Поиск по сайту E-MAIL Главная страница
Пресса

Страницы 1 2 3 4

Страница 1

Что нас объединяет и обогащает...

  Хроника студенческой жизни

Каждый год профком студентов и аспирантов нашего университета проводит учебу профоргов-первокурсников всех факультетов. Не стал исключением и 2000/ 2001 учебный год.
В конце октября прошлого года состоялась официальная поездка в пансионат Заря, который находится недалеко от поселка Репино. Здесь, в свободной и непринужденной обстановке новоиспеченным профоргам была представлена полная информация об их обязанностях, ответственности, деятельности и возможностях.
На проводимых в течение двух дней подряд собраниях присутствовали и выступали с докладами представители разных комиссий, входящих в состав профсоюзного комитета студентов и аспирантов ЭТУ. Первокурсники интересовались такими вопросами, как размещение и проживание в студенческих общежитиях университета, различные компенсации и льготы, полагающиеся тем или иным категориям студентов, участие в деятельности штаба студенческих отрядов и т.д.
За два дня работы семинара было проведено множество официальных мероприятий и заседаний, посвященных обучению профоргов. Однако это не помешало студенткам и хорошо отдохнуть в эти дни. Как профорги-первокурсники, так и заслуженные деятели профкома студентов и аспирантов университета собирались большими компаниями в кафе, постоянно ходили в гости друг к другу, а по вечерам в административном корпусе пансионата можно было от души потанцевать на дискотеке, посидеть в баре или сыграть партию, другую в бильярд.
За это время почти все участники успели познакомиться и сдружиться, а это немаловажно, учитывая тот факт, что впереди у каждого участника выезда целых пять лет обучения бок о бок в родном вузе и совместной работы в профкоме студентов и аспирантов.

Лидия БЫКОВА, ГФ

Для возрождения славного стройотрядов-ского движения в 2000 году было учреждено официальное предприятие — Городской штаб студенческих отрядов. Его учредителями стали Молодежная биржа труда (МТБ), профкомы студентов ЭТУ ЛЭТИ и СПбГТУ как самые прогрессивные и имеющие наработки в этой области.
Организаторы штаба рассчитывают на успех эксперимента, ведь от этого зависит, будет ли начинание и дальше поддерживаться властями, хотя договоренности о дальнейшей поддержке на уровне руководства городов есть...
В 2001 году планируется создать 10, а то и все 20 отрядов. Заказчики есть. Сургут ждет человек 100, а в прошлом году потребность в сезонных рабочих там составляла 7000 человек. В Норильске готовы принять до 300 человек. Условия обоюдно выгодны. Сегодня зарплата, например, прораба в Норильске составляет порядка 20000 рублей.
К сожалению, в Ленобласти заработки катастрофически малы, хотя в городе и области полно работы. В нынешнем году заработки в области были обеспечены не без поддержки властей. Но в дальнейшем планируется выход на самофинансирование програм-
Вагонное депо С.-Петербург — Варшавский (ВЧД-10) Октябрьской железной дороги производит набор студентов на курсы проводников для работы в летний период (июнь-сентябрь) в качестве проводников пассажирских вагонов на поездах южных направлений (Адлер, Новороссийск, Анапа, Евпатория). Обучение начинается по мере комплектования групп. Учеба бесплатная.
После окончания курсов трудоустройство гарантируется.
У вас есть возможность зарабатывать от 2000 рублей в месяц плюс суточные в у.е. за время следования по территории Украины.
Для получения направления на курсы, а также дополнительной информации все желающие могут обратиться в профком (до 30 апреля).
Профком студентов и аспирантов ЭТУ ЛЭТИ
Штаб студенческих отрядов
Во все годы в нашем университете проводились общественные работы на благо родного вуза. Нам хорошо известно, что студенты-энтузиасты строили новую жизнь, начиная с вузовских стен. И хотя времена изменились, проблемы остались прежними. И по сей день огромный фронт работ остается незаполненным. Это и разнообразная хозяйственная деятельность вуза, и работа в библиотеках, и уборка прилегающих к помещениям участков... Отрадно, что мало-помалу движение за проведение в ЭТУ общественных работ возрождается.
В прошлом семестре по инициативе профкома студентов и аспирантов университета некоторые ребята трудились целых два месяца, пытаясь сделать наш вуз чище и светлее., Они мыли перила, парты, лестницы, заклеивали окна, переносили тяжести и убирали мусор. За ноябрь и декабрь 2000 года студенты должны были отработать по 60 часов. Не лишены были они и вознаграждения, заработав около 400 рублей каждый в первый месяц и 500 рублей во второй месяц. Деньги эти, конечно, небольшие, но студентам, как известно, трудно устроиться на постоянную работу, да и совмещать ее с учебой тяжело. Поэтому общественные работы стали для студентов реальным шансом подзаработать.
Желающих поучаствовать в обустройстве родного университета было больше, чем вакантных мест. И хотя некоторые студенты халатно относились к своим обязанностям, а некоторые даже и вовсе не появились на работе, большинство работали добросовестно. Особенно отличился Иван Зоткин. Отработав все 60 положенных часов, он покорил сердца комендантов 5-го лабораторного и аудиторного корпусов аккуратностью, трудолюбием и упорством. Отличились на общественных работах и Володя Лукашук, Денис Мазманов, Анатолий Орлов, Володя Романенко, Ирина Шулгунова и другие ребята. По их словам, это был интересный и полезный опыт.

