Страница 1

Сначала суть,
потом форма

В июле прошлого года в нашем вузе со-
стоялось значительное сокращение финан-
сов и штатов, в результате которого чет-
верть преподавателей университета поки-
нули ЭТУ. Количество же студентов оста-
лось прежним. Естественно, возросла на-
грузка на оставшихся преподавателей, ко-
торая в результате превысила предусмот-
ренную норму.
В связи с этим летом 1998 года было
решено перевести учебный процесс в уни-
верситете на нестандартный график, по
которому и обучаются в 1998/1999 году
все студенты. Уменьшение срока теоре-
тического обучения с 35 до 28 недель, чис-
ла зачетных и сессионных недель, а, сле-
довательно, увеличение студенческих ка-
никул практически до полутора с неболь-
шим месяцев, позволили привести в нор-
му нагрузку преподавателей, но, к сожа-
лению, не способствовали повышению ка-
чества обучения.
И снова перед руководством универси-
тета встал вопрос — что делать? Оставить
все, как есть? Проблем не будет, но и го-
ворить о повышении эффективности обра-
зовательного процесса тоже не приходит-
ся. Вернуться к прежней системе? Но за
счет чего оставить на прежнем уровне
нагрузку преподавателей?
И все же было решено остановиться на
втором варианте: вернуться к стандарт-
ной системе в учебном процессе, реани-
мировать зачетные недели, но добавить в
каждую сессию по пятому экзамену, ко-
торый вводится за счет удлинения сессий и
вместо текущего контроля знаний студен-
тов на тех кафедрах, где нагрузка особен-
но велика. В целом этот график будет выг-
лядеть следующим образом: теоретичес-
кое обучение — 31 (16+15) неделя, за-
четные — 2 (1+1) и сессионные — 8 (4+4)
недель, итого 41 неделя.
Поскольку теоретическое обучение со-
кращается по сравнению с ранее суще-
ствовавшими 35 неделями за счет увели-
чения зачетных недель и числа экзаменов,
то уменьшается и нагрузка преподавате-
лей.
Кроме того, предполагается — в рамках
существующих ГОС — максимально сбли-
зить учебные планы подготовки инженеров,
бакалавров и магистров, а также скоррек-
тировать существующий в ЭТУ норматив
объема учебной нагрузки преподавателей
при проведении ими текущего контроля
знаний студентов без экзамена.
Если же и после этого нагрузка препода-
вателя по факультету будет превышать 750
часов, то деканам — по согласованию с
проректором по учебной работе — реко-
мендовано уменьшить среднюю аудитор-
ную нагрузку студентов.
Обо всем этом шла речь на внеплано-
вом заседании учебно-методической ко-
миссии Совета ЭТУ, которое состоялось
21 января этого года под руководством
проректора по учебной работе, д.т.н.,
профессора В.Н. Ушакова. Все присутство-
вавшие, а также выступившие в порядке
обсуждения проекта решения Ю.М. Каза-
ринов, А.Г. Микеров, В.В. Полевой, Н.В.
Лысенко, М.В. Митрофанов поддержали
переход на прежний график в новом учеб-
ном году и высказали ряд конкретных пред-
ложений, направленных на его более пол-
ное претворение в жизнь.
В заключение В.Н. Ушаков сказал, что
1999/2000 учебный год будет, видимо,
последним, когда вузы страны, в том чис-
ле и ЭТУ, отработают по старым планам.
Сейчас идет подготовка к изменению пе-
речня существующих специальностей и
стандартов на новое поколение, после чего
появятся и новые учебные планы. Наш уни-
верситет уже приступил к выработке сво-
их предложений.

Л.В.


Только смелым покоряются
моря

Ужель та самая Татьяна?..
25 января учащиеся уни-
верситета отметили самый
веселый студенческий праз-
дник в году — Татьянин день.


