[Возврат в главное меню]

Страница 1

Вопросы к ректору есть у всех и всегда

В конце сентября в ЭТУ состоялась встреча ректора нашего университета Д.В. Пузанкова со старостами учебных групп. Она была посвящена обсуждению текущих проблем, волнующих и ректорат, и студентов.
Первый вопрос, которому уделил внимание Дмитрий Викторович, касался акции "Помоги себе и университету", проводившейся в 1998/99 учебном году в нашем вузе. Ректор поблагодарил всех студентов, которые внесли добровольные пожертвования. Это помогло вузу частично погасить долги по коммунальным платежам. И благодаря этому в ЭТУ, в частности, не прекратились не только занятия самих студентов, но работа лабораторий и научных подразделений.
В октябре ребятам, которые помогли университету, в качестве различных надбавок, будет выплачено примерно 50 процентов от внесенной ими суммы пожертвований. Что же касается этого учебного года, то акция помощи университету также будет проводиться и также на добровольной основе. Вуз будет признателен всем студентам за участие в этой кампании.
Как известно, акция "Помоги себе и университету" имела различные отклики в СМИ, по-разному она оценивалась и общественностью. В университете опасались возникновения у абитуриентов ненужных предубеждений относительно ЭТУ. Но эти опасения не подтвердились: в вуз поступили 1600 человек, в том числе около 500 контрактников.
Как оказалось, на первом месте среди вопросов, возникающих у студентов,- проблема повышения стипендии. Ректор еще раз уточнил, что это не в компетенции учебного заведения. Размеры стипендии установлены в соответствии с законодательством РФ, а вуз может лишь регулировать надбавки, изыскивая средства из своих собственных фондов.
Кстати, в прошедшем учебном году в ЭТУ стипендия в размере двух МРОТ выплачивалась регулярно, причем дважды - со значительными надбавками. А студентам, по разным причинам не получающим стипендию, из средств, находящихся на счету вуза, были выплачены разовые пособия в размере 200 рублей.
Как известно, сегодня в ЭТУ решается технический вопрос выплаты стипендий. Идея заключается в том, что все студенты должны быть переведены на систему выдачи стипендий по пластиковым картам Сбербанка. Пока же их получили 2,5 тысячи студентов. Процесс перевода на пластиковые карты планируется полностью завершить к февралю 2000 года, а до той поры стипендия по-прежнему будет выдаваться в вузовской кассе.
Далее, в ходе встречи, ректор напомнил о том, что в нашем университете установлены правила поведения, которые необходимо соблюдать всем. Дмитрий Викторович предупредил, что к нарушителям будут применяться меры наказания, вплоть до отчисления из университета.
Последний вопрос встречи затрагивал тему общения и взаимодействия между студентами и ректоратом, студентами и деканатами. Ректор сообщил, что обратился к деканам с просьбой порекомендовать по одному человеку от факультета в новый совет - совет старост, который будет создан в течение октября. Совет старост призван представлять интересы студентов, доводить до сведения ректората те проблемы, которыми они обеспокоены.
Первая встреча ректора с представителями совета старост намечена на ноябрь.

М. БОРОВСКАЯ

"Когда я уйду далеко-далеко..."

День памяти Екатерины Георгиевны Кьяндской ее друзья и коллеги, сотрудники Мемориального музея-квартиры А.С. Попова отметили 13 октября. Пять лет назад она ушла от нас, не дожив одного дня до своего 60-летия.
Автобиография Екатерины Георгиевны (ее зачитала директор музея Л.И. Золотинкина) занимает всего полстраницы печатного текста. Кажется, изложено все верно, а вот чего-то, самого главного не хватает. Потому что вся ее жизнь была связана с работой в музее имени Александра Степановича Попова, ее знаменитого деда.
Какой же запомнилась Е.Г. Кьяндская людям, ее окружавшим?
И.Д. Морозов, член совета музея, рассказал о том, какой нелегкой, а подчас и драматичной была борьба Екатерины Георгиевны за приоритет изобретения А.С. Попова. Столько энергии, столько здоровья отобрала эта работа, что жизненных сил на борьбу с собственной болезнью ей уже не хватило...
И.З. Лисина, знавшая маленькую Катю еще с довоенных времен, говорила о том, какую роль играла музыка в семье Кьяндских. На вечерах, проходивших в музее, "всегда царила атмосфера творческого подъема". Екатерина Георгиевна, воспитанная в этих традициях, тонко чувствовала классическую музыку. Она всегда старалась увязать темы заседаний совета музея с музыкальной тематикой.

Екатерина Георгиевна любила детей и зверей. Бездомные кошки и собаки находили в ее доме приют и заботу. Своего Мишу она подобрала не на выставке породистых собак, а на остановке 128-го автобуса.
О случаях из жизни Е.Г. Кьяндской, подобных этому, о ее поступках - запоминающихся, неординарных вспоминали в этот вечер И.С. Захаров, Ю.В. Солдатенков, Н.В. Гуров, Л.П. Шевченко. Они размышляли о времени, в котором жила Екатерина Георгиевна, о масштабе ее личности, вообще о судьбах российской интеллигенции.
И конечно, в день памяти Е.Г. Кьяндской в стенах музея вновь звучала музыка. Программа концерта получилась разнообразной: от классики до цыганских напевов.
Что остается добавить? Разве что несколько поэтических строк:
"Когда я уйду далеко-далеко,
Не мучаясь и не тревожась,
Быть может, вздохнет кто-то очень легко,
А кто-то заплачет, быть может..."

