Открывая последнюю встречу, рек- тор университета, д.т.н., профессор Д.В. Пузанков, в частности, сказал, что в Электротехническом университете ра- ботают 900 преподавателей и 3,5 тыся- чи сотрудников, учатся примерно 7 ты- сяч студентов, аспирантов, докторантов. Это — огромная сила, неисчерпаемый кладезь новых идей и полезных предло- жений, а ведь только совместными уси- лиями мы можем выйти из того тупика, в который загнало высшую школу госу- дарство. Далее ректор остановился на тех не- простых задачах, которые приходится решать руководству вуза, чтобы не толь- ко выжить сегодня, но и развиваться дальше завтра. В их числе — поиск опти- мальных путей совершенствования всей работы и управления в том числе; даль- нейшая демократизация вузовской жиз- ни, которая, кстати, не исключает жест- кого подхода к делу; создание Попечительcкого совета; передача части функций — вместе с ответственностью — на места и т.п. Каждый на своем мес- те должен работать с полной отдачей. Это важно еще и потому, что сейчас усиливается конкуренция среди вузов — ведь не секрет, что во многих высших учебных заведениях готовятся специа- листы по аналогичным специальностям. Значит, надо своевременно отслежи- вать то, что делается в других вузах, и самим делать что-то лучше, чем другие. Большое внимание ректор уделил кадровому вопросу, подчеркнув, что и сегод- ня кадры решают все. При отсутствии средств сложно развивать материально-техническую базу, осуществлять учебно-методическое обеспечение. В этом вопросе рассчитывать на государство не приходится. Значит, все будут решать люди, их профессионализм, инициа- тива, преданность нашему общему делу, на- шему общему дому. Мы должны научиться зарабатывать деньги, а для этого надо расши- рять спектр платных образовательных услуг, увеличивать количество востребованных на- учных разработок. И при этом не забывать о качестве подготовки специалистов. Большинство стоящих сегодня задач явля- ются для вуза новыми и непростыми, но мы обязаны их решать. Для этого нужны свежие идеи, нестандартные предложения. Руковод- ство вуза надеется, что весь коллектив ЭТУ примет самое активное участие в этом про- цессе. К сожалению, на этот раз преподаватели и сотрудники вуза не воспользовались присут- ствием руководителей всех рангов, чтобы задать вопросы и получить на них ответы. Зато этим правом в полной мере завладели студенты. Жаль только, что в основном их ин- тересовал только один вопрос — студенчес- кие пожертвования, вокруг которого и раз- горелись страсти. Будем надеяться, что на следующую встре- чу преподаватели и сотрудники ЭТУ придут во всеоружии и будут не только задавать вопросы, но и высказывать интересные пред- ложения о путях дальнейшего развития наше- го университета. Л.В.

Научное направление: новое и очень «мягкое»

Летом этого года в нашем университете произошло важное событие, которое зас- луживает того, чтобы о нем рассказать. С 22 по 24 июня в ЭТУ состоялась междуна- родная конференция, посвященная «мяг- ким» вычислениям и измерениям. На этот авторитетный научный форум приехали бо- лее 90 участников из России и гостей из США, Германии, Испании, Финляндии, Польши, Австралии. Открыл конференцию ректор Электротехнического университета, д.т.н., профессор Д.В. Пузанков. Это научное направление было создано в начале 90-х годов, но особое развитие по- лучило в последние два года. Результат, по- лученный в процессе «мягких» вычислений, представляется в виде лингвистической шка- лы с изменяющимися границами типа: «нор- ма», «выше нормы», «ниже нормы». «Мяг- кие» вычисления применяются в различных областях науки и техники, например, в эко- логических задачах, при оценке состояния больного, при анализе расхода природных ресурсов и т.д. Так, при оценке загрязнения воды, почвы, воздуха может задаваться своя шкала кон- центраций вредных веществ в среде. Она может быть иной в случае прогноза аварий на объектах нефтегазового комплекса («норма», «угроза чрезвычайной ситуа- ции»). Для определения состояния больно- го врач использует свою шкалу («норма», «патология», «острая форма»). И при рас- ходе природных ресурсов результат тоже представляется в виде некоторой шкалы («восстановимые потери» — в течение од- ного, двух, пяти лет, «невосстановимые по- тери»). Все эти задачи объединяет тот факт, что при их решении разработчики должны выдать специалистам ответ: такая-то гипо-
теза осуществится с определенной вероят-
ностью. В этом и состоит «мягкость» вычис-
лений.
С другой стороны, при разработке авто-
матических устройств для бытовой техники,
например, регуляторов оборотов кухонно-
го комбайна, стиральной машины, электро-
кофемолки, не требуется высокой точнос-
ти регулировки. В этом случае достаточно
набора фиксированных команд лингвисти-
ческого типа: «чуть быстрее», «чуть мед-
леннее», «быстро». При парковке автомо-
билей прибор также не должен измерять
свободное пространство с точностью до
десятых миллиметров — необходимо лишь
дать ответ: возможно или невозможно по-
ставить машину на стоянке.
Все вышесказанное обусловило широкое
распространение «мягких» измерений и
вычислений в мире. Большой интерес к этой
проблеме проявляют фирмы индустриаль-
ных держав — США, Германии, Японии.
По результатам работы международной
конференции выпущены тезисы докладов
в двух томах, которые, несомненно, заин-
тересуют ученых разных стран. Кроме
того, на нынешней конференции были об-
суждены прикладные вопросы применения
«мягких» измерений и вычислений, а также
важные методические проблемы. В этих
дискуссиях приняли участие авторитетные
зарубежные специалисты — профессора
А.О. Esogbue, R.E. Joung, I. Alarcorn и др.
В России «мягкими» измерениями и вы-
числениями занимаются специалисты вы-
числительного центра Академии наук в
Москве, научные школы из Твери, Таганро-
га, СПбГТУ. В нашем вузе эти работы ве-
дутся на кафедрах ИИТ, ИЗОС, ФЭОП,
АСОиУ. Отрадно, что интерес к новому
научному направлению растет и у нас. Ми-
нистерство науки признало актуальность
поднятых на конференции в ЭТУ проблем,
поддержало ученых и призвало их присы-
лать свои предложения для продолжения
работы по этим научным направлениям.
И. ЗАХАРОВ,
С. ИВАНОВ



На веселых и находчивых — рассчитайсь!

