[Возврат в главное меню]

Страница 1

Есть вопросы у аудитории?

Известно, что 25 января - это не только День студента, но и день всех Татьян. Поэтому оба события стали ключевыми на празднике, посвященном окончанию сессии. Оригинальный проект был предложен студентами Гуманитарного факультета нашего университета.
Пришедшие на вечер лэтишники, воодушевленные полученными оценками, сжимали в руках купленные за десять рублей билеты и, дрожа от холода, толпились у входа в столовую пятого корпуса.
И вот праздник начался. Его ведущие Марина Ермолаева и Александр Данилов (оба - студен6ты третьего курса ГФ) тепло приветствовали собравшихся и пообещали, что их ждут интересные сюрпризы.
Открыла праздник декан Гуманитарного факультета О.Ю. Маркова. Она поздравила всех студентов и особенно Татьян, а также отметила, что сегодняшний оригинальный праздник в дальнейшем должен стать традиционным. По словам Ольги Юрьевны, особенно приятно то, что вечер организовали сами студенты.
А организаторы нынешнего шоу в честь дня Татьян придумали новое звание - "Почетная Татьяна", которое впредь будет присуждаться ежегодно в День татьяниных именин. Первой обладательницей этого звания стала Татьяна Владимировна Шульженко, заведующая кафедрой иностранных языков ЭТУ. Она же и перерезала ленточку, символизирующую начало праздника.
Другой обещанный сюрприз подготовили студентам их преподаватели, выступившие на празднике. Они довели до сведения студентов "приказ, подписанный деканом, в котором, например, предписывалось, что все студентки ГФ должны носить мини-юбки, а студенты - проколоть уши и вдеть серьги. Кроме этого, с нового семестра занятия на Гуманитарном факультете будут начинаться в 14 часов и заканчиваться в 16".
Кафедра иностранных языков в дополнение к этому приказу "вменила в обязанности студентов заканчивать каждое речевое выступление ликсемой "блин", а также обогащать свою речь такими клише, как то: "меня бесит", "как бы" и т.п.
... Один из ведущих вечера Александр Данилов так оценил прошедший праздник: "Мы рады, что к нам пришло так много студентов. Откликнулись на призыв организаторов и преподаватели".
К слову, реплики преподавателей ГФ, прозвучавшие со сцены, встречались смехом и бурными аплодисментами студентов. С особым пониманием они реагировали на обращение одного из преподавателей к залу: "У аудитории есть вопросы?".
У нас вопросов нет.

М. БОРОВСКАЯ

"Хочу все знать"
Студенты ждут ответов от руководства вуза

Окончание. Начало в "Электрике"
№ 9 и 10 за 1999 год

Вопрос номер один...

В своих вопросах, обращенных к ректору, студенты подняли очень важную проблему - о подборе преподавательского состава, где важно все: профессиональный уровень педагогов, их моральный и нравственный облик и многое другое...
Понимая важность и актуальность затронутой темы, ректорат ЭТУ, его администрация, все заинтересованные службы в последнее время уделяют этому вопросу особенно пристальное внимание.
Начата работа по реализации специальной комплексной программы "Кадры", в основу которой положена необходимость подготовки молодых преподавателей (отбор и поддержка). Осуществление этой программы позволит вузу решить существующую сегодня острую и болезненную проблему - снизить средний возраст профессорско-преподавательского состава.

Осознанная необходимость...

А теперь позвольте ответить на вопрос - зачем в высшем учебном заведении необходима 100-процентная посещаемость занятий, ведь, по словам студентов, они вполне взрослые сознательные люди, созревшие до понимания того, что такое хорошо и что такое плохо.
Ну, во-первых, так ставить вопрос не совсем верно. Высшая профессиональная школа не вправе требовать от студентов 100-процентного посещения лекций. А вот, во-вторых, лабораторные и практические занятия посещать действительно обязательно, ибо их пропуск восполнить трудно - это вам не лекцию переписать у товарища, что сделать, разумеется, просто, но все равно настоящей лекции это ни в коей мере заменить не сможет.

Не обсуждать, а выполнять...

Многих студентов "расстроило" ужесточение режима поведения на всей территории нашего университета, предусмотренное распоряжением ректора.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что режим - это вопрос внутренней культуры каждого человека. Курение не в отведенных для этого местах, распитие спиртных напитков, в том числе и пива в стенах вуза и чуть ли не в лекционных аудиториях, игра в карты между "парами" всегда считались недопустимыми в вузе - это несовместимо с учебой, с целями и задачами, которые призвано решать высшее учебное заведение...
Тем не менее, в последнее время, к сожалению, студенты стали забывать об этом. Молодой человек и даже девушка с бутылкой пива в руках стали нередкостью в коридорах нашего университета, а то и перед аудиторией, где идут экзамены.
Вот почему пришлось старое вузовское распоряжение вводить "силовым" методом. А жаль. Ведь сами студенты в своих вопросах называют себя людьми взрослыми, зрелыми и сознательными. И если это действительно так, то ректорское распоряжение об укреплении дисциплины, о введении, кстати, обычного, повсюду принятого и обусловленного самим существованием вуза, не должно вызывать у студентов чувства отторжения. Наоборот, они должны приветствовать наведение порядка в родном университете.

В интересах всех...

