Страница 1

Дни
ЛЭТИ-ЭТУ

В нашем университете большой
праздник — Дни ЛЭТИ-ЭТУ. Какими
событиями отмечены эти весенние дни?
Открылись Дни нашего университе-
та торжественным заседанием правле-
ния и 50-ми юбилейными чтениями
НТО РЭС им. А.С. Попова, которые
состоялись 16 марта в конференц-зале
пятого корпуса. 22 марта, также в пя-
том корпусе, все желающие смогли
побывать на презентации лучших науч-
ных проектов студентов и сотрудников
нашего университета, а затем ознако-
миться с выставкой научно-техничес-
ких достижений. Несомненный инте-
рес у студентов и сотрудников ЭТУ вы-
зовут и другие выставки: историческая
(история строительства нашего вуза),
библиотечная, газет и стенгазет про-
шлых лет, фоторабот лэтишников всех
лет.
ЛЭТИ-ЭТУ строился и расширялся
более ста лет, поэтому история его
развития в архитектурном плане также
несомненно заинтересует студентов и
сотрудников, и ей будет посвящен це-
лый день празднеств.
На заседании Ученого совета уни-
верситета, которое состоится 25 мар-
та, будут вручены награды студентам
— победителям различных конкурсов,
олимпиад и т.д.
В нынешнем году исполняется 50
лет студенческому строительному
движению. К сожалению, в после-
дние годы его границы существенно
сузились, но и сейчас наш вуз про-
должает ежегодно организовывать
несколько ССО. Когда-то студенчес-
кое строительное движение было
неотъемлемой частью жизни ЛЭТИ.
Этому событию будет тоже посвящен
один из дней праздника.
В субботу, 27 марта состоится вечер
отдыха. Студенты смогут посмотреть
праздничный концерт, повеселиться на
дискотеке. Этим мероприятием и за-
кончится большой праздник — Дни
ЛЭТИ-ЭТУ, который проводится впер-
вые зи многие годы и который позво-
лит познакомиться с интересной, раз-
нообразной, не всегда простой, но
всегда увлекательной жизнью нашего
университета.
Впрочем, торжественные меропри-
ятия не исключают и личных встреч вы-
пускников нашего вуза различных лет,
которые наверняка будут проходить
как в самом вузе, так и в местах отды-
ха города, в квартирах питерцев —
бывших лэтишников. Всем вам — инте-
ресных встреч и приятного отдыха!
«Узкая специализация
как массовое явление
должна уйти в прошлое»

Недавно проректор по учебной работе
ЭТУ, д.т.н., профессор В.Н. Ушаков вернул-
ся из поездки в США, организованной Ин-
формационным агентством этой страны, о
чем более подробно расскажем в следую-
щем номере газеты. Сегодня же хотелось
бы затронуть только один, но очень злобод-
невный вопрос — о востребованности вы-
пускников технических высших учебных за-
ведений. По словам Виктора Николаевича, в
США, по крайней мере, для выпускников
престижных университетов это не является
проблемой, чего нельзя сказать о выпуск-
никах российских вузов.
— Большинство наших студентов,— говорит
В.Н. Ушаков,— сегодня не уверены в том, что
после окончания вуза они будут работать по
специальности, и это обстоятельство связано
с нынешним кризисом отечественной при-
кладной науки и промышленности.
Однако существует абсолютная ценность
образования, часто бывает важно не то —
чему учиться, а то — где и как учиться, в ка-
ком окружении. Это означает, что молодые
люди в возрасте 17-22 лет должны — по воз-
можности — проводить время в универси-
тетской атмосфере.
До сих пор вузы нашей страны, удовлет-
воряя потребности промышленности, гото-
вили специалистов с хорошей фундамен-
тальной подготовкой и узким специализиро-
ванным профилем. Таких инженеров на про-
тяжении многих лет выпускал и наш универ-
ситет.
Сейчас, как мне кажется, образование
должно быть нацелено на подготовку спе-
циалистов широкого профиля; узкая специ-
ализация — как массовое явление — долж-
на уйти в прошлое, тем более, что на подоб-
ное обучение у государства в настоящее
время просто нет денег.
Сейчас в России идет подготовка к пере-
ходу на новый перечень специальностей и
направлений высшего профессионального
образования, формируются предложения
по структуре государственного образова-
тельного стандарта нового поколения. Они-
то и будут определять качество подготов-
ки и профиль будущих специалистов, а зна-
чит, и их востребованность обществом.
Возможно, в условиях серьезного дефи-
цита государственных ресурсов, который
мы сейчас имеем, следовало бы отказать-
ся от массовой подготовки инженеров в
течение 5—5,5 лет. Целесообразно было
бы перейти на четырехлетние программы
подготовки бакалавров техники и техноло-
гий в рамках относительно неширокого
спектра направлений, не сокращая при
этом ни числа вузов, ни контрольных цифр
приема студентов в России. Это должны
быть несколько иные бакалавры, чем мы
готовим сейчас, а именно: с более глубо-
кой общепрофессиональной и специальной
подготовкой (разумеется, за счет сокра-
щения фундаментальной и гуманитарной
составляющих).
В такой ситуации право подготовки маги-
стров и инженеров в течение дополнитель-
ных полутора-двух лет за государственный
счет разумно было бы предоставить толь-
ко ведущим вузам и в весьма ограниченных
масштабах — к примеру, численность ма-
гистратуры могла бы составить процентов
десять, а студентов инженерных специаль-
ностей — процентов двадцать от общей
численности выпускников бакалавриата в
целом по стране.
Безусловно,— заканчивает разговор В.Н.
Ушаков,— возможны и иные точки зрения на
эту сложную проблему. И меня сейчас осо-
бенно беспокоит пассивная позиция Миноб-
разования в организации обобщения имею-
щегося в стране опыта реализации много-
уровневой подготовки и в определении ее
перспектив.

