Страница 1

Любовь
к Отечеству
и честь

В течение многих десятилетий 23 фев-
раля в нашей стране всенародно празд-
новался как День Советской Армии и Во-
енно-Морского Флота. Сейчас этот
праздник называется Днем защитников
Отечества.
Люди старшего поколения регулярно
отмечают этот день, хотя сама дата — 23
февраля 1918 года (как установлено ис-
ториками) — не связана с какими-либо
реальными событиями. Конечно же, во-
инство российское значительно старше.
Дату его рождения можно было бы по-
искать еще в X веке — ведь 998-й год
ознаменовался заключением договора
между молодыми славянскими государ-
ствами, а весной 999-го года было созда-
но военное формирование, призванное
защищать рубежи Руси. Правда, о ка-
ком-то регулярном войске тогда речь
еще не шла.
Военные историки обсуждали и другие
даты рождения российской армии и при-
шли к выводу, что искать ее надо в сере-
дине XVI века. Именно первого октября
1550 года по новому стилю появился цар-
ский указ (по терминологии того време-
ни — приговор) «Об испомещении в Мос-
ковском и окружающих уездах избран-
ной тысячи служилых людей». Можно
сделать достаточно определенный вывод
о том, что тем самым были заложены ос-
новы постоянного войска с признаками и
элементами регулярной армии. Но тогда
получается, что в 2000-м году будет от-
мечаться 450-летие российской армии...
Однако 23 февраля был и остается для
всех, кто годами отмечал этот празд-
ник,— и в первую очередь — для людей
в погонах, очень дорогим днем. Празд-
ник сохранился и по сей день, хотя те-
перь он называется по-другому.
Между прочим, подобный праздник
за рубежом отмечается по-иному, точ-
нее, там не придают ему столь священ-
ного значения. Например, днем образо-
вания американской армии считается 14
июня 1775 года. В общенациональном
масштабе эта дата не отмечается. Про-
сто каждая третья суббота мая считает-
ся днем вооруженных сил. Но и эта дата
также носит внутриведомственный ха-
рактер. У нас же, российских военных,
23 февраля — праздник, который нахо-
дится в особой чести.
В нынешнем году День защитников
Отечества совпадает с трехлетней го-
довщиной образования в ЭТУ факульте-
та военного обучения. 20 февраля 1996
года по решению Госкомвуза РФ воен-
но-морская кафедра нашего универси-
тета была реорганизована в факультет
военного обучения (ФВО).
В настоящее время ФВО состоит из
трех военно-морских кафедр, на кото-
рых проводится военное обучение сту-
дентов всех факультетов по всем воен-
но-учетным специальностям для различ-
ных родов войск и управлений ВМФ.
Учебно-материальная база факультета
включает в себя четыре сложных радио-
технических комплекса, восемь радио-
технических станций различного такти-
ческого назначения, корабельное штур-
манское вооружение, тренажеры. Фа-
культет располагает также 14-ю специа-
лизированными кабинетами и аудитори-
ями.
Сегодня российская армия и флот
вместе со страной переживают трудные
времена. Но и в этот тяжелый для всех
период высокопрофессиональный, с
большим опытом морской службы кол-
лектив ФВО ЭТУ многое делает для
того, чтобы поддержать всю имеющую-
ся сложную военную технику в рабочем
состоянии. Большую помощь в этом ока-
зывают нам студенты и руководство уни-
верситета, при активной поддержке ко-
торого на ФВО производится переосна-
щение класса ПЭВМ современной вы-
числительной техникой.

Ю.С. ГЛАЗОВ, 
начальник ВМК-1, 
капитан первого ранга 


Первый выпуск —
время первых итогов

26 февраля 1999 года состоится празднич-
ная церемония вручения дипломов первым
выпускникам Гуманитарного факультета
СПбГЭТУ по специальности «Связи с обще-
ственностью».
Прошло десять лет с момента организации
в ЛЭТИ Гуманитарного факультета. В 1989
году мы создали новую форму существова-
ния кафедр общественных наук, чтобы сфор-
мировать комплексную и многоуровневую
систему гуманитарного образования негума-
нитариев, чтобы безболезненно интегриро-
ваться в организационную структуру нашего
вуза, чтобы сохраниться как единое целое.
Кафедрам философии, истории, экономи-
ческой теории, социологии было необходи-
мо существенно трансформировать свои
базовые курсы, перейти от идеологем к зна-
ниям, обеспечить преемственность препода-
вания и престижа гуманитарных и социально-
экономических наук.
Перед кафедрой иностранных языков этих
задач не стояло и, может быть, поэтому
именно здесь появились люди, идеи и усло-
вия для прорыва в принципиально новое ка-
чество — открытие собственной, ориги-
нальной, неизвестной в городе и стране спе-
циальности «Связи с общественностью».
Кстати, в 1993 году пресловутое «Pablic
relations» никак не хотело переводиться на
русский язык, и мы потратили бездну вре-
мени на поиск адекватного названия этой
специальности.
В 1993 году конкурс при приеме на новую
специальность составил три человека на ме-
сто, и мы этим страшно гордились. О ком-
мерческом приеме еще не думалось. Выпус-
кающей кафедры тоже не было. Группа ини-
циаторов-энтузиастов (К.А. Иванова, Т.В.
Шульженко, Л.В. Азарова, И.П. Яковлев,
В.В. Калашников — я называю только лиде-
ров, а тех, кто работал над проектом, было
больше), администрация факультета и уни-
верситета пошли на известный риск, и он был
оправдан.
И вот пришло время подводить некоторые
итоги. Считать раны и товарищей. Анализи-
ровать просчеты и недостатки. Думать — как
эффективнее использовать преимущества и
достоинства. Мы открыли новую специаль-
ность, но не позаботились о том, чтобы от-
крыть еще одну. Сегодня нам надо поторап-
ливаться и с факультетом менеджмента, и с
регионоведением или межкультурной ком-
муникацией, иначе конкуренты уйдут дале-
ко вперед, и мы их не догоним.
Мы открыли коммерческий прием в 1994
году, а в 1998 году Открытый факультет при-
нял студентов, которые на контрактной ос-
нове обучаются по специальности СО. Одна-
ко сегодня, если университет не придумает,
как нас стимулировать, как привлечь новых
контрактников, как правильно распорядить-
ся получаемыми деньгами — может сло-
житься сложная ситуация. Конкурс во время
приема у нас уже превысил десять человек
на место. И если наши выпускники не будут
трудоустроены, с каждым годом мы будем
терять завоеванные позиции.
Мы создали выпускающую кафедру три
года назад, но если мы не будем оставлять
выпускников в аспирантуре Гуманитарного
факультета, на кафедре или в вузе, мы не
будем иметь преподавателей специальных
дисциплин с дипломом специалиста по свя-
зям с общественностью.
Учебный план, который был подготовлен
для приема абитуриентов в 1993 году, ока-
зался уникальным. В нем в максимальном
объеме были представлены два иностран-
ных языка, он интегрировал опыт нашего
«старшего брата» по данной специальности
— Таусонского университета (США) и наши
собственные возможности в сфере гумани-
тарного образования. Этот учебный план,
можно сказать, ничего не копировал и мало
каким нормам и правилам подчинялся.
Но с тех пор прошло пять с половиной лет.
Наверное, сейчас, после первого выпуска
специалистов нам стоит подумать, какие
безусловные достоинства первого плана
стоит сохранить, а от каких наслоений по-
здних лет (диктуемых конкретными обстоя-
тельствами) надо отказаться. Сегодня —
наш выход на сцену выпускающих факуль-
тетов ЭТУ, но мы не должны забывать, что
впереди очень много работы.
Мне хочется сказать о наших выпускниках.
В июне 1993 году в первый день работы от-
борочной комиссии Гуманитарного факуль-
тета (Э.В. Пец, Д.П. Шишкин, О.Ю. Марко-
ва) я даже купила цветы — так празднично и
торжественно было на душе. Первой тогда

