Поиск по сайту E-MAIL Главная страница
Пресса

Страницы 1 2 3 4

Страница 1

nov00011.jpg

7-е ноября 2000 года. Привычные для нас картинки советского праздника. Станет ли этот день настоящим Днем примирения и согласия! Покажет время...

nov00012.jpg

ПО ЗАСЛУГАМ И ЧЕСТЬ

Передо мной официальный бланк правительственной телеграммы, подписанной министром Министерства образования Российской Федерации В.М. Филипповым. "Уважаемый Дмитрий Викторович! - говорится в ней. - Поздравляем Вас с присуждением премии Президента РФ в области образования за 1999 год за разработку и внедрение научно-методического обеспечения совершенствования инженерного образования и создание системы подготовки и повышения квалификации преподавателей технических высших учебных заведений..."

- Дмитрий Викторович, - обращаюсь к ректору ЭТУ "ЛЭТИ" д.т.н., профессору Пузанков/, - когда "родилась" эта престижная премия!

- Введенная по указу Президента Российской Федерации, впервые она была присуждена в 1999 году.

- За какие заслуги вручают эту премию!

- Специально созданная комиссия рассматривает и рекомендует для выдвижения работы в области образования, обязательным условием которых являются апробированные и внедренные в практику результаты. Таких премий чуть больше десяти и присваиваются они один раз в год.

- Какова значимость такой премии!

- Огромна, так как она отражает изменения, происходящие в стране в области образования, и поддерживает позитивные достижения этих изменений. Важность этой премии подчеркивается еще и тем, что ныне (в отличие от последних лет) образование признано приоритетным направлением развития нашего государства. Этот факт нашел свое отражение в бюджете РФ на 2001 год. По объемам финансирования образование находится на третьем месте. Такого в России уже давно не происходило и отрадно, что снова на первый план выходит социальная сфера.

- За что конкретно Вам, кстати, единственному петербуржцу в этом году, присуждена премия Президента РФ!

- Авторский коллектив, в который вошли представители восьми вузов и Минобразования страны (ГЭ ТУ "ЛЭТИ", Рос. гос.

технолог, университет им. К.Э. Циолковского, Моск. энерг. институт, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Моск. гос. автомоб. институт, Казанский гос. технолог, университет, Дальневосточный гос. технический университет) представил результаты исследований, направленных на разработку научно-методического обеспечения совершенствования инженерного образования и создание системы подготовки и повышения квалификации преподавателей технических вузов, а также данные о практической реализации разработок в деятельности вузов и российской системы инженерного образования в целом. Эта работа выполнена в 1991-1999 годах в рамках ряда государственных и межвузовских программ.

- В чем же состоит суть этого коллективного труда!

- В нем представлены концептуальные научные основы совершенствования инженерного образования в России, которому, к слову, 25 января 2001 года исполняется 300 лет, базирующиеся на развитии существующих и формировании новых функций инженера, а также на новых комплексах требований к выпускнику инженерного вуза и преподавателю высшей технической школы; научно-методические разработки, внедренные в практику деятельности инженерных вузов и систему подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей технической школы России; данные об организационно-методическом, нормативном и информационно-аналитическом обеспечении формирования гибкой, многоуровневой, усовершенствованной по структуре и содержанию системе инженерного образования, а также принципиально новой системы подготовки и повышения квалификации преподавателей технических вузов и т.д. Сходными вопросами я, как один из авторов данного труда, занимался и в других рабочих группах, в состав которых также входил.

- Что еще предшествовало выдвижению этой работы на соискание премии Президента РФ?

- Если речь идет конкретно об ЭТУ и моем личном участии, то на протяжении всех этих лет и наш вуз, и его ректор активно работали в различных рабочих группах и советах Минобразования Российской Федерации, в том числе трудились над созданием нового (второго) поколения государственных образовательных стандартов по важнейшим специальностям и направлениям. Нас привлекали и привлекают на уровне министерства к решению практически всех важных проблем, касающихся развития образования в стране. Все это, несомненно, способствовало росту авторитета ЭТУ как в самом министерстве, так и среди других технических вузов России. И что самое главное, на мой взгляд, работой, за которую присуждается данная премия, занимаются многие ученые нашего университета, а это значит, что и другие руководители вуза, и его сотрудники могут реально претендовать на такую премию и получить ее.

В свою очередь, наша активная позиция в делах совершенствования образовательной системы в стране помогает родному вузу в его дальнейшем развитии. Сегодня по многим важнейшим направлениям своей работы мы являемся головным вузом Минобразования РФ и входим в первую тройку в стране по учебно-методической работе в развитии образования. ЭТУ стал головным вузом и по программе открытого образования, которому принадлежит будущее: по оценке нашего министра, через десять лет 80 процентов студенческой молодежи будут получать высшее образование именно по этой программе, в которую, в том числе, входит и дистанционное обучение.

- И последний вопрос, Дмитрий Викторович. Когда же Вы получите свою награду?

- Вручение премии состоится, видимо, в декабре этого года в Кремле. Сам Президент будет выполнять эту почетную обязанность.

Л. КОРОТКОВА

ДОРОГАМИ ВОЙНЫ И МИРА

23 ноября этого года исполняется 80 лет одному из самых ярких и почитаемых лэтийцев - Юрию Михайловичу Казари-нову. События и вехи, отмечающие его жизненный путь, неразделимо переплетены с бурными и драматическими судьбами страны в уходящем столетии.

Уральский паренек, исполненный веры в близость лучезарного будущего, столь памятной нам по довоенным фильмам, приехал в северную столицу в 1938 году с аттестатом отличника, чтобы навсегда связать свою жизнь с инженерной профессией. Куда же могли привести юного энтузиаста-радиолюбителя поиски поприща, как не в ЛЭТИ - старейший электротехнический вуз России, овеянный славой Попова, Фреймана, Графтию и других корифеев отечественной науки!!

