Если человек талантлив... Имя Александра Степановича Попо- ва у большинства российских граждан ассоциируется, главным образом, с изобретением радио. К сожалению, несмотря на то, что жизнь и творче- ство Александра Степановича неизмен- но привлекали внимание исследовате- лей в области истории науки и техники, отдельные периоды его биографии изу- чены явно недостаточно. Особенно это справедливо в отношении последних лет его жизни. Среди работ А.С. Попова, практичес- ки не получивших освещения в научной и исторической литературе, можно на- звать разработанное ученым в 1904 году специальное оптическое устрой- ство, предназначенное "для отыскания мин заграждения". Мы можем предпо- лагать, что толчком к созданию этой работы послужила трагедия с эскад- ренным броненосцем "Петропавловск" под Порт-Артуром и гибель на нем вице-адмирала С.О. Макарова, бук- вально всколыхнувшие всю Россию. Как известно, корабль погиб в результате подрыва на японских минах - в то вре- мя отсутствовали надежные средства обнаружения морских мин загражде- ния. И, очевидно, А.С. Попов попро- бовал решить эту задачу, используя свои знания в области физики. Отрывочная и весьма скудная инфор- мация о данной работе Александра Степановича содержится в нескольких документах Морского ведомства, хра- нящихся в РГА ВМФ. Как указывается в одном из этих документов, "...профес- сором Электротехнического институ- та А.С. Поповым предложено было применить для отыскания мин заграж- дения поляризующую отраженный свет призму Николя, заключив ее в мо- нокуляр". Как можно судить, в основу техни- ческой идеи монокуляра было положе- но различие в поляризации лучей све- та: отраженного от поверхности воды и прошедшего ее толщу, а также свой- ство поляризационной призмы разде- лять лучи, поляризованные по взаимно перпендикулярным направлениям. Дан- ное оптическое устройство позволяло значительно улучшить условия наблю- дения за подводными объектами, уст- раняя блики от водной поверхности. Документы РГА ВМФ свидетельству- ют, что монокуляр был испытан во вто- рой половине 1904 года на Тихом океа- не, предположительно, в районе Вла- дивостока. В справке, представленной по результатам испытаний, рекомендо- валось, в частности, создать биноку- ляр на основе призмы Николя. Специ- альная оправа позволяла крепить при- бор на голове наблюдателя и исклю- чать попадание в глаза посторонних лучей. Такой бинокуляр, судя по имеющим- ся в архиве документам, был изготов- лен для Владивостокского порта вес- ной 1905 года. К сожалению, дальней- шая судьба этой интересной разработ- ки А.С. Попова нам неизвестна. В заключение хотелось бы отметить, что сведения об этой работе А.С. По- пова привносят дополнительные штри- хи к его портрету ученого-физика, а также служат еще одним свидетель- ством тесной связи большинства его работ с практическими нуждами рос- сийского флота. Д. КАЛМЫКОВ, курсант 2-го курса ВМИРЭ Кто первый? Первые кто?! 22 апреля в стенах нашего университета состоялась традиционная городская олим- пиада по радиотехнике, в которой прини- мали участие студенты и курсанты пяти ву- зовСанкт-Петербурга ЭТУ «ЛЭТИ»,БГТУ (бывший Военмех), ВИКУ им. А.Ф. Можай- ского, ГТУ (бывший Политехнический) и ГААП. Эта олимпиада проводится отдель- для младших (второй, третий) и старших (четвертый, пятый) курсов. Выступление нашей команды младших курсов в нынешнем году вполне можно на- звать триумфальным: мы получили первое место в командном и пять первых мест в личном зачете! Вот имена победителей. Первое место завоевал Александр Ива- нов (гр. 7101), второе Максим Сидоров (гр. 7101), третье Антон Кулаков (гр. 7101).Четвертое место (разделенное с кур- сантом ВИКУ) занял Дмитрий Кузькин (гр. 7181)и пятое Евгений Пикулин (гр.7181). Как уже было сказано выше, ЭТУ занял первое место в командном зачете. На вто- ром месте- курсанты ВИКУ и на третьем- студенты ГТУ. Старшекурсники также не уронили чес- ти родного вуза. Здесь особо отличился студент гр. 6101 Алексей Натальин, заняв- ший первое место в личном зачете с почти двукратным отрывом от соперников. Это принесло нашим четверокурсникам коман- дную победу. Второе место в командном зачете у сту- дентов БГТУ. Третье место-заняла коман- да ЭТУ, составленная из студентов пятого курса. Хочется надеяться, что наши студенты и впредь будут демонстрировать блестящие способности к решению интересных не- стандартных задач.Необходимые для это- го фантазия и интуиция жизненно важны отнюдь не только в радиотехнике... А.Б. СЕРГИЕНКО, руководитель команд младших курсов, доцент кафедры ТОР ЭТУ, к.т.н.