принесла документы Катя Смирнова, краси-
вая высокая девочка в красном костюме. А
последней приняли Кристину Сигитову — они
с сестрой сдавали в разные вузы. Нелли по-
ступила к нам, а Кристину тогдашний ректор
Олег Васильевич Алексеев разрешил при-
нять в ходе ректорского приема. Надя Сень-
кина пришла к нам с ФЭТа. Мы трепетно
ждали мальчиков, и сегодня радуемся, что
пятерым юношам будем вручать дипломы.
Среди наших первых выпускников много
детей сотрудников ЭТУ, поэтому мы по-
здравляем не только самих выпускников, но
и их родителей, желаем им здоровья и ус-
пехов.
Из 34 дипломников у десяти человек —
«красный» диплом. Среди этих ребят чет-
веро — Наташа Сысолятина, Маша Голь-
ман, Лида Иванова и Катя Ершова за все
время обучения получили всего по одной
четверке.
Я горжусь нашей работой, когда слышу
прекрасные отзывы о тех шестикурсниках,
которые успели поработать и высоко заре-
комендовать себя в фирмах Санкт-Петер-
бурга. Прекрасно, что Хадижат Ахлакова
успешно прошла практику в мэрии, Катя
Дмитриева — в ТЮЗе, а Галя Сизова и Юля
Соловьева остаются работать в нашем уни-
верситете.
Приятно, что за время учебы девочки рас-
цвели и похорошели, а мальчики возмужа-
ли и еще больше осознали свою значимость.
Мы желаем им все счастья, благополучия,
хорошей работы, удачной карьеры. И наде-
емся, что они не забудут свой родной вуз.
Всего Вам доброго, специалисты!

О.Ю. МАРКОВА,
декан Гуманитарного факультета

52-я, ежегодная

С 26 января по 6 февраля 1999 года в ЭТУ проходила ежегодная 52-я научно-техничес- кая конференция. Ее открыл проректор по научной работе, д. т. н., профессор Н.М. Ку- тузов. В первый день работы конференции на пле- нарном заседании участники прослушали два доклада. Заведующий кафедрой АПУ, д.т.н., профессор В.Б. Яковлев посвятил свое выс- тупление проблемам автоматики, кибернети- ки, информатики и синергетики. Руководитель ЦНИТ, к.т.н., доцент Ю.С. Татаринов расска- зал о состоянии и перспективах развития те- лекоммуникационной сети университета. Оба доклада вызвали большой интерес у участни- ков вузовского научного форума. Предметом обсуждения на 52-й научно-тех- нической конференции ЭТУ стали 16 научных направлений, разговор о которых шел в 54 секциях и которым были посвящены 654 док- лада. Три секции, руководимые д.т.н., про- фессором Б.Я. Советовым, д.э.н., профес- сором А.Д. Викторовым и д. т. н., профес- сором В.И. Плескуниным, работали впер- вые. К сожалению, на этот раз в работе ежегод- ной научно-технической конференции уча- ствовало значительно меньше студентов, чем в предыдущие годы. Понятно, что мы живем в трудное время, и многим студентам просто не до занятий наукой... Но все же хочется на- деяться, что следующая научно-техническая конференция нашего университета привле- чет к своей работе большее число студентов — соавторов научных докладов. Это нужно и самим студентам, и нашему вузу. Л.В. В ГОСУДАРСТВЕННОМ Санкт- Петербургском электротехничес- ком университете начинается, а точнее, продолжается структур- ная реформа. Прежде всего она коснется учебных и научных под- разделений, но существенно зат- ронет и деятельность централь- ной администрации, всех служб нашего университета. Сегодня в газете выступают ру- ководители ЭТУ, заведующие ка- федрами, которые рассказывают о предстоящих изменениях в структуре кафедр и факультетов вуза, в его финансовой деятельно- сти. Истории структурного разви- тия ЛЭТИ-ЭТУ посвящено выступ- ление ректора университета. Материалы обо всем этом чи- тайте на стр. 2—3.