Заканчивается первый месяц нового,
1999 года — последнего года XX столе-
тия, и в этом — его отличительная особен-
ность. 1999 год — время подведения ито-
гов в различных областях народохозяй-
ственной деятельности; время глобальных
решений, которые будут определять нашу
жизнь в XXI веке; время, когда все и каж-
дый в отдельности задумываются над тем,
что из сделанного можно взять с собой в
следующее столетие, а что — оставить в
прошлом.
Все эти вопросы имеют особенно важ-
ное значение для нас, россиян, вынужден-
ных сегодня жить и работать в условиях
жесточайшего экономического кризиса.
С этого и начался наш разговор во время
очередной встречи с ректором ЭТУ,
д.т.н., профессором Д.В. ПУЗАНКОВЫМ.
— Дмитрий Викторович, какие задачи сто-
ят перед нашим вузом, его руководством,
всем коллективом университета в наступив-
шем году, а, возможно, и на ближайшие
годы?
— Если коротко, то основные из них следу-
ющие: совершенствование системы управле-
ния и структурная реорганизация вуза, прове-
дение оценки эффективности работы подраз-
делений и разработка организационно-эконо-
мического механизма функционирования
ЭТУ, повышение качества и организации обу-
чения, развитие научно-исследовательской
деятельности в университете и пр. Все эти за-
дачи носят принципиальный характер, и боль-
шинство из них являются для нас абсолютно
новыми, поскольку вызваны они внешними
обстоятельствами, меняющейся внешней си-
туацией.
— Что же это за ситуация?
— Она хорошо известна и вытекает из эко-
номического кризиса в России. Последнее об-
стоятельство создало тяжелую внешнюю об-
становку для большинства технических универ-
ситетов как страны в целом, так и Санкт-Пе-
тербурга в частности.
— Каковы особенности нынешних усло-
вий, в которых приходится жить и работать
высшей школе города, нашему университе-
ту?
— Возросла конкурентная борьба между
техническими университетами за абитуриен-
тов-контрактников, впрочем, и за бюджетни-
ков — тоже. Часть платежеспособных абиту-
риентов отбирают у нас негосударственные
вузы, которых в городе не так уж и мало.
Появилась конкуренция на рынке образователь-
ных услуг со стороны высших военных учеб-
ных заведений. Все больше детей обеспечен-
ных родителей уезжают учиться за границу, в
то время как число иностранцев, желающих
получить высшее образование в России, со-
кращается.
— Какая же обстановка складывается в
ЭТУ?
— Сложная. Наиболее болезненными про-
блемами для нас сейчас являются: снижение
спроса со стороны промышленности на наших
специалистов по большинству традиционных
специальностей университета; уход из вуза
наиболее талантливой и мобильной молодежи;
упадок материально-технической базы учеб-
ного процесса, на развитие которой в течение
ряда лет не выделялось государством ни ко-
пейки, и как следствие такого положения —
разрыв между потребностями рынка труда и
возможностями вуза в подготовке специалис-
тов; наконец, несовершенство системы уп-
равления вузом.
— И что можно и нужно сделать в этих
условиях, чтобы наш вуз жил и развивался
дальше?
— Прежде всего, как я уже неоднократно
говорил, надо учиться самим зарабатывать
деньги, ибо в обозримом будущем государ-
ство не сможет в полном объеме финанси-
ровать высшую школу за счет средств феде-
рального бюджета, что подтверждается и
проектом бюджета страны на 1999 год.
Значит, мы должны рассчитывать только
на собственные силы, добиваться снижения
всех расходов вуза и увеличивать его доходы,
в первую очередь, за счет увеличения по-
ступлений внебюджетных средств. Особо
хочу подчеркнуть, что это увеличение долж-
но быть связано, главные образом, с основ-
ной деятельностью вуза, т.к. дополнитель-
ные источники доходов (сдача помещений в
аренду, оказание непрофильных услуг и пр.),
хотя и являются важными, они тем не менее
не решают жизненно важных проблем уни-
верситета.
— Какие же задачи стоят перед ЭТУ в
области образовательной деятельности?
— Это — рациональная организация учеб-
ного процесса, его унификация и стандарти-
зация. Помочь этому призваны, в том числе,
оптимизация структуры управления вузом,
планирование и прогнозирование его финан-
совой деятельности.
— Что конкретно имеется в виду?
— Для достижения поставленной цели мы
определили два этапа этой работы. На пер-
вом из них будут решаться задачи структур-
ной реорганизации вуза, цель которой — оп-
тимизировать эту структуру и повысить эф-
фективность системы управления. На вто-
ром этапе необходимо привести в действие
экономический механизм, предусматриваю-
щий переход от централизованной системы
источников финансирования и распределения
(сверху — вниз) к децентрализованной (сни-
зу — вверх), т.е. мы должны перейти от
командных методов управления финансовы-
ми потоками к рыночным.
— Какова же цель такого перехода?
— Повышение мотивации и экономическая
стимуляция тех коллективов, которые, в ос-
новном, и зарабатывают внебюджетные
средства.
— Расскажите, пожалуйста, поподроб-
нее о том, что планирует администрация
университета сделать на первом этапе ра-
боты?
— В пакете задач, направленных на совер-
шенствование всей образовательной системы,
очень важное место отводится проведению
структурной перестройки. В ее основу поло-
жена концепция так называемого «виртуаль-
ного» факультета, который организует и обес-
печивает основной вид деятельности вуза —
образовательный процесс.
При этом не устанавливаются жесткие фа-
культетские границы для проведения научных
исследований. Могут создаваться временные
межфакультетские коллективы, что позволит
повысить эффективность научной работы,
более разумно использовать материальные и
финансовые ресурсы, находить новые воз-
можности для зарабатывания внебюджетных
средств. Последнее обстоятельство для фа-
культетов особенно важно, т.к. они получа-
ют свободу в использовании денег. Теперь
все заработанные факультетами средства
будут оставаться в их распоряжении, за ис-
ключением тех сумм, которые факультеты
будут платить центральной администрации за
пользование площадями, телефонами и про-
чими коммунальными услугами.
— Дмитрий Викторович, известно, что
сегодня на технических факультетах ЭТУ
есть кафедры, которые готовят студентов
по близким между собой специальностям.
В этом вопросе предвидятся какие-либо
изменения?
— Следующая наша задача как раз и состо-
ит в том, чтобы устранить параллелизм в ра-
боте как кафедр, так и факультетов. Каждое
из этих подразделений должно выбрать при-
оритетные направления своей деятельности,
приоритетные специальности и именно здесь
сосредоточить главные людские, материаль-
ные и финансовые ресурсы.
— Эти цели преследует, в частности, и идея
создания в ЭТУ двух новых факультетов?

Окончание на странице

Страница 2

Только смелым покоряются моря
Окончание.
Начало на 1-й стр.

— Именно так. Предполагается ликвиди-
ровать существующий сегодня корабельный
факультет (ФКЭА), который является по сути
отраслевым и большинство специальностей
которого аналогичны тем, что на других тех-
нических факультетах. Зато в ЭТУ появятся
два новых факультета: медико-технический
(или приборостроительный) и экономики и
менеджмента.
— А в работе кафедр намечаются ка-
кие-либо изменения?
— Помимо тех, о которых я уже сказал,
вводится система оценки эффективности ра-
боты кафедр и других подразделений вуза.
Не секрет, что многие специальности на на-
ших кафедрах были открыты десятки лет на-
зад и сейчас не соответствуют требованиям
времени. Есть на кафедрах дублирующие
друг друга дисциплины. Ряд кафедр, расхо-
дуя много средств, выпускают небольшое
количество специалистов, другие — намно-
го больше, но зачастую невостребованных
промышленностью. Вся эта ситуация ослож-
няется тем, что в последнее время исчезли
многие наши постоянные заказчики, и сегод-
ня кафедры вынуждены искать и устанавли-
вать новые связи. Надо внимательно проана-
лизировать работу каждого подразделения и
принять соответствующие меры.
Большой интерес в этом плане представля-
ет кооперация нашего университета с другими
учебными и научными учреждениями в целях
совершенствования образовательного процес-
са. И такой полезный опыт у нас уже есть. В
нынешнем учебном году, впервые в практике
вуза, мы организовали смешанный поток по
изучению информатики и вычислительной тех-
ники, в котором обучаются наши студенты и
студенты бывшего ЛИТМО. С ними занима-
ются лучшие преподаватели обоих вузов, сту-
денты проходят практические занятия в луч-
ших лабораториях ЭТУ и ЛИТМО. И при этом
— никаких дополнительных расходов не не-
сут ни тот, ни другой вуз. Есть у нас и другие
партнеры для осуществления подобных идей.
— Структурная реформа коснется толь-
ко учебных и научных подразделений?
— Не только. Она произойдет и в цент-
ральной администрации. Важно только по-
мнить, что структурная реорганизация — не
самоцель, а средство для достижения постав-
ленных задач.
...Итак, в новом, 1999 году нашему вузу
предстоит решить немало сложных, по
сути стратегических задач, направленных
на совершенствование образовательного
процесса, на рост эффективности рабо-
ты различных подразделений и служб, на
сохранение научных школ и уникальных
специальностей ЭТУ. Государственный
Санкт-Петербургский электротехничес-
кий университет должен и впредь оста-
ваться в ряду ведущих технических уни-
верситетов России.

