Поиск по сайту E-MAIL Главная страница
Пресса

Страницы 1 2 3 4

Страница 1

el00011.jpg

Молодежь и традиции

В декабре 2000 года в Санкт-Петербурге в Научно-образовательном центре ФТИ им. А.Ф. Иоффе прошла вторая всероссийская молодежная конференция по физике полупроводников и полупроводниковой опто- и на-ноэлектронике. Она проводилась в рамках Федеральной программы "Интеграция" и Недели науки-2000 СПбГТУ. Организаторами конференции выступили СПбГТУ, ФТИ им. А.Ф. Иоффе и СПбГЭТУ "ЛЕТИ".

Конференцию открыли два доклада ученых из ФТИ им. А.Ф. Иоффе. А.Ю. Маслов сделал анализ формирования поляронов в наноструктурах. Е.Л. Портной посвятил свое выступление герагерцовой оптоэлектронике для волоконно-оптических линий связи.

Большую работу по организации и проведению конференции провели ее программный (во главе с проф. из СПбГТУ Л.Е. Воробьевым) и организационный комитеты. Участникам конференции было представлено 52 устных и 60 стендовых докладов, подготовленных 47 студентами и 61 аспирантом, по разделам: объемные свойства кристаллов; поверхность, граница раздела; гетероструктуры и низкоразмерные системы; дефекты и примеси; приборы; фуллерены и на-нокластеры.

Лучшими признаны доклады студентов: Г.С. Гагис (СПбГЭТУ) - первая премия, А.А. Ильевский (МГУ) и А.С. Гуревич (СПбГТУ) - вторая премия, Н.К. Федосов (СПбГТУ) и И.А.Федоров (МИЭТ) - третья премия.

Среди аспирантов лучшими названы доклады: Ю.Б. Вахтомин (МПГУ) - первая премия, Д.Б. Векслер ИФМ РАН) и А.В. Зверев (ИФП СО РАН) - вторая премия, В.Ю. Паневин (СПбГТУ) и И.А. Чучмай (ННГУ) - третья премия.

Присутствовавшие на конференции ученые констатировали в целом высокий уровень докладов.

Подводя итоги, конкурсная комиссия, наряду с присуждением премий, отметила дипломами конференции еще 12 докладов.

Активность молодежи на прошедших конференциях по физике полупроводников и наноэлектронике дает основание надеяться, что традиция ежегодного проведения конференций в Санкт-Петербурге усилиями сложившегося коллектива организаторов будет продолжена.

el00012.jpg

"Дед Мороз пришел!"

- это восклицание то и дело раздавалось на "семейных" этажах общежитии ЭТУ в канун 2001 года. Ожидание чего-то необычного и долгожданных подарков - вот что читали в глазах "лэтишных" ребятишек Дед Мороз и Снегурочка, которые по поручению студенческого профкома побывали в семейных комнатах университетских общежитии.

Но просто так долгожданный подарок Дед Мороз и Снегурочка не отдавали. Чтобы его получить, ребенку надо было "показать себя", доказать, что он достоин своих родителей - студентов и аспирантов Электротехнического университета. И тут раскрывались самые неожиданные творческие способности будущих, вполне возможно, технарей:

ребятишки танцевали, читали стихи, пели песенки, водили хоровод с Дедом Морозом и Снегурочкой. И неважно, что комнатки общежитии были совсем маленькими...

Все это действо сопровождалось огромным волнением не только маленьких "лэ-тишников", но и их родителей. Правда, некоторые малыши еще боялись Деда Мороза и жались к своим папам и мамам. Но подарки, конечно же, получили все дети. Хотя Дед Мороз и Снегурочка прибыли с Севера, как и положено волшебникам, гостинцы они привезли со всего света: шоколадные конфеты и трюфеля из Европы, арахис из Америки, мандарины из Африки, яблоки с Кавказа, игрушки и печенье из России...

О чем, о чем, а о сессии обитатели общежития № 2 ЭТУ в канун Нового года явно не думали. Они собрались за одним большим столом проводить старый год, XX век и второе тысячелетие. И вдруг по лестнице поднимаются Дед Мороз и Снегурочка! Чудеса, да и только! Для студентов, собравшихся в "двойке", встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой вылилась в огромную радость, потому что напомнила им не так уж и давнее беззаботное детство.

Вот они -- наши 75 пет

el00013.jpg

Страницы истории - удивительные имена

Российское радиотехническое образование начиналось в ЭТИ при жизни А.С. Попова, но организационное оформление получило только в 1917 году, когда на электрофизическом факультете была создана кафедра радиотехники, во главе которой встал И.Г. Фреймам. В 1924 году (по другим сведениям, в 1925) эта кафедра разделилась на две: общего и специального курсов радиотехники. Первую возглавил профессор Н.А. Скрицкий, вторую - профессор И.Г. Фреймам.

Именно эту дату - 1925 год - и считают датой образования кафедры теоретических основ радиотехники (ТОР), так как, несмотря на неоднократные изменения названия, в течение прошедших 75 лет неизменным оставалось главное: место и задачи кафедры в процессе обучения студентов-радистов в ЭТИ-ЛЭТИ-ЭТУ.

В 1925-1929 годах для всех студентов электрофизического факультета читались два курса: общий курс радиотехники и курс электровакуумных приборов. Лекции читал профессор Н.А. Скрицкий, а лабораторные работы вел тогда еще молодой преподаватель, выпускник ЛЭТИ Г.А. Кьяндский.

Когда в 1929 году И.Г. Фреймана не стало, радиотехнический цикл был реорганизован и вместо кафедры специального курса радиотехники были созданы две кафедры: радиопередатчиков (зав. А.И. Берг) и радиоприемников (зав. В.И. Сифоров), а также шесть самостоятельных курсов: основы радиотехники (Г.А. Кьяндский), радиоизмерения (Г.А. Кьяндский), распространение радиоволн (А.Н. Щукин), радиосети (антенные устройства - А.А. Пистолькорс), электровакуумные приборы (А.А. Шапошников), электропитание радиоустройств (A.M. Кугушев). Первые четыре курса входят в компетенцию кафедры ТОР и сегодня.

Н.А. Скрицкий в 1930 году был арестован и после освобождения в 1931 году в ЛЭТИ уже не вернулся. В 1937 году был арестован и А. И. Берг. Временно исполняющим обязанности зав. кафедрой радиопередатчиков был назначен В.И. Сифоров ("на время отпуска А.И. Берга", так гласит запись в его личном деле). В конце 1937 года, в ходе реформы высшей школы СССР, в ЛЭТИ были организованы четыре кафедры радиотехнического цикла: радиопередающих устройств (вр. и.о. зав. В.И. Сифоров), радиоприемных устройств (зав. В.И. Сифоров), теоретической радиотехники - ТР (вр. и.о. зав. В.И. Сифоров) и радиоизмерений (зав. Г.А.Кьяндский).