Дарья ЗАЙЦЕВА, студентка группы 8712

Кто сказал, что стройотряд — пережиток советских времен! Просвещенные студенты легко опровергнут это заблуждение. Ведь знаменитый строяк, предполагающий не только работу, но и веселое студенческое общение, актуален и по сей день.
Известно, что в конце 80-х годов в нашей стране волна стройотрядов охватила свыше 700 тысяч студентов. К середине 90-х сохранились лишь отдельные очаги этого движения, но отсутствие повального интереса к стройотрядам отнюдь не свело само движение на нет.
Так, наш вуз, например, может похвастаться почти полувековой практикой работы стройотрядов. А современные строяки ЭТУ ЛЭТИ — Гран и Отро — насчитывают более 10 лет работы. В летний период студенты нашего вуза охотно выезжают в Сургут и Воркуту на ремонт железных дорог. И прошедшее лето — не исключение.
— В прошлом году, — говорят ребята, бойцы отряда Отро, — нам заплатили от 3,5 до 5 тысяч рублей за месяц при единичном КТУ (коэффициент трудового участия) и 270 часах выработки в месяц. В нашем отряде ребята заработали в среднем 8-9 тысяч рублей за весь период работы в летние месяцы.
При профсоюзном комитете студентов и аспирантов ЭТУ ЛЭТИ действует штаб студенческих отрядов университета. И это не случайно — стройотряд прекрасно сочетает в себе полезное с приятным. Бывалые бойцы шутят: Лучше умереть маленьким, чем не ездить в стройотряд.

Мария ПОПОВА, студентка группы 8712


Все опубликованные на первой полосе материалы представляют собой выдержки из статей, помещенных в студенческой газете нашего университета ПРОФ.сом № 4, март 2001 года.

Страница 2

Вот это класс... компьютеров

 О сетевых технологиях в ЭТУ и не только о них

Каждые сто лет человечество дарит себе какие-нибудь открытия, достижения, которые являются почвой, фундаментом для дальнейшего развития науки и техники.XX век у людей в целом, а у ученых в особенности, будет несомненно ассоциироваться с появлением вычислительных машин, которые способны запоминать, считать и осуществлять другие важные операции вместо человека. Создание ВТ способствовало тому, что в технических вузах стали возникать новые специальности и даже целые факультеты с лабораторными вычислительными классами.
В конце 60-х годов в ЭТУ получил прописку вычислительный центр, который сейчас называется
Центром информационных технологий (ЦИТ) и который в настоящее время является частью большой системы — Центра новых информационных технологий (ЦНИТ). В его составе несколько подразделений. Чем же они занимаются?

Образовательно-информационный центр (ОИЦ) занимается сетевыми технологиями в ЭТУ, начиная с организации структурированных кабельных систем, обслуживания сети и кончая подключением наших пользователей к собственной корпоративной сети университета ETUNet. Позади работы по организации оптической кольцевой магистрали длиной более двух километров, которая связала все корпуса нашего университета, тем самым создавая возможность всем кафедрам и отделам вуза подключиться к университетской сети и к Интернету.

Центр информационных технологий (ЦИТ) ведет учебный процесс, а также занимается текущими задачами по автоматизации бухгалтерского учета, деятельности ОК и ПФУ.

Центр транспьютерных технологий (ЦТТ) занимается изучением, разработкой и внедрением мощных средств вычислительной техники(параллельная вычислительная система, суперкомпьютер, способный удовлетворить все потребности университета). Этот Центр обладает огромным научным потенциалом, здесь читаются лекции по специальной программе студентам ФКТИ.

Центр сигнальных процессоров (ЦСП), состоящий из Analog Device и Texis Instruments, занимается изучением встроенных систем, контроллеров, микропроцессоров.

