Страница 1


Кризис:
можно получить
помощь

Известно, что экономический кризис в
любой стране, в первую очередь, бьет по
старикам и детям, по молодежи в целом.
Так произошло и в России.
В тяжелой ситуации оказалось питерс-
кое студенчество. Стипендия — крохи, и
те выплачиваются несвоевременно. Ра-
ботающие студенты еще как-то сводят
концы с концами. А что делать тем сту-
дентам, которые не могут устроиться на
работу по вполне объективным причи-
нам: слабое здоровье, нестабильная ус-
певаемость и т. д., и родители не в состо-
янии помочь своим детям... Что делать
таким студентам?
На помощь им пришел Комитет по де-
лам семьи, детства и молодежи Админи-
страции Санкт-Петербурга, который со-
вместно с профсоюзными организация-
ми вузов города организовал предостав-
ление социальной материальной помощи
студентам из средств городского бюд-
жета.
Единовременная социальная матери- 
альная помощь в размере до 100 МРОТ 
оказывается студентам  дневной формы
обучения государственных и негосудар-
ственных (имеющих государственную ли-
цензию) учебных заведений высшего и
среднего профессионального образова-
ния, оказавшимся в кризисной ситуации. 
Под кризисной ситуацией предполага-
ется:
— резкое ухудшение состояния здоро-
вья, требующее длительного и (или) до-
рогостоящего лечения;
— потеря близких родственников
(отец, мать, дедушка, бабушка, дядя,
тетя, брат, сестра), опекунов или попечи-
телей в случае совместного проживания,
приведшая к значительному снижению
уровня жизни студента;
— внезапная потеря трудоспособнос-
ти единственного кормильца студента;
— приведение в негодность жилого по-
мещения, в котором проживает студент,
по независящим от него причинам (залив,
аварийность, взрыв, пожар и т. д.).
Социальная материальная помощь 
может быть оказана студенту один раз 
в течение календарного года. Обра-
щаться за такой помощью можно в тече-
ние трех месяцев со дня наступления кри-
зисной ситуации.
Размер социальной материальной по-
мощи устанавливается в каждом конкрет-
ном случае, в зависимости от понесенно-
го ущерба, состава семьи, уровня дохо-
да членов семьи, социально-бытовых ус-
ловий жизни студента и пр.
Заявление об оказании социальной
материальной помощи с приложением
всех необходимых документов подается 
студентом лично или его представите- 
лями в Студенческий совет при Админи-
страции СПб. При этом обязательным ус-
ловием является наличие у студента хо-
датайства об оказании ему материальной
помощи от представителя вуза в Студен-
ческом совете.
Представителями ГЭТУ в Студенчес-
ком совете являются: Арсеньев Алек- 
сандр Викторович, председатель проф-
кома студентов ЭТУ и Петров Алексей 
Павлович, аспирант кафедры истории,
культуры, государства и права ЭТУ.
Исполком Студенческого совета рас-
сматривает заявление в 7-дневный срок
с момента его поступления. В случае со-
гласия Исполкома на оказание такой по-
мощи, Студенческий совет передает эти
документы со своим заключением в Ко-
митет по делам семьи, детства и молоде-
жи. Решение Исполкома доводится до
заявителя в течение трех дней после рас-
смотрения документов.
Решение об оказании социальной ма-
териальной помощи и ее размере прини-
мает председатель Комитета в течение 14
дней с момента поступления заключения
Студенческого совета.
Более подробно с порядком получе-
ния студентами социальной материаль-
ной помощи можно ознакомиться в
профкоме студентов и аспирантов ЭТУ
(третий корпус, третий этаж, комната 60).

Экономический кризис, потрясший 
нашу страну в августе минувшего года, 
отразился и на высших учебных заве- 
дениях России. Не обошел стороной он 
и наш университет. Но вопреки всем 
трудностям, ЭТУ продолжает жить и 
работать. Постоянно совершенствует- 
ся учебный процесс, расширяется 
спектр преподаваемых дисциплин, 
рождаются новые специальности, но- 
вые научные идеи... 
Все сказанное относится и к ВТК, воз- 
главляемому Н.М. Сафьянниковым (на 
фото), доцентом кафедры ВТ.


PR-people:
быть полезными вузу

Во время проведения праздника Дней ЛЭТИ-
ЭТУ, проходившего 16-27 марта этого года,
был организован, в частности, фотоконкурс
под названием «Мой ЛЭТИ». Работы его учас-
тников были выставлены в фойе конференц-
зала пятого корпуса.
Любой посетитель выставки мог высказать
свое мнение по поводу трех лучших, на его
взгляд, фотографий. Победителем становился
тот конкурсант, чьи работы удостоились наи-
большего внимания.
Организатором этого конкурса выступил
отдел по связям с общественностью (ОСО),
существующий в нашем университете с декаб-
ря 1998 года.

СДЕЛАНО... 
Фотоконкурс — не единственное меропри-
ятие, которое организовал и провел отдел по
связям с общественностью. За два зимних ме-
сяца немногочисленные сотрудники отдела (а
их всего трое) успели выпустить первый номер
информационного листка «Вести ЛЭТИ-ЭТУ».
В нем была помещена оперативная информа-
ция о событиях, происходящих в нашем вузе.
По словам начальника ОСО Д.М. Глебова,
«...отношение к информационному лис-
тку в университете разное: одни одоб- 
ряют идею и поддерживают нас, другие 
— критикуют, третьи — вообще не обращают
внимания». 
Одновременно с этой работой ОСО ре-
гулярно занимался подготовкой стенда
«Событие» в холле первого этажа треть-
его корпуса. Здесь помещались матери-
алы, освещающие такие вузовские
мероприятия, как встреча ректора с обще-
ственностью университета, а также ход и ито-
ги научно-технической конференции вуза.
ПЛАНИРУЕТСЯ... 
По мнению Д.М. Глебова, 80 процентов уси-
лий отдела на ближайший год должны быть
ориентированы на решение внутриуниверси-
тетских информационных задач. Это обуслов-
лено многими причинами, в том числе, прохо-
дящей в ЭТУ реструктуризацией подразделе-
ний вуза. Она связана, отчасти, с необходимо-
стью приспосабливаться к экономическим и
социальным изменениям внешней среды. С
другой стороны, студенты, преподаватели,
сотрудники вуза должны быть в курсе всех со-
бытий, происходящих в ЭТУ. Они должны по-
лучать всю необходимую информацию, что-
бы не только знать, но и понимать: что и за-
чем делает администрация.
Отдел по связям с общественностью плани-
рует составить план деятельности нашего вуза
с точки зрения коммуникационной политики.
Что это значит? Англо-русский словарь по рек-
ламе и Паблик Рилейшнз К.А. Ивановой дает
следующее определение «коммуникацион-
ной политики»: это — рекомендованные ру-
ководством и принятые в организации пра-
вила общения, регулирующие не только сам
процесс общения, но и объем передаваемой
информации.
Следует отметить, что наш университет вы-
играл шведский грант в партнерстве с The
Royal Jnstitute of Technology на развитие ком-
муникационной политики. В рамках данного
проекта планируется провести осенью 1999
года семинар с участием ЭТУ и других вузов
нашего города. Таким образом, Электротех-
нический университет должен активно вклю-
читься в деятельность по развитию коммуни-
кационной политики вузов региона и России.
Сотрудники отдела по связям с обществен-
ностью предполагают — совместно со служ-
бами проректора по административно-хозяй-
ственным и социальным вопросам — занять-
ся внутренним переоформлением корпусов
университета. Частично уже разработан про-
ект по изменению дизайна пятого курса, т.к.
через его холл проходят большинство наших
студентов и преподавателей, а также гостей
вуза. Находящаяся здесь доска объявлений
сразу же бросается в глаза. Во время вступи-
тельных экзаменов она маскируется стенда-
ми приемной комиссии, а в остальное время...