ПРОШЛО уже два месяца с начала но- вого учебного года. Но в учебных корпу- сах ЭТУ все еще висят объявления: коллек- тивы художественной самодеятельности нашего университета продолжают набор ее участников. Значит, студенческий клуб вуза после летних каникул приступил к сво- ей повседневной работе. Больше того, есть уже ее первые итоги. уже ее первые итоги. Наша команда КВН, по-прежнему воз- главляемая студентами Д. Наумовым и А. Просвирниным, успешно выступила чет- вертого октября в клубе «Фиеста Лати- нос», а 17 октября — на городском праз- днике посвящения в студенты. Столь актив- ные выступления не позволили ей выйти на
игру с командой КВН Химико-фармацев- 
тического института, которая должна была 
состояться 18 октября. состояться 18 октября. 
Студенческий клуб ЭТУ принял решение 
— создать вторую (младшую) команду — 
КВН. Сказано — сделано. В новую коман- 
ду веселых и находчивых вошли студенты 
первых курсов университета, все замеча- 
тельно талантливые, — как утверждает ди- 
ректор студклуба Оксана Мельниченко, 
— все одаренные хорошими голосами и 
чувством юмора, все музыкальные. 
Команда КВН-2 ЭТУ, возглавляемая 
своим капитаном Русланом Чуйковым, вы- 
ступила отлично, победила своих сопер- 
ников и так же, как их старшие коллеги, 
вышла в финал. Все ее участники были на- 
граждены футболками топ-моделей. 
Дальнейшая судьба младшей команды 
КВН пока под вопросом. Но скорее все- 
го, обе команды сольются в одну, кото- 
рая и будет представлять Электротехни- 
ческий университет на предстоящих со-
ревнованиях.

Страница 2

Делай свое дело - получишь результат

«Открытки»
В сентябре 1997 года в ЭТУ было приня- то новое положение о порядке перевода студентов Открытого факультета на днев- ные отделения. Его появление было связа- но с большим набором (приемом) студен- тов на первый курс вечернего отделения, почти вдвое превышающим контрольную цифру, установленную министерством. Среди этих студентов выделялась (как, впрочем, и сейчас) значительная категория (более 100 человек в 1997 году и около 200 — в 1998 году) лиц, поступавших на днев- ное отделение, но не прошедших конкурс- ного отбора. В ряде случаев это были ре- бята, имеющие достаточно высокий потен- циал, но не сумевшие его проявить при вступительных экзаменах и все же имею- щие желание учиться в дневных группах. Новое положение дает реальную воз- можность для таких студентов-вечерников доказать свое право учиться на дневном от- делении. Система работает так: студенту- вечернику, желающему перейти на днев- ное отделение, предоставляется возмож- ность в течение очередного семестра ( на- чиная с первого) фактически обучаться в дневной группе, где объем аудиторных за- нятий приблизительно на 30 процентов больше, чем в вечерней. Оплатив разницу в объеме этих занятий (для этого семестра оплата составила 1083 рубля) и сдав с днев- ной группой сессию, студент участвует в конкурсном отборе среди желающих за- нять освободившиеся бюджетные места. Этот переход вполне реален. Так, в про- шлом году около 85 процентов таких сту- дентов после первого семестра реализова- ли свою мечту. Идея хорошая, поскольку обеспечивает постоянную подпитку днев- ного отделения достойными студентами. С другой стороны, появление этих «от- крыток» (так шутливо окрестили студентов, переходящих с вечернего на дневное отде- ление) в дневных группах положительно влияет на основной контингент. Все они те- перь знают, что им «дышат в затылок» люди, претендующие на их места. Сейчас таких 187 человек. Не следует забывать и о тех дополнительных средствах, которые они принесли вузу. Но и здесь есть проблема — переполне- ние учебных групп (в основном, в первом семестре) дневных факультетов и дополни- тельная нагрузка для преподавателей. До- полнительные внебюджетные средства дол- жны в некоторой степени компенсировать эту дополнительную нагрузку преподавате- лей, но достаточно ли этого? Глобальная же идея — поддержание фактического кон- тингента дневного отделения (это основной источник бюджетных средств) на хорошем уровне и хорошего качества — таким пу- тем может быть достигнута.

Есть контракт...
Желание ввести контрактное обучение на ОФ в условиях отсутствия необходимо- го бюджетного финансирования образо- вательной деятельности вуза вполне понят- но. Понятны и условия, при которых мож- но рассчитывать на достаточный спрос:

— высокий рейтинг вуза среди других учебных заведений города. Этот рейтинг ЛЭТИ-ЭТУ имеет; — наличие современных престижных специальностей, пользующихся спросом на рынке труда, с ограниченным или от- сутствующим правом на обучение за счет средств госбюджета; — уровень подготовки выпускников по этим специальностям; — условия обучения. Понятие интег- ральное, но в первую очередь (особенно, если контрактники обучаются в отдельных группах) это — наличие специальных ауди- торий, достаточная обеспеченность учеб- ной литературой и средствами обучения; — правильно установленная стоимость обучения с учетом конкуренции внутри СПб; — хорошо организованная рекламная деятельность. В этом году на ОФ была сделана первая попытка набора студентов-контрактников. Хороший результат получен на гуманитар- ной специальности, набор на которую впервые в нынешнем году сделан на ОФ. На технических специальностях пока ре- зультат невысокий, но начатую работу будем продолжать.