Вопросы, касающиеся беспорядка, якобы существующего в вузе в связи с проводимой в ЭТУ реорганизацией, не имеют под собой почвы. С первого сентября 1999 года все студенческие группы закреплены за факультетами, получившими новые наименования. Всем известны их руководители, как известно и то, где размещаются деканаты, а следовательно, куда можно обратиться в случае надобности.
Специальности и направления не менялись, все кафедры сохранились. Короче, идет упорядочение структуры вуза, которое призвано не осложнять жизнь студентов, а помогать им, что и происходит на практике.
Вот, пожалуй, и все. Есть еще много вопросов, касающихся бытовых и социальных условий жизни наших студентов. Но это уже совсем другая тема разговора и с другими руководителями университета.

С В.Н. УШАКОВЫМ и В.А. ШАВЫКИНЫМ беседовала Л. КОРОТКОВА

Короткой строкой

Мы уже рассказывали о сотрудничестве ЭТУ с американской фирмой "Моторола"...
Помимо этого, учебная лаборатория фирмы под руководством д.т.н., профессора М.С. Куприянова поддерживает и другие международные связи. В частности, летом прошлого года здесь был заключен контракт с Линчепингским университетом в Швеции.
Данному событию предшествовали длительные исследования в области создания и применения интеллектуальных технологий, которыми занимается эта лаборатория. Результаты исследований неоднократно докладывались на различных международных конференциях.
Западные научные центры проявили интерес к этим исследованиям. Так родился и был подписан контракт со Швецией о проведении совместных научных исследований в области мультиагентных систем.
ЭТУ участвует в создании отдельной подсистемы, которая будет включена в общий проект. Над ним работают специалисты Линчепингского университета, а также одного из университетов США и ряда европейских университетов.
Ценность данного

Страница 2

Недаром - нет! - промчались шесть десятилетий!..

А начиналось все так...

Итак, ФАВТу исполнилось 60 лет. Перефразируя А.С. Пушкина, мы можем воскликнуть: Недаром - нет! - промчались шесть десятилетий!". И действительно, за эти годы в нашей сфере научной и профессиональной образовательной деятельности - а это информатика, кибернетика, вычислительная техника - свершилось так много всего, о чем хотелось бы сегодня рассказать, но... Я понимаю, что размеры газетной площади не позволяют подробно поведать о том, "...чему, чему свидетелями мы были". Поэтому я попытаюсь хотя бы пунктирно напомнить читателям газеты о главных событиях, основополагающих вехах шестидесятилетней истории нашего факультета.
В 1932 году в ЭТИ был организован факультет приборостроения и электрификации, в составе которого были три специальности: электрификация судов, приборы точной механики и электроакустика. Позднее к ним прибавились еще две: телемеханика и гироскопические приборы.
Спустя семь лет этот факультет (в связи с наплывом студентов) был разделен на два: факультет электрификации и факультет приборостроения и телемеханики (на базе которого впоследствии и был создан ФАВТ). Большинство его специальностей создавались впервые и на долю их организаторов выпало немало трудностей.
В состав факультета приборостроения и телемеханики на момент его создания входили четыре выпускающие кафедры: счетнорешающей техники (ныне это кафедра вычислительной техники), гироскопических приборов и автоматики, телемеханики (сейчас - кафедра автоматики и процессов управления), электроизмерительной техники (ныне кафедра информационно-измерительных систем и технологий).

Все для фронта, все для победы...

Начало Великой Отечественной войны круто изменило учебную и научную жизнь ЛЭТИ и нашего факультета в том числе. В 1941 году по инициативе кафедр радиотехники, проводной связи и гироскопии был организован и оборудован класс связистов-операторов и начальников полевых радиостанций для армии, который выпустил сотни радиооператоров и телеграфистов.
По заданию Ленинградского военного округа и военных организаций города коллектив научных сотрудников нашего факультета взялся за решение актуальных исследовательских тем и заказов. Наиболее крупные лаборатории факультета совместно с учебно-производственными мастерскими организовали выпуск специальных приборов для нужд фронта и обороны.
Часть ученых ЛЭТИ и нашего факультета, в частности, находящихся в эвакуации, также продолжали продуктивно работать. Например, кафедра электрических измерений разработала проект организации электроизмерительного отдела для Энергетического института Узбекской академии наук.

Многое - внове, впервые в стране...

О работе факультета в послевоенные годы можно было бы рассказывать много и долго, но... Поэтому упомяну лишь о деятельности двух кафедр, ярко свидетельствующей, что ФАВТ всегда находился на передовых рубежах развития отечественной науки и техники.
В этот период кафедра ВТ разрабатывала аналоговые электромеханические, а позднее и электронные вычислительные устройства с целью управления подвижными объектами.
В начале 60-х годов здесь началась разработка цифровых электронных вычислителей и была создана одна из первых отечественных управляющих ЭВМ. Кафедра ВТ в 60- 70-х годах была ведущей научной школой в СССР по целому ряду направлений в информатике и вычислительной технике.
Кафедра автоматики и телемеханики (наряду с родственными коллективами Московского энергетического и Ленинградского политехнического институтов) явилась первой в Советском Союзе, где с момента ее основания осуществлялась подготовка специалистов по автоматике, управлению и информатике.
Также впервые в стране здесь была поставлена и решена проблема автоматизированного проектирования электронных цепей, разработаны новые подходы и методы решения других актуальных научных проблем теоретической и прикладной кибернетики, информатики и вычислительной техники.

Реструктуризация - дело серьезное...