ТРУДНО, НО НЕОБХОДИМО... 
За относительно короткое время своего
существования отдел по связям с обществен-
ностью успел столкнуться со многими труд-
ностями. Вот что говорит об этом Д.М. Гле-
бов: «Наш университет существует давно,
и все это время он обходился без такого 
отдела. В том числе и потому, что в вузе 
есть различные подразделения, которые 
выполняют схожие с нашими функции. По- 
этому наша главная трудность — занять 
свое место в структуре университета и при 
этом стать действительно нужными ему». 
В планах ОСО много интересных задумок.
В частности, отдел по связям с общественно-
стью намерен налаживать контакты с внешним
миром, что подразумевает, например, поиск
спонсоров по развитию информационной по-
литики университета; создание своеобразно-
го клуба — клуба выпускников ЛЭТИ-ЭТУ; вза-
имодействие со средствами массовой инфор-
мации; оказание помощи — если в этом бу-
дет необходимость — другим подразделени-
ям университета... И многое другое.

М. БОРОВСКАЯ

Их имена — наша история. Очередное заседание в музее А.С. Попова

(Окончание на 2-ой странице) С докладом «Иван Иванович Боргман — основоположник теоретической электро- техники» выступил доцент кафедры ТОЭ Э.П. Чернышов. И.И. Боргман был профес- сором ЭТИ. В 1893 году в нашем вузе он Их имена — наша история Очередное заседание в музее А.С. Попова Что объединяет поэта А.С. Пушкина, ад- мирала С.О. Макарова, ученых А.С. По- пова и И.И. Боргмана? Прежде всего то, что все они — русские люди, своей жиз- нью и своими делами прославившие и крепившие величество России. Поэтому не случайно эти имена звучали в Мемо- риальной квартире-музее А.С. Попова, где, как всегда, в камерной обстановке прошло очередное заседание клуба. Оно было посвящено 150-летию со дня рож- дения И.И. Боргмана и С.О. Макарова. впервые прочитал курс лекций по теории электричества и магнетизма, заложив тем самым основы нового научного направления в высшей школе — прообраза современной учебной дисциплины «Теоретические осно- вы электротехники». После смерти А.С. Попова, будучи пер- вым выборным ректором Петербургского
университета, И.И. Боргман приложил мно-
го сил для поддержки научных идей Алек-
сандра Степановича, помогал его семье.
В заключение своего выступления Э.П.
Чернышов рассказал о современном состо-
янии учебной дисциплины ТОЭ, о той учеб-
ной работе, которая проводится на кафед-
ре со студентами.
Адмирал С.О. Макаров — выдающийся
военоначальник, мореплаватель, ученый. Его
жизни и деятельности были посвящены сле-
дующие четыре выступления. Зам. началь-
ника ВМК-3 факультета военного обучения,
капитан первого ранга В.Н. Садовников рас-
сказал о жизненном пути Степана Осипови-
ча, о его активной работе по внедрению на
флоте минно-торпедного оружия, совер-
шенствованию конструкции броненосных
кораблей, конструированию и испытанию
первого в мире ледокола «Ермак».
«Помни войну!» — эти слова С.О. Мака-
рова выражали его кредо как военоначаль-
ника в то время, когда он был командиром
Кронштадтского порта, а затем команду-
ющим Тихоокеанским флотом. Кто знает,
не погибни он в начале русско-японской
войны на броненосце «Петропавловск»,
бы позорного для