Время — деньги
Идея введения на факультете платных услуг появилась в связи с тем, что за пос- ледние годы на ВФА и ВФРЭ сильно возрос- ла категория так называемых «вольнослу- шателей», т.е. лиц, потерявших статус сту- дента, но посещающих занятия с целью ликвидации задолженностей, необходимой для будущего восстановления, людей, мно- гократно сдающих зачеты и экзамены. Неожиданно для преподавателей эти лица появлялись, исчезали, снова появлялись и т.д. Кто-то снова становился студентом, на его место приходили другие... С прошлого года введено в действие по- ложение, нормализующее этот процесс. Предоставляемые, а точнее — получаемые образовательные услуги стали платными. Студенты вечернего отделения теперь зна- ют, что при халатном отношении к учебе, результатом которого явилось отчисление, продолжить обучение можно будет только с потерей времени (восстановление с поте- рей года) или денег. Эти неизбежные теперь потери заставляют студентов более береж- но относиться к предоставленной им воз- можности бесплатно получить образова- ние в ЭТУ-ЛЭТИ. С другой стороны, введен- ная система приносит университету допол- нительные внебюджетные средства. Стоит подумать и об ограничении сверху общего срока обучения студентов-вечерни- ков в вузе на бюджетной основе. Для этого есть законодательная база, предполагаю- щая, что этот срок не может более чем на один год превышать время обучения, зало- женное учебным планом. Иначе говоря, нельзя бесплатно учиться, как нередко бы- вает сейчас, 8-10 лет. Кроме того, ненор- мальными являются многократные отчисле- ния и восстановления. Может быть, в неко- торых случаях следует восстанавливать толь- ко с обучением на контрактной основе.

Экстернат
Прошлый учебный год на факультете шла подготовка к введению этой формы обуче- ния в ЭТУ. Разрабатывалось внутреннее по- ложение об экстернате, теперь уже утвер-
жденное Ученым советом, продумывалась
система делопроизводства и сопровождения
этой нетрадиционной формы обучения. В
нынешнем году приказом по университету
зачислены первые 22 студента-экстерна.
По смыслу эта форма обучения занимает
нишу между очной (или вечерней) и заочной
формами обучения. Студент, в зависимос-
ти от текущей ситуации, в значительной сте-
пени может сам формировать из предло-
женного «меню» дисциплин индивидуальный
учебный план на год (число изучаемых дис-
циплин по семестрам, перечень дисциплин,
объем необходимых для него занятий).
Правда, все образовательные услуги (кро-
ме аттестаций при получении высшего обра-
зования впервые) платные.
Сегодня эта форма может быть достаточ-
но привлекательной для следующих катего-
рий лиц:
— студенты, не имеющие по тем или иным
причинам возможности обучаться в жест-
ком режиме, задаваемом обычным учеб-
ным планом и соответствующим учебным
графиком;
— абитуриенты ОФ, не прошедшие в этом
году конкурсный отбор на некоторые спе-
циальности и не имеющие материальных
средств на полное контрактное обучение;
— лица, желающие получить в ЭТУ вто-
рое высшее образование.
Проблема — ограниченный министер-
ством перечень специальностей, по кото-
рым разрешено обучение в форме экстер-
ната.

Учеба требует жертв
Деканат ОФ с большим пониманием от- носится к ситуации, в которой находится вуз. Всю разъяснительную и агитационную работу среди студентов первого и второго курсов (а это около 700 человек) он взял на себя. Итог, на наш взгляд, сегодня дос- таточно хороший, хотя были определенные опасения. Результаты встреч со студента- ми (по поводу добровольных денежных по- жертвований вузу) показали, что на просьбу, с которой мы к ним обратились, они давно уже подготовили свои вполне по- нятные просьбы и пожелания. Обращаться к ним, как к дневникам, нельзя, поскольку они в значительной степени «обделены»: не получают стипендии, не имеют право на льготный проезд, на гуманитарную помощь (которую недавно получали дневники) и т.д. У них проблемы с питанием в ЭТУ, с биб- лиотекой (пользуются по остаточному принципу). Они оторваны от кафедр (в пер- вую очередь от выпускающих), на которых в вечернее время никого нет. Эти студенты остаются вечером один на один с преподавателем, и он должен бы по- нимать их проблемы... Особенно трудно работающей молодежи. Нужно успеть в вуз к 18.30, а вход (главный!!!) закрыт и при- ходится бежать вокруг. Вечером, когда все торопятся домой, студенты опять натыка- ются на закрытые двери, вынуждены идти темным двором... И это тоже отношение к студентам-вечерникам! P.S. Один из главных результатов работы открытого факультета — сохранено все ценное (в первую очередь высококвалифи- цированные сотрудники двух бывших ве- черних факультетов: ВФА и ВФРЭ), что было на факультетах. Новый коллектив ра- ботает, и работает здорово! Н. КУЗЬМИН, декан Открытого факультета ЭТУ

Если не Вы, то кто еще!?