Интервью провела
Л. КОРОТКОВА
Детские проблемы решают взрослые дяди и тети
Одним из важнейших направлений ра-
боты профсоюзного комитета сотрудни-
ков ЭТУ является организация отдыха
сотрудников и их детей. Ее проведением
занимается детская комиссия профкома.
На протяжении последних десяти лет ус-
ловия этой работы постоянно менялись
— от организации детского отдыха в пи-
онерском лагере «Звездный» — к отды-
ху родителей с детьми на базе отдыха в
п. Местерьярви и вновь — к организо-
ванному отдыху детей в детском оздо-
ровительном лагере «Звездный». Понят-
но, что все эти изменения были вызваны
экономическими и социальными процес-
сами, происходящими в нашем обществе.
Неудачное строительство в начале 90-х го-
дов нового жилого корпуса на территории пи-
онерского лагеря «Звездный» прервало мно-
голетнюю практику организованного детско-
го отдыха, но в то же время дало толчок по-
иску новых форм отдыха детей. Тогда проф-
союзным комитетом сотрудников и руковод-
ством университета было принято решение
— использовать базу отдыха и летний корпус
(теперь уже бывшего пионерского лагеря) для
отдыха родителей с детьми как в летнее, так
и в зимнее время. Эта форма отдыха просу-
ществовала до 1996 года и пользовалась боль-
шой популярностью у сотрудников универ-
ситета.
Шло время, и груз финансовых затрат на
содержание загородной базы становился не-
подъемным для ЭТУ. Финансовая помощь со
стороны фонда социального страхования на-
шего отраслевого профсоюза позволила в
1995 году в последний раз организовать от-
дых родителей с детьми. Отказ фонда соц-
страха финансировать базу отдыха в следую-
щем году, а также плохое бюджетное фи-
нансирование университета создали ситуа-
цию, когда напрямую встал вопрос — быть
или не быть нашей базе отдыха в п. Местерь-
ярви. Только организация коллективного дет-
ского отдыха по типу пионерских лагерей по-
зволяла нам спасти загородную базу, пото-
му что в этом случае фонд соцстраха боль-
шую часть расходов брал на себя, следова-
тельно, и финансовая нагрузка на универси-
тет уменьшалась.
Но теперь возник другой, не менее слож-
ный вопрос — как подготовить детский оздо-
ровительный лагерь (ДОЛ) к работе: чтобы
нормально функционировали очистные соору-
жения, была в порядке территория, да и как
организовать отдых детей в новых условиях
— тоже было большой проблемой.
Надо сказать, что и детская комиссия проф-
кома, и его руководство эффективно отре-
агировали на происходящие изменения. В
частности, большая работа была проделана
зам. председателя профкома Ю.Г. Тимо-
феевым, который два первых года был к
тому же директором ДОЛ «Звездный».
Это был непростой период в жизни детс-
кого оздоровительного лагеря, и нельзя ска-
зать, что все получилось сразу и хорошо.
Так, из года в год первая смена недоукомп-
лектовывается воспитателями и сотрудника-
ми; остаются трудности с приобретением и
доставкой продуктов; среди воспитателей
попадаются случайные люди, которые не
умеют работать с детьми. Конечно, всему
этому есть и причины, и объяснения, но в
итоге страдают наши дети. Но и профком
сотрудников, и администрация ЭТУ, в пер-
вую очередь, проректор по административ-
но-хозяйственным и социальным вопросам
В.Н. Шелудько стараются устранять недо-
статки, возникающие время от времени в
«Звездном».
Ну а теперь немного статистики. Детский
оздоровительный лагерь работает в две сме-
ны. В июне и июле здесь отдыхают по 130
ребят. В августе же третий год подряд орга-
низуется отдых для сотрудников с детьми. В
1998 году в течение августа здесь отдохну-
ли около 100 человек. Зимой, во время
школьных каникул, на базе отдыха в п. Мес-
терьярви побывали около 50 ребятишек.
Помимо организации отдыха детей и со-
трудников университета, детская комиссия
профкома на протяжении ряда лет органи-
зует новогодние подарки для детей школь-
ного и дошкольного возраста. Вот и в 1998
году перед Новым годом 546 детей сотруд-
ников ЭТУ получили такие подарки. Каждый
из них обошелся профкому в 62 рубля —
сегодня не каждый родитель может купить
своему ребенку столько сладостей и фрук-
тов. И впредь мы намерены поддерживать
эту традицию.
И в заключение мне хотелось бы сказать
вот о чем. Свою работу мы стараемся про-
водить вместе с родителями, что, правда,
не всегда удается. Детская комиссия рабо-
тает с подразделениями через созданные
там детские сектора. К сожалению, многие
из них сегодня возглавляются людьми, чьи
дети уже выросли, поэтому у некоторых
руководителей порой пропадает интерес к
этой работе, упала и инициатива.
Необходимо выбирать на эту работу лю-
дей активных, заинтересованных в том, что-
бы их дети могли получить от университета
как можно больше, а детская комиссия дол-
жна выступать как проводник интересов
родителей — сотрудников ЭТУ.
Мне также кажется, что было бы целесо-
образно — помимо постоянно действую-
щих детских секторов в подразделениях —
создавать временные родительские комите-
ты из числа родителей, чьи дети едут отды-
хать в ДОЛ. Это позволит более оперативно
управлять ситуацией на месте.
В связи со всем сказанным я, пользуясь
случаем, обращаюсь ко всем сотрудникам
университета, которым не безразлична судь-
ба их детей,— высказать свои предложения
и соображения по вопросам организации
отдыха детей, работы детской комиссии.
Свои пожелания лучше высказывать в пись-
менной форме, в профком или лично пред-
седателю детской комиссии.