Олимпиада! Олимпиада 19 апреля 2000 года в нашем универ- ситете прошла олимпиада по ТОЭ, со- бравшая 192 участника. Олимпиадное задание состояло из четырех задач, правильное решение которых оценива- лось в 10 баллов по каждой в отдельно- сти. Победителю надо было заработать 40 баллов. Впервые в истории вузовских олим- пиад сразу три участника (все студенты ФКТИ) набрали по 40 баллов, разделив между собой первое место. Это студен- ты гр. 8371 А. Ильин и В. Мусяков, сту- дент гр. 8321 Д. Левин. Второе место за- воевал студент гр. 8113 А. Бердников (37 баллов) и третье место ? снова студент ФКТИ (гр. 8374) А. Бороденков (36 бал- лов). В пятерке победителей оказались: студентка гр. 8374 ФКТИ Л. Медведева (32 балла) и студент гр. 8201 ФЭЛ А. Ширяев (31 балл). Подробный материал об этой и дру- гих олимпиадах по ТОЭ читайте в следу- ющем номере нашей газеты, который выйдет в июне 2000 года.
Лето: свои особенности отдыха в «Звездном»-2000 ИТАК, через несколько дней наступит календарное лето, а вместе с ним - долгожданная пора отпусков. В начале июля уйдут на отдых профессорско-преподава- тельский состав и студенты нашего универси- тета, а в начале июня - дети сотрудников ЭТУ (счастливые обладатели путевок) отпра- вятся в Местерьярви, где расположен ДОЛ «Звездный». Нынешним летом для ребят в возрасте от до 15 лет организованы две смены по 21 дню каждая: с 6 по 26 июня и с 27 июня по 17 июля 2000 года. Стоимость детской путевки 300 рублей. В каждой из двух смен отдох- нут 135 ребятишек. Как и в предыдущие годы, «Звездном» будут работать различные кружки, проводиться спортивные мероприя- тия, будет функционировать библиотека. 23 мая состоится разбор заявлений от же- лающих поработать в детском оздоровитель- ном лагере в качестве воспитателей. Более процентов из них Љ это опытные педаго- не один год проработавшие в «Звездном». Кстати, как и в прошлом году, администрация ЭТУ взяла на себя расходы по оплате питания работников ДОЛ, которые к тому же имеют возможность приобрести путевки для своих детей, желающих отдохнуть в нашем лаге- ре. Первого июня в 16 часов в аудитории 314 (третий корпус) состоится собрание родите- лей, чьи дети получат путевки в ДОЛ «Звезд- ный». Детская комиссия профкома сотруд- ников университета настоятельно просит всех родителей обязательно прийти на это собра- ние, т. к. именно здесь происходит серьез- ный разговор об особенностях отдыха детей этим летом, а также распределение детей по отрядам и знакомство с воспитателями. Пятого июня, также в 16 часов и в той же аудитории, пройдет медицинский осмотр ре- бят, отъезжающих в лагерь. Приятной особенностью отдыха в «Звезд- ном» нынешним летом является тот факт, что 18 июля по 4 августа и с 5 по 22 августа 2000 года, т. е. в третью и четвертую смены (по 18 дней каждая) дети сотрудников ЭТУ смогут отдохнуть вместе со своими родителями. Сто- имость такой путевки для сотрудников универ- ситета Љ 300 рублей, а для их детей Љ 250 рублей. Остальную (и немалую) сумму доп- лачивает Фонд социального страхования. Это впервые после 1995 года. Таким образом наши сотрудники получат возможность недорого и очень хорошо отдохнуть. Если же один из родителей не работает в нашем университете, но тоже хочет отдох- нуть со своим ребенком, то он может при- обрести путевку за полную стоимость (где- то около двух тысяч рублей). В каждую из «смешанных» смен смогут отдохнуть примерно 50 семей, каждой из них будет предоставлена отдельная комната. Родители и их дети будут обеспечены трех- разовым питанием и насыщенной культурной и спортивной программой, если, конечно, они этого захотят. Родители, чьи дети уже отдыхали в «Звезд- ном», знают, какую огромную территорию занимает наш лагерь, и чтобы привести его в надлежащий вид, нужно затратить немало сил. К сожалению, штатный состав ДОЛ не- велик, поэтому без помощи сотрудников при- вести его в порядок, перед прибытием де- тей, невозможно. Вот почему для родите- лей, дети