В нашем университете создан Наблю- дательный совет, который призван осу- ществлять контроль за поступлением и расходованием студенческих пожертво- ваний. В октябре состоялось его первое заседание, на котором были избраны председатель Наблюдательного совета — Игорь Васильевич Мишутин и его заме- ститель, студентка группы 5611 Анастасия Лебедева. В работе совета приняли участие про- ректор по дополнительному образованию Л.Н. Рассудов и проректор по экономике В.Ф. Рябов. Представители администра- ции доложили о ходе поступления студен- ческих пожертвований. На сегодня более 2000 студентов уже заключили с администрацией договора о финансовой помощи вузу. На счет уни- верситета поступило более полутора миллионов рублей, что позволило вузу оплатить коммунальные услуги за октябрь и ноябрь, а также первоочередные ра- боты по содержанию зданий ЭТУ. Сей- час в аудиториях и других помещениях тепло и светло. К сожалению, как долго это продлит- ся, пока сказать трудно. Дело в том, что на Обращение преподавателей универ- ситета к студентам и их родителям об оказании финансовой помощи пока от- кликнулись менее половины студентов, и их активность продолжает снижаться. Под угрозой срыва находятся платежи за четвертый квартал. Все еще находит- ся под угрозой частичной или полной ос- тановки учебный процесс 1998/1999 учебного года. Поэтому Наблюдатель- ный совет призывает всех студентов не оставить без внимания вышеупомянутое Обращение и внести свой посильный вклад. Дабы исключить нежелательное дав- ление на студентов, Наблюдательный совет рекомендует им воспользоваться телефонами «горячей» линии: 234-66-77 и 234-69-59 (студенческий профком). Следующее заседание Наблюдатель- ного совета планируется провести в но- ябре.

Взрослые рождают КИТенка, чтобы КИТ помог ребенку...

Долгое время в нашей медицине домини- ровал «лекарственно-терапевтический» под- ход к улучшению здоровья человека. Одна- ко опасность его заключалась в привыкании человека к препаратам, к искусственным биоэнергоинформационным полям и, как следствие, лекарственно-терапевтический метод лечения подавлял способность чело- века к саморазвитию. Пациент, «привязан- ный» к внешним стимулам, ощущает психо- логический конфликт, ухудшается его здо- ровье, а нередко пациент, лишенный лечеб- ной дозы извне, просто деградирует. То же касается и регулярного идеологического «допинга», который приводит к потере ини- циативы. Между тем только гармонично самораз- вивающиеся люди способны найти выход из любого кризиса и сделать и себя, и свою страну счастливой и процветающей. В про- цессе саморазвития человек познает сам себя и то, что дано ему природой. Он при- обретает навыки оценки и саморегуляции физического и нервно-психического состо- яния, учится принимать решения на пути к своему собственному идеалу здоровья и полноценной жизни. Все это особенно важно для детей. Ведь ребенка невозможно заставить саморазви- ваться, но можно создать условия, благопри- ятные для реализации его природных спо- собностей. В 1990 году на кафедре БМСиОС ЭТУ были разработаны теоретические основы для создания биотехнических систем, спо- собных стимулировать саморазвитие детей — компьютерных игровых тренажеров (КИТ). Они моделировали ситуации, побуж- дающие саморазвитие способностей детей, задавали дозированные нагрузки (физичес- кие, интеллектуальные, психологические) при одновременном контроле здоровья де- тей.
В последующие годы были созданы опыт-
ные образцы, доведенные до уровня про-
мышленного выпуска. Они были внедрены в
сфере образования и здравоохранения. Ра-
бота проводилась совместно с ведущими
специалистами. Большую помощь в реше-
нии этих непростых задач оказали инвести-
ции по инновационной программе Госком-
вуза РФ.
Сегодня наши детские комплексы — это
широкий спектр тренажеров, созданных на
базе компьютеров типа IBM. Эти тренаже-
ры разрабатываются с учетом сбалансиро-
ванности и индивидуализации трех типов
нагрузок, подкрепления игр занятий поло-
жительными эмоциями ребенка. Благода-
ря их установке в дошкольных учреждени-
ях уже десятки тысяч детей могут с гордо-
стью сказать: «Моей первой в жизни ком-
пьютерной игрушкой был КИТ».
Игры с нашими КИТами позволяют ре-
шать задачи тестирования, развития и обу-
чения детей; проводить профилактику за-
болеваний; психофизиологическую реаби-
литацию детей-инвалидов, перенесших не-
врозы, церебральный паралич, а также де-
тей с выявленными задержками психичес-
кого и речевого развития.
Одним из важных направлений деятель-
ности Института саморазвития человека
(ИНСАР) являются курсы подготовки и пе-
реподготовки педагогических и медицинс-
ких кадров по образовательной программе
«Физическое, интеллектуальное и психи-
ческое саморазвитие ребенка на основе
двигательной активности». Выпускникам
этих курсов выдаются дипломы с правом
проведения занятий с детьми на детских
компьютерных биотехнических системах.
Однако реальные успехи в этом важном
деле можно ожидать только при его под-
держке на государственном уровне. Важ-
нейшей задачей ИНСАР является разработ-
ка российской программы по проблеме са-
моразвития человека с привлечением всех
заинтересованных организаций и граждан.