П.А. ПАВЛОВ,
председатель детской
комиссии профкома ЭТУ
Моя любовь - "Звездный"
Так уж случилось, что ныне доцент ка-
федры САУ С.В. Гаврилов, еще будучи
студентом, с 1977 года начал выезжать в
тогда еще пионерский лагерь «Звездный»
в качестве воспитателя. Не изменил он этой
традиции и спустя двадцать с лишним лет.
С той лишь разницей, что теперь он — стар-
ший воспитатель и вместе с ним в ДОЛ,
что в п. Местерьярви, выезжает в каче-
стве воспитателя жена Сергея Викторо-
вича — А.Ю. Гаврилова. вича — А.Ю. Гаврилова.
Нынешним летом С.В. Гаврилов не смог
поехать в «Звездный», т.к. в это время на-
ходился на стажировке в США. Зато зим-
нюю смену 1998—1999 года Сергей Вик-
торович вместе с женой провел с детьми
сотрудников нашего университета, что
вызвало у него массу впечатлений, кото-
рыми старший преподаватель и поделил-
ся с редакцией газеты «Электрик».
— Впечатлений, замечаний, пожеланий,
действительно, скопилось много, чему, ви-
димо, способствовал небольшой перерыв
моей работы в ДОЛ,— начал свой рассказ
С.В. Гаврилов.— Главной своей задачей в
подготовительный период я посчитал фор-
мирование воспитательского коллектива,
поскольку убежден: правильный подбор
воспитателей — это 90 процентов успеш-
ной работы детского оздоровительного
лагеря.
В результате проведенной работы в ла-
герь поехали пять воспитателей, большин-
ство которых работают в школе, физорг и
врач. К слову, физорг является призером
чемпионата СССР по лыжным гонкам пя-
той (высшей) категории сложности, и во
многом именно благодаря ему короткий
световой день у ребят был заполнен ката-
нием на лыжах, различными лыжными со-
ревнованиями.
Вторая и очень важная часть подготови-
тельного периода — это работа с родите-
лями. Увы, но здесь оказалось много про-
блем. Далеко не все родители пришли на
родительское собрание, а некоторые из
них даже не привели своих детей на меди-
цинский осмотр, зная, что в школе, где
учится ребенок, имеется карантин. Поэто-
му нашему врачу пришлось принимать ре-
шение о возможности пребывания таких
детей в лагере непосредственно перед от-
правкой автобусов.
Не все родители подготовили своих де-
тей к жизни в лагере: у кого-то не было
лыж, а кто-то просто не приучен жить в
коллективе и уважительно относиться к
взрослым, в том числе, и к воспитателям.
Но вот наступило 29 декабря 1998 года,
и полсотни ребят выехали из Петербурга в
п. Местерьярви. Хочу сразу отметить:
очень положительную роль в жизни лаге-
ря сыграли 15-летние подростки, которые
помогали присматривать за маленькими
детьми, а также взяли на себя ряд хозяй-
ственных работ по лагерю.
Забегая вперед, скажу, что мы планиру-
ем будущим летом создать трудовой от-
ряд из 16-летних ребят. Четыре часа в день
они будут работать, а остальное время от-
дыхать. Что касается работы, то ее непо-
чатый край в «Звездном»: во многих мес-
тах повреждена ограда, нуждается в убор-
ке и благоустройстве обширная террито-
рия лагеря, требуется его более тщатель-
ная охрана и пр.
Ну а теперь — немного о самом отдыхе
детей.
Поскольку ребята встречали в «Звезд-
ном» и Новый год, и Рождество, то проф-
комом было закуплено подарков и призов
на 2,5 тысячи рублей. Абсолютное боль-
шинство отдыхающих ребят получили
свою долю наград. Призами и подарка-
ми награждались победители и призеры
различных соревнований, в том числе
лыжных индивидуальных гонок, состяза-
ний по армрестлингу (борьба на руках) и
по перетягиванию каната, комбинирован-
ной эстафеты и т.д.
К соревнованиям надо добавить много-
численные конкурсы, разнообразные
игры, в том числе «Брейн-ринг», «Любовь
с первого взгляда», «Поле чудес », КВН и
многое, многое другое — каждый день
проводились по одному-два мероприятия.
И что особенно ценно, большинство из них
организовывали и проводили сами ребя-
та, конечно, при поддержке взрослых.
Интересно и увлекательно прошло в ла-
гере Рождество. Тут были колядки и стра-
шилки, различные гаданья при свечах,
красочный фейерверк, в то время как за
окнами корпуса стоял 18-градусный мо-
роз, сверкал и поскрипывал снег...
О том, как интересно ребята проводи-
ли время, говорит хотя бы такой факт. Мы
привезли в лагерь видеомагнитофон и бо-
лее десятка кассет с различными филь-
мами. Ребята посмотрели только «Тита-
ник» и одну комедийную ленту.
К сожалению, не обошлось и без пе-
чальных инцидентов. Один 13-летний под-
росток привез из дома большое количе-
ство спиртного и в новогодний праздник
вовлек в распитие спиртного еще несколь-
ко человек. Реакция воспитателей была
однозначной — трое ребят, уличенных в
употреблении спиртного, были удалены
из ДОЛ сразу же после Нового года. «Ге-
роиней» второго происшествия стала де-
вочка, которая разорвавшейся хлопуш-
кой повредила себе глаз. Недавно она
вышла из больницы и, слава Богу, все обо-
шлось без трагических последствий.
Учитывая все сказанное, я пришел вот
к каким выводам. Прежде всего, надо за-
годя, а еще лучше — регулярно, в тече-
ние всего года проводить самую серьез-
ную работу с родителями, вовлекая их в
жизнь «Звездного». Требует улучшения
работа с администрацией лагеря. В час-
тности, необходимо разработать новое
положение ДОЛ — прежнее устарело.
Надо более четко сформулировать фун-
кциональные обязанности штатных ра-
ботников базы отдыха, ибо на энтузиаз-
ме отдельных людей сегодня работать
уже недопустимо. Каждый человек, ко-
торый работает в лагере, должен знать
— за что, где и как он отвечает. Стоит
получить лицензию на оказание оздоро-
вительных услуг, хотя на этом пути есть
ряд объективных трудностей.
Итак, после перерыва детский оздо-
ровительный лагерь нашего университе-
та отработал уже четыре летних и три
зимних смены, накопив за это время не-
малый опыт. Думаю, настало время сде-
лать «Звездный» круглогодичным и не-
уклонно добиваться повышения эффек-
тивности его работы.

Рассказ записала С.В. ГАВРИЛОВА 

Страница 3

Задачи ясны, цели
определены
Зимние студенческие каникулы в
нашем университете в нынешнем
учебном году растянулись чуть ли не
на два месяца. Чем занимаются все
это время юноши и девушки? Как и
где отдыхают они (если вообще от-
дыхают)? Что делается в этот период
в студенческих общежитиях ЭТУ? И
какая роль в решении всех этих про-
блем отводится профкому студентов
университета? Обо всем этом сегод-
ня рассказывает корреспондент газе-
ты «Электрик» Маша БОРОВСКАЯ.

