Поиск по сайту E-MAIL Главная страница
Пресса

 

Страницы 1 2 3 4

Страница 1

ДНИ ЭТУ ЛЭТИ Программа университетского праздника

foto1 26 марта, понедельник: День науки
11-00. Научно-практический семинар Межотраслевое сотрудничество (5-й корпус, конференц-зал).
13-30. Открытие выставки научно-технических достижений университета (5-й корпус, 3-й этаж, зал выставки новых разработок университета).
14-30. Представление результатов работы по международному проекту TEMPUS/ TASIS, проводимому в библиотеке ЭТУ ЛЭТИ (1-й корпус, первый этаж, справоч-но-библиографический отдел).
1 5-00. Выставка центра творческих инициатив С. Леонова (5-й корпус, фойе конференц-зала).
15-30. Фотовыставка и выставка детского рисунка ДОЛ Звездный в Местерьяр-ви (3-й корпус, фойе 2-го этажа).

27 марта, вторник:

День истории ЭТУ ЛЭТИ
15-30. Чтения по истории ЭТУ ЛЭТИ — 115 лет основания Технического училища по-чтово-телеграфного ведомства (5-й корпус, конференц-зал).

28 марта, среда:

День спорта
Программа соревнований показательных выступлений по скалолазанию, волейболу, баскетболу, атлетической гимнастике, аэробике и ритм, гимнстике, армреслингу, борьбе дзю-до, блиц-турниру шахматистов (в течение дня).

29 марта, четверг:

13-00. Встреча ректора ЭТУ ЛЭТИ со студентами и аспирантами, победителями олимпиад, конкурсов грантов и открытого конкурса ЭТУ ЛЭТИ на лучшую НИРС (5-й корпус, конференц-зал).

30 марта, пятница:

Праздничный вечер
18-00. XXI начинается в XX... Концерт-ретроспектива с участием известных своими творческими успехами выпускников ЛЭТИ (Валерий Попов, Борис Гершт, Александр Ма-тюшкин-Герке, Валентин Глазанов, театр Синтез и др.) и студенческой самодеятельности Клуба студентов и сотрудников ЭТУ ЛЭТИ , (3-й корпус, актовый зал).

31 марта, суббота:

Студенческий вечер
17-00. Финал КВН ЭТУ ЛЭТИ (3-й корпус, актовый зал).

Питерские вузы — кузница Нобелевских лауреатов

foto2 Давно актовый зал (третий корпус) университета не видел такого скопления народа, какое наблюдалось 23 февраля 2001 года: желающие поприсутствовать на столь важном событии стояли вдоль стен... В этот день Нобелевскому лауреату, директору ФТИ им. А.Ф. Иоффе, заведующему кафедрой оптоэлектроники в ЭТУ, выпускнику нашего вуза, академику Ж.И. Алферову вручались мантия и диплом Почетного доктора ЭТУ ЛЭТИ .
В 15 часов 10 минут в зал под дружные апплодисменты всех присутствующих входят: виновник торжества с супругой, Министр высшего образования РФ В.М. Филиппов, зам. министра промышленности, науки и технологий М.П. Кирпичников, вице-губернатор администрации Санкт-Петербурга В.И. Шитарев и другие почетные гости.
Под звуки торжественного марша в зал вносятся знамена нашего вуза, Санкт-Петербурга и Российской Федерации. В почетном карауле замирают лучшие из лучших студенты Электротехнического университета.
Ректор ЭТУ ЛЭТИ д.т.н., профессор Д.В. Пузанков в своем вступительном слове особо подчеркнул, что Жорес Иванович Алферов является нашим выпускником, что он на протяжении почти 30 лет заведует созданной им кафедрой оптоэлектроники в ЭТУ и очень многое делает для родного университета.
— Жорес Иванович, — продолжил Дмитрий Викторович, — внес неоценимый вклад в физику, науку, которая всегда определяла жизнь общества. Он истинный борец за развитие науки и образования в нашей стране, прирожденный воспитатель молодежи...

Отрадно, что из восьми Нобелевских лауреатов — выдающихся физиков нашей страны, четверо — П.Л. Капица, Л.М. Прохоров, Л.Д. Ландау и Ж.И. Алферов — питомцы Санкт-Петербургских вузов.
В своем приветственном слове В.М. Филиппов отметил огромную роль НОЦ — научно-образовательного центра, созданного Ж.И. Алферовым, в образовании и научной подготовке будущих ученых из среды питерской (и не только) молодежи. Присуждение Нобелевской премии Жоресу Ивановичу является не только высокой оценкой его личного вклада в развитие физики, но и подтверждением мировых достижений всей российской науки.
На трибуну поднимается Ж.И. Алферов, которому незадолго до этого под овации всех присутствующих в зале вручили мантию, конфедератку и Почетный диплом (точно такой же сто лет назад вручали почетным инженерам-электрикам), а также настенный диплом. Нобелевский лауреат в абсолютной тишине произнес взволнованную речь, в которой, в частности, сказал, что 100 с небольшим лет истории ЛЭТИ вместили в себя множество интересных и важных событий, главное из которых состоит в том, что наш вуз был и остается источником, средоточием развития слаботочной электроники, а как известно, без электроники вообще не может существовать ни одно современное развитое государство.
XX век — век квантовой физики, которая является основой всей науки третьего тысячелетия. Именно квантовая физика привела ко многим важнейшим техническим от-
крытиям (транзисторы, лазеры, приборы на гетерострук-турах), которые стали основой развития современных информационных технологий, а они в свою очередь привели к серьезным социальным изменениям в обществе...