Е. СМИРНОВ, генеральный директор ИНСАР, доцент, выпускник ЛЭТИ-ЭТУ 1972 года

Страница 3

Сорок лет — возраст зрелости

Преподавание философии как отдель- ной дисциплины в технических вузах нашей страны началось в конце пятидесятых го- дов, а до этого ее изучение осуществля- лось в рамках IV главы краткого курса ВКПб. С 1958 года преподавание филосо- фии в качестве самостоятельной дисцип- лины начинается и в ЛЭТИ. Вначале ее вели преподаватели кафедры марксизма-лени- низма, однако в ее составе работали в ос- новном историки, тогда как программа требовала изложения специальных фило- софских проблем в связи с профилем вуза и наиболее важными событиями совре- менности. Для решения этой задачи и была создана кафедра философии, коллектив которой с самого начала был ориентиро- ван на углубленное изучение философских вопросов науки и техники. Первым заведующим кафедрой был профессор С.Т. Мелюхин, защитивший докторскую диссертацию по философс- ким вопросам физики. С 1969 года кафед- ру возглавлял профессор М.В. Мостепа- ненко, который, продолжая линию на спе- циализацию коллектива кафедры в облас- ти философии науки и техники, организо- вал на ряде факультетов специальные кур- сы для преподавателей и студентов по дан- ной проблематике. Кафедра активно уча- ствовала в работе философских и методо- логических семинаров, российских и меж- дународных конгрессов. В 1978 году из состава кафедры фило- софии отпочковалась и образовала само- стоятельную кафедру секция научного коммунизма. Коллектив кафедры филосо- фии возглавила профессор М.Н. Росенко, под руководством которой были опреде- лены и реализованы новые важные задачи по совершенствованию учено-воспита- тельного процесса в соответствии с требо- ваниями времени. Учитывая теоретические наработки и практический опыт коллектива кафедры по проблемам постановки и организации учебно-воспитательной работы, в 1982 году на ее базе был проведен междуна- родный семинар по теме «Методологичес- кие вопросы формирования научного ми- ровоззрения студентов технических ву- зов». Большое внимание в работе коллектива уделялось вопросам связи основных раз- делов курса философии с профилем вуза. Было подготовлено и опубликовано не- сколько учебно-методических пособий, в которых рассматривалось использование конкретных материалов из области есте- ственных и технических наук применитель- но к тематике курса философии. Непрерывно совершенствуя учебно- воспитательный процесс, преподаватели и в условиях теоретической неразберихи не потеряли научных ориентиров, занимались подготовкой учебной литературы и учеб- ников. По инициативе кафедры философии в 1980 году в ЛЭТИ был создан методологи-
ческий семинар по философским пробле-
мам системных исследований под руко-
водством профессоров М.Н. Росенко и Б.Я.
Советова (каф. АСОиУ). По результатам
его работы был подготовлен и опублико-
ван сборник научных трудов, в котором
приняли участие преподаватели кафедры
философии и ряда технических кафедр. В
последние два года по инициативе кафед-
ры философии и ее заведующего профес-
сора В.П. Котенко стали проводиться еже-
годные научные конференции по пробле-
мам развития современной науки и мето-
дологии научного познания, в работе ко-
торых активное участие принимают препо-
даватели специальных кафедр ЭТУ и дру-
гих вузов города.
С момента возникновения кафедра от-
личалась высококвалифицированным пре-
подавательским составом. Здесь работа-
ют три доктора наук, профессора; 13 кан-
дидатов наук и доцентов, четыре препода-
вателя без степени. В 1985 году профес-
сору М.Н. Росенко присвоено почетное
звание «Заслуженный работник культуры
РСФСР». Коллектив кафедры постоянно
пополняется молодыми кадрами, прошед-
шими обучение в аспирантуре и защитив-
шими кандидатские диссертации. В этом
смысле можно говорить уже о научных
школах, сложившихся на кафедре.
Всего за 40 лет существования кафедры
здесь подготовлены пять докторов и око-
ло 80 кандидатов наук. В настоящее время
над кандидатскими диссертациями работа-
ют шесть аспирантов. Принципиальный
подход к подбору кадров позволил кол-
лективу кафедры философии неоднократ-
но занимать первые места в соревновании
среди кафедр общественных наук вузов
города.
Кафедру философии нашего универси-
тета всегда отличали высокие показатели
в области научной деятельности. Серьез-
ные научные исследования проводятся по
проблемам философии науки и техники
(направление возглавляет профессор В.П.
Котенко), социальной философии (про-
фессор М.Н. Росенко), актуальным вопро-
сам диалектики и системного анализа (про-
фессор Б.В. Ахлибининский), гуманизации
процесса подготовки технических кадров
в вузах (доцент О.Ю. Маркова). Научная
работа коллектива кафедры находит свое
проявление в большом количестве публи-
каций, многие из которых (личные и кол-
лективные монографии, статьи и др.) выш-
ли в центральных издательствах.
Отмечая 40-летний юбилей, коллектив
кафедры философии видит и свои нереа-
лизованные возможности по дальнейшему
совершенствованию учебно-воспитатель-
ного процесса, активизации подготовки
докторских и кандидатских диссертаций, в
поиске новых форм взаимосвязей с пре-
подавателями общенаучных и технических
кафедр. Анализ работы за прошедшие со-
рок лет позволяет не только обобщить
проделанную работу, отталкиваясь от до-
стигнутого, но и определиться в перспек-
тивах своего дальнейшего развития.
Б.В. АХЛИБИНИНСКИЙ,
М.Н. РОСЕНКО