Страница 2

... как зеркало экономической ситуации в стране

В начале 1999 года 11 россиян — пред- ставители классических и технических уни- верситетов в Санкт-Петербурге, Вороне- же, Пскове, Петропавловске-Камчатском, Рязани, Тюмени и Череповце, в основном, это были проректоры по учебной работе, — проходили стажировку в США. Про- грамму «Управление университетом» раз- работало и полностью финансировало Ин- формационное агентство США — ЮСИА. За три недели пребывания в Америке го- сти из России побывали в Вашингтоне, Сан- Франциско, Финиксе (штат Аризона), Ур- бене (штат Иллинойс), Бостоне и Нью-Йор- ке, где познакомились с жизнью располо- женных здесь частных и государственных университетов, их управлением. Наш университет представлял в этой по- ездке проректор по учебной работе, д.т.н., профессор В.Н. УШАКОВ. — Виктор Николаевич, это была Ваша первая поездка за океан? — Вторая. Пять лет назад я принимал участие в международном симпозиуме по своей научной тематике, который про- ходил в Сан-Диего. — Какие задачи стояли перед вузов- скими руководителями России на этот раз? — Познакомиться с принципами управ- ления университетом и общей структурой системы образования в США, с источни- ками финансирования высших учебных заведений и особенностями функциони- рования частных и государственных об- разовательных учреждений, системой ак- кредитации вузов, организацией приема студентов и т.д. — Каким был график вашей работы? — Чрезвычайно напряженным и насы- щенным. Ежедневно — четыре-пять встреч, каждая по полтора-два часа. Пе- релеты из города в город происходили, как правило, в выходной и занимали весь день. Так что, почти четверть всего време- ни мы провели в воздухе. — Что привлекло Ваше особое вни- мание? — Многое, ведь мы знакомились с рабо- той ведущих университетов США. В частно- сти, интересна там система отбора абиту- риентов, работа приемных комиссий. В большинстве университетов США нет всту- пительных экзаменов. Абитуриенты присы- лают в приемную комиссию результаты го- сударственного (централизованного) тести- рования и копию школьного аттестата. В особо престижных университетах, как, на- пример, Стенфордский и др., проводится дополнительное тестирование (тоже заоч- ное), которое позволяет выявить личност- ные качества молодых людей, их интересы и увлечения.
Это обстоятельство, как и тот факт, что
провал при поступлении в вуз не означает
для американца его призыв в армию, — все
это избавляет абитуриентов от дополни-
тельных стрессов.
Заинтересовала и организация в вузах ра-
боты со своими выпускниками. С ними под-
держиваются постоянные контакты, к ним
обращаются за поддержкой и финансовы-
ми пожертвованиями, и в большинстве слу-
чаев находят понимание.
Понравилась развитая система дистанци-
онного обучения в университете г. Финик-
са, прекрасные учебные и бытовые усло-
вия для студентов во всех университетах.
Порадовала востребованность выпускников
американских вузов.
Представляет интерес и система финан-
сирования университетов. Даже в государ-
ственных вузах федеральное финансирова-
ние — не единственный и не самый мощный
источник. Деньги поступают от самих сту-
дентов, от штатов, из благотворительных
организаций...
Интересен такой факт. Например, год
обучения в частном Стенфордском уни-
верситете обходится студенту в 32 тысячи
долларов. Но хорошо успевающие студен-
ты могут получить гранты, помощь от сво-
его штата и т.д. и тем самым существенно
сократить собственный взнос за обучение.
— А что поразило Вас больше всего? 
— Чрезвычайно ответственное отноше-
ние студентов к учебе. Думаю, во многом
это объясняется их востребованностью.
Мне удалось побывать в Массачусетском
технологическом институте, который не-
изменно занимает первую строчку в рей-
тинге американских технических вузов и
широко известен за рубежом. Так там
одна треть студентов к моменту окончания
вуза имеет собственное дело в сфере вы-
соких технологий.
— И к каким же выводам Вы пришли? 
— Мы посетили самые престижные
учебные заведения США и увидели все
лучшее, что есть в американской системе
образования. Мы общались с элитой обще-
ства и понимаем, что это — блестящая вит-
рина, вызывающая, несомненно, уваже-
ние. Но ясно и другое. Ситуация в обра-
зовании является прямым следствием си-
туации в экономике страны. Если выпуск-
ники вузов востребованы обществом
(между прочим, не так давно и у нас было
именно так), то в высшем образовании не
будет серьезных проблем. К слову, сегод-
ня в США безработица составляет всего
четыре процента, и американцы говорят,
что в их стране не работает только тот, кто
не хочет работать.
Чтобы мы могли достигнуть подобных
результатов, нам нужна четкая и ясная
промышленная политика, определяющая
потребность в специалистах. Только тогда
наступят лучшие времена и для российс-
кого высшего образования; оно всегда
славилось своими выпускниками и сегод-
ня — несмотря на тяжелейшие условия, в
которых оказались учебные заведения
страны, — высоко котируется в мире.
Интервью провела

Л. КОРОТКОВА

Если не вы, то кто поможет университету оплатить долги

В сентябре прошлого года администра- ция ЭТУ обратилась к студентам нашего университета и их родителям с просьбой оказать вузу финансовую поддержку. Речь при этом шла о помощи в оплате комму- нальных услуг, по которым у университета образовался большой долг, могущий при- вести к отключению тепла, света и т.д. «Мы рассчитывали, — говорит прорек- тор по дополнительному обучению, д.т.н., профессор Л.Н. РАССУДОВ, — что, по крайней мере, 70 процентов студентов внесут обозначенную сумму в виде пожер- твований. Тогда мы смогли бы оплатить коммунальные услуги за весь академичес- кий год». Увы, активность и сознательность в этом вопросе проявили только студенты первых- третьих курсов. Действительно, 70 процен- тов из них внесли свои пожертвования. К сожалению, оказались в стороне практи- чески все старшекурсники. Они, видимо, решили, что оставшееся время учебы про- ведут за счет своих младших товарищей. «Парадоксально, но факт, — продолжа- ет Лев Николаевич, — в вуз приходили ро- дители студентов 4-6-х курсов и говорили: мы готовы внести необходимую вузу сум- му, но дочь или сын не разрешают это де- лать, потому что не хотят подводить свою группу, решившую пожертвований не де- лать. Заведующим кафедрами и препода- вателям есть над чем задуматься и попы- таться «прорвать» эту круговую оборону старшекурсников». А мы пока приведем цифры и факты, которые призваны убедить всех студентов в необходимости их пожертвований. Итак, в 1998 году наш университет дол- жен был заплатить монополистам за ото- пление, освещение, водоснабжение и прочие коммунальные услуги 7 270 610,29 рублей. Студенческие пожертвования со- ставили лишь 17,3 процента от этой сум- мы. Этими деньгами были оплачены: 13 процентов — за отопление, 9 — за осве- щение и 7 процентов — за водоснабже- ние. Остальную сумму внес вуз. Легко ли это сделать в наше кризисное время? По- думайте, уважаемые студенты, над этим вопросом! «Активнее всех вносили пожертвования студенты ФКЭА, — говорит Л.Н. Рассу- дов. — И этому есть простое объяснение. В прошлом учебном году на этом факуль- тете в течение месяца было отключено отопление. Отрицательный опыт привел к положительным результатам. Но не- ужели на всех факультетах должно про- изойти «ЧП», чтобы студенты поняли, что вуз, их родной вуз нуждается в помощи?! Впрочем, неплохо обстоят дела и на ЭФФ и ФЭА, здесь соответственно 40 и 45 про- центов от общего количества студентов откликнулись на призыв администрации университета». За прошедшие месяцы от некоторых студентов и даже родителей можно было услышать такое утверждение: во-первых, российская Конституция гарантирует пра- во на бесплатное образование и, во-вто-
рых, существует система взаимозачетов,
которая позволяет максимально снизить
оплату вузом коммунальных услуг.
Да, действительно, в Конституции запи-
сано право граждан России на бесплатное
образование. Но Основной закон страны не
предполагал, что России придется пережить
столь жесточайший экономический кризис.
К тому же, если в бюджете Федерации на
1998 год еще была хотя бы запись о расхо-
дах на коммунальные услуги, то в бюджете
на 1999 год даже эта строка изъята. У госу-
дарства сегодня нет денег, и каждый выжи-
вает, как может.
По этой причине большинство вузов стра-
ны в последние годы ввели плату за библио-
течные и прочие необразовательные услу-
ги, существенно повысили плату за прожи-
вание в общежитии и т.д. Наш вуз пошел по
иному пути — попросил помощи у своих сту-
дентов. Это законный способ получения до-
полнительных средств, к тому же — в отли-
чие от спонсорских денег — не облагается
ни налогами, ни НДС.
Опыт нашего университета получил поло-
жительную оценку в питерской прессе и
вызвал интерес у других высших учебных
заведений Санкт-Петербурга. Недавно четы-
ре вуза города взяли у нас документы, что-
бы внедрить у себя опыт ЭТУ.
А по поводу взаимозачетов Л.Н, Рассудов
говорит следующее: «Руководство нашего
университета постоянно ведет переговоры с
так называемыми монополистами, которые
в обмен на оказываемые ими коммунальные
услуги требуют их оплаты живыми деньгами.
Только благодаря тому, что мы сумели — в
том числе и за счет студенческих пожертво-
ваний — заплатить монополистам примерно
40 процентов нашего долга живыми деньга-
ми, вуз не был отключен от тепла, освещения
и прочих необходимых благ».
Лев Николаевич рассказал далее, что го-
сударство в виде зачета выделило 3 408 984
рубля в качестве платы за электричество :
за 1997 год — полностью, а за 1998 год —
только с января по октябрь. Остальную сум-
му заплатил вуз, в том числе 1583,3 тыс.
рублей внесли сотрудники вуза (за счет не-
полной оплаты их труда). А у университета
есть и другие немалые расходы, которые
тоже требуют денег. Вот почему так жиз-
ненно необходимы студенческие пожертво-
вания...
И еще один вопрос требует разъяснения.
В студенческий профком приходили студен-
ты, которые жаловались на то, что на них
«давят» преподаватели: не внесете деньги —
не сдадите сессию. При этом ни один моло-
дой человек не назвал своего имени. Одна-
ко зимняя сессия показала, что число выс-
тавленных преподавателями двоек остается
стабильным.
Видимо, и заведующим кафедрами, и
преподавателям надо усилить разъяснитель-
ную работу среди студентов: если они в это
сложное время помогут университету, то и
вуз пойдет им навстречу в трудных для них
ситуациях...
Предварительные расчеты на будущий
учебный год показали, что сегодня вузу не
хватает полтора миллиона рублей. Рассчи-
тывать на государство не приходится. Зна-
чит, чтобы университет смог оплатить все
коммунальные расходы, а учебный год про-
ходил в нормальных условиях, надо доби-
ваться того, чтобы большая часть студентов
всех курсов внесли свои пожертвования.