Достижения физики как науки определяют свободу и независимость нашей страны (впрочем, как и любой другой), достаточно вспомнить роль создания термоядерного оружия...
Громкими апплодисментами встретил зал сообщение об учреждении в ЭТУ стипендии в честь Ж.И. Алферова для студентов и аспирантов, ведущих успешную научно-исследовательскую работу в области физики. Первым обладателем такой стипендии стал студент пятого курса ФЭЛ Александр Танких за достижения в научной работе, которую он ведет в Физтехе.
С поздравлениями в адрес нового Почетного доктора ЭТУ ЛЭТИ выступили М.П. Кирпичников и В.И. Шитарев. Они говорили о том, что научная деятельность Жореса Ивановича и присуждение ему Нобелевской премии стимулируют у молодежи желание заниматься наукой и при этом в собственной стране.
По-своему поздравили виновника торжества Факультет военного обучения и Клуб студентов и сотрудников нашего университета. Было видно, с какой радостной ностальгией слушал Жорес Иванович песню в исполнении университетского хора из некогда знаменитого спектакля Весна в ЛЭТИ , при этом подпевая хористам...
Так закончился этот волнующий и торжественный праздник. Отныне семья почетных докторов ЭТУ ЛЭТИ — академики В.А. Котельников и Ю.В. Гуляев, а также вице-президент фирмы Моторола Терренс Хенг — пополнилась выдающимся ученым, Нобелевским лауреатом Ж.И. Алферовым.

Л. КОРОТКОВА

foto3

На снимках С. Леонова и Л. Золотинкиной: виновник торжества,
гости ЭТУ ЛЭТИ , студенты и сотрудники университета.

Страница 2

Будем помнить, что мы из ЛЭТИ

Министр высшего профессионального образования РФ приехал в наш вуз на праздник — вручение мантии и диплома Почетного доктора ЭТУ ЛЭТИ академику, лауреату Нобелевской премии Ж.И. Алферову, — но провел день в рабочем режиме. В плотном графике визита в Петербург основное время В.М. Филиппов уделил знакомству с нашим университетом .
Презентация ЭТУ ЛЭТИ началась уже по дороге из аэропорта: встречавший министра ректор университета Д.В. Пузанков рассказывал об истории вуза, 115-летнюю годовщину которого мы отмечаем в нынешнем марте. Не только имя Нобелевского лауреата вписано в эту историю. В разное время здесь работали выдающиеся ученые, которые внесли неоценимый вклад в развитие мировой науки и техники. В портретной галерее известных российских ученых министр и продолжил знакомство с нашим вузом. В музее истории ЭТУ и на встрече в ректорате говорили не только о научных, но и культурных, духовных ценностях, которые сохраняет и приумножает наш университет.
— Нам удалось продемонстрировать Владимиру Михайловичу, — говорит ректор ЭТУ профессор Д.В. Пузанков, — что ЭТУ ЛЭТИ — это технический университет, где студенты получают не только глубокие технические и естественно-научные знания. Он был и остается высшей инженерной школой, где большое значение придается также обучению по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.
Министр удивился, узнав, что ЭТУ ЛЭТИ первым из вузов России начал готовить специалистов по связям с общественностью. Следом за гуманитарным был образован факультет экономики и менеджмента. Все это еще раз подтверждает наш университетский статус.
Обсуждались и другие показатели, которые характеризуют развитие ЭТУ. По последним данным, в рейтинге среди технических университетов страны мы на шестом месте (два года назад были на 11-м), а впереди нас такие гиганты, как МГТУ им. Н.Э. Баумана (г. Москва), ГТУ (г. Петербург)...
Более подробно руководитель нашего ведомства интересовался финансовым положением университета, перспективами его развития. В это непростое для высшей школы время каждый вуз ищет оптимальные варианты притока внебюджетных средств, которые помогли бы укрепить его финансовое положение. В настоящее время объем привлеченных средств в общем бюджете ЭТУ составляет 45 процентов.
— Последние три года объем средств по отношению к предыдущему году мы увеличиваем на 50 процентов, — говорит Дмитрий Викторович. — В 2000 году, по сравнению с 1999-м, по всем источникам финансирования и по всем видам бюджетной и внебюджетной деятельности рост средств составил в среднем 50-60 процентов.
Во время беседы с В.М. Филипповым были приведены многие примеры реструктуризации нашего вуза, которая осуществляется в последние годы. В частности, изменилась структура факультетов и кафедр, открыт новый факультет, часть ресурсов теперь передана в подразделения вуза и они могут распоряжаться ими по собственному усмотрению. Проведена болезненная, но необходимая процедура сокращения штатов, а высвободившиеся средства позволили частично реализовать ряд программ по развитию вуза.
Однако, чтобы повысить эффективность работы университета, и этих мер сегодня уже недостаточно. Нужно использовать для этого комплексные проекты, которые затрагивают различные направления его деятельности, такие как система управления качеством подготовки специалистов, информатизация, открытое образование, подготовка кадров, инновационная и корпоративная деятельность.
При этом в каждом комплексном проекте есть своя доминанта: образовательная, научная, инновационная или социальная. В то же время они могут охватывать и смежные направления. Например, если речь идет об образовании или науке, то ясно, что общей для них будет проблема кадров.
— На презентации ЭТУ ЛЭТИ министр спросил, занимаемся ли мы трудоустройством своих выпускников! Да, и даже делаем это в рамках соответствующей программы, которая осуществляется, в том числе и фондом Содействие, образованным совместно с Комитетом по занятости населения администрации Санкт-Петербурга.
Но это не главный вопрос, — продолжает разговор ректор. — Суть проблемы состоит в том, каких специалистов мы можем предложить на рынке труда. Поэтому в управлении качеством подготовки специалистов так важен системный подход. Это и многоуровневая подготовка студентов, и тесные связи с предприятиями, и целевая подготовка специалистов, и тщательный анализ рынка труда в России и в мире. Средства для этого мы получаем, в том числе за счет выигранных проектов. Об одном из таких проектов мне и хотелось бы сказать. Два года назад был объявлен конкурс Всемирного банка. Мы подали свой проект, выиграли его и получили средства, которые можем использовать для решения проблем управления качеством подготовки специалистов.
По линии министерства В.М. Филиппов предложил руководству нашего вуза представить свои предложения по созданию Центра по трудоустройству и системам управления качеством. Продвигаясь по пути комплексного решения этих проблем, университет подписал соглашение между вузами СПб и предприятиями города о создании регионального совета, где будут два сопредседателя: ректор ЭТУ ЛЭТИ и председатель российского агентства Системы управления в Санкт-Петербурге (от предприятий).
Последние годы в российских вузах активно развивается такая форма подготовки специалистов, как открытое образование. Электротехнический университет предлагает свои нестандартные решения этой проблемы. Например, студент-лэтишник какую-то из дисциплин хочет прослушать в ЛИТМО, — что ж, надо дать ему такую возможность, считают в нашем вузе. Сессия, учебный семестр — это тоже определенные формальные ограничения, которые зачастую снижают эффективность обучения. Для пользы дела иногда можно и нарушить привычные схемы: изучил дисциплину, сдал экзамен в середине семестра и взялся за штудирование другого предмета... Можно отойти и от жестких установок: что ни дисциплина, то экзамен. Может быть, достаточно интегрального собеседования, чтобы определить уровень знаний студента. Привычными для современного лэтишника должны стать использование систем тестирования, компьютерный контроль знаний и т.д. Все эти идеи были высказаны на встрече с руководителем нашего ведомства и вызвали у Владимира Михайловича положительный отклик. Шел разговор и о государственных образовательных стандартах, многие из которых разрабатывались в нашем университете как базовом вузе УМО. Эти стандарты предусматривают в том числе и многоуровневую подготовку специалистов, где ЭТУ ЛЭТИ занимает ведущие позиции. При этом наш вуз ставит во главу обучения Качество.
В отличие от многих вузов, где будущие инженеры, бакалавры и магистры учатся на одном потоке, по одной программе (только разное количество лет), в Электротехническом разделение этих потоков происходит на младших курсах. И учат их по-разному, в результате получают дифференцированный итог.
...В стенах университета в этот день Министр высшего профессионального образования В.М. Филиппов провел еще одну деловую встречу — с активом Совета ректоров вузов СПб. Обсуждался широкий круг проблем, в частности, уточнялись позиции программы финансовой стабилизации развития высшего образования в Санкт-Петербурге. Отрадно было услышать, что ЭТУ ЛЭТИ является ответственным за выполнение сразу нескольких разделов этой программы.
Получив полную и объективную информацию о деятельности нашего университета, Министр распорядился ею по-хозяйски, предложив свою помощь в реализации некоторых перспективных проектов.