26 ФЕВРАЛЯ в нашем университете со-
стоялась церемония выпуска первых в
России дипломированных специалистов
по связям с общественностью. Выпускни-
ков поздравили ректор ЭТУ, преподава-
тели университета, гости. Выступавшие
вспоминали о том, как зародилась идея
создания Гуманитарного факультета, о
его первых шагах и трудностях.
На торжественной церемонии присут-
ствовали: представитель Генерального
консульства США в Санкт-Петербурге —
консул по вопросам печати и культуры
Джанет Демирей, а также гости из Тау-
сонского университета в США — прорек-
тор по международным связям Дин Эс-
лингер, профессора кафедры коммуни-
кации Таусонского университета — Майкл
Стенли и Марк Макелриз, которые хоро-
шо знакомы нашим шестикурсникам. Они
пожелали выпускникам кафедры “Связи
с общественностью” успехов в их профес-
сиональной карьере и посоветовали про-
должать свое обучение, не останавлива-
ясь на достигнутом. ясь на достигнутом.
И студенты, и гости церемонии были
приятно удивлены тем, что в дополнение
к диплому нашего университета выпуск-
ники получили сертификат Таусонского
университета, подтверждающий профес-
сиональную подготовку в области Паблик
Рилейшнз и рекламы.

Проекты
Tempus
Tacis —
в жизнь

В этом году наш университет выиграл
два из 15 российских проектов в рам-
ках Европейской программы Tempus
Tacis.
Один из них предполагает автомати-
зацию библиотеки ЭТУ. Ее цель — под-
ключение нашей вузовской библиотеки
к европейской библиотечной сети, о
чем рассказывает сегодня на страницах
нашей газеты проректор по междуна-
родным связям С.О. Шапошников.
Цель другого проекта — распростра-
нение результатов, полученных в итоге
реализации проекта по созданию кур-
са «Экономия в электроэнергетике».

КОРОТКОЙ СТРОКОЙ

— Государственный Санкт-Петербургский электро-
технический университет в числе трех вузов нашего го-
рода признан Всемирным технологическим универси-
тетом. Нам предложено участвовать в программе мо-
дульного образования, которое распространено в Ев-
ропе и предполагает возможность для наших студен-
тов учиться в различных вузах мира. Так, например, к
нам может приехать студент из Германии и прослушать
здесь модуль по квантовой физике или математичес-
кому анализу, который будет ему зачтен его вузом.
— Вышло в свет постановление Правительства РФ,
которое определяет право на отсрочку от службы в
армии для молодых специалистов, поступающих на ра-
боту по специальности в одно из обусловленных дан-
ным постановлением предприятий или учреждений. Эта
отсрочка распространяется на восемь вузов Санкт-Пе-
тербурга, в том числе и на наш университет.

«Вести ЭТУ-ЛЭТИ»
за февраль 1999 года

Страница 2

Его миссия — защита культуры и духовности...

Университет. Университетское образо- вание. Что это такое? Какие идеологичес- кие концепты лежат в его основе? Само понятие «университет» первона- чально означало «сообщество», «коопера- ция» и предполагало свободное объедине- ние преподавателей и студентов. Первые университеты появились в Европе в XIII веке. К этому времени общество уже пыталось реализовать некоторые модели образова- ния. Первая модель — это обучение профес- сиональным навыкам, которое осуществля- лось посредством ученичества: мастер, учитель, умелец передавали знания, навы- ки, умение и секреты желающим. Вторая модель — передача знаний и ценностей, ко- торая предполагала книжную ученость и развитие личностных интеллектуальных способностей на базе развивающейся на- уки. Появившиеся университеты подхвати- ли второе направление и начали формиро- вать как новые технологии образования, так и новое образованное поколение. Вместе с первыми университетами появи- лись понятия: университетское и неунивер- ситетское, классическое образование. Воз- родилась общая концепция либерального образования времен античности, т.е. обра- зование свободного человека. Во-первых, свободного юридически, то есть не раба; во-вторых, свободного от заботы о хлебе насущном, не плебея, а патриция. Либе- ральное образование — образование осво- бождающее. Его основой являлись гумани- тарные дисциплины: литература, филосо- фия, логика, риторика. Тогда считалось, что гуманитарные знания дисциплинируют ум и учат мыслить. В XIX веке появляется «идея универси- тета», заключающая в себе представление об идеальном образовательном учрежде- нии с особыми функциями и особым по- ложением в обществе. Это понятие выд- винул английский ученый Д. Ньюмен (1801—1890). По его мнению, главная миссия университета — создание интел- лектуального сообщества путем каче- ственного общения людей. Университет занимается подготовкой джентльменов- интеллектуалов. Интеллектуальное обще- ние избранных в университетском про- странстве — вот что такое английская «идея университета». Почти одновременно В. Гумбольдт (1767—1835) в Германии создает свой уни- верситет, который определяется как ме- сто науки, культуры и образования. В не- мецкой модели университета доминиру- ет научно-исследовательская деятель- ность. Гумбольдт провозглашает приори- тет теоретического знания, при этом осо- бая роль отводится гуманитарному обра- зованию. Здесь возникает новая форма отношений преподавателей и студентов — сотрудничество исследователей. Немецкая модель университета значи- ма не только дальнейшим развитием «идеи университета» как культурного и об- разовательного центра общения и научной деятельности, но и становлением новой организационной структуры учебного процесса — лекционно-семинарской сис- темы. В Берлинском университете, осно- ванном в 1810 году, впервые появился устав, которым определялись права и обязанности студентов и преподавателей. С этого момен- та здесь проводятся выборы ректора и Се- ната университета.
На рубеже веков американский профес-
сор А. Флекснер (1866—1959) выдвигает
«идею современного университета», кото-
рый должен способствовать решению об-
щественных проблем путем их философс-
кой рефлексии, научных исследований, под-
готовки ученых, а значит, университет дол-
жен давать предельно широкое фундамен-
тальное образование.
Американское университетское образо-
вание содержательно и организационно пы-
тается соединить подготовку исследовате-
лей и практиков. Оно отличается от европей-
ского университетского образования боль-
шей автономией вузов от государства, зак-
репленной законами и обеспеченной финан-
сами частных корпораций. Его отличает так-
же гибкость и вариабельность образования,
нашедшая организационное и учебно-мето-
дическое выражение в системе элективных
курсов, что для преподавателей означало
свободу выбора исследовательской деятель-
ности и предмета преподавания, а для сту-
дентов — свободу выбора направлений и
способов получения знаний.
С начала века в развитии университетско-
го образования можно выделить три основ-
ных этапа. Первый — до 50-х годов, когда
задачей университетов, особенно в Европе,
была подготовка государственных чиновни-
ков и политической элиты. Второй — до 70-х
годов, когда университеты стали обеспечи-
вать подготовку кадров для промышленнос-
ти, и третий этап — с 70-х годов, когда уни-
верситеты превратились в инструмент соци-
ально-экономического и культурного изме-
нения и развития общества.
Один из теоретиков постиндустриального
общества Д. Белл определяет университет
как «особую станцию социального обслу-
живания». Университетское образование —
по модели Белла — должно складываться
из трех ступеней: приобретение базовых
гуманитарных и естественно-научных зна-
ний; профессиональная специализация и
изучение методологии научного познания
на основе современной философии, онто-
логии, теории познания и когнитивной пси-
хологии. Университет должен стать по-
средником между культурой и техникой,
его миссия — защита культуры и духовно-
сти от утилитаризма и технократизма. Со-
циальные задачи университета — постоян-
ное воспроизводство интеллектуального
потенциала общества, подготовка полити-
ческой элиты, призванной обеспечить
власть достойных.
Ведущей тенденцией в развитии высше-
го, в том числе и университетского, обра-
зования сегодня называют диверсификацию
образовательных структур, т.е. широкое
разнообразие институциональных типов об-
разовательных услуг.
Задачи современного университета би-
нарны: это соединение фундаментального
образования с профессиональным обуче-
нием. Теперь университет — центр комму-
никаций, и главное значение в любом спе-
циальном образовании имеет обучение со-
временным интеллектуальным навыкам и
умениям, информационным технологиям,
методологии научного познания, т.е. все-
му тому, что позволит выпускнику универ-
ситета быстро адаптироваться в меняющей-
ся социальной реальности.
Таким образом, исторический экскурс в
историю философии и идеологии универ-
ситетского образования показывает нам,
что миссия университета во все времена
рассматривалась как сохранение и умно-
жение интеллектуального потенциала об-
щества, развитие фундаментальных науч-
ных исследований, обеспечение домини-
рования ценности знания и культуры.