Л. ВАСИЛЬЕВА

Их имена — наша история

(Окончание. Начало на 1-ой стр.) России Цусимского сражения?.. Старший преподаватель ФВО, капитан второго ранга В.М. Кисилев в своем выступ- лении остановился на роли С.О. Макарова как организатора работ по внедрению на кораблях военно-морского флота изобре- тения А.С. Попова, с которым адмирал был хорошо знаком лично. Во многом благода- ря прозорливости и настойчивости Степана Осиповича, на кораблях достаточно быст- ро появилась радиосвязь и уже зимой 1900/1901 года продемонстрировала свои достоинства. Капитан первого ранга И.П. Шебуняев — представитель Государственной морской академии им. С.О. Макарова — осветил ча в области развития корабельной артил- лерии. Кроме того, выступающий расска- зал о том, как в морской академии чтят память адмирала и воспитывают курсантов на его традициях. Начальник кафедры Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова, капитан первого ранга В.В. Мартыненко остано- вился на трудах С.О. Макарова, их значе- нии для воспитания военных моряков и ко- мандиров. Интересно, что даже в далекой Аргентине учебник С.О. Макарова «Рас- суждения по вопросам морской тактики» в начале века был настольной книгой мно-
гих офицеров флота. И сегодня основные
мысли этой книги являются актуальными и
используются в академии для обучения и
воспитания офицеров ВМФ России.
В культурной части программы выступи-
ла пушкиновед Т.М. Рожнова. Как всегда
эмоционально, с большой любовью и глу-
боким знанием предмета она рассказала
о жизни и творчестве А.С. Пушкина. 50
минут ее выступления в гостиной кварти-
ры-музея пролетели, как один миг. А при
дра Сергеевича у некоторых присутствую-
щих женщин выступили слезы.
На этом завершился очередной вечер в
клубе «Проф. Попова, 5», который объеди-
нил имена выдающихся русских людей —
А.С. Пушкина, С.О. Макарова, А.С. Попо-
ва и И.И. Боргмана. На следующем вечере
будут звучать другие имена, тоже великих
людей. И так — каждый месяц... ведь наша
страна богата талантами.
Большинство участников этого вечера (в
том числе и гости из других организаций)
покидали квартиру-музей А.С. Попова ду-
ховно удовлетворенными, проведенное
здесь время не было потрачено зря. И пока
у нас проводятся подобные мероприятия,
можно смело говорить: университет жив, за
что огромная благодарность всем работни-
кам квартиры-музея и лично Ларисе Игорев-
не Золотинкиной.

И. КОРШУНОВ,
капитан первого ранга
На снимке: И.И. Боргман, в 1905 г. став-
ший первым выборным ректором Петер-
бургского университета.


Страница 3

С днем рождения, альма-мастер!