Платон... нам друг и истинный философ

Почти через 800 лет после смерти Пла- тона (Аристокла) философ Олимпиодор вспомнил стихи, по преданию, выбитые на могиле Платона: «Двух Аполлон сыновей — Эскулапа родил и Платона. Тот исцеля- ет тела, этот — целитель души». По преданию, Аристокла Платоном стал звать Сократ (платон по-гречески означа- ет широкоплечий или толстый, а молодой Аристокл занимался спортом). Днем рож- дения Платона, которого сами греки за мудрость назвали божественным, считает- ся 21 мая 427 г. до РХ. Это был празднич- ный день, в который, как гласила мифоло- гия, родился на острове Делос Аполлон — покровитель наук и искусств. Все тот же Олимпиодор рассказывает: родители от- несли младенца на гору Гиметт, чтобы при- нести благодарственную жертву Аполлону, Пану и нимфам. И пока они занимались бла- гочестивым делом, пчелы отложили медо- вые соты в устах ребенка как предзнаме- нование его будущего словесного дара. Платон рос в знатной, старинной, царс- кого происхождения семье, с прочными аристократическими традициями, которая воспринимала историю Афин как историю своего рода. Платон воспитывался в духе прославленной греками калокагатийной гармонии, где предпочтение отдавалось изучению грамоты, музыки, живописи, по- этики, эвристики, риторики, занятиям гим- настикой и путешествиям... С философией Платон познакомился у Кратила. Сильнейшее воздействие на него оказал Сократ. Платон создал собственную философскую школу, получившую назва- ние Академии. Для нас наследие Платона интересно по ряду причин. И прежде всего потому, что его трудно квалифицировать как сугубо философское. «Божественный» грек соче- тает в себе черты истинной поэзии и чистой художественности с глубиной и сложнос- тью философской мысли. Платон не пре- ступил черты, за которую шагнул Аристо- тель, навсегда исключивший атмосферу эмоционального искусства из языка научно- философского сочинения. Платон — первый крупнейший философ античности, сочинения которого почти пол- ностью дошли до нас. Список его произве- дений, сохранившихся в рукописи, включа- ет 34 диалога, «Апологию Сократа» и 13 писем. Правда, некоторые из диалогов от- дельными исследователями считаются не- подлинными. Творчество Платона принято классифици- ровать на ранний, переходный, зрелый и престарелый (последний) периоды. Для первых трех характерен доведенный до со- вершенства метод сократовских бесед. Особенностью четвертого периода являет- ся отсутствие среди действующих лиц не- изменного Сократа и наличие размышлений самого Платона. Платон является первым в Европе фило- софом, заложившим основы объективно- го идеализма и разработавшим его в цело- стном виде. Однако, несмотря на это, он остается все же античным идеалистом, т.к. выше всего ценит красоту живого матери- ального космоса, который является как бы отпечатком вечной красоты абсолютной идеи. Платон открыл идею как нечто об- щее. Философствование Платона в садах Ака- демии проходило под грохот Коринфской
войны (394-387 гг.). Это требовало внима-
ния к проблемам государства. И Платон
является одним из первых древнегреческих
философов, который в систематической
форме представил свое понимание госу-
дарства. Этим проблемам посвящены его
два наиболее крупных произведения «Госу-
дарство» и «Законы». Сюда же можно от-
нести и диалоги «Политик» и «Критон».
В названных работах Платон рисует иде-
альный тип государства, которому противо-
поставляет отрицательный тип государства
в четырех формах: тимократия (власть при-
надлежит честолюбцам, процветает страсть
к обогащению), олигархия (власть принад-
лежит немногим господствующим над боль-
шинством), демократия (власть находится в
руках большинства, противоположность
между богатыми и бедными возрастает),
тирания (результат вырождения демокра-
тии). Избыток свободы — считает Платон —
приводит к рабству, тирания рождается из
демократии как высочайшей свободы.
Проект идеального государства, создан-
ный Платоном, является первой социальной
утопией в истории общества. Основные его
принципы и особенности включают в себя
такие понятия как справедливость, нрав-
ственная политическая организация, муд-
рость, разделение функций. Наилучшей
формой правления — по Платону — явля-
ется аристократическая республика. Мно-
гие исследователи считают, что платоновс-
кая концепция идеального государства —
это первый проект коммунистического об-
щества.
Умер Платон в 387 году — опять же по
преданию — в день своего рождения. По-
гребение философа состоялось в Акаде-
мии.
В. КОТЕНКО,
зав. кафедрой философии ЭТУ

«Для профессионалов и не только для них»

10 ноября 1998 года ЭТУ и ИД ПИТЕР проводи- ли семинар для всех тех, кто интересуется новы- ми изданиями по информационным технологиям. Семинар проходил с 12.00 до 13.30 в конференц- зале пятого корпуса Электротехнического уни- верситета. В программу семинара вошли следующие воп- росы: сертификаты Microsoft, Novell и других компаний — специалистам (АРТС ЭТУ); «сертифи- кационный экзамен — экстерном» — новые воз- можности в подготовке к сертификационным эк- заменам (ИД ПИТЕР); серии по информационным технологиям — «Справочник», «Энциклопедия», «Для профессионалов», «Библиотека програм- миста» (ИД ПИТЕР) и Мир Internet», BVTE—Рос- сия» — журналы ИД ПИТЕР. В ходе семинара демонстрировались книги, производился сбор заказов.

ПОЗДРАВЛЯЕМ

Еще три сотрудника Электротехни- ческого университета получили почет- ное звание «Заслуженный деятель на- уки РФ». Это — профессора Георгий Георгиевич Соколовский и Лев Никола- евич Рассудов, а также профессор ка- федры ТОР Юрий Васильевич Егоров. * * * Коллектив ЭТУ поздравляет также с 40-летием научно-педагогической де- ятельности в университете доцента ка- федры ФЭОП Александра Михайлови- ча Василевского и доцента кафедры ТОЭ Владимира Михайловича Золот- ницкого.