Новые веяния

В начале 1938 года для заведования кафедрой теоретической радиотехники был приглашен молодой, но уже известный в радиотехнических кругах ученый Михаил Самойлович Нейман. Выпускник созданного академиком А.Ф. Иоффе физико-технического факультета Ленинградского политехнического института, он в 1926 году, будучи еще студентом четвертого курса, начал работать в ЦРЛ (Центральная лаборатория) в лаборатории коротких волн под руководством проф. Д.А. Рожанского, известного радиофизика, преподававшего тогда на физмехе Политехнического института.

За время работы в ЦРЛ (кстати, ставшей "повивальной бабкой" для многих радиотехнических предприятий и организаций Ленинграда) М.С. Нейману пришлось заниматься самым широким кругом проблем: радиопередатчиками различных мощностей и частотных диапазонов, антеннами разных диапазонов волн, вопросами стабилизации частоты автогенераторов и устойчивости усилителей. Вместе с ним в ЦРЛ работали в ту пору А.А. Пистолькорс, (будущий членкор АН СССР), А.Н. Щукин (выпускник ЛЭТИ, будущий академик АН СССР).

На кафедре технической радиотехники М.С. Нейман читал курс радиосетей (антенных устройств), А.Н. Щукин - курс распространения радиоволн, доцент Г.С. Рамм - курс основ радиотехники, доцент И.В. Бренев - курс ультракоротких волн.

В то время научные интересы М.С. Неймана были сосредоточены на исследовании полых резонансных систем - эндовибраторов, как он их называл. В 1939 году он защитип докторскую диссертацию на тему "Замкнутые электромагнитные колебательные системы для ультравысоких частот - эндовиб-раторы".

В феврале 1941 года, за четыре месяца до начала Отечественной войны, М.С. Нейман был направлен в полугодовую командировку в США (по линии радиопромышленности), где и оставался до конца войны, выполняя обязанности зам. начальника отдела связи советской закупочной комиссии. После возвращения из США по рекомендации академика А.И. Берга, в то время зам. председателя комиссии по радиолокации в правительстве СССР, М.С. Нейману была поручена организация радиотехнического факультета в МАИ. Но до самого начала войны М.С. Нейман числился зав. кафедрой ТР ЛЭТИ "по совместительству".

На службе у фронта

После начала Великой Отечественной войны на кафедре теоретической радиотехники нашего вуза под руководством проф. Г.А. Кьяндского были разработаны и изготавливались небольшие радиостанции радиоразведки и создания радиопомех; были также открыты курсы радиооператоров. В марте 1942 года часть преподавателей и оставшихся в вузе студентов были эвакуированы на Северный Кавказ, в Ессентуки. Когда в августе того же года немецкая армия подошла к Ессентукам, большая часть преподавателей и студентов пешком через перевалы Главного кавказского хребта перешла в Закавказье, а оттуда переправилась в Ташкент, где ЛЭТИ возобновил свою работу.

Г.А. Кьяндский по состоянию здоровья был вынужден остаться в Ессентуках, пережил оккупацию и попал в Ташкент только в марте

Страница 2

Вот они - наши 75 лет

1943 года. Видимо, он оказался единственным преподавателем радиотехнического цикла в Ташкенте (профессора В.И. Сифоров, С.А. Дробов и некоторые другие преподаватели и сотрудники нашего института стали преподавателями военных вузов), т.к. в июне 1943 года, когда все кафедры радиотехнического цикла были объединены в одну кафедру радиотехники, Г.А. Кьяндский был назначен ее заведующим.

5 мирное время

В феврале 1945 года ташкентская группа ЛЭТИ вернулась в Ленинград. Структура радиотехнического цикла восстановилась. Была создана преемница кафедры теоретической радиотехники - кафедра основ радиотехники (ОР), которую возглавил Г.А. Кьяндский. В 1946 году был организован Радиотехнический факультет, в состав которого вошла и кафедра ОР. В начале того же года из кафедры ОР была выделена кафедра радиоизмерений, но, просуществовав немногим более года, она вновь вошла в состав кафедры основ радиотехники . Подобным же образом в 1947 году выделилась кафедра антенно-фидерных устройств, вернувшаяся в состав кафедры ОР спустя четыре года.

В 1952 году Г.А. Кьяндский по состоянию здоровья был освобожден от занятий со студентами, ему было поручено только руководство кафедрой ОР. Одновременно он готовил большой учебник по курсу радиоизмерений. Кафедрой в это время практически руководил доцент М.А. Карпинский, читавший курс радиотехники. Радиоизмерения читал доцент В.Ю. Рогинский, курсы антенно-фидерных устройств и распространения радиоволн - доцент М.Е. Старик. Никаких специальных курсов кафедра не читала и была относительно малочисленной.

Эпоха Ю.Я. Юрова

В 1953 году на кафдру пришел доктор технических наук Ю.Я. Юров. Несколько лет до этого он проработал на кафедре радиосистем и заложил там основы курса автоматики

радиолокационных станций. Непосредственно перед войной Ю.Я. Юров, выпускник ЛЭТИ, защитил кандидатскую диссертацию по вопросам электроаппаратостроения, а в июле 1941 года попал в действующую армию, на Ленинградский фронт. В 1944 году (в соответствии с приказом Госкомитета по обороне об использовании мобилизованных в армию ученых) он был откомандирован в ГКНИИ ВВС (Научно-испытательный центр ВВС), где занимался проблемой устойчивости самолетных угольных регуляторов напряжения. Проведенные им исследования завершились докторской диссертацией, которую он успешно защитил в 1951 году в Институте автоматики и телемеханики АН СССР.

После демобилизации в 1946 году и возвращения на кафедру автоматики ЛЭТИ, кандидат технических наук Ю.Я. Юров, к этому времени глубоко ощутивший насущную необходимость и важность математического образования для развития технических наук, поступает на вечернее отделение механико-математического факультета Ленинградского университета, где, проучившись четыре года, он получил фундаментальную математическую подготовку и стал убежденным адептом и пропагандистом самого широкого использования математических методов в инженерном деле. Лекции Ю.Я. Юрова по курсу математики РЛС, в которых интенсивно использовались математические подходы, были для студентов откровением.

Ю.Я. Юров ясно видел наметившуюся тенденцию к освоению радиотехникой все более высокочастотных диапазонов. Но после ухода М.С. Неймана в ЛЭТИ специалистов в области техники сверхвысоких частот (СВЧ)небыло.