которых хотят провести часть лет- них каникул в «Звездном», организованы суб- ботники по благоустройству территории и кор- пусов лагеря. Такие субботники состоялись 13, 14, 20 и 21 мая. В них приняли участие десят- ки сотрудников университета, ибо они знали, что работа на субботниках дает право на по- лучение путевки в «Звездный» в первую оче- редь. И последнее. Разбор заявлений на получе- ние путевок в ДОЛ «Звездный» состоится 23 мая, продажа путевок Љ 26 и 29 мая (30 мая - резерв) с 14 до 16 часов в профкоме со- трудников. Остается лишь пожелать сотрудникам уни- верситета и их детям счастливого отдыха ле- том-2000! Л. ВАСИЛЬЕВА
|
1965-й год... Отзвенела хрущевская оттепель... В споре физиков и лириков у первых перевес становится все ощутимее... Моло- дежь в большинстве своем стремится свою судьбу связать с техникой... Еще нет в обихо- де таких слов, как менеджмент, маркетинг, мониторинг, экология... В ту пору факультету радиотехники и теле- коммуникаций (тогда он назывался радиотех- ническим) было всего 20 лет. Чуть меньше было мне, когда после окончания школы я свя- зал свою судьбу с ЛЭТИ, с радиотехникой, основателем которой по праву считается наш соотечественник,изобретательрадио,первый выборный директор нашего университетаА.С. Попов. Именно он положил начало развитию российской радиотехнической школы,ведущие позиции в которой и сегодня занимает ФРТ, несмотря на экономические проблемы совре- менного состояния высшей школы, академи- ческой науки, техники и промышленности. Ученики и продолжатели дела А.С. Попова профессора А.А. Петровский, Н.А. Скриц- кий, И.Г. Фрейман определили на многие годы вперед как содержательную сторону подго- товки специалистов, так и направленность на- учных исследований в области радио. Кстати, сам термин "радиотехника" был введен И.Г. Фрейманом. В это время в Электротехническом инсти- туте создаются: кафедра специального курса радиотехники, возглавляемая И.Г. Фрейма- ном, и кафедра общего курса радиотехники, во главе которой встал Н.А. Скрицкий. В 1935 году на базе кафедры специального курса ра- диотехники основываются две кафедры ? радиопередающихустройств(акад. А.И.Берг) и радиоприемных устройств (акад. В.И. Сифо- ров). Таким образом ЭТИ стал центром (до 1941 года единственным в СССР) подготовки радиоинженеров. Радиотехнический факультет как самосто- ятельная структурная единица "родился" в сентябре 1945 года. В его состав вошли су- ществовавшая ранее кафедра теоретических основ радиотехники, кафедры радиоприем- ных устройств и радиопередающих уст- ройств, а также вновь созданные кафедры радиосистем, телевидения, конструирования и производства радиоаппаратуры. Сегодня ФРТ готовит инженеров по сле- дующим специальностям: радиотехника; ра- диоэлектронные системы; проектирование и технология радиоэлектронных средств. Одной из старейших на факультете являет- ся кафедра теоретических основ радиотехни- ки (ТОР), которая считает датой своего рож- дения 1925 год, когда была организована ка- федра общего курса радиотехники. В учеб- номпроцессе новойкафедрыпринималиуча- стие профессора А.Н. Щукин и А.А. Пистоль- корс. В разные годы ее возглавляли профес- сора М.С. Нейман, Г.А. Кьяндский, Ю.Я. Юров, Ю.В. Егоров. В настоящее время во главе кафедры находится проф. В.Н. Ушаков, проректор ЭТУ по учебной работе. С 1955 года происходило быстрое станов- ление научного потенциала кафедры ТОР в области электродинамики, антенн и кванто- вой электроники. В этот период выполнен ряд основополагающих работ по технике фази- рованных антенных решеток, электронных приборов СВЧ.