Страница 4

Профессия как образ жизни: не разделяй, а складывай

С Ксенией Колоштивиной, пятикурсницей гуманитарного факультета ЭТУ мы бесе- довали в перерыве между занятиями: стар- шекурсники — народ занятой, многие и учатся, и одновременно работают. А пово- дом для встречи послужило сообщение о том, что Ксения получила стипендию Пре- зидента Российской Федерации. Как приходят в профессию Public Relations — связи с общественностью — молодые люди? С какими проблемами сталкиваются во время учебы и практики? Какие выводы для себя делают? Об этом мы и говорили с Ксенией Колоштивиной... Окончив школу, около года она отрабо- тала секретарем в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова на кафедре фи- зиологии. Эта работа давала Ксении воз- можность слушать лекции по психологии, которая в то время была на первом месте среди ее интересов. Прошло время, и Ксе- ния решила, что для психолога необходи- мо знание иностранного языка — так она оказалась в РГПУ им. А.И. Герцена — два года изучала английскую филологию. Но студентку-филолога в то время за- интересовала профессия более интег- ральная, включающая в себя также эле- менты психологии, общения, творчества. Специальность «Связи с общественнос- тью» была выбрана ею для продолжения образования... Во время учебы на 3-м курсе ГФ Ксения прошла отбор в Американском центре об- разования и культуры, который находится в Санкт-Петербурге. Это дало ей возмож- ность отправиться в США, в Государствен- ный Калифорнийский университет по про- грамме ACTR. ...Учебный день начинался в 8 утра. Обычно он состоял из лекций и практичес- ких занятий. Больше всего запомнился Ксе- нии курс, посвященный профессиональной видеосъемке. Он был очень интересным. «Но при этом,— говорит Ксения,— мы дол- жны были забыть о выходных, так как со- здание только десятиминутного ролика требовало 15-20 часов работы вне распи- сания». На первом занятии студенты представля- ли свои пробные сценарии на вольную тему, а потом объединялись в группы по четыре-пять человек со схожими интере- сами. В группе были свои режиссер, редак- тор, оператор, сценарист, монтажер. Их обязанности должны были по очереди вы- полнять все участники группы. Студентам предлагалось снять музы- кальный клип, несущий определенный смысловой подтекст. В группе у Ксении это была лента, посвященная экологичес- ким проблемам. Группа создала также документальный фильм о жизни иност- ранных студентов в университете. Фильм получил признание сокурсников и препо- давателей, и его решили использовать как
специальный материал для адаптации
иностранных студентов в американском
учебном заведении.
В процессе работы (написание сценария,
съемки, монтаж) участвовала вся группа,
но при этом каждый отвечал за свой учас-
ток — в соответствии с выполняемой ро-
лью. Все было организовано как в профес-
сиональном кино.
Другой курс — под названием Writing
for public relations был также очень поле-
зен: здесь студентов учили готовить ин-
формационные материалы по линии «об-
щественных связей». Подготовка доку-
ментов, пресс-релизов, посвященных
жизни и деятельности компании, представ-
ляющих в самом широком аспекте ее по-
зиции на рынке.
В соответствии со своими предпочтени-
ями студент мог выбрать реально суще-
ствующую фирму, для которой он и дол-
жен был подготовить названные материа-
лы. Ксения работала с фирмой Silicon
graphics Inс, которая занимается создани-
ем аппаратного обеспечения и программ-
ных продуктов в области компьютерной
графики.
Каждый день после занятий она по не-
скольку часов проводила в библиотеке —
без этого невозможно освоить изучае-
мый курс. Зато вечерами удавалось от-
дохнуть в свое удовольствие: занятия
спортом, бальными танцами, которые в
американском университете чрезвычайно
популярны, а то и просто прогулки с дру-
зьями «на природе».
На мой вопрос — есть ли разница меж-
ду учебным днем там и здесь — Ксения
ответила, что дни схожи, но из-за нашего
расписания со строгим режимом посеще-
ния занятий приходится и весь остальной
распорядок дня подчинять только заняти-
ям. Ей же необходимо, как и многим нын-
че студентам, совмещать работу и учебу
на дневном отделении вуза.
В этом году более двух месяцев Ксения
проработала консультантом по ПР в фир-
ме Culture Media Art. Это одна из немно-
гих фирм в городе, занимающихся толь-
ко проведением ПР-кампаний: связи с
прессой, благотворительные акции, уп-
равление в условиях кризиса и т.п. На пра-
вах ассистента по ПР Ксения участвовала
в акции, проводимой для компании Philips.
Она занималась переводами, обзором
СМИ, созданием базы данных. Сейчас в
связи с кризисом деятельность фирмы ос-
ложнилась, и Ксения перешла на внештат-
ную работу.
Из всех своих увлечений Ксения отдает
предпочтение видеосъемке. В выходные
дни она вместе с братом отправляется за
город — запечатлеть наши великолепные
дворцы и парки, а то и поймать в объек-
тив примечательных людей, забавные си-
туации. Возможно, в скором времени по-
явится еще один фильм, отснятый и смон-
тированный Ксенией Колоштивиной, — те-
перь уже о России, о нас.
М. БОРОВСКАЯ


ЧТО НАМ ГОДА!