Санкт-Петербург-Сибирь: расстояние - не помеха...

Наша газета уже писала о работе Югорского филиала ЭТУ "ЛЭТИ" в далекой Сибири. И вот завершился первый год его работы. В связи с этим событием, а также по случаю Дня рождения Югорска, сюда в конце августа прилетели проректор по учебной работе, д.т.н., профессор В.Н. Ушаков и к.т.н, доцент В.В. Шнайдер, один из организаторов филиала. Виктор Николаевич в беседе с корреспондентом "Электрика" Л. Коротковой подвел некоторые итоги работы Югорского филиала в минувшем учебном году.
Итак... 35 его учащихся успешно перешли на второй курс. На первый курс нового учебного года зачислены 48 человек, причем более 30 процентов из них - жители трассовых поселков, что свидетельствует о растущей популярности ЭТУ и его сибирского филиала. Нынче наш университет выделил для первокурсников пять госбюджетных мест, а 43 студента будут заниматься на контрактной основе.
В минувшем учебном году при филиале работали подготовительные курсы. Большая часть их выпускников поступили на первый курс нашего филиала, остальные же сдали экзамены в вузы Москвы, Петербурга и других городов России.
Кроме того, при филиале была организована система повышения квалификации персонала "Тюментрансгаз" по информационным технологиям. Все виды занятий проводили три-четыре преподавателя нашего университета, которые менялись каждые два-два с половиной месяца. С нынешнего года их число увеличится почти вдвое, поскольку теперь здесь будут обучаться студенты двух курсов.
В связи с расширением Югорского филиала руководство города (его глава Р.И. Бзенко) и "Тюментрансгаз"

(генеральный директор П.Н. Завальный) планируют осуществить строительство нового отдельного здания для филиала. Они собираются также вложить средства в создание Югорского землячества (на базе нашего общежития на Торжковской, где будут компактно проживать югорские студенты-лэтишники). Будет финансироваться проект по организации дистанционной формы вузовской подготовки, что поможет молодым людям из трассовых поселков освоить программу подготовительных курсов с помощью компьютерных технологий и спутниковой связи.
Вообще названные выше организации и их руководители полностью финансируют жизнедеятельность филиала: оплачивают коммунальные услуги, осуществляют методическое обеспечение учебного процесса и оснащение лабораторной базы новейшим оборудованием. И постоянно ратуют за дальнейшее развитие филиала. В частности, сейчас они попросили наш вуз расширить спектр предоставляемых услуг в филиале за счет введения финансово-экономических специальностей.
Руководители города и "Тюментрансгаз" в настоящее время формируют заказ на будущих специалистов из числа нынешних югорских студентов-лэтишников. Это означает, что сегодняшние второкурсники филиала после окончания этого учебного года дальше будут учиться по специальностям, в которых больше всего нуждаются город и "Тюментрансгаз". Все перечисленные проекты начнут реализовываться уже в этом учебном году.

Питер, ГЭТУ, югорское землячество

В двадцатых числах сентября наш университет принимал делегацию из Югорска, которую возглавлял глава этого города Р.И. БЗЕНКО. Корреспонденту газеты "Электрик" Л. Коротковой удалось взять у руководителя далекого сибирского города небольшое интервью - расписание рабочего визита в Питер у Р.И. Бзенко было чрезвычайно плотное...
- Роман Иванович, расскажите, пожалуйста, о цели Вашего приезда в северную столицу, в частности, в ЭТУ.
- Поговорить о концепции дальнейшего развития филиала ЭТУ в Югорске, а также наладить или продолжить сотрудничество с другими питерскими вузами.
- Вы довольны установившимися контактами с нашим университетом?
- Несомненно, иначе мы сейчас не были бы здесь и Вы не брали у меня это интервью.
- В таком случае - какие конкретные задачи Вы решаете сегодня, я имею в виду Ваше партнерство с ЭТУ?
- Мы знаем об ограниченных финансовых возможностях вашего университета, как, впрочем, и большинства других вузов России в настоящее время. У нас же такие возможности есть, что мы и намерены реализовать на практике.

Мы - это руководство города и "Тюментрансгаз" - собираемся вложить средства в ремонт вашего общежития на Карповке, где компактно будут проживать студенты ЭТУ, приехавшие из Югорска, а может быть, и югорские студенты, обучающиеся в других вузах Санкт-Петербурга.
В этом же общежитии мы хотим создать югорское землячество, атмосфера которого будет напоминать нашим ребятам об их родном доме, оставленных там родителях и друзьях.
- И все же - что значит для вас, югорчан, открытие в вашем городе филиала ЭТУ?
- Очень многое и по многим причинам. Молодые люди, как правило, поступают в вуз в возрасте 16-17 лет. На практике это еще дети, которые не совсем окрепли физически и не созрели нравственно. Между тем, самостоятельная жизнь - вдали от родителей, в большом городе, с присущим молодым чувством "стадности" (а лидер-то не всегда попадается положительный), экономические трудности, проживание в общежитии (контингент которого не всегда составляют толь-

(Окончание на 3-ей странице)