За годы своего существования факультет несколько раз подвергался структурным изменениям. Так, в 1973 году кафедра гироскопических устройств была переведена на ФКЭА, а из состава кафедры автоматики и телемеханики была выделена самостоятельная кафедра электронных и магнитных цепей (ЭМЦ), которая в 1984 году была переименована в САПР.
В 1974 году на наш факультет была переведена кафедра экономики промышленности и организации производства, спустя пять лет основана кафедра математического обеспечения и применения ЭВМ, а в 1982 году - кафедра автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОИУ).

И по развитию, и по значимости...

Сегодня факультет автоматики и вычислительной техники - самый крупный в ЭТУ. Он включает в себя одну общеобразовательную и шесть выпускающих кафедр: ИИСТ (зав.- д.т.н., проф. В.В. Алексеев), ВТ (зав.- д.т.н., проф. Д.В. Пузанков), АПУ (зав. - д.т.н., проф. В.Б. Яковлев), САПР (и.о.зав.-к.т.н., доц. В.А. Михайлов), АСОИУ (зав.-д.т.н., проф. Б.Я. Советов), МО ЭВМ (зав.-д.т.н., проф. А.Р. Лисс) и ЭПиОП (зав.-д.э.н., проф. С.Ф. Давидюк).
На факультете работают НИИ моделирования и интеллектуализации сложных систем, учебно-исследовательский центр прогрессивных компьютерных технологий, межвузовский академический учебно-научный центр "Информатика и компьютерные технологии".
40-50 учебных дисциплин гуманитарного, социально-экономического, естественно-научного, общетехнического и специального направлений позволяют студентам получать знания, соответствующие требованиям Госстандарта.

Время обязывает...

К сожалению, в настоящее время внешние условия для жизни вуза характеризуются неопределенностью и непредсказуемостью, что вызывает тревогу за судьбу высшей школы. В этих условиях наша главная задача - сохранение и развитие научно-педагогических школ, которые являются гарантом высокого качества профессиональной подготовки инженерных и научных кадров на факультете.
Под воздействием происходящих в стране изменений долгосрочная перспектива развития нашего коллектива формируется с учетом таких факторов, как государственная политика в области науки и высшего образования, спрос работодателей и потребителей образовательных услуг, достижения в социотехнической сфере, успехи фундаментальной науки и техники...
Это значит, что мы должны быстро, а главное адекватно реагировать на происходящие в стране изменения и осуществлять стратегическое планирование развития факультета, т.е. задачи развития образования и перспективных направлений науки и техники должны ставиться и с упреждением решаться на базе достижений научно-педагогических школ.

От виртуальной идеи к виртуальному факультету...

Особое внимание сейчас уделяется интеграции усилий научно-педагогических коллективов высшей школы и Академии наук с промышленными и коммерческими организациями. Так мы пришли к идее создания на базе ФАВТа виртуального факультета (ВФ). Это - творческое объединение научно-педагогических работников, коллективов и школ в рамках единой предметной области деятельности, а именно подготовки инженерных и научных кадров, проведения научных исследований. При этом партнеры должны быть объективно заинтересованы в интеграции своих ресурсов с целью их эффективного использования при подготовке элитарных специалистов. Что же это такое?
Жизнь показала, что научно-техническое развитие общества определяется не числом гениев и талантов - оно примерно одинаково во все времена и у всех народов. Это развитие, прежде всего, определяется наличием интеллектуальной элиты, которая рождается в результате высококачественной профессиональной подготовки людей, обладающих средней или несколько более высокой степенью одаренности. Они-то и должны получить образование, которое позволит им использовать высшие достижения образовательных и исследовательских технологий для решения социальных, культурных, экономических и технологических задач развития общества.
Таким образом, виртуальный факультет - это форма организации подготовки элитарных научно-педагогических и инженерных кадров, обеспечивающая единство обучения и получения новых знаний (исследований) в условиях существования в России смешанной рыночно-государственной модели научно-технической и образовательной политики.

Вместо эпилога...

Мой рассказ об истории развития ФАВТа был бы неполным, если не назвать хотя бы некоторые имена ведущих ученых, в разные годы работавших или работающих и в настоящее время на нашем факультете. Это профессора: В.И. Анисимов, А.А. Вавилов, С.А. Изенбек, А.Н. Крылов, В.И. Кудревич, А.Н. Лебедев, В.Т. Наумов, Е.Н. Николаи, Я.В. Новосельцев, С.А. Ринкевич, П.И. Сайдов, Е.А. Свирский, В.Б. Смолов, В.А. Тимофеев, В.И. Тимохин, А.В. Фатеев, А.В. Фремке, Е.А. Чернявский, Г.Н. Четверухин, Б.В. Шамрай, Р.И. Юргенсон и многие, многие другие. Все они внесли и вносят неоценимый вклад в создание новых специальностей, развитие ведущих научных школ, совершенствование учебного процесса.
Вот на этой оптимистичной ноте я и закончу небольшой экскурс в прошлое, настоящее и будущее ФАВТа-ФКТИ, коллектив которого полон творческих сил, интересных планов и решимости приумножить славные традиции ЛЭТИ-ЭТУ.