С приходом Ю.Я. Юрова, яркого ученого и человека, начинается современная история кафедры. Он организует семинар по электродинамике СВЧ для студентов старших курсов РТФ, где Юрий Яковлевич читает лекции, одновременно с обучением студентов, непрерывно углубляя собственные знания. К концу работы семинара осталось всего двое слушателей, но каких! Это были будущие заведующие кафедрами ЛЭТИ-ЭТУ О.Г. Вендик и Ю.В. Егоров, которые вместе с руководителями семинара (и кафедры) образовали ядро СВЧ-группы на кафедре ОР.

Первая НИР, выполненная этой группой, была посвящена созданию небольшой фазированной антенной решетки (ФАР) на электрически управляемых ферритовых фазовращателях. Эта работа была пионерской не только в СССР, но и в мире и положила начало циклу работ на кафедре ОР (затем - ТОР), продолжающемуся около десяти лет.

В 1955 году скончался Г.А. Кьяндский, которого заменил Ю.Я. Юров, к этому времени уже профессор. Тогда же кафедра стала называться кафедрой ТОР. И с этого времени начинается интенсивное развитие научно-исследовательских работ, рост коллектива и значимости кафедры на факультете и в институте.

Новые направления

Еще в 1953 году, будучи в командировке в Пражском политехническом институте, Ю.Я. Юров узнал о работах по использованию в РЛС шумоподобных сигналов, которые проводились в США. Эта идея его увлекла, и в 1960 году на кафедре ТОР началась работа в этом направлении. В ней участвовала большая часть ее сотрудников (позднее одним из научных руководителей этой работы стал доц. В.И. Винокуров, успешно защитивший по этой тематике докторскую диссертацию). Макет РЛС с использованием псевдошумового сигнала был успешно испытан в 1965 году. По-видимому, это была первая, созданная в СССР РЛС, со сложным кодированным сигналом. Позже данная тематика перешла на кафедру радиооборудования кораблей, которую возглавил проф. В.И.Винокуров.

Передний фронт

В 60-е годы вопросы обработки сигналов стали выдвигаться на передний фронт развития теоретической радиотехники. Появилась и была освоена идея корреляционного приема и использования согласованных с сигналом линейных фильтров, появились новые идеи методов обработки, в частности, так называемая "пространственная фильтрация".

Это направление развивалось на кафедре ТОР в научных группах, которыми руководили доценты Ю.В. Егоров и В.Б. Устинов. Первая группа сосредоточилась вскоре на исследовании путей обработки сигналов с помощью акустооптических устройств (пространственное Фурье-преобразование), вторая - на обработке сигналов с помощью "спиновых" устройств, в основном с использованием явления ядерного магнитного резонанса (ЯМР). Позднее выделилась группа доц. Ю.А. Густова, занимавшаяся разработкой имитаторов отраженных РЛ-сигналов в 3-см диапазоне с использованием явления электронного парамагнитного резонанса (ЭПР). По всем направлениям было проведено немало научно-исследовательских работ с положительными результатами.

Одновременно продолжались работы по тематике СВЧ, в частности по исследованию параметрического усиления на нелинейных диэлектриках (доц. Ю.К. Барсуков) и по исследованию элементов линейных ускорителей частиц (доц. И.Г. Петелин), не считая других работ.

Время изменилось - имена остались

Фундаментально реорганизованная и интенсивная научно-исследовательская работа привела к большим изменениям и в педагогической деятельности кафедры: с 1962 года кафедра стала выпускать учебную группу со специализацией "волновая радиоэлектроника", сначала в рамках конструкторско-технологической специальности, а позднее в рамках специальности "радиотехника". Были созданы соответствующие специальные курсы, обеспечено курсовое и дипломное проектирование, разработаны методические пособия и лабораторные циклы.

В 2001 году состоится 37-й выпуск. Выпускаемые группы стали источником пополнения коллектива кафедры научными сотрудниками и преподавателями. Сегодня в числе преподавателей кафедры ее выпускники:

профессор В.Н. Ушаков, доценты B.C. Алексеев, А.А. Данилин, М.Т. Иванов, В.Н. Малышев, А.Н. Рогов, М.И. Сугак, ассистенты С.В. Грачев, Д.О.Москалец, И.Н. Семенихин.

В 1976 году Ю.Я. Юров перешел на должность профессора кафедры, а ее заведующим стал доц. Ю.В. Егоров, вскоре защитивший докторскую диссертацию. Проф. Ю.Я. Юров создал новую научную группу, которая вела различные работы по антенной и СВЧ-тематике. В 1985 году Юрий Яковлевич тяжело заболел, но вплоть до своей кончины в 1995 году продолжал (совместно с B.C. Алексеевым) научную работу по проблемам гравитационных волн.

После 1991 года возможности ведения научной работы сильно сократились. Однако группа под руководством проф. В.Н. Ушакова успешно продолжает работу в направлении разработки устройств, сочетающих акустооптические и цифровые методы обработки сигналов. Группа доц. В.Н. Малышева занимается исследованиями переходных процессов в резонансных системах линейных ускорителей частиц. Доц. М.И. Сугак ведет различные работы в области антенных устройств. Доц. С.А. Баруздин продолжает исследования в области обработки сигналов спиновыми системами.

В 1997 году Ю.В. Егорова в должности заведующего кафедрой сменил проф. В.Н. Ушаков, седьмой руководитель в 75-летней истории кафедры ТОР. Ю.В. Егоров в 1999 году трагически погиб.

Немало выпускников - студентов и аспирантов кафедры TOP - со временем возглавили кафедры в нашем университете, а также в других вузах, стали известными крупными учеными. Среди них: О.Г. Вендик, И.Г. Мироненко, Е.Г. Пащенко, В.И. Винокуров, В.Ф. Манойлов, Г.С. Макеева, В.И. Маковеев, Л.Т. Тер-Мартиросян, А.А. Барыбин и многие, многие другие.

И сегодня кафедра ТОР продолжает совершенствовать работу по радиотехническому образованию студентов ЭТУ.

Ю.Е. ЛАВРЕНКО, доцент кафедры ТОР

НА ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни человеку приходится сталкиваться с новыми достижениями технического прогресса, затрагивающими сферу как личных, так и деловых интересов. Сейчас, чтобы быть конкурентноспособным на рынке труда, человек должен все время пополнять багаж своих знаний, приобретать новые. Однако на пути к желаемым и столь необходимым знаниям встречается масса, на первый взгляд, непреодолимых препятствий:

работа, семья, ограниченное время, недостаточная пропускная способность вузов и т.д. Как же человеку преодолеть эти препятствия, а, значит, и выиграть конкуренцию на рынке труда и получать достойную зарплату?..