Авторизованный учебный исследовательский центр Моторолла (АУИЦ). Здесь обучение студентов ориентировано на элементную базу этой фирмы. В настоящее время подготовлен ряд научных программных разработок для Моторолы — этим занемается учебная лаборатория фирмы в ЭТУ. Результаты последней презентации этих разработок, выполненных студентами ФКТИ, оказались более чем успешными: руководство фирмы выделило финансовые средства для дальнейшего развития лаборатории фирмы Моторола в стенах нашего университета, а также на проведение новых научных разработок в интересах самой фирмы.

ЦПТ САПРТИС — система автоматизированного проектирования электронных, радиоэлектронных и микроэлектронных схем. Этот центр занимается также технологиями проектирования интегральных схем и геоинформационных систем.

Авторизованный центр тестирования Prometric предоставляет платную возможность всем желающим получить сертификацию международного образца, удостоверяющую вашу квалификацию по различным программным продуктам (Microsoft, LunixHAp.). Естественно, человек, обладающий таким сертификатом, имеет больше шансов получить престижную и высокооплачиваемую работу.
В центре Microsoft уже работают преподаватели, получившие сертификаты международного образца. Свои профессиональные знания они передают студентам ЭТУ в рамках обучения в вузе.
Каким будет ЦНИТ в начале третьего тысячелетия? Каков будет учебный процесс в ЭТУ, а значит, какими будут студенты будущего! Ответить на эти вопросы мы попросили руководителя этого центра Ю.С. ТА-ТАРИНОВА.
Вот что он рассказал:
Сейчас в сети ETUNet всем кафедрам нашего вуза предоставляется ограниченный ресурс работы в Интернете. С 2001 года планируется существенно расширить этот ресурс, что обеспечит более удобную работу всех пользователей сети.
Одной из первых к оптическому кольцу подключилась университетская библиотека. Уже проведены кабели, закуплены компьютеры. Основная проблема задержки запуска терминальных классов состоит в том, что в настоящее время некому заполнить большую базу данных (на основе устаревшей электронной базы), а также по библиографическому каталогу...
В свою очередь именно эта причина и родила идею создания в ЦНИТ отдела по поддержке пользователей, которая осуществится в ближайшее время. Этот отдел будет целиком и полностью заниматься обучением преподавательского состава, сотрудников вуза тому как ориентироваться в сетях ETUNet Интернет, а также аппаратной и программной поддержкой отделов и кафедр ЭТУ.
Кроме того, в университете планируется создать Центр дистанционного обучения (ЦДО). В настоящее время этой формой обучения с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий мы занимаемся в рамках отдельных проектов. Но опыт показывает, что возникла необходимость создать группу, которая занималась бы планомерным внедрением форм и методов ДО в учебный процесс ЭТУ. В ближайшей перспективе планируется создание информационно-образовательной системы ДО ЭТУ ЛЭТИ.
На базе освоенных сетевых технологий будет создаваться Единая интегрированная информационная система (ЕИС) с централизованной базой данных на весь университет. В ее состав должны войти финансовый, учебный и научный блоки. ЕИС будет реализовываться на программной платформе SAP R/3.

Создаваемая ЕИС должна стать основным средством автоматизации деятельности ЭТУ на длительную перспективу и заменить многочисленные разрозненные существующие сегодня системы автоматизации участков или направлений деятельности. В настоящее время ее внедрением занимаются всего несколько человек, но в ближайшем будущем планируется создать отдел или даже центр по поддержке и развитию ЕИС. С помощью такой интегрированной системы можно будет, например, студентам получать информацию о своих оценках, о перечислении или неперечислении их стипендий и вообще узнавать обо всех происходящих в вузе событиях...
Несомненно, наш вуз должен иметь классы открытого доступа пользователей с Интернет-обеспечением. Вот-вот появится специализированный ЦИТ-5, ориентированный на факультет экономики и менеджмента.
А у студентов должна быть бесплатная электронная почта, возможность создания своей странички в Интернете и т.д. Планируется открыть класс, где студенты смогут в удобное для себя время поработать на компьютере, побродить по Интернету, распечатать свои отчеты и т.д. Конечно, открытие такого класса потребует дополнительных средств, но вуз готов выделить деньги на эти благородные цели.

Рассказ Ю.С. ТАТАРИНОВА записал Д. СТРУКОВ, студент ЭТУ ЛЭТИ



Эти фотографии, запечатлевшие красоты северной природы, сделаны А.В. Евстафьевым.



А ты готов к труду...
по гражданской обороне?