С Д.В. ПУЗАНКОВЫМ беседовала О. СТРОКОВА

 

Делать жизнь с кого...

В нашем вузе прошли общегородские научные чтения, посвященные дню рождения А.С. Попова.

foto4

16 марта 2001 года в 52-й раз в нашем университете в физической аудитории им. А.С. Попова прошли общегородские научные чтения, посвященные дню рождения изобретателя радио. Участниками чтений стали студенты и преподаватели, ученые и руководители предприятий, историки.
Традиционно основной доклад был посвящен перспективным проблемам науки, и в данном случае именно тому направлению, начало которому было положено А.С. Поповым 7 мая 1895 года — телекоммуникации. Это понятие прочно вошло в нашу жизнь, изменив многое, даже привычные для нас названия факультетов нашего университета. Ректор СПбГТУ профессор А.А. Гоголь рассказал о путях реализации принятой концепции развития телекоммуникаций в России. Участникам чтений в музее-лаборатории А.С. Попова был продемонстрирован прибор — вибратор Герца, который и служил в начале века в качестве передающего устройства в системах беспроволочной телеграфии.
...Ровно сто лет назад 27 марта 1901 года директор ЭТИ, почетный инженер-электрик, действительный статский советник Николай Николаевич Кача- лов в донесении министру внутренних дел отмечает: Ввиду ожидаемого освобождения двух ординарных кафедр в ЭТИ Императора Александра III (по физике и электротехнике) представляется неотложным вопрос о подыскании ныне же соответственных кандидатов, обладающих, независимо от специальных познаний и дара преподавания, еще и безупречными нравственными качествами и достаточно авторитетным именем в науке. Кандидатами, наиболее отвечающими всем указанным требованиям, могли бы явиться, по моему мнению: по физике — преподаватель прикладной физики в Минном офицерском классе