Помочь преодолеть эти трудности сегодня вполне способно дистанционное обучение и его наиболее современная форма - сетевая технология обучения. Как отметил проректор по дополнительному образованию ЭТУ, д.т.н., профессор Л.Н. Рассудов, обучение через Интернет (сетевая технология) - это техническое решение, диктуемое временем...

Корреспондент газеты "Электрик" Денис СТРУКОВ встретился с Львом Николаевичем и руководителем Центра новых информационных технологий нашего университета Юрием Станиславовичем ТАТАРИНОВЫМ, чтобы обсудить с ними перспективы развития Интернет-обучения как современной формы ДО. Вот как проходила эта беседа.

КОРР.: Каковы преимущества и недостатки этой формы обучения!

Р.: Большие, хотя бы потому, что обучающийся может самостоятельно выбирать место и время прохождения Интернет-курса. А это означает, что ему не надо тратить силы и средства для поездки в другой город нашей страны или даже Европы (где находится избранный абитуриентом вуз). Кроме того он сам выбирает интенсивность и продолжительность обучения. Однако при этом надо иметь в виду последовательность изучения предметов, поскольку бывает так, что одну дисциплину невозможно штудировать без предварительного изучения другой...

Т.: Число желающих получить или продолжить образование сегодня намного превышает количество учебных мест, имеющихся в вузах - отсюда и конкурс. Таким образом, массовость и относительная доступность Интернет-обучения - еще один плюс сетевых технологий ДО. Более того, в этой форме обучения имеется возможность напрямую использовать режим on-line в Интернете, формируя таким образом телеконференцию между преподавателями и обучающимся.

В ходе разработки Интернет-курса возможно также создание "виртуальной лаборатории", когда обучающийся, находясь в одном из отдаленных уголков страны (нашей или зарубежной), может сделать лабораторную работу...

Р.: Однако, чтобы внедрить эту современную форму обучения в ЭТУ, необходимы серьезные денежные затраты, как, впрочем , вообще на любую модернизацию. Так, например, чтобы создать "виртуальную лабораторию", нужны средства на использование времени в Интернете, создание соответствующего информационного пространства вокруг этой лаборатории, нужны средства на разработку таких виртуальных моделей, которые позволили бы обучающемуся делать лабораторные работы и т. д.

Огромным недостатком обучения через Интернет является отсутствие непосредственного визуального контакта между преподавателем и студентом. Этот взаимоличностной принцип обучения в нашей стране всегда был основополагающим. К тому же, как выяснить такой факт: кто работает в сети, сдает лабораторную работу или экзамен - сам обучающийся или его приятель-отличник? Чтобы избежать проблемы индентификации слушателя Интернет-курса, по мнению собеседников, итоговую аттестацию необходимо проводить в "реальном пространстве".

КОРР.: Что представляет из себя дистанционное обучение сегодня!

Р.: В начале развития сетевого обучения разработчики этого направления основной акцент делали на решение технических вопросов создания систем электронных носителей информации ("электронных учебников"), основанных на уже существующей учебно-методической базе. Сегодня же на первое место выходит создание и апробирование учебно-методической базы как системы, отвечающей задачам Интернет-обучения. Другими словами, при создании Интернет-курса необходимо сотрудничество его разработчика и специалиста, который бы свободно ориентировался в программном обеспечении, используемом для создания этого учебника. Только такое взаимодействие приведет к положительным результатам при внедрении Интернет-курсов в систему дополнительного обучения.

Т.: Для того, чтобы создать электронный учебник в ЭТУ, необходима прежде всего инициатива преподавателя-разработчика методической части курса. Сейчас среди немногочисленной инициативной группы таких преподавателей отобраны несколько человек, учебные материалы которых оптимально подходят для создания электронных носителей. К примеру, в 2000 году в нашем университете премии за электронные учебники получили: профессор кафедры ВТ B.C. Фомичев и доцент кафедры ПМИГ В.П. Большаков.

В ближайшее время планируется создание в ЭТУ Центра дистанционного обучения (Ц ДО), который будет заниматься не только разработкой электронных учебников, но и всей системой ДО в вузе. На сегодняшний день в нашем университете присутствуют лишь элементы подсистем общей структуры дополнительного обучения, а именно, разработка электронных учебников, элементы тестирования, относительный доступ к специализированному оборудованию... Полная же система ДО ЭТУ "ЛЭТИ" куда более сложна. Достаточно только перечислить ее главные подсистемы:

"Виртуальный университет" (выполнение функций обычного деканата), подсистема взаимодействия (различные режимы конференций, электронная почта), сама подсистема обучения, подсистема управления и защиты информации и т.д.

В настоящее время наш университет уже сделал первый шаг к развитию современной формы обучения: из различных ее вариантов ЭТУ наиболее близок к выбору продукта Learning Space фирмы Lotus (IBM). Основу Learning составляют интерактивные базы данных, которые позволят обучающимся участвовать в решении задач, упражнений, в обсуждениях, накапливать новые знания и осуществлять их проверку,получать персональные замечания преподавателей. Примечательно, что этот программный продукт содержит модуль с библиотекой учебных материалов, которая кроме текста может включать в себя видео-, компьютерные обучающие программы, графику... Более того, имеется модуль, представляющий собой прототип персональных домашних страниц, созданных самими студентами, а также их общедоступные самоописания в целях поддержки чувства группы в " онлайновом сообществе"...

КОРР.: Нужен ли Интернет для получения образования!

Р.: Безусловно, нужен. Но наша страна, к сожалению, в силу своей экономической отсталости и экономической нестабильности, пока не готова к дорогим формам обучения. Дорогим как по разработке учебно-методического материала, так и по его использованию. Приобрести компьютер, да еще с выходом в Интернет, сегодня могут позволить себе далеко не все жители России, особенно те, кто живет в отдаленных районах нашей страны. Однако надеюсь, и эта проблема в конце концов будет решена у нас и уже лет через 5-10 дополнительное обучение будет осуществляться только через Интернет...

Т.: Рынок услуг Интернет-обучения только еще формируется и требует все более и более усовершенствованного отлаживания механизмов учебного процесса, предоставления учебного материала. Но несмотря на все позитивные и негативные стороны применения сетевых технологий в ДО, уже наблюдаются в этом определенные положительные тенденции. И чем быстрее наш университет перейдет на эту форму дистанционного обучения, тем более конкурентоспособным он станет, тем большее число студентов появится у нас, в том числе и зарубежных...

Страница 3

Слово и дело

стали главными в работе издательства ЭТУ

Общественный корреспондент газеты "Электрик" встретился с директором издательства СП6ГЭТУ"ЛЭТИ" В.Г. Павловских и задал ему несколько вопросов о работе этого важного вузовского подразделения. Итак...