Учеба была Юрию в радость, принося отличные оценки и уверенность в правильности жизненного выбора. Однако поступательное овладение таинствами любимого дела было безжалостно прервано началом самой жестокой из войн в человеческой истории.

Военные главы биографии Ю.М. Каза-ринова могли бы послужить фабулой увлекательной фронтовой прозы, тем более что сам юбиляр уже составил чрезвычайно живые и точные записки с изло жением ряда эпизодов. Застигнутый известием и гитлеровском нападении в родительском доме на Урале, куда он приехал на каникулы после выдержанной на отлично весенней сессии третьего курса, Юрий вскоре стал курсантом эвакуированного в Свердловскую область Смоленского вртучилища, по окончании которого в феврале 1942 года получил назначение на Юго-Западный фронт в должности командира взвода управления артиллерийской батареи.

Недолгое весеннее затишье на позициях вблизи Купянска на Украине сменилось ожесточенными и кровопролитными боями Харьковской операции лета 1942 года. Превозмогать приходилось не только яростный напор врага, но и несовершенство собственного вооружения. Лишь через месяц после начала операции батарея, в которой воевал Юрий, была переведена с конной тяги на тракторную.

В июле 1942 года Юрия настигает первая вражеская пуля. Раненный в голову и контуженный, он по дороге в госпиталь попадает под ураганную бомбежку, в результате которой станция, где он находился, оказывается под контролем противника. Скрываясь и поминутно рискуя попасть в плен, Юрий вначале в одиночку, а затем во главе небольшой группы уцелевших невооруженных бойцов пробирается к Дону, где, наконец, после изнурительного и голодного трехсоткилометрового пути попадает в расположение частей Красной Армии. Потом военный вихрь забрасывает его на Северокавказский фронт, где Юрию приходится воевать в качестве заместителя командира отряда особого назначения, а затем и командира батареи противотанкового дивизиона.

В череде непрерывных обстрелов и бомбежек - очередная контузия, обернувшаяся впоследствии частичным ухудшением слуха. В лихорадке атакующих и оборонительных боев события менялись, как в калейдоскопе, и описать их кратко вряд ил возможно. В тяжелых сражениях на линии Новороссийск-Туапсе Юрий сперва участвует как заместитель командира истребительного отряда, защищавшего горы и перевалы, а затем командует батареей отдельного истребительного противотанкового батальона. В июле 1943 года - вновь ранение, на этот раз особо тяжкое, лишившее Юрия левой руки.

После длительного лечения демобилизованный капитан-орденоносец в январе 1944 года возвращается в ЛЭТИ, находившийся тогда в эвакуации в Ташкенте, а спустя два года, уже в послевоенном Ленинграде получает инженерный диплом с отличием в числе первых выпускников только что основанного радиотехнического факультета.

Страна, понесшая за годы войны неисчислимый материальный урон, безвозвратно потерявшая многих высококлассных специалистов, мучительно поднималась из руин и испытывала острейший дефицит кадров, особенно в таких новых в послевоенный период и, согласно нынешней nov00013.jpg терминологии, наукоемких отраслях, как радиолокация, радионавигация, радиоуправление. Это и определило на всю жизнь вектор профессиональных интересов Ю.М. Казаринова, целиком отдавшегося преподавательской и научно-исследовательской работе в области теории и техники радиосистем.

(Окончание на 2-й стр.)

Страница 2

Дорогами войны и мира

(Окончание. Начало на 1-й стр.)

В числе его питомцев - тысячи инженеров, многие видные руководители производства и науки, более ста кандидатов и целая плеяда докторов наук. Авторскими коллективами под его руководством написаны 11 учебников и учебных пособий, изданных центральными издательствами страны, в том числе первый отечественный учебник "Радиотехнические системы", вышедший в 1968 году и в обновленной версии в 1990 году. Помимо этого в перечень трудов Ю.М. Казари-нова входят пять монографий и справочников, выпущенных издательствами "Радио и связь", "Высшая школа" и др., а также десятки брошюр, более сотни статей и 16 авторских свидетельств на изобретения.

Военная закалка и первые послевоенные годы, когда учебу приходилось совмещать с работой по восстановлению родного института, в значительной мере повлияли на становление лидерских черт личности Ю.М. Казаринова. Те, кому посчастливилось работать под его началом, единодушно отмечают его твердость в проведении намеченной линии, способность убеждать и начальников, и подчиненных в собственной правоте, полное отсутствие робости перед сильными мира сего и страха перед ответственностью, которую он во всех критических случаях принимал на себя, оберегая и сплачивая вверенный ему коллектив. И все это сочетается в его характере с явной нелюбовью к формально-силовому руководству и администрированию, с предпочтением диалога приказному тону, демократичностью и простотой в общении. Выступления Ю.М. Казаринова всегда отличаются лаконичностью, конкретностью и образностью и находят живой отклик в любой аудитории. Поэтому неудивительно, что в течение 36 лет он был бессменным заведующим кафедрой радиосистем, ставшей в годы его руководства одной из наиболее авторитетных и влиятельных в нашей стране.

О масштабах деятельности Ю.М. Казаринова как ученого и организатора науки говорят более 130 выполненных под его руководством проектов, многие из которых осуществлялись в соответствии с правительственными решениями и сопровождались заметным внедренческим эффектом. Среди последних можно упомянуть теоретические и прикладные разработки по построению разнообразных систем управления динамичными объектами, первых отечественных цифровых приемников радионавигационных систем наземного и космического базирования, комплексов навигации геолого-геофизических судов, аппаратуры привода и посадки самолетов и т.д.