О.Ю. МАРКОВА,
декан Гуманитарного
факультета ЭТУ

Этому успеху есть объяснение

Студенческий командный чемпионат мира по программированию проводится с 1977 года, однако Россия участвует в нем всего три года. В третий раз принимает участие в этих престижных для каждой страны и каждо- го вуза соревнованиях и Северо-Восточ- ный регион, куда входят Россия, государ- ства СНГ и Прибалтика. Организацию и про- ведение отборочного тура среди вузов этого региона взял на себя СПб институт точной механики и оптики, команда кото- рого, как, впрочем, и команда «большого» университета, является практически про- фессиональной, поскольку давно и успеш- но выступает в международных соревно- ваниях подобного ранга. В одной четвертой финала чемпионата мира участвовали 27 команд из вузов Санкт-Петербурга, Мурманска, Архан- гельска, Новгорода, Псковской области и Карелии. Наш университет был представ- лен тремя командами, две из которых вышли в полуфинал. Впереди наших участ- ников соревнований были лишь команды двух вузов, о которых шла речь выше. В полуфинале наша первая команда высту- пила успешно, решив четыре задачи из шести и обойдя многие профессиональ- ные команды. Это — несомненный успех и серьезное достижение наших студентов. Теперь с полным основанием и команду ЭТУ можно считать профессиональной (на первых соревнованиях она имела ста- тус любительской). Этому успеху есть объяснение. Второй год подряд в нашем университете весной проходят олимпиады ЭТУ по программи- рованию и информатике, по итогам кото- рых и формируются сборные команды ЭТУ для участия в чемпионате мира. В марте 1998 года в университетской олимпиаде участвовали 48 студентов, в основном, первого-третьего курсов. При этом 36 человек представляли ФАВТ и 12 — все остальные факультеты. В финал вышли 19 студентов, в том числе с ФАВТа — 16. Из победителей были сформиро- ваны две команды по три человека, состо-
ящие, в основном, из студентов, обучаю-
щихся на кафедрах ВТ и МО ЭВМ. Это —
Александр Максимов (капитан), Сергей
Григорчук и Дмитрий Трухачев (первая
команда); Руслан Фомкин (капитан), Кон-
стантин Соболев и Вадим Сенчуков (вто-
рая команда). Они и участвовали в полуфи-
нале чемпионата мира по программирова-
нию.
И еще один отрадный факт. Команды для
всех последних соревнований в значитель-
ной мере готовили сами студенты, в част-
ности, нынешние дипломники Денис Имаев
и Андрей Петушков, которые, еще будучи
третьекурсниками, участвовали в этих со-
ревнованиях.
В марте 1999 года в ЭТУ пройдет очеред-
ная олимпиада по программированию и ин-
форматике, из ее победителей будут сфор-
мированы команды нашего университета
для участия в студенческом командном
чемпионате мира по программированию
1999 года.
И в заключение хотелось бы выразить
благодарность студенческому профкому
ЭТУ, который помогает участникам олим-
пиад и в организации тренировок, и в на-
граждении призами и денежными преми-
ями. Олимпиады поддерживаются и про-
граммой «Интеграция», в которой есть
раздел о возрождении этого движения.
Обо всем этом рассказали редакции
руководитель вузовской олимпиады
1998 года Сергей Ивановский, доцент
кафедры МО ЭВМ и координатор этой
олимпиады Дмитрий Кречман, ассис-
тент кафедры МО ЭВМ.


На снимке:
обе университетские
команды,
принявшие
участие
в чемпионате
мира по
программированию.
Вместе
с ребятами —
их тренеры и
координатор
олимпиады.