Страница 2

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

В первые годы своего существования ЭТИ был одно- факультетским вузом с общим приемом и широким профилем подготовки инженеров в области электро- техники. В 1906 году создаются электротехнический и электрохимический отделы с раздельным приемом абитуриентов — прообраз будущих факультетов. Но только в 1920 году появились первые три факультета: электрофизический (с подготовкой в области связи и электровакуумной техники), электрохимический и электротехнический, преобразованный вскоре в элек- троэнергетический. В 1930 году в стране была проведена реформа выс- ших технических учебных заведений, в результате ко- торой срок обучения был сокращен до четырех лет, от- менены дипломные проекты, специальность вводилась с первого курса, вузы разукрупнялись. Электрохими- ческий факультет ЭТИ был переведен частично в Ле- нинградский химико-технологический институт, а час- тично — на металлургический факультет ЛПИ. Кроме того, Ленинградскому электромеханичес- кому институту были переданы электро- энергетические специальности. В нашем вузе приоритетными становятся новые виды электротехники — радиотехника, электровакуумная техника, электроакус- тика, автоматика и др. Пятилетний срок обучения восстанавли- вается в 1932 году. В этом же году в ЭТИ создается факультет электрификации и приборостроения, который спустя семь лет делится на два факультета: электри- фикации и приборостроения и телемеха- ники. Последний в 1942 году переимено- вывается в электромеханический, в 1948 — в электроприборостроительный и в 1961 году — в факультет автоматики и вы- числительной техники. После окончания Великой Отечествен- ной войны на основе кафедр электрофи- зического факультета были созданы ра- диотехнический факультет (1945 г.) и электровакуумный факультет (1946 г.), пе- реименованный через два года в факуль- тет электронной техники. А ЭФФ прекра- тил свое существование в 1941 году. В 1947 году в ЛЭТИ был организован просуществовавший всего четыре года «атомный» факультет, на котором велась подготовка специалистов по созданию и эк-
сплуатации электронной аппаратуры для ус-
тановок атомной энергетики. Однако через
четыре года было принято решение скон-
центрировать подготовку специалистов для
ядерной энергетики в нескольких вуза, и в
ЛЭТИ факультет был ликвидирован.
1952-й год — год воссоздания «нового»
ЭФФ. Его основу составили две выпускаю-
щие кафедры — диэлектриков и полупро-
водников (ДП) и электроакустики и ультра-
звуковой техники (ЭУТ). Последняя из них,
созданная в 1930 году, до этого входила в
состав РТФ. В 1962 году на ЭФФ была откры-
та первая в стране кафедра электронно-ме-
дицинской аппаратуры.
В 1961 году электроэнергетический фа-
культет был переименован в факультет элек-
трификации и автоматизации, и эта структу-
ра нашего вуза стала хорошо нам знакомой:
РТФ, ФЭТ, ФАВТ, ФЭА и ЭФФ.
В 1966 году к пяти дневным факультетам
добавился шестой — ФКЭА, основу которо-
го составили переведенные с ФЭА кафед-
ры электрооборудования и автоматизации
судов (ЭАС) и электрических машин (ЭМ). В
следующем году была создана кафедра ко-
рабельных систем управления энергетичес-
кими установками и вспомогательными уст-
ройстввами (ныне кафедра КСУ), а еще че-
рез год — кафедра радиооборудования
кораблей.
Процесс развития нашего вуза как инже-
нерной высшей школы, совершенствования
его структуры носил фактически непре-
рывный характер. Менялись также учебные
планы, сроки обучения, организация учеб-
ного процесса. Создавались новые кафед-
ры, некоторые кафедры объединялись,
некоторые — исчезали, менялись названия
кафедр и факультетов. В основе этого ес-
тественного процесса лежали новые науч-
ные и образовательные школы, оптимиза-
ция учебного процесса, экономические и
другие важные обстоятельства.
Наш институт стал техническим универ-
ситетом с гуманитарной, естественно-науч-
ной и экономической подготовкой. Введе-
на многоуровневая система высшего об-
разования. Принципиально изменились со-
циальные и финансовые основы жизни вуза.
А это значит, что управление, организация
и структура нашего вуза должны соответ-
ствовать времени и способствовать реше-
нию принципиальных и жизненно важных
для него задач.

Д.В. ПУЗАНКОВ, 
ректор ЭТУ д.т.н., профессор 

На пути к эффективности

В условиях экономического кризиса, который пере- живает наша страна, остро встал вопрос о функциони- ровании высших учебных заведений, которые в резуль- тате дефицитного бюджетного финансирования оказа- лись на грани выживания. Ликвидировать бюджетный дефицит можно как развивая внебюджетный фонд, так и повышая эффективность работы всех подразделений вуза. Проблема поиска возможных источников форми- рования внебюджетных фондов представляет самосто- ятельный интерес и требует отдельного разговора. Мы же сегодня рассмотрим вопросы, связанные с повы- шением эффективности работы подразделений наше- го университета. Одна из основных предпосылок повышения эффек- тивности работы вуза — это всесторонний анализ дея- тельности подразделений, включая экономические, кадровые и организационные вопросы. Отсутствие или плохо поставленная организация такой системы затруд- няет определение того — в каком финансово-эконо- мическом положении находится вуз, а значит и углуб- ляет кризисную ситуацию. На основе же объективного анализа деятельности подразделений университета появляется возможность перейти к более жесткому, централизованному прин- ципу управления (используемого в качестве временной меры); изучить возможность сокращения отдельных структур или перехода их на самофинансирование; провести укрупнение кафедр и факультетов, сделав их равноценными; резко поднять требовательность по всем каналам управления. Для проведения этой работы в отношении выпускаю- щих кафедр была создана комиссия по подготовке си- стемы показателей, которая в настоящее время уже разработана и утверждена Ученым Советом ЭТУ. Цель введения разработанной системы показателей — по- вышение (или не снижение) качества подготовки спе- циалистов в условиях дефицита финансирования и эко- номического кризиса. Эта система пред- полагает как контролирующие, так и сти- мулирующие аспекты. Контролирующие аспекты анализа дея- тельности включают в себя создание опе- ративной и жесткой системы контроля за расходованием финансовых средств и предусматривают формирование систе- мы учета эффективности использования помещений, материальных средств, науч- ного и учебного оборудования, а также разработку системы стимулирования при их передаче другим подразделениям или сдаче в аренду. Стимулирующие аспекты позволяют сделать более эффективным механизм планирования деятельности как на уровне кафедр, так и на уровне отделов и служб. Введение новой системы показателей решает такие задачи, как анализ состоя- ния деятельности, оценка сравнительной эффективности, создание основ для при- нятия обоснованных решений по совер- шенствованию структуры университета. В такой методике оценка эффективности работы кафедр определяется их местом (рангом), которые они занимают по сово- купности показателей, объединенных в группы по определяющим их однород- ность признакам.
Разработанная методика позволяет
анализировать состояние различных ас-
пектов деятельности кафедр. В отличие
от ранее существовавших показателей
оценки эффективности работы в новой
методике делается упор на экономичес-
кую эффективность, а именно — как ис-
пользуются ресурсы, каков вклад в не-
бюджетный фонд и пр. Кроме того, эта
методика позволяет гибко реагировать на
изменение внешних условий путем изме-
нения весовых коэффициентов по группам
показателей и по отдельным показателям.
Итак, все показатели эффективности де-
ятельности кафедр разбиты на семь групп.
В раздел «Учебно-методическая рабо-
та» включены такие важные показатели, как
участие кафедр в подготовке иногородних и
иностранных студентов, бакалавров и маги-
стров; написание учебников и учебных посо-
бий; качество подготовки выпускников и т.д.
Научно-исследовательская работа харак-
теризуется деятельностью кафедр в таких
направлениях, как развитие хоздоговорных
и госбюджетных работ и их эффективность;
участие в международных грантах и про-
граммах; подготовка кандидатов и докторов
наук и пр.
Эффективность использования ресурсов,
потребляемых кафедрой, определяется ис-
пользованием площадей, ею занимаемых;
учебной нагрузкой; эффективностью ис-
пользования УВП и пр.
В разделе «Оценка лабораторной базы»
основное внимание уделяется развитию ла-
бораторной базы; модернизации и постанов-
ке новых лабораторных работ; почасовой
нагрузке лаборатории и т.д.
Представительскую деятельность харак-
теризуют: участие кафедр в организации
всероссийских и международных конферен-
циях; участие в выполнении договоров с за-
рубежными странами.
Вклад кафедры в бюджет университета
определяется количеством и качеством
платных образовательных услуг, оказывае-
мых кафедрой; накладными расходами и пр.
Раздел «Кадры» учитывает средний воз-
раст преподавателей, их квалификацию;
подготовку смены.
Каждый раздел предусматривает экспер-
тную оценку соответствующего проректо-
ра, определяющего место кафедры по со-
вокупным показателям каждого раздела.
Разработанная комиссией методика будет
реализована в виде компьютерной програм-
мы с автоматическим вводом первичной ин-
формации из базы данных, которая форми-
руется из исходных показателей, получае-
мых из соответствующих подразделений и от
кафедр.
Универсальность программной оболочки
позволяет использовать предлагаемую
методику не только для оценки эффектив-
ности работы кафедр, но и для анализа де-
ятельности других подразделений универ-
ситета: научных центров, лабораторий.
Эти работы будут проведены в ближайшее
время.
Как и всякая система показателей, пред-
лагаемые система и методика оценки явля-
ются достаточно формальной системой и
требуют постоянного совершенствования и
гибкой корректировки.