И. ГЕРАСИМОВ, декан ФАВТа-ФКТИ, д.т.н., профессор

Чемпионат университета:
важны и победа, и участие

В декабре минувшего года в ЦИТ ЭТУ состоялся первый тур второго лично-командного чемпионата университета по компьютерной инженерной графике среди студентов. Соревновались восемь команд по три участника в каждой. Жребием были определены три задачи, которые решали все команды. Их содержание охватывало все разделы дисциплины: теоретические основы построения чертежа, позиционные и метрические задачи, способы преобразования чертежа, аксонометрические проекции, развертки поверхностей, чертежи деталей и сборочных единиц, оформление спецификаций.
Каждый участник олимпиады в течение 90 минут должен был справиться с одной задачей. Выяснилось, что ее решение потребовало от участников чемпионата недюжинной подготовки по владению системой геометрической и графической обработки исходных данных.
К примеру, трудно представить, что за 90 минут с помощью компьютера можно решить полностью такую задачу. Для пирамиды ABCD с заданными координатами ее вершин начертить развертку поверхности, построить аксонометрию и вписать сферу. Вычислить площадь развертки. Определить радиус и координаты центра вписанной сферы. Чертежи должны соответствовать стандартам ЕСКД.
Но вернемся к соревнованиям. Они проходили одновременно в трех классах ЦИТ, в каждом из них было по восемь человек. Выполненные работы оценивались по 10-балльной шкале. В результате были выявлены три тройки победителей. Ими стали: Д.В. Тесаков, Д.И. Каплун и С.Ю. Петросов - по начертательной геометрии; Д.М. Выборнов, Д.Ю. Лесков и С.С. Гусев - по чертежам деталей; Д.В. Алексеев, П.К. Корелин и М.С. Мамлев - по сборочному чертежу и спецификации.

Сумма мест определила итоги в командном зачете: на первом месте группа 9311 (С.Ю. Петросов, Д.М. Выборнов и Д.В. Алексеев), на втором - группа 9372 (Д.И. Каплун, И.А. Чугаенко и П.К. Корелин) и третье место завоевала группа 9375 (Д.В. Тесаков, М.М. Астров и М.С. Мамлев). Таким образом "высветились" потенциальные участники сборной команды СПбГЭТУ для участия в городской олимпиаде, которую намечено провести 31 марта 2000 года на базе нашего университета. Десять ведущих технических вузов города уже выразили готовность участвовать в этой олимпиаде.
Второй тур университетской олимпиады предполагается провести за одну-две недели до начала городской олимпиады, на которой наш вуз может быть представлен двумя сборными командами.
Этот второй тур пройдет по теме "Сборочный чертеж и спецификация". К участию в нем - помимо перечисленных выше призеров - мы приглашаем и студентов, подтвердивших свой квалификационный уровень оценкой не ниже семи баллов за решение задачи № 3 из первого тура олимпиады.
Мы обращаемся к преподавателям выпускающих кафедр, ведущим лабораторный практикум с использованием САD-систем, с просьбой о содействии в формировании сборных команд университета, которые, очевидно, не должны состоять только из первокурсников.
В настоящее время ведутся переговоры со спонсорами о создании призового фонда олимпиады.
Параллельно с городской олимпиадой планируется провести семинар, на котором будут определены перспективы организации городского конкурса студентов и аспирантов по использованию современных CAD-систем.
Дополнительную информацию обо всем вышесказанном можно найти на уверситетском сайте в разделе "Новости".

В. БОЛЬШАКОВ , Р. САКАЕВ,
доценты кафедры ПМИГ

Страница 3

Их не смогла разлучить
даже "культурная революция"

В Пекинском политехническом университете (BIT) - ведущем вузе Китая - в сентябре 1999 года состоялась торжественная церемония вручения свидетельства о присвоении почетного звания профессора-консультанта этого университета Р.Е. БЫКОВУ, д.т.н., профессору кафедры телевидения и видеотехники ЭТУ "ЛЭТИ" (см. фото № 1). Напомню, что Р.Е. Быков - автор более 200 печатных работ, в том числе 9 книг и 29 изобретений и патентов России. Он неоднократно приглашался читать лекции в Германии, Финляндии и Китае...
Исследования Р.Е. Быкова в области электронно-медицинской техники, колориметрии, проблем анализа и обработки изображений получили признание не только в России, но и в ряде зарубежных стран.
Можно с определенной долей уверенности утверждать, что направления работ в области телевидения и видеотехники, таких как анализ цветных изображений, преобразование цветных изображений в цифровые видеосигналы, цифровые процессоры реального времени сигналов изображения вполне соответствуют мировому уровню.
С особым чувством симпатии Роберт Евгеньевич всегда относился к китайскому народу. И как мог опекал тех, кто приезжал учиться в ЭТУ, в частности, на кафедру телевидения и видеотехники. Ныне известный в Китае и за рубежом ученый, профессор BIT Чжоу Ливей в свое время учился в ЭТУ "ЛЭТИ". Между китайским аспирантом и Робертом Евгеньевичем возникла дружба, которая продолжается вот уже 37 лет. И это несмотря на напряженные отношения, которые одно время существовали между нашими странами.
Несколько лет назад Р.Е. Быков принял на стажировку и осуществлял научное руководство работой доцента BIT Лю Минчи, а сейчас является научным руководителем старшего преподавателя этого вуза аспирантки ЭТУ Цао Фэнмэй.
Учитывая научные достижения Р.Е. Быкова, его большой вклад в подготовку специалистов для Пекинского политехнического университета, а также сотрудничество между BIT и ЭТУ и было решено пригласить питерского ученого Р.Е. Быкова профессором-консультантом китайского университета.
Роберт Евгеньевич за последние десять лет дважды читал лекции в BIT для аспирантов, научных сотрудников и студентов двух факультетов - электроники и оптики. Его лекции были посвящены анализу и обработке цветных изображений. В третий раз по приглашению на торжественную церемонию Р.Е. Быков (вместе со свой женой Людмилой Алексеевной Манило) приехал в Пекин 31 августа и находился здесь до 16 сентября. За это время Роберт Евгеньевич подробно ознакомился с учебной и научной работой факультетов электроники и оптики, а также (по собственному желанию, поскольку китайские коллеги считали, что Р.Е. Быков приехал на торжество, а не для работы) прочитал два доклада для всего коллектива BIT на тему "Анализ и обработка многозональных изображений в системах экологического мониторинга".
- Роберт Евгеньевич,- спрашиваю Быкова,- чем привлекает Вас именно Пекинский политехнический университет?