Алексеев Олег Васильевич

Администрация Санкт-Петербурга, Со- вет ректоров Санкт-Петербурга, Санкт- Петербургский научный центр РАН, адми- нистрация Петроградского района и Санкт- Петербургский государственный электро- технический университет «ЛЭТИ» с глубо- ким прискорбием сообщают, что 5 марта скончался видный ученый в области радио- электроники, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии, заведующий кафедрой универси- тета Олег Васильевич Алексеев. О.В. Алексеев родился в Ленинграде 6 апреля 1937 года. Вся сознательная тру- довая жизнь Олега Васильевича была свя- зана с Санкт-Петербургским электротех- ническим университетом «ЛЭТИ». Он окончил ЛЭТИ в 1961 году, здесь же учил- ся в аспирантуре, после окончания кото- рой в 1965 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1974 году — докторскую. В течение долгих лет работы в универси- тете он занимал должности декана радио- технического факультета, заведующего кафедрой, проректора по международ- ным связям. С 1984 по 1998 год являлся ректором ЛЭТИ.
Результаты его научных работ опублико-
ваны в более чем 10 монографиях, учебни-
ках и учебных пособиях, в более 150 статьях
в отечественных и зарубежных изданиях.
Научная и инженерная деятельность Олега
Васильевича была направлена на создание
средств связи, локации и навигации для ис-
пользования во всех сферах народного хо-
зяйства. За создание радиопередающих ус-
тройств и систем связи он был в 1983 году
удостоен звания лауреата Государственной
премии СССР.
Олег Васильевич награжден орденами
Трудового Красного Знамени, Дружбы на-
родов, многими медалями и почетными гра-
мотами. Ему было присвоено почетное зва-
ние «Заслуженный деятель науки и техники
Российской Федерации». Он был избран
академиком ряда общественно-професси-
ональных академий. Возглавляя в течение
15 лет один из ведущих вузов России, он
много сделал для совершенствования выс-
шего образования и развития вузовской на-
уки в нашей стране. Его высокий личный ав-
торитет, обаяние и внимание к людям снис-
кали ему исключительное уважение среди
научно-педагогической общественности
России и других стран, студентов, профес-
сорско-преподавательского состава уни-
верситета и многочисленных учеников.
Светлая память об Олеге Васильевиче
навсегда сохранится в наших сердцах.
Выражаем искреннее соболезнование
семье и близким покойного.

РЕКТОРАТ УНИВЕРСИТЕТА

Страница 3

... Все равно что стать президентом США

В канун празднования в ЭТУ Дней уни- верситета в редакцию газеты «Элект- рик» пришло письмо из Архангельска от бывшего выпускника ЛЭТИ, закон- чившего наш вуз в 1975 году, Ивана Фунтикова. Выдержки из этого письма мы и предлагаем сегодня вниманию чи- тателей. Итак... Я учился в ЛЭТИ с 1969 по 1975 годы. Кстати, даже печатался в газете «Элект- рик». Мое интервью под названием «Кру- той маршрут» было опубликовано в газе- те 30 декабря 1974 года. Но это, так ска- зать, присказка... С 1975 года я работал в Архангельске и в 1995 году вышел на пенсию. Эти 20 лет пролетели, как один день. К этому надо добавить еще более десяти лет трудово- го стажа, который у меня был к моменту окончания вуза. Дело в том, что начиная со второго курса, я работал лаборантом, обрубщиком на заводе «Электрик» и дворником на двух участках одновремен- но. И при этом вполне успешно учился в институте. И каждый день на занятия шел, как на праздник.
Профессор Б.Н. Норневский, заходя в
лабораторию, со всеми здоровался за
руку. До сих пор помню, как этот вроде
бы обычный жест вдохновлял нас, и ка-
кой огромный заряд энергии переходил
от него к нам.
Архангельск 1975 года... Он еще стро-
ился. Город, как и область, были «крас-
ными», и как все «красные», голодали. В
магазинах были только сырки по 12 копе-
ек, а на заводе — непрерывные партсоб-
рания, и все должности были заняты чле-
нами КПСС. Меня, молодого специалис-
та, приняли на работу технологом элект-
роцеха с окладом 135 рублей. На первых
порах было трудно, особенно после
ЛЭТИ с его вкусными обедами в буфетах
и столовых, да еще и с пивом...
Правда, на одной ставке я работал толь-
ко первые три месяца. Потом присмот-
релся и обратил внимание на новое про-
стаивавшее оборудование. Попросил
дать мне возможность его наладить. Схо-
дил на другие предприятия, внимательно
осмотрелся и... дело пошло. За 20 дней
ремонта зверобойной шхуны польской
постройки (ЗРС) с ГЭУ я получил три ме-
сячных оклада. А вообще-то из 20 прора-
ботанных в Архангельске лет 17 — я тру-
дился на двух работах, а первые три ме-
сяца — и вовсе на трех. Бывали дни, ког-
да в день я зарабатывал по 135 рублей,
т.е. свой месячный оклад.
... Но в партию меня так и не приняли
— инженер. Хотя теперь я думаю — это к
счастью, мне просто повезло. И все же
это не помешало моей производственной
карьере — последние восемь лет перед
выходом на пенсию я был начальником
технического отдела флота. Для беспар-
тийного человека это все равно что стать
президентом США.
За свои умения и победы на производ-
стве я обязан прежде всего ЛЭТИ, спе-
циальности, которую он мне дал. Имен-
но благодаря этому у меня было все: и
занятость на 200 процентов, и квартира,
и относительный достаток... Поэтому я с
особой радостью желаю всем лэтишни-
кам здоровья и успехов.

И. ФУНТИКОВ,
бывший студент ФКЭА,
961-я группа 961-я группа 961-я группа 961-я группа 961-я группа

P.S. Напутствие, которое я получил на
кафедре ЭАС от к.т.н. Л.М. Серебряко-
ва заключалось в следующем:
— никогда не говорить «Не знаю»,
— не спрашивать «В чем дело?»,
— не говорить «Сейчас сделаю».
Уважаемый Леонид Маркович! Видит
Бог, мне это удалось. И сегодня эти на-
путствия я с удовольствием передаю бу-
дущим инженерам.