ОРЛЯТА УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ...
В начале каждого нового учебного года
студенческий профсоюзный комитет ЭТУ
проводит собрания, на которых рассказыва-
ется недавним абитуриентам о том, чем он
занимается, какие вопросы студенческой
жизни решает. Кроме того, на этих собрани-
ях выбираются профорги групп.
В ноябре 1998 года профком студентов
нашего университета организовал выездную
школу профактива. На два дня профорги пер-
вых курсов отправились в пансионат «Заря»,
что в поселке Репино, где им рассказывали о
деятельности студенческого профкома и за-
дачах, которые стоят перед вновь избранным
профсоюзным активом. Но первокурсники не
только работали. Они смогли и потанцевать
на дискотеке, и вдоволь налюбоваться вели-
колепной природой Карельского перешейка.

ТАЙНА НОВОЙ ПЛАНЕТЫ
В учебных заведениях всего мира работает
программа под названием «Планета студен-
тов». Ее цель — распределение недорогих
подарочных наборов, включающих продукты
питания, косметику и пр. Фирмы-распрост-
ранители полагают, что студенты — основ-
ные потребители товаров такого рода, что,
получая в подарок, например, бритву gillette
такой человек и в дальнейшем будет пользо-
ваться только ею.
В России распространением подобных по-
дарков занимается организация ЗАО Нейшнл
Медиа груп. Свою деятельность она начала в
Москве, а в Санкт-Петербурге эта акция была
организована во второй раз.
У студенческого профкома ЭТУ заключен
договор с данной фирмой, в котором огово-
рены сроки и порядок выдачи подарков. В этом
году наш университет получил их в количе-
стве около пяти тысяч.
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПАНОВЕ!
В декабре прошлого года наш студенчес-
кий профком начал заниматься деятельнос-
тью, связанной с обменом студентами. К нам
приехали 20 человек из Варшавского универ-
ситета. Члены профкома сопровождали их на
экскурсии по городу, рассказывали о студен-
ческой жизни в Санкт-Петербурге, а вечера-
ми совершали вояж по питерским клубам.
Эта акция проводится в рамках программы
безвалютного обмена, которая подразуме-
вает предоставление иностранным студентам
жилья, питания и культурной программы. Сту-
денты-туристы должны оплатить самостоя-
тельно только дорогу туда и обратно, а так-
же визу.
Предполагается, что в марте этого года 20
студентов нашего университета отправятся в
гости к полякам. В настоящее время в вузе
развешаны объявления о намечающейся по-
ездке, заявления будут рассматриваться
14 февраля. Ориентировочно расходы на од-
ного человека составят сумму в пределах 1500
рублей. Программа рассчитана на пять дней и
включает отдых в Варшаве и несколько экс-
курсий в другие города Польши, например, в
Краков. Всю дополнительную информацию
можно получить в студенческом профкоме.
Кроме того, там же можно оформить меж-
дународное студенческое удостоверение
ISIC, предоставляющее скидки и льготы как за
границей, так и в России.

ЕДА — ЭТО НАСЛАЖДЕНИЕ ВКУСОМ?
В ноябре минувшего года профком сту-
дентов совместно с комиссией обществен-
ного питания сотрудников университета осу-
ществляли контроль за работой столовых и
буфетов нашего вуза. Столовые пятого кор-
пуса произвели на проверяющих приятное
впечатление: здесь и ассортимент блюд при-
личный, и санитарные условия нормальные. А
вот о буфете пятого корпуса отзывы совсем
нелестные: одноразовая посуда сомнитель-
ного качества, грязные полотенца, отсутству-
ет вытяжная вентиляция. Все эти факты про-
верок были доведены до администрации уни-
верситета.

КОРОТКОЙ СТРОКОЙ...
В течение всего осеннего семестра сту-
денческий профком занимался и такими воп-
росами, как расселение студентов в обще-
жития, компенсацией студентам и аспиран-
там проезда (оплачено 418 билетов), предо-
ставлением нуждающимся материальной по-
мощи (выплачено на эти цели более 60 тысяч
рублей), распределением путевок. В частно-
сти, особенно большим спросом пользова-
лись путевки выходного дня.
В ноябре-декабре 1998 года среди студен-
тов проводилось анкетирование по поводу
создания в общежитиях студенческих сове-
тов. Это — своего рода органы местного са-
моуправления. Из 2087 человек, проживаю-
щих в общежитиях, в опросе приняли участие
597 человек. В принципе студенты хотят, что-
бы такие советы существовали, но при этом
сами вступать туда не стремятся. Так что пока
этот вопрос висит в воздухе.
На очередном заседании студенческого
профкома в 1999 году будут обсуждаться
планы работы в весеннем семестре.
Вот так живем
в эпоху перемен

Если вы видели хотя бы одну серию
фильма «Элен и ребята», то вспомните и
их студенческий городок, в котором жи-
вут эти милые юноши и девушки. Так вот,
ничего общего — кроме названия «сту-
денческий городок» — у нас с францу-
зами нет. Недавно, побывав в пятом об-
щежитии ЭТУ на Новоизмайловском про-
спекте, я воочию убедилась в этом.
...Замерзшие, разрумянившиеся сту-
денты — кто с пивом, кто с кефиром —
сновали по вестибюлю, бегали по кори-
дорам и лестницам. Поднимаюсь на лиф-
те на десятый этаж, вместе со знакомы-
ми ребятами нашего университета от-
правляемся на экскурсию по этажу. По
дороге студенты, проживающие здесь,
рассказывают о прошедшей сессии, о
встрече Нового года и о многом другом.
За чашкой чая я узнала о трудностях и
«тонкостях» подготовки к экзаменам и их
сдаче. Например, один из собеседников
рассказал, что когда он учился на млад-
ших курсах, то в одной комнате устраи-
вались человек по семь. Сначала он чи-
тал конспект про себя, а потом растол-
ковывал его суть остальным. На утро все
шли сдавать экзамен, и все получалось
довольно успешно. Диплом тоже пишет-
ся здесь же, только в этом случае прак-
тикуется «выгонять» своих соседей по
комнате, дабы не мешали «шевелить моз-
гами».
Что касается празднования Нового
года, то ребята вспоминали не столько
сам праздник, сколько подготовку к
нему, а точнее — условия, в которых она
проходила. Дело в том, что на весь этаж,
где проживают более 60 человек, — одна
четырехконфорочная плита, другую еще
не поставили, хотя студенты и собрали
деньги на ее приобретение.
Так и случилось, что в канун праздника
студенты с кастрюлями и чайниками бе-
гали с этажа на этаж, чтобы «перехва-
тить» свободную конфорку. К этому при-
бавились еще и перебои с электриче-
ством, которое периодически отключа-
лось, и ребята в полной темноте бродили
по коридорам, в том числе и в сам Новый
год.
Рассказы студентов обо всех этих со-
бытиях были столь колоритны, что я ре-
шила побывать и на кухне. Кухня в обще-
житии — это не просто место для приго-
товления пищи. Это еще и танцзал, и сво-
еобразный клуб, где можно поговорить
о чем угодно, и ... курилка.
Мне было интересно узнать, как сту-
денты проводят каникулы и, вообще,
свободное время. Оказалось, свобод-
ного времени не так уж и много. Если они
не учатся, то работают, и наоборот —
ведь надо как-то и на что-то жить! Тем
более, даже маленькую стипендию полу-
чают далеко не все. Ребята рассказали
про одного студента, который работал
весь семестр, в результате чего сессию
сдал не вовремя, а значит, лишился сти-
пендии. Так что даже в каникулы не очень-
то походишь по клубам, дискотекам и
барам... Поэтому в основном развлека-
ются кто как может: ходят в гости к дру-
зьям, читают книги, играют на гитаре,
рисуют...
Уходя из общежития, я размышляла о
том, изменится ли у нас когда-нибудь что-
нибудь. Так хочется надеяться, что жиз-
нелюбие и энергия студентов и воля го-
сударства по отношению к высшей шко-
ле, наконец-то, объединятся, и тогда ус-
ловия жизни у наших студентов будут
нисколько не хуже, чем у французских.
Из жизни отдыхающих

...Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы...

А.С. ПУШКИН

Так сказал поэт, и именно эти строки при-
шли на память, когда пригородная электричка
медленно покидала перрон Финляндского
вокзала, увозя его пассажиров на север. За
окном мелькают заснеженные поля, укутан-
ные белым покрывалом леса. Да, зима за го-
родом — совсем не та, что в городе. Пони-
мают это и студенты нашего университета,
которые в зимние каникулы отдыхали недале-
ко от Рощино, где у Голубого озера располо-
жилась туристическая база с одноименным
названием и путевки куда они получили в сту-
денческом профкоме.
На перроне в Рощино электричку ожидала
группа людей, которые решили подзарабо-
тать: за 40-50 рублей подбросить до «Голу-
бого озера». Немногочисленные пассажиры
посчитали, что это дорого и что разумнее за
четыре рубля добраться до базы рейсовым
автобусом.
Вот и «Голубое озеро». На небольшой тер-
ритории, окруженной невысокими горками,
стояло несколько двухэтажных домов, где и
живут отдыхающие. Выделяется своими раз-
мерами только главный корпус, где, кстати,
размещается и столовая.
Видимо, наступило время завтрака, и в сто-
ловую медленно бредут ребята. У большин-
ства из них — прямо-таки изможденный вид,
наверное, не спали всю ночь. Оказалось, так
оно и есть на самом деле, о чем поведал мой
приятель Вася, студент нашего университе-
та, которого я встретила в столовой.
Вот так выглядел его рассказ: «Прогулял
весь день, а потом и всю ночь. Этой ночью я
второй раз в жизни встал на лыжи и вместе с
другими ребятами отправился в поселок Цве-
лодубово, расположенный недалеко отсюда.
Сначала я мог пройти только 20 метров и па-
дал. Потом дело пошло лучше — проходил
уже по 200 метров, и без приключений...».
А жизнь на базе шла своим чередом. Пос-
ле завтрака большинство отдыхающих студен-
тов ложатся спать, и их сон длится до обеда.
В это время мне удалось задать несколько
вопросов администратору туристической базы
Татьяне Павловне БОЛОТИНОЙ.
— Сколько времени существует база, и
давно ли вы сотрудничаете с ЭТУ?
— Наша база существует пять лет, и все
это время мы поддерживаем контакты с ва-
шим университетом. У нас может отдохнуть
любой человек. В дни школьных каникул «Го-
лубое озеро» превращается в детский лагерь.
— Сколько человек отдыхают на базе, и
что предлагает она отдыхающим?
— В этот заезд — всего 50-60 человек, в
том числе и несколько ребят из детского при-
юта «Милосердие». В основном, все отдыха-
ющие предоставлены сами себе, никаких ме-
роприятий для них мы не организуем. Но от-
дыхающие не скучают. На базе можно взять
напрокат лыжи, есть у нас сауна (для пяти
человек час стоит 50 рублей), тренажерный
зал и кинозал, зал, где проводятся дискотеки.
Там же находится и бар.
— А есть ли какие-то проблемы с мест-
ными ребятами?
— Поначалу были. И городские, и местные
— каждый в отдельности хороший нормаль-
ный человек, а вот когда соберутся группа-
ми, то и начинают «выступать» друг перед
другом... Но это все в прошлом.
По словам Татьяны Павловны, проживание
на базе стоит не очень дорого: полная сто-
имость путевки составляет 85 рублей в день.
... После сытного обеда, по закону Архи-
меда, полагается... встать на лыжи. Этим и
занимаются отдыхающие — палки в руки, ноги
на лыжи — и бегом по близлежащим горкам.
А те, кому лыжи не достались или кто свои
лыжи не взял, катаются на санках, досках или
просто так, играют в снежки, лепят снегови-
ков.
Что же делать дальше? Дискотека была на-
кануне моего приезда на базу, остается по-
смотреть кинофильм. А еще на базе можно
поиграть в пинг-понг или на бильярде. Прав-
да, для того и другого нужно отстоять солид-
ную очередь — желающих много и играют
они подолгу. Я была свидетелем такого за-
бавного эпизода. За ужином один из ребят
так боялся потерять свое место за бильярд-
ным столом, что не расставался с кием в те-
чение всего времени, пока ел.
... Поиграли, фильм посмотрели, а весе-
лье не угасает. Теперь оно переместилось в
комнаты, хотя спать никто не собирался.
Шум, гвалт, гремит музыка. Кто-то день рож-
дения празднует, а кто-то просто веселится.
Угомонились все только часам к четырем утра.
А завтра все начнется сначала, и так — по
рассказам очевидцев — почти каждый день.


Страница 4

От сессии до сессии
живут студенты...