в Кронштадте, кандидат физико-математических наук, коллежский советник А.С. Попов, а по электротехнике — преподаватель электротехники в вверенном мне институте и профессор того же предмета вТехнологическом институте Императора Николая I статский советник А.А. Воронов. А.С. Попов, занимаясь уже более 15 лет преподаванием прикладной физики в МОК, пользуется известностью весьма опытного экспериментатора и руководителя лабораторными работами учащихся. В последнее время он стяжал себе громкую известность в России и за границей своим изобретением способа беспроволочного телеграфирования.
Александр Степанович в это время состоял на службе в Морском министерстве. После успешной эксплуатации первой в мире практической радиолинии Гогланд-Котка ему была поручена организация беспроволочного телеграфа на судах русского флота, и доведение этого поручения до конца он считал своей нравственной обязанностью.
Зима 1900-1901 годов для А.С. Попова была насыщена решением именно этих проблем. Он добивается расширения кронштатдской мастерской по ремонту и изготовлению радиоаппаратуры, а также увеличения закупок радиостанций его системы в Париже, где инженер и промышленник Э. Дюкрете выпускал их небольшими партиями с 1898 года.
В письме от 29 марта 1901 года на имя Н.Н. Качалова А.С. Попов одним из условий своего перехода в ЭТИ определяет сохранение права оставаться на службе в Морском ведомстве.
В результате переписки между министром внутренних дел егермейстером Д.С. Сипягиным и управляющим Морским министерством вице-адмиралом П.П. Тыртовым разрешение на переход г. Попова на службу в Министерство внутренних дел для назначения профессором Электротехнического института было получено.
Весной и летом 1901 года А.С. Попов много времени уделяет подготовке минных офицеров к работе на аппаратуре беспроволочного телеграфирования. Летом он лично участвует в опытах по радиосвязи на Черном море и добивается устойчивой связи на расстоянии до 70 миль (112 км), причем, по сообщению газеты Одесские новости, в переговорах с берегом командира броненосца Ростислав великого князя Александра Михайловича ответы получались весьма быстро и отчетливо.
А.С. Попов выступил пионером строительства гражданских радиостанций в России. В августе этого же года он и П.Н. Рыбкин установили аппаратуру для беспроводной связи порта в Ростове-на-Дону с о. Перебойный, что находится в устье реки Дон, для обеспечения безопасности судоходства при обмелении реки. В сентябре начались занятия в ЭТИ, тогда находившегося еще в старом здании на Ново-Исаакиевской улице, 18. Одним из первых документов, подготовленных проф. А.С. Поповым в ЭТИ, была Записка Общие направления курса физики и ближайшие задачи научных работ в физической лаборатории Электротехнического института. Важно отметить,
что подготовка этого документа велась в процессе подготовки института к переезду в новое здание на Аптекарском острове, проект которого был разработан академиком архитектуры и преподавателем ЭТИ А.Н. Векшинским и получил премию. Все, в том числе и Александр Степанович, занимались планированием обустройства своих лабораторий.
Главная задача курса физики — дать основы учения об электричестве в таком изложении, чтобы те глубокие взгляды на природу электрических явлений, которые создались благодаря работам М. Фарадея и Д.К. Максвелла..., опытам Герца..., не казались недоступными для обыкновенных смертных, а напротив, явились руководящими началами в изучении электротехники, — так писал А.С. Попов в своей Записке. — В настоящее время эта задача становится все более осуществимой благодаря новейшим успехам учения об электромагнитных волнах и об электрических колебаниях... Эта новая область электрических явлений, давшая столь поразительные практические результаты в телеграфировании без проводов, дает в то же время столь много новых фактов, так быстро расширяет горизонт, что трудно даже предвидеть пределы ее влияния на учение об электричестве. Посему изучение этого нового вида электрической энергии должно занять одно из главных мест в курсе физики... Изучение взаимной связи между световыми и электрическими явлениями уже дало много замечательных открытий. Целый ряд открытых, но не объясненных еще явлений в этой области учения об электричестве дает обильный материал для более сложных работ на многие годы...
Предвидения А.С. Попова оправдались вполне. XXI век — это век информатизации, успешность внедрения которой в нашу жизнь определяется уровнем развития средств телекоммуникации.

Л. ФРЕЙМАМ

 

Страница 3

Цена успеха —в прямом и переносном смысле

23 февраля 2001 года надолго запомнится студентам и сотрудникам нашего университета — в этот день в чрезвычайно торжественной и очень теплой и дружеской атмосфере состоялось вручение диплома Почетного доктора ЭТУ ЛЭТИ Нобелевскому лауреату Ж.И. Алферову.
Но в этот день произошло и еще одно важное событие: наш университет впервые посетил Министр высшего образования РФ В.М. Филиппов. Несмотря на кратковременный визит в Санкт-Петербург и огромную занятость (рано утром он был в Педагогическом университете им. А.И. Герцена, потом на церемонии в честь выдающегося ученого-физика в ЭТУ ЛЭТИ и т.д.), Владимир Михайлович все-таки нашел время, чтобы ознакомиться с некоторыми реальными научными разработками, которые проводятся в Электротехническом университете.
— Юрий Михайлович, — обращаюсь к заведующему кафедрой микроэлектроники нашего университета известному ученому, д.т.н., профессору Ю.М. Таирову. Народная молва распространяет слухи о том, что именно на Вашей кафедре почти целый час провел наш Министр...
— Со всей ответственностью подтверждаю правильность этих слухов, — улыбается Юрий Михайлович и уже серьезно добавляет: — В.М. Филиппов посвятил нашей кафедре и Центру микроэлектроники и диагностики,
возглавляемому д.т.н., профессором В.В. Лучининым (который в данный момент находится в Штатах и потому не может принять участие в нашей беседе) целых 40 минут. Он ознакомился с нашими научными разработками в области физики твердого тела, продемонстрировав при этом глубокое понимание вопроса, хотя его личные научные интересы лежат в области математики.
Владимир Михайлович заинтересованно вникал в положение дел на кафедре и в Центре и искренне радовался тому, что и в нынешних непростых экономических условиях результативная научная деятельность у нас, как и в университете в целом, не прекратилась, что мы, как и раньше, выполняем перспективные научные разработки, поддерживаем тесные творческие контакты с российскими предприятиями и ведущими иностранными фирмами.
Конечно, Министр не мог не заметить, что мы работаем на полностью устаревшем оборудовании, хотя и добиваемся при этом неплохих результатов, но какой ценой! Владимир Михайлович спросил, какое современное оборудование нам необходимо, чтобы разрабатывать приборы, соответствующие мировым стандартам, чем лично он может нам помочь...
Мы не стали скрывать, что больше
всего нуждаемся в приобретении современной эпитаксиальной установки, но стоимость ее достигает миллиона долларов! Представьте себе наши удивление и радость, когда В.М. Филиппов пообещал выделить значительную часть этой суммы, а остальные деньги посоветовал поискать у спонсоров. Так что у нас появилась реальная возможность приобрести столь дорогостоящее современное оборудование, а главное, мы еще раз убедились в том, что наш Министр разделяет проблемы вуза и готов помочь в их решении.