- Дружба между нашими странами - всегда была важна как для России, так и для Китая. Нас не смогла "разлучить" даже "культурная революция". Поэтому мое отношение к BIT определяется не только научными интересами, но и симпатиями к трудолюбивому китайскому народу.
Что касается научных интересов... Профессор Чжоу Ливей, бывший в 50-е годы аспирантом нашего института, сегодня является одним из ведущих в мире ученых в области электронных изображений. Именно он стал организатором международной конференции по электронной оптике, проходившей в Пекине, на которую приехали специалисты с мировыми именами. У такого ученого есть чему поучиться...
Кроме того, в Пекине расположена одна из ведущих в мире лабораторий по колориметрии (наука о цвете).
Наконец, в BIT - прекрасная автоматизированная библиотека. Между прочим, я в шутку спросил - есть ли здесь мои книги, и компьютер тотчас выдал название одной из моих монографий. Приехав в Пекинский политехнический университет на торжественную церемонию, я подарил этой библиотеке два экземпляра своей новой книги "Теоретические основы телевидения", которая вышла в свет в 1999 году.
А наших китайских коллег, я думаю, привлекают научные исследования по анализу цветных изображений, которые ведутся на кафедре телевидения и видеотехники. Не случайно периодически к нам приезжают заведующие кафедрами, преподаватели, целые делегации из BIT. Короче, это взаимовыгодное сотрудничество.
Но помимо контактов с Китаем, кафедра телевидения и видеотехники ЭТУ "ЛЭТИ" в течение уже более десяти лет сотрудничает с Дрезденским техническим университетом. Особенно ощутимые результаты наблюдаются в последнее время: совместно (три автора - русские и один немец) написано объемное учебное пособие по обработке изображений, которое издается на русском и немецком языках. Это уже второе пособие, первое было издано в Германии. Р.Е. Быков является научным руководителем этой работы. На кафедре имеется также договор с Финляндией (Лаппеерантский технический университет) по проведению совместных научных исследований в области обработки изображения. Этому договору уже более пяти лет, и заметным явлением для обоих вузов явилось направление в Лаппеерантский университет на стажировку научного сотрудника нашей кафедры. Он так хорошо зарекомендовал себя, что после окончания стажировки с ним был заключен трехгодичный контракт для работы в Финляндии.
Роль профессора Р.Е. Быкова, всего коллектива кафедры телевидения и видеотехники в подготовке российских и иностранных специалистов, а также в проведении научных исследований в области телевизионной техники трудно переоценить - их высокий уровень признается крупнейшими специалистами зарубежных стран.

Л. КОРОТКОВА

На фото № 2: Роберт Евгеньевич со своими китайскими учениками и коллегами

Здесь звучал польский,
болгарский, немецкий...