В соответствии с постановлением Правительства РФ О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций от 24 июля 1995 года и приказом ректора ЭТУ "ЛЭТИ" О подготовке руководящего и командно-начальствующего состава гражданской обороны университета в 2001 году от 28 ноября 2000 года в нашем университете проведен учебно-методический сбор начальников штабов ГО структурных подразделений, начальников служб гражданской обороны ЭТУ и руководителей занятий по ГО. Перед собравшимися с интересной содержательной лекцией выступил начальник курсов гражданской обороны Петроградского района кандидат военных наук, доцент А. Ф. МАЛЕНКОВ.
Он четко сформулировал основные задачи обучения по ГО в 2001 году. Это — изучение способов защиты населения и территорий от ЧС и порядке действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО; выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; овладение личным составом гражданских организаций гражданской обороны (формирований) приемами и способами действий по защите населения, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС.
Лектор раскрыл источники возникновения ЧС и дал краткую характеристику чрезвычайным ситуациям техногенного характера, которые могут возникнуть на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Такими источниками могут стать:

— аварии на радиационно опасных объектах (таких, как Л АЭС), научно-исследовательских ядерных реакторах в С.-Петербурге и Ленинградской области; на судах, оснащенных ядерными энергетическими установками; на предприятиях, использующих в производстве радиоактивные материалы (в С-Петер-бурге 250 объектов используют в производстве радиоактивные изотопы, которые могут стать источниками загрязнения);

— аварии на химически опасных объектах (на территории города и Ленинградской области свыше 124 таких объектов, в том числе на территории С.-Петербурга — 66);

— аварии на коммунально-энергетических сетях (тепловых, энергетических, газовых), в результате чего возможно поражение людей, а при утечке газа может возникнуть опасность взрыва и пожара;

— пожары и взрывы — самые распространенные ЧС в современном индустриальном обществе (на территории РФ более 5 тыс. взрыво- и пожароопасных объектов). В России каждый день в пожарах гибнут в среднем 40 человек, а в год — 14400 человек. В 1999 году в Санкт-Петербурге и области произошло 15449 пожаров, в которых погибли 647 человек, в том числе 12 детей. Материальный ущерб составил 152833544 рубля;

— аварии и катастрофы на транспорте, частота и тяжесть которых стремительно растет (за последние пять лет в России в ДТП пострадали 1,2 млн человек, из них 182 тыс. погибли). Обеспечение безопасности движения стало одной из основных проблем современности.

В лекции была показана также опасность, исходящая от ЧС природного характера (землетрясения, вулканическая деятельность, ураганы и бури, наводнения, лесные пожары, массовые заболевания). Наибольшую угрозу для нашего города представляют наводнения. За время его существования официально было зарегистрировано 289 наводнений, когда Нева совершала набеги на город! При этом три наводнения можно считать катастрофическими, когда уровень воды в Неве достигал трех и более метров: 21 сентября 1777 года — 321 см, 19 ноября 1824 года — 421 см и 23 сентября 1924 года — 380 см. В результате этих наводнений Санкт-Петербургу был нанесен значительный материальный ущерб, были и человеческие жертвы.

Лектор указал на необходимость подготовки и поддержания в готовности органов управления, сил и средств для действий в условиях угрозы или при наводнении, заблаговременного планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий наводнения.
На этом занятии была дана краткая характеристика ЧС экологического, социального и военного характера, обстоятельно рассмотрены вопросы по организации, планированию, обеспечению и проведению эвакуации населения из зон ЧС, сложившихся в результате техноген-ных аварий, катастроф, стихийного или иного бедствия.
Используя наглядные пособия, лектор раскрыл структуру эвакоорганов и требований по подготовке районов размещения к приему и первоочередному жизнеобеспечению персонала и студентов нашего университета в условиях ЧС. Он подчеркнул, что успех эвакуации во многом зависит не только от руководства органов ГО университета, но и от персонала и студентов, от их организованности и дисциплинированности при осуществлении этих мероприятий.
Большой интерес у всех участников сбора вызвал видеофильм о последствиях чернобыльской катастрофы и новые приборы дозиметрического и химического контроля — ДБГ-06Т, РД-2Б и др.
В заключение присутствующим был вручен перечень тем занятий по ГО с сотрудниками университета, не входящими в формирования; определены дни и часы проведения консультаций с руководителями занятий ГО в штабе по делам ГО и ЧС ЭТУ (вторник, среда, пятница с 10 до 16 часов).

И закончить этот рассказ мне хотелось бы таким четверостишьем:

Чтобы вдруг не настигла стихия.
Не накрыла внезапно беда.
Мы принять должны меры такие.
Чтоб отпор был готов им всегда!