- Владимир Геннадиевич! Как известно, без прошлого нет будущего. Какой была издательская деятельность нашего вуза в прошлом!

-До 1990 года издательско-полиграфическая деятельность ЛЭТИ осуществлялась двумя его структурными подразделениями: редакционно-издательским отделом (РИО) и отделом научно-технической документации (ОНТД). Парк оборудования ОНТД состоял из шести единиц примитивной техники, и потому номенклатура продукции услуг была узка. РИО и ОНТД подчинялись разным проректорам, соблюдали "свой интерес" по принципу "от и до" и не были заинтересованы в конечных результатах издательско-полиграфической деятельности как единого вузовского процесса.

el00031.jpgДля устранения этого недостатка в мае 1990 года ректорат ЛЭТИ совместно с АО "ИЛИП" и издательством "Судостроение" принял абсолютно правильное на тот момент решение о создании МГП "ПОЛИКОМ" с правами юридического лица и самостоятельным балансом. Наш вуз передал в аренду "ПОЛИКОМу" соответствующие помещения и оборудование и стал основным заказчиком (90 процентов) "ПОЛИКОМа". Его создание позволило заинтересовать работников материально и прекратить утечку квалифицированных кадров, повысить оперативность материально-технического обеспечения процесса и скорость выполнения заказов. За счет средств, заработанных "ПОЛИ-КОМом", удалось произвести ремонт выделенных вузом рабочих площадей, развить парк оборудования.

Коллектив "ПОЛИКОМа" осуществлял изда-тельско-полиграфическое обеспечение учебного и научного процессов, а также тиражирование материалов семинаров, конференций, симпозиумов, проводившихся на базе университета. В номенклатуре продукции и услуг появились такие позиции, как выпуск программ конференций, изготовление пригласительных билетов и визитных карточек, печать тезисов докладов, выпуск рекламных материалов и т.д.

В 1995-1996 годах, ввиду непростого положения, сложившегося в стране, и в связи с многочисленными неплатежами, взаимозачетами, бартером и пр., "ПОЛИКОМ" по вине своих заказчиков оказался на грани банкротства, поскольку их долг на тот момент достиг 20 млн. руб.

В связи с этим ректорат университета принял своевременное решение о создании изда-тельско-полиграфи-ческого центра в качестве структурного подразделения ЭТУ "ЛЭТИ". Это позволило свести под "крышу" университета МГП "ПОЛИКОМ" и РИО, сохранить коллектив и упростить управление, а также выстроить единую технологическую цепочку, ориентированную на конечный результат.

В 1999 году университет повысил статус своего издающего подразделения, преобразовав Изда-тельско-полиграфический центр в Издательство СПбГЭТУ "ЛЭТИ". Таково наше "вчера".

-Ну а сегодня!

- Издательство живет трудной жизнью, которая характерна для любого подразделения нашего университета. Парк основного полиграфического оборудования изношен практически полностью, средств на закупку расходных материалов и бумаги хронически не хватает, из-за низкой заработной платы возникла текучесть кадров. С 1990 по 1998 годы из издательства уволились лишь три работника, а за два последних года - шесть. Мы вынуждены привлекать к работе студентов полиграфических колледжей, которые проходят у нас производственную практику. Вместе с ними мы получаем "головную боль", поскольку о квалификации таких работников говорить не приходится.

И тем не менее, благодаря усилиям коллектива и помощи ректората за последнее время удалось пополнить парк оборудования двумя компьютерами и ризографом, выделенным издательству безвозмездно, в порядке поощрения за активную деятельность в составе Издательско-полиграфической ассоциации вузов Санкт-Петербурга.

Используя самые разные источники финансирования, наше издательство обеспечило своевременное выполнение плановых заданий. Кроме того в качестве "произвольной программы" с 1997 по 2000 годы удалось издать без финансовой поддержки вуза ряд учебников многих вузовских авторов. В частности, вышла в свет первая книга из серии, выпускаемой Фондом А.А. Вавилова, - "Теория управления" (автор А.А. Алексеев и др.).

На хоздоговорной основе по заказу Санкт-Пе-тербурского филиала Академии стандартизации, сертификации, метрологии было выпущено в твердом переплете издание Л. И. Довбеты "Основы теоретической метрологии". Приток хоздоговорных средств в университет через издательство может быть значительно увеличен, если будет обеспечено хотя бы минимальное совершенствование его материально-технической базы.

Наше издательство активно участвует в обеспечении рекламно-представительской деятельности, в полиграфическом обеспечении Дней ЭТУ "ЛЭТИ" и вдругих массовых мероприятиях.

- Среди авторов выпущенных вами изданий есть известные в нашем университете имена. Что можно сказать об отношениях издательства с авторами и о перспективах этих отношений!

- Взаимоотношения "издательство-автор" с каждым годом меняются клучшему. Сократились до трех-четырех месяцев в настоящее время (вместо одного-двух лет в прошлом) сроки издания учебно-методической литературы. Пока еще авторы сами вынуждены исправлять свои рукописи после редактирования. Мы хотели бы поставить дело так, чтобы авторы (люди очень занятые) работали только над сутью рукописи, все остальное должно делать издательство.

- О чем мечтает коллектив издательства!

- Мечтаем улучшить материально-техническую базу типографии и отдела редактирования учебно-методической литературы. Первым шагом в этом направлении должна стать покупка еще одного ризографа и листоподборочной машины. Они могут быть совмещены с имеющимся оборудованием, что позволит создать новые предметно ориентированные технологические цепочки. Для управления ими потребуется меньше персонала, а значит, не придется говорить о нереальном для вуза фонде заработной платы.

- Так будем жить надеждой до той поры, пока...!

- Конечно, ведь надежда умирает последней. Что касается самого издательства, то оно "не умрет" до тех пор, пока будет чувствовать свою полезность университету. Вуз же, имеющий статус университета и являющийся одним из лучших вузов России по своему профилю, не мыслим без своего издательства с современным оборудованием и квалифицированными кадрами.

Студенческая олимпиада:

типовые задачи - нетиповой подход

8 1999-2000 учебном году в нашем университете были проведены три студенческие олимпиады по компьютерной инженерной графике: университетская, городская и всероссийская. Первая из них состояла из двух туров и позволила определить победителей ЭТУ в командном (среди факультетов и групп) и личном зачетах и сформировать сборную команду нашего вуза. Об итогах первого тура университетской олимпиады, прошедшей 15 декабря 1999 года, сообщалось в январском (2000-й год) номере газеты "Электрик".