Объяснение в любви

ВПЕРВЫЕ о существовании Электро- технического института в Ленинграде я узнала в далеком детстве (тогда наша семья жила в Риге) от выпускника ЭТИ 1905 года А.Р. Крумине. Он, в частности, расска- зывал о том, как высоко котировался в Ев- ропе диплом нашего вуза. Сам же рассказ- чик через 20 лет после окончания ЭТИ стал министром связи Латвии... Стоит ли после этого удивляться, что, окончив среднюю школу, я подала доку- менты в ЭТИ и с 29 баллами, набранными на вступительных экзаменах, была приня- та на первый курс Электрофизического факультета. Что же сохранилось в памяти от студен- ческой жизни? Конечно же, прекрасные лекции многих и многих преподавателей и, в первую очередь, профессоров Рудако- ва и Тимофеева, которых я с полным ос- нованием могу охарактеризовать как за- мечательных личностей. Их отличали об- ширные и глубокие знания и необыкновен- ная любовь, вкус к жизни. Кстати, профес- сор Тимофеев тогда только что вернулся из сталинских лагерей, где провел несколь- ко лет... Хрущевская оттепель вызвала к жизни бурные диспуты и дискуссии и в среде лэ- тийцев, жаждущих обновления общества. Желание и появившаяся возможность вы- говориться породили появление много- численных стенных газет, в которых мож- но было даже... публично объясниться в любви. Однако не стоит переоценивать свобо- ду печати того времени. И сейчас тогдаш- ние редакторы стенных газет могут пове- дать о вызовах на заседания партбюро по поводу недостаточно идеологически вы- держанных материалов. Нынешним сту- дентам трудно даже представить, что се- рьезные дяди и тети всерьез утверждали, что «сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь»... Или, что на выставках авангардного искусства ЦРУ вербует сво- их агентов... И тем не менее, ЛЭТИ позволял себе ус- траивать такие выставки, например, твор- чества широкого известного теперь Олега Целкова. Ее (не без зависти) посетил тогда еще совсем молодой и никому не извест- ный Илья Глазунов... В связи с этим вспоминается мне недав- няя встреча с зам. министра нашего мини- стерства, которая проходила в конфе- ренц-зале пятого корпуса, декорирован- ном абстрактной живописью. Мне показа- лось, что установившаяся на встрече доб- рожелательность обстановки отчасти обя- зана солнечной ауре выставленных здесь картин.
В 70—80-е годы нередко можно было
услышать такие слова: ЛЭТИ, мол, это «эс-
традно-танцевальный спортивный вуз с
легким техническим уклоном». Однако
этого «легкого» технического уклона ока-
залось достаточным, чтобы из стен ЛЭТИ
вышло огромное количество высококласс-
ных специалистов, нашедших достойное
применение своим способностям в самых
разных областях науки и техники как в на-
шей стране, так и за рубежом.
Хотя, действительно, в те годы десят-
ки и десятки студентов участвовали в ву-
зовской художественной самодеятель-
ности, где бушевали нешуточные страс-
ти, когда проходил ежегодный фестиваль
«Весна в ЛЭТИ». В рамках этого конкур-
са каждый факультет буквально не на
жизнь, а на смерть сражался за право
выхода в финал.
Это в те годы с вузовскими коллектива-
ми (по свидетельству М.Б. Ковалевой) ра-
ботали ныне известнейшие в мире искус-
ства люди — Владимир Фейертаг, Семен
Спиваков, Вениамин Фельштинский и мно-
гие другие. Перед студентами и сотрудни-
ками выступали — и не один раз! — Юрий
Яковлев и Евгений Леонов, Юрий Толубе-
ев, Людмила Макарова, Станислав Ландг-
раф, Зинаида Шарко, Юрий Стоянов,
Александр Розенбаум и Александр Доль-
ский, Семен Альтов... да разве можно всех
перечислить! А однажды в концерте уча-
ствовали сразу несколько знаменитостей:
композиторы Александр Морозов и Ста-
нислав Пожлаков, В.И. Соловьев-Седой,
поэты Глеб Горбовский и Ким Рыжов, окон-
чивший ЛЭТИ.
И последнее, о чем мне хотелось бы ска-
зать, а точнее, поделиться своими впечат-
лениями о нынешних студентах. Каждый
раз в начале семестра я волнуюсь по по-
воду того, как-то будут складываться мои
отношениями со студентами. И каждый раз
я встречаюсь, как правило, с интеллигент-
ными, доброжелательными молодыми
людьми, ради которых приятно «выклады-
ваться» на занятиях. Радуюсь тому, что
нынешние студенты тоже увлекаются
творчеством и в том числе художествен-
ной самодеятельностью. И очень надеюсь,
что празднование Дней университета при-
влечет новых студентов к активному учас-
тию в творческом объединении «Электро-
шок», пополнит ряды строй-и педотрядов,
сделает многих студентов друзьями клу-
ба «Традиция», созданном при музейном
комплексе ЭТУ. А еще надеюсь на то, что
во все времена
«И куда б не пришлось нам идти,
Будем помнить,
Что мы — ленинградцы (петербуржцы),
Будем помнить, что мы из ЛЭТИ».

С. ПЕТУХОВА,
доцент кафедры БЖД,
член совета по
связям с общественностью

Беспечной юности порывы...