Два взгляда на одно событие

Да, оглянуться не успели, а вот-вот подой- дет к концу второй месяц весеннего семест- ра. Скоро — сессия. Еще нет, скажете вы. Никто даже не думает еще о предстоящей не- рвотрепке по поводу зачетов, курсовиков, экзаменов... Действительно, весеннее сол- нышко пригревает, учиться совсем не хочет- ся. А надо. Какая же она, «весна в ЛЭТИ» се- годня?!. Vivat universitas, vivat professores — пропел хор нашего университета, и торжественный вечер, посвященный 113-летию ЛЭТИ-ЭТУ, начался. Со словами приветствия к гостям и студентам обратился ректор ЭТУ Дмитрий Викторович ПУ- ЗАНКОВ . Он, в частности, сказал, что теперь у нас снова есть собственный праздник — День рож- дения нашего вуза, который отныне будет отме- чаться каждый год, в последнюю неделю марта. Поздравить университет пришла и команда КВН Университета путей сообщения. Одна из историй, поведанных «путевыми ребятами» (так они были названы в программе вечера), расска- зывала о непутевом студенте, который отпра- вился сдавать экзамен. Взрывом аплодисмен- тов была встречена коронная фраза всех сту- дентов, желающих получить преподавательс- кий автограф в зачетку: «А я учил!»... Не меньший ажиотаж вызвало появление на сцене молодых людей, вся одежда которых состояла ...из двух шляп: одна из них была на голове, вторая — в руке перед собой. Проде- ланный ими трюк состоял в том, чтобы, прыгая в такт музыке, передать свою шляпу соседу и при этом успеть закрыться другой шляпой, дабы не попасть в щекотливую ситуацию... Но самый большой успех, как и ожидалось, выпал на долю команды КВН ЭТУ под названием «Электрошок». В ее исполнении современные Д,Артаньянин, Атосов, Портосов и Арамискин со- вершили студенческий вояж по университету, не раз вызывая при этом смех и восторг присутство- вавших на вечере лэтишников и их гостей. Веселая «официальная» часть, где еще были танцы, фокусы и песни, закончилась, и публика, перебрасываясь только что услышанными шуточ- ками, направилась в холл пятого корпуса — там начиналась дискотека. М. БОРОВСКАЯ
О том, что наступил конец марта, мож- но было судить только по календарю — на улицах города это никак не отражалось. Однако пылкие молодые сердца не обма- нешь погодными причудами. Весна насту- пила, и студенты готовы веселиться, тем более, что не веселиться на Дне рождения собственного университета — просто грех! Внешне та суббота начиналась для наше- го вуза, как обычно: сонные студенты пле- тутся друг за другом на занятия и до вто- рой «пары» усердно борются со сном, а после — с голодом... А в это время на сцене конференц-зала третьего корпуса творится что-то невооб- разимое: несколько человек танцуют, кто- то поет, регулируются звук и свет, и масса молодых людей просто носятся туда-сюда с озабоченным видом. В целом все проис- ходящее напоминает огромный бурлящий и шипящий котел, а уж что будет приготов- лено в нем, — попробуем позже... Подруги Мила и Валя — студентки ЭТУ — ждали этого дня с нетерпением: концер- тная программа, вечерняя дискотека, но- вые лица — столько надежд и возможно- стей хорошо провести время! Но кто бы мог подумать, что накануне праздника при- дется решать две глобальные проблемы: что надеть и кого пригласить на вечер... На решение этих проблем ушел не один час телефонных разговоров, но в конце кон- цов трудоемкий и изматывающий процесс подготовки был позади и все «с иголочки» девчонки подходили к конференц-залу. Все происходящее в тот вечер в ЛЭТИ я постараюсь передать глазами Людмилы и
Валентины. Вот девушки вошли в зал. И с
этого момента мы начали подносить ко рту
первые ложки праздничной «каши», сва-
ренной общими усилиями организаторов:
ректората, профкома студентов, творчес-
кого объединения «ЭлектроШок», клуба
«Традиция».
Сразу же бросилось в глаза оформле-
ние: яркое освещение, в центре — огром-
ный плакат с изображением первого кор-
пуса нашего университета, большое коли-
чество надувных шаров, расположенных в
несколько рядов.
Торжественную программу открыл наш
ректор Дмитрий Викторович Пузанков. Не
буду цитировать его речь, но он сказал что-
то такое, что смогло разбудить в Миле и
Вале чувство гордости за свой вуз, а это
немало. Сейчас для нас ЭТУ — маленькая
Родина. И если мы сможем любить, ценить,
уважать, гордиться своим вторым домом,
то в будущем перенесем эти чувства и на
страну, в которой живем. Хотя, понимаю,
что любить и ценить, не разочаровываясь,
бывает, ох, как трудно!..
Поздравить ЭТУ с Днем рождения при-
шли такие известные личности, как Алек-
сандр Степанович Попов и Владимир Иль-
ич Ленин. Не будь нашего вуза, возможно,
не было бы изобретено радио, и ход исто-
рии с 1917 года развивался бы совсем по-
другому...
Затем зрителям был представлен танец
и еще одно поздравление от весьма акту-
альных гостей — Кризиса и Безработицы.
Эти гости находятся в той элитной катего-
рии VIP, которые могут заходить в любой
дом без приглашения. Их подарком был
кризисно-безработный балет. По этому
поводу Валя сказала: «Смотришь на пар-
ней и понимаешь — голод действительно
наступил!». А Мила поддержала подругу:
«Я поняла, что во всем виновата Моника
Левински. Это она своими речами развра-
тила наших парней до такой степени, что
они вышли на сцену практически голыми...»
Однако наибольший фурор произвели
фокусники из Академии театрального ис-
кусства. От их выступлений повеяло дет-
ством, походами с родителями в цирк и т. д.
Неудивительно, что фокусники заслужили
шквал зрительских аплодисментов.
День рождения ЭТУ одновременно
явился и днем открытия маленькой звез-
дочки университета — Тани Незнаюкакее-
фамилия. Эта девушка успешно выступает
на наших вечерах довольно давно, но в тот
день ее талант засверкал как-то по-осо-
бенному. Ее серебристый голос очаровал
публику. В знак восхищения зрители стали
чиркать зажигалками, и их огонек раскачи-
вался над головами в такт музыке. Нужно
ли говорить, что первыми маленький ого-
нек поддержки подняли вверх Людмила и
Валентина.
Динамика, хорошее настроение, чет-
кость и согласованность действий царили
на подмостках сцены ЭТУ. Перед глазами
зрителей прошли зажигательные танцы
«Румба» и «Джайф», выступила команда
КВН Университета путей сообщения, с веч-
но насущной для студентов темой сдачи эк-
заменов. Несомненно запомнился всем
номер группы «Спальный вагон» во главе
с «утонченной и интеллигентной» провод-
ницей (удачная пародия на Верку Сердюч-
ку — ведущую телепрограммы «СВ-шоу»
на канале «ТВ 6 Москва»). Это был яркий
пример нового направления в творчестве
— железнодорожный фольклор.
Порадовало выступление и нашей ко-
манды КВН и их интерпретация популярно-
го фильма «Д’Артаньян и три мушкетера».
На этот раз мы увидели киноверсию, ко-
торую можно назвать «Д’Артаньян и три
студента по-чукотски». Понравилось? Yes,
однако!
И вот зазвучала финальная песня. В тот
день Электротехническому университету
исполнилось 113 лет! Остается только по
традиции всем лэтишникам пожелать сме-
лых идей, нетрадиционных решений, талан-
тливых преподавателей, старательных сту-
дентов и... богатых спонсоров! А мы в по-
дарок принесем свою любовь и предан-
ность. С праздником!
Так прошел День рождения нашего
вуза...

Зоя НИКИТИНА,
студентка группы 8942


Хроника студенческой жизни

На заседании Ученого совета ЭТУ, в рам- ках недели университета были вручены на- грады студентам — победителям различ- ных конкурсов и олимпиад. Среди них был и Арсений СЕМЕНОВ, пятикурсник Гумани- тарного факультета. — Арсений, как называлась твоя рабо- та, удостоенная награды? — «Сравнение становления органов ме- стного самоуправления в новых землях Гер- мании и в России». Писал я ее в рамках кур- са политологии. — А почему тебя заинтересовала имен- но эта тема? — Выборы в местное самоуправление были сложной проблемой для России. К ним не было должного интереса и со стороны властей, и со стороны избирателей, неред- ко они просто проваливались. Чтобы отве- тить для себя на вопрос — почему все это происходило и одновременно выполнить учебное задание, я и выбрал эту тему. — Почему же ты решил для сравнения взять именно Германию и Россию? — Новые земли Германии — это террито- рия бывшей ГДР, т. е. страны социалистичес- кого блока. Практически одновременно и у нас, и в ГДР происходили изменения в поли- тическом, социальном и прочем устройстве. Старт был одинаков. Однако ГДР обладала большими преимуществами в связи с тем, что местное самоуправление там было более са- мостоятельным. В России же решения при- нимались в рамках общей программы, не было независимого распределения финансо- вых средств, которые выделялись лишь под какие-то конкретные программы. — Какие же выводы ты сделал в своей работе? — К органам местного самоуправления в Германии и у нас совершенно разные под- ходы. На развитие новых земель в Герма- нии тратилось около 150 млрд немецких марок в год. Здесь становление местного самоуправления сопровождалось измене- ниями в политической ситуации в целом. В России же было бы логичнее развивать эти структуры в начале 90-х годов, одновре- менно с другими глобальными политичес- кими реформами. В те годы любые ошиб- ки воспринимались бы менее остро. Сей- час никто из прежних руководителей не хо- чет отдавать власть. — Какими источниками ты пользовался при написании своей работы? — Разнообразные газеты, журналы, из- дания научных фондов, переводные иссле- дования немецких ученых. В качестве поощрительного приза Арсе- ний Семенов получил канцелярский набор. Хочется надеяться, что и в будущем он бу- дет автором интересных работ. Недавно в ЭТУ состоялись соревно- вания по скалолазанию студентов пер- вых-вторых курсов. Мне удалось задать несколько вопросов победителю этих соревнований — В. ЛАПИРОВУ, студен- ту второго курса РТФ. — Володя, ты доволен своим выступ- лением? лением? лением? лением? лением? — Да, я очень рад, но при этом всегда помню, что соревнования — это лоте- рея, где очень велик элемент удачи. Се- годня у меня были очень сильные сопер- ники, но на этот раз победа досталась мне. — Ты начал заниматься скалолазани- ем после того, как поступил в универ- ситет? ситет? ситет? ситет? ситет? — В принципе, да, хотя первый раз я ездил «на скалы» еще в школьные годы и мне это понравилось. Поступив в ЭТУ и узнав, что здесь есть секция скалола- зания, я сразу же пошел туда. — А почему ты выбрал именно этот вид спорта?
— Скалолазание — экстремальный
вид спорта. Когда тебе, пусть даже не с
первой попытки, покоряется вершина,
преодолена еще одна ступень на пути к
вершинам. Это незабываемо!
— Когда ты впервые стал взбираться 
на скалу, тебе было страшно? 
— Нет. Ведь в большинстве случаев ле-
зешь со страховкой. Тяжелее бывает при
спуске. И вообще при соблюдении пра-
вил техники безопасности риск становит-
ся минимальным.
— Много ли времени отнимают у 
тебя занятия спортом? 
— Две «пары» в неделю плюс несколь-
ко дополнительных занятий. Но, в свою
очередь, спорт делает человека более
организованным, учит разумнее плани-
ровать свое время.
— А сколько раз ты побывал «на вы-
ездах»? 
— В общей сложности, четыре раза.
Мы постоянно выезжаем под Приозерск
на первомайские праздники, а 9 мая там
происходит ежегодный фестиваль под
названием «Скалолазание для всех»,
когда любой желающий может поуча-
ствовать в скалолазании. И в нынешнем
году я туда обязательно поеду.
— Какое твое самое сильное впечат- 
— На Карельском перешейке есть
гора «Парнас», ее высота — около 65
метров. Мы забираемся на нее без стра-
ховки. Это не сложно, главное, не смот-
реть вниз. Так вот, этот подъем впечат-
ляет!
— Володя, а какая у тебя мечта?
— Стать чемпионом С Таней КУДРИНСКОЙ и
Олей ЧИСТЯКОВОЙ мне удалось поговорить
в перерыве между лекциями. Основное
увлечение моих собеседниц в свободное
время — аэробика.
Еще на первом занятии по физкультуре
к первокурсницам Оле и Тане подошел
тренер и предложил заниматься в сборной
команде университета по аэробике.
— Вначале было тяжело? — спрашиваю
девушек.
— Да, очень, потому что были боль- 
шие физические нагрузки — каждое 
занятие длилось более двух часов, в 
том числе 45 минут была разминка. Но 
постепенно мы привыкли и вскоре уже 
не представляли свою жизнь без 
спорта. 
— А что вам запомнилось больше всего
из того периода вашей спортивной жизни?
— Таня: — Однажды мы подготовили 
танцевальную композицию для сорев- 
нований, которую предварительно дол- 
жны были показать тренеру. Оказа-
лось, что наши упражнения не предус- 
мотрены программой, и за день до вы- 
ступления нам пришлось все переде- 
лать. Понятно, что результат не пора- 
довал нас. 
Учиться и одновременно посещать заня-
тия аэробикой было очень трудно из-за не-
совпадения расписаний, поэтому Таня и
Оля ушли из сборной. Но с любимым ви-
дом спорта не расстались: сегодня они за-
нимаются аэробикой в клубе, но теперь
уже просто для себя. При этом девушки не
стоят на месте, они осваивают спортивные
новшества, например, комплекс ритмичес-
ких упражнений в воде — аквааэробику.
Но и сейчас девушки с теплотой вспоми-
нают свои занятия в вузе. «Занимаясь 
здесь, — говорят Оля и Таня, — мы по- 
лучили полезные спортивные навыки, 
научились сами проводить занятия, пра- 
вильно подбирать музыку. Уверены, 
все это не раз может пригодиться нам 
в жизни». 
В заключение нашей беседы Оля сказа-
ла: «Мы хотели бы посоветовать студен- 
там, занимающимся аэробикой, отно- 
ситься к этому как можно серьезнее. В 
нашем вузе очень квалифицированные 
тренеры, которые могут многому на- 
учить». 