К участию во втором туре, который состоялся 15 марта 2000 года, были приглашены не только первокурсники - победители первого тура, но и студенты старших курсов, интересующиеся вопросами автоматизированного проектирования. Любопытно, что в итоге весь пьедестал почета оказался занятым первокурсниками.

30 марта на базе ЭТУ состоялась первая городская студенческая олимпиада. Порядок ее проведения, условия и примеры решения типовых задач, подготовленные в ЭТУ еще в ноябре 1999 года, были предоставлены всем заинтересованным вузам. Однако из II вузов, подавших заявки на участие в олимпиаде своих команд, в конце концов, соревновались лишь шесть.

Торжественное открытие олимпиады, регистрация и жеребьевка были проведены оперативно, в течение одного часа. Кстати, первым жребием были выявлены три задачи, единые для всех команд. Далее, в соответствии со вторым жребием, определялась персональная задача каждому участнику, на решение которой в компьютерном зале отводилось по 90 минут. Успех или неудачу каждого из кон-курсантов оценивали члены жюри, в состав которого входили представители всех команд.

Пока участники олимпиады выполняли свои задания, был проведен семинар, . Представители пяти ведущих фирм Санкт-Петербурга доложили о последних разработках по CAD/CAM/CAE системам, предлагаемым для внедрения производителям промышленной продукции, а также университетам. Семинар завершился "круглым" столом" на тему: "О проблемах внедрения в процессе обучения технологий автоматизированного проектирования", на котором среди прочих вопросов обсуждались перспективы проведения в 2000 году конкурса студентов вузов города по автоматизированному проектированию с использованием современных CAD/CAM систем. В заключение были оглашены итоги завершившейся к тому времени олимпиады.

В порядке занятых мест оказались:

СПбГЭТУ "ЛЭТИ" - первое место, далее шли СПбГТУ"Политех", СПбГТИ(ТУ), БГТУ "Военмех", СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, СПбГИТМО(ТУ). Дополнительную информацию об итогах городской олимпиады можно найти на университетском сайге в разделе "Новости".

Для четырех вузов города на Неве эта олимпиада оказалась промежуточной в подготовке к участию 17 мая во Всероссийской олимпиаде по начертательной геометрии и инженерной и компьютерной графике, организованной Московской государственной академией тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МГАТХТ). Здесь соревновались команды по три-пять человек каждая из 12 вузов России. Каждому участнику предлагалось за пять (!) часов решить две задачи. Отметим, что в содержательном плане эти задачи уступали тем, что решались на университетской и городской олимпиадах в Питере.

Необходимость больших временных затрат и отсутствие какого-либо стимулирования на тот момент явились причиной отказа от участия в этой олимпиаде нескольких наших студентов с ФКТИ, победителей предыдущих соревнований.

Результаты работ питерских участников олимпиады были направлены по электронной почте в адрес московского жюри, в котором, между прочим, отсутствовали представители нашего города. 18 мая это жюри определило тройку победителей московской олимпиады. Ими стали команды трех московских вузов. Кстати, с открытием большинства файлов, прибывших из Санкт-Петербурга, у москвичей возникли проблемы, которые удалось успешно разрешить лишь через несколько дней после закрытия (!) олимпиады. А чтобы подвести окончательные итоги и довести их до сведения участников олимпиады, организаторам из МГАТХТ потребовалось еще несколько недель.

Приводим некоторые результаты в порядке занятых мест из официального итогового протокола командного зачета Всероссийской олимпиады по секции компьютерной графики: первое место - МГАТХТ им. М.В. Ломоносова (163,8), второе - РГУНГ им. И.М. Губкина (142,6), третье - МГТУ им. Н.Э. Баумана (112,8), четвертое - СПбГЭТУ "ЛЭТИ" (107), пятое - СПбГТУ (85,1) шестое - СПб БГТУ "Военмех" (73) и т. д.

Нашу университетскую команду в порядке занятых мест в личном зачете представляли: С. Комиссаров (гр. 9221), Ю. Синяев (гр. 9211), Д. Алексеев и С. Пет-росов (гр. 9311), С. Власов (гр. 9213).

Итак, в двух последних соревнованиях по компьютерной графике наш вуз оказался сильнейшим в городе на Неве. Однако надо заметить, что наши студенты, изучающие современные и разнообразные вопросы инженерной и компьютерной графики на первом курсе в течение только одного семестра, при подготовке к престижным олимпиадам оказываются в крайне невыгодных условиях по сравнению с командами других вузов. Судите сами.

В Э ТУ имеются направления подготовки специалистов, в которых при 64 часах аудиторных занятий студентам предстоит самостоятельно поработать еще 128 или даже 157 часов! В этой диспропорции кроется основная причина наших неудач на городских и всероссийских олимпиадах последних лет с задачами по НГ. Именно в таких задачах содержится первооснова к овладению ИГ и геометрическим моделированием в пространстве.

А теперь заглянем в недалекое будущее. 16 мая 2001 года на базе нашего университета запланировано провести региональную олимпиаду по инженерной и компьютерной графике среди студентов вузов северо-запада России. По традиции этому мероприятию должна предшествовать университетская олимпиада, победители которой, как и в прошлом году, будут поощрены.

Желаем студентам, интересующимся этими проблемами, хорошо подготовиться к предстоящим баталиям.

В.П. БОЛЬШАКОВ, Р.А. САКАЕВ. доценты кафедры ПМИГ

Верность ремеслу...

ШАВЫКИН Владимир Анатольевич. В

1971 году закончил ФАВТ ЭТУ "ЛЭТИ" по кафедре АПУ, где и работал до ее разделения. С 1978 года В.А. Шавыкин - заместитель декана родного факультета. В 1989 году он занял должность руководителя учебно-методического управления нашего университета. Доцент кафедры АСОиУ, Владимир Анатольевич и сегодня занимается преподавательской работой.

- Что Вам нравится, а что - нет в преподавательской деятельности! - спрашиваю своего собеседника.

- Нравится работать со студентами, иначе я не занимался бы этой работой. Однако нынче оклады у преподавателей таковы, что в этой сфере деятельности могут работать только энтузиасты. И это мне, естественно, не нравится.

- Владимир Анатольевич, уже наступил новый, 2001 год. Как обычно Вы встречаете новогодние праздники! Какой Новый год Вам запомнился больше всего!

- Самые лучшие "новые года" были в студенческие годы. В нашей группе учились ребята с разных концов нашей тогда необъятной Родины, были и студенты из зарубежья. Поэтому мы начинали отмечать Новый год по иркутскому времени, а заканчивали по каракасскому (Венесуэла). Понятно, что после столь длительного праздника мы довольно долго приходили в себя.