Наша жизнь — это...
Что такое студенческая жизнь? «О-о-о!»
— скажете вы. — «Это — необъятное поня-
тие». И будете правы.
Студенческая жизнь — это преподавате-
ли, которые для нас то боги, то дьяволы, в
зависимости от того — до или после сессии
мы говорим о них. Это — пиво, вечный напи-
ток, который стал неотъемлимой частью имид-
жа студента. Это — библиотеки, где осозна-
ешь себя мазохистом и получаешь кайф, гры-
зя гранит науки. Это — нескончаемый поток
лекций, лекций, лекций. Это — надписи на
партах типа: «Не падай духом, где попало!»,
«С мылом и рай в шалаше», которые давно
стали классикой, хотя и потеряли во времени
своего автора. Это — любовь. Это — слойка
с повидлом и чашка чая. Это — друзья...
А еще студенческая жизнь — это наш кон-
ференц-зал, где иногда разыгрывают сценки
и шутят, поют и танцуют, читают стихи само-
деятельные артисты. И воспринимается все
это совершенно по-особенному, потому что
знаешь: те, кто сейчас на сцене, — такие же
студенты, как и мы. И конечно же, студен-
ческая жизнь — это дискотеки, когда, танцуя
и слушая музыку, получаешь колоссальный за-
ряд энергии, после чего даже самый «страш-
ный» лектор не кажется таковым еще и не-
делю спустя...
Стоп! А ты уверен, что речь идет о сту-
денческой жизни в ЭТУ? Да! Благодаря собы-
тию, которое произошло в конце 1998 года в
нашем университете, мы можем с уверен-
ностью сказать, что это — ЭТУ и что наша
студенческая жизнь ничем не обеднена, а
вечер под названием «Завтра была... сессия»
можно смело записывать в свой дневник на
страничке для знаменательных событий года.
И даже спустя месяц есть что вспомнить и
рассказать о нем...

Наша цель — победить Сессию! 
Основную идею этого вечера можно сфор-
мулировать так: поддержать моральный дух
студентов-бойцов, отправляющихся в наступ-
ление на сессию. Благое намерение (!), но,
как известно, благими намерениями вымоще-
на дорога в ад. Впрочем, если вы плохо сда-
дите экзамены, то будет на кого свалить всю
вину, значит, плохо старались воодушевить
вас на подвиги в борьбе за знания.
Но, конечно, все не так просто. И органи-
заторы вечера подошли к своему делу осно-
вательно.

Наши ведущие — самые ведущие в ЭТУ!
Ведущие вечера сами по себе были ярким
номером всей программы. С 15-го ряда эта
удачная задумка виделась мне следующим
образом...
Андрей Майзелис — в душе художник, ин-
теллигент; обязательный атрибут его гарде-
роба — галстук, под рукой — книжка; в авто-
бусе всегда уступает место старшим. Харак-
тер скромный. Не женат.
Сергей Пахомов — в душе моряк; из одеж-
ды может ничего не носить, но ботинки и тель-
няшка — обязательны; в общественном
транспорте ему всегда уступают место. Ха-
рактер боевой. Надеюсь, не женат.
Конечно, некоторые черты образа наших
конферансье я дофантазировала. Но от это-
го идея контрастных ведущих, воплощенная
ими на сцене, не стала менее выразитель-
ной.

Наш ректор тоже был студентом?!
И вот на сцену выходит Главнокомандую-
щий армией сопротивления, ректор ЭТУ Дмит-
рий Викторович Пузанков. Он явно находится
в хорошем настроении. В его речи отсутству-
ют сухие и банальные слова и выражения. Он
шутит, и между ним и залом не чувствуется
отчужденности или неприятия. Дмитрий Вик-
торович вспоминал те времена, когда у ЛЭТИ
была славная репутация «Ленинградского эс-
традно-танцевального института с легким тех-
ническим уклоном».
Хотя это трудно себе вообразить, но пос-
ле выступления ректора я вдруг особенно
отчетливо осознала, что Дмитрий Викторович
Пузанков был когда-то студентом, и его даже
могли называть — представляете?! — просто
по имени — Дима! До сих пор не могу по-
нять, как такое могло прийти мне в голову!



«Палестина» + Самба=?
Мне особенно запомнилось выступление
шоу-группы «Палестина». Ритмичными и кра-
сивыми движениями в такт музыке ребята
буквально заворожили зал, особенно женс-
кую его половину. Не знаю почему, но та-
нец этих темпераментных парней навеял
мыли о дальних странах, желтых песках, вер-
блюдах, открытых джипах, знойном солнце и
о ... гареме.
Кстати, в свой гарем, я думаю, «палестин-
цы» с руками и ногами забрали бы девчонок,
которые выступали чуть раньше их с танце-
вальной композицией на мелодию песни «Сам-
ба». Правда, мне неизвестно, как отнесутся
к этому девушки...

В ЭТУ завелись... «Мишки» 
Педотряд «Мишки» разбил в пух и прах не-
справедливое мнение о медведях. Посмот-
ришь — как они танцуют — и понимаешь: нет
никакой связи между этими замечательными
животными и устоявшимся представлением
о них как о косматых и косолапых обитателях
дремучего леса.
Зайцы, белки, волки и все остальные про-
сто не ожидали от «Мишек» столь тонкого
музыкального слуха, я бы сказала — чутья,
ведь в их номере были использованы песни
одних из самых хитовых сейчас групп: «Маша
и медведи», «Агата Кристи», «Отпетые мо-
шенники», «Шао Бао» и других. Очень инте-
ресной оказалась и форма подачи их номера
в виде различных сказок («Лягушка Царевна»,
«Красная шапочка» и др.)
Что ж, если «Мишки» будут продолжать в
том же духе, то вскоре выражение «тебе на
ухо медведь наступил» будет воспринимать-
ся как комплимент.

В поисках юмора 
Что можно сказать в целом о номерах ко-
манды КВН? Первое выступление молодой
команды явилось пародией на мексиканские
сериалы под названием «Отрави потихоньку
Кончиту». Этот номер чрезвычайно актуа-
лен: «мыльные оперы» захлестнули отече-
ственное телевидение, и мы все — в мыль-
ной пене от слез над несуществующими ге-
роями и их несуществующими бедами. Было
ли это смешно? Да, но и немного грустно —
тоже.
Второе выступление команды КВН «Элек-
трошок» проходило в усердных поисках на-
ционального юмора. Гвоздем этого номера,
на мой взгляд, стала Констанция, которую
играл Андрей Кузнецов.
Уверовав в то, что устами младенцев гла-
голет истина, команда продолжила поиски
юмора в детском саду. Сыновья Валдиса Пель-
ша, Владимира Жириновского, дочь Василия
Ивановича Чапаева дружно рассуждали на раз-
ные темы, в том числе и о своих знаменитых
отцах. До этого момента я, например, не
знала, что вторая профессия популярного ве-
дущего передачи «Угадай мелодию» — ре-
гулировщик.