Думаю, эта встреча была полезнойдля обеих сторон. А мы к тому же были счастливыубедиться в том, что ЭТУ ЛЭТИ не растерял своих лидерских позиций и по-прежнему находится в числе ведущих технических университетов страны.
foto5
foto6

Рассказ
Ю.М. ТАИРОВА
записала Л. КОРОТКОВА

И снова на орбите вся Россия

22-23 февраля 2001 года в Петербурге проходило собрание научной общественности системы образования России. На этот высокий форум науки собрались более 500 человек. В работе собрания приняли участие видные ученые, ректоры и проректоры по научной работе вузов Российской Федерации, руководители научных организаций системы образования, научных и научно-технических программ, руководство и ответственные работники федеральных органов законодательной власти, аппарата Правительства РФ, Минобразования, Минпромнауки, Минэконом развития, Минфина России, РАН, РАО, а также представители министерств и ведомств ряда отраслей народного хозяйства и социальной сферы страны.
Собрание научной общественности рассмотрело результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности в системе образования Российской Федерации и перспективы ее дальнейшего развития.
В рамках его программы работали три секции по направлениям: Инновационная деятельность и межотраслевое сотрудничество, Информационные технологии в образовании и Послевузовское образование, отраслевая система грантов, планирование и финансирование научных исследований.
Проведение секции по инновационной деятельности и отраслевому сотрудничеству было поручено нашему университету. Это большая честь, признание заслуг и передового опыта ЭТУ ЛЭТИ в развитии инновационной деятельности.
В работе этой секции приняли участие представители более 100 вузов России. На заседании и в выступлениях участников отмечалось, что в настоящее время взят курс на активное взаимодействие с отраслями промышленности, причем, это рассматривается не как краткосрочная кампания, а как начало сложного процесса по восстановлению комплексных связей с промышленностью, усилению государственного регулирования. Отмечалось также, что Минобразованием заключено 21 соглашение с федеральными министерствами и ведомствами, определены задачи межотраслевого сотрудничества, главной из которых является подготовка и переподготовка кадров, способных воспринять, использовать и развивать новые высокие технологии и наукоемкую продукцию, а также эффективно
реализовывать передовые научные достижения в промышленности. Ядром межотраслевого сотрудничества являются совместные научно-инновационные программы. Активизировалось участие ученых высшей школы в научных программах оборонно-промышленного комплекса.
В 2001 году Минобразование России планирует привлечь в систему образования 387 млн. руб. из отраслей, взяв на себя обязательства по финансированию научно-инновационных программ в объеме 287 млн. руб.
Одним из важнейших направлений усиления роли вузов в новых экономических условиях как центров роста инновационной активности является формирование учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК), которые призваны обеспечить интеграцию вузов с реальным сектором экономики для решения социально-экономических проблем.
Одним из ключевых стал вопрос о восстановлении сети стратегических партнеров вуза в профильных отраслях и в регионе, с которыми вуз может иметь долгосрочные комплексные программы взаимовыгодного сотрудничества. При этом задача формирования и восстановления сети стратегических партнеров вуза тесно связана с созданием и развитием на базе вузов единого учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК). На заседании секции активно обсуждались организационно-правовые и экономические модели УНИК. Этим вопросам был посвящен и сдвоенный выпуск нашего журнала Инновации, приуроченный к данному собранию научной общественности.
Секция в ЭТУ ЛЭТИ работала всего полдня, поэтому обсуждались только важнейшие вопросы, а многие из проблем удалось только обозначить. Поэтому в решении секции записано: подготовить еще один сдвоенный номер журнала Инновации, поместив туда материалы докладов, которые остались неозвученными.
Многие участники форума выразили желание познакомиться с работой Технопарка и ИТЦ нашего вуза, которые создавались одними из первых в стране. Наши гости даже отказались от обеда, чтобы больше времени провести непосредственно в Технопарке, засыпав хозяев вопросами и предложениями по развитию инновационной деятельности.
В рамках работы секции проводилась выставка научно-технических разработок ЭТУ (см. фото внизу), на которой были представлены экспонаты, опытные и промышленные образцы, созданные в нашем университете. К сожалению, наши гости просто физически не успели ознакомиться с экспозицией, которая, кстати, была весьма впечатляющей и свидетельствовала о восстановлении научно-технического потенциала нашего вуза, об укреплении связей кафедр с производством.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех коллег, которые откликнулись и помогли провести столь важное мероприятие на высоком организационном уровне, что отмечено и в письме Минобразования РФ, присланном на имя ректора ЭТУ ЛЭТИ.