ЭТОТ КРАТКИЙ очерк о деятельности на кафедре микроэлектроники Виктора Викторовича ЛУЧИНИНА, Франка НОЙБЕРТА и Йорга ПЕЦОЛЬДТА побужден нестолько ностальгией по временам творческого подъема и международного сотрудничества в образовательной сфере, сколько чувством благодарности этим ученым за их большой вклад в развитие технологии одного из важнейших материалов электронной техники - карбида кремния (SiC). Этот алмазоподнобный полупроводниковый материал (на котором созданы приборы, способные работать при температурах красного каления и в условиях действия проникающей радиации ) в последние годы обретает особое значение. Я подчеркиваю - в последние годы! А сегодня речь пойдет о годах восьмидесятых и о "восьмидесятниках" (кафедральных).
В 1975 году созданная Д.А. ЯСЬКОВЫМ и Ю.М. ТАИРОВЫМ лаборатория перебазируется из тесных подвальных помещений первого корпуса в уютный уголок пятого лабораторного корпуса. И на этом "просторе" при дневном свете (в подвале тоже был дневной свет, но не настоящий) идет модернизация технологического оборудования.
А заходящие в лабораторию люди отмечают маленькую странность: здесь звучит польский, болгарский, немецкий и русский говоры. Да, это так и было. Маленькие интернациональные творческие коллективы решают одну большую задачу: идет разработка технологий карбида кремния и создания приборов на его основе.
Карбид кремния - соединение с очень большой силой связи кремния и углерода. Как-то одна дипломница образно выразила эту связьи возможность достижения успеха в технологическом освоении SiC как продвижение между Сциллой и Харибдой. И дело здесь только в большой силе связи с вытекающей отсюда высокотемпературностью технологических процессов. Проблема оказалась сложнее.
Сохраняя химическую формулу SiC, материал, как оказалось, может кристаллизоваться в различных структурных вариантах (политипах), которых может быть около ста. А физические свойства материала зависят от политипа, в котором он произведен.
А теперь о главном. Проявляется очень странное "поведение" материала при его получении. Нас учили (и это казалось незыблемым утверждением): чтобы получить материал с заданными свойствами, задайте гарантию температуры, давления (концентрации) компонентов. Говоря научным языком: примените стратегию фазовых диаграмм состояний (студентам четвертого курса это уже знакомо).
Но карбид кремния оказался "непослушным". В одних и тех же условиях произрастали кристаллы разных политипов, а в разных условиях - одинаковые. Классическое воззрение оказалось несостоятельным в объяснении этого феномена. Ну что ж, тем интереснее...
И вот в 1977 году аспирант Виктор Лучинин, а ныне д.ф.-м.н. наук (позволю себе так назвать нынешнего директора ЦМИДа - фото слева), проанализировав массу опытов по созданию структур полицветных источников излучения, высказывает гипотезу: "... вследствие малого различия свободных энергий образования разных политипов и больших барьеров перехода в новый политип, можно ожидать эффекта наследования политипной структуры кристалла - подложки". Что это - биологический эффект самокопирования тканей?.. В технологии?..
Требуется основательная проверка гипотезы. Вскоре тщательно проведенный эксперимент подтверждает факт наследования политипа. Высказывается предположение о допустимых скоростях репликации (воспроизведения структуры). Этот основной результат диссертационной работы В. Лучинина выносится на обсуждение. Название диссертации "Эволюционно-генетическая модель политипизма" вызывает некоторое естественное неприятие.

Я к этому отношусь уважительно. Но необходима осторожность. Идет острое обсуждение. Название диссертации изменено, но суть оставлена.
Здесь возникает вопрос: если политип сам себя самокопирует в процессе роста кристалла, то, может быть, можно скопировать "не самого себя", а структуру иного кристаллического вещества? И вот, очень способный, аккуратный, системный аспирант Ф. Нойберт (фото справа, стоит справа) проводит замечательный эксперимент. Он провоцирует конкуренцию двух структурных вариантов на общей подложке... Кристалл с выращенным эпитаксиальным слоем вынимается из установки и помещается под ультрафиолетовый источник излучения. Результат опыта поразителен: на фоне красного свечения (воспроизведенный политип подложки) видно слияние символа 4Н - врощенного по плану фрагмента обновленного политипа. Этот главный эксперимент был высоко оценен на блестящей защите диссертации Ф. Нойберта. Сомненения в оправданности новой концепции ликвидировано.
Что же дальше? А дальше ставится естественная задача: необходима разработка теоретического обоснования управления политипом и переведение этих теоретических построений на "язык" практической технологии. Эта трудная задача была возложена на Й. Пецольдта (фото справа, стоит слева), уже имевшего солидный опыт в технологии карбида кремния. Совершенно ясно, что частичная амортизация приповерхностного слоя подложки по заданной геометрии может быть сделана иным способом. Можно подавить действие "подложки-диктатора" в желаемых областях не механическим способом (полировкой), а, например, локальной бомбардировкой поверхности кристалла-подложки из ионной пушки.
Эксперимент был выполнен Йоргом превосходно. В 1988 году были получены островки иного политипа уже с микронным разрешением. К тому времени В.В. Лучининым была создана прекрасная база для структурного анализа веществ, что оказало неоценимую помощь в исследовании структурно-ростовых превращений.
Работая с Йоргом, особенно в пору создания теории (памятные рабочие субботы), я с удовольствием отмечал редкую способность этого человека - умение точно формулировать задачу и быстро концентрировать необходимые данные из различных источников, а также возможные методы, позволяющие достичь решения поставленной задачи. И что не менее важно, Йорг обязательно находил решение, имеющее ценность.
Вот так появилась новая физико-технологическая концепция управления свойствами веществ, обладающих политипизмом.
Заканчивая этот краткий очерк о трех замечательных ученых, работавших на кафедре микроэлектроники, не могу не отметить еще некоторые детали. В 1977 году в лаборатории появляется электронный микроскоп - "зародыш" ЦМИДа, куда он позже и перебазируется. Эта инициатива В.В. Лучинина оказала большое влияние на становление фундаментальной исследовательской базы в ЭТУ. Юра Демин, Герд Дост, Геральд Дальман быстро оживляют этого "монстра". Широта научных взглядов будущего руководителя ЦМИДа проявилась уже в годы его учебы в аспирантуре. Это В.В. Лучинин в свое время обратил внимание на развитие теории самоорганизации, что также побудило ценные научные изыскания.
И еще несколько слово о Франке Нойберте. Он умел создать в лаборатории удивительную "франковскую" атмосферу и был центром притяжения способных студентов. Франка отличали чистота и системность в проведении исследований, уникальная работоспособность...
И по прошествии двух десятилетий я испытываю чувства глубокого уважения и благодарности к этим ученым за их плодотворную деятельность на кафедре микроэлектроники, за их отзывчивость и большую помощь и поддержку в минувшие непростые годы.

А. КАЛЬНИН,
доцент кафедры микроэлектроники

Страница 4

Не прерывая связь времен

Шахматный пассаж

Восточной мудростью рожденный,
Неисчерпаемый вовек,
По существу одушевленный
Найдет мир шахмат Человек.