Ф.Ф. КОНТУЗОРОВ,
зам. начальника штаба по делам
ГОиЧС ЭТУ ЛЭТИ

Страница 3

Как смыкаются параллельные измерения и наслаиваются информационные пласты

Студенты факультета радиотехники и телекоммуникаций ЭТУ (группа 9123) Женя СЕРЕГИНА и Александр МИСКАРЯН встретились с бывшим выпускником нашего университета Геннадием БАЧИНСКИМ и поговорили с ним что называется за жизнь. Что получилось из этого разговора, судите сами.

Е.С.: Гена, ты в каком году пришел в ЛЭТИ!
Г.Б.: в 88-м.

Е.С.: Почему ты решил поступить именно в ЛЭТИ!
Г.Б.: Потому что с детства увлекался электротехникой, ходил в школьный радиокружок. Когда решил поступать в институт, спросил совета у своего преподавателя в радиокружке. Он посоветовал изучать вычислительную технику — самую прогрессивную, по его словам, специальность и конкретно в ЛЭТИ.

Е.С.: Как тебе давалась учеба?
Г.Б.: Сначала учиться было достаточно тяжело, особенно по математике, потому что была большая разница между моим уровнем математического образования и ее уровнем в ЛЭТИ. А в целом учиться мне было не слишком трудно, как никак, а среднюю школу я закончил с медалью.

Е.С.: Какой твой любимый предмет!
Г.Б.: На разных курсах любимыми были разные предметы. Чем старше я становился, тем больше мне нравились прикладные науки, не связанные с моей специальностью, например, социология. В отличие от гуманитариев, философов я смотрел на эту науку с технической точки зрения. Впрочем, мне были интересны вообще гуманитарные науки только через очки технаря. Ну а самым любимым предметом была для меня физика.

Е.С.: Кто из преподавателей запомнился тебе больше всего!
Г.Б.: Дедушка Кочурин, он вел у нас начертательную геометрию. Такой очень старенький дедушка, но в нем было столько энергии! Однажды мы пошли в бассейн сдавать зачет по плаванию. Так этот дедушка в трусах и носках бегал там со скакалкой. Куда нам, молодым, было до него... Он лет 60 преподавал в нашем институте и для нас, первокурсников, был духом, сутью вуза. На втором курсе запомнился преподаватель высшей математики, а вообще-то каждый преподаватель имел какие-то только ему присущие черты характера и поведения.

Е.С.: Говоря о преподавателе высшей математики, ты имел в виду Рябцева!
Г.Б.: Да, Рябцева. Половину времени своей лекции он тратил на размышления о жизни, а в оставшуюся половину настолько уплотнял материал, что люди еле успевали записывать. Этот человек сочетал в себе профессионализм математика и умение не дать студентам расслабиться. А еще мне запомнился Фрейдзон, Роберт Исаакович. Очень умный человек.. Его отец был мегапрофессором каких-то там логических наук. И вот этот самый Роберт Исаакович, когда я учился на третьем курсе, ставя мне удовлетворительно в зачетку, сказал фразу, которую я помню до сих пор: Ас виду Вы умный...

Е.С.: Ты какие-нибудь экзамены заваливал!
Г.Б.: Я массу экзаменов заваливал. Один раз меня даже чуть из института не выгнали. Я очень благодарен кафедре АПУ за то, что меня не выгнали и дали закончить институт. Тем не менее тунеядцем я никогда не был и вообще первую половину пребывания в вузе учился почти на одни пятерки.

Е.С.: Что ты можешь сказать об архитектурном шедевре ЛЭТИ-ЭТУ — пятом корпусе, который на ФАВТе, например, назвали гибридом бермудского треугольника и египетской пирамиды!
Г.Б.: Это мистическое здание. Мы, студенты, когда поступили в ЛЭТИ, слагали легенды про этот дом, что, мол, архитектор построил, чертежи утеряны, и никто даже не знает, что в половине подвалов делается. Я считаю, что все должны беречь и лелеять пятый корпус, потому что он наверняка проектировался массонами и часть его аудиторий однозначно предназначена для замуровывания плохих студентов с последующей их раскопкой через тысячу лет. Вообще в ЛЭТИ много необычных помещений. Чего стоит, например, деканат ФАВТа! Он находится в таком месте, где сходятся все информационные потоки. Стоило мне сыграть один рок-концерт и поучаствовать в его организации, а на другой день прийти в деканат, как Зосимовна сказала: А мы все про вас знаем, что вы концерт сыграли. Ай-яй-яй! Как вам не стыдно! Это говорит о том, что в деканатах смыкаются параллельные измерения и наслаиваются информационные пласты. Я порекомендовал бы студентам пореже заходить в пятый корпус и деканаты вообще и поменьше ходить в институт. Тогда ваша девственная психика останется целой...