Страница 2

Международное сотрудничество: цели, прогнозы, работа

- Сергей Олегович, Вы - проректор по международным связям. Какую роль в жизни нашего университета играет возглавляемый Вами участок работы?
- Во-первых, хорошо налаженные международные связи вуза - это важный инструмент повышения качества образования и научных исследований - через сравнение и изучение чужого опыта. Во-вторых, это способ привлечения в вуз дополнительных внебюджетных средств.
- Как же реализуются эти задачи? Кто сегодня является нашими партнерами?
- В число стран, с которыми мы поддерживаем наиболее тесные и достаточно стабильные отношения, входят Финляндия, Швеция, Германия, Бельгия, Италия, США. Почему? В этих государствах традиционно высокий уровень образования и научно-исследовательской работы. Мы давно и активно "дружим" с вузами перечисленных стран. Этому сотрудничеству способствуют и уже отработанные финансовые механизмы в виде международных и национальных программ.
- Насколько мне известно, когда-то ЛЭТИ-ЭТУ тесно сотрудничал с Болгарией, Польшей... Сейчас эти связи сохранились?
- К сожалению, сегодня эти связи стали намного слабее. В силу ряда причин мы оказались разведенными по разным международным программам. Теперь существуют программы, рассчитанные на международные контакты с бывшими республиками бывшего СССР или с государствами Центральной Европы. Хотя... Мы заинтересованы в сотрудничестве с Гданьским политехническим университетом в Польше, с университетом в Софии (Болгария).
- Как же строятся наши отношения со странами, которые Вы перечислили в начале нашего разговора?
- Финансовые схемы наших взаимоотношений абсолютно четки и конкретны - это участие в европейских международных и национальных программах этих стран. И те, и другие программы во многом ориентированы на сотрудничество с Россией. В качестве примера могу назвать две национальные программы Швеции. Первая - Балтийские стипендии, направленные на поддержку образовательного сотрудничества со странами Балтийского региона и Северо-Запада России.
Вторая программа - Визби - ориентирована на поддержку научного сотрудничества с тем же кругом партнеров. Участие в этих программах определяет успех наших контактов со шведским Королевским технологическим институтом и с университетом в г. Линчопинг. Причем контакты эти носят широкий характер. Это поездки в Швецию наших студентов и аспирантов, это разработка и участие в совместных проектах по развитию дистанционного образования, это серия действующих проектов по совершенствованию структуры и управления университетом. В настоящее время подана заявка на проект по совершенствованию системы финансового управления вузов.
Средства на осуществление этих и других проектов шведское правительство переводит через специальный фонд.
- Как же начиналась эта международная акция?
- В 1976 году тогдашний премьер Швеции Олаф Пальме поставил перед своей страной задачу: сделать шведское образование и науку интернациональными, что означало активное привлечение в Швецию положительного зарубежного опыта и одновременно не менее активную пропаганду собственных достижений. Благодаря широкой финансовой поддержке шведские студенты и преподаватели учились и работали за границей, а зарубежные - в Швеции.
- Сегодня студенты и преподаватели нашего университета тоже имеют такую возможность?
- Да, хотя этот процесс носит не столь широкий характер, как хотелось бы, ибо тут определяющую роль играет совпадение интересов партнеров. Только в этом случае принимающая сторона берет на себя соответствующие обязательства - создание условий для учебы и занятий наукой, а также материальное содержание...
Тем не менее, в 1998/99 учебном году в течение девяти месяцев учился и работал в Стокгольме аспирант с кафедры РЭС Михаил Попов, который получил стипендию президента РФ для проведения научных исследований за рубежом. Осенью 1998 года наш профессор В.П. Ипатов в течение трех месяцев читал лекции в Политехническом университете г. Турку в Финляндии. Я уже говорил, что эта страна является для нас очень важным партнером. Кстати, проект Tempus Tacis по развитию и автоматизации библиотеки ЭТУ разработан нами совместно с сотрудниками этого вуза.
- С какими еще вузами сотрудничает наш университет?
- С университетами Падуи в Италии и Ганновера в Германии. С ними мы разработали совместный проект - по энергосбережению. Сегодня разработан и методологически обеспечен курс по энергосбережению. На европейские деньги создана и оснащена уникальным оборудованием научно-исследовательская лаборатория в ЭТУ. Наш университет стал ведущим вузом по распространению этого проекта в других высших учебных заведениях России.