Король нуждается в защите,
Его супруга тайною тропой
Прорвется к чужеродной свите
И учинит кровавый бой.

Высокий чин здесь снится пешке,
Слоны и кони мнут врага,
Монарх трусливо в страшной спешке
В ладье покинул берега.

Итог сражения неясен,
Ты - полководец, царь и Бог,
А мир стратегии прекрасен
И познавать его твой долг.

И. ДУБЧУК

 

В середине ноября 1999 года в стенах нашего университета прошел открытый шахматный турнир, посвященный 90-летию образования в ЭТИ шахматного кружка. Всего участвовали 50 человек. Однако прежде чем рассказать об этом турнире, сделаем небольшой экскурс в прошлое развития шахмат в ЛЭТИ-ЭТУ.
Итак, этой интеллектуальной игре самое пристальное внимание уделял еще А.С. Попов, в семье которого хранились шахматы. В дальнейшем мудрая и хитрая игра получила большое признание в ЛЭТИшных кругах. Однако этот интерес постоянно менялся. Так, в 50-70-х годах проводилось городское первенство вузов, в котором принимала участие и наша команда. Однажды команда шахматистов ЛЭТИ вышла даже на первенство России.
В те времена у нас играла мастер спорта, неоднократная чемпионка Ленинграда, к.т.н. Е. Бишард, выпускница ЛЭТИ 1962 года. Наши шахматисты участвовали в дружественных встречах-матчах с командой МГУ (за москвичей играли тогда А. Рошаль, тренер А. Карпова; Е. Гик, автор книг "Шахматы и математика", "Шахматный калейдоскоп" и др.).
Наш проректор по научной работе профессор А.В. Фремке имел первый разряд по шахматам, играя в свое время в команде Политехнического института вместе с М. Ботвиником и В. Рогозиным. Хотелось бы напомнить, что М. Ботвиник был некоторое время аспирантом ЛЭТИ.
В 50-70-е годы секцией шахмат в нашем вузе руководил А. Рывлин, а в начале 80-х годов ее возглавил к.т.н., к.м.с. Р. Сакаев. Однако к середине 90-х годов в развитии шахмат в нашем университете наступило относительное затишье.

И вот в прошлом году, несмотря на наше нестабильное время, полное неожиданных и неприятных сюрпризов, интеллектуальный потенциал ЭТУ "ЛЭТИ" возобладал над материальными составляющими бытия и состоялся этот самый шахматный турнир. В начале соревнований один из деятелей вуза предложил провести соревнования по накаут-системе, столь модной в последнее время в мировых шахматах. Но поскольку демократия в нашем университете преобладает, то это предложение было поставлено на голосование, в ходе которого большинством голосов утвердилась швейцарская система, позволяющая наиболее объективно оценивать силу того или иного участника соревнований.
Соревнования проходили в два этапа: отборочный и финальный. Несмотря на неравные силы отдельных участников турнира, борьба шла до "последней пешки". Страсти накалились в финале. Кандидат в мастера спорта С. Паньгин (будущий победитель турнира) в классическом позиционном стиле обыгрывал своих соперников.
Неприятной неожиданностью явилось относительно слабое выступление старейшего участника шахматных баталий, к.м.с. М.И. Кибальника. Играя в атакующем стиле, он нередко переходил грань допустимого риска, чем пользовались более молодые участники соревнований.
Открытием турнира стал студент первого курса ЭТУ, к.м.с. А. Михайлов - единственный из участников этого турнира, сумевший разрушить слаженную стратегию победителя совевнований и впоследствии занявший почетное третье место.
В целом, турнир, несомненно, удался. Проходя в обстановке предельной корректности, он не был лишен яркого проявления лучших шахматных качеств отдельных игроков и показал, что некоторые участники соревнований являются разносторонними личностями в науке. Например, первокурсник И.П. Дубчук внес дух поэзии в точный расчет математической стратегии этой древней "загадки".
В итоговой таблице участники соревнований расположились так. Первое место занял студент группы 5381, к.м.с. С. Паньгин, второе - студент группы 8111, к.м.с. Ю. Козин, третье - студент группы 9221, к.м.с. А. Михайлов, четвертое - студент группы 4341 И. Черный и на пятом месте - сотрудник кафедры ИИСТ, к.м.с. М.И. Кибальник.
Победители турнира были награждены денежными призами, а все участники финальной игры - путевками на конференцию SСМ'2000, где они смогут послушать и узнать что-то новое для себя, а тот, кто занимается научно-исследовательской работой, сможет и представить свой доклад.
Участник турнира, занявший первое место, получил также символический приз - книгу "Шахматы и математика", а за второе и третье места была вручены книги "Шахматы в жизни ученых".
В будущем планируется провести в нашем университете научный семинар "Роль шахмат в науке", который пройдет одновременно с шахматным турниром в честь 100-летия со дня организации шахматного кружка в ЛЭТИ-ЭТУ.
Нынешнему отрытому шахматному турниру поддержку в его проведении оказали: профком студентов и аспирантов (председатель А.В. Арсеньев) и профком сотрудников (председатель В.А. Тупик), а также директор университетской библиотеки Е.П. Афанасьева, которая предоставила место для его проведения.