A.M.: В пятом корпусе есть запасной вход — там тусовка обычно сидит. Называется Задняя панель. Когда ты учился, она была!
Г.Б.: А сейчас с какой стороны открыт вход? Со стороны набережной?

Е.С.: Нет, со стороны музея-квартиры А.С. Попова.
Г.Б.: Нет, в мое время там ничего не было. Вообще институт очень сильно изменился за последнее время. Нужно учесть, что я учился на стыке эпох, когда совок сменился перестройкой. Я был активным участником различных переворотов в Петербурге, ходил на митинги, которые разгоняли. Так что и те, кто учился до нас, — другие, и мы — другие и те, кто сейчас учится, —тоже другие, более свободные, более отвязанные что ли...

A.M.: Как ты считаешь, качество образования в ЭТУ на мировом уровне котируется!
Г.Б.: Думаю, что котируется, в ЛЭТИ дают очень хорошее образование. Со мной в группе учился немец из ГДР. Так вот, когда обе Германии объединились, он переехал в ФРГ. У нас он получал не самые хорошие оценки, а там стал отличником, больше того, в ФРГ восторгались уровнем теоретической подготовки этого студента. Кстати, на мой взгляд, в фундаментальных науках ЛЭТИ равных нет, а именно фундаментальные знания позволяют выпускникам ЛЭТИ достаточно легко адаптироваться к условиям работы в других странах.

Е.С.: Ты считаешь, получение высшего образования делом чести!
Г.Б.: Делом чести — нет. Я считаю, что высшее образование — это определенный зазор между взрослой жизнью, когда тебе надо работать, и детством, когда тебе не надо работать. Именно во время получения высшего образования человек и накапливает всю информацию о мире, заводит друзей, узнает совершенно новые для себя вещи, получает глоток свободы... Когда приходит время работать, уже некогда заводить новых друзей, тусоваться и т.д. И всю последующую после окончания вуза жизнь человек эксплуатирует то, что наработал за годы учебы в вузе. Не было бы высшего образования — не было бы многих возможностей, потому что главное, что вырабатывается во время учебы в вузе, — это не столько знания, сколько способ мышления.

Е.С.: Ты поддерживаешь отношения со своими бывшими сокурсниками!
Г.Б.: Иногда встречаемся, иногда переписываемся. Мне мешает то, что у меня очень специфическая работа. Ребята постоянно присылают мне приглашения на всякие мероприятия, но часто у меня просто нет возможности посещать их. Я работаю или вечером, или слишком рано утром (мой эфир с 7.00 до 11.00 часов). А вообще мне кажется, что были мы очень дружным коллективом. Идешь по улице, видишь знакомое лицо и обязательно здороваешься, хотя, учась в институте, могли и словом не обмолвиться.

Е.С.: Ты бываешь в ЭТУ!
Г.Б.: Раз в год обязательно захожу в вуз. Это интервью вы берете для Электрика?

Е.С.: Конечно.
Г.Б.: Тогда передайте Электрику отдельный привет. Я в течение четырех лет вел в этой газете музыкальную страничку и до сих пор признателен редакции, потому что если бы не Электрик, я, наверное, не пошел бы в музыкальную журналистику, следствием которой и является моя сегодняшняя работа. Если бы не ЛЭТИшная газета Электрик , не было бы Геннадия Бачинского, как известного персонажа. Был бы инженер...

A.M.: Значит, увлечение музыкой началось в ЛЭТИ!
Г.Б.: Да. Я был активным организатором двух фестивалей рок-музыки — в 89- и 90-м годах. И мои сокурсники тоже очень интересовались музыкой. Им помогали те статьи, которые я писал для Электрика. Кстати, до сих пор считаю, что лучшее, что я написал, было опубликовано именно в Электрике.

Е.С.: Кому передать приветы от Геннадия Бачинского!
Г.Б.: Да всем! Всем, с кем я сталкивался, кто меня помнит и знает. И огромное спасибо, прежде всего.

Не только в области балета мы впереди планеты всей


Русским на море равных нет!

