Поиск по сайту E-MAIL Главная страница
Пресса

Страницы 1 2 3 4

Страница 1

ПОЗДРАВЛЯЕМ

ректора нашего университета, д. т. н., профессора Дмитрия Викторовича ПУЗАНКОВА с присуждением ему премии Президента Российской Федерации в области образования за 1999 год.

Желаем дальнейших творческих успехов!

page11.jpg page12.jpg

Наш человек в Стокгольме

Во вторую неделю октября 2000 года произошло событие российского (а если быть точным, то всемирного) масштаба: питерскому ученому-физику присудили Нобелевскую премию. И всю эту неделю на каналах телевидения, по радио передавали многочисленные интервью с лауреатом Нобелевской премии, директором Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН в Санкт-Петербурге, академиком Ж.И. Алферовым.

Но что бы ни говорили различные журналисты о Жоресе Ивановиче, мы, т.е. Санкт-Петербург-ский государственный электротехнический университет, знаем о нем больше и лучше, потому что Ж.И. Алферов - наш человек: он выпускник ГЭТУ <ЛЭТИ>, а с 1973 года и по сей день возглавляет (по совместительству) первую в стране базовую кафедру ФТИ - опто-электроники, созданную им в родном вузе. Жорес Иванович регулярно читает лекции студентам этой кафедры и делает это так живо и увлекательно, что слушатели и после лекции не хотят его отпускать. Ж.И. Алферов старается привить студентам серьезный интерес к науке, являя собой живую легенду и удивительную преданность научной работе, которой посвятил всю свою жизнь.

Поскольку кафедра опто-электроники входит в состав факультета электроники ЭТУ, то я попросила его декана д.т.н., профессора Ю.А. Быстрова поделиться своими впечатлениями о лауреате Нобелевской премии, с которым он давно и тесно сотрудничает. И вот что рассказал Юрий Александрович:

- Прежде всего мне хотелось бы отметить удивительный талант ученого и его прекрасные человеческие качества. Говорить

много о таланте Жореса Ивановича не приходится, доказательство тому - присуждение ему Нобелевской премии. Кроме того, об этом в последние дни было сказано много. А что касается человеческих качеств Алферова, то и тут можно говорить часами. Удивительно, но факт, в этом крупном ученом совершенно не чувствуется величия ученого, а он ведь физик с мировым именем. Жорес Иванович прост в общении со всеми, будь то профессора ФТИ РАН или его обслуживающий персонал, преподаватели или студенты нашего университета. Кто бы и с каким вопросом ни обращался к Алферову, он никогда не заметит никаких барьеров...

Еще одна присущая Жоресу Ивановичу черта, это - целеустремленность, которая отличает его со студенческих лет. Алферов поступил в ЛЭ ТИ в 1948 году на второй курс ФЭТ и практически сразу увлекся научно-исследовательской работой, был членом СНО (в ту пору - студенческое научное объединение), участвовал в факультетских и общеинститутских студенческих научных конференциях. Учась на третьем курсе института, он уже всерьез

page13.jpg занялся научными исследованиями на кафедре физики вакуума.

Первым научным руководителем студента Алферова была Наталья Николаевна Со-зина, о которой и сейчас Жорес Иванович отзывается с удивительной теплотой. Именно под руководством Н.Н. Созиной была выполнена первая серьезная научная работа Алферова, на ос ново которой в 1952 году он сделал доклад, признанный одним из лучших и завоевавший отличный (по тем временам) приз - поездку на строительство Волго-Донского канала.

В 1952 году Ж.И. Алферов закончил наш вуз и, несмотря на уговоры своего научного руководителя остаться в ЛЭТИ, поступил на работу во ФТИ РАН - его интересовали полупроводники. Но Жорес Иванович никогда не прерывал связи с родным вузом: читал лекции студентам, а 27 лет назад организовал на ФЭТ ЛЭТИ кафедру опто-электроники и возглавил ее, тем самым возродив традицию, заложенную еще самим А.Ф. Иоффе- тесное взаимодействие высшей школы и Академии наук по совместной подготовке научных и инженерных кадров. Кстати, эта идея в наши дни нашла свое воплощение в феде

ральной целевой программе <Интеграция>, о которой также рассказывается в этом номере вузовской газеты. Вот таким образом проявляется удивительная связь времен...

И последнее, о чем мне хотелось бы сказать в этом небольшом выступлении перед читателями газеты <Электрик>. Жорес Иванович - яркий пример проявления демократизма во всем. Здесь уже упоминалось о его простоте и доступности в отношениях с самыми разными людьми. Но его демократизм проявляется и в его преданности альма-матер, с которой так или иначе связана его жизнь, его научная деятельность. Вот только несколько примеров.

Ж.И. Алферов обязательно приходит в Электротехнический университет на все знаковые для вуза мероприятия. В 1986 году отмечалось 100-летие ГЭТУ <ЛЭТИ> и Жорес Иванович не просто пришел в университет, а был еще и рядовым актером в <капустнике>, показанном на этом торжественном вечере. Он участвовал в праздновании 50-летия ФЭЛ в 1996 году, в полувековом юбилее студенческого строительного движения в ЭТУ 1999 году. Проще сказать, нет ни одного важного мероприятия, в котором бы не принял участие Ж.И. Алферов и, что самое главное, делает это он не по обязанности, а по велению души и сердца.

Рассказ Ю.А. БЫСТРОВА записала Л. КОРОТКОВА

С чувством, с толком, с расстановкой

В 1996 году Президентом Российской Федерации был подписан Указ о государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки. Его суть - развитие фундаментальных научных исследований, выполняемых совместно учеными высшей школы, Российской Академии наук, отраслевых академий наук, государственных научных центров РФ, научно-исследовательских организаций, а также повышение качества фундаментального образования в нашей стране. Так появилась на свет Федеральная целевая программа (ФЦП) <Интеграция> под названием <Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы>.

Наш университет принял самое активное участие в реализации этой программы. Работа ведется сразу по нескольким направлениям. В частности, все выпускающие кафедры (ЭПУ, МЭ, ЭИВТ, ФЭОП, РТР, ЭП) факультета электроники (ФЭЛ), а также ЦМИДЭТУ работают над проектом <Развитие системы подготовки кадров и научных исследований по электронике и микроэлектронике>.Руководителем от нашего вуза является декан ФЭЛ, д. т. н., профессор, лауреат Государственной премии РФ Ю.А. Быстров. Партнером ЭТУ в реализации этой программы стал физико-технический институт (ФТИ) им. А.Ф. Иоффе Российской Академии наук, возглавляемый бывшим выпускником ЛЭТИ, ныне лауреатом Нобелевской премии Ж.И. Алферовым, а точнее, кафедра опто-электроники.