Уходим... 
«Уходим. Уходим. Уходим... Наступят
времена почище...» («Мумий Тролль»). Да,
мы, зрители, уходим, но остаются организа-
торы и герои увиденного представления. Это
— Светлана Васильевна Петухова, Александр
Просвирнин, Дмитрий Наумов. Это — коман-
да КВН, отряд «Мишки» и «Гран», группа «Па-
лестина». Они остаются и, я надеюсь, мы
еще не раз придем в конференц-зал и будем
приятно удивлены очередным вечером-кон-
цертом, ибо потенциал для новых дерзаний
заложен. Мы можем стать свидетелями, а
еще лучше — активными участниками воз-
рождения ЭТУ из пепла студенческой пас-
сивности.
Уходим... Чтобы вернуться... Наступят
времена «почище», они обязательно насту-
пят. Да здравствует ЭТУ 2000-го года!

Зоя НИКИТИНА,
студентка группы 8942


НА СНИМКАХ: фото № 1 — суета в детс-
ком саду: «Особенности национального
юмора», дети знаменитых отцов объясня-
ют — что такое русский юмор; фото № 2
— Констанция Кузнецова перед смертью,
ангелы в белых халатах собираются забрать
ее (его) к себе на небеса; фото № 3 —
ведущие вечера, конферансье от народа;
фото № 4 — университетские «соловьи»,
сладкоголосые Сергей и Таня.
По зову сердца,
а не по обязанности

В конце минувшего года исполнилось полвека Ме-
мориальному музею изобретателя радио профессо-
ра А.С. Попова, который был создан в ЛЭТИ по реше-
нию правительства страны.
Каждая юбилейная дата — будь то день рождения
выдающегося человека или историческое событие —
дает возможность бросить ретроспективный взгляд на
определенный этап нашей истории, вспомнить и ска-
зать добрые слова признания подвижникам науки. В ча-
стности, им посвящаются проводимые музеем обще-
городские чтения. Так, в 1995 году они были посвяще-
ны 100-летию изобретения радио, в 1996 — 300-летию
Российского Флота, в 1997 — 100-летию открытия элек-
трона, в 1998 году — достижениям и изобретениям в
области телевидения.
Определенной традицией стало для музея прове-
дение заседаний, посвященных юбилеям лауреатов
Золотой медали имени А.С. Попова. Так, в ноябре 1996
года при участии факультета электронной техники
ЭТУ, музея АООТ «Светлана», ИИЕТ РАН (Москва) мы
отметили 100-летие академика С.А. Векшинского, а в
апреле прошлого года — при участии кафедры ТОР с
РТФ — вспомнили академика Б.А. Введенского. Пос-
леднее заседание 1998 года было посвящено сразу че-
тырем лауреатам, юбилейные дни рождения которых
пришлись на сентябрь и ноябрь ушедшего года.
О встречах с академиком А.И. Бергом и первым по-
четным доктором ЭТУ академиком В.А. Котельнико-
вым рассказывали ученые нашего университета, не-
посредственно работавшие и встречавшиеся с юбиля-
рами профессора, заслуженные деятели науки и тех-
ники О.В. Алексеев, В.И. Винокуров, Ю.В. Егоров, Ю.М.
Казаринов, А.А. Бузников, а также гости этих встреч.
Об иностранных лауреатах Золотой медали им А.С.
Попова — английских ученых Л. Эссене и М. Райле рас-
сказал профессор, заслуженный деятель науки К.А.
Барсуков.
В памяти выступавших сохранились яркие эпизоды,
интересные высказывания, неформальные моменты
общения. Все это, как, кстати, и прекрасный фортепи-
анный концерт в исполнении преподавателя Петер-
бургской консерватории Г. Сандовской, зафиксирова-
ла видеозапись.

В нашем музее побывали представители Государ-
ственного комитета РФ по связи и информатизации,
которые ознакомились с экспозицией музея и его про-
блемами. В связи с 50-летием музей получил прави-
тельственную телеграмму, в которой дана высокая
оценка результатов деятельности А.С. Попова, а так-
же высказаны добрые слова в адрес сотрудников му-
зея. Все это вызывает чувство удовлетворения за про-
деланную нами работу, а также уверенность в том, что
забота о сохранении национального достояния России
— необходимое и почетное дело.
Приветствия и поздравления в адрес музея посту-
пили от различных организаций нашей страны, а также
от зарубежных государств — Франции, Японии, Ита-
лии, Германии, Англии, США. Замечательный подарок
— альбом публикаций о Попове на английском языке
прислала директор библиотеки им. Альберта Кука Та-
усонского университета (США) Е.О. Хофстеттер.
В декабре прошлого года мы отметили юбилей од-
ного из пионеров радиотехники, ученика и продол-
жателя дела А.С. Попова, первого профессора в радио-
телеграфии Н.А. Скрицкого (1878—1951 гг.). Из Мос-
квы приехали внук и внучка Николая Александровича.
К слову, А.А. Скрицкая закончила ЛЭТИ и была очень
рада встрече и с родным вузом и с друзьями.
19 января 1999 года в музее отмечалось 100-летие
со дня рождения Е.А. Поповой-Кьяндской (1899—1976
гг.) — организатора и первого директора Мемориаль-
ного музея А.С. Попова при ЛЭТИ, младшей дочери
ученого. Гостиная музея была переполнена: здесь
собрались родственники, друзья Екатерины Алексан-
дровны, профессора и преподаватели нашего универ-
ситета, которые поделились своими воспоминаниями
об этом замечательном человеке.
Достойным завершением вечера стало выступле-
ние молодого талантливого певца Максима Палия,
который с блеском исполнил произведения из репер-
туара Федора Шаляпина.
В новом году, в связи с юбилейными датами, мы
вспомним и таких ученых, как И.И. Боргман, А.С. По-
пов, Г. Маркони, В.И. Коваленков, В.И. Сифоров, А.И.
Кугушев, адмирал С.О. Макаров, кроме того поведа-
ем о многих ярких событиях в истории науки и техни-
ки.

Л.И. ЗОЛОТИНКИНА,
руководитель музейного
комплекса ЭТУ


Учредители:

Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г.

Адрес редакции:

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 234-84-03.

Редактор

О. И. ТУГАРИНА Тираж 1500 экз. Бесплатно. СПб ГГК, Ленинский пр, 139. Заказ № 377.

© Copyright 1999 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.