foto

Именно с 14 января 1701 года следует отсчитывать военно-морские успехи России. Этой знаменательной дате будет посвящено немало хвалебных статей и торжественных мероприятий в течение всего 2001 года. Но как же все начиналось?
...Приветствуя появление в России середины XVIII века высших учебных заведений — университетов и академий, Михаил Васильевич Ломоносов выражал уверенность в том, что *.. .может собственных Платонов и быстрых разумом Невто-нов российская земля рождать. Но если высшее образование в гражданской сфере тогда еще делало только первые шаги, то морские образовательные заведения к тому времени уже с успехом демонстрировали, что и на нашей земле могут появляться новые хитроумные Фемистоклы и бесстрашные Дрейки.
Зарождение военно-морского образования в нашей стране связано с именем Петра Великого. Именно его высочайшим повелением 14 января 1701 года в Москве была организована школа математических и навигацких искусств, которая стала первой ласточкой, возвестившей о том, что Россия намерена внести собственный весомый вклад в развитие мировой науки и техники.
Конечно, это было только начало и нужно было сделать еще очень многое, чтобы переубедить гордых иностранцев вроде лорда Райрдена, который утверждал, что ...русские — народ сухопутный. Тем не менее, морская слава России очень скоро перевалила ее рубежи...
К сожалению, 300-летие этой даты се
годня отмечается с некоторым привкусом ностальгической горечи, ибо многие сейчас, и не без основания, считают, что лучшие годы нашего военно-морского образования остались далеко позади.

Что же случилось с прославленными наследниками навигацкой школы?
Всем известно, что за последние годы Россия растеряла изрядную долю своего престижа на мировой арене. Как это ни горько, но когда мы сегодня пытаемся найти сферы жизни, в которых Россия по-прежнему занимает ведущие места, то все чаще приходят на ум строки из песни Юрия Визбора о том, что лишь ...в области балета мы впереди планеты всей.
Разумеется, глубочайший кризис и переоценка ценностей, которые потрясли российское общество и в психологическом, и в экономическом плане, не могли не коснуться и армии — опоры и оплота любого развитого социума. В военно-морских институтах, а Военно-морской академии, в учебных центрах флота ощущается острая нехватка современного оборудования, и это касается не только вооружений, но и компьютеров, и копировальной техники. Практически недоступны для нас и современные образовательные технологии.
Но проблемы с учебно-материальной базой являются далеко не единственной головной болью военно-морских вузов. Оставляет желать лучшего и образовательный уровень самих будущих офицеров — курсантов и слушателей, в чем немалую роль сыграло падение престижа армии в целом и звания офицера в частно-
сти. К тому же наблюдается большой отток курсантов, особенно на четвертом и пятом курсах, многие из выпускников испытывают неудовлетворенность выбранной профессией...
Нельзя сказать, что проблемы государственного масштаба обошли стороной наш вуз. Чаша сия нас не миновала. Но мы можем с гордостью отметить, что в это тяжелое время факультет военного обучения ЭТУ продолжает держать марку и не дает повода усомниться в своей состоятельности. По-прежнему высокий процент студентов посещают занятия на ФВО и получают там знания по самому широкому кругу специальностей. Студенты как технического направления, так и гуманитарии могут изучить здесь привычные для себя предметы в необычном ракурсе, что позволяет им значительно повысить как профессиональный, так и общий культурный уровень. Материально-техническая база факультета также находится на достаточно высоком уровне, а компьютерный класс по многим показателям превосходит аналогичные классы на специальных кафедрах нашего университета.
В общем, пока справляемся, и все же жаль, что нынешний юбилей получается не очень-то веселым. Хочется верить, что государство наконец-то повернется лицом к проблемам флота, и он не станет иллюстрацией к мнению Райрдена, а подтвердит слова турецкого паши Гюссейна, побежденного адмиралом Ушаковым при Калиакрии: Русским на море равных нет!

А.Т.АЛЕКСАНДРОВ

Страница 4

Каждый выбирает сам: женщину, религию, дорогу...

Elektrik-4 copy-1.jpg

У обыкновенных гражданских людей понятия строгий порядок, железная дисциплина, приказ, как правило, ассоциируются с армией. Мы почему-то убеждены, что судьба военного человека заранее предопределена, и изменяться у него могут только географическая точка прохождения военной службы и занимаемая им должность...
Оказывается, на практике все куда сложнее, и непредсказуемость карьеры человека иногда просто поражает. И что интересно: объясняется это обстоятельство отнюдь не нарушением строгого порядка, железной дисциплины и необсуждения приказов вышестоящего начальства... Чаще всего перемена судьбы, на первый взгляд, неожиданная, зависит от самого человека, его интересов, устремлений, душевных качеств...
Сегодня мне хотелось бы рассказать о не совсем обычной военной карьере, а точнее — биографии двух военно-морских офицеров (ныне запаса), ровесников, которые четверть века служили бок о бок в нашем университете, а теперь здесь же продолжают служить Отечеству на гражданских должностях...

Л. КОРОТКОВА


ПЕРВЫЙ такой вираж в жизни героя моего рассказа произошел в 1963 году, когда, окончив восемь классов, юноша, вместо того, чтобы продолжить учебу в одной из средних школ Ленинграда, поступил в Радиополитехникум, на иностранное отделение, где все предметы (за исключением литературы и физвоспи-тания) преподавались на английском языке. Побудительная причина поступления именно в этот техникум и именно на это отделение была вполне практичной: получение очень престижной по тому времени профессии.