Идет последний год действия ФЦП <Интеграция>. Что же сделано за прошедшее время? Каковы итоги этого сотрудничества? Сегодня на эти и другие вопросы отвечает гость редакции газеты <Электрик> Ю.А. Быстров.

- Юрий Александрович, чем была вызвана необходимость появления подобной программы!

- Если говорить вообще, то недостатками в развитии научно-технического потенциала страны, а если конкретно, то все увеличивающимся разрывом между академической и вузовской наукой, что приводило к распылению средств, разобщенности ученых и снижению качества образования. Сложившаяся ситуация делала практически недоступными для студентов и аспирантов лаборатории и уникальные установки институтов Российской Академии наук и отраслевых академий.

В то же время развитие новых форм образования предполагает обеспечение его непрерывности в цепочке: школа - вуз - аспирантура - докторантура, требует формирования крупных учебно-научных комплексов и центров. На решение этих и других задач и направлена ФЦП <Интеграция>.

- Кто же участвует в реализации вашего проекта этой программы!

- О кафедрах уже говорилось выше. Теперь о персоналиях. Это пять лауреатов Ленинской премии, в том числе Ж.И. Алферов;

девять лауреатов Государственной премии СССР - О.Г. Вендик, Б.А. Калиникос, А.И. Степанов и др.; три соровских профессора - Ю.М. Таиров, А.И. Соколов, Б.А. Калиникос; два заслуженных деятеля науки и техники РФ - Ю.М. Таиров и ваш покорный слуга и другие ведущие ученые нашего университета. И что самое главное, в этих исследованиях принимают участие свыше ста студентов и аспирантов нашего университета.

- Давайте не будем вдаваться во все проблемы, которые решал коллектив на протяжении последних лет - это заняло бы слишком много места в газете. Остановимся лишь на том, что сделано в 1999 году.

- Научные коллективы ФТИ РАН и ЭТУ <ЛЭТИ> работали в области подготовки инженерных и научных кадров, постановки и осуществления научных исследований. Продолжалась реализация основной идеи ФЦП <Интеграция> - развитие фундаментальных исследований, выполненных совместно РАН и высшей школой и способствующих обеспечению научной и экономической независимости и безопасности государства, повышению его научного потенциала.

Страница 2

Аспирантура: время наводить порядок

Эта статья, скорее всего, выйдет в свет уже после того, как будет издан приказ ректора о совершенствовании работы по подготовке кадров высшей квалификации. Поэтому читатели могут рассматривать ее как комментарий к приказу. Тем более, что для многих жесткость этого приказа может показаться неожиданной.

Но начну с приятных фактов. По численности аспирантов наш университет входит в число вузов-лидеров в Санкт-Петербурге, да и в стране в целом. Много у нас и научных специальностей, по которым обучаются аспиранты и докторанты: до изменения номенклатуры специальностей их было ровно 50. Причем, палитра этих специальностей отражает университетский статус нашего вуза - наряду с техническими в ней присутствуют физико-математические, химические, исторические, философские, филологические, географические и политологические науки. Наконец, в аспирантуру ЭТУ приезжают учиться молодые специалисты из всех регионов Российской Федерации - от Махачкалы до Хабаровска, а также десятки иностранцев из Германии, Японии, Китая, Перу,арабских стран и т. д.

По-видимому, все это, наряду с общим высоким рейтингом ЭТУ, и объясняет ряд почетных поручений, полученных Электротехническим университетом от Министерства образования РФ в сфере аспирантуры. Наши представители вошли в состав рабочей группы по разработке Федерального закона <О послевузовском профессиональном образовании> (автор этой статьи является единственным заведующим аспирантурой в составе этой группы). Наш университет выполняет научную работу, посвященную разработке <Положения о целевой подготовке кадров через докторантуру и аспирантуру> для внедрения его в общефедеральную практику.

И тем обиднее, что в целом дела идут у нас не так уж и здорово. Пожалуй, низкая результативность аспирантуры (процент аспирантов, своевременно защитивших диссертации) является объективной. В 1999 году сей показатель достиг 31 процента. И это был огромный скачок, ведь в 1998 году результативность была на уровне 11 процентов!

Понятно, что за три года обучения диссертацию подготовить сложно, если <на входе> не было задела. Да и откуда заделу взяться, если идут в аспирантуру в основном вчерашние студенты, а участие старшекурсников в НИР стало редкостью?! У магистров еще что-то появляется за два года, а у инженеров же, как правило, <заделом> является лишь дипломный проект.

Еще большее <зло> - ранний отсев из аспирантуры. Недавно зачисленный аспирант приносит в отдел заявление с просьбой об отчислении по собственному желанию. Или кафедра, к которой он причислен, пишет служебную записку с аналогичной просьбой, но уже по причине утери связи с аспирантом. Что за этим стоит? Хладнокровное использование статуса аспиранта для решения личных проблем? Невозможность устоять перед внезапной заманчивой альтернативой или, наоборот, перед жизненными невзгодами? Наверное, всего понемногу.

Иногда уходящего из аспирантуры удается <разговорить> - и слышишь из его (ее) уст: <Нашел хорошую работу>, <Получил приглашение от зарубежной фирмы>, <Женился (вышла замуж) и нужны деньги>. А кому они не нужны? И значит - науку побоку? И никак не найти компромисс?

Впрочем, иногда деньги (стипендия), по-видимому, действительно не нужны. Я помню, как в рождественский вечер, 25 декабря, около 22 часов раздался телефонный звонок и главный бухгалтер попросила меня выйти завтра (в воскресенье) на работу, чтобы помочь разобраться с огромным количеством задепонированных аспирантских стипендий. К счастью, есть в стипендиальном положении пункт, позволяющий снимать нерадивых аспирантов со стипендии - это и было сделано.

К сожалению, мотивы прихода в аспирантуру лежат под спудом и работникам отдела в них не разобраться. А вот кафедры - дело другое, здесь есть возможность наблюдать студентов (по крайней мере, наиболее перспективных) в течение 5-6 лет, а то и со школьной скамьи (если речь идет о бывшем ученике спецкласса). Увы, некоторые кафедры часто ошибаются, а то и подыгрывают тем выпускникам, которые ищут в аспирантуре совсем не научные интересы...

Общий анализ побудительных мотивов поступающих в аспирантуру будет, конечно, проведен. Кафедра социологии и политоло-гии совместно с отделом докторантуры и аспирантуры готовит соответствующую анкету. Но она будет анонимной, да иначе и не получить объективную картину.

Сегодня результативность аспирантуры и стабильность состава аспирантов не только самоценные показатели. Очень актуальной является для нашего вуза проблема воспроизводства преподавательских кадров. А где, как не в аспирантуре, можно оценить педагогические способности человека? Кому, как не молодому кандидату наук, сменить преподавателя пенсионного возраста?

Главное направление <борьбы за чистоту рядов> аспирантов - усиление контроля за их обучением. До наступления осени было принято планирование работы аспирантов по учебным годам и однократная их аттестация (в мае-июне). Сейчас приказом ректора вводится промежуточный контроль с интервалом в 3-4 месяца.

Традиционный индивидуальный план аспиранта дополняется планом-графиком, в который задания должны заноситься в предельно конкретной форме, и отчетность об их исполнении приобретает фактографический характер. Например, НИР, в которых участвует аспирант, должны быть указаны в виде шифров; подготовленные опубликованные статьи должны быть представлены названиями, а опубликованные еще и выходными данными.

Конечно, усиление контроля и, увы, сопровождающий их бумажный вал, понравятся не всем. Собственно, всем (в том числе и мне) не понравится именно бумажный вал. Зато те, кому в аспирантуре будет нечем отчитаться за 3-4 месяца, уйдут из нее на ранней стадии. Адругие, рассчитывающие на <крышу> длиной в три года, уже и поступать не будут.

Результаты контроля приведут не только к оргвыводам. Они будут поступать в базу данных. Предполагается, что каждый магистр, хорошо успевающий (а потому - перспективный) студент, преподаватель и сотрудник будут иметь свою <страничку> в базе данных, регулярно пополняемую новыми сведениями.

Такая база уже создается с марта нынешнего года. Данных по аспирантам там пока нет. К сожалению, основная причина тому - отсутствие современной ЭВМ в отделе докторантуры и аспирантуры. Есть только 386-я <старушка> и изношенный до ремон-нто-непригодного состояния струйный принтер. А еще периодические обещания администрации вуза эту оргтехнику приобрести.

И все-таки хочу закончить этот монолог на оптимистической волне. Да, трудности были, есть и всегда будут. Но, как известно, в науке нет столбовой дороги... И кто это выдумал, что в свободной России науке предписано хворать и чахнуть? Ведь есть же у нас масса энергичных молодых магистрантов и аспирантов, эту науку развивающих! А пена схлынет, если на нее подуть...

А. ПОГОДИН, зав. отделом докторантуры и аспирантуры ЭТУ

Интерес, престиж и строгий расчет

В октябре заканчивается прием на первый курс ЭТУ иностранных студентов. А на первое сентября этого года в стенах семи корпусов Электротехнического университета уже занимаются 245 человек из 43 стран мира. Кто они, эти не совсем обычные студенты ЭТУ? Как им живется и учится в России и, в частности, в Питере? Выяснить это и предстояло мне по заданию редакции.

СОБИРАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ИНОСТРАНЦА В ЭТУ

Возраст этих студентов преимущественно колеблется от 23 до 27 лет. Почему? Отчасти потому, что учатся они в родной школе 13 лет, а потом, как правило, уходят в бизнес. Но через три-четыре года, став постарше, молодые люди начинают понимать, что этого образования им недостаточно и необходимо учиться <серьезным делам>. Причем, для одних иностранцев высшее образование - путевка в жизнь, осуществление давних желаний, для других (в основном, арабов) высшая школа - это престиж.

Вот что говорит об этом нынешний студент кафедры микроэлетроники нашего университета, житель Камеруна Уильям: <Я издавна мечтал связать свою жизнь с электроникой. На своей родине через фирму, которая направляла молодых людей на учебу зарубеж, узнал, что можно поехать либо в Россию, либо в страны Восточной Европы (Румыния, Венгрия и т.д.). Мой приятель, который работал в этой фирме, посоветовал мне учиться в России (сам он тоже закончил российский вуз).

Вначале я попал на подготовительный факультет в г. Воронеже. Окончив его, поехал в Петербург, где мне предоставили выбор: поступать в ГИТМО или в ЭТУ. Поскольку я хотел заниматься электроникой, то название Электротехнического университета произвело на меня большее впечатление (в ту пору у меня не

было четкого представления ни об одном вузе Питера). А из всех специальностей меня больше всего привлекала микроэлектроника как самая перспективная. Так я стал студентом ЭТУ>.

А вот для финна Хенрика Руса обучение в России означает интересно пожить и получить образование просто в другой стране.

По мнению иностранных студентов, наибольшим спросом у них пользуются такие специальности, какбиомедтехника, программирование и все, что связано с компьютерными технологиями и телекоммуникациями.

Основной проблемой обучения в российском вузе для большинства иностранных студентов является языковой барьер. Его частично преодолевают на подготовительных факультетах, которые расположены по всей стране (есть такой факультет и в ЭТУ). На <подфаках>, помимо изучения русского языка иностранцев знакомят с российской школьной базой. Обучение на подготовительных факультетах длится год, но, как показывает практика, этого времени для многих иностранцев явно недостаточно, чтобы прилично выучить русский язык. По мнению таких студентов, русский язык очень сложный и требует большой языковой практики, особенно разговорной. Преодолевают иностранные студенты этот барьер, уже участь в университете. Правда, по этой причине их успеваемость на первом курсе оставляет желать лучшего.

По этой же причине у иностранного студента намного больше вероятности <вылететь из вуза из-за плохой успеваемости>, чем у российского студента. Однако последние могут и позавидовать знаниям некоторых заморских сокурсников, которые уже после первого курса учатся без троек. Пример тому студентка кафедры БМЭ Бусо из Сенегала, которую нередко можно встретить в научном отделе нашей библиотеки. <Мне кажется, - говорит Бусо, - что библиотечная система в России не слишком совершенна. В других странах свободно ходишь среди огромных полок с книгами и выбираешь ту, которая тебе необходима. Здесь же даже по-русски не всегда можно объяснить, какая книга тебе нужна, а пользование каталогом отнимает много времени. Да еще эти обязательные очереди... А ведь книги абсолютно необходимы - нельзя же ограничиваться заучиванием только лекционного материала>.

Особой любознательностью отличаются китайские студенты. Все свободное время они тратят на культпоходы по городу. Африканские же студенты после окончания заня

тии предпочитают сразу же пойти домой, чтобы послушать музыку, посмотреть передачи ТВ-Москва, НТВ, ОРТ (<Поле чудес>). А по выходным дням любят посещать цирк и клубы.

А вот иорданцы, палестинцы и пакистанцы возвращаются в общежитие очень поздно. Даже в России, учась на дневном отделении, они не забывают про торговлю - немало городских ларьков с надписью <Шаверма> принадлежат именно студентам арабских национальностей...

ЗАЧЕМ ИНОСТРАНЦЫ НАШЕМУ ВУЗУ!

Декан по работе с иностранными студентами Владимир Петрович МИРОШКИН ответил на этот вопрос так:

- Во-первых, чем больше у нас иностранных студентов, чем больше количество стран, ими представленных, тем отчетливее просматривается мировой имидж нашего вуза и российской образовательной системы в целом. А наш университет всегда славился тем, что выпускал и выпускает сильных специалистов. ЭТУ отличается от других высших учебных заведений своей довольно жесткой методической программой по всем специальностям. По этой причине многие иностранные учащиеся просто не выдерживают такой нагрузки (кстати, она такая же, как и для русских студентов) и уходят из вуза. Зато за тех, кто его все-таки заканчивает, нам краснеть не приходится...

Во-вторых, таким образом происходит постоянный международный обмен. Наши преподаватели тоже ездят зарубеж для работы с иностранными учащимися (деканат при этом снабжает их всей рекламной информацией о родном вузе).

И, наконец, третья и самая главная, на мой взгляд, причина необходимости нашей работы с иностранными студентами заключается в зарабатывании внебюджетных денег, которые поступают в вузовскую копилку. Между прочим, до недавнего времени это был чуть ли не единственный источник получения внебюджетных средств. Сейчас к нему добавились доходы, получаемые за счет обучения студентов-контрактников. Тем не менее, мы стараемся увеличивать число иностранных учащихся, приумножая тем самым капитал нашего вуза. ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Не знаю, связано ли это с воспитанием и традициями африканских, арабских и азиатских студентов, только одно можно сказать с уверенностью: они не любят жить в одной комнате даже вдвоем. <Если я что-то оставила на полке, я хочу там и найти это, - восклицает сенегальская студентка Бусо. - Я хочу закрыть на ночь дверь и знать, что больше сюда никто не войдет...> И таких студентов в обще

житии № 8 подавляющее большинство. Поэтому им приходится платить за два места, т.е. 800-900 рублей в месяц, а для иностранных студентов, как оказалось, это немалые деньги, ведь данную сумму надо еще умножить на 12...

Это тем БОЛЕЕ ВАЖНО, что состояние наших общежитии оставляет желать лучшего. Если общежитие № 8 находится еще в относительном порядке, то сказать то же самое, например, о <семерке>, никак нельзя (здесь на первых этажах только покрашены стены). И это еще одна причина, по которой происходит отток иностранных студентов из ЭТУ. Они уходят в другие вузы, где условия проживания более или менее соответствуют зарубежным стандартам.

Не всегда устраивает иностранных студентов и техническое обеспечение нашего вуза. Если на ФКТИ, например, оно еще вполне сносное, то кафедра биомедэлектроники, к примеру, по словам самих учащихся, требует полного переоснащения. Уже упоминаемый автором камерунский студент Уильям говорит, что пока не знает (как и большинство его товарищей из разных стран), где будет работать после окончания ЭТУ. Его беспокоит тот факт, что в нашем университете дают много теоретического материала (и это хорошо, конечно), но очень мало практических занятий. На кафедре микроэлектроники, например, практика предусматривает работу в лабораториях вуза, техническое оснащение которых находится на низком уровне. Но ведь руководство любой фирмы не захочет тратить время и деньги на переобучение такого специалиста или обучение его новым технологиям, считает Уильям. РЕЗЮМЕ

Из всего вышесказанного напрашивается вполне логичный вывод: чтобы сохранить и приумножить количество иностранных студентов в ЭТУ (или деньги, что, по словам В.П. Мирошкина, одно и то же), нужны сами деньги. Необходимо модернизировать техническое обеспечение вуза, иметь средства на создание нормальных условий в общежитиях (или хотя бы не повышать для иностранных студентов плату за проживание в нем) и многое, многое другое.

И последнее. На вопрос: <Зачем нужен зарубежный вуз иностранному студенту?> студент первого курса ЭТУ из Нигерии ответил просто: <Для обмена культурой, традициями, для дружбы народов>. Он не назвал своего имени, словно олицетворяя всю колоритную часть студенчества нашего университета - юношей и девушек из разных стран дальнего зарубежья...

Д. СТРУКОВ

Страница 3

"...Уходят, уходят, уходят друзья"

17 октября 2000 года профессору Юрию Васильевичу Егорову, долгие годы возглавлявшему кафедру ТОР, исполнилось бы 70 лет. Однако нелепый и трагический случай год назад оборвал его жизнь...

Когда началась Великая Отечественная война, Юре было 11 лет. Всю блокаду он пережил в Ленинграде, был свидетелем бомбежек, голода, смертей близких и знакомых. Его отец погиб на фронте и мальчик остался с матерью.

После снятия блокады мать отправила сына к родным в деревню, чтобы он немного поправился. Именно там будущий ученый, практически, впервые, познакомился с радиоделом

- сделал детекторный приемник. С его помощью в деревне смогли слушать Ленинград!

Возвратившись в родной город, юноша продолжил учебу в школе, которую и закончил в 1949 году. Эта школа была самая обыкновенная, но шесть человек, его одноклассников, стали докторами наук, что говорит о высоком профессионализме педагогов, а также об огромном желании учиться у послевоенной молодежи. После окончания школы Юрию не пришлось долго выбирать вуз - <вирус> радиолюбительства закономерно привел его в ЛЭТИ.

Учился он очень хорошо, хотя не был <зуб-рилой>, занимался туризмом, лыжами. На четвертом курсе внимание молодого человека привлек семинар по электродинамике, куда набирал студентов профессор Ю.Я. Юров. Сначала в семинаре занимались около 30 студентов, однако к моменту окончания института осталось всего двое: Ю.В. Егоров и О.Г, Вендик. Оба они остались на кафедре Теоретических основ радиотехники в качестве научных сотрудников. Затем стали аспирантами, позднее - преподавателями и в конце концов профессорами, возглавив кафедры ТОР и ЭИВТ ЛЭТИ.

Творческая, научная жизнь Юрия Васильевича всегда была связана с кафедрой ТОР. Здесь под руководством Ю.Я. Юрова велись НИР по использованию ферритов в технике СВЧ. В результате была создана первая в Союзе (вероятнее всего, что и в мире) СВЧ антенна с электронным управлением диаграммой направленности. Ю.В. Егоров и дальше продолжил работы в области ферритов СВЧ, защитив по этой тематике кандидатскую дисер-тацию и опубликовав монографию <Частично заполненные прямоугольные волноводы>, высоко оцененную коллегами.

Продолжая работы в области СВЧ, он заинтересовался новой областью науки - пространственной фильтрацией (так называлось направление, связанное с исследованием и созданием систем, позволяющих производить обработку сигналов с помощью пространственных структур).

Юрий Васильевич начал исследование акус-то-оптических систем обработки информации

- направление, которое только начало развиваться. И вся дальнейшая научная работа Юрия Васильевича была связана с развитием этого направления.

Так же как профессор Ю.Я. Юров создал на кафедре ТОР научную школу в области прикладной электродинамики, так и Ю.В. Егоров основал школу в области акусто-оптических устройств. К этому времени он сменил проф. Юрова на посту заведующего кафедрой ТОР и возглавлял ее 20 лет.

Каждая научная школа богата последователями, продолжающими дело ее основателя. У Юрия Васильевича много учеников - кандидатов и докторов наук.

Вспоминая Ю.В. Егорова, хочется подчеркнуть его интеллигентность, высокую принципиальность. Он был увлекающимся человеком (во время учебы в аспирантуре занимался радиолюбительством на коллективной КВ-станции ЛЭТИ UAIKBB - следил за сигналами первого спутника, активно работал в эфире);

любил и знал классическую музыку; интересовался театром, поэзией, литературой; любил футбол, хоккей, прекрасно играл в шахматы. Он был прекрасным другом, мужем, отцом и дедом. Теплая память о нем навсегда сохранится у всех, кто его знал.

Друзья и коллеги по работе в университете

С чувством, с толком, с расстановкой

Окончание. Начало на 1-й стр.

- В чем же заключается суть совместной учебно-методической работы, проводимой в прошлом году!

- Усилия коллективов ФТИ РАН и ЭТУ <ЛЭТИ> были направлены на то, чтобы в максимальной степени использовать материальную базу Физико-технического института в интересах учебного процесса, повысить качество математического и естественно-научного образования. С этой целью к чтению лекций в университете, а также проведению лабораторных практикумов, руководству научной работой студентов и аспирантов привлекались ведущие ученые ФТИ.

- Насколько можно судить, совместная работа ЭТУ и ФТИ по подготовке инженерных кадров, бакалавров и магистров по направлению <Электроника и микроэлектроника> включает в себя учебную и учебно-методическую, профориентационную и пр. деятельность. Что же интересного сделано в этом плане!

- Главной задачей в образовательной деятельности выпускающих кафедр факультета электроники ЭТУ и кафедры опто-электрони-ки ФТИ РАН стала разработка новых государственных образовательных стандартов подготовки дипломированных специалистов, бакалавров и магистров по направлению <Электроника и микроэлектроника>. Разработанные нами проекты ГОС были своевременно переданы в Минобразования РФ для утверждения.

В 1999 выпускающими кафедрами нашего факультета и базовой кафедрой ОЭ ФТИ подготовлены 30 магистров, 18 из них закончили вуз с отличием. Подготовленные магистры занимались по индивидуальным учебным планам.

За этот же период и по тому же направлению подготовлены 20 бакалавров, их аттестационные работы оценены на <отлично>. Защиты магистерских диссертаций и выпускных аттестационных работ бакалавров проводились на заседаниях специально сформированной совместно с представителями ФТИ РАН государственной аттестационной комиссии, в состав которой вошли заведующие выпускающими кафедрами ФЭЛ и кафедры ОЭ ФТИ под руководством д. ф.-м. н., проф., зав. лабораторией во ФТИ Ю.В. Жиляева.

Считаю необходимым отметить, что большинство магистерских диссертаций и выпускных аттестационных работ бакалавров выполнялось в рамках НИР совместно с ФТИ РАН, другими учреждениями Российской Академии наук, а также в рамках отечественных и зарубежных грантов и программ. Лучшие работы магистров и бакалавров по итогам конкурса были удостоены дипломов трех степеней. Их авторы - Ирина Костко (гр. 3201), Константин Иванов (3202) и Степан Каштанов (3202) - магистры; Лариса Шашкова (гр. 5202), Николай Калюжный(гр. 5201) и Евгений Говако (гр. 5202) - бакалавры.

В 1999 году выпускающими кафедрами ФЭЛ подготовлены также 69 инженеров, 30 из них закончили вуз с отличием.

В учреждениях РАН было подготовлено девять дипломных проектов и работ, в том числе во ФТИ и ИХС (Институт химии силикатов) РАН. Кстати, на базе уникального оборудования в лабораториях ИХС, в частности, выполнялись не только дипломные, но и курсовые работы студентов ФЭЛ ЭТУ. Кроме того, в ИХС РАН организован постоянно действующий молодежный научный семинар, который, наряду с ведущими учеными этого института, посещали студенты и аспиранты факультета электроники ЭТУ.

- А что можно сказать о внедрении в учебный процесс новых учебных дисциплин за этот период!

- В целях осуществления ФЦП <Интеграция> в прошлом году в учебные планы по подготовке инженеров, бакалавров и магистров выпускающих кафедр ФЭЛ включены семь новых учебных дисциплин, содержание которых непосредственно связано с тематикой научных исследований, выполняемых студентами. При постановке новых учебных дисциплин (в части модернизации и развития учебно-лабораторной базы) привлекаются сами студенты.

Среди новых учебных дисциплин мне хотелось бы выделить <Информационные технологии> из учебного плана по подготовке бакалавров, связанную с решением одной из важных задач ФЦП <Интеграция> - совершенствование подготовки студентов и выпускников нашего вуза в области бурно развивающихся современных информационных технологий.

- Юрий Александрович, я понимаю. Вам есть что сказать и о подготовке и издании новой учебно-методической литературы, и о работе аспирантуры и докторантуры, и о профориентационной работе, но, увы, рамки газетной статьи ограничены. Поэтому прошу Вас очень коротко поделиться итогами совместной работы ЭТУ <ЛЭТИ> и ФТИ РАН по развитию научных исследований.

- В решении широкого круга научных проблем принимают участие не только ученые ЭТУ и ФТИ, но и известные в России и за рубежом ученые, а также студенты и аспиранты.

- Что Вы можете сказать о новизне этих исследований!

- Результаты наших совместных научных исследований были доложены на международных и всероссийских конференциях - а это о чем-то говорит; были опубликованы в ряде монографий и статей, а выполненная в 1999 году работа по подготовке специалистов с высшим образованием, кадров высшей квалификации явилась весомым вкладом в решение ФЦП <Интеграция>. В прошлом году нами выполнено 34 совместных работы, в которых приняли участие студенты, аспиранты, магистры и бакалавры. По результатам проведенных совместных исследований опубликовано пять монографий, сделана 361 научная публикация, причем 48 статей написаны с участием студентов и 50 -аспирантов.

Наш совместный научно-педагогический коллектив продолжал сотрудничество с иностранными научными учреждениями, а также работал по международным программам и контрактам (программы INTAS, NATO, NanOp, контракты с Ганноверским университетом в Германии, с университетами штатов Южная Каролина и Колорадо в США и т. д. и т. п.).

- Что дает нашему вузу и, в частности, выпускающим кафедрам ФЭЛ участие в реализации Федеральной целевой программы <Интеграция>!

- Первое: дополнительное финансирование как профессорско-преподавательского состава, так и студентов и аспирантов, привлеченных к этой работе. Второе: совместная деятельность с академическими вузами, центрами и учреждениями позволяет нашему вузу использовать их более современное, а зачастую и просто уникальное оборудование, а также их передовые технологии. Третье: происходит более тесный обмен научно-технической информацией. К тому же академические институты привлекают к своим научным разработкам студентов старших курсов нашего факультета, что представляет взаимовыгодный интерес.

- И последнее: какова дальнейшая судьба ФЦП <Интеграция>!

- 2001-й год - последний год действия Федеральной целевой программы, принятой в 1996 году. Сейчас наш факультет напряженно работает над завершением своего проекта. Однако известно, что российский бюджет на следующий год предусматривает продление этой программы еще на пять лет, т. е. до 2005 года. Несомненно, что и наш вуз, и факультет электроники будут участвовать в ее реализации.

С Ю.А. БЫСТРОВЫМ беседовала Л. КОРОТКОВА

НА ДВОРЕ - октябрь, а, значит, самое время подвести окончательные итоги летнего отдыха-2000 сотрудников нашего университета. Конечно, рассказать обо всех видах их отдыха не представляется возможным:

часть лэтишников во время летнего отпуска в поте лица своего трудились на дачных участках; часть сотрудников побывали в это время в санаториях и домах отдыха; кто-то, увы, провел свой отпуск, не выезжая из города; а вот 200 человек вместе со своими детьми, внуками и племянниками в течение одной или двух смен кряду (каждая из них длилась 18 дней) наслаждались летним отдыхом в нашем родном и прекрасном Местерьярви, чуть не <утонув> при этом в ягодах и грибах, которых нынче было несметное количество...

О конкретных деталях этого отдыха мы беседуем с заместителем председателя профкома сотрудников по социальным вопросам, доцентом кафедры САУ ЭТУ С.В. Гав-риловым, который каждый год летом работает старшим воспитателем в ДОЛ <Звездный> и знает жизнь в Местерьярви не понаслышке. Сергей Викторович работал там и в период совместного отдыха детей и их родителей, который проходил в конце июля - начале августа 2000 года...

...Итак, в двадцатых числах июля первая группа сотрудников нашего университета со своими детьми отправилась в Местерьярви. Путевка на одного взрослого стоила 600 рублей, хотя ее полная стоимость составляла около 2000 рублей. Поскольку Фонд социального страхования не финансировал отдых взрослой половины лэтишников, то нашему вузу собственными силами пришлось искать выход из этой непростой ситуации...

Как же был организован отдых родителей и их детей? Трехразовое питание (а у детей был еще и полдник) обеспечивал тот минимум, который был необходим для нормального отдыха. Что-то <сладенькое, вкусненькое> можно было купить в любое время (естественно, за свои деньги), благо магазинов поблизости было предостаточно.

Свободное время - помимо походов в лес за грибами и ягодами - интересно и с пользой для себя можно было провести в кружках, которые работали на протяжении обеих смен.

Это - ИЗО (рук. Н.А. Новикова), мягкой игрушки и изготовление изделий из кожи (рук. Н.С. Смирнова), лепки (рук. В.В. Манучарь-янц).

Кстати, кружки ИЗО и изготовления изделий из кожи с удовольствием посещали многие взрослые, а не только дети. Их руками сделаны столь великолепные вещи, что профком сотрудников собирается выставить их на всеобщее обозрение во время проведения конференции трудового коллектива университета, которая намечена на ноябрь этого года.

Секцию футбола, как и во время работы ДОЛ <Звездный>, возглавлял (в первую смену) С.С. Корнеев, волейболом со всеми желающими занимался Алексей Гаврилов. Игры проходили ежедневно в 17 часов, битва шла <на вылет>, и где бы ни находились наши коллеги - в лесу, на озере или просто на прогулке - к пяти часам дня они все были на волейбольной площадке...

Периодически взрослые и ребята собирались у костра и, глядя в вечернее небо, пели нескончаемые песни...

В 11 часов вечера наступал отбой и, как показала жизнь, самое беспокойное время для руководства лагеря. Дело в том, что некоторые родители разрешали своим чадам гулять до двух, а то и четырех часов ночи, и никакие увещевания ни директора лагеря, ни старшего воспитателя на ребят не действовали. Их ответ был один: <Мне разрешила мама (папа)>, а на следующий день такие полуночники отсыпались до самого обеда...

Руководство, воспитатели в один голос заявляют, что такого впредь не должно быть. Видимо, надо составлять <памятки> поведения во время отдыха взрослых и заключать с ними договор (обязательно подписанный ими), предусматривающий немедленный отъезд домой в случае нарушения распорядка дня или правил проживания.

Следует отметить, что у руководства лагеря основные претензии были именно ко взрослой половине отдыхающих.

Но это, так сказать, небольшое лирическое отступление. А по сути...Что же ждет сотрудников ЭТУ и их детей будущим летом? Будет ли работать ДОЛ <Звездный>? Смогут ли отдохнуть летом в Местерьярви сотрудники университета? На эти вопросы Сергей Викторович отвечает так:

- Фонд социального страхования с каждым годом уменьшает суммы финансирования на летний отдых. Еще совсем недавно Фонд социального страхования выделял 80 процентов от общей суммы содержания детей летом в <Звездном> (остальные деньги доплачивали вуз и родители). Нынешним летом Фонд уже только на 70 процентов оплатил пребывание наших ребят в ДОЛ. По всем данным, на следующее лето вклад Фонда социального страхования будет еще меньше.

Выход? Кардинальное решение этой проблемы - добиваться лицензирования нашей базы отдыха в Местерьярви на право проведения здесь оздоровительных услуг. Тогда базе будет обеспечено хотя бы частичное финансирование из средств Фонда социального страхования для взрослых.

Но все дело в том, что получение лицензии потребует от вуза проведения дополнительных работ на базе. А это большие деньги, капитальные вложения, которых у университета нет, по крайней мере, на сегодняшний день.

Вывод вполне конкретен: если вуз хочет сохранить собственную базу отдыха в Местерьярви, он должен вкладывать средства в ее развитие и принимать решение о необходимости лицензирования проводимых здесь оздоровительных услуг...

Но заканчивать эту небольшую беседу с С.В. Гавриловым на столь пессимистической ноте мне бы не хотелось. Поэтому <озвучим> очень приятный факт: нынешние школьные зимние каникулы (2000/2001 гг.) дети сотрудников ЭТУ (конечно, те, кому посчастливится получить путевки в ДОЛ <Звездный>) проведут в Местерьярви. Для этого, по словам директора лагеря Ю.Н. Кощеева, удалось сделать определенный запас топлива и пр. Что ж, будем надеяться, что и проблема летнего отдыха наших ребят тоже разрешится к всеобщему благу и удовольствию.

Л. ВАСИЛЬЕВА

Страница 4

page41.jpg

"Тяжело в учении - легко в бою"

В канун праздника Дня ВМФ корреспондент газеты <Электрик> Денис СТРУКОВ встретился со студентом шестого курса нашего университета Сергеем ПАХОМОВЫМ, который только что вернулся с военных сборов в Кронштадте, организуемых факультетом военного обучения ЭТУ. Вот что рассказал Сергей по поводу этих сборов.

- <Главное - настрой!> - таков был самый важный, на мой взгляд, совет офицеров ФВО нам, студентам, отправлявшимся на сборы. Конечно же, кто думал о худшем (мытье полов и т.д.), тот то и получил. Тем не менее, офицеры настраивали нас на веселое отношение к делу, на восприятие подобных вещей с юмором, но, естественно, при соблюдении военной дисциплины.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Итак, после напряженной сессии мы направились на практику в Вооруженные Силы. Нас разместили в небольшом кубрике (на 68 мест). Всего же на этаже проживали 240 студентов ФВО ЭТУ.

Форма (см. фото 1), которую нам выдали, - матросская роба, пилотка и ботинки-в среднем, была на два размера больше. Сначала было непривычно, а потом эта форма так хорошо <улеглась> на теле, что не хотелось с ней расставаться.

Кормили нас трижды в день (см. фото 2). А в целом режим был такой: 7.00-подъем, 7.05-построение и зарядка, 7.15 - построение и умывание, 7.30- опять построение. Короче, за 15 минут 240 человек должны были почистить зубы, побриться и т.д. - и все это при наличии четырех умывальников на весь этаж. Конечно, сделать это вовремя было нереально, а значит, вставать приходилось в б.ЗОутра. Затем - уборка постели и построение. По команде

шли в столовую, строем. И там все тоже было по командам: <сесть!>; <снять баночки!> (скамейки);

<раздача пищи!>; <взвод, встать!>; <заправить баночки!>; <выходи строиться!>...

С 9.00 по графику всем студентам предстояло маршировать на плацу. Кто делал это неплохо (на взгляд опытного офицера), те могли сесть. Остальные продолжали отрабатывать шаг и могли делать это, как показала практика, до 23.00 с одним перерывом на обед.

НАРЯДЫ: ПО ОЧЕРЕДИ И ВНЕ...

Второй день нашего пребывания в военной части был посвящен достаточно нудному делу: чтению Устава. Спать нельзя, а если все же твой организм, еще не привыкший к ранним подъемам, поддался убаюкивающему ритму чтения, то тебе суждено вне очереди возить скользкие, холодные говяжьи туши по сто килограммов каждая. Штатные (очередные) наряды заключались в том, что по три человека из взвода должны были делать следующее: возить уголь, после чего ребята возвращались в казарму по пояс черные; работать на камбузе (кухне), что означает мытье жирных кастрюль и тарелок с помощью соды. Поскольку на это занятие мог уйти целый день, то мы скоро сообразили заменить соду на Fairy, купленным на собственные деньги. Далее следуют наряды по уборке гальюна (туалета) и плаца; работа в дежурном подразделении - это самый безобидный наряд: поскольку охранять нечего, оставалось только вывозить мусор и отходы или чистить картошку, объем которой составлял примерно две ванны. О ТЕХ, КТО ВЗЫСКИВАЕТ...

Вообще, местные офицеры к студентам относились мягче, чем к морской пехоте (срочникам, которые находились по соседству с нами). Нас без раз

говоров выпускали за пределы воинской части, чтобы позвонить из автоматов. При этом две трети <звонивших> совершали <культпоходы> по Кронштадту. Однажды <звонить> пошли аж 70 человек!.. После этого походы к телефонным автоматам запретили, поскольку на последнем перед сном построении от всех 70 человек <веяло балтийскими ветрами>, то бишь напитками...

РАССУЖДЕНИЯ В <УЧЕБКЕ>...

Последняя неделя пребывания в казарме прошла в <учебке> - месте, где читались лекции по различным предметам, которые были весьма разнообразны по своему содержанию: химическое оружие, корабельный устав, военно-морская статистика и пр. На удивление, все они были очень интересны, поскольку многое можно было увидеть, что называется, воочию, как, например, работают эхолот и гирокомпас, снятые только что с корабля; как правильно надеть противогаз и т.д.

ДЕНЬ ПРИСЯГИ...

Оказывается, все, чем мы занимались, чтоделали, вело нас к этому торжественному дню. Только шли мы не в торжественной форме, а в выстиранной (один раз за три недели) матросской робе, на которой у каждого был вышит теперь личный номер. На <присягу> приехали родители и близкие друзья, чтобы посмотреть на нас -и своими глазами, и через объектив фотоаппарата...

И вот мы, с автоматами на плечах, читаем клятву:

<...защищать Отечество...> А вокруг с гордыми лицами стоят родные и близкие. В душе у них царит спокойствие, поскольку они знают, что 95 процентов офицерских кадров набираются из военных училищ, а не из числа студентов. Эгоистично? Возможно, но таковы у ж родители... ВСЕ1..

...Все! Еще до наших сборов ходили разговоры о скупой мужской слезе, которая должна появиться у каждого из нас, будущих офицеров запаса, по окончании военной практики. И действительно, когда за тобой со скрипом в последний раз закрываются железные ворота, трудно сдержать эту самую слезу. Ту самую, мужскую, скупую...

Но как только эти ворота захлопнутся, ты с друзьями со всей мужской силой кричишь на весь Кронштадт: <Все!> Ты должен обязательно это закричать, сказать, проронить. Иначе твоя мужская слеза перестанет быть скупой...

Отдых под кодовым названием <КВН>

page42.jpg

В этом году Петербургская лига Клуба веселых и находчивых впервые организовала летний лагерь КВН. На протяжении двух месяцев (июль и август) на базу отдыха <Розовая дача>, которая расположилась у озера Отрадное, совершались десятидневные рейды областных и столичных команд. Каждый такой рейд заканчивался в ближайшем крупном селе Плодовое

выступлением молодежи перед местной публикой. По результатам этих встреч отбирались команды в высшую лигу Санкт-Петербурга для участия в очередном сезоне, который начинается осенью одновременно с новым 1999/2000 учебным годом.

Команда КВН ЭТУ <Электрошок> старается использовать любую возможность, чтобы попасть в высший дивизион. Но не только поэтому она сочла необходимым направиться в летний лагерь КВН. Ведь кроме всего прочего, это прекрасный способ отдохнуть: окунуться в прозрачное озеро, поудить рыбу, сходить в лес за грибами и ягодами, попариться в настоящей бане...

Лагерь КВН - это вполне подходящее место для знакомства с ребятами. <Шоки> (так называют нашу команду в КВНовских кругах) разделили <розовые> дома с ребятами из Выборга, Подпорожья, Киришей, Санкт-Петербургского Гидромеда, а также повстречались со своим старым соперником - командой КВН Института растительных полимеров <Двое упали>.

- Часто именно в общении друг с другом и рождаются шутки, - справедливо заметил капитан нашей команды Кирилл Пру-ненко. - Но не все так просто в КВНе. Команде <Электрошок>, изначально сформировавшейся как СТЭМовский коллектив, для достижения КВНовских высот приходится перестраивать свой стиль игры. Мы уже пытаемся придумывать шутки для <ли

нейки> в конкурсе <Приветствие>, чем никогда раньше не занимались.

Надо отметить, что за все время существования Клуба веселых и находчивых родилась масса рецептов придумывания шуток. До своей летней поездки <Шоки> придерживались только половины из них. Новые эффективные приемы <изобретения> шуток показали молодым КВНщикам так называемые мастер-классы. По каждому конкурсу (а их намечалось три: <Приветствие>, <Разминка> и <Домашнее задание>) для команд был выделен специальный человек. Таким образом, трое ассов КВНовской сцены знакомили остальных участников со способами придумывания шуток, тонкостями эффективного ведения разминки, а также с приемами актерского мастерства.

Результат оказался самым что ни на есть отрадным. Так, в <мини-разминках>, которые проводились между командами за неделю до решающего выступления, <Шоки> сначала играли крайне неудачно и до уроков мастер-класса занимали последние места. После же наша команда оказалась второй, уступив только опытным <Двое упали>.

Утром 12 августа, вполне уверенная в себе команда <Электрошок> ЭТУ, вместе с соседями- соперниками поехала на автобусах в село Плодовое по грибы по ягоды. А вечером здесь состоялось выступление команд КВН. К сожалению, в небольшом зале сельчане составляли малую часть зрителей. Пустые

места были заполнены юношами и девушками, представляющими команды-участницы, не задействованные на сцене.

Профессиональное жюри довольно строго, но объективно оценивало десятидневную подготовку команд. Хотя тематика <Приветствия> (<Чем больше дров...>) и <Домашнего задания> (<Припасы на зиму>) была пропитана областным воздухом, призовые места заняли КВНщики из Петербурга: первое - команда <Двое упали>, второе - команда <Электрошок>.

- Мы, пожалуй, единственная команда, юмор которой не был пошлым, - сделал вывод о выступлении своей команды ее капитан. - Это был и огромный плюс, но, увы, для нас и минус. По словам членов жюри, наш интеллектуальный юмор состоял из слишком <умных шуток>.

Положительную роль в нашем выступлении сыграл аккомпанемент на синтезаторе, привезенным сюда <Лигой> вместе со всей аппаратурой. Несмотря на то, что музыкальное сопровождение значительно добавляет красок <Приветствию>, в этом конкурсе такой прием мы использовали впервые. К сожалению, у <Электрошока> собственного синтезатора нет...

...Похоже, наши <Шоки>, наконец-то, стали постигать азы нелегкого КВНовскогодела. И, безусловно, это главный плюс пребывания в летнем лагере КВН нынешним летом нашей команды.

КЛАСС сольного пения под руководством Б.В. Марешкина при клубе студентов и сотрудников ЭТУ одержал немало побед на городских, всероссийских и даже на международных фестивалях солистов-исполнителей. Его участники учатся здесь не только профессионально петь, но и развивают собственное мастерство написания и исполнения авторской песни.

- Основная заслуга наших успехов, конечно же, принадлежит Борису Васильевичу, - считает лауреат всероссийского конкурса сольного пения, студентка четвертого курса Гуманитарного факультета ЭТУ Марина МЕЛЬНИК (на фото). - Этот человек, окончивший консерваторию и поющий сейчас в различных оперных театрах (в том числе и в театре <Эрмитаж>) талантлив от природы. При исполнении той или иной оперной партии Борис Васильевич выкладывается на эмоциональном уровне полностью. Этому он учит и нас.

И результат этой нелегкой и кропотливой работы мастера с учениками - первый бенефис Марины Мельник и Марины АНТОНОВОЙ (студентка второго курса ФКТИ ЭТУ), которые занимаются в классе сольного пения всего один год. Несмотря на столь короткий срок, репертуар девушек очень сложный. Это партии из опер А. Моцарта, Ж. Визе, М. Глинки, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, а также русские народные песни.

За плечами этих способных студенток нашего университета большое количество репетиций и выступлений: в музеях И. Репина (пос. Репине, <Пенаты>), А.С. Попова, Ф.И. Шаляпина, в Обществе слепых...

- Больше всего нам запомнился концерт в пос. Репине, - вспоминает М. Антонова. - Мы хорошо выступили там и весело отдохнули на берегу Финского залива-А самым трогательным был концерт в Обществе слепых. Вообще, незрячие люди, а также пенсионеры оказались самыми

лучшими слушателями. Иногда мы замечали, как на глазах наших слушателей появлялись слезы. Такие выступления приносят особое удовлетворение.

О каком будущем для себя мечтают М. Мельник и М. Антонова?

- Впоследствии я хотела бы получить высшее музыкальное образование, - делится своими мыслями М. Антонова.

- До поступления в ЭТУ, - рассказывает М. Мельник, - я закончила музыкальную школу по классу <Хоровое пение>. Однако чувствую, что теперь я пою лучше. Поэтому, если после окончания университета мне не повезет с работой по специальности, я буду петь в клубах и ресторанах...

Вот таким образом некоторые студенты ЭТУ ищут возможность проявить себя, дать развиться своему таланту и применить его в своей дальнейшей жизни.

Материалы этой полосы подготовил Д. СТРУКОВ

page43.jpg

Учредители: Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г.

Адрес редакции:

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 346-08-71.

Редактор О. И. ТУГАРИНА

Тираж 1500 экз.

Бесплатно. Отпечатано в ГУП <СПб государственный газетный комплекс>, 198216, СПб., Ленинский пр, 139. Заказ № 1426.

 
Назад
Дата последнего обновления: 21.12.2010
  © Copyright 1995-2010 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.