Интенсивно развивались иссле- дования и разработки в области методов и средств функциональной электроники. Ключевым событием в жизни этой кафед- ры, да и факультета в целом, стало открытие 1998 году нового направления подготовки специалистов на ФРТ-телекоммуникации, наряду с радиотехникой, проектированием технологией электронных средств (по этим направлениям осуществляется подготовка бакалавров и магистров). С 1999 года наш факультет получил назва- ние факультета радиотехники и телекомму- никаций (ФРТ). В связи с этим специализация инженеров выпускников кафедры ТОР приобрела новый характер, это телеком- муникационные сети и системы. Традицион- ные специальные курсы, модернизированные дополненные рядом новых дисциплин, орга- нически вошли в программу новой (телеком- муникационной) специализации выпускников. Кафедра радиоэлектронных средств (РЭС) образована в 1988 году на основе объединения двух кафедр: радиопередающих устройств радиоприемных устройств, в становлении и раз- витии которых большую роль сыграли академи- А.И. Берг и В.И. Сифоров, профессора С.А. Дробов, С.И. Панфилов, А.П. Сиверс, А.И. Животовский, С.И. Бычков, Е.П. Деме ньев, О.В. Алексеев. С 1999 года кафедру возглав- ляет проф. А.А. Головков. Основными научными направлениями этой кафедры являются: широкополосные систе- мы связи, автоматизация схемотехнического конструкторского проектирования радиотех- нических устройств, лазерные, локационные, измерительные и управляющие комплексы, космические радиоэлектронные системы. Специализация выпускников кафедры сред- ства мобильной связи и компьютерное про- ектирование радиосредств. Результаты научно-исследовательских ра- бот, проводимых кафедрой РЭС в области широкополосного усиления мощности, при- вели к созданию ряда автоматизированных радиопередающих устройств для оснащения морских судов. Этот цикл работ был удосто- в 1983 году Государственной премии. История кафедры радиосистем (РС) нача- лась в августе 1945 года. Одним из инициато- ров ее создания был проф. И.В. Бренев. разные годы кафедрой заведовали видные специалисты в области радиотехники: профес- сора В.А. Гуров, Е.И. Манаев, Ю.М. Казари- нов. С 1989 года кафедру возглавляет проф. В.П. Ипатов. За более чем полвека своего существования эта кафедра обрела автори- тет одной из ведущих в стране, благодаря высокому профессионализму своих питом- цев, научной деятельности, разнообразным активным международным контактам. Областью профессиональной деятельно- сти специалистов, выпускаемых кафедрой РС, является проектирование и создание перспективной радиоэлектронной техники для таких отраслей, как космическая и на- земная навигации; локация и управление дви- жением воздушного, морского и наземно- транспортов; мобильная, спутниковая и сотовая связь; сети передачи данных, пейд- жинг и персональный телекоммуникацион- ный сервис; системы компьютерного сбора обработки данных. В 1968 году в результате объединения кафедр КИТ и микроэлектроники была со- здана кафедра микроэлектроники и техно- логии радиоаппаратуры (МИТ). Ее заведу- ющим стал проф. В.И. Смирнов. С 1984 года кафедру возглавляет заслуженный де- ятель науки РФ, проф. И.Г. Мироненко. Именно на этой кафедре впервые в СССР была разработана и создана под руковод- ством проф. В.О. Вяземского многоканаль- ная спутниковая аппаратура для наблюде- ния и регистрации радиационной обстановки ближнем космосе. В 1989 году В.О. Вя- земскому была присуждена Государствен- ная премия СССР. Осуществление кафедрой МИТ проектов (российские и международные программы) разработке современной радиоэлектрон- ной аппаратуры с использованием новейших достижений в области физики, техники и тех- нологии, определяет основные области ин- женерной и научной деятельности выпуск- ников этой кафедры. Это информационные технологии в проектировании устройств ра- диотехники и связи; микроволновая техника. Кафедра телевидения, переименованная настоящее время в кафедру телевидения видеотехники (ТВ), организована в ноябре 1945 года по инициативе и при непосред- ственном участии проф. Я.А. Рыфтина, воз- главлявшего ее до 1973 года. Позднее ка- федрой руководили: проф. Ю.П. Куликов- ский, з. д. н. РФ, проф. Р.Е. Быков. С 1998 года кафедру ТВ возглавляет доцент Н.