Четыре года учебы пролетели незаметно, и вот диплом радиотехника в кармане. Что же дальше? И тут происходит очередной вираж в биографии молодого человека: он принимает решение связать свою дальнейшую судьбу с армией и в 1967 году становится курсантом Военно-морского училища радиоэлектроники им. А.С. Попова, которое и закончил в 1972 году.
— Почему же военное училище! — спрашиваю своего собеседника.
— Прежде всего потому, что очень хотелось поближе познакомиться с современной техникой, которая тогда была на вооружении Советской Армии. А кроме того при поступлении в училище нам говорили, что большинство его выпускников будут работать в военных НИИ, что лично мне было тоже очень интересно.
Но случилось не совсем так, и 24 человека из 26 (в том числе и мой собеседник) после окончания училища были направлены для прохождения военной службы на подводные лодки Тихоокеанского и Северного флотов. Лейтенант Ю.А. Склярский (а речь идет именно о нем) получил назначение на должность инженера электронно-вычислительной группы атомохода Ленинец. И с этого момента начинается едва ли не самый насыщенный и захватывающий период его жизни. Примечательно, что именно на этой подлодке Ю.А. Склярский познакомился с В.В. Поповым, будущим адмиралом и нынешним Главнокомандующим Северным флотом ВМФ России. Вместе они совершили два трехмесячных автономных плавания на крейсерской подводной лодке Ленинец, пройдя за это время расстояние, превышающее путь вокруг земного шара...
Но не случайно же родилась в народе поговорка: Человек предполагает, а судьба располагает. И снова в биографии моего героя происходит крутой вираж: в 1975 году он приходит в ЛЭТИ, на должность преподавателя военно-морской кафедры вуза. В 1982 году Ю.А. Склярский становится старшим преподавателем, а два года спустя защищает кандидатскую диссертацию. В 1986 году, минуя несколько должностных ступеней карьерной лестницы, Юрий Александрович становится заместителем начальника военно-морской кафедры, будучи в то время капитаном второго ранга. Еще через четыре года он — начальник этой кафедры, а в 1990 году (после преобразования кафедры в факультет военного обучения) Ю.А. Склярский возглавил вновь созданный факультет.
За период его руководства кафедрой, а потом и факультетом они не раз занимали самые высокие места в соревновании с другими подобными кафедрами и факультетами гражданских вузов страны. И военно-морская кафедра ЛЭТИ-ЭТУ, и факультет военного обучения нашего вуза становились лучшими как по учебно-методической, так и по научной работе. И как закономерный результат, в 1998 году Ю.А. Склярский удостаивается почетного звания Заслуженный работник высшей школы.
Конечно, составляющими этого высокого звания являются не только успехи на военной службе, но и постоянная большая общественная работа, которую на протяжении всей сознательной жизни вел Юрий Александрович. На подводной лодке Ленинец он был секретарем комсомольской организации, в ЛЭТИ — зам. секретаря партийной организации на военно-морской кафедре, член парткома института и т.д. И постоянно вел огромную воспитательную работу...
И вот новый вираж в судьбе военно-морского офицера, капитана первого ранга запаса. С 1999 года Ю.А. Склярский — проректор в ЭТУ ЛЭТИ. Ему подчиняются административные службы, факультет военного обучения нашего университета. Он курирует вопросы режима. Кроме того, в его обязанности входит подготовка заседаний ректората. По большому счету это есть продолжение той большой организаторской и воспитательной работы, которой Ю.А. Склярский занимался всю жизнь.
.. .Глядя на этого высокого стройного мужчину с легкой пружинистой походкой, трудно поверить, что два года назад он перешагнул 50-летний рубеж. Что же помогает офицеру запаса сохранять такую прекрасную физическую форму? На этот вопрос Юрий Александрович отвечает так:
— Как большинство людей и особенно пенсионеров (а я ведь офицер запаса...), я хочу пожить подольше, но не коптить небо, а дышать полной грудью, вести творческий образ жизни. Поэтому я действительно уделяю серьезное внимание своему физическому состоянию. Это пожалуй, мое единственное хобби. Рад, что занимаюсь этим небезуспешно: если в 50 лет я отжимался 45 раз, то сейчас — уже 70. Летом
на даче тоже стараюсь заниматься физическим трудом. Огородные дела меня, правда, мало привлекают, а вот какие-то строительные работы — это пожалуйста!
Рассказывая о своем пристрастии к физическому самосовершