Страница 1

Всему свои
бывают
в жизни сроки

Сто четыре года назад, 7 мая 1895 
года, А.С. Попов перед учеными 
Санкт-Петербурга продемонстриро- 
вал передачу сигналов с помощью 
электромагнитных волн. С 1945 года 
этот день объявлен государственным 
праздником. 
Представители нашего университе-
та, слушатели и преподаватели Воен- 
но-морской академии им. А.С. Попо- 
ва, нахимовцы, сотрудники Мемори- 
ального музея А.С. Попова, журна- 
листы города и все те, кому дорога 
наша наука, собрались здесь, чтобы 
вспомнить о человеке, стоявшем у 
истоков изобретения, которое изме- 
нило и отечественную, и мировую 
цивилизацию. 
На митинге выступил проректор 
ЭТУ по научной работе, д.т.н., про- 
фессор В.М. Кутузов, который отме- 
тил, что именно изобретению радио 
обязано развитие многих научных 
направлений и информационных тех- 
нологий. 
Лучше всего история хранится в 
музеях, и наш вуз может гордиться 
тем, что у него есть свой музей. Его 
директор Л.И. Золотинкина расска- 
зала собравшимся об истории созда- 
ния памятника ученому, который был 
открыт 22 марта 1959 года. Скульп- 
тор запечатлел Александра Степано- 
вича в тот момент его жизни, когда 
Попов делал доклад о своем изобре- 
тении. В тот день при открытии памят- 
ника вся площадь была заполнена на- 
родом. Присутствовали на торже-
ственной церемонии дочери и внуч- 
ки ученого, делегаты из многочис- 
ленных городов России. 
Лариса Игоревна поблагодарила 
всех, кто помог организовать и про- 
вести нынешний праздник: руковод- 
ство ЭТУ, Администрацию Петрог- 
радского территориального управ- 
ления, СанктПетербургскую радио-
трансляционную сеть, Северный ра- 
диотрансляционный узел, а также 
студентов СПб-профессионального 
реставрационного лицея, сделавших
зримой надпись на памятнике. 
Глава муниципального образова- 
ния № 1 М.Ю. Присплад, поздравляя 
собравшихся, заверил, что к следу-
ющему Дню радио будет приведен в
порядок и сквер вокруг памятника. 

М. БОРОВСКАЯ 

Ходите на "свидания"
с руководством

ПОВТОРЮСЬ, но встречи ректора ЭТУ со
студентами, преподавателями и сотрудника-
ми университета становятся доброй тради-
цией. Похоже, традицией — и отнюдь не
доброй — становится и полупустой зал, где
проходят встречи. И происходит это в то вре-
мя, когда по вузу циркулируют различные
слухи, предположения, домыслы... А кажет-
ся — чего проще, — приди на «свидание» с
руководством университета и узнай все из
первых уст ...
В этом смысле чрезвычайно важной с ин-
формативной точки зрения была встреча с
Дмитрием Викторовичем Пузанковым, кото-
рая состоялась 12 мая 1999 года. В ее повес-
тке стояло семь вопросов, в том числе пе-
реход на новую тарифную сетку, в полтора
раза увеличивающую зарплату сотрудников,
повышение стипендий студентам до двух
МРОТ, перспективы финансового развития
вуза, студенческие пожертвования и т.д.
Ректор ЭТУ рассказал о том, какими пу-
тями руководству университета, его админи-
страции удается положительно решать воз-
никающие проблемы, в том числе и наибо-
лее важные социальные программы, повы-
шать зарплату и сохранять надбавки, увели-
чивать стипендию студентам, аспирантам,
докторантам...
Решению этих и других задач помогает
многое: и активная, планомерная работа с
нашим Министерством, и проведенное ле-
том 1998 года сокращение штатов, и боль-
шое внимание, которое уделяется в вузе по-
иску путей зарабатывания внебюджетных
средств...
Наши тесные связи и плодотворная рабо-
та с Министерством выражается в том, что
представители ЭТУ входят в состав различ-
ных комиссий, которые разрабатывают
важнейшие образовательные документы.
Наш вуз активно участвует в разработке но-
вого перечня специальностей, внедрение в
практику которого даст большую свободу
вузу в составлении учебных программ и оп-
ределении специальностей, позволит снять
узкую окраску некоторых существующих
специальностей, по которым мы готовим
выпускников. Предполагается, что с перво-
го сентября 2000 года первокурсники ЭТУ
начнут заниматься по новым программам.
Проводимая в университете реструктури-
зация факультетов, кафедр и других под-
разделений не затронет учебный процесс,
но положительно скажется на решении фи-
нансовых проблем вуза, повысит права и
возможности факультетов и кафедр, но,
разумеется, повысит и их ответственность за
состояние дел.
В новый бюджет нашего вуза, который
вступил в силу с первого марта, заложены
такие условия распределения средств внут-
ри университета, которые предусматрива-
ют оставлять на факультетах и кафедрах 50
процентов заработанных ими денег. Кстати,
в течение марта-июня две трети этих
средств уже переданы университетским
подразделениям. Хотя здесь имеются и оп-
ределенные сомнения: общевузовские рас-
ходы, которые касаются всех, очень вели-
ки, и денег на них катастрофически не хва-
тает... Тут есть над чем поразмышлять.
Ректор рассказал и о том, как удалось
повысить стипендии студентам. В частности,
пришлось до 50 процентов сократить сум-
му надбавок, которая выплачивается отлич-
никам учебы, и до 25 процентов — тем, кто
учится без троек.
В заключение встречи Д.В.Пузанков от-
ветил на вопросы присутствовавших. Они
касались плана приема студентов на буду-
щий год, хода внутренних и внешних ре-
монтных работ, студенческих пожертвова-
ний, статуса и деятельности дежурной
службы ЭТУ, результатов изменения учеб-
ного графика в 1998/99 учебном году, из-
менения названий факультетов, выплаты
зарплаты и стипендий с помощью пласти-
ковых карт и др.
Спектр заданных на этой встрече вопро-
сов свидетельствует о том, что студенты,
преподаватели и сотрудники ЭТУ живо ин-
тересуются состоянием дел в нашем уни-
верситете, а ответы руководителя вуза — о
том, что на таких встречах можно узнать обо
всем, о чем хочется и полезно знать. Это
рождает уверенность: последующие встре-
чи с руководителями ЭТУ соберут большую
аудиторию.

Л. ВАСИЛЬЕВА 

И тогда, и теперь смотрим друг на друга

15—17 апреля 1999 года в Санкт-Петербур- гском государственном университете прохо- дила Международная научная студенческая конференция — «Университеты вчера, сегод- ня, завтра», посвященная 275-летию этого славного учебного заведения. На конференцию, организованную при под- держке Фонда К. Аденауэра, собрались не только студенты нашего города, но и гости из Москвы, республики Адыгея, Германии, Фин- ляндии и даже с Сейшельских островов. Программа конференции состояла из трех разделов: история университета, проблемы и перспективы образования, актуальные про- блемы студенчества. Активно обсуждались и важнейшие проблемы настоящего — система финансирования образования, адаптация сту- дентов первого курса к обучению в вузе, пси- хическое здоровье современных студентов, наркотизация в студенческой среде, рынок труда молодежи, перспективы дистанционно- го образования, Интернет; сравнивались сис- темы образования в России, Германии, Кана- де, Великобритании и США. Наш университет на этой конференции представляли директор музейного комплекса ЭТУ Л.И. Золотинкина и студентки третьего курса Гуманитарного факультета Анна Джан- хотова и Виктория Коршак, выступившие в пер- вой части международного форума с сооб- щениями: «Александр Степанович Попов — выпускник физико·математического фа- культета Петербургского университета» и «Питомцы Петербургского университета — в становлении ЭТИ». В конце XIX века, когда в России остро ощущалась нехватка специалистов в обла- сти электротехники и проводной электро- связи, в Петербургском университете были подготовлены высококвалифициро- ванные кадры с мощной теоретической и практической базой, которые активно со- действовали становлению первого в России Электротехнического института. Одним из выдающихся питомцев кафедры физики был изобретатель радио Александр Сте- панович Попов — первый выборный дирек- тор нашего института.
И по сей день выпускники СПбГУ препо-
дают и ведут научные работы в Электро-
техническом, теперь уже университете,
воспитывая новое поколение специалис-
тов, способных продолжить блистатель-
ную деятельность своих предшественни-
ков.
И в заключение хотелось бы привести та-
кой любопытный факт. До 1903 года Пе-
тербургский университет и Электротехни-
ческий институт в прямом смысле смотре-
ли друг на друга, находясь на разных бе-
регах Невы. В ту пору наш институт отно-
сился к Телеграфному ведомству и распо-
лагался по соседству с Главпочтамтом.

А. ДЖАНХОТОВА,
студентка группы 6716 ЭТУ


Пусть эта боль останется жива!

Торжественное возложение цветов к па- мятнику преподавателям и студентам на- шего вуза, отдавшим свои жизни в годы Ве- ликой Отечественной войны, состоялось 7 мая. Почтить память павших и поздравить друг друга с праздником Победы пришли ветераны войны — бывшие и сегодняшние преподаватели и сотрудники Электротехни- ческого университета, студенты вуза. Перед собравшимися выступил предсе- датель Совета ветеранов ЭТУ Б.М. Кудашев, который отметил, что 9 мая был и остается для всех россиян одним из самых великих дней. Мы празднуем победу над фашиз- мом и переживаем боль утраты. Двадцатый век — это век жестоких войн, много российских солдат полегло на полях сражений. Поэтому 9 мая, по словам Бори- са Михайловича,— это праздник, которым мы отдаем дань памяти всем защитникам России. По традиции участники митинга соверши- ли торжественный круг почета вокруг обе- лиска. Пронизывающий до костей ветер, колкий снег и ... гроза ускорили перенос празднования торжественной даты в сте- ны университета. М.Б.

Страница 2

Раз — интеллектуалы, два — профессионалы

В нынешнем 1998/99 учебном году на первый курс была принята первая груп- па студентов на новую и современней- шую специальность «Информационные системы в бизнесе», которая откры- лась на кафедре АПУ нашего универ- ситета. Эта кафедра в 2000-м году бу- дет отмечать свое 65-летие. И все это время она работает и готовит специа- листов по самым престижным специ- альностям, что можно проследить даже по их названиям, которые трижды ме- нялись с 1935-го года — года ее созда- ния. Вначале специальность носила на- звание «Автоматика и телемеханика», с конца 70-годов стала называться «Ав- томатика и управление в технических системах», а с 1992 г. — «Управление 1992 г. и информатика в технических систе- мах». С 1983 года мах». С 1983 года ет профессор, д. т. н. В.Б. Яковлев. — Владимир Борисович, чем вызвано последнее переименование специальнос- ти? — В конце 80-х — начале 90-х годов все большее развитие приобретают информа- ционные технологии и персональные вычис- лительные машины. У нас появляются но- вые курсы по программированию, вычис- лительным сетям, интеллектуальным сис- темам. Новое название специальности точнее передает суть направления подго- товки студентов. — По каким же направлениям сегодня кафедра готовит специалистов? — До недавнего времени — по двум: «Автоматизация и управление» и «Инфор- матика и вычислительная техника». В этом учебном году к ним прибавилась еще одна специальность — «Информационные сис- темы в бизнесе». Наша кафедра — выпус- кающая, у нас обучаются студенты трех дневных и двух вечерних групп. — Владимир Борисович, сейчас в ЭТУ проходит структурная перестройка прак- тически всех служб и подразделений уни- верситета и одновременно осуществля- ется подготовка к переходу на новый пе- речень направлений и специальностей в области высшего образования. Это как- то отразится на работе кафедры АПУ? — Безусловно. Но суть проблемы со- стоит в том, что на всем протяжении сво- его существования наша кафедра работа- ет в области самых современных научных направлений, таких как автоматика, ки- бернетика, информатика, а теперь к ним прибавилась еще и синергетика. Это гово- рит о том, что кафедра всегда готовила и готовит специалистов по самым совре- менным специальностям, и поэтому наши выпускники были и будут востребованы народным хозяйством страны. Все эти на- правления связаны единым понятием — управление, а проблемы управления явля- ются одними из центральных проблем тех- ники, экономики и общественного разви- тия. Управление — это организация целе- направленного взаимодействия энергии, ве- щества и информации. Сферой управления охвачены практически все области челове- ческой деятельности: производство, бизнес, медицина, экология и т.п.
— Итак, вы занимаетесь проблемами ав-
томатики, кибернетики, информатики, си-
нергетики. Не смогли бы Вы рассказать чуть
подробнее о каждом из этих направлений?
— Автоматика связана с преобразовани-
ем энергии и материалов без непосред-
ственного участия человека, т.е. происходит
автоматизация физических возможностей
человека. В качестве самого простого при-
мера можно назвать робот, который «пере-
носит» предметы с одного места на другое.
Но автоматизировать можно не только
физические возможности человека, но и его
интеллектуальную деятельность. Этим и за-
нимается кибернетика, наука «об управле-
нии и связи в животном и машине». Кибер-
нетика позволяет рассматривать автомати-
зацию управления не только в технических,
но и в биологических, экономических и со-
циальных системах, ибо все они функциони-
руют по объективным законам обратной
связи.
— Значит, как кибернетика «выросла» из
автоматики, так и информатика — из кибер-
нетики?
— Совершенно верно. Развитие вычисли-
тельной техники, в том числе и персональ-
ных вычислительных машин способствовали
бурному развитию информатики, особенно
в последние годы. Информатика — наука бу-
дущего, она будет особенно активно разви-
ваться на рубеже второго и третьего тыся-
челетий. Ее будущее — Интернет — седь-
мой континент, в котором, сидя дома, мож-
но получить информацию обо всем и из лю-
бой точки мира.
— А что же такое синергетика?
— Предметом синергетики являются от-
крытые системы, обменивающиеся с внеш-
ней средой энергией, веществом и инфор-
мацией. Это самоорганизующиеся систе-
мы, в которых из хаоса возникают процес-
сы саморегуляции. А поскольку процесс
саморегуляции есть процесс эволюции и
развития, то он также является процессом
управления. Изучение открытых систем в
природе позволяет создать наилучшие ус-
ловия для функционирования производ-
ственных, экономических и социальных си-
стем, а, значит, появляется возможность
предотвратить различные технические,
экономические и социальные кризисы и
катастрофы.
— Из сказанного Вами можно сделать
вывод, что кафедра АПУ готовит специа-
листов широкого профиля?
— Это, действительно, так. Наши выпуск-
ники могут работать в самых разных тех-
нических, финансовых и производственных
структурах и способны быстро приспосаб-
ливаться к любой среде, что особенно важ-
но в условиях рыночной экономики.
— То есть выпускникам кафедры АПУ не
стоит беспокоиться о своем трудоустрой-
стве?
— В общем и целом, да, хотя, как гово-
рится, береженого и Бог бережет. Это хо-
рошо понимают наши студенты, и большин-
ство из них, учась на четвертом-пятом кур-
сах, уже устраиваются на работу. Те, кто
имеет хорошую системную и програм-
мную подготовку, обеспечат себя работой
и на последующие годы.
— Спасибо за беседу, и позвольте 
пожелать коллективу кафедры автома- 
тики и процессов управления дальней- 
ших творческих успехов и всегда быть 
среди тех, кто готовит высококла 
и востребованных сегодняшней жизнью 
специалистов. 

С В.Б. ЯКОВЛЕВЫМ беседовала
Л. КОРОТКОВА

Россия плюс Европа: акцент на проблему энергосбережений

Как известно, использование электриче- ства — основа современного индустриаль- ного развития страны, оно играет все уве- личивающуюся роль и в улучшении благо- состояния людей. Но обеспечение про- мышленности электрической энергией — с высоким уровнем надежности и качества — является дорогостоящим мероприятием. Поэтому даже незначительное увеличение эффективности и небольшая процентная выгода при использовании энергосбереже- ния в электротехнологиях ведет к значи- тельной экономии денежных ресурсов, ко- торая может быть реализована при рацио- нальном использовании современных элек- тротехнологий как на этапе их разработки, так и при их внедрении. Существенные успехи Западной Европы в энергосбережении в последние 20 лет были достигнуты при помощи внедрения современных электротехнологий. В России же наблюдается низкая эффективность ис- пользования электричества, низкий уро- вень использования новой информации об энергосбережении в промышленности, а также использование технологий с боль- шим негативным влиянием на окружающую среду. На эту ситуацию влияет и уровень россий- ского технического образования в данной области, когда информация преподносит- ся старым академическим способом и лишь с небольшим акцентом на проблему энергосбережения. До последнего време- ни не уделялось должного внимания и пер- спективным разработкам, что является очень важным моментом при переходе от плановой к рыночной экономике. Учитывая все эти факторы, в течение че- тырех лет (включая один год предваритель- ного этапа) университеты городов Падуя (Италия), Ганновер (Германия) и ЭТУ реа- лизовывали образовательный проект в рам- ках Программы Европейского Сообщества Tempus/Tacis «Экономика в электроэнер- гетике и энергосбережение посредством рационального использования электротех- нологий». Цель этого проекта состояла в том, чтобы: — разработать интенсивный курс «Эко- номика в электроэнергетике и энергосбе- режение посредством рационального ис- пользования электротехнологий»; — предложить этот курс преподавателям ЭТУ и других российских университетов, при этом ЭТУ становится центром распро- странения информации в данной области для всей России; — создать учебную лабораторию, необ- ходимую для разработки интенсивного курса, которую можно будет использо- вать для усовершенствования и других учебных курсов; — улучшить экономическое образова- ние на выпускных курсах, используя ос- новные концепции при анализе энергосбе- режения, с использованием компьютеров для анализа и экономической оптимиза- ции новых технологических применений в рамках учебного плана «Электротехноло- гические установки и системы». Аспирантский трехнедельный интенсив- ный курс «Экономика в электроэнергети- ке и энергосбережение посредством ра- ционального использования электротех- нологий» был разработан и проводился в течение трех лет в ЭТУ для научных работ- ников и преподавателей нашего универси- тета, а также других университетов Рос- сии. Было подготовлено и издано учебное пособие на английском языке. Учебное пособие на русском языке было разрабо- тано и издано с грифом Министерства об- щего и профессионального образования РФ для студентов высших учебных заве- дений по специальности «Электротехно- логические установки и системы» и по на- правлению «Электротехника, электроме- ханика и электротехнология». Был издан компакт-диск с английской и русской ком- пьютерными версиями учебного пособия, включая рисунки и диаграммы, а также русскую компьютерную версию книги «Электропотребление и эмиссия СО 2 — при промышленном технологическом на- греве». 96 профессоров, научных работников и менеджеров промышленности прослуша- ли интенсивный курс. Во время реализа- ции этого проекта 30 профессоров и на- учных работников из других вузов Санкт- Петербурга и 11-ти технических универси- тетов РФ (Новосибирский, Саратовский, Марийский, Вологодский, Самарский, Ижевский, Чувашский, Иркутский, Мос- ковский энергетический и Мордовский) также прослушали этот курс. На базе проекта и полученного обору- дования в ЭТУ был образован Центр энер- госбережения, который начал выполнять научно-исследовательские работы в обла- сти энергосбережения по заказам Адми- нистрации Санкт-Петербурга и Министер- ства общего и профессионального образо-
вания РФ в рамках программы «»Системы
энергосбережения и технологии освоения
нетрадиционных возобновляемых источни-
ков энергии». Сегодня ЭТУ способен пред-
ложить энергоаудит различных зданий и
сооружений, чтобы уменьшить тепловые
потери и повысить эффективность.
В настоящее время ЭТУ взаимодействует
с Центром энергетики Санкт-Петербурга
путем консолидации усилий сотрудников и
оборудования для реализации технологий
энергосбережения как в нашем городе, так
и в Северо-Западном регионе Российской
Федерации.
В рамках этого проекта был реализован
план переподготовки кадров. 12 молодых
преподавателей нашего университета (18
периодов пребывания в западных универси-
тетах) прошли переподготовку и обучение.
Успех выполнения проекта был обуслов-
лен давним сотрудничеством между партне-
рами в научно-исследовательской области,
а также давними персональными контакта-
ми между сотрудниками ЭТУ и университе-
тами Европейского Сообщества и, прежде
всего, университетами Падуи и Ганновера.
Реализация проекта позволила сделать и
некоторые очень важные выводы. В частно-
сти, опыт показал, что полный трехнедель-
ный интенсивный курс реализовать доста-
точно сложно из-за того, что слушателям
трудно посещать этот курс в течение столь
длительного времени. Следовательно, надо
— на базе отдельных частей интенсивного
курса — создавать краткосрочные курсы
продолжительностью не более одной неде-
ли. Полный же курс может быть введен как
отдельный предмет в учебный план специ-
альности «Электротехнологические уста-
новки и системы», что потребует его изме-
нения.
И все же заключительные результаты за-
конченного проекта, три контрольных визи-
та представителей Европейского Сообще-
ства в течение реализации проекта, а также
семинары в Самарском и Новосибирском
технических университетах в марте 1998 года
и персональные контакты со слушателями
курса показали, что распространение зна-
ний в области энергосбережения на базе
современных электротехнологий должно
быть выполнено более глубоко и более ши-
роко в Российской Федерации. Это значит,
что не только большие города РФ (Москва,
Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск и
т.д.) должны быть местом для распростра-
нения современных западных технологий.
Это можно делать и в периферийных горо-
дах страны.
В декабре 1998 года ЭТУ вместе с уже на-
званными западными университетами, а
также с Новосибирским и Самарским тех-
ническими университетами начал реализа-
цию двухлетнего Компактного проекта Ев-
ропейского Сообщества Tempus/Tacis
«Распространение знаний в области совре-
менных энергосберегающих электротехно-
логий». Он рассчитан на распространение
в различных регионах РФ знаний в области
современных энергосберегающих элект-
ротехнологий. Цель этого проекта — ввес-
ти современные основные концепции по
энергосбережению в учебные планы по
электротехнологии, а затем и в другие
близкие специальности; обеспечить обуче-
ние и переподготовку сотрудников через
предложенные однонедельные семинары;
представить в университетских курсах рас-
ширенное использование современных
энергосберегающих электротехнологий
путем знакомства с ними молодых препо-
давателей и обучения их с использованием
современного программного обеспече-
ния; создать условия для того, чтобы ЭТУ,
технические университеты Новосибирска и
Самары стали центрами распространения
информации в этих областях путем пригла-
шения на семинары преподавателей из
других российских университетов, а также
приглашения менеджеров и инженеров из
промышленности.
Итак, проект предполагает распростра-
нение знаний в области современных энер-
госберегающих электротехнологий через:
распространение учебных материалов,
разработанных в течение законченного
проекта и дополнительных учебных посо-
бий, подготовленных к семинарам; органи-
зацию в Санкт-Петербурге, Самаре и Но-
восибирске семинаров по отобранным те-
мам для передачи этих знаний другим пре-
подавателям из других российских универ-
ситетов, менеджерам из региональных уч-
реждений власти и из промышленности;
переподготовку молодых российских пре-
подавателей в западных университетах.

Ю.И. БЛИНОВ, 
зав. кафедрой ЭТПТ ЭТУ 


У стен Петропав- ловки... Петр I «прорубил окно в Европу». Наши ученые реали- зуют проекты в рам- ках Программы Ев- ропейского сооб- щества.

Страница 3

Наличными — только мелочь. Пластиковые карты — мода или?..

В последнее время многие организации стали переходить на новую систему начис- ления и выплаты заработной платы и сти- пендий перечислением их на именные пла- стиковые карты. И в нашем университете тоже разрабатывается проект кампании по переводу выплаты зарплаты и стипендий на пластиковые магнитные карты Сберега- тельного банка Cirrus/Maestro. Цель это- го проекта заключается в получении эко- номических и прочих выгод как вузом, так и студентами, преподавателями и сотруд- никами ЭТУ. Почему это выгодно университету? Во- первых, ежемесячно мы экономим 6000 рублей, так как, согласно новому распо- ряжению Сбербанка, обслуживание одной поездки инкассаторов стоит 2000 рублей. К нам же машина приезжает, как мини- мум, три раза — привозит аванс, стипен- дию и зарплату. Во-вторых, мы экономим на безбумаж- ной технологии — три раза в месяц нам бу- дет не нужно распечатывать ведомости. В- третьих, мы экономим одну, а в идеале — и две ставки кассира. И в-четвертых, раз- гружаем подразделения от работы, свя- занной с получением и выдачей значитель- ных наличных средств. Почему это выгодно студентам, препо- давателям и сотрудникам? Ваши деньги переводятся на пластиковую карту и полу- чить их можно в любом районе города в любой день. Вы можете снять всю сумму или ее часть. На деньги, которые остают- ся на вашем счете, начисляются 10 процен- тов годовых с ежемесячной капитализаци- ей. Вы можете вносить на свой счет финан- совые поступления из других источников. И вообще, карта — весьма удобный спо- соб хранения и обслуживания денег. Так, например, по вашему заявлению Сбер- банк может ежемесячно перечислять за вас квартплату, и при этом он не берет ни- каких процентов за обслуживание вашего счета. К сожалению, в городе пока лишь 24 банкомата, однако карта Сбербанка Cirrus/Maestro обслуживается во всех от- делениях сбербанка, а их в Петербурге — 260. Можно снять деньги и в других бан- коматах, на которых стоит знак Cirrus/ Maestro, но там берется высокий комис- сионный процент. Можно использовать карту и при совер- шении покупок — в некоторых торговых предприятиях эти карты уже принимают- ся, а в дальнейшем, видимо, они должны распространиться повсеместно. Есть и еще одно преимущество карт — они действительны за границей. При по- ездке за рубеж обладателю такой карты не нужно покупать валюту — ваши деньги на карте автоматически переводятся в де- нежные единицы той страны, в которой вы находитесь, по курсу Центробанка на день операции. Обычно при оформлении магнитной карты и открытии счета банки берут с кли- ента страховой депозит, например, 500 долларов. Но использовать владелец кар- ты может только 300 долларов, так как должен существовать неснимаемый оста- ток, снимая и обнуляя который, человек лишается карты. В нашем случае это не так. Вы можете обнулить ваш счет, т.е. снять сумму до
последней копейки, однако ваш счет не
будет закрыт и при новых денежных по-
ступлениях вы снова сможете пользовать-
ся картой.
Если вам необходимо, Сбербанк будет
ежемесячно присылать вам почтой (про-
стой или электронной) справку о движении
средств на вашем счете. Эта услуга обой-
дется вам всего в десять рублей.
Ваша карта Cirrus/Maestro обладает
тремя степенями защиты. Во-первых,
только вы знаете свой pin-код. Кстати, все
банки, выдающие магнитные карты, реко-
мендуют хранить номер этого кода от-
дельно от карты — если вы потеряете кар-
ту, никто не сможет ею воспользоваться.
Во-вторых, на карте стоит ваша подпись и,
в-третьих, на пластик можно нанести вашу
фотографию (такая услуга стоит 50 руб-
лей). При утере карты взымается штраф в
размере 20 рублей, при этом повторно
саму карту делают бесплатно в течении
двух недель.
Чтобы получить карту, необходимо за-
полнить регистрационную карту Сбербан-
ка и написать заявление на имя главного
бухгалтера ЭТУ «ЛЭТИ» с просьбой пере-
водить зарплату или стипендию на пласти-
ковую карту. Надеемся, что в первый же
месяц мы сможем распространить необ-
ходимые для установки банкомата в сте-
нах университета 2500 карт. Установка
банкомата в пятом корпусе ЭТУ позволит
получать деньги прямо в стенах универси-
тета.
Кампания по эмиссии магнитных карт
началась в ЭТУ в середине апреля. Пер-
вая группа, с которой мы начали рабо-
тать,— это старосты групп. Деканаты, ко-
нечно, тоже участвуют в этой кампании, но
скорее как пункты, куда стекаются доку-
менты. Вообще, должен заметить, сту-
денты легче приспосабливаются к совре-
менным реалиям — они, как все молодые
люди, являются наиболее мобильной соци-
альной группой.
Что касается сотрудников, то здесь дело
обстоит посложнее и процесс распростра-
нения карт среди них будет проходить до-
вольно трудно. Прежде всего потому, что
эта группа населения меньше доверяет го-
сударству. Все помнят, как в 1991 году
обесценились все сбережения населения,
которые находились в банках. Кроме того,
45 млн человек пострадали от МММ и про-
чих финансовых пирамид.
Не очень способствует успеху дела и
ментальность русского народа. Мы как-то
привыкли(хотя и не без некоторых основа-
ний) к тому, что честным трудом семью
не прокормишь, что хорошо живет тот,
кто... Привыкли мы и к тому, что в опре-
деленный день зарплату можно получить
прямо на рабочем месте. А тут еще надо
идти в Сбербанк, а там — очередь, а вдруг
еще и деньги не получишь...
И тем не менее, новая система начис-
ления и выплаты зарплаты и стипендий —
дело, безусловно, прогрессивное, хотя,
не спорю, для нас пока оно новое и не
очень понятное. Но в любой цивилизован-
ной стране такая система давно стала нор-
мой жизни. И я надеюсь, что мы все-таки
найдем общий язык со всем коллективом
университета — ведь, экономия средств
вуза выгодна всем. В нынешних условиях,
когда в бюджет высшей школы не зало-
жено ничего, кроме стипендии и заработ-
ной платы, мы должны совместными уси-
лиями поддерживать жизнедеятельность
ЭТУ «ЛЭТИ».

В. РЯБОВ,
проректор по экономике ЭТУ

Судьба, судьбы, судьбою, о судьбе. Работает фонд «Содействие»

В конце 1996 года был учрежден Фонд содействия трудоустройству выпускни- ков нашего университета — «Содей- ствие». Его учредителями выступили ЭТУ и Комитет по занятости населения Санкт- Петербурга (ныне Департамент феде- ральной службы занятости населения СПб.). В январе 1997 года фонд «Содей- ствие» прошел государственную регис- трацию и с сентября того же года нахо- дится в комнате 41 на втором этаже тре- тьего корпуса. Чем была вызвана необходимость со- здания такого Фонда? На этот и другие вопросы, связанные с работой фонда «Содействие», отвечают сегодня мои собеседники: руководитель Фонда Н.Н. СЕМЕНОВ и его заместитель В.В. ПЛАТО- НОВ. — В конце 1996 года Комитет по занятости населения СПб организовывал ряд меропри- ятий, осуществление которых могло помочь более успешно решать нелегкую по нынеш- ним временам проблему трудоустройства безработных, в том числе и выпускников ву- зов города. В частности, тогда и была разра- ботана отдельная программа по трудоуст- ройству молодежи и студентов вузов Санкт- Петербурга. В целях осуществления этой программы первоначально в трех вузах города были со- зданы различные структуры по трудоустрой- ству своих выпускников. В ЛГУ и в нашем уни- верситете таковыми структурами стали Фон- ды содействия трудоустройству. Как же работает фонд «Содействие» ЭТУ? Существуют, конечно, формальные показа- тели оценки такой работы, это — количество студентов, обратившихся за помощью, и ко- личество трудоустроенных. Но сегодня оце- нивать работу по этим показателям достаточ- но сложно. Поэтому мы разработали соб- ственную технологию оказания услуг выпус- кникам ЭТУ по их трудоустройству, которая вот уже более двух лет нормально функци- онирует.
Прежде всего, мы скрупулезно отслежи-
ваем — сколько и по каким специальностям
будет выпускаться специалистов в очеред-
ном году, используя для этого как электрон-
ную, так и бумажную версии контроля. Фонд
«Содействие» тесно контактирует с кафед-
рами. Мы проводим анкетирование пример-
но 90 процентов выпускников, в процессе ко-
торого выясняем: у кого работа уже есть, а
у кого — нет. Кстати, в устройстве на работу
сейчас большую роль играют кафедры, со-
хранившие старые связи с нашими традици-
онными работодателями. Они-то и обеспе-
чивают примерно 60 процентов выпускников
работой к моменту окончания ими универси-
тета.
Оставшиеся 40 процентов выпускников —
это клиенты Фонда. Конечно, не все они об-
ращаются к нам, но кто приходит, тому мы
стараемся помочь.
Фонд «Содействие» оказывает нашим вы-
пускникам комплексные услуги, а именно:
— у нас имеется городской банк вакансий,
который ежедневно обновляется;
— мы имеем и собственный банк вакан-
сий, хотя он и не очень велик;
— относительно регулярно (до августов-
ского кризиса) к нам поступали заявки на
наших выпускников от различных (в основ-
ном, коммерческих) организаций, причем
некоторые заявки бывают рассчитаны на
несколько (иногда — десятков) человек.
Особенно много именно таких заявок посту-
пило в 1998 году;
— мы оказываем и консультационную по-
мощь, предлагая нашим выпускникам конк-
ретные адреса, куда они могут обратиться
по поводу своего трудоустройства;
— наиболее перспективных выпускников
(отличное знание компьютера и владение
несколькими иностранными языками) Фонд
берет на особый учет и при поступлении ин-
тересной заявки от работодателей ставит та-
ких молодых специалистов в известность.
Помимо этого Фонд помогает найти новую
работу уже работающим выпускникам ЭТУ,
которые по той или иной причине недоволь-
ны существующей работой.
Начиная с марта по сегодняшний день фонд
«Содействие» помог найти работу 60 выпус-
кникам. Это, конечно, не так уж много, но и
немало — ведь речь идет о судьбе молодых
людей.

С надеждой смотрим в будущее

27 апреля 1999 года в конференц-зале пятого корпуса по инициативе профкома студентов ЭТУ и фонда «Содействие», а также при активной поддержке Федера- ции профессиональных союзов Санкт- Петербурга и Ленинградской области со- стоялся семинар для председателей профсоюзных организаций студентов ву- зов СПб. Предметом обсуждения участников се- минара стал вопрос о трудоустройстве выпускников высших учебных заведений и временной занятости студентов. В работе семинара принял участие и председатель профкома студентов ЭТУ А.В. Арсеньев. Корреспондент газеты «Электрик» попросил Александра Викто- ровича поделиться своими впечатления- ми об этом молодежном форуме. Вот что он рассказал. — В работе семинара приняли учас- тие сотрудники Департамента феде- ральной службы занятости по Санкт- Петербургу, в том числе руководитель Дмитрий Семенович Чернейко. Все они проявили большой интерес к обсужда- емой проблеме. Не меньший интерес проявили и специалисты Комитета по делам семьи, детства и молодежи Ад- министрации СПб, а также Государ- ственного учреждения «Городской центр по работе с детьми, подростка- ми и молодежью». Сотрудники Службы занятости СПб рассказали о действующих програм- мах, направленных на трудоустройство выпускников вузов нашего города, о поисках рабочих мест для них как при
устройстве на работу, так и при прове-
дении производственной практики. 
В частности, были названы четыре 
вуза Питера, в том числе и Электротех- 
нический университет, в которых, по 
мнению Службы занятости СПб, доста-
точно хорошо поставлена работа по 
трудоустройству выпускников. 
Особый интерес студенческих лиде- 
ров вызвало обсуждение такой пробле- 
мы, как возможность при поддержке 
Администрации Санкт-Петербурга 
организации студенческих строитель- 
ных отрядов. 
Перед участниками семинара высту- 
пил сотрудник фонда «Содействие» 
при Электротехническом университете 
Василий Викторович Платонов, который 
поделился опытом работы по трудоус- 
тройству выпускников ЭТУ. Председа- 
тель профкома студентов нашего уни- 
верситета рассказал о работе Центра 
занятости при профкоме студентов по 
подбору и предоставлению учащимся 
вакансий на временные и сезонные ра- 
боты. боты. боты. боты. боты.
Об участии студенческих профкомов 
в решении вопросов трудоустройства и 
занятости студентов рассказали также 
представители ЛГУ и Северо-Западной 
академии государственной службы.
Прошедший семинар показал, что 
как город, так и сами вузы делают не- 
мало для того, чтобы выпускники выс- 
ших учебных заведений после оконча- 
ния вуза чувствовали себя достаточно 
уверенно и с надеждой смотрели в бу-
дущее.

Страница 4

Рвемся в «Звездный» ...работать и отдыхать

Пятого июня 1999 года в детском оздоро- вительном лагере «Звездный» в пос. Месте- рьярви — праздник: в этот день сюда приедут дети сотрудников нашего университета, ко- торые будут отдыхать в первую смену. Нын- че каждая смена будет длиться 21 день. Этим летом предполагается организовать для от- дыха детей три смены: с 5 июня по 16 июля и с 17 июля по 6 августа. Как всегда, путевка для наших детей составляет 10 процентов от ее общей стоимости и рав- няется 200 рублям. няется 200 рублям. Как будет организован отдых детей нынеш- ним летом, мы подробно расскажем в сле- дующем номере газеты. Сегодня же очень коротко поведаем о том, что предшествова- ло открытию «Звездного». А предшествовали ему три субботника, ко- торые состоялись 13, 15 и 22 мая. Как обыч- но, мамы и папы были заранее предупреж- дены о том, что дети тех, кто примет участие в субботниках, получат путевки в первую оче- редь. В первый субботник добровольцы убирали территорию лагеря и, надо сказать, потруди- лись на этой ниве наславу, в чем могли убе- диться те, кто приехал 15 мая. В этот день часть сотрудников продолжала убирать тер- риторию, мужчины занимались погрузкой, а несколько самых «отчаянных» женщин мыли
комнаты, туалеты и коридор первого этажа 
летнего корпуса. Работа, прямо скажем, ока- 
залась тяжелой. Здесь только что закончили 
побелку, а из подручных средств были лишь 
холодная вода, тряпки и шесть пар резино- 
вых перчаток. В связи с этим обстоятельством 
хотелось бы внести «рационализаторское» 
предложение, которое может пригодиться на 
следующий год: наряду с датой проведения 
субботников указывать и род работы, кото-
рую предстоит делать. Тогда все или почти 
все необходимое можно привезти из дома... 
И еще хотелось бы сказать следующее. 
Просто бросается в глаза, как сотрудники 
ЭТУ, имеющие детей, любят ДОЛ «Звезд- 
ный» и как высоко оценивают усилия проф- 
кома сотрудников и администрации универ-
ситета, направленные на создание практичес- 
ки идеальных условий для отдыха наших де-
тей. Во время автобусной поездки на суббот- 
ник и даже во время нелегкой работы, мамы 
и папы говорили о том, в каком прекрасном 
месте расположен наш лагерь, наперебой 
хвалили питание детей, работу различных 
кружков. Говорили о том, что даже подрост- 
ки, которые не очень-то благоволят к лаге- 
рю как таковому, начинают «рваться» в 
«Звездный», едва заканчивается очередное 
лето... Что ж, будем надеяться, что и насту- 
пающее лето не нарушит этой прекрасной 
традиции. 

Л. УМИКОВА

В Москву с песнями едут студенты из Питера Сказка может стать былью?..

Еще один диплом появился в копилке класса сольного пения, которым руково- дил Б.В. Марешкин. Этой почетной награ- ды удостоился студент второго курса Электрофизического факультета Алек- сей Алексахин, недавно вернувшийся из Москвы, где с 1 по 24 апреля проходил фестиваль студенческого творчества — ФЕСТОС. Алексей поет давно. В его репертуаре на протяжении длительного времени были танго, романсы, советские песни. Служа в армии, он выступал даже в со- провождении оркестра. В ноябре минувшего года Алексей впервые — при подготовке к выступле- нию педотряда — встретился с Б.В. Ма- решкиным. Услышав студента, руководи- тель класса сольного пения пригласил его к себе на занятия. Алексей, конечно же, с радостью согласился. И вот не прошло и года, а Алексей Алексахин поехал на ФЕСТОС, представ- ляя в единственном числе наш универси- тет на этом молодежном форуме. Алек- сей исполнил на конкурсе классическо- го пения арию Онегина из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и русскую народную песню «Вдоль по Питерской». За время недельного пребывания в сто- лице питерский студент сумел послушать выступление студентов-вокалистов Мос- ковской консерватории, совершить экс- курсию по Москве, побывать на других
интересных концертах и мероприятиях,
которые проходили в рамках ФЕСТОСа.
И, конечно, очень гордится тем, что со-
вместный труд его и руководителя клас-
са сольного пения получил признание
московских специалистов.
Несмотря на определенный успех на
вокальной стезе, Алексей твердо убеж-
ден в том, что прежде всего он обязан за-
кончить родной вуз, тем более, что по-
ступление в ЭТУ далось ему не просто —
Алексей поступил сюда с третьей попыт-
ки. Зато теперь учится вполне успешно,
а главное — сознательно, понимая что и
учеба, и будущая профессия необходи-
мы, прежде всего, ему самому.
Конечно, было бы неверным утверж-
дать, что занятия творчеством — дело си-
юминутное для Алексея и оно никак не
связано с мечтой о будущем. Но пока его
вполне устраивают занятия с Б.В. Мареш-
киным, тем более, что Борис Васильевич
предложил Алексею еще одно, дополни-
тельное занятие еженедельно.
А что будет после окончания ЭТУ,
Алексей пока не знает, хотя... Где-то глу-
боко в сознании зреет идея когда-нибудь
поступить в консерваторию. Когда-ни-
будь потом... а пока — учеба в ЭТУ и за-
нятия в классе сольного пения: разучи-
вать новые вокальные произведения и по-
тихоньку осваивать нотную грамоту, без
чего профессия вокалиста просто немыс-
лима.
Что ж, и сказка может стать былью,
если этого очень хотеть и работать, не по-
кладая рук. У Алексея Алексахина есть
для этого и желание, и возможности.
Остается пожелать ему учебных и твор-
ческих успехов и, конечно, исполнения
всех желаний.

Л. ВАСИЛЬЕВА

«Визит», «Статут» и остальные...

По инициативе и под руководством студенческого клуба ЭТУ 16 апреля в помещении музыкального рок-клуба Технического университета состоялся студенческий рок-фестиваль Электро- технического университета. В нем уча- ствовали семь групп, в том числе шесть групп нашего университета, ставших победителями конкурса фонограмм. Две группы — «Зломрак» и «Silentium» представляли сложную ин- струментальную музыку в стиле тяже- лого хэви-металл. Остальные — «Ви- зит», «Статут», «Odinn», «Контрольный выстрел» («КВ»), а также приглашенная группа «Аты-баты» играли русский рок. Было решено определять не лучшую группу, а лучших инструменталистов. Победителями стали: вокалист Сергей Климук (группа «Odinn»), бас-гитарист Геннадий Микрюков (группа «КВ»), ба- рабанщик Сергей Рубцов (группа «Ста- тут») и гитарист Григорий Карпов (груп- па «Статут»). После удачного выступления на на- шем рок-фестивале группа «Статут» с 18 по 21 мая играла на городском фес- тивале «Российская студенческая вес- на», который проходил в Санкт-Петер- бурге под эгидой КДМ. НА СНИМКАХ: Сергей Рубцов, сту- дент группы 8561 — лучший барабан- щик рок-фестиваля ЭТУ; Софья Угрик, студентка группы 8331 — клавишница группы «Зломрак» и Дмитрий Турьев, студент группы 6202 — бас-гитарист группы «Статут».

Если ваши глаза, «жалуются»

Советы врача

Широкое внедрение компьютеров, безусловно, необходимых в современ- ной жизни, тем не менее, приводит к тому, что многие студенты, преподава- тели и сотрудники нашего университета большую часть времени на своем рабо- чем месте проводят за экраном ВДТ. Следствием такого образа жизни (ра- боты) является утомление, которое ха- рактеризуется, прежде всего, появлени- ем «жалоб» со стороны органа зрения: глаза затуманиваются, возникают труд- ности при переносе фиксации с ближне- го на дальний предмет и наоборот, на- чинается двоение предметов, возника- ет чувство «песка» и жжения в глазах, наблюдается покраснение и появляются боли в области орбит. Однако после прекращения работы с ВДТ эти симпто- мы исчезают без последствий.
Что же вызывает астонопический син-
дром при работе с дисплеями?
В настоящее время ведущим факто-
ром являются особенности экранного
изображения: его отличия от бумажно-
го текста и тот факт, что это изображе-
ние святящееся, непрерывное и состоит
из дискретных точек, которые с опреде-
ленной частотой зажигаются и гаснут. К
тому же, само изображение мерцаю-
щее.
Стекло, защищающее экран, часто
дает блики. Во время работы с компью-
тером приходится смотреть одновре-
менно на экран, текст и клавиатуру, т.е.
на объекты, находящиеся на разных рас-
стояниях от глаз и по-разному освещен-
ные. Кроме того, маскировать изобра-
жение на экране могут другие источни-
ки света: окна, светильники и т.д. И все
это вызывает зрительное утомление.
Закономерен вопрос: существуют ли
меры профилактики зрительного утом-
ления? Конечно. Желательно размещать
мониторы подальше от окон, общая ос-
вещенность помещения должна быть не
более 100-200, т.е. должна быть невы-
сокой. Бумажный текст следует осве-
щать специальной лампой с абажуром,
чтобы ограничить попадание света на эк-
ран.
Столы, стулья, кресла должны соот-
ветствовать росту работающего. Конст-
рукция мебели должна обеспечивать
возможность регулировки для создания
удобной позы работающего. Необходи-
мые предметы труда должны находить-
ся в рабочей зоне на одном расстоянии
от глаз. Рекомендуется предусмотреть
подставку для ног.
Кроме того, необходимо иметь каж-
дые два часа работы не менее чем пяти-
минутные паузы. При этом хорошо бы
эти паузы использовать для физических
упражнений и самомассажа.
Важным элементом профилактики яв-
ляется и рациональная оптическая кор-
рекция. Не допускаются к работе с
компьютерами лица, склонные к повы-
шению внутриглазного давления, т.е.
некомпенсированной и субкомпенси-
рованной глаукомой. Противопоказа-
ниями являются также воспалительные
и аллергические заболевания передне-
го отрезка глаз, если они сопровожда-
ются слезотечением, светобоязнью,
болями.
При строгом соблюдении всех профи-
лактических мер люди, работающие с
компьютерами, смогут сохранить хоро-
шее зрение, во всяком случае, не ухуд-
шить его.

А. СЕРТАКОВА,
главврач здравпункта ЭТУ

Учредители:

Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г.

Адрес редакции:

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 234-84-03.

Редактор

О. И. ТУГАРИНА Тираж 1500 экз. Бесплатно. СПб ГГК, Ленинский пр, 139. Заказ № 377.

© Copyright 1999 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.