А еще мне запомнился 1975-й Новый год. Его я встречал в Ла-Манше, на пароходе, во время испытания аппаратуры, которую мы разработали совместно с НИИ Морского Флота и которая явилась прототипом современной аппаратуры глобальной морской системы связи при бедствиях. Тогда мы должны были выработать рекомендации для Международного союза электросвязи.

- И последний вопрос: чего Вы ждете от 2001 года и нового столетия в целом!

- Чтобы высшая школа вышла из кризиса, чтобы встала на ноги отечественная промышленность и чтобы наши идеи снова были востребованы, как когда-то...

А студентам хочется пожелать более интересной жизни, чтобы их волновали не только учеба и забота о хлебе насущном, но и самая разнообразная духовная жизнь. Блиц-интервью провела Л. КОРОТКОВА

Страница 4

Спасибо, альма-матер!

Вот и канул в Лету еще один год. Наступил год 2001-й, знаменующий собой наступление нового века и нового тысячелетия. В такие торжественные моменты хочется вспомнить былое, подвести какие-то итоги, о чем-то поразмышлять...

Принято считать, что наилучший период в жизни каждого человека - его студенческие годы. Наверное ¦ так оно и есть, и поэтому так важно правильно сориентироваться в свои молодые годы, правильно выбрать учебное заведение, предопределяющее твою дальнейшую судьбу...

Я не могу сказать, что студенческие годы были самыми лучшими в моей жизни. Самыми лучшими я считаю годы, проведенные на Севере, где я чувствовал свою необходимость, востребованность, куда мне приходили письма из разных уголков страны с таким адресом:

город Усинск Коми АССР, Виктору Того. И письма меня находили...

Тем не менее, профессия, которую получаешь в вузе, есть твое содержание, смысл и цель твоей жизни, ибо человек как личность формируется делом, которому он служит. Нет дела - нет личности, нет судьбы, и жизнь не задалась... Поэтому в молодые годы, если склонности еще не определились, может быть, сразу после школы и не стоит стремиться в вуз, а стоит пойти "в люди", на производство или в какое-нибудь среднее учебное заведение.

Вспоминая прожитые годы, я все же не могу не отметить, что большой пласт моей жизни так или иначе был связан с ЛЭТИ. Это и студенческие годы, и восемь лет работы в редакции газеты "Электрик", и годы стройотрядовской жизни, когда, как мне теперь кажется, и пришло ко мне подлинное взросление, осознание собственной значимости в процессах, происходящих в стране...

Думается, наше поколение - поколение тех, кому сегодня 60 и более лет, - было более одухотворенным, нежели нынешняя молодежь. Может быть, это связано с тем, что нашими наставниками были люди, которые в сознательном, взрослом состоянии пережили войну. Именно они всего за восемь лет (с 1945 по 1953) полностью восстановили разрушенное войной народное хозяйство и вывели Родину на уровень современного для тех лет мира, причем сделали это своими руками, своими силами, не получая помощи ниоткуда...

Конечно, очень важным, как мне кажется, было и то обстоятельство, что тогда еще сохранялась связь между поколениями: мы - наши учителя-наставники - учителя наших учителей. А это были люди, формировавшиеся на классической петербургской закваске... В науке и культуре непременно должна присутствовать преемственность, ибо молодому человеку, на каком бы поприще он ни трудился, всегда необходим пример старшего: учителя, советчика,наставника.

В этом смысле у нас проблем не было. Нас учили интеллигентнейшиелюди, например, профессора Н.Г. Болдырев, Е.А. Непомнящий, Н.П. Богородицкий и многие, многие другие. Практические занятия по математике на двух первых курсах вел у нас В.И. Ярцев, человек незаурядный, знавший способности каждого из нас, своих студентов, очень уважительно к нам относившийся. А доцент В. В. Кириллов, читавший нам физику, делал это с таким блеском, что невозможно было не влюбиться в то,что он читает.

С ЛЭТИ у меня связан и интересный период стройотрядовской жизни. Впервые в составе стройотряда ЛЭТИ я выезжал в целинный Казахстан в 1966 году. А на следующий год стройотрядовское движение охватило и Ленинградскую область. Кстати, первый облстудштаб был сформирован именно в нашем институте. Ваш покорный слуга работал корреспондентом газеты "Смена" на студенческой стройке", которая более десяти лет была едва ли не главной стройотрядовской газетой страны... Все увиденное в ССО, прочувствованное, осмысленное позволило мне впоследствии написать роман "Целина родная", правда, в связи с распадом страны он оказался никому не нужным. Кстати, и в Коми АССР я попал, еще работая в "Электрике". Туда меня пригласили не должность руководителя пресс-центра по стройотрядам при обкоме ВЛКСМ.

ЛЭТИ для многих поколений явился подлинной Альма-матер, ибо здесь всегда собиралась лучшая молодежь страны. Я говорю это со знанием дела, потому что 13 лет, проведенных на студенческих стройках,позволили мне увидеть и понять, кто есть ху...

el00041.jpg Конечно, любое высшее учебное заведе ние прежде всего призвано готовить высококвалифицированных специалистов. Но в ЛЭТИ, как мне кажется, всегда царила еще и особая атмосфера молодого романтизма. И когда я услышал по радио, что Жоресу Алферову присуждена Нобелевская премия-2000, у меня в горле встал ком и я подумал: узнаю родной ЛЭТИ!

Виктор ТОГО, писатель

Дорогой Виктор Того!

Я очень сожалею, что не прочитал Вашу книжку тотчас, в Тампере, и там же не сказал Вам того, что Вы заслуживаете. Читал я Вашу "мессу" в самолете рейсом на Берлин и... плакал. Я вовсе не сентиментальный человек, давненько уже на моих глазах не было слезинки, но вот случилось... Потому что вы сумели найти во мне, читателе, то самое место, которое отозвалось вот таким образом.

В самом деле: и то, и так, и о том - совершенно в поэтическом смысле и очень важно по теме, - душевно, человечно - о человеке, нации, но жертвах, мало оплаканных историей, часто забытых, затертых фальшивыми истинами и хищными инстинктами. Очень хорошо, что в Вашей высокой поэзии нашлось подобающее место и для Чечни, и для Калевалы, и Бродский здесь достойно представлен, как и еврейство в целом. Вполне современно и гуманно, как и подобает художнику-гуманисту. А посвящение милому Тойву меня несказанно умилило: я тоже люблю этого замечательного Человека.

Будьте здоровы! Будьте счастливы! Будьте удачливы - в жизни и ПОЭЗИИ, дорогой Виктор. Обнимаю. Василь БЫКОВ

el00042.jpg

"С ним и без света миру светло"...

... Он умер в январе, в начале года.

Я был самый старший в своей 751-й группе, мне шел 22-й год, и я мучительно комплексо-вал, чувствуя себя подростком-второгодником. И все-таки была гордость: я, деревенский парень - студент престижного вуза!