Краткая биографическая справка Соломонов Александр Васильевич, к.ф.- м.н., доцент. Учился в ЛЭТИ с 1967 по 1973 годы. Защитил диплом с отличием. После окончания вуза был распределен на кафед- ру ДП (ныне кафедра микроэлектроники) ЭТУ. В 1974 году поступил в аспирантуру и через три года закончил ее, успешно защи- тив кандидатскую диссертацию. С 1991 года и по сей день — декан Электрофизи- ческого факультета. С 1971 по 1973 годы был секретарем ком- сомольской организации ЛЭТИ, позднее — секретарем партбюро ЭФФ, членом партийного комитета института. Выполнял обязанности ученого секретаря Совета ректоров вузов Ленинграда. Последние совета УМО в области автоматики, элект- роники, микроэлектроники и радиотехни- ки, которое возглавляет ЭТУ. Краткий комментарий к биографической справке Декан... У каждого человека существу- ет собственное представление о той или иной должности, о том, каким, например, может или должен быть декан крупного факультета. Лично мне всегда казалось, что декан — это человек, который ходит степенно, говорит медленно и весомо, большую часть времени проводя за ог- ромным письменным столом... Но эти представления были разбиты в пух и прах после знакомства с А.В. Соломоно- вым. Моложавый, улыбчивый, стремитель- ный. В течение рабочего дня его можно встретить в разных концах нашего универ- ситета. А уж юмору этого человека можно только позавидовать. Как и дружбе, кото- рая связывает его со многими преподава- телями и сотрудниками ЭТУ. И не только. Что это? Врожденная коммуникабельность, результат воспитания или благоприобре- тенное качество? Это было недавно, это было давно Наверное, и первое, и второе, и третье. Хотя, как мне кажется, основы такого ха- рактера были заложены в студенческих строительных отрядах, с которыми связа- ны все студенческие годы А.В. Соломоно- ва и которые оставили в его жизни неза- бываемый след. — Александр Васильевич, а как все на- чиналось? — В 1967 году я поступал в ЛЭТИ и как медалист сдавал только один экзамен — по физике. Сдал и был принят на ЭФФ. Всем медалистам, успешно преодолев- шим этот барьер, комитет комсомола ин- ститута предложил поработать в студен- ческих строительных отрядах. Меня и еще семь или восемь человек — сейчас уже точно не помню — отправили в ССО «Свирь-7», который дислоцировался в г. Лодейное Поле. — А не хотелось отдохнуть после столько напряженных экзаменов? — Мелькала, конечно, мысль — хорошо
бы позагорать на песчаном бережку ре-
чушки, на даче, но... хоть и терзаемый со-
мнениями, все же поехал в ССО. Кстати, ни-
когда потом об этом не жалел. Больше
того, последующие четыре лета я работал
в строительных отрядах, трижды выезжая
в Ленобласть и один раз — в Приморье.
— «Виноват» в таком решении Ваш —
первый отряд?
— В какой-то мере, да. Когда мы при-
ехали в отряд, то в честь новичков был ус-
троен вечер в баре, который позволил нам
сразу же почувствовать атмосферу сту-
денческой жизни. Помимо этого, «техна-
ри» оказались интересными и эрудирован-
ными людьми, способными «алгебру по-
верять гармонией». Именно здесь я по-на-
стоящему ощутил чувство локтя, теплоту
человеческих отношений, узнал цену на-
стоящей дружбе...
— А как же — с денежным вознаграж-
дением?
— Хотите верьте, хотите — нет, но в ту
пору мы ездили в стройотряды не за день-
гами, а за «туманом и запахом тайги». Я
даже удивился, когда впервые узнал, что
за работу в ССО еще и деньги платят... А
вообще я часто думаю о том, же нас
так привлекали студенческие строитель-
ные отряды? Ведь тяжелой работы — не-
впроворот, от комаров — никакого спасе-
ния, еда — самая простая и незатейливая,
а мы с нетерпением ждали лета и того дня,
когда электрички или поезда дальнего
следования увезут нас к местам дислока-
ции отрядов... И понял, наконец, что в
большинстве своем в ССО работали отлич-
ные ребята, которых нельзя было предать,
подвести, поставить в трудное положение.
Мы были единомышленниками в главном:
человек должен быть порядочным, сове-
стливым, доброжелательным и следовать
нехитрому принципу — один за всех и все
за одного.

Не остывайте
сердцем никогда

— Как же складывалась Ваша дальней-
шая стройотрядовская карьера и какую
роль она играла в Вашей повседневной
жизни?
— Начну с ответа на вторую половину
вопроса. Молодые люди, работая в ССО,
быстро взрослели, самоутверждались,
приобретали уверенность в себе и своих
силах, учились не бояться ответственнос-
ти. Последнее я особенно остро ощутил,
когда в 1971 году возглавил комсомольс-
кую организацию института. Тысячи лэ-
тишников выезжали в стройотряды, и на
мне лежала ответственность за то, чтобы
все они вернулись домой живыми и здо-
ровыми. Мне повезло, что 1971 по 1973
годы стройотряды ЛЭТИ возвращались
без потерь.
Кроме того, в отрядах приобретались
навыки, в том числе и умение работать то-
пором, которые также пригодились в
дальнейшей жизни. Я, например, свою
дачу построил собственными руками.
А что касается первой половины вашего
вопроса.. В 1969 году я работал в ССО «Ла-
дога-8» «министром по быту, сбыту и снаб-
жению», т.е. завхозом отряда. На следу-
ющий год ездил комиссаром ССО в При-
морский край, в 1971 году — комиссаром

ОКОНЧАНИЕ НА СТР.4

Страница 4

Беспечной юности порывы...

Окончание. Начало на стр. 3 районного отряда «Ладога», который дис- лоцировался в Лужском районе. — Вы — в числе пяти ленинградцев- бойцов ССО были награждены орденом «Знак Почета»... — Да, с формулировкой «За отличную учебу, активную жизненную позицию и участие в ССО». И тогда, и теперь считаю, что это — награда нашему вузу, которому семь лет подряд вручалось Красное зна- мя за отличную организацию работы сту- денческих строительных отрядов. О чем с тобой поговорить? О том, что нам давно за тридцать... — Александр Васильевич, а дружба, зародившаяся в ССО, еще жива? — А как же. 30 октября 1998 года, напри- мер, в деканате Электрофизического фа- культета собрались тридцать человек, от- мечая 30-летие нашей дружбы и ССО «Ла- дога-8». Мы встречались и на 20-ю, и на
10-ю годовщины. Кстати, к десятилетию от-
ряда силами «самиздата» мы выпустили
книгу «Беспечной юности порывы», в кото-
рой бывшие бойцы этого отряда вспомина-
ют о бурной, веселой и наполненной пре-
красными делами и не менее прекрасны-
ми поступками жизни в ССО.
Отмечая все эти юбилеи, я каждый раз
убеждаюсь в том, что ССО — это своеоб-
разная общность очень разных людей,
объединенных общей идеей, общими ин-
тересами. ССО — это удачно найденная
форма работы с молодежью, когда ее
интересы совпадали с интересами госу-
дарства. Наверное потому мы чувствова-
ли себя свободными и счастливыми...
... Слушая А.В. Соломонова, я поняла —
вот где корни его жизнелюбия, верности
выработанной еще в ССО позиции «Моя
хата НЕ с краю». И вспомнилось четверо-
стишье из книги «Беспечной юности поры-
вы»:
Кто прошел через отряды Кто прошел через отряды 
И костров вечерний дым, И костров вечерний дым, 
Будет помнить об отряде,
Будет вечно молодым. 
Этими словами мне и хотелось бы завер-
шить небольшое путешествие в удивитель-
ную страну, имя которой — ССО.

ВАСИЛЬЕВА Л. 

Сама удивляюсь:что получается

ЭТОЙ ОСЕНЬЮ в кинотеатрах Санкт-Пе- тербурга демонстрировался фильм ре- жиссера Алексея Балабанова «Про Уродов и Людей». После просмотра картины я вдруг подума- ла, что где-то уже встречала исполнительни- цу главной роли. Нет, нет, не в кино. Тогда где же?.. И тут меня осенило — сотни раз я стал- кивалась с этой девушкой в аудиториях, ко- ридорах, кафе нашего университета. Да, Ди- нара Друкарова еще совсем недавно была студенткой Гуманитарного факультета ЭТУ, а сегодня она уже дипломированный специ- алист по связям с общественностью. И актри- са. С этого и началась наша беседа. — Динара, почему ты решила стать акт- рисой? рисой? рисой? рисой? рисой? — На самом деле в детстве я мечтала стать балериной. Трижды поступала в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой, но так и не была принята. Когда мне было 12 лет, мама как-то раз услышала по радио о том, что одна из киностудий набирает девочек для участия в кино. Я пошла. Читала басни, стихи, пела пе- сенки. — Ты снимаешься в кино уже 10 лет. А какой фильм был первым? — «У моря» режиссера А.Г. Шехмалиевой. Эта картина рассказывала о больных скалео- зом детях. Меня заметили и после этого фильма стали приглашать сниматься и другие режиссеры. Последняя моя работа в кино — главная роль в картине Алексея Балабанова «Про Уродов и Людей». А всего я снялась в 15 фильмах. — Динара, а как тебе удавалось совме- щать учебу в университете и съемки в кино? кино? кино? кино? кино? — Я и сама удивляюсь, но получалось. Мне почти всегда везло — съемочные периоды совпадали со студенческими каникулами... за исключением одного раза, когда я не появ- лялась в университете почти два месяца... — А почему ты осталась учиться в нашем вузе, а не перешла в театральный? — Зачем? Времени у меня хватало на все. Кроме того, работа с хорошими режиссера- ми давала мне больше, чем любая теория. А что касается учебы в нашем университете, то это не потерянное время — я получила хо- рошую и престижную специальность. К тому же никто никогда не знает, как сложится даль- нейшая жизнь. Я очень хочу сниматься в кино, но если это по каким-либо причинам не по- лучится, у меня есть хорошая профессия. — Динара, а ты не мечтаешь сыграть ка- кую-то определенную роль? — Я — актриса авторского кино и потому мечтаю сняться в фильме-экшене (фильм действия). — А сейчас у тебя есть какие-то пред- ложения? ложения? ложения? ложения? ложения? — Эстонский режиссер Арве Ихва предло- жил мне пробу в фильме, который он наме- ревается снимать. Я прочитала сценарий, и мне очень понравилась роль моей будущей геро- ини. Посмотрим, что из этого получится... М. БОРОВСКАЯ
Для каждого из нас, будь то студент или сотрудник университета, очевидно, что успеш-
ная учеба, преподавание, научные исследования в вузе невозможны без доступа к ин-
формации, без книг и журналов, без обращений в библиотеку...
Библиотека ЭТУ — одна из старейших и крупнейших в технических вузах России. Эконо-
мические трудности последних лет на обошли стороной и это вузовское подразделение:
снизились объемы закупаемой учебной и научной литературы; сократился перечень пе-
риодики, получаемой вузом; ветшает и устаревает техническая база. На фоне междуна-
родных тенденций к росту возможностей получения информации по электронным кана-
лам и, прежде всего, по компьютерным сетям, наша библиотека может предложить се-
годня весьма ограниченный набор подобных услуг.
Весной прошлого года нашим университетом совместно с коллегами из Финляндии и
Бельгии была подготовлена заявка в Европейскую программу Tempus/Tacis. Цель этого
проекта — стратегическое развитие библиотеки ЭТУ, ее систем и услуг. Нам повезло —
среди 15 проектов российских вузов, получивших финансирование, есть и этот проект. В
чем же будут заключаться результаты его внедрения в практику?
Во-первых, это позволит существенно улучшить техническое оснащение нашей библио-
теки. В бюджете проекта выделено 40000 экю для приобретения компьютеров и сопут-
ствующего оборудования.
Во-вторых, это будет способствовать расширению автоматизации работы библиотеки.
Предполагается приобрести и установить пакет программных средств для организации
электронных каталогов, баз данных, поисковых систем.
В-третьих, это позволит подключить локальную сеть нашей библиотеки к общеунивер-
ситетской компьютерной сети, что даст возможность сотрудникам ЭТУ с компьютеров
на кафедрах, т.е. со своих рабочих мест, обращаться к каталогам и базам данных биб-
лиотеки. Кроме того, библиотека получит доступ к информационным ресурсам Интер-
нет, а затем — и к информации из международных баз данных, справочных систем, фон-
дам библиотек зарубежных университетов.
И еще один момент. В рамках этого проекта предполагается уделить большое внима-
ние обучению сотрудников и читателей библиотеки работе в новых информационных тех-
нологиях. Часть сотрудников нашей библиотеки пройдут краткосрочные стажировки в
библиотеках Политехнического института г. Турку (Финляндия) и университета г. Антвер-
пен (Бельгия). Полученные знания и навыки будут затем передаваться более широкой ауди-
тории на серии специализированных семинаров.
Практика наших западных вузов-партнеров показывает, что для поддержания работы
библиотеки на должном уровне необходимо использовать на эти цели не менее двух про-
центов средств от общего бюджета вуза. Мы пока далеки от таких возможностей, и все
же определенное движение вперед уже есть. И от нас, в основном, зависит, как исполь-
зовать возможности, заложенные в Европейском проекте.

С.О. ШАПОШНИКОВ,
проректор по международным связям
Движение вперед
уже есть

Что в имени тебе моем...