В. Лысенко. Успешной организации учебного процес- все годы способствовали научные иссле- дования, проводимые в лабораториях кафед- ры. На базе этих работ сформировалась на- учно-педагогическая школа, становление ко- торой связано с именем Я.А. Рыфтина. В последующие годы многие исследова- тельские работы кафедры ТВ приобрели вы- раженную прикладную направленность. К числу таких работ можно отнести проекти- рование устройств регистрации изображе- ний с подвижных носителей; разработку быст- родействующих процессоров для анализа аэро- космической видеоинформации в интересах экологии; развитие методов интерполяционно- го восстановления изображений при их пере- даче по каналам связи; разработка и исследо- вание систем виртуальной реальности. Новой специализацией инженеров Љ выпуск- ников этой кафедры Љ является аудиовизуаль- ная техника. Системность подготовки специалистов на ФРТ позволила сохранить факультету свою целостность и во время структурной реорга- низации университета, проходившей в 1999 году. Наш факультет не только не потерял ни одной из своих кафедр, но в его состав была включена кафедра морских информационных радиоэлектронных систем (МИРС), основан- ная в 1970 году как кафедра радиооборудова- ния кораблей. Ее возглавил з. д. н. РФ, проф. В.И. Винокуров. В 1995 году кафедра получи- ла свое нынешнее наименование МИРС. С 1990 года ею заведовал проф. А.Д. Викто- ров. В настоящее время кафедру возглавляет проф. В.М. Кутузов, проректор ЭТУ по науч- ной работе. На кафедре МИРС развиваются научно-ис- следовательские направления в таких областях, как морская радиолокация; прикладная радио- физика; электромагнитная совместимость. Они определяют специализацию выпускников ка- федры по телекоммуникационным сетям и системам. Владение современными средствами вычис- лительной техники рассматривается на ФРТ как неотъемлемая часть подготовки современно- го высококвалифицированного специалиста. Поэтому на ФРТ создана и активно использу- ется в учебном и научном процессах вычисли- тельная лаборатория, курируемая кафедрой РЭС. Тысячи инженеров, выпущенных нашим факультетом, сумели профессионально ут- вердиться и добиться заметных успехов в сфе- ре производства, науки, коммерции и бизне- са. Этому способствует и наличие филиалов кафедр факультета в НИИ телевидения, в Рос- сийском институте радионавигации и време- ни, в Ассоциации «Радиоавионика», «Дальняя связь», создание базовой кафедры в ЦНИИ «Гранит». Кафедры ФРТ поддерживают контакты с коллегами в университетах Финляндии, Фран- ции, Италии, Швеции, КНР, Польши, Герма- нии, США и других стран. Известная фирма «Моторола» учредила на нашем факультете несколько студенческих стипендий имени О.В. Алексеева. Сегодня ФРТ это шесть выпускающих кафедр, 106 преподавателей, в том числе 26 профессоров и 72 доцента, 1100 студентов и 45 аспирантов. Наш дружный коллектив с нетерпением ждет нового пополнения сту- дентов в 2000 году. Н.В. ЛЫСЕНКО, декан ФРТ
Защити себя сам, а мы поможем В соответствии с планом работы Глав- ного управления по делам ГО и ЧС Санкт- Петербурга и Ленинградской области, 11 по 14 апреля 2000 года проведена комплексная проверка нашего универси- тета по вопросам организации защиты и подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях персонала и студентов ЭТУ. По ее итогам было отмечено, что универси- тет проделал большую работу по выпол- нению требований законодательных и нормативно-правовых актов РФ в сфере защиты населения и территорий от чрез- вычайных ситуаций природного и техно- генного характера, вооруженных конф- ликтов и военного противостояния. В ЭТУ создан отдел ЧС и БТ, который укомплектован грамотными, хорошо под- готовленными и добросовестными специ- алистами, что позволяет качественно пла- нировать и проводить работу по органи- зации защиты, подготовки и обучения пер- сонала и студентов действиям в чрезвы- чайных ситуациях. Кроме того, у нас созданы: комис- сия по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которую возглавляет В.