Материалы подготовила М. БОРОВСКАЯ

Страница 4

Знаковый вклад в развитие цивилизации

В этом году мы отмечаем сразу три зна- менательных события, связанных с именем Александра Степановича Попова. Первая дата — 140 лет со дня его рождения. Вто- рая — в 50-й раз научная общественность Ленинграда-Петербурга в торжественной обстановке 16 марта отметила день рож- дения выдающегося ученого, физика, вне- сшего знаковый вклад в развитие челове- ческой цивилизации. И третье яркое собы- тие нынешнего года — столетие изобре- тения А.С. Поповым его «телефонного приемника депеш». Первый в мире детекторный приемник сигналов на слух фактически сразу же на- шел практическое применение. В ходе про- ведения работ по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» весной 1900 года были спасены также и финские рыба- ки, унесенные в море на льдине. С этим же приемником проводились первые в мире опыты по связи с летательными аппарата- ми (воздушным шаром) в июле 1899 года. Сейчас, в конце XX века никто из нас не в состоянии представить себе жизнь без гло- бального обмена информацией с помо- щью радио и телевидения, сотовой и пей- джинговой связи, Интернета и электронной почты. На земле и в космосе мы имеем возможность сопереживать всему, что происходит как в любой точке планеты, так и рядом — на соседней улице, в родном городе, видеть и слышать выступления ве- ликих мастеров культуры. И все это бла- годаря невидимым нам электромагнитным волнам, которые, кстати, не такие уж и по- слушные. Их не только надо было суметь обнаружить, но и приручить, создать усло- вия для того, чтобы они «выполняли» наши желания. дню рождения А.С. Попова, состоявшихся еще в 1949 году, их тематика была наце- лена на самые яркие, перспективные дос- тижения науки и техники, связанные с ра- диотехникой, электроникой, связью (теле- коммуникациями) и автоматизированным управлением.
На первых чтениях с докладом высту-
пал профессор В.П. Вологдин — первый
лауреат Золотой медали А.С. Попова,
член-корреспондент АН СССР с 1954
года. За прошедшие полвека на чтениях
выступили академик А.И. Берг, также ла-
уреат Золотой медали А.С. Попова, ака-
демик Ж.И. Алферов, крупнейший исто-
рик радио в России профессор И. В. Бре-
нев, историки науки и техники Б.А. и Г.А.
Остроумовы, профессора, заслуженные
деятели науки, доктора технических наук
В.Н. Лепешинская, О.В. Алексеев, Р.Е.
Быков, И.Г. Мироненко, Ю.М. Казаринов,
В.И. Винокуров, Б.Я. Советов, генерал-
лейтенант В.И. Канонюк, вице-адмирал
И.С. Захаров и др.
Заседания проводились в таких залах,
как Дворец культуры им. Ленсовета, ДК
связи, Дом ученых. Но в основном чтения
туте А.С. Попова, в аудиториях первого
корпуса, в Мемориальном музее-кварти-
ре. С 1996 года чтения проходят в конфе-
ренц-зале пятого корпуса нашего универ-
ситета, постоянно собирая большое коли-
чество участников.
И вот — 50-е чтения. Грядущий XXI век
— век информатизации. Создание, органи-
зация и обеспечение надежной работы
различных каналов связи — глобальная на-
учно-техническая проблема. Первая систе-
ма беспроводной связи, разорвавшая путы
проводных телеграфных линий (как паути-
ной покрывших почти весь земной шар в
конце XIX века) и явившаяся решительным
прорывом к новому этапу развития циви-
лизации, была создана А.С. Поповым вес-
ной 1895 года. Проблемам развития сото-
вой радиосвязи в России был посвящен
доклад генерального директора ОАО «Пе-
тербургский Телеком», доктора физико-
математических наук, профессора С.Л.
Галкина. Сообщение о важнейших событи-
ях в жизни А.С. Попова сделала директор
Мемориального музея А.С. Попова Л.И.
Золотинкина.

Л. ФРЕЙМАН

Это «скучное» понятие — мероприятие...

Осенью 1994 года в состав профкома сотрудников ЭТУ была избрана Г.Б. ГОЛУ- БЕВА, заместитель руководителя ЦИТ на- шего университета. Ей поручили возглавить культмассовую комиссию. Дело, прямо скажем, непростое, учитывая финансовое положение вуза в последние годы... — Галина Борисовна, в чем суть Вашей работы? — Комиссия профкома по культурно- массовой работе представлена в профко- ме одним человеком, т.е. мной. Но на фа- культетах и в других крупных подразделе- ниях есть ответственные, через которых и оповещаются все сотрудники университе- та о проводимых нами мероприятиях. Наи- более активные ответственные и сами пред- лагают «темы» мероприятий, которые хо- тели бы провести наши сотрудники. В этом плане мне хочется отметить работу М.В. Смирновой с ЭФФ и Т.Д. Лихолетовой с РТФ, С.К. Степанова с ФЭТа, ответствен- ных за проведение культурно-массовой работы на этих факультетах. — Какие же мероприятия вы организу- ете и проводите? — Конечно, в былые годы культурно- массовая работа в ЛЭТИ была разнообраз- ной и насыщенной. Это и различные экскур- сии, в том числе и во многие города нашей страны, и походы в театры, и встречи с из- вестными актерами и другими интересны- ми людьми, и многое, многое другое. Да что там говорить, каждый факультет в не столь давние времена мог заказать автобус и поехать куда пожелает... К слову, сейчас только за автобус надо заплатить 1000-1200 рублей. бой только одно направление культурно- массовой работы, а именно, организацию экскурсий, и то не самых «далеких». В ос- новном, мы совершаем поездки по горо- ду (дворцы, музеи, выставки) и в пригоро- ды Санкт-Петербурга, реже — в Ленинг- радскую область, и иногда — в близлежа- щие города. Подобные «вылазки» осуще- ствляются один-два раза в месяц. За отчет- ный период, т.е. за четыре прошедших года нами проведено 76 экскурсий по го- роду и 12 — в пригороды Санкт-Петербур- га, в Ленинградскую область, а также в Новгород. — Какие экскурсии пользовались у на- ших сотрудников особой популярностью? — В городе — в музеи Горного институ- та и восковых фигур во дворце Белосельс- ких-Белозерских, в Смольный институт, в Меншиковский и Шереметьевский дворцы, в Музей-квартиру А.С. Пушкина на Мойке, 12, на Телебашню, Большой интерес выз- вало и посещение выставки в Эрмитаже «Неведомые шедевры». — Вы ведь организуете и многочасовые автобусные экскурсии?
— Да. Дважды мы были в Новгороде,
где осмотрели городские достопримеча-
тельности, монастыри и Грановитую пала-
ту. Ездили в Кронштадт. Осмотрели кре-
пости Северо-Запада и ансамбли окрест-
ностей Петербурга, старинные усадьбы в
Ленинградской области, мужской монас-
тырь на о. Коневец в Ладожском озере (на
фото) и т.д.
— Какие же трудности или сложности
встречаются в вашей работе?
— Главная и трудность, и сложность —
много времени уходит на то, чтобы созво-
ниться, договориться, оплатить счет... По-
скольку денег всегда не хватает, то прихо-
дится думать, как выгоднее организовать
экскурсию — через туристическую фирму
или самостоятельно, без посредников. Ис-
пользуем и ту, и другую формы работы. И
получаешь отказ от поездки. Так, Гумани-
тарный факультет не поехал в итоге в Нов-
город, бывают и одиночные отказы. Ду-
маю, виноваты в этом не столько наши со-
трудники, сколько ответственные на фа-
культетах и в подразделениях, которые,
видимо, плохо информируют о предстоя-
щих экскурсиях.
— Какими же средствами вы располага-
ете?
— В распоряжении культурно-массовой
комиссии профкома — 10 процентов от со-
бранных профсоюзных взносов ежемесяч-
но, что составляет тысячу рублей. Уже го-
ворилось о том, что только стоимость ав-
тобуса составляет 1000 — 1200 рублей. По-
этому мы вынуждены около 30 процентов
от стоимости экскурсии собирать с экскур-
сантов.
— Сколько же человек одновременно
имеют возможность совершить ту или
иную экскурсию?
— Автобус вмещает 38 человек. Правда,
четвертого апреля на экскурсию в Репино
(Пенаты) и в Зимний дворец Петра I поеха-
ли 50 человек, потому что нам — как иног-
да бывает — дали большой автобус.
— Каковы ваши планы на лето?
— В мае-июне планируем съездить в
Старую Ладогу, посетить метрополичьи
палаты в Александро-Невской лавре, а так-
же побывать в Музее-квартире А.С. Пуш-
кина на Мойке, 12 (в мае он вновь откро-
ется после перерыва) и на Телебашне.
Между прочим, в Музее А.С. Пушкина мы
были уже четыре раза, а на Телебашне —
17 раз. И тем не менее, сотрудники наше-
го университета снова хотят туда отпра-
виться на экскурсию. Наверное, этим и ог-
раничимся, ведь лето — это период отпус-
ков в вузе. А осенью состоятся очередные
выборы в профком, и все начнется снача-
ла...