В.М. КУТУЗОВ,
проректор по научной работе д.т.н., профессор

Забота наша такая, забота наша простая жила бы страна родная...

19 марта 2001 года в ЭТУ ЛЭТИ состоялась встреча руководителей ведущих технических университетов СПб с несколькими директорами питерских промышленных предприятий — нашими потенциальными стратегическими партнерами. Они высказали свои предложения, которые позволили бы им и нашему вузу установить долгосрочные контакты и в которых могли бы участвовать как отдельные кафедры, так и факультеты в целом.
В идеале каждая выпускающая кафедра должна иметь одного-двух партнеров из числа промышленных предприятий, для которых помимо проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ она осуществляла бы целевую подготовку специалистов и кадров высшей квалификации. Польза от этого будет обоюдной: студенты получат после окончания вуза ра-
боту по специальности, преподаватели будут с полной отдачей работать в вузе, кафедры получат стимул (и деньги, что немаловажно) для дальнейшего развития, а предприятия города решат существующую ныне проблему дефицита высококвалифицированных кадров.
Этот разговор будет продолжен на научно-практическом семинаре, который откроется в ЭТУ 26 марта и на котором наряду с сотрудниками нашего университета будут присутствовать руководители промышленных предприятий, желающих установить с нами деловые отношения.
По существу, участники этого семинара обсудят два вопроса: целевая подготовка студентов и проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказам предприятий. А во второй половине дня все желающие смогут ознакомиться с выставкой конкретных разработок
некоторых кафедр нашего университета, которые уже установили тесные контакты со своими промышленными партнерами.

foto7 — Почему вопрос поиска стратегических партнеров для кафедр и факультетов вуза сегодня приобретает столь актуальное значение! — задаю первый вопрос гостю редакции заместителю проректора по научной работе в ЭТУ М.Ю. Шестопалову.
— Эта проблема имеет свою достаточно грустную предисторию. Отрадно, что в 2000 году произошло определенное оживление в развитии некоторых отраслей отечественной и питерской, в том числе, промышленности. Однако остаются нерешенными еще многие вопросы: необходимость технологического обновления промышленности, модернизация и обновление выпускаемой продукции, воспроизводство кадрового потенциала. Причем последний вопрос, по словам самих руково дителей предприятии, является едва ли не самым актуальным.

— Почему? Ведь по большому счету вузы продолжают выпускать специалистов высшей квалификации в достаточном количестве...
— Все верно, — продолжает разговор Михаил Юрьевич.
— Как верно и то, что спад
производства,свалившийся на наши голо-

Страница 4

Забота наша такая, забота наша простая — жила бы страна родная...

вы, отрицательно сказался и на деятельности вузов, и в первую голову — технических. Недостаточное финансирование, отсутствие госзаказа на подготовку специалистов, падение престижа преподавательской работы родили ряд серьезных проблем в работе вузов: моральный и физический износ материально-технической базы, отсутствие современной базы для организации и проведения технологических практик, дисбаланс между номенклатурой и качеством подготовки специалистов вузами и потребностями реального рынка.
— Как же можно решить все эти сложнейшие проблемы?
— Решить их можно только совместными усилиями промышленных предприятий и технических и технологических вузов, организуя их тесное долгосрочное партнерство, объединяя их возможности, потенциалы и ресур-
сы. При этом надо понимать, что роль вузовской науки как решающего фактора восстановления и развития экономики чрезвычайно важна.
— Михаил Юрьевич, а что конкретно в этом направлении уже делается в нашем университете!
— В ЭТУ формируется УНИК — учебно-научно-инновационный комплекс, который призван заниматься решением перечисленных выше проблем. В структуре научного блока вуза предусмотрен центр по связям с промышленностью и инновациями. В его задачу входит содействие поиску стратегических партнеров для кафедр и факультетов, разработка комплексных программ сотрудничества с предприятиями-партнерами.
Это подразделение связано со службой
трудоустройства наших выпускников и с Фондом содействия трудоустройству.
Принято решение о создании при факультетах экспертных советов по основным научно-образовательным направлениям, через которые реализуется обратная связь с промышленными предприятиями и академической наукой.
В настоящее время в ЭТУ внедряется новая технология обучения через участие студентов в исследовательских проектах, которые формируются предприятиями — заказчиками специалистов. Для решения этой актуальной задачи в вузе создано студенческое учебно-проектное бюро.
— А что можно сказать о кафедрах, которые уже установили контакты с промышленными предприятиями? Есть ли конкретные результаты такой совместной работы!
— Конечно. И лидером в этом направлении является кафедра ВТ. К примеру, руководитель лаборатории фирмы Моторола профессор М.С. Куприянов уже второй год сотрудничает со Светланой. В рамках этого совместного проекта осуществляется проектирование лицензионно чистых процессоров для встроенных применений. Сейчас об-
суждается возможность переговоров и с другими предприятиями, которых может заинтересовать эта тема.
На кафедре АПУ И.И. Канатов ведет совместные разработки с УНП НИИ Вектор по созданию устройства для цифровой обработки радиолокационных сигналов. Кафедра САУ активно сотрудничает с Электростандартом, и таких примеров совместной работы вуза и предприятий можно привести достаточно много.
Особенность работы перечисленных кафедр состоит в том, что они не только ведут совместные с предприятиями научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, но и одновременно осуществляют для этих предприятий целевую подготовку специалистов, на что промышленные партнеры выделяют денежные средства. Одним словом, здесь происходит обучение через исследования.
Впрочем, как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так что приходите на выставку, которая откроется в нашем университете 26 марта во время проведения Дней ЭТУ ЛЭТИ.