Н. Шелудько; объектовая эвакуационная комиссия во главе с В.Н. Ушаковым; комиссия по по- вышению устойчивости функционирова- ния университета под руководством С.В. Мамистова. В решении этих проблем активное учас- тие принимает профессорско-преподава- тельский состав университета. Так, в но- ябре 1999 года в ЭТУ была проведена на- учно-практическая конференция «Мони- торинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций», участники которой обсудили пути снижения риска возникновения ЧС и проблемы обеспечения безопасности. В то же время члены комиссии по про- верке ЭТУ рекомендовали руководству ГО хорошие планы работы по ГО обяза- тельно доводить до конкретных исполни- телей и проверять реальность планов по срокам в ходе проведения учений, дело- вых игр и тренировок, а также больше внимания уделять работе в структурных подразделениях; подготовке формирова- ний и проведению тренировок со студен- тами по подготовке к действиям в ЧС. Рекомендовано также в практической работе обратить особое внимание на вы- полнение всего комплекса мероприятий по защите персонала и студентов от ЧС; проблемам своевременного оповещения персонала и студентов об угрозе и воз- никновении чрезвычайных ситуаций; про- думать и технически осуществить реше- ние этой проблемы. Комиссия считает целесообразным провести в университете исследования по вопросам организации оповещения, уп- равления и связи в случае угрозы и воз- никновения ЧС, обеспечить защиту пер- сонала и студентов в ЧС, а также уст- ройств энергоснабжения, обеспечить бесперебойное электроснабжение в ЧС. Отмечено как положительный факт то обстоятельство, что в ЭТУ отработан при- каз ректора об организации обучения персонала и студентов на 2000 год; орга- низованы занятия с личным составом фор- мирований, рабочих и служащих универ- ситета; ведется учет этих занятий. Осо- бенно хорошо поставлена эта работа в таких структурных подразделениях, как факультет военного обучения (нач-к И.Л. Коршунов), ФКТИ (декан И.В. Гера- симов), Гуманитарный факультет (декан О.Ю. Маркова). Положительной оценки заслуживает работа по подготовке лич- ного состава к действиям в ЧС в транс- портном отделе (нач-к А.А. Черных- Рашевский), в электротехническом отделе (нач-к О.В. Михайлов), в отделе кадров (нач-ик В.Н. Шубинский, руководитель занятий А.Я. Сараев) и в др. службах. Тем не менее, комиссия рекомендова- ла - в целях выработки практических на- выков по действиям в ЧС Љ планировать и проводить комплексные и тактико-специ- альные учения, КШУ, деловые игры и тре- нировки по действиям в ЧС; отрабатывать нормативы по ГО; более четко и глубоко продумать систему оповещения постоян- ного состава и студентов в случае угрозы и возникновения ЧС... Особое внимание комиссия обратила на необходимость строгого и полного вы- полнения плана обучения руководящего и командно-начальствующего состава ГО университета в учебно-методическом цен- тре по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также коман- диров формирований, руководителей за- нятий по Гражданской обороне на курсах ГО Петроградского района в 2000 году. Комиссия проверяла и организацию преподавания студентам вопросов ГО и защиты населения и территории в ЧС, включенных в программу курса «Безопас- ность жизнедеятельности» (БЖД), который изучается на всех факультетах в объеме ста часов (кроме специальности «Паблик Рилейшнз» Гуманитарного факультета). Из общего числа лекционных часов на раздел «Защита населения и территорий в ЧС» отводится 18-22 часа лекций и 2-4 часа Љ на лабораторные работы по данному разделу. Занятия проводятся с учетом основных направлений специальностей факультетов. Практикуется выборочная подготовка рефератов по тематике, ори- ентированной на вопросы защиты от ЧС. Вопросы «Защиты от ЧС» входят в раз- дел «Безопасность жизнедеятельности» и дипломных проектов (90 процентов всех дипломов). При этом основным требова- нием к дипломнику является максималь- ная привязанность данных вопросов к объекту дипломного проектирования (ус- тройству, системе, технологическому процессу и т.д.). К сожалению, состояние учебно-мате- риальной базы по ГО и ЧС не полностью удовлетворяет современным требовани- ям. Техническое оснащение кафедры при- борами дозиметрического и химическо- го контроля и оценки обстановки не по- зволяет в полном объеме и качественно проводить практические занятия со все- ми студентами университета (не хватает приборов). К тому же кафедра не имеет специальной аудитории для проведения занятий по разделу «Защита населения и территорий в ЧС». Комиссия рекомендовала выделить на третий раздел программы курса БЖД «защита населения и территорий в чрез- вычайных ситуациях» 50 часов учебного времени для всех специальностей подго- товки студентов, в том числе и для сту- дентов, обучающихся на Паблик Ри- лейшнз, «Экономика», «Менеджмент». Кроме того, в акте комплексной про- верки нашему университету указано на не- обходимость при изучении дисциплины «Введение в специальность» проводить занятия со студентами первого курса в объеме 2-4 часов по правилам поведения при ЧС мирного времени в районе разме- щения университета. Руководству ЭТУ предложено рассмотреть вопрос о выде- лении учебных помещений для оборудо- вания в них специализированных аудито- рий по БЖД для проведения лекционных и лабораторных занятий, об оснащении ка- федры современными техническими сред- ствами обучения по этой дисциплине. А штабу по делам ГО и ЧС ЭТУ рекомендо- вано ежегодно проводить со студентами тренировки по действиям в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Ф. Ф.КОНТУЗОРОВ, зам. начальника штаба по делам ГО и ЧС ЭТУ «ЛЭТИ»,доцент. P.S. Анализируя состояние отчетности образовательных учреждений по Граждан- ской обороне за 1999 год, зам. министра Минобразования РФ В.А. Болотов в итого- вом документе (письме) отметил, что наи- более содержательный доклад представил Санкт-Петербургский электротехнический университет им. В.И. Ульянова (Ленина) - единственный вуз в СПб! Я двигаюсь,значит, я существую... Апрель 2000 года. Стоит прекрасная весен- няя погода. Так и хочется после занятий поси- деть на солнышке и поболтать с друзьями. Но некоторые наши студенты, несмотря на эти со- блазны, идут заниматься... Но не изучать серь- езные предметы, а учиться искусству танца в студии пластики, которой руководит Павел Алексеевич Мансуров. Эта студия при клубе студентов и сотрудни- ков ЭТУ создана в сентябре прошлого года, но как таковая существует уже давно. Сначала Па- вел ставил с ребятами спектакли, затем стал заниматься с командой КВН... И вот с этого учебного года он решил создать школу танцев. По словам художественного руководителя, заниматься только пластикой ребятам скучно- вато, поскольку им больше нравится разучивать современные танцы. Поэтому Павел препода- ет танцы в стиле данс хип-хоп культуры, кото- рые включают в себя элементы хип-хопа, брейк-данса и фанка. Несмотря на то, что студия пластики еще со- всем молодая, ребята уже выступали на твор- ческом вечере «Песни нашего ЛЭТИ», а также на Вечере юмора, где соревновались факуль- тетские команды КВН. К слову, Павел Алексеевич молодой, очень обаятельный и энергичный руководи- тель. Параллельно с ведением студии пласти- ки в ЭТУ он увлекается режиссерской работой и ставит спектакли в одном из вузовских драма- тических театров. ... Я сижу на одной из репетиций студии пла- стики. В актовом зале, где проходят занятия студии, играет современная «черная» музыка. Ребята очень старательно и технично повторя- ют движения, которые показывает руководи- тель. Заметно, как парни и девчонки, глядя на свое отражение в зеркале, пытаются «переще- голять» друг друга - кому красивее и точнее удастся исполнить то или иное движение... Татьяна ДОМАЩЕНКО |
Учредители: Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1999 |
© Copyright 2000 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.