Исаак Рубинович Фрейдзон рейший профессор нашего университе- та. Несмотря на свой солидный возраст, он продолжает консультировать студен- тов, активен на заседаниях кафедры, дисциплинированно посещает заседания Ученого совета. За долгую работу в ЛЭТИ-ЭТУ он командовал военно-мор- ской кафедрой и заведовал кафедрой корабельных систем управления. Пер- вую он вывел в ряд ведущих научно-тех- нических коллективов вуза, вторую со- здал заново. Исаак Рубинович играл оп- ределяющую роль при создании факуль- тета корабельной электрорадиотехники и автоматики. ... И.Р. Фрейдзон родился в 1908 году в Витебске. В 1932 году он закончил ЛЭТИ. Все довоенное время он совмещал препо- давание в институте, исследовательскую работу в НИИ Морского флота под руко- водством академика А.Н. Крылова и про- изводственную деятельность на заводе «Электросила», где под руководством из- вестных советских электромашинострои- телей Р.А. Лютера и В.Т. Касьянова в 1937 году защитил кандидатскую диссертацию. Памятным этапом его довоенной работы явилось участие в приемке турбоэлектро- ходов на верфях Амстердама в Голландии. В 1939 году И.Р. Фрейдзон вернулся к ак- тивной преподавательской деятельности, подготовив цикл лекций по новой специ- альной дисциплине «Корабельные элект- роприводы». В первый месяц Великой Отечествен- ной войны Исаак Рубинович вступил доб- ровольцем в ряды Военно-Морского Флота и был назначен начальником ла- боратории Кронштадтского артиллерий- ского ремонтного завода. Там он разра- ботал противодесантную электрозащиту водного рубежа, которая была реализо- вана для обороны о. Котлин. В 1942 году инженерное управление ВМФ направля- ет Фрейдзона в Севастополь и Новорос- сийск для оборудования аналогичной системы противодесантной защиты по- бережья. Войну он заканчивал сотрудни- ком научно-технического комитета Во- енно-Морского Флота. Послевоенная жизнь Исаака Рубинови- ча целиком посвящена преподавательс- кой работе. В 1946 году его назначают старшим преподавателем кафедры ко- рабельного электропривода Военно- морской академии кораблестроения и
вооружений им. А.Н. Крылова, а спустя
три года он возвращается в ЛЭТИ на дол-
жность старшего преподавателя кафед-
ры военно-морской подготовки. С 1950
года полковник И.Р. Фрейдзон — на-
чальник военно-морской кафедры ЛЭТИ
и руководит ею в течение 18 лет.
В 1960 году И.Р. Фрейдзон защитил
докторскую диссертацию, а через два
года ему было присвоено звание про-
фессора.
В возрасте 60 лет Исаак Рубинович на-
чинает новый этап в своей жизни, связан-
ный с созданием, развитием и становле-
нием кафедры корабельных систем управ-
ления на вновь создаваемом факультете
корабельной электрорадиотехники и авто-
матики. Он руководил этой кафедрой в
течение 14 лет, а в 1982 году продолжил
работу в качестве профессора кафедры и
остается им до сегодняшнего дня.
И.Р. Фрейдзоном написаны 22 учеб-
ных пособия, учебников и монографий,
более 120 статей, а его учебник «Судо-
вые автоматизированные электроприво-
ды и системы» выдержал четыре пере-
издания. Этот классический труд широ-
ко используется при подготовке кора-
бельных инженеров-электриков. Моно-
графия «Моделирование корабельных
систем управления» (1975 г.) явилась се-
рьезным вкладом в создание современ-
ных методов исследования и проектиро-
вания судовых систем. Четыре книги
Фрейдзона переведены на иностранные
языки.
Исаак Рубинович подготовил большую
плеяду учеников. По крайней мере две
научные школы начинали свою жизнь
под его руководством. Это школа про-
фессора А.В. Мозгалевского, которую
составляли профессора Гаскаров, Каля-
вин, Кастанди, Глазунов и другие, а так-
же школа профессора Ю.А. Лукомско-
го, который с 1982 года возглавил ка-
федру корабельных систем управления.
Последние годы Исаак Рубинович со-
средоточил свои усилия на работе Все-
союзной конференции по проблемам
исследования и освоения Мирового оке-
ана, которая проводится в рамках науч-
ного совета по проблеме «Кибернетика»
Академии наук. Периодически проводи-
мые конференции и совещания он уме-
ло превращает в форум широкой науч-
ной общественности страны.
Дорогой Исаак Рубинович! Мы жела-
ем Вам долгих и благополучных лет.

Коллеги.

Их мена - наша история

Электротехнический университет знаме- нит многими выдающимися учеными, ра- ботавшими в разное время в его стенах. И один из них — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, генерал-лейтенант в отставке СЕРАФИМ АЛЕКСЕЕВИЧ ДРОБОВ (1908- 1995 г. г.). 31 июля 1998 года ему исполни- лось бы 90 лет. И большую часть своей жизни С.А. Дробов посвятил педагогичес- кой работе, в том числе и в ЛЭТИ. Трудовую деятельность С.А. Дробов на- чал в 1927 году электромонтером в мас- терских Нижегородского «Электротока». Затем поступил на электротехнический фа- культет Нижегородского механико-маши- ностроительного института. Со второго курса С.А. Дробов перевелся в ЛЭТИ, ко- торый и закончил в 1935 году по специаль- ности «Радио». Перспективному инженеру предложили работу на только что созданной кафедре «Радиопередающие устройства» под ру- ководством одного из основоположников теории радиопередающих устройств, ака- демика Акселя Ивановича Берга. Именно здесь проявились не только отличные про- фессиональные, но и прекрасные челове- ческие качества Серафима Алексеевича. Его вдова Галина Борисовна Дробова рассказывает: когда в 30-е годы А.И. Берг был арестован, его квартиру предложили занять Серафиму Алексеевичу, который в то время вместе с семьей жил в крохот-
ной комнатке. Но Дробов не пошел на пре-
дательство своего учителя и отказался. И
первым, кого навестил с благодарностью
А.И. Берг после того, как все обвинения с
него были сняты, был именно С.А. Дробов.
В тяжелое для страны время, в июле
1941 года Серафим Алексеевич переходит
на службу в Ленинградскую военно-воз-
душную академию, в которой он прорабо-
тал более 30 лет. Именно благодаря С.А.
Дробову ЛВИКА им. А.Ф. Можайского ста-
ла заниматься вопросами космоса, ему она
обязана и своими успехами в подготовке
инженерных и научных кадров.
Главным для Серафима Алексеевича
всегда была его научно-педагогическая де-
ятельность. Он является автором фунда-
ментальных трудов, в том числе и много-
страничного учебника «Радиопередающие
устройства», который по сей день остает-
ся настольной книгой каждого инженера.
Спустя 30 лет, в 1971 году С.А. Дробов
возвращается в ЛЭТИ на должность дека-
на Радиотехнического факультета и рабо-
тает здесь до конца своих дней.
За большие заслуги в области развития
науки и техники С.А. Дробов награжден
двумя орденами Красной Звезды, Орде-
нами Трудового Красного Знамени и Вели-
кой Отечественной войны, многими меда-
лями и Почетными знаками отличия.
Серафим Алексеевич Дробов был выда-
ющимся ученым и замечательным челове-
ком, одним из тех, кто создавал славу
ЛЭТИ-ЭТУ.
Л. АБРАМЕНКОВА,
студентка группы 5713


Учредители:

Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г.

Адрес редакции:

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 234-84-03.

Редактор

О. И. ТУГАРИНА Тираж 1500 экз. Бесплатно. СПб ГГК, Ленинский пр, 139. Заказ № 377.