- Пожалуйста, расскажите, как развивается научное сотрудничество ЭТУ и европейских вузов?
- К сожалению, наши потенциальные возможности превосходят реально достигнутые результаты. В университете есть кафедры - хотя их и не так много, - которые активно участвуют в международных программах. Но большинство кафедр не используют открывающиеся перед ними возможности при участии в международных программах. Причин сложившейся ситуации я вижу несколько: это отсутствие соответствующего опыта; недостаточно высокий уровень научных результатов; плохое знание (а чаще вообще незнание) иностранных языков, прежде всего, английского; страх некоторых руководителей кафедр отпустить на заграничную стажировку талантливых молодых сотрудников (а вдруг они не вернутся назад?!)...
- В начале нашей беседы Вы сказали, что международная деятельность ЭТУ - это и дополнительный источник поступления внебюджетных средств...
- Совершенно верно. Плата за контрактное обучение студентов-иностранцев - крупная составляющая университетских внебюджетных средств. К сожалению, процесс привлечения на учебу в ЭТУ студентов-иностранцев становится все сложнее. Во-первых, негативно влияет на этот процесс неустойчивая политическая и экономическая ситуация в России, нестабильная международная обстановка. Во-вторых, сказывается устаревшая техническая база нашего университета.
- Что же делать в таком случае?
- Думать и работать, искать новые нестандартные способы привлечения иностранных студентов в наш вуз. И мы это делаем. В 1998/99 учебном году мы приступили к осуществлению программы англо-язычного обучения по вычислительной технике. Трудностей на этом пути было много: необходимость соответствующего обеспечения лабораторной базы, проведения занятий на английском языке и т.д. Но мы решили эту задачу.
- В чем же выгода нового метода обучения?
- Выгода прямая. Сегодня развитие англоязычных курсов становится общеевропейской тенденцией, отражающей политику в инженерном образовании. Такие программы появляются в Швеции, Германии, Венгрии. И что особенно важно, постановка таких курсов дает импульс к обновлению их содержания. Я уж не говорю о возможности привлечь в вуз новых иностранных студентов, а, следовательно, дополнительных внебюджетных средств.
Сегодня мы разработали четыре программы на английском языке: по высокопроизводительным вычислительным системам, системам искусственного интеллекта, по мультимедиа системам и компьютерной графике, по защите информации вычислительных систем. Вот-вот будет защищена еще одна программа - всеобщее управление качеством, которую предполагается реализовать на новом факультете ЭТУ - экономики и менеджмента. При разработке этой программы сотрудники ЭТУ контактировали с сотрудниками вузов из Германии, Великобритании и Швеции. В некоторых университетах Европы такая программа уже существует, поэтому при подготовке собственной программы мы использовали опыт зарубежных партнеров.
- Итак, роль международного сотрудничества переоценить действительно трудно...
- Да, только я не стал бы рассматривать его лишь как средство выживания и финансовой подпитки нашего вуза. Очень важен при этом межкультурный обмен, обмен информацией и знаниями в самом широком смысле этих слов. А все, вместе взятое, приводит к повышению качества образования и преподавания, к повышению качества научно-исследовательской работы, других видов деятельности университета. И еще хотелось бы подчеркнуть такой момент. В подготовке каждого международного проекта задействованы все службы вуза, и все они получают свою долю почета и материальных средств.
- Сергей Олегович, а какую роль в развитии международного сотрудничества ЭТУ играет выпускаемая Вашей службой информационная газета "Новости международного сотрудничества", которая выходит каждые десять дней (на английском языке)?
- Очень большую. Ее готовит мой помощник Е.А. Маркарян. Здесь можно почерпнуть массу полезной информации о международном сотрудничестве, о наших партнерах, о разрабатываемых ими или совместно с другими странами различных международных и национальных программах. Правда, чтобы узнать обо всем этом, надо владеть английским языком. Значит, наши "Новости..." побуждают своих читателей изучать и совершенствовать знание английского языка, что, на мой взгляд, в современных условиях совершенно необходимо делать каждому студенту, преподавателю, научному сотруднику вуза. Время обязывает.

Беседу с С.О. ШАПОШНИКОВЫМ
провела Л. КОРОТКОВА

Профессиональный интерес - профессиональный результат

В АПРЕЛЕ 1997 года в ЭТУ "ЛЭТИ" открылась учебная лаборатория американской фирмы "Моторола". Посвященную этому немаловажному событию корреспонденцию ее автор И. Сергеев заканчивал такими словами: "Мы все можем гордиться, что в нашем вузе появилась еще одна лаборатория, где качество обучения не уступает современному европейскому уровню".
... Итак, мы находимся на первом этаже второго корпуса университета, где две комнаты (помещение № 217) занимает учебная лаборатория фирмы "Моторола", которую возглавляет д.т.н., профессор М.С. Куприянов. Вдоль стен лаборатории - учебного класса стоят столы с компьютерами и отладочными средствами, переданными в наш университет этой компанией. За некоторыми из них сидят студенты и сосредоточенно работают.
"Моторола", - говорит Михаил Степанович, - является одной из крупнейших мировых компаний по производству электронных компонентов, мировым лидером по объему производства и продаж микроконтроллеров. Объясняется это тем, что фирма выпускает самую широкую в мире номенклатуру как электронных устройств вообще (более 50000 наименований), так и микроконтроллеров в частности (свыше 300 моделей). При этом обеспечивается высокое качество и надежность работы этих устройств".
В последние годы американская компания проявляет активность на российском рынке, заинтересованность в использовании интеллектуального потенциала ученых и специалистов России. С этой целью реализуется специальная университетская программа, которая охватывает более десятка университетов в разных регионах России. Во всех университетах, включенных в данную программу, созданы учебные лаборатории. В Санкт-Петербурге такие лаборатории имеются в трех университетах: Техническом, Телекоммуникаций и у нас.
А начало истории контактов ЭТУ и фирмы "Моторола" было положено пять лет назад главой Европейского отделения фирмы Уве фон Аммоном. Электротехнический университет, сотрудничая с "Моторолой", получил возможность использовать передовые информационные технологии как в учебном процессе, так и в научной работе.
Результатом этого сотрудничества и явилось открытие в 1997 году учебной лаборатории, для которой американская фирма бесплатно поставила все необходимое оборудование, обеспечила ее требуемой литературой.

"Моторола" поддерживает и выпуск книг, подготовленных сотрудниками нашего университета, в том числе и сотрудниками лаборатории. Уже изданы две книги, подготовлены еще две (одна из них находится в издательстве). Выпускаемые кафедрой вычислительной техники и лабораторией, в частности, книги высоко котируются за рубежом - наш вуз получил предложение подготовить книгу "Цифровая обработка сигналов" на английском языке.
Тесные контакты с "Моторолой" способствовали и тому, что наш университет получил право выдавать студентам и инженерам сертификаты, удостоверяющие их квалификацию в той области знаний, в которой работает лаборатория.
Надо отметить, что подобное сотрудничество выгодно не только нам, но и американской стороне. Почему? "Во-первых, - продолжает рассказ Михаил Степанович, - мы готовим специалистов в области технологий, аппаратных средств, программного обеспечения, созданных американской компанией. Очевидно, что после окончания университета наши выпускники, работая в отечественных и зарубежных фирмах, будут использовать полученные знания, что, в конечном счете, будет развивать рынок для этой компании.
Во-вторых, "Моторола" создает в России свои научные лаборатории для выполнения заказов самой компании. В частности, для Санкт-Петербургской лаборатории, которую возглавляет В.С. Полутин, наш университет реализует специальную программу подготовки студентов. Такие лаборатории нуждаются в кадрах.
В-третьих, мы осуществляем подготовку учебно-методических материалов, ведем разработки, которые представляют интерес для американской фирмы. В частности, уже выполнен проект, в рамках которого обеспечивается доступ к оборудованию нашей лаборатории через Интернет. К слову, эта работа осуществлена при поддержке руководителя ЦНИТ ЭТУ Ю.С. Татаринова"
.
О взаимовыгодности и упрочении контактов нашего университета с фирмой "Моторола" свидетельствует и тот факт, что в 1998 году ее президент господин Терри Хэнг на заседании Ученого совета ЭТУ был удостоен звания почетного доктора.
Учебная лаборатория фирмы "Моторола" поддерживает тесные контакты и с другим западными партнерами, но о них речь - в последующих номерах нашей газеты.

Л. ВАСИЛЬЕВА

Страница 3

"Эпоха Смолова". Не каждому дано стать живым классиком.

14 августа профессору кафедры вычислительной техники, заслуженному деятелю науки и техники РСФСР В.Б. Смолову исполнилось 80 лет. Возраст солидный, но как замечательно, что Владимир Борисович по-прежнему с нами, все такой же оптимист и, главное, продолжает активно трудиться, передавая свои опыт и знания и молодежи, и профессорам!
Владимир Борисович родился в 1919 году в Ленинграде. В 1939 году он поступил в ЛЭТИ и уже 60 лет его жизнь связана с нашим вузом. Он был одним из лучших студентов института и уже в студенческие годы привлекался к чтению лекций на кафедре счетно-решающей техники.
Учеба в ЛЭТИ дважды прерывалась военными событиями: В.Б. Смолов - участник Финской кампании и доброволец Великой Отечественной войны. Он награжден двумя орденами Отечественной войны и несколькими медалями. Ранение и контузия оставили свой след в жизни В.Б. Смолова - из госпиталя он вышел инвалидом Отечественной войны.
Продолжив учебу в ЛЭТИ, В.Б. Смолов в 1947 году окончил институт и остался здесь работать в качестве преподавателя. В 1952 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, а в 1963 году - докторскую диссертацию. Тридцать лет - с 1959 по 1989 годы - В.Б. Смолов заведовал кафедрой вычислительной техники. "Эпоха Смолова" характерна большими преобразованиями кафедры, которая приобрела всесоюзный авторитет и международную известность.
Владимир Борисович и его кафедра приняли участие в развитии нескольких поколений вычислительной техники, динамично реагируя на новейшие научные идеи, выполняя перспективные исследования и разработки, внедряя их в учебный процесс. Сначала это были механические и электро-механические счетно-решающие устройства, красивые по замыслу, надежные и столь необычные для большинства современных специалистов. Многие из нас знают об этих устройствах не только по учебникам, но и по стихам, которые Владимир Борисович посвящал коноидам, некруглым колесам и прочим экстравагантным по названию механизмам.
Затем пришло время электронных вычислительных машин на лампах. И снова В.Б. Смолов активно генерирует и продвигает идеи по проектированию принципиально новых устройств. Более того, они создавались в лаборатории кафедры и передавались заказчикам. Конечно, эти работы велись группой специалистов кафедры, которую в те годы возглавлял Я.В. Новосельцев, но В.Б. Смолов был их теоретиком, аналитиком.
С годами кафедра росла. Транзисторы, интегральные схемы, аналого-цифровые преобразователи, время-импульсные устройства, устройства с дискретно-управляемыми параметрами, многофункциональные устройства, однородные структуры, специализированные процессоры, параллельные архитектуры... - новые элементы, структуры, принцип построения вычислительных машин. И всегда в центре такой работы был Владимир Борисович с его широчайшим спектром знаний и идей.
"Кафедра Смолова" стала крупнейшей в стране, настоящим научным и образовательным центром. Под руководством и при участии Владимира Борисовича выполнено более 150 важных для народного хозяйства научно-исследовательских работ. Он - автор или соавтор 55 монографий, учебников и учебных пособий, 320 научных статей и 130 изобретений. В.Б. Смолов награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почета, а в 1977 году он стал Заслуженным деятелем науки и техники РСФСР.
Все, что написано выше,- это трудовая биография профессора В.Б. Смолова, который и по сей день продолжает работать. Но не менее, а быть может, и более важно то, что Владимир Борисович - наш Учитель и Товарищ. Он - Учитель тысяч выпускников кафедры из многих городов России и других стран. Он вырастил около 30 докторов наук и более 100 кандидатов наук. В.Б. Смолов - талантливый, увлеченный человек, поэт, он прекрасно поет, является увлекательным рассказчиком, знает и любит историю ЛЭТИ и страны. Он любит всех и помогает всем.
Дорогой Владимир Борисович! Здоровья Вам! Мы благодарны за все, что Вы для очень многих уже сделали и продолжаете делать! Мы все Вас любим! С днем рождения!

Ваши ученики, коллеги и друзья

Питер, ГЭТУ, югорское землячество

(Окончание. Начало на стр. 1)

ко пай-мальчики и пай-девочки),- эта самая самостоятельная жизнь таит в себе много соблазнов, успешно преодолеть которые не всегда и не все в состоянии...
Благодаря же открытию филиала ЭТУ в Югорске наши молодые люди получили возможность первые и самые трудные - по объективным и субъективным причинам - годы учиться дома, живя с родителями, находясь в привычной для них обстановке. И для продолжения учебы на третьем курсе в Питере, Москве или других образовательных центрах России они приезжают уже повзрослевшими и более приспособленными к той самой самостоятельной жизни.
Я так подробно говорю об этом, потому что мы стоим на пороге XXI века, жизнь в котором будут определять нынешние молодые люди, в том числе и сегодняшние студенты. От них, молодых, будет зависеть и наше с вами будущее...
И еще один момент. Мы живем в трудное время. Россияне, к сожалению, склонны шарахаться от одного плохого к другому не лучшему. Все прекрасно знают, что нынче немало молодых людей уходят в криминалитет, становятся наркоманами, а точнее, пожизненными инвалидами, которые ничего не дают обществу. Поэтому мы считаем, что вкладывание денег в образование, в школьников, студентов, других положительно ориентированных молодых людей окупится сторицей и для нас, жителей Югорска, и для российского общества в целом.
- Как Вы представляете себе дальнейшее развитие югорского филиала ЭТУ?
- Мы ведем вполне конкретный разговор о создании при филиале отделения для студентов-вечерников, о скорейшем внедрении дистанционного обучения - у нас ведь много молодежи проживают в трассовых поселках, удаленных от Югорска на огромное расстояние. Учитывая это, а также тот факт, что с нынешнего учебного года в филиале будут заниматься студенты уже двух курсов, руководство города и "Тюментрансгаз" решили предоставить филиалу новое самостоятельное здание, чтобы у югорских студентов были созданы все условия для успешной учебы.
Однако, помимо уже вышеперечисленных проблем, мы озабочены и более глобальными вопросами. В частности, думаем над тем. как согласовать школьное и вузовское образование, а значит, на какой стадии в школе надо изучать те или иные предметы (естественно, не нарушая школьных планов) и насколько глубоко, чтобы будущие абитуриенты успешнее преодолевали барьер вузовских вступительных экзаменов. С этой целью, в частности, будучи в Санкт-Петербурге, мы побывали в городской гимназии № 56.
Подводя итог сказанному, хочу подчеркнуть, что все предпринимаемые нами шаги в этом направлении помогают нам решать важнейшие социально-экономические вопросы края и, в первую очередь, его подрастающего поколения. Спасибо за интерес к нам и городу, который мы представляем. Надеюсь, взаимовыгодное партнерство Югорска и ГЭТУ будет продолжаться столь же успешно, как это делается в настоящее время.
- Спасибо и Вам, Роман Иванович, что в своем напряженном графике работы Вы смогли найти время для нашей беседы.

Черно-белый вариант - о красоте природы, о красоте души

На дворе - глубокая осень, но воспоминания о прошедшем лете еще продолжают будоражить умы лэтишников. Особенно в тех случаях, когда у кого-то летом произошло нечто необычное, а потому надолго запомнившееся... Нынешним летом студент четвертого курса В. Ляховецкий, аспирант кафедры инженерной защиты окружающей среды С. Иванов и учебный мастер кафедры БМЭиОС А. Медведев совершили экспедиции на Старую Ладогу и в музей замечательного русского художника Н. Рериха, который находится под Волосовом.
А примером для совершения таких путешествий послужили экспедиции и жизнь на биостанциях, проводимые в СПбГУ.
Начало этим экспедициям положил Карл Федорович Кесслер (1815-1881 гг), профессор зоологии, лучший знаток птиц и зверей Украины, рыб Черного и Азовского морей. Неутомимый путешественник, он побывал во всех уголках России и провел поистине классические исследования.
Признанный лидер русских биологов, сподвижник знаменитого Н.И. Пирогова - К.Ф. Кесслер на педагогическом поприще настойчиво пропагандировал мысль о важнейшей роли естествознания в общей системе воспитания и образования человека. В 1867 году по инициативе Кесслера собрался первый съезд русских естествоиспытателей и врачей. Кесслер создавал условия студентам для самостоятельной и активной работы, чему немало способствовали организованные им биологические станции в разных уголках России, где добровольно в каникулярное время трудились студенты Петербургского университета.
Цель же наших экспедиций заключалась в том, чтобы взять пробы воды из родников и целительных источников, находящихся в Ленинградской области, а также побывать в местах, представляющих собой историческую ценность...
А еще - просто насладиться неброской красотой природы северо-запада России. Давайте посмотрим на эти фотографии, сделанные С. Ивановым. Даже в черно-белом варианте они передают красоту этих мест.
На фото № 1 засняты курганы, где были первые поселения на Старой Ладоге и где - по преданию - некоторое время жил летописец Нестор; на фото № 2 - здание Волховской ГРЭС, которую строил О. Графтио, в течение нескольких лет работавший в нашем вузе; на фото № 3 запечатлен родник, рядом с которым находился дом Н. Рериха; на фото № 4 вы видите целебный источник, который упоминается в старинных легендах.

На фото С. Леонова: глава Югорска Р.И. Бзенко и ректор ЭТУ Д.В. Пузанков обмениваются мнениями о будущем Югорского филиала нашего университета.

Страница 4

Начало в № 7

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! Так и было нынешним жарким летом в "Звездном"

Жизнь - это движение

Окончание.

Стоит ли удивляться, что, услышав массу положительных отзывов о воспитателе третьего отряда С.С. Корнееве, (фото №2), мы решили поговорить и с ним. И вот что мы услышали:
Преподавательский стаж Сергея Сергеевича насчитывает 25 лет. Он работал в обычных школах, в школе-интернате для трудных подростков, во Дворце пионеров, побывал с детьми даже в "Артеке" - в знаменитом международном пионерском лагере в СССР.
Бывший игрок питерской футбольной команды "Динамо", Сергей Сергеевич последние три года занимается тренерской работой - он тренирует вторую сборную подростковую команду города по мини-футболу. Естественно, что, приехав в "Звездный", Сергей Сергеевич заинтересовал футболом и ребят своего отряда. На фото № 1 запечатлена "сборная" третьего (потом - пятого), отряда, в составе которой вошли не только мальчишки, но и девчонки (они играют разными командами).
- Сергей Сергеевич, как Вам работается в нашем лагере?
- Прекрасно, иначе меня здесь бы просто не было. С ребятами у меня полный контакт, хотя, конечно, поначалу были и свои трудности. Наша жизнь проходит на фоне удивительно красивой природы, мои ребята предпочитают активный отдых, так что все в порядке. В конце концов, все, что нужно для прекрасного отдыха ребят, здесь есть: яркое солнце, чистый воздух, прозрачное озеро и отличное питание...

Здоровье - прежде всего

Четвертый сезон (два зимних и два летних) работает в "Звездном" медсестра О.П. Емельянова (на фото - слева). Этот факт уже сам по себе говорит о том, что ребята и медицинская сестра пришлись друг другу по душе. Дети говорят об Ольге Петровне: добрая, приветливая, умеет дружить с ребятами всех возрастов. А что думает сама Ольга Петровна о жизни и работе в университетском лагере?
- Прежде всего, здесь удивительно красивая природа, великолепное озеро, этим летом особенно доставившее нашим ребятам массу удовольствий. Очень доброжелательный обслуживающий персонал, который делает буквально все, чтобы дети сотрудников ЭТУ действительно хорошо отдохнули. Ну и что важно для меня как медсестры - это то, что наш медпункт хорошо оборудован: здесь имеются три изолятора, в том числе инфекционный и для соматических больных; есть все необходимые лекарства и препараты, а также холодильник для их хранения; есть даже санитарка, кстати, медсестра по образованию, а потому еще один квалифицированный помощник доктору... Каждый день в 10 часов утра или вечера мы делаем обход всех жилых помещений лагеря, так что ни внезапно заболевший ребенок, ни царапины или ушибы на руках и ногах наших очень активных и энергичных детей не остаются незамеченными доктором. Очень радует и то, как хорошо кормят в лагере детей. Приезжают сюда бледные, худенькие ребятишки, а уезжают загорелые, поправившиеся, веселые и все - здоровые.
Все добрые слова медсестры О.П. Емельяновой в адрес лагеря подтверждает и доктор Е.Н. Жарикова (на фото - справа), которая в "Звездный" приехала впервые, но быстро вошла в коллектив.
- Работы, конечно, хватает, - говорит Елена Николаевна, - как и беспокойства - все-таки я первый раз сюда приехала. Но вокруг - милые симпатичные люди, а руководство лагеря быстро решает все возникающие проблемы и устраняет появляющиеся время от времени трудности. Так что я очень рада, что приехала в "Звездный".


Да, солнце, воздух и вода - это полезно, это замечательно. Но не менее полезно и замечательно было и то, что все лето рядом с нашими детьми были в целом прекрасные воспитатели, ответственный и чуткий обслуживающий персонал - люди, которым не безразлична судьба отдыхающих ребят. Все они повседневно, но незаметно и ненавязчиво прививали нашим ребятишкам вкус к истинным человеческим ценностям. А что это действительно так, можно убедиться, почитав стенную газету под названием "Внутренний мир", которую ребята выпустили к первому родительскому дню.

На вопрос - что самое дорогое для вас в жизни - наши дети отвечают: родные и близкие люди, дружба, любовь. Вопрос - что цените в людях больше всего - получает такой ответ: доброту, честность, искренность. А о своем заветном желании ребята высказываются следующим образом: быть счастливым, иметь настоящих друзей и научиться все делать самому (!).

Вот такие у нас с вами разумные дети, которые вечные философские понятия сумели выразить простыми, понятными каждому словами.

До новых встреч в "Звездном"!

Л. КОРОТКОВА

Играть в КВН и не только...

"Ты в коллективе студенческого клуба?" - акция под таким названием проходила первого октября 1999 года в конференц-зале третьего корпуса ЭТУ. Организатором ее выступил студенческий клуб нашего университета, который проводил ежегодный набор в творческие коллективы.
Студенты, пришедшие на это собрание, могли выбрать занятие по душе. А выбор, как известно, богат: классы сольного и хорового пения, пластики и танца, "лэтишная" киностудитя, команда КВН и т.д. Директор студенческого клуба Оксана Мельченко говорит: "Представители творческих коллективов должны как можно чаще встречаться между собой, сотрудничать и оценивать друг друга. И сегодняшняя встреча - шаг в этом направлении. Кроме того, творческие коллективы сегодня получили возможность показать себя и тем самым привлечь к себе новые таланты".
Так, например, Даша Шамрикова, студентка четвертого курса ГФ, представляла класс сольного пения, которым руководит Б.В. Марешкин. Даша исполнила русскую народную песню "Волга-реченька" под аккомпанемент фортепиано.
Даша говорит: "Борис Васильевич переживает за каждого своего воспитанника, доказательство тому - и мое сегодняшнее выступление".
Действительно, Даша занимается у Б.В. Марешкина всего лишь с весны этого года - до тех пор она пению нигде не училась. Однако благодаря занятиям в классе сольного пения она уже в мае 1999 года смогла выступить на вечере встречи ССО.
Перед собравшимися выступил также хор нашего университета. Теперь в его репертуаре - не только классические произведения, но и бардовские песни, и джазовые композиции...
Наибольший же интерес пришедшие на это мероприятие студенты проявили к КВНу. Как только на сцену поднялся молодой человек и спросил - кто хочет играть в КВН, - то создалось впечатление, что все пришли сюда именно за этим.
Как оказалось, молодой человек, задавший вопрос, является капитаном второй команды КВН ЭТУ. Его зовут Вадим Меркулов и он - студент первого курса ФАВТа.
Идея создания этой команды объясняется тем, что существующая команда КВН "Электрошок" просто не в состоянии выдержать наплыва желающих играть в КВН - уже более 60 человек хотят заниматься этим и только этим.
Вадим, который сам играет в КВН с восьмого класса, говорит, что у него много новых интересных идей и в его планах - создать сильную команду... "Между прочим, - говорит Вадим, - во многих вузах, например, в Финэке, имеются по две команды кавээнщиков".
Он собрался всего за месяц подготовить новую команду с тем, чтобы уже 29-30 октября она - в качестве гостя - смогла выступить в Вырице на открытии сезона КВН среди юниорских команд.

М. БОРОВСКАЯ

Не прерывая связь времен

В конце ноября в нашем университете предполагается провести соревнования на первенство вуза по быстрым шахматам, посвященные 90-летию создания в ЭТУ "ЛЭТИ" первого шахматного кружка.
...В 1909 году в тогда еще Электротехническом институте были созданы первые спортивные секции: по футболу, фехтованию, хоккею и шахматам. А уже в 1910 году на первенстве вузов нашего города по шахматам 3-4-е места поделили между собой технолог Е. Левенфиш и студент И. Фрейман (см. фото) из ЭТИ. А на следующий год будущий заведующий кафедрой И. Фрейман завоевал звание чемпиона Санкт-Петербурга на подобных соревнованиях по шахматам.
На городском шахматном турнире отличился и другой студент ЭТИ - Р. Платц, который вышел на первое место во второй группе шахматистов.

Итак, в нынешнем году исполняется 90 лет со дня создания в ЭТУ "ЛЭТИ" шахматного кружка. За прошедшие годы шахматные соревнования на первенство нашего вуза проводились в середине 80-х годов, а также два года назад. В нынешнем году в целях поддержания традиций и интеллектуального уровня в нашем университете решено провести турнир по быстрым шахматам. Эта акция получила поддержку в профкоме сотрудников и на кафедре физвоспитания. Пройдет шахматный турнир в библиотеке ЭТУ.
Заявления на участие в соревнованиях следует сдавать в профком студентов и аспирантов. Сотрудникам и потенциальным абитуриентам нашего вуза такие заявления надо подавать в профком сотрудников до первого ноября.
В настоящее время продолжается формирование оргкомитета соревнований.
Победители шахматного турнира - студенты, аспиранты, докторанты, сотрудники университета - будут награждены призами и денежными премиями.

С. ИВАНОВ


Учредители: Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г. Адрес редакции:
197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 234-84-03.
Редактор
О. И. ТУГАРИНА
Тираж 1500 экз. Бесплатно. Отпечатано в ГУП СПб "Государственный газетный комплекс" Ленинский пр, 139. Заказ № 313.

© Copyright 1999 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.