С Г.Б. Голубевой беседовала
Л. КОРОТКОВА

И схожи и различны

В марте россияне отмечают День под- водника. Этот праздник имеет самое пря- мое отношение к нашему вузу, так как на факультете военного обучения ЭТУ рабо- тают в том числе и преподаватели, кото- рые начинали свою военную службу на подводных кораблях. Сегодня мы рассказываем о состоянии подводного флота в наши дни, о том, чем отличаются или в чем схожи подводные лодки нынешнего поколения в России и в США. В мире лишь пять государств — Россия, США, Великобритания, Франция и Китай — способны проектировать и строить много- целевые атомные подводные лодки (ПЛ). Еще две страны — Индия и Бразилия — пы- таются создать собственные атомные ПЛ, которые, вероятно, могут вступить в строй в начале XXI века. Однако бесспорными лидерами в созда- нии многоцелевых атомных ПЛ являются Россия и Соединенные Штаты. Почти пол- века обе страны вели заочное соревнова- ние, в результате которого сформирова- лись национальные проектные школы, каж- дая из которых имеет оригинальную про- ектную идеологию и опирается на специ- фические технологические возможности своей страны. Эти отличия стали результа- том адаптации кораблестроения каждой том страны к характерным только для нее ус- ловиям боевого использования ПЛ. Долгое время, вплоть до начала 90-х го- дов, считалось, что бесспорным техноло- гическим превосходством в подводном ко- раблестроении обладают США. Действи- тельно, в 80-е годы ВМС США пополнялись подводными лодками нового поколения типа «Los Angeles», которые имели малую шумность и, соответственно, высокую скрытность. По этому жизненно важному для ПЛ качеству они превосходили отече- ственные лодки второго поколения, серий- ное производство которых велось уже бо- лее 20 лет. Несмотря на ряд проведенных модернизаций, существенно улучшивших боевые качества этих кораблей, они все же уступали американским лодкам в скрытно- сти, что в боевой обстановке позволило бы американским подводникам раньше обна- ружить и первыми атаковать наши ПЛ. Ситуация начала меняться после вступ- ления в состав отечественного флота под- водных лодок третьего поколения. В 1984 году прошли государственные испытания многоцелевые ПЛ типа «Барракуда» по классификации НАТО — «Sierra» и типа
«Барс» — «Akula». Строительство подвод-
ных лодок типа «Барс», имеющих стальной 
корпус, более совершенное радиоэлект-
ронное и ударное вооружение, продолжа- 
ется и в настоящее время. К концу 1997 
года ВМФ России передано 13 подводных 
лодок этого типа. лодок этого типа. 
Высокая скрытность и боевая устойчи-
вость позволяют ПЛ типа «Барс» успешно 
преодолевать противолодочные рубежи, 
оборудованные стационарными системами 
дальнего акустического наблюдения, а так- 
же противодействие противолодочных сил.
Эти лодки могут действовать в зоне господ- 
ства противника и наносить по нему ракет- 
ные и торпедные удары. Вооружение ПЛ
данного типа позволяет им бороться с под-
водными лодками и надводными корабля- 
ми противника, а также поражать их назем- 
ные объекты крылатыми ракетами, выстре- 
ливаемыми из торпедных аппаратов. 
В случае вооруженного конфликта каж- 
дая такая подводная лодка способна со- 
здать угрозу и сковать значительную груп- 
пировку сил противника, не допуская нане-
сения ударов по национальной территории. 
Появление в России кораблей со столь 
высоким боевым потенциалом изменило 
ситуацию и заставило ВМС США считаться 
с возможностью серьезного противодей- 
ствия, даже в случае превосходства на-
ступательных сил. Подводные лодки типа
«Барс» могут атаковать как сами ударные 
группировки противника, так и их тылы, 
включая береговые командные пункты, 
пункты базирования и снабжения — как бы 
далеко они не находились. 
Такое качественное повышение боевых 
возможностей отечественных многоцеле- 
вых подводных лодок третьего поколения 
вызвало серьезную озабоченность военно- 
морских специалистов стран НАТО. Харак- 
терным в этом плане является высказыва- 
ние известного американского аналитика 
Н. Полмара, сделанное им на слушаниях в 
Комитете по национальной безопасности 
палаты представителей Конгресса США: 
«Появление ПЛ типа «Akula» и других со- 
ветских подводных лодок третьего поколе- 
ния продемонстрировало, что советские 
ПЛ ликвидировали разрыв в уровне шум- 
ности быстрее, чем это ожидалось. Спус- 
тя несколько лет, в 1994 году, стало извес- 
тно, что этот разрыв ликвидирован полно- 
стью, когда было установлено, что усовер- 
шенствованные ПЛ класса «Akula» имеют 
уровень шумности ниже, чем новейшие 
американские ПЛ улучшенного типа». 

А. ЛЫСЕНКО, 
ст. преподватель ФВО, 
капитан II ранга 

Учредители:

Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г.

Адрес редакции:

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 234-84-03.

Редактор

О. И. ТУГАРИНА Тираж 1500 экз. Бесплатно. СПб ГГК, Ленинский пр, 139. Заказ № 377.

© Copyright 1999 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.