НЕДАВНО по петербургскому радио вы- ступал известный питерский журналист и критик Илья Фоняков. Суть его выступле- ния сводилась в критике СМИ, которые пе- ренасыщены рассказами о катаклизмах, катастрофах, жизненных трагедиях, поли- тических убийствах и экономических скан- далах, т.е. публикациями, вызывающими у обыкновенных людей сплошные отрица- тельные эмоции. Мой сокурсник по Госу- ниверситету призвал журналистов актив- нее пропагандировать положительный опыт, положительные факты, положитель- ные поступки людей, ибо — как показы- вает история — созидание в стократ по- лезнее и ценнее разрушения, какие бы высокие цели оно не преследовало. А вспомнила я обо всем этом, когда беседовала с героиней моего сегодняш- него повествования — профессионалом в своем деле, необыкновенным эруди- том, человеком — и по долгу службы, и по зову сердца — готовым прийти на по- мощь каждому, кто в ней нуждается. Но вначале — несколько фактов из ее био- графии. Учась в школе, увлекалась химией. На- столько серьезно, что последние два года учебы в школе совмещала с прослушива- нием факультатива на химическом фа- культете в Госуниверситете. Однако за это время успела разочароваться в некогда любимом предмете и, получив в 1964 году аттестат зрелости, поступила в... ЛЭТИ, на Радиотехнический факультет по специаль- ности кафедры радиосистем. Забегая вперед, скажу: наш университет закончи- ли также ее будущий муж и сын, а сейчас здесь учится дочь моей собеседницы. Но вернемся в студенческие годы ге- роини. Главное воспоминание об этой поре — активная и насыщенная студен- ческая жизнь, отличные преподаватели, среди которых профессора Ю.Д. Улья- ницкий, Ю.М. Казаринов, В.И. Виноку- ров и другие. А какими замечательными кураторами, по словам моей собеседни- цы, были два Вадима — Алексеев и На- маконов! С ними ездили в Волосово «на картошку», вместе работали, вместе от- дыхали. «Картошка», как и студенческие стро- ительные отряды, была прекрасной жиз- ненной школой, которой, увы, нынешнее поколение студентов лишены. Что каса- ется моей героини, то ССО на протяже- нии пяти студенческих лет стали для нее домом, работой, учебой, приобретени- ем навыков, которые до сих пор помога- ют жить. Моя собеседница убеждена, что ССО, комсомольская работа, участие в агитб- ригадах и художественной самодеятель- ности обогащали студенческую жизнь, закаляли характер молодого человека, учили жить в коллективе по принципу «один за всех, все за одного», лучше ко- торого пока никто не придумал. Все это способствовало становлению личности, что очень помогало в последующей само- стоятельной жизни. А самостоятельная жизнь была уже не за горами. В 1970 году окончен вуз. Вы- пускница РТФ год отработала в библио- теке (из-за отсутствия места на кафедре), затем она — инженер кафедры МИТ, а с
1977 года и по сей день — правая рука
руководителя кафедры, а именно — за-
ведующая 12 учебными лабораториями,
насчитывающими почти 50 преподавате-
лей, ассистентов, НИРовских работников.
Существует, разумеется, перечень
обязанностей завлаба, основной из кото-
рых является поддержание в полном по-
рядке материального состояния кафед-
ры. Но в это прозаическое определение
входит масса составляющих: содержать
в рабочем состоянии приобретенное ког-
да-то оборудование; заключать догово-
ра; принимать на работу людей, давая им
первое «добро»; поддерживать постоян-
ные контакты с многочисленными служ-
бами университета; участвовать в работе
различных комиссий и т.д., и т.п. А уж о
бумажной работе и говорить не прихо-
дится — так ее много. Но, как говорит
завлаб, выполнять все эти разнообразные
обязанности помогает ею же перефрази-
рованный принцип: не будешь делать хо-
рошо то, что не любишь. Значит, надо
любить то, что делаешь. Что ж, хороший,
во всяком случае, полезный принцип.
Деятельный по натуре человек, она по-
стоянно ищет (и находит) применение
своим силам. Так, более десяти лет на-
зад она пришла в женсовет ЛЭТИ, замес-
тителем председателя которого являет-
ся и по сей день. Выставки-распродажи
детских вещей, взаимодействие с поли-
клиникой № 83, к специалистам которой
направляются наши сотрудники в случае
надобности, прочие полезные меропри-
ятия — дело ее рук.
А семья моей героини уже на протяже-
нии семи лет имеет собственного домаш-
него врача... В 1992 году она окончила
(конечно же, не оставляя своей основной
работы) медицинское училище — вот где
пригодилось ее юношеское увлечение
химией! Помимо этого, она имеет четы-
ре диплома по су джок-терапии (меди-
цинское направление, зародившееся в
Корее), владеет корпоральным иглоука-
лыванием, увлекается (и не только увле-
кается) психотерапией и экстрасенсори-
кой... Да что уж тут скрывать — я и сама
с трепетным удивлением, волнением и
восторгом наблюдала, как она «читает»
жизнь по линиям руки...
А сколько интересного можно узнать,
разговаривая с ней на самые различные
темы — о профессии и политике, о зако-
нах мироздания и медицинских познани-
ях древних ученых Востока, о предсказа-
ниях Нострадамуса и судьбе человечес-
кой, о жизни после смерти и о многом,
многом другом...
Говорят, кто много знает, тот — счаст-
ливый человек, и рядом с ним чувствуют
себя счастливыми окружающие его
люди. Но ведь счастье не дается от при-
роды — его надо завоевывать огромным
повседневным трудом. Поэтому, если бы
меня попросили охарактеризовать эту
женщину одним словом, я бы назвала ее
человеком дела. И в поступках, и в сло-
вах. И в этом, уверена, смысл ее жизни.
Л. КОРОТКОВА 

P.S. Да, я ведь не назвала имени своей
героини. А надо ли? Думаю, большинство
лэтишников, прочитав этот материал, и
так поймут — о ком речь.

Учредители:

Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г.

Адрес редакции:

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 234-84-03.

Редактор

О. И. ТУГАРИНА Тираж 1500 экз. Бесплатно. СПб ГГК, Ленинский пр, 139. Заказ № 377.

© Copyright 1999 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.