Л. КОРОТКОВА

Ведь мы с тобой интеллигенция

Кризисные явления последнего десятилетия в экономике, науке, социальной сфере России поставили под угрозу качественное воспроизводство интеллектуального потенциала страны. Однако итоги развития нашей страны в прошлом году свидетельствуют о том, что ситуация меняется в лучшую сторону: растет спрос на классных специалистов, уровень подготовки которых отвечает запросам времени. Растет и конкуренция на рынке интеллектуального труда.
В этих условиях на повестку дня встают вопросы, как обеспечить выявление, обучение и поддержку наиболее одаренной и талантливой молодежи, способной к научной и преподавательской деятельности; как подготовить интеллектуальную элиту страны с высокой научной квалификацией! Совершенно очевидно, что решить эти задачи без активного привлечения студентов к конкретной научно-исследовательской работе невозможно.
...В 1997 году приказом ректора ЭТУ в нашем университете был создан Совет по поддержке научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и докторантов. Он осуществляет научно-методическое и организационное руководство научно-исследовательской работой этой категории лэтишников, организует финансовую поддержку наиболее одаренных студентов, аспирантов и докторантов, успешно проявивших себя в научной работе.
В 2000 году Совет осуществил следующие мероприятия: в июне совместно с НТК университета проведен конкурс персональных грантов ЭТУ ЛЭТИ для студентов и аспирантов университета. В нем участвовали 27 студентов и 43 аспиранта. Победителями стали 17 студентов и 33 аспиранта.
В ноябре прошел конкурс грантов для аспирантов и докторантов по ЕЗН, результаты которого утверждены на заседании Учебного совета ЭТУ первого февраля этого года.
Кроме того проведены конкурсы на лучшую дипломную работу (проект), на лучшую выпускную работу бакалавра по направлениям и на лучшую магистерскую диссертацию. Победители всех этих конкурсов награждены дипломами I, II и III степеней, а студенты, получившие дипломы первой степени, получили также денежные премии в размере двух базовых стипендий.
Подведены итоги конкурса на лучшую НИР студентов по десяти направлениям научно-исследовательской работы. К рассмотрению принимались проекты студентов всех факультетов и специальностей без ограничений. В этом конкурсе в 2000 году рассматривалась 131 работа студентов ЭТУ и других вузов города. Награждение победителей этого конкурса — лэтишников состоится 29 марта 2001 года во время проведения Дней ЭТУ ЛЭТИ.
Данный конкурс является первым этапом всероссийского конкурса, поэтому его победители и призеры могут принять
участие во всероссийских конкурсах на лучшую НИРС по различным направлениям.
При непосредственном участии Совета в мероприятиях в рамках ФЦП Интеграция приняли участие более 590 студентов, аспирантов, абитуриентов, молодых научных сотрудников. Так, в весенней школе Физика и электроника участвовали 117 слушателей, в молодежной школе Радиоэлектроника, телекоммуникации, САПР — 76, в школе по твердотельной электронике Физико-химические аспекты современного электронного материаловедения — 136 слушателей.
В очной межвузовской олимпиаде по физике приняли участие 94 студента разных курсов из восьми ведущих вузов нашего города. На предварительном этапе, который проводился в мае 2000 года, участвовали 120 студентов ЭТУ. В олимпиаде по ТОЭ приняли участие 192 студента нашего университета. Студенты и аспиранты ЭТУ участвовали также в конкурсе персональных грантов студентов, аспирантов и молодых ученых Санкт-Петербурга в области гуманитарных, естественных, технических и медицинских наук. В результате 26 лэтишников стали победителями.
С учетом всех проведенных в 2000 году мероприятий финансовая поддержка студентов, аспирантов и молодых ученых нашего университета составила почти один миллион рублей. Сюда входят денежные вознаграждения за участие в конкурсах грантов Ученого совета ЭТУ и администрации
Санкт-Петербурга, а также молодых ученых для стажировки за рубежом; проектов по тематическому плану вуза.
Решением Ученого совета ЭТУ предусмотрено, начиная с 2001 года, выделение квот в фонде заработной платы для оплаты работы студентов и аспирантов в рамках госбюджетных НИР, проводимых на кафедрах, в размере 10 процентов и в рамках научно-педагогических школ — в размере 20 процентов.
Анализ работы последних лет свидетельствует о том, что наиболее активная работа со студентами и аспирантами по привлечению их к научно-исследовательской деятельности проводится на ФЭЛ, ФКТИ, ФЭА, И ФПБЭИ. Это проявляется и в количестве выигранных грантов, и в количестве и качестве научно-исследовательских работ, представленных на конкурс НИРС, а также в других формах творческой активности.
Весной 2001 года вновь будут проводиться конкурсы персональных грантов студентов, аспирантов и молодых ученых Санкт-Петербурга и персональных грантов ЭТУ ЛЭТИ для студентов и аспирантов нашего университета. Хочется надеяться, что возрастет как число соискателей грантов, так и качество представляемых ими проектов.