Л.Н. РАССУДОВ,
проректор по дополнительному
обучению, д.т.н., профессор
В.В. ЕФИМОВ,
к.т.н., доцент

ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ...

В начале несколько слов о том, как мы прожили 1998-й год, который для нас, как и для всей страны, был очень тяже- лым. Прежде всего потому, что «всплы- ли» на поверхность все проблемы, свя- занные с недостатком бюджетного фи- нансирования высшей школы. Первая проблема — заработная пла- та преподавателей и сотрудников. Госу- дарство последовательно сокращало объем выделяемых на эти цели средств с 1500 тыс. руб. в месяц в первом квар- тале до 950 тыс. руб. в месяц в четвер- том квартале. В условиях инфляции, официально составившей 83,5 процента, заработная плата преподавателей и со- трудников нашего университета не по- вышалась, даже несмотря на сокраще- ние, проведенное нами в середине про- шлого года и позволившее сохранить для сотрудников абсолютный уровень заработной платы в соответствии с дей- ствующим законодательством. Вторая проблема — стипендия студен- тов, аспирантов и докторантов. Мы были вынуждены сохранять размер базовой стипендии, равный одному МРОТу в ме- сяц, хотя по сути — — это нарушение зако- нодательных норм, а по факту — наш вуз одни из немногих, где регулярно выпла- чивается стипендия отличникам и хоро- шистам. И последнее. Оплата коммунальных услуг и содержание университета. На мой взгляд, наш вуз сумел с честью вый- ти из крайне тяжелого, если не сказать — катастрофического положения, в ко- тором он находился. Мы глубоко бла- годарны студентам и их семьям, сумев- шим в это трудное время поддержать университет. Во многом именно их добровольные пожертвования, соста- вившие в 1998 году 2000 тыс. руб., по- зволили нам отрегулировать отноше- ния с поставщиками коммунальных ус- луг и провести жизненно необходимые ремонтны ее работы. Итак, год 1998-й завершен, начался новый, 1999-й год. Что он нам сулит? Го- сударственная дума приняла в заклю- чительном чтении бюджет страны на новый год. Можно надеяться, что к кон- цу февраля он будет оформлен в виде закона. Предварительные цифры по финансированию образования (в том числе и высшего профессионального) таковы: — планируется произвести с перво- го апреля 1999 года индексацию базо- вых ставок заработной платы в полто- ра раза. При этом государство созна- тельно обходит вопросы выплаты так называемых надбавок (за ученое зва- ние, должность, вредность и т.д.). Можно предположить, что реализация повышения заработной платы для боль- шинства вузов выльется в очередное сокращение персонала. Поскольку мы это уже сделали, то в нынешнем году у нас сокращения не будет; — в бюджет заложено увеличение — объема средств, выделяемых на выпла- ту стипендии. Если это будет реализо- вано, размер стипендии увеличится вдвое, что будет соответствовать поло- жениям закона; — оплата прочих расходов высшей
школы (коммунальные платежи и со- 
держание вуза) запланирована в объеме 
одной шестой от необходимых средств. 
Исходя из вышесказанного, можно так 
охарактеризовать стоящие перед нами 
задачи (при условии соблюдения бюд- 
жетных назначений): 
— университет реализует планируемое 
повышение заработной платы. Правда, 
остается нерешенной проблема задол- 
женности, накопленной за 1998 год. Ее 
решение возможно только при благопри- 
ятном стечении обстоятельств;
— стипендиальное обеспечение сту-
дентов будет проведено в соответствии 
с законодательной нормой. С очень боль- 
шой долей вероятности удастся сделать
это и для аспирантов и докторантов;
— наибольшие сложности вызывает 
проблема оплаты коммунальных услуг и 
содержание университета. Если не при- 
нимать во внимание накопленные до пер- 
вого октября 1998 года долги (есть при- 
зрачная надежда на их погашение или 
реструктуризацию), нам необходимо
каждый месяц тратить на эти цели около 
700 тыс. руб., что составляет в расчете 
на год 7000 тыс. руб. Найти эти средства 
можно только во внебюджетном доходе 
вуза; 
— острейшая проблема — старение 
основных фондов университета. После- 
дние пять лет мы не обеспечиваем про- 
стое воспроизводство учебно-лабора- 
торной базы, обновление библиотечных 
фондов, не вкладываем средства в ре- 
конструкцию помещений, не производим
капитальный ремонт и т.д. Расчеты по- 
казывают, что нам необходимо тратить на 
эти цели около 1500 тыс. руб. в месяц,
т.е. 18000 тыс. руб. в год. 
Понимая, что возможности федераль- 
ного бюджета в ближайшие годы будут 
ограничены, можно сформулировать 
глобальную задачу, стоящую перед 
нами, а именно, мы должны неуклонно 
уменьшать расходы и увеличивать дохо- 
ды вуза. Вопросы экономии ресурсов,
на мой взгляд, требуют отдельного об- 
суждения, я же сегодня очень коротко 
затрону проблему источников увеличе- 
ния внебюджетных поступлений. И глав- 
ный из них — это основная деятельность 
коллектива ЭТУ — образовательные ус- 
луги (потенциал других источников бли- 
зок к насыщению и их дальнейшее уве- 
личение в значительной степени связа- 
но с инфляционной составляющей).
По итогам 1998 года платные образо-
вательные услуги принесли консолиди- 
рованному бюджету ЭТУ около 8000 
тыс. руб., что составляет 13 процентов 
необходимость оплаты труда сотрудни- 
ков, приносящих эти деньги в универси- 
тет, то в распоряжении администрации 
остается около 4500 тыс. руб.. Это по- 
зволит закрыть минимальные потребно- 
сти университета в течение пяти-шести 
месяцев. Следовательно, перед нами
сейчас стоит задача удвоения поступле- 
ний от платного обучения в 1999 году и
доведения в 2000 году доли этих средств 
в бюджете нашего вуза до 40 процентов. 
Только в этом случае ЭТУ получит воз- 
можность не только поддерживать уже
существующий уровень, но и получить 
средства для дальнейшего развития. 

В.Ф. РЯБОВ, 
проректор по экономике 


Страница 3

Идеи, планы и программы реализуются при определенных условиях

Великий Гете сказал: «Медицина — бо- жественный вид искусства, цель которо- го — священный человеческий образ. Она должна заботиться о том, что чуд- ная соразмерность его форм, где-либо расстроенная или нарушенная, снова была бы восстановлена». восстановление не мыслится без использо- вания современной наукоемкой медицинс- кой техники и медицинских технологий, раз- работка и обслуживание которой невоз- можны без специалистов, работающих на стыке медицины, биологии, техники и ин- форматики. Направление, связанное с подготовкой специалистов и проведением фундамен- тальных и прикладных исследований для здравоохранения, медицины и экологии, уже давно стало в ЭТУ одним из перспек- тивных как в сфере образования, так и в области научных исследований. Это обра- зовательное направление появилось в 1962 году после организации в составе ЛЭТИ ка- федры «Электронно-медицинская аппара- тура». С этого момента в развитии образова- тельных программ происходят значитель- ные изменения. Директор Особого конст- рукторского бюро по биологической и медицинской кибернетике (ОКБ БИМК) профессор В.М. Ахутин стал одновремен- но заведующим кафедрой БМЭ и ОС в ЛЭТИ, и с 1979 года начинает работать на- учно-методический совет (НМС), объеди- нявший в то время всего четыре кафедры России по медико-технической ориента- ции. Были сформированы учебный план и программы курсов на общей методоло- гической основе — теория синтеза био- технических систем. За прошедших с тех пор двадцать лет ка- федра БМЭ и ОС сохранила роль головной в России. Она предложила новую инженер- ную специальность — «Инженерное дело в медико-биологической практике» и разра- ботала концепцию нового направления про- фессионального высшего образования — «Биомедицинская инженерия». В УМО, ко- торый работает на базе нашего универси- тета, созданы учебно-методические сове- ты, объединяющие уже более 40 кафедр 35 вузов России, а рабочие программы учеб- ных дисциплин, методические материалы, учебные пособия, разработанные в ЭТУ, определяют сегодня развитие образова- тельных программ в других вузах России. В нашем университете (при поддержке некоторых сторонних организаций) создан Региональный учебный центр по интегриро- ванному медико-техническому образова- нию (РЦ ИМТО), одной из задач которого является подготовка и переподготовка кад- ров медико-технического профиля для предприятий отрасли и учреждений здраво- охранения. ЭТУ является соисполнителем ряда науч- но-технических программ по медико-техни- ческой тематике. К числу таких исследова- ний и разработок относятся, в частности, комплексы для оценки общего состояния человека и отдельных физиологических си- стем его организма, офтальмологические и психодиагностические комплексы, прибо- ры для КВЧ-терапии и другие образцы ме- дицинской техники. Огромное значение имеют новые меди- цинские и экологические технологии, разра- ботанные в ЭТУ, например, методы контро- ля состояния спортсмена в процессе тре- нировок, методы организации и рационали- зации труда человека-оператора, оценка профессиональной пригодности и пр. Не меньший интерес представляют мето- ды управления функциональным состояни- ем организма человека, например, новые аппаратные методы диагностики зрения, способы оценки состояния детей и мето- ды их саморазвития, методы мониториро- вания для палат интенсивной терапии и т. п.
Сейчас на повестку дня встает вопрос о
координации научных исследований в обла-
сти медицины, биологии и экологии ЭТУ и
других учебных и научных организаций. В
частности, получило поддержку предложе-
ние о том, чтобы три вуза — наш универси-
тет, СПб государственный медицинский уни-
верситет им. акад. И.П. Павлова и СПб госу-
дарственная химико-фармацевтическая
академия объединили свои усилия по вне-
дрению передовых технических и информа-
ционных технологий в учебный процесс этих
вузов и через них — в систему здравоохра-
нения Санкт-Петербурга.
Эти и многие другие интересные идеи,
планы и программы сотрудничества могут
быть успешно реализованы только при на-
личии в структуре ЭТУ специального под-
разделения, отвечающего фундаменталь-
ным целям и задачам образования в облас-
ти биомедицинской инженерии с большими,
чем отдельная кафедра, полномочиями.
Речь идет об организации самостоятельно-
го факультета в ходе реконструкции уни-
верситета.
Конечно, организация такого факультета,
как и вся программа реструктуризации на-
шего вуза, в условиях существующей реаль-
ности сопряжена с преодолением многих
трудностей, но промедление с реализаци-
ей подобной программы чревата еще боль-
шими проблемами.
Для нового факультета определяющим
является фундаментальная научная пробле-
ма, а именно — согласование элементов
различной физической природы — биоло-
гической и технической — в рамках единой
биотехнической системы. Речь идет о био-
техническом обеспечении исследований,
оценке и управлении состоянием биологи-
ческих систем разного уровня сложности:
организмов (животных и растительных),
биосубстратов и природной среды. Такое
обеспечение необходимо для решения не
только медицинских, но и других задач, раз-
витие которых целиком зависит от качества
технических средств, приспособленных для
исследовательских задач в этих областях.
Новый факультет мог бы выполнять роль
посредника между кафедрами и специали-
стами университета и сторонними органи-
зациями, которые заинтересованы в этих
внедрениях.
Сегодня направление «Биомедицинская
инженерия» представлено в ЭТУ пока толь-
ко одной кафедрой — БМЭ и ОС, которая
готовит две группы на дневном отделении.
По научным интересам ближе всего к ней
стоят кафедра «Инженерная защита окру-
жающей среды» (одна учебная группа) и
кафедра «Безопасность жизнедеятельнос-
ти», которая не является выпускающей.
В то же время по техническим вопросам
образования новое направление близко к
направлению «Приборостроение». В тече-
ние последних пяти лет бакалавры и магис-
тры по медико-техническим проблемам
готовились именно на базе этого направле-
ния, а многие вопросы организации учебно-
го процесса были отработаны с кафедрой
«Электроакустика и ультразвуковая техни-
ка» — типичным представителем приборо-
строительного направления в университете.
Эта кафедра к тому же интенсивно разви-
вает направление дефектоскопии и биоло-
гической интроскопии, есть здесь и работы
по применению ультразвука в медицинской
практике.
Представляется целесообразным вклю-
чение в состав нового факультета и других
кафедр, имеющих прямое отношение к
приборостроению, а также кафедр, обес-
печивающих фундаментальные и общие
профессиональные циклы дисциплин. Пере-
ход в состав нового факультета обязатель-
но приведет к пересмотру многих нарабо-
танных схем организации учебного процес-
са. Но есть надежда, что новое дело, кото-
рое всегда привлекает активных и инициа-
тивных людей, независимо от внешних ус-
ловий, и на этот раз соберет вокруг себя
тех, кто отдаст свои знания и опыт разви-
тию нового факультета. Конечно,.. если он
будет в составе ЭТУ.

Е.П. ПОПЕЧИТЕЛЕВ,
заведующий кафедрой БМЭ и ОС,
профессор

Новый факультет — новые возможности

Сегодняшний гость редакции — заве- дующий кафедрой ЭАС ЭТУ, дирек- тор Международного центра обучения С.А. СТЕПАНОВ. Кор.: — Сергей Анатольевич, Вы вхо- дите в комиссию по реструктуризации нашего университета и координируете работы по организации в нашем вузе нового факультета — экономики и ме- неджмента. Какова цель его создания? С.А.: — Сегодня в ЭТУ проводится комп- лекс работ по созданию эффективной структуры университета и совершенствова- нию образовательного процесса. В этом русле надо рассматривать и появление у нас нового факультета. Его рабочее название — «факультет экономики и менеджмента», а цель создания — введение новых образо- вательных программ подготовки специали- стов с высшим образованием. Эти про- граммы должны сочетать в себе лучшие стороны фундаментальной технической подготовки нашего университета и в то же время давать возможность студентам по- лучить современные знания в области эко- номики. Результатом работы нового фа- культета должна стать подготовка менед- жеров современного производства, обла- дающих необходимым запасом знаний и умений как в области техники, так и управ- ления. Перечень специальностей, по которым будет открыт прием абитуриентов, еще окончательно не определен, но предпола- гается, что это будут «Менеджмент» и «Уп- равление качеством». Кроме того, новый факультет призван усилить подготовку всех студентов ЭТУ по экономическим и управ- ленческим дисциплинам. Кор.: — При создании такого факуль- — тета наш университет будет конкуриро- вать с другими техническими и эконо- мическими вузами, имеющими анало- гичные факультеты. Не окажутся ли наши будущие выпускники невостребо- ванными на рынке труда? С.А.: — Как мне кажется, ни в одном из вузов не реализована программа подготов- ки специалистов, которая бы органично со- четала преподавание технических, эконо- мических и гуманитарных дисциплин. Мы же постараемся восполнить этот пробел. По специальности «Менеджмент» планиру- ется открыть одну из специальностей — «Проектный менеджмент» или «Производ- ственный менеджмент». Что касается специальности «Управле- ние качеством», то это принципиально но- вая специальность, и подготовка по ней до сих пор нигде не велась, хотя спрос на та- ких специалистов очень высок. А вызван он тем, что конкурентоспособность россий- ских предприятий, особенно экспортеров, в условиях рынка напрямую связана с ис- пользованием международных методов управления качеством. Отсутствие кадро- вого потенциала делает усилия наших предприятий по сертификации систем уп- равления качеством (в соответствии с ев- ропейскими стандартами ИСО 9000) мало- эффективными. По опыту Запада, численность службы качества большого предприятия составля- ет десятки человек, на малых предприяти- ях необходимо иметь хотя бы одного спе- циалиста по качеству. Следовательно, по- требность России в таких специалистах ис- числяется десятками тысяч человек. Даже с учетом того, что подготовку по этой спе- циальности планируют открыть вузы в Мос- кве (МАИ, МГТУ им. Баумана и др.), Крас- ноярске и других городах России, удовлет- ворить спрос будет сложно еще многие годы. Кор.: — Вы сказали, что специаль- ность «Управление качеством» принци- пиально новая. Однако, насколько мне известно, подготовка студентов по ана- логичным специальностям существует в России? С.А.: — Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготов- ки специалистов по специальности «Управ- ление качеством» утверждены только 22 июля 1998 года. Тем не менее, еще в 1969 году в СССР состоялся первый выпуск спе- циалистов, в дипломе которых (наряду с
наименованием специальности «Приборы
точной механики») была указана специали-
зация «Контроль и анализ качества в про-
изводстве изделий электронной техники».
В 1987 году была открыта специальность
«Метрология, стандартизация и управление
качеством», и около десяти вузов СССР
осуществляли подготовку инженеров в этой
области. Позже специальность распалась
на две самостоятельные — с прежним на-
званием и «Стандартизация и сертифика-
ция», в которых была утрачена основная
часть подготовки — собственно управление
качеством. В условиях плановой экономи-
ки забота о качестве свелась к работе пе-
чально известных ОТК.
В то же время на Западе и в Японии весь
производственный процесс анализировал-
ся с точки зрения выпуска качественной
продукции в интересах потребителя. Так
произошел переход к повсеместно внедря-
емой на Западе системе ТОМ — «Всеоб-
щее управление качеством». По этой спе-
циальности ведется подготовка специалис-
тов более чем в 90 университетах и бизнес-
школах в 28 европейских странах.
В странах Европейского Союза существу-
ет Единая согласованная система Европей-
ской организации качества (ЕОК) для под-
готовки, регистрации и сертификации спе-
циалистов в области качества. Разработа-
ны квалификационные требования к специ-
алистам, работающим в области качества,
соответствующие требованиям к уровню их
подготовки и содержанию экзаменов, про-
водимых соответствующим органом реги-
страции/сертификации.
Вхождение России в мировое экономи-
ческое сообщество требует пересмотра
прежних установок на образование в обла-
сти качества. Разработанная в нашей стра-
не образовательная программа полностью
гармонизирована с требованиями ЕОК.
Специалист в области «Управление каче-
ством» в процессе обучения приобретает
глубокие знания в области инженерной,
экономической и управленческой подготов-
ки, а также в области современных инфор-
мационных технологий.
Кор.: — Будет ли отличаться образо- 
вательный процесс студентов факульте- 
та экономики и менеджмента от обу- 
чения на технических факультетах ЭТУ? 
С.А.: — На первых двух курсах — прак-
тически нет, за исключением более глубо-
кой подготовки по экономике и иностран-
ному языку. Начиная с третьего курса, от-
личия будут сущетвеннее как по набору
дисциплин, так и по организации процесса
обучения. В качестве обязательных дисцип-
лин студенты будут изучать менеджмент,
маркетинг, управление персоналом, осно-
вы делового общения и цикл специальных
дисциплин по ТОМ, стандартизации, серти-
фикации и метрологии.
Главное отличие этой программы заклю-
чается в том, что на старших курсах она
практически полностью гармонизирована с
программами зарубежных университетов.
А это означает, что у наших студентов по-
является возможность (как это принято в
других странах) один или два семестра
учиться в университетах Европы и США.
Кроме того, по окончании обучения вы-
пускникам кафедр нового факультета бу-
дет присваиваться квалификация «Адъюнкт
качества». После того, как выпускник при-
обретет опыт практической работы, он
может вернуться в университет и сдать до-
полнительные экзамены на присвоение
международной квалификации «Менеджер
по качеству» и далее, вплоть до высшей ква-
лификации ЕОК «Аудитор качества».
Кор.: — И последний вопрос. Каковы 
реальные возможности открытия тако- 
го факультета и когда начнет осуществ- 
ляться прием абитуриентов? 
С.А.: — Одна из серьезнейших проблем,
стоящих при организации факультета, —
кадровая. Уже сейчас идет отбор в аспиран-
туру молодых специалистов, ориентирован-
ных на работу на этом факультете. Кроме
того, немецкое правительство финансиру-
ет международный проект по подготовке
восьми преподавателей для нашего универ-
ситета, которые получат квалификацию пре-
подавателей-профессионалов ЕОК и смогут
получить высшую квалификацию эксперта-
аудитора ЕОК. Если все проблемы началь-
ного этапа будут решены, то прием студен-
тов на новый факультет может быть объяв-
лен уже со следующего года.

Страница 4

У НАШЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ — СВОЕ ЛИЦО

ЗА ПЯТЬ с половиной лет, отделяющих нас от того момента, когда в 1993 году в ЭТУ была открыта специальность «Связи с общественностью», произошло немало зна- чимых для становления и развития новой спе- циальности событий. Одним из них явилось создание выпускающей кафедры «Связи с общественностью», которая свою основную задачу видит в том, чтобы постоянно подни- мать уровень профессиональной подготовки будущих выпускников, находить и привлекать к учебному процессу специалистов, облада- ющих практическим опытом работы в ПР и рекламе, прививать студентам вкус к само- стоятельности и творческому подходу в ре- шении сложных и разнообразных задач, сто- ящих перед ПР-специалистами. Ежегодно к нам приходят новые студенты, и каждый читаемый им курс имеет свое «лицо», что делает работу с молодыми людьми нео- бычайно интересной. И несмотря на то, что се- годня подготовка по специальности «Связи с общественностью» ведется уже во многих ву- зах города и страны, конкурс на Гуманитарный факультет ЭТУ по-прежнему высок. В феврале 1999 года впервые проходят за- щиты дипломных работ у наших шестикурс- ников. Диапазон тем, выбранных выпускни- ками для дипломных исследований, очень широк — от функций служб ПР в коммерчес- ких организациях и государственных струк- турах до коммуникационного аудита и созда- ния позитивного корпоративного имиджа. Важно, что все дипломные работы отража- ют опыт, приобретенный студентами во вре- мя преддипломной практики. Преподаватели нашей кафедры постоянно расширяют и укрепляют связи с коллегами из других вузов, специалистами-практиками. Обмен опытом преподавания различных дис- циплин, а также обсуждение теоретических вопросов происходит на ежегодно проводи- мой конференции «Паблик Рилейшнз: обра- зование и профессия». Острой проблемой, требующей своего ре- шения, остается отсутствие учебников и учеб- ных пособий для студентов, обучающихся по нашей специальности. В период становления ПР в нашем университете эту проблему по- могали решать учебники и материалы, при- сланные нам коллегами из Таусонского уни- верситета. Но мы отчетливо осознаем необ- ходимость создания собственных учебных материалов, учитывающих и отражающих российские реалии и отечественный опыт. Преподаватели нашей кафедры уже под- готовили и сдали в печать несколько учебных пособий, а также методические указания к курсам «Межкультурная коммуникация» и «Организация конференций и встреч». В 1998 году в издательстве «Политехника» вышел в свет англо-русский словарь по рекламе и Паблик Рилейшнз, автором которого являет- ся профессор нашей кафедры К.А. Иванова. ... Совсем скоро дипломированные специ- алисты по связям с общественностью, полу- чив солидную общегуманитарную и специ- альную подготовку, шагнут в жизнь. Хочется думать, что они станут хорошими професси- оналами и не забудут свою Alma Mater. Л.В. АЗАРОВА, зав. кафедрой СО В.М. ШАДРОВА, доцент кафедры СО
ИЮЛЬ 1993 ГОДА. Идет вступительный
экзамен по английскому языку. Тако-
го не было с начала 60-х годов, когда все
абитуриенты ЛЭТИ сдавали экзамен по ино-
странному языку. А в июле 93-го в Санкт-
Петербургском электротехническом уни-
верситете впервые в России начинается под-
готовка студентов по новой специальности,
официальное наименование которой «Свя-
зи с общественностью», а для нас — «ви-
новников» идеи и непосредственных участ-
ников ее реализации эта специальность
именуется Public Relations или PR. Что же
предшествовало этому событию?
Идея подготовки студентов по специаль-
ности, связанной с языковой коммуникаци-
ей, возникла в результате посещения в 1990
году нашим профессором К.А. Ивановой
Таусонского университета в США. Эта идея
получила свое дальнейшее развитие и окон-
чательно оформилась как программа по PR
в результате совместной работы с профес-
сором Таусонского университета Майклом
Стэнли в течение семестра на кафедре ино-
странных языков в ЭТУ.
Весна 1993 года. Подписан Меморандум
о совместной деятельности по реализации
PR-программы с Таусонским университе-
том. Благодаря действенной поддержке
тогда первого проректора профессора
Д.В. Пузанкова было получено разрешение
Министерства на проведение в ЭТУ подго-
товки студентов по специальности «Связи с
общественностью».
В течение первых трех лет (до открытия
кафедры «Связи с общественностью») ка-
федра иностранных языков осуществляла
подготовку студентов по ряду дисциплин
этой специальности. При этом нам при-
шлось поднимать совершенно новый пласт
работы — шла подготовка курса лекций и
чтение лекций по таким дисциплинам как
«Языкознание», «Теория перевода»,
«Страноведение», «Зарубежная литерату-
ра».
Этап планирования — довольно продол-
жительный и трудоемкий процесс. Потяну-
лись дни, заполненные составлением учеб-
ных планов, программ, графиков. Одно-
временно продолжался творческий и кро-
потливый труд со студентами по изучению
ими английского и второго иностранного
(немецкого или французского) языков, а
также работа, связанная с подготовкой
учебного материала по различным аспек-
там иностранного языка, использованием
новых учебных пособий, новых методик и
технологий обучения. Кстати, знание двух
иностранных языков жизненно необходимо
для будущих коммуникаторов — PR-специ-
алистов. И такие практические занятия пре-
подаватели кафедры иностранных языков
ведут в течение всех пяти лет обучения сту-
дентов в университете.
Итак, сентябрь 1993 года — 40 первокур-
сников приступили к занятиям по новой спе-
циальности — PR. Февраль 1999 года —
первый выпуск студентов Гуманитарного
факультета. А мы готовимся к приему но-
вого поколения студентов.

Т.В. ШУЛЬЖЕНКО,
зав. кафедрой иностранных языков
К.А. ИВАНОВА,
профессор кафедры
«Связи с общественностью»


УЧИТЬСЯ НАДО ТАМ, ГДЕ НРАВИТСЯ

Паблик Рилейшнз... Что означает это понятие для недавнего выпускника шко- лы? Каковы его первые впечатления о на- шем университете, факультете, окружа- ющих его новых людях? И вот что ответил на эти вопросы первокурсник Гуманитар- ного факультета Кирил МАТВЕЕВ. — Летом 1998 года я поступал сразу в несколько вузов. Среди них были матема- тико-механический факультет «большо- го» университета, факультет звукорежис- суры в Гуманитарном университете проф- союзов, но... Где-то были неудачи, где- то профессия не отвечала моим склонно- стям, как в случае с матмехом — факти- чески я поступал туда, чтобы проверить свои возможности... И кончилось все тем, что я сдал документы в ЛЭТИ, на Гумани- тарный факультет. Не могу сказать, что вступительные экза- мены были для меня очень сложными. Я хорошо учился в школе, всегда дружил с английским языком. К тому же по складу своего ума я — гуманитарий, а Паблик Ри- лейшнз — самая что ни на есть гуманитар- ная сфера деятельности. Теперь, после че- тырех месяцев учебы я понял, что сама спе- циальность «Связи с общественностью» мне очень интересна. ПР-специалист — это лицо фирмы, он должен быть талантливым орга- низатором, уметь налаживать связи и кон- такты, владеть речью, умением убеждать... — Значит, тебе нравится здесь учиться? — Да. Нравится атмосфера ЭТУ, обще- ние с ребятами — моими сокурсниками. Во всяком случае у меня нет желания пос- ле учебных занятий сломя голову бежать домой. А еще за это время я понял, что нельзя полагаться ни на кого, кроме себя. Здесь за тобой никто не будет бегать, никто не будет тебя пугать — это не школа. Теперь все зависит от тебя, твоей собранности и организованности. К тому же надо еще за- ниматься самообразованием, ведь препо- даватель дает направление, а дальше ты обязан развивать его сам... И еще одно. Я — студент-контрактник, т. е. сам оплачиваю свое обучение. На- верное поэтому успел заметить, что те ре- бята, которые платят за учебу, относятся к ней намного серьезнее. — А работать тебе уже приходилось? — Когда я учился, то всерьез о работе не задумывался. Но сейчас, во время про- должительных зимних каникул мне уда- лось устроиться на работу торговым аген- том. Оказалось, что это очень тяжелая ра- бота: весь день в бегах, стучишься в дверь и порой с тобой разговаривают так, что настроение на весь день испорчено. — Как, по-твоему, Гуманитарный факуль- тет обособлен от технических факультетов? — Да, и первая его отличительная чер- та — здесь учатся много девушек. И во- обще мне кажется, что мы, студенты- манитарии отличаемся от студентов тех- нических специальностей и манерой об- щения, и кругом интересов. «Технари», в свою очередь, считают, что учиться на Гу- манитарном факультете — это полная ерунда. Я так не думаю, просто, навер- ное, «каждый кулик свое болото хвалит». Одним словом, учиться надо там, где тебе нравится... М. БОРОВСКАЯ
Галя СИЗОВА и Юля СОЛОВЬЕВА 
— студентки первого выпус-
ка специальности «Связи с общественностью».
Наша беседа началась с традиционного вопро-
са:
— Девочки, поступая в ЭТУ шесть лет на- 
зад, как вы представляли себе специаль- 
ность под названием «Связи с общественно- 
стью»? 
Юля: — Паблик Рилейшнз — это была тай-
на, покрытая мраком. В России тогда очень не-
многие понимали что это означает. Мне же ПР
напоминала социологию.
— Почему же вы устремились в неизведан- 
ное? 
Галя: — Мне объяснили, что главное для
специалиста по связям с общественностью —
умение общаться с людьми, что мне всегда
нравилось, к тому же это и хорошо у меня по-
лучалось. Поэтому я и решила попробовать
себя в подобной деятельности. Интересно выг-
лядела и сама образовательная программа.
Во-первых, изучались два иностранных языка,
а во-вторых, в программе был представлен
широкий набор предметов: экономика, фило-
софия, право, статистика, риторика.
— Что вам больше всего нравилось во вре- 
мя учебы?
Юля: — Прежде всего то, что мы смогли
подтянуть свой языковой уровень. В этом нам
очень помогла преподаватель кафедры инос-
транных языков Л.И. Стишкова.
Галя: — Мне нравилось то, что в курсах по
специальности (Speech Comunication, органи-
зация пресс-конференций и деловых встреч)
присутствуют элементы игры, которые делали
занятия веселыми и уж во всяком случае не
скучными. Полезной была и летняя практика по
журналистике, она дала навыки владения пе-
ром, а без этого ПР-специалисту не обойтись.
Профессиональную практику мы с Юлей про-
ходили во время работы в Петербурге Второ-
го международного конгресса виолончелис-
тов. Мы участвовали в его организации и до сих
пор считаем, что нам очень повезло.
— А что во время учебы вам не нравилось?
Галя: — Предметы частично дублировали
друг друга.
Юля: — Нам не хватало бесед с професси-
оналами-практиками, которые могли бы поде-
литься с нами своим опытом.
— Удавалось ли вам совмещать учебу с 
работой? 
Галя: — Учась на четвертом курсе, я рабо-
тала в рекламно-информационном агентстве
СПН-Гранат. Моя должность называлась — ас-
систент менеджера по связям с общественно-
стью и рекламе. Я писала пресс-релизы, уста-
навливала контакты со СМИ, принимала учас-
тие в рекламных проектах, организуемых аген-
ством, например, в рекламной акции чая
«Lipton» и т. д. Но работать и учиться было
очень сложно, и мне пришлось уйти из аген-
ства. Однако вскоре у меня появилось новое
занятие — в гостиничном комплексе «Асто-
рия» я занималась налаживанием взаимоотно-
шений между руководством и персоналом
отеля, в частности, я стала выпускать инфор-
мационный листок.
Юля: — Узнав о том, что в нашем универси-
тете создается отдел по связям с общественно-
стью, мы с Галей приняли предложение пора-
ботать здесь. Мы уже выпустили первый номер
информационного листка, который призван
давать краткую и оперативную информацию о
событиях в вузе. Сейчас вместе с руководите-
лем отдела по связям с общественностью Д.М.
Глебовым мы занимаемся подготовкой «дней
ЛЭТИ», которые пройдут в университете в пос-
леднюю неделю марта.
— Намереваетесь ли вы продолжить свое 
образование и есть ли в этом необходимость? 
Галя: — Развитие полученных навыков плюс
либо экономическое, либо дизайнерское, либо
какое-то еще образование — это возможность
выжить при жестокой конкуренции на рынке
труда.
— А востребован ли сейчас специалист по 
ПР?
Юля:  — В ходе подготовки своего диплом-
ного проекта одна из наших сокурсниц занима-
лась исследованиями спроса на специалистов
по связям с общественностью. Вот один из вы-
водов: только 40 процентов наших однокурсни-
ков нашли работу, связанную либо с ПР, либо с
рекламой.
— Что бы вы посоветовали первокурсникам —
Гуманитарного факультета, обучающимся по 
специальности «Связи с общественностью»? 
— Не нужно пренебрегать общеобразова-
тельными предметами, как это делали многие
из нас. Специалист по ПР — это высокоэруди-
рованный человек, он должен обладать широ-
ким кругозором, разбираться во многих вопро-
сах профессиональной и общественной жизни.
Только в этом случае он сумеет выгодно себя
представить работодателю.

Б. МАШИНА 



Учредители:

Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г.

Адрес редакции:

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 234-84-03.

Редактор

О. И. ТУГАРИНА Тираж 1500 экз. Бесплатно. СПб ГГК, Ленинский пр, 139. Заказ № 377.

© Copyright 1999 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.