С. ИВАНОВ и В. ЛЯХОВЕЦКИЙ


Ощущение славы испытали участники и слушатели концерта

В конце ноября этого года в Музее Ф.И. Шаляпина (ул. Графтио, дом № 26) состоялся концерт классического сольного пения. Он стал дебютом для семи сольных певцов - студентов различных факультетов ЭТУ, а также для пятнадцати совсем юных вокалистов - учеников детской вокальной студии "Соловушка", которые занимаются в доме замечательного русского певца, продолжая его дело.

Концерт проходил под руководством Б.В. Марешкина, лауреата всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, руководителя класса сольного пения при клубе студентов и сотрудников нашего университета. Борис Васильевич открыл концерт, исполнив любимое произведение Ф.И. Шаляпина.

За два часа, которые длился концерт, слушатели могли насладиться чудесными высокими голосами детей, только что начавших свой путь исполнителей классических произведений. Пока же ученикам студии "Соловушка" всего по пять-семь лет.

А вот многие из учеников Б.В. Марешкина - студенты - уже испытали или скоро испытают ощущение славы. В их репертуаре - серьезные классические произведения знаменитых русских и зарубежных композиторов, русские народные песни, которые так любил Ф.И. Шаляпин и всегда с удовольствием исполнял.

Слушатели, собравшиеся в Музее, имели возможность оценить красоту и силу голосов молодых солистов. Они вышли из Музея Ф.И. Шаляпина с отличным настроением и вдохновленные красивой и насыщенной прекрасным образами классической музыки.

Марина МЕЛЬНИК,
студентка третьего курса ГФ ЭТУ

Подарки приятно получать и вручать

В канун Нового года всем студентам нашего университета вручались подарки. Их выдача была организована в профкоме студентов и аспирантов ЭТУ. Сегодня корреспондент газеты "Электрик" М. Боровская рассказывает о подробностях этой акции, а также о других новостях профсоюзной студенческой жизни.

О, счастливчики...

Раздача подарков студентам проходила под названием "Планета студентов" и проводилась она в нашем вузе во второй раз. В отличие от прошлого года (тогда она состоялась осенью), нынче эту акцию было решено приурочить к новогодним праздникам. Подарок включал в себя три предмета: банку кофе Nestle, ежедневник и жевательную резинку Airwaves, в то время как прошлогодний подарок содержал массу необходимых вещей: стиральный порошок, дезодорант, бритву, шампунь...
Проведением подобных мероприятий по всему свету занимается организация Jnternational Media Group. Она ставит перед собой две задачи: распространять необходимые студентам вещи и одновременно рекламировать деятельность "Планеты студентов" и продукцию фирм, предоставляющих подарки.
В этом году студенты 16 вузов Санкт-Петербурга получили подарки. В числе "счастливчиков" оказался и наш университет, поскольку наш студенческий профком находится в постоянном контакте с организаторами акции.
Приятные сюрпризы ожидали не только студентов, но и их детей (у кого они уже есть). В рождественские праздники по инициативе профкома студентов и аспирантов по общежитиям ЭТУ разъезжали Дед Мороз и Снегурочка и поздравляли детишек, чьи родители учатся в нашем университете. Роль Деда Мороза исполнял председатель совета аспирантов ЭТУ Евгений Кононович, а Снегурочкой была студентка второго курса ФРТ Галина Тычинина.
- В роли Снегурочки, - рассказывает Галя, - я выступала первый раз. Я очень люблю детей, поэтому сразу же согласилась на предложение на время стать спутницей Деда Мороза. У знакомых взяла "напрокат" костюм, сама украсила его. Вместе с Женей мы разработали сценарий наших визитов, отрепетировали его. Дед Мороз загадывал загадки, вместе с детишками мы пели песенки и танцевали. Создалось впечатление, что некоторые малыши ждали нашего приезда, а вот их родителей удивил и порадовал столь приятный сюрприз.
Студенты-родители, которые не проживают в общежитиях, смогли получить подарки для своих детей непосредственно в профкоме университета.

Первый блин... с зарплатой

В декабре 1999 года профком студентов и аспирантов ЭТУ совместно с Департаментом федеральной службы занятости населения по Санкт-Петербургу организовали проведение общественных работ для студентов. Их цель, по словам председателя профкома А.В. Арсеньева, - организация временных рабочих мест для студентов. Финансировались работы Департаментом из собственных средств.
Вот что говорит по этому поводу ответственный за проведение общественных работ со стороны профкома, студент третьего курса ФРТ Илья Воев: "В этот период ребята работали в библиотеке первого корпуса, в здравпункте, убирали мусор на территории университета. Всего были задействованы 124 студента. Каждый из них за работу в течение месяца получил заработную плату в размере пяти МРОТ (с вычетом налогов).
"В дальнейшем, - включается в разговор А.В. Арсеньев, - мы планируем продолжить проведение студентами общественных работ, в связи с чем предполагаем провести более широкую агитационную работу. Интерес к этому вопросу проявляют и кафедры, поскольку и здесь немало текущих дел, которые могут выполнять студенты, тем более, что это еще и возможность для них подзаработать немного денег. Первый "блин" не оказался "комом": довольны остались и руководители, и студенты".


Учредители: Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г. Адрес редакции:
197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 234-84-03.
Редактор
О. И. ТУГАРИНА
Тираж 1500 экз. Бесплатно. Отпечатано в ГУП СПб "Государственный газетный комплекс" Ленинский пр, 139. Заказ № 313.

© Copyright 1999 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.