В.П.АФАНАСЬЕВ,
председатель Совета ЭТУ ЛЭТИ по поддержке
научно-исследовательской работы студентов,
аспирантов и докторантов, профессор

...Что ни ход, то откровение

Среди законов и теорий строгих
Есть море занимательных томов,
Объединяющих ученых многих
В элиту шахматных борцов.
Здесь что ни ход, то откровенье,
Движенье через бездну проб,
И как научное ученье,
Мир шахмат состоит из троп,
Изведанных умом пытливым,
Таинственных, как НЛО,
Давайте же слегка игривым
Манерам познавать его.

И. ДУБЧУК

ПРЕДМЕТЫ, изучаемые в ЛЭТИ-ЭТУ, где много лет работал изобретатель радио А.С. Попов, были в основном технические, такие, как физика и математика. Эти дисциплины требуют прежде всего логического мышления — качество, которое развивается в том числе и благодаря игре в шахматы. Мы не беремся утверждать, что именно благодаря умению логически мыслить А.С. Попов сделал свое открытие, но оно вполне могло способствовать этому.
Как известно, несмотря на свою занятость, изобретатель радио все-таки находил время для игры в шахматы и даже сделал шахматный столик, где доска была представлена в виде правильной матрицы (см. фото). Профессор по всей видимости хорошо играл в шахматы. Часто его соперником был Капустин, племянник известного русского химика Д.И. Менделеева, также большоголюбителя поиграть в эту загадочную игру.
Вскоре после кончины А.С. Попова в ЛЭТИ поступил И.Г. Фрейман. Будучи разносторонне одаренным человеком, в 1911 году студент И.Г. Фрейман занял на первенстве города по шахматам среди вузов первое место.
В 20-е годы XX столетия инициатором проведения шахматного турнира с участием представителей вузов Петрограда стал академик П.И. Лукирский. В это тревожное и смутное время он на своей квартире организовал турнир с участием будущего лауреата Нобелевской премии П.Л. Капицы, А.А. Маркова и других известных ученых. И сейчас, отдавая дань традиции, в нашем университете проводятся такие соревнования, способствующие развитию строгости и координации мышления, что в свою очередь обеспечивает достижение успехов в точных науках...
Очередной турнир состоялся в ЭТУ ЛЭТИ в предновогодние дни прошлого года. Команду сотрудников составили восемь человек (плюс два запасных игрока), среди которых были: мастер спорта Е.Г. Бишард, два кандидата в мастера спорта В.К. Орлов и М.И. Кибальник; остальные шахматисты имели первый разряд. В команде студентов и аспирантов были три кандидата в мастера спорта В. Ляховецкий, С. Дворкин и А. Ашмарин, три перворазрядника и двое игроков не имели шахматного разряда вообще.
Общий счет матча 37,5 на 26,5 очка в пользу команды сотрудников, которая завоевала приз профкома сотрудников ЭТУ. За хорошие результаты в личном зачете были награждены: В. Ляховецкий — книгой Тайны мышления шахматиста, С. Дворкин — книгой Закрытые дебюты, Е.Г. Бишард получила Атлас чемпионов мира, В.К. Орлов — Семейные шахматные этюды и М.И. Кибальник — Тактика в защите Грюнфельда.
Этой мирной научно-спортивной акции оказали поддержку директор университетской библиотеки Е.П. Афанасьева и председатель профкома сотрудников В. А. Тупик. Огромное им спасибо от всех любителей шахмат нашего университета. И в заключение нам бы хотелось привести здесь два стихотворения, имеющие непосредственное отношение к шахматам.

С. ИВАНОВ, И. ТИМОФЕЕВ

 

ШАХМАТНЫЙ ЭТЮД

О, как прекрасен был Черный Король!
К нему подойти не смела я,
Ведь он под знаменем черным,как смоль,
А я Королева Белая.
Правила черных и белых полей
Незыблемы и безжалостны.
Что же мне делать с любовью моей,
Моей всемогущей сладостью?
Страха сильней и сильней стыда
Отчаяние безнадежности.
Молвы не стыдясь, не боясь суда,
Не ведая осторожности.
Ваше Величество, Черный Король!
Однажды, сегодня вечером,
Против всех правил, сквозь
пушечный строй
Я делаю шаг навстречу Вам.
Дерзости этой прощения нет,
Но нет и пути обратного.
Пусть мне проклятья несутся вслед
И слышатся крики бранные.
Сквозь баррикады запретов пройду
И силу скую из слабости.
Крепость злобы осилю в бою,
Возьму бастионы зависти.
Все я смогу, но Ваш холоден взгляд.
Пронзительней ветра вьюжного.
Сгорбясь смешно, поплетусь я назад,
Нелепая и ненужная.

О. ВЕН ДИК, 1989 год

foto8

ПАМЯТИ ОЛИ

Так закручено все, так вертится,

Так жизнь давит нас с разных сторон.
Нужно ль с другом годами
не встретиться,

Чтобы с болью уйти с похорон!
Как неправедны хлопоты мелкие,
Тянут нас в нескончаемый бег,
И часы с сумасшедшими стрелками
Слишком рано разбил человек.
На мгновение жизнь заторможена,
И слепыми стоят зеркала.
Горько рядом с словами расхожими
Слышать страшное слово была.
Знать, что многое будет не сделано,
Что совсем не устав,
Все же ушла Королева Белая,
Свою партию не доиграв.

Виктор ГЛАЗКОВ, 1993 год

 

 

 
Назад
Дата последнего обновления: 21.12.2010
  © Copyright 1995-2010 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.