И все эти годы, как мне теперь кажется, мы с Аликом Лопатовским, таким же бедола-гой и "головной болью" деканата, бормочем стихи:

Мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров...

Уже тогда это имя было на слуху у нас - Иосиф Бродский!

"Если искусство чему-то и учит (и художника - в первую голову), то именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней (и наиболее буквальной) формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности, превращая его из общественного животного в личность" - так писал Иосиф Бродский в 1987 году в своей Нобелевской лекции.

Эта мысль, такая верная и точная, еще не высказанная в слове, уже витала в воздухе. Солнечные протуберанцы Гения уже прорывались сквозь время, когда лютой зимой то ли 63-го, то ли 64-го года в суде неправедном творился "пилатов суд" над поэтом, а мои старшие друзья в НИИ охраны труда... вместе со мной, затаив дыхание, следили за фарсом, разыгрываемом в Дзержинском (а где же еще!) районном суде, написанном сценаристами КГБ...

Тогда я еще не был знаком с Иосифом, но это имя для меня уже значило больше, чем имя. Слово стало плотью, а имя - человеком, жившим в одном со мной городе. Познакомились мы позже, в 69-м, когда Иосиф уже вернулся из ссылки. Я пришел к нему на улицу Пестеля по просьбе казахского поэта Кадыра Мурзалиева, показавшего мне в Алма-Ате трехтомную анталогию казахской поэзии, которую они хотели издать и на русском языке. Я знал, что Иосиф зарабатывает на жизнь переводами и хотел попросить его принять участие в этой работе. Несмотря на то, что Иосиф был пятью годами моложе меня, я шел к нему с таким волнением, как будто мне предстояла встреча с Блоком... Так высоко я ставил его уже тогда.

Встретил меня высоколобый рыжеватый молодой человек с доброй улыбкой и ясными голубыми глазами. Мы пили кофе, говорили о поэзии, о любимых строчках и поэтах. Когда я передал просьбу своего алма-атинского коллеги, Иосиф участвовать в переводе отказался, сославшись на занятость. Помню, меня крайне поразила категоричность и резкость его высказываний. Об одном, как теперь говорят, русскоязычном казахе, тогда входив-шимвмоду, он сказал: "... это помесь Джамбула Джабаева с Робертом Рождественским".

Мы не стали друзьями. Он не видел в этом необходимости, а я не считал себя равным ему и даже стеснялся того, что пишу.

Но с той поры я часто встречал его. Иосиф обычно гулял в "треугольнике": его дом на Пестеля, редакция журнала "Аврора", Дом писателя на Воинова. Он всегда прогуливался с кем-нибудь вдвоем, но я ни разу не видел его в женском обществе. При встречах мы никогда не разговаривали, лишь молча раскланивались. Только один раз я разговорился с ним, передав привет от нашего общего знакомого из Гданьска, польского писателя, профессора Збигнева Жакевича.

Когда летом 72-го Иосифа вынудили покинуть страну, я написал стихотворение. Вот оно:

ПОЭТ

Иосифу Бродскому

Писал стихи.О славе грезил.

Но мир его не замечал.
В стране царил суровый прессинг.
Маразм крепчал. Дурак торчал.
Домашние смотрели косо,

В глазах не прятали упрек.

Да и державный грозный посох

Всегда нацелен был в висок.
Так время шло... Под Пятигорском

Упал гусарский офицер.

А он писал. Со злым упорством.

С гримасой боли на лице.

И вот ум тридцать - возраст страшный,

Когда ты русский и поэт...

Вот выбор: огненная чаша, А можно сразу - пистолет... О, жребий мой, венец терновый! Спрошу: пошто или за что! - В судьбе моей - стране суровой Душа не встретится с мечтой!.. И вновь звезда упала с неба, И яркий след ее погас. А кто-то в гору лезет слепо, Приняв Голгофу за Парнас...

Разумеется, о том, чтобы его где-то напечатать, тогда не могло быть и речи. А в 90-м, когда, наконец, вышла моя первая книга стихов "Второе дыхание", куда вошло и это стихотворение, я послал ее Иосифу в Штаты. Ответил мне не он сам, а его литературный секретарь. Не стану лукавить, тогда я очень обиделся. Подумал: вот пижон, сноб несчастный, знает, что я живу на севере Коми, на краю Ойкумены, должен же он хотя бы задаться вопросом, почему питерский поэт живет на земле ГУЛАГа?..

Прости меня, Иосиф, за эту вспышку гордыни, недостойную христианина и интеллигента. Прости и прими мое раскаяние!

... 28 января 1996 года, идя на утреннюю электричку в Сосновом Бору, куда я приехал после 12 лет жизни на Севере и где оказался никому ненужным, я увидел падающую звезду - метеор. В предрассветном небе все звезды уже погасли. И только эта, падающая, оставляя яркий след, сгорела почти над вершинами деревьев. Я подумал: какой зловещий символ! А вечером с экрана телевизора услышал сообщение: умер Иосиф Бродский... Самая яркая звезда поэтического небосклона мира погасла... Я написал стихи. Буквально сквозь слезы...

НА СМЕРТЬ ИОСИФА БРОДСКОГО И ты ушел в иную перспективу, как Улисс, сердцу твоему любезный, и, заплатив за все - не надо сдачи! - ты, написавший столько точных слов и гениальных - не сказать иначе, о тех, кто жил и кто теперь не с нами, а там с тобой - в области небесной, как полагают, в царстве вечных снов, ушел и сам... Ты, живший рядом с нами ч в этой жизни бывший нам, как знамя, хотя и слов подобных не любил, теперь ушел... Твою прерогативу уйти в страну, где нет альтернативы пусть не возврата - встретиться с людьми, оспоришь ли?.. И не осудишь строго. Теперь ты там. Илицезреешь Бога. А что же нам - иллюзия, дорога! Тернистая дорога - в тыщу ли...

Виктор ТОГО

29 января 1996 года

г. Сосновый Бор

Учредители: Ученый совет и общественные организации Государственного электротехнического университета им. В. И. Ульянова (Ленина). Регистрационное свидетельство № 175 выдано исполкомом Петросовета 4 января 1991 г.

Адрес редакции:

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5, III корпус, 1 этаж, комната 14. Тел. 234-84-03.

Редактор О. И. ТУГАРИНА

Тираж 1500 экз.

Бесплатно. Отпечатано в ГУП "СПб государственный газетный комплекс", 198216, СПб., Ленинский пр, 139. Заказ №429.

 
Назад
Дата последнего обновления: 21.12.2010
  © Copyright 1995-2010 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.