Свой юбилей заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор, кавалер многих орденов и медалей, обладатель ряда почетных знаков и премий Ю.М. Казаринов встречает в завидном творческом тонусе. Не питая ни малейшей склонности к размеренному отдыху вдали от дел, он, напротив, живет в гуще научных и общественных событий, по-прежнему с задором и выдумкой учит студентов, постоянно обновляет и оттачивает свои курсы, увлеченно осваивает копьютерные технологии, следит за новинками в области телекоммуникаций и при всем при этом еще умудряется ставить агротехнические опыты на личном огороде!

Пожелаем же нашему дорогому имениннику и далее пребывать в добром здравии, сохранять энергию и оптимизм, наслаждаться счастьем творчества и теплом общения с близкими, друзьями, учениками! От имени кафедры радиосистемм В.П. ИПАТОВ, зав. кафедрой

Thank you,

"Моторола"

nov00021.jpg

Всемирно известная американская компания "Моторола" стала осваивать российский рынок сравнительно недавно. Новые технологии средств связи (сотовая, пейд-жинговая, сеть Интернет), прочно вошедшие в повседневную жизнь российских граждан, позволили этой фирме так же прочно закрепиться у нас в стране. Шесть лет ЭТУ работает с элементной базой, производимой "Мото-ролой".

В 1997 году "Моторола" открывает в нашем университете свою учебную лабораторию. В этой лаборатории студентам и аспирантам предоставилась возможность изучать современные технологии и выполнять реальные проекты. Далее молодые специалисты могут получить работу в Санкт-Петербургском центре фирмы "Моторола", занимаясь разработкой программы обеспечения . Опыт некоторых крупных иностранных компаний показывает, что открытие подобных центров в России - вполне выгодные инвестиции, если учесть, что наши программисты получают (относительно зарубежных, конечно) более низкую заработную плату.

Как известно, профессионализм отечественных специалистов не уступает и даже во многом превосходит иностранных. Это обстоятельство и предстояло доказать делегации фирмы "Моторола", приехавшей в наш университет, ребятам из ФКТИ, которые в течение нескольких лет проходят специализированную подготовку в учебной лаборатории под руководством д.т.н., проф. М.С. Куприянова.

Некоторые из этих ребят представили взору зарубежных корреспондентов и представителей компании свои работы. Так, Дмитрий Головкин, аспирант ЭТУ, подготовил сайт учебной лаборатории в Интернете. В нем можно получить необходимую информацию о ее оборудовании, курсах, о средствах проектирования микроконтролеров и систем цифровой обработки сигналов. Кроме того, в лаборатории разработана технология удаленности доступа к ее ресурсам:

оборудованию, программным средствам, которая открывает новые возможности в области тестирования, управления,дистанционного обучения. В итоге, несмотря на небольшие размеры лаборатории, она имеет неограниченное количество пользователей.

Работа аспирантки ФКТИ Натальи Мат-виенко заключалась в разработке программы моделирования транспортного движения на городских автострадах. Эта программа, основанная на методах нечеткой логики и генетических алгоритмах, способна смоделировать различные автодорожные ситуации, в том числе и неадекватные. Ею можно управлять с нескольких компьютеров.

Между прочим, в Манхеттенском уни

верситете также идут разработки аналогичной программы. Но чтобы смоделировать (сосчитать) одну дорожную ситуацию, американцам требуется несколько дней, а Н. Матвиенко несколько минут. Сейчас Наташа с коллегами ведет работу над извечной проблемой работников ГИБДД- "пробками" на дорогах"...

Одну из интересных и необычных работ представили гостям студенты шестого курса ФКТИ, завершившие в октябре практику в Санкт-Петербургском центре "Моторолы", - Вероника Ветрова и Владимир Юрищев. Они придумали как играть между собой в "морской бой" (в упрощенном варианте), находясь при этом в разных районах города. Для этого достаточно иметь сотовый телефон с цифровым экраном... Кроме того, В. Ветрова и В. Юрищев воплотили в жизнь идею: как с помощью "трубки" узнать погоду в любой точке земного шара (через всемирную сеть Интернет).

Аспирант Герман Колосов два года назад, будучи еще студентом-дипломником, изобрел "говорящий луноход". Эта "игрушка" способна выполнять команды: "вперед!", "направо!", "назад!" и т.д. На просьбу "музыка!" луноход "насвистывает", а на команду "голос!" машинка напевает произвольное "ля-ля-ля!" Последнее обстоятельство вызвала осо

бый восторг у англоязычной публики.

Эта разработка потребовала от Г. Колосова различных знаний в области микропроцессорных технологий ("начинка" лунохода - микропроцессор фирмы "Моторола"). Система соединена с объектом оптическим каналом связи и состоит из двух программ: одна управляет движением машинки, другая распознает речь с микрофона и воспроизводит ее.

Эта разработка представлена не в окончательном варианте и будет продолжена нынешними студентами ФКТИ. Впоследствии планируется использовать луноход для научных исследований в области искусственного интеллекта.

Студенты шестого курса ФКТИ Сергей Пахомов и Андрей Валентинович, прошедшие в этом году трехмесячную практику в , подготовили и демонстрировали Softwave Quality, что в переводе означает "качество программного обеспечения".

Студентам ФКТИ и всем, кто принимал участие в этой встрече, представители компании "Моторола" сказали: A затем гости удалились за пределы второго корпуса, где жил и работал А.С. Попов - изобретатель радио.

Д. СТРУКОВ

Времена не выбирают. В них живут и умирают.

nov00022.jpg

Электротехнический университет понес тяжелую утрату: 25 октября 2000 года на 87-м году жизни скончался старейший профессор ЭТУ, заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат государственных премий Владимир Васильевич Пасынков.

В 1931 году он поступил на первый курс ЛЭТИ и с тех пор вся его трудовая жизнь связана с нашим университетом. Здесь Владимир Васильевич прошел путь от ассистента до профессора, заведующего кафедрой диэлектриков и полупроводников - одной из крупнейших в институте, которая была создана в 1946 году профессором Н.П. Богородицким совместно с В.В. Пасынковым. Еще будучи студентом, он начал работать на заводе "Красная заря", совмещая ее с учебой в институте.

Начиная с 1938 года и до последних дней жизни Владимир Васильевич вел плодотворную педагогическую деятельность. Под его руководством и при непосредственном участии были подготовлены тысячи инженеров - молодых специалистов, десятки кандидатов наук. Его ученики сегодня успешно трудятся на кафедре микроэлектроники и других кафедрах университета, на предприятиях нашей страны и в таких государствах, как Германия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Китай, Куба, Вьетнам...

Все 900 дней ленинградской блокады Владимир Васильевич оставался в стенах ЛЭТИ, где разрабатывал изоляционные материалы для противопехотных и противотанковых мин, выполнял другие исследования оборонного характера. По их результатам а 1943 году в блокадном Ленинграде В.В. Пасынков защитил кандидатскую диссертацию по влагоустойчи-вости волокнистых изолирующих материалов, а в 1957 году им защищена одна из первых в стране докторских диссертаций в области полупроводниковой техники.

Владимиром Васильевичем написаны первые в стране учебники и справочники в области электронного материаловедения и полупроводниковых приборов, многие из которых выдержали многократное переиздание как у нас в стране, так и за рубежом. Только учебники "Электротехнические материалы" и "Материалы электронной техники" переиздавались 21 раз, в том числе 10 за рубежом.

После смерти Н.П. Богородицкого с 1967 года В.В. Пасынков на протяжении 17 лет возглавлял кафедру диэлектриков и полупроводников. Многие пионерские исследования в области полупроводникового материаловедения проводились на кафедре и в ее проблемной лаборатории под руководством Владимира Васильевича. В эти годы кафедра завоевала ведущее положение в стране среди родственных кафедр других вузов.

В. В. Пасынков являлся руководителем и непосредственным участником НИР по разработке изоляторов для космических и подводных кораблей, игнитронных под жигателей, волноводных поглотителей, варисторов для целей автоматики и телефонии, электролюминисцентных индикаторов электронных устройств и т.д.

Владимира Васильевича всегда отличали исключительная работоспособность, высокая требовательность к себе и сотрудникам, доброжелательность и внимание к людям, благодаря чему на кафедре, которой он руководил, сложился дружный творческий коллектив. Его беззаветное служение делу науки и образования было отмечено многими высокими правительственными наградами, в том числе орденом Ленина и медалью "За оборону Ленинграда".

Память о Владимире Васильевиче Па-сынкове навсегда сохранится в сердцах его учеников, коллег, сотрудников университета.

Коллектив сотрудников кафедры микроэлектроники

ПОПРАВКА

Из-за грубой ошибки, допущенной сотрудником газеты при сборе материала об иностранных студентах, в статье "Интерес, престиж и строгий расчет" было опубликовано мнение студентки из Сенегала Нианг Буссо, которое в действительности она не высказывала.

Сотруднику редакции поставлено на вид. Газета приносит свои извинения студентке ЭТУ Нианг Буссо.

Страница 3

nov00031.jpg

ОСЕНЬЮ 2000 года в Таганроге прошло совместное заседание учебно-методических советов УМО по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники Министерства образования РФ по направлениям медико-технической подготовки специалистов - биомедицинская техника и биомедицинская инженерия (бакалавры и магистры техники и технологий). Тема этой встречи - "Современное состояние и перспективы развития медико-технического образования в России".

В работе заседания приняли участие представители технических вузов из 22 городов Северо-Западного, Центрального, Юго-Западного и Кавказского, Волжского, Уральского и Среднесибирского регионов нашей страны. Электротехнический университет на этом форуме представляли: Е.П. Попечителев, заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор, декан и зав. кафедрой в ЭТУ, председатель УМС и Г.Н. Па-харьков, к.т.н., доцент кафедры "Биомедицинская электроника и охрана среды", директор Регионального центра интегрированного медико-технического образования при ЭТУ, и.о. ученого секретаря УМС.

Наш университет, впервые в России, начал подготовку специалистов медико-технического профиля. В 1962 году именно здесь была организована первая кафедра такого профиля - "Электронно-медицинская аппаратура" (теперь она называется "Кафедра биомедицинской электроники и охраны среды". И лишь спустя несколько лет такие же кафедры открылись в МГТУ им. Н.Э. Баумана (Москва), Томске (ТПИ) и Ставрополе (СтПИ), а уже потом и в других вузах России.

С 1992 года началось формирование единого образовательного пространства в России по данному направлению, что привело к увеличению числа вузов, которым была разрешена подготовка специалистов этого профиля. К слову, в формировании единого образовательного пространства активное участие приняли ведущие ученые нашего вуза и страны в целом: академики А.И. Берг, В.М. Ахутин и др., профессора Н.П. Богородиц-кии. О.Б. Лурье и др. По инициативе ЭТУ в 1995 году создается новое направление подготовки бакалавров и магистров техники и технологий - "Биомедицинская инженерия", а годом раньше была открыта новая специальность "Инженерное дело в медико-биологической практике". В 1999 году две инженерные специальности объединяются в новое направление подготовки дипломированных специалистов - "Биомедицинская техника".

За 20 лет работы УМС созданы три поколения государственных образовательных стандартов, отражающих динамику развития медицинской техники и специфические особенности подготовки специалистов на стыке биомедицинских и технических наук, а также основные тенденции их развития. За эти годы в стране выпущено около 10 тысяч специалистов, подготовлено более 100 докторов и кандидатов наук, издано свыше 50 учебников и учебных пособий, не считая внутривузовских изданий. В частности, в появлении нового поколения монографий, учебников и учебных пособий немалая заслуга принадлежит выпускающим (по этому направлению) кафедрам ЭТУ.

В составе ряда вузов - членов УМС созданы подразделения повышения квалификации и переподготовки специалистов медико-технического профиля. Эти подразделения объединены в единую систему РФ, базовой организацией которой будет Региональный центр интегрированного медико-технического образования при ЭТУ.

Исходя из всего вышесказанного становится ясно, сколь большой вклад внес в развитие медико-технического образования в стране головной вуз России по этому направлению - ЭТУ, а более конкретно - его кафедра "Биомедицинской электроники и охраны среды". Именно она организовала работу по подготовке нового поколения образовательных стандартов и всех сопутствующих материалов, что позволило остальным вузам России своевременно начать работу по подготовке учебного процесса с учетом региональных особенностей.

Обо всем этом и шла речь на совещании, проходившем осенью этого года в Таганроге. Его участники посчитали приоритетными на будущее следующие направления работы УМС по медико-технической подготовке специалистов:

- поиск новых форм организации учебного процесса, связанных с целевой подготовкой специалистов по заказам промышленных и научных фирм в области создания, технического обслуживания и эксплуатации медицинской техники,

- внедрение в работу УМС новых технических средств и информационных технологий,

- разработка единой системы дополнительного профессионального образования,

- создание единой Федеральной системы дополнительного образования на основе мно-гоучредительства на базе Регионального центра ИМТО при ЭТУ и его филиалов,

- создание в УМС комиссии по применению новых информационных технологий дистанционного обучения и т.д.

Таковы некоторые итоги 20-летней работы УМС по направлениям медико-технической подготовки специалистов в нашей стране и роли в этом процессе головного вуза России по данному направлению - Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета.

Л. КАРОТКОВА

Юбиляр с оптимизмом смотрит в будущее

В 1920 году в Электротехническом институте были созданы первые три факультета, в том числе и наш, который получил название "Электротехнический факультет" (ЭТФ). Позже факультет несколько раз переименовывался и назывался: электротехнический, энергетический, снова электротехнический, электрификации и автоматизации и, наконец, электротехники и автоматики.

С 1922 года в состав нашего факультета вошла кафедра "Электрическое распределение механической энергии" (ее. зав. - профессор С.А. Ринкевич), а несколько позже - и кафедра "Теоретическая электротехника", основанная в 1900 году.

Первым деканом факультета был избран профессор В.В. Дмитриев. С момента основания и в последующие годы лицо факультета и нашу науку определяли такие крупные ученые, как академики Г.О. Графтио и М.П. Костенко: члены-корреспонденты АН СССР М.А. Шате-лен, А.Е. Алексеев, В.П. Вологдин; член-кор. АН Армянской АССР И. В. Егиазаров, а также заслуженные деятели науки и техники РСФСР, профессора В.В. Дмитриев, Я.М. Гаккель, А.А. Петровский, А.А. Смуров, С.А. Ринкевич, А.В. Фатеев, Н.П. Ермолин, Д.В. Васильев, А.В. Башарин, Б.И. Норневский, Н.Х.Катханов.

Эти и другие ученые факультета внесли немалый вклад в электрификацию и индустриализацию страны, а также в победу в Великой Отечественной войне (вспомним хотя бы размагничивание судов и высокочастотную закалку брони). Недаром имена пяти профессоров факультета - Г.О. Графтио, П.Д, Войнаровского, В.В. Дмитриева, А.А. Смурова и В.П. Вологдина - за заслуги перед наукой и Отечеством высечены на мемориальных досках нашего университета (всего в ЭТУ 10 таких досок).

Сегодня ФЭА объединяет шесть выпускающих и одну общетехническую кафедры, а также две лаборатории. К числу выпускающих относятся кафедры: Систем автоматического управления - САУ, Электротехнологической и преобразовательной техники - ЭТПТ, Работотехники и автоматизации производственных систем - РАПС, Электромеханики и механотроники - ЭМ и ЭМТ, Электрификации и автоматизации судов - ЭАС, Корабельных систем управления - КСУ, общетехническая кафедра Теоретических основ электротехники - ТОЭ обслуживает почти все технические специальности университета.

Подготовка инженеров, бакалавров и магистров ведется по двум направлениям:

электротехника, электромеханика, электротехнологии и автоматизация и управление. Прием на дневное госбюджетное обучение составляет 180 человек.

Обучение в аспирантуре осуществляется по восьми специальностям, на которых занимаются около 60 аспирантов очной формы обучения, из них четверть составляют иностранцы.

На факультете работают два специализированных совета по защитам докторских и кандидатских диссертаций.

Преподавательский состав факультета объединяет 132 человека, в том числе 27 профессоров (среди которых семь заслуженных деятелей науки и техники РСФСР и РФ), 77 доцентов, четыре старших преподавателя и 24 ассистента. Преподаватели факультета читают более 200 курсов.

На ФЭА проводится большая научно-исследовательская работа за счет госбюджет-ного и внебюджетного финансирования. Общий объем НИР составляет примерно 1200 тысяч рублей в год. По результатам этих работ за два последних года получено восемь патентов на изобретения. Лишь за один последний год кафедры факультета участвовали в организации 11 научно-технических конференций (из них пять - международные) и приняли участие в шести всероссийских выставках. Сотрудники ФЭА выступили с 64 научно-техническими докладами и опубликовали более 50 научных статей. За последнее десятилетие защищены пять докторских и 35 кандидатских диссертаций.

Практически все выпускники нашего факультета трудоустраиваются сразу же после окончания университета, а некоторые начинают работать по специальности еще до его окончания. Заявки на выпускников факультета поступают более чем от 20 предприятий различной формы собственности ("Арсенал", "Гидроприбор", "Аврора", "ЛОМО", "Новая заря" и др.). Они готовы предоставить рабочие места не только выпускникам факультета, но и старшекурсникам в период их обучения на 4- 5 курсах, а также во время прохождения ими преддипломной практики.

Наряду с явными успехами на факультете имеется и ряд недостатков, на устранение которых нацелена программа, утвержденная советом ФЭА. Она предполагает устранение параллелизма курсов, укрупнение потоков, улучшение внебюджетной деятельности кафедр и их участие в вузовских программах развития платных образовательных услуг, улучшение материальной базы кафедр за счет внебюджетного финансирования и развития связей с промышленными организациями. Все это призвано повысить качество подготовки выпускников ФЭА и расширить проводимые на факультете научные исследования.

В. ПУТОВ, декан ФЭА А.ЛЯМКИН, доцент кафедры САУ

У БОЛЬШИНСТВА студентов нашего университета санаторий-профилакторий ЭТУ ассоциируется, прежде всего, с талонами на питание, с помощью которых они в течение одного или двух месяцев в году могут недорого, достаточно вкусно и сытно питаться в столовой вуза. Но это лишь одна сторона работы нашего профилактория. А каковы же другие аспекты его деятельности?

О "смутном" времени

Действительно, был период (середина 90-х годов), когда структурное подразделение Электротехнического университета - санаторий-профилакторий, финансируемый Фондом социального страхования, переживало не лучшие времена, как, впрочем, и сами государственные вузы... Однако профилакторий ЭТУ не последовал по пути, например, Горного института и не прекратил свое существование в результате финансовых колизий. А совсем недавно он переехал из стен общежития №8, что на у лице Торжковской, поближе к главным корпусам университета - в общежитие № 6 на наб. реки Карповки, как раз напротив женского монастыря.

Дом № 34, в котором находится сейчас общежитие №6, относится к старому фонду. Поэтому обустройство в его стенах потребовало от университета проведения больших ремонтных работ. И связана она, прежде всего, с именем первого проректора по административным, хозяйственным, социальным вопросам В.Н. Шелудь-ко. Как раз этот самый ремонт и продолжительный переезд и послужили причиной сложившегося мнения о возможностях нашего санатория-профилактория.

Все будет хорошо!

И вот я нахожусь около общежития. И каково же было мое удивление, когда я увидел несвойственную для нынешнего общежития картину: у здания, где живут студенты, вдоль наружных стен, испачканных штукатуркой, интенсивно двигались краны. .. Что это? Неужели здание сдано кому-нибудь в аренду? Оказывается, нет. В этом общежитии живут преимущественно уроженцы Сибири, в том числе все югорчане, обучающиеся в ЭТУ. И вот администрация г. Югорска, где создан и успешно работает филиал нашего университета, выделила деньги на капитальный ремонт здания общежития, а также на приобретение оборудования для тренажерного зала и сауны.

- Сейчас в преддверии грядущего капитального ремонта здания общежития мы сидим в холодных помещениях, - говорит главврач санатория-профилактория Р.Я. Ялышева. - По этой причине не можем пригласить для работы у нас массажистку, не торопимся и с техническим обновлением комнаты для физиотерапевтических процедур.

Тем не менее, в профилактории имеются: аппарат для снятия ЭКГ; комнаты, рассчитанные на прием 11 человек, нуждающихся в оздоровлении, а также довольно просторный зал с зеркалами для занятий аэробикой. Повсюду царит абсолютная чистота, уютная домашняя обстановка, а квалифицированный медицинский персонал отличается удивительной обходительностью.

Отдых - лучшее лечение

- Амбулаторные отдыхающие также могут пользоваться всеми обязательными (т.е. бесплатными) медицинскими услугами, - продолжает рассказывать Раиса Яковлевна. - На эту категорию отдыхающих распространяется и право бесплатного получения необходимых лекарств.

Так что если в период действия путевки в санаторий-профилакторий (в течение 24 дней) вы умудрились заболеть, то считайте, что вам в какой-то степени повезло:

лечащий врач санатория собственноручно выдаст вам не только обычные, необходимые вам лекарства, но и очень дорогие медикаменты. Но при этом обязательно добавит: "Надо вести здоровый образ жизни, начиная со студенческих лет".

В профилактории имеется весь необходимый запас лекарств, который при надобности пополняется. Есть огромный запас витаминов, а также экстракта элеу-терококка (для бодрого утреннего пробуждения), который выдается всем, оформившим путевку в санаторий-профилакторий. А в период сессии среди студенческой части отдыхающих особым спросом пользуется настойка валерианы...

- В профилактории предусмотрены также виды услуг, которые не входят в перечень обязательных (а следовательно, являются платными), - говорит главврач. - К ним относятся, например, вывод шлаков из организма, иглотерапия, гомеопатия и некоторые нетрадиционные методы лечения...

Одним словом, в нашем санатории-профилактории можно прекрасно отдохнуть. И к этому располагает не только режим его работы, но и окружающий вид. Вечером можно спуститься к воде, держась за склоненное над ней nov00032.jpg

дерево, а утром проснуться от звона колоколов и увидеть, как множество голубей летят вдоль стен монастыря, стремясь растаять над его куполами. А потом пить крепкий чай, наблюдая из окна за заблудившимися чайками и жалея о том, почему человек не может так же легко и грациозно парить в небе, как эти птицы...

Д.СТРУКОВ

Страница 4

Аристотель:

в гармонии с самим собой

"Александр Македонский всех наук"

Такую аналогию часто проводят в отношении великого древнегреческого философа Аристотеля (384-322г.г. до н.э.) из города Стагира, расположенного рядом с Македонией на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля - Никомах был придворным врачом македонского царя Амин-ты III, а сам Аристотель - сверстник сына царя, будущего македонского царя Филиппа II, отца Великого Александра.

В жизни Аристотеля выделяют три основных периода. В 17 лет он прибыл в Афины и стал учеником платоновской Академии, затем здесь же преподавал и всего в стенах Академии он провел 20 лет. После смерти Платона Аристотель покинул Академию и жил при дворе македонского царя Филиппа, где три с половиной года занимался воспитанием его сына Александра. В 335 году до н. э. Аристотель вернулся в Афины и основал там свою школу перипатетиков ("беседа во время ходьбы") - Ликей. После смерти Александра Македонского в 323 году дон. э. Аристотель, спасаясь от политических преследований проти-вомакедонской партии, бежал из Афин и вскоре умер на о. Эвбея (Халкида) - родине своей матери.

Античные авторы приписывали Аристотелю сотни сочинений по логике, метафизике, физике, биологии, этике, политике, экономике, истории, эстетике, многие из которых не сохранились.

"Платон мне друг, но истина дороже"

В этой крылатой фразе Аристотель выразил свое отношение к философии учителя, в которой его не устраивало абсолютное господство идеального мира ("мира идей") над миром материальных вещей ("мир вещей"). Третирование Платоном реального мира вещей позже стало основой мистицизма и аскетизма в неоплатонизме и в средневековой патристике.

Аристотель в своей метафизике ("первая философия") приземляет "мир идей", помещая его в мир чувственных вещей. Согласно Аристотелю, материальности лишена только высшая первоформа (Бог, духовный Абсолют, космический ум), которая является идеальной целью и к которой стремится вся природа, в том числе и человек.

Великий натуралист античности

Натурфилосфия Аристотеля включает в себя вопросы математики, физики, космологии, биологии и психологии. Космологические воззрения Аристотеля были развиты во II веке греческим астрономом Птоломеем в геоцентрическую астрономическую систему, которая являлась непререкаемой догмой в течение всей эпохи средневековья вплоть до открытий Коперника и Галилея.

В биологии Аристотель стал отличать живую природу от неживой и построил учение о восходящей лестнице материальных образований: от мира минералов к миру растений, а от него - к миру животных и миру человека. Живая природа - по Аристотелю - обладает тремя разновидностями души:

растительной, чувственной и разумной, присущей лишь человеку.

В строении человеческой души Аристотель выделил неразумную часть (растительная и чувственная души) и разумную (рассудок и собственно разум). Растительная и чувственная души смертны, а разумная душа человека бессмертна и находится в связи со вселенским Умом.

"Органон" - орудие знания

Аристотель стал основателем формальной логики и сделал в ней великие открытия. Он считал логику методологией научного познания и введением в философию. Логические сочинения Аристотеля получили название "Органон".

Древнегреческий философ создал первую классификацию наук, разделив их на три группы: теоретические (метафизика, физика, математика и др.), практические (этика, политика) и творческие (направлены на создаие объекта, на выполнение художественного или технического замысла). При этом он отличает науку от искусства, опыта и мнения.

Зрелая культура европейского средневековья предпочла именно аристотелевскую концепцию познания природы, и христианский платонизм Августина был заменен христианским аристотелизмом Ф. Аквинского.

"Всякий... виновник собственного характера"

Этика Аристотеля основана на психологии и является частью и введением в политику, ее цель - воспитание добродетельных граждан ради единства общества. Аристотель рассматривает сущность нравственных добродетелей, дает их классификацию, показывает роль разума и воли в нравственной жизни.

Чувственная и разумная части души имеют как добродетели, так и пороки. Например, у разумной души интеллектуальными добродетелями являются мудрость, разумность, благоразумие, а пороками - противоположное состояние духа. Душа этически добродетельна в той мере, в какой практический разум подчиняет себе чувственную часть души.

Интеллектуальные добродетели приобретаются путем обучения, а этические - путем воспитания хороших привычек, они не даны от природы и требуют усилий самого человека. Поэтому - по Аристотелю - всякий в известном смысле "виновник собственного характера".

....Приобщение к участи богов

В своем "Письме к Александру" Аристотель призвал великого полководца к добродетели, к жалости и милованию незаслуженно несчастных людей. Древний философ считал, что жалость - признак кроткой души, а жестокость - души невоспитанной. "Старайся быть скор на добрые дела и медлителен на гнев: первое - царственно и милост-ливо, второе - отвратительно и свойственно варварам. Впрочем - заключал Аристотель, - делай то, что считаешь правильным, не презирая полезных мнений". Философ писал, что добродетельный, нравственный человек стремится к мудрости и высшим ценностям, он живет в гармонии с самим собой и не знает укоров совести.

Основа стабильности - сильный средний класс

Главная цель политики - достижение справедливости как общего блага - считает Аристотель. nov00041.jpg

Счастливая жизнь возможна лишь в государстве, но это относится только к правильным его формам, каковыми являются монархия, аристократия, полития (демократия).

В своем учении о государстве Аристотель утверждает гармонию общего и единичного, государства и гражданина. Философ является апологетом умеренной частной собственности и сильного среднего класса, который - по его мнению - служит основой стабильности государства.

В экономических воззрениях Аристотель был идеологом аграрного общества, натурального хозяйства и рабовладения.

Очищение души искусством

Искусство (поэзия, трагедия, комедия, драма, игра на флейте и т. д.) - по Аристотелю - есть подражание (мимесис) формам бытия. Средствами подражания являются ритм, слово, гармония. Аристотель показывает воспитательную роль искусства, которое, изображая людей, может улучшать их, ухудшать или сохранять такими, какие они есть. В частности, на примере трагедии он демонстрирует возможности искусства встряхивать души людей, освобождать их от внутренних напряжений и облагораживать. Это воздействие трагедии на зрителей характеризуется как очищение - катарсис.

Однако - по мнению древнегреческого философа - лучшим нравственным идеалом для самого Аристотеля оставалась теоретическая деятельность человека, не преследующая никаких практических целей. Именно она является лучшим способом времяпрепровождения.

В. ПАРИНОВ,

к.ф.н., доцент кафедры философии ЭТУ

Фома Аквинский:

о сущем и сущности

XIII век в истории Европы отмечен особым названием - Высокое Средневековье. Это было время последних Крестовых походов и начала тесного общения христианского Запада с Востоком, время возникновения нищенствующих орденов и учреждения инквизиции. Европа неожиданно ощутила себя не только духовным, но и политическим единством. Однако Церковь еще очень сильна и предпринимает последнюю попытку утвердить свою власть над всеми христианскими государями.

В то же время уже начался бурный рост городов, изменивший не только карту мира, но и лицо самого человека, который отныне переставал быть игрушкой в руках природы и власти. Он становится мастером, членом цеховой организации, с которым уже нельзя не считаться. Этот век междуусобиц начался проповедью братства и милосердия св. Франциска Ассизского, возвестившей новое отношение к человеку, а закончился бессмертными терцинами Данте, открывшими путь наступающей эпохе - эпохе Возрождения.

Но XIII век был еще и веком расцвета университетов. Хотя светские учебные заведения все еще оставались под бдительным контролем церкви, средневековый университет - уже зримое выражение отделения знания от веры. Разум имеет достаточно сил, чтобы искать истины на своих собственных путях и должен обращаться к истинам веры лишь тогда, когда он не может выпутаться из противоречий. Такое положение явилось результатом длительной и тяжелой борьбы университетов за относительную самостоятельность.

Еще в первой половине XIII века чтение в аудиториях большей части сочинений Аристотеля не дозволялось. Но ситуация стремительно менялась. Не только светская власть, отстаивавшая свой авторитет, не только города, боровшиеся за независимость, но и сама Церковь, вынужденная противостоять еретикам (среди которых встречались весьма оригинальные мыслители), нуждались в образованных, способных к самостоятельному мышлению людях. Вот почему в это время философия, остававшаяся еще служанкой теологии, перестает быть ее рабыней.

Фома (Томас) Аквинский, родившийся в 1224 году, происходил из неаполитанского графского рода. Свою юность будущий философ провел при монастыре, где получил образование, которое затем продолжил в Неаполитанском университете. Здесь он принимает решение о вступлении в Доминиканский монашеский орден. Генерал ордена направил способного студента в Париж для обучения теологии в лучшем из университетов Европы.

Родственники были категорически против пострижения Фомы, которого они прочили в епископы. Предание гласит, что по пути во Францию Фома подвергся нападению своих братьев, был похищен ими и заточен в башне родового замка. Но ни уговоры, ни угрозы вечного плена, ни попытки соблазнить упрямого юношу прелестями светской жизни ни к чему не привели - через год Фома отбыл в Париж, где стал слушать знаменитого в то время философа Альберта Великого. Вскоре вслед за учителем Фома отправился в Кельн. Здесь-то он и заслужил прозвище немого буйвола, сицилийского бычка, поскольку во время диспутов предпочитал не говорить, а слушать. Но когда ему все же приходилось высказываться по тому или иному вопросу, основательность его мыслей удивляла всех.

Вернувшись в Париж в 1252 году, Фома завершил свое образование, получив все степени вплоть до высшей - магистра (звание доктора присуждалось только посмертно). В этот период своей жизни он написал ряд сочинений, в том числе трактат "О сущем и сущности", начал писать "Сумму против язычников". Эти сочинения делают мыслителя очень популярным, его приглашают читать лекции в Сорбоне, в ряде других университетов. В 1259 году по приглашению самого Папы Фома приезжает в Рим для работы над католическим прочтением Аристотеля. Фоме часто поручают вести диспуты с противниками официальной доктрины Церкви, ибо было трудно найти более искусного мастера аргументации.

Философский диспут - это не спор мнений, здесь требуется не консенсус, а демонстрация оснований той или иной позиции и "измерение" их глубины. Сам Гегель говорил, что у Фомы Аквинского мы находим "не логические ухищрения, а основательные метафизические мысли обо всех вопросах теологии и философии" и что его "Сумма теологии" "сделалась основной книгой всей схоластической теологии".

Фома Аквинский получил имя Аристотеля Средних веков, его называют также "систематизатором схоластики". В своей "Сумме" мыслитель

рассматривает MHO- -^ ^tiui гообразие сущего в порядке, заданном аристотелевскими категориями. Однако для разрешения противоречий, возникающих на этом пути, философ вводит новые определения, получившие особое звучание в христианской мысли: безусловное (абсолютное) и бесконечное - формальные определения божественного. Продумывание абсолютного как принципа бытия и мышления оказалось наиболее продуктивным моментом средневековой философии. Фома Аквинский был одним из тех, кто созидал свою эпоху и сам стал эпохой в истории мысли и культуры.

Фома Аквинский умер в 1274 году во время работы над "Суммой теологии", которую так и не успел завершить. Несмотря на советы врачей, он до последнего дня отказывался прервать свой труд. Он даже утверждал, что ему открылась новая истина, и все, что он создал прежде, теперь не имеет значения. После смерти средневековый философ был удостоен титула Doctor Angelicus (ангельский доктор), а в 1323 году был причислен к лику святых. В итальянской коллекции Эрмитажа есть картина знаменитого художника XV века фра Беато Анжелико да Фьезоле, изображающая Марию с Младенцем в окружении святых Доминика и Фомы Аквинского, которого не трудно узнать по его полному телосложению.

Дело, которому было отдано столько сил, стало приносить свои плоды еще при жизни мыслителя: в 1270 году в Париже появился философский факультет, философия выделилась из теологии, разум вступил в свои исконные права.

М. РАДЫШЕВЦЕВ, ассистент кафедры философии ЭТУ

nov00042.jpg

Учредители: Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г.

Адрес редакции:

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 346-08-71.

Редактор О. И. ТУГАРИНА

Тираж 1500 экз.

Бесплатно. Отпечатано в ГУП "СПб государственный газетный комплекс", 198216, СПб., Ленинский пр, 139. Заказ № 1426.

 
Назад
Дата последнего обновления: 21.12.2010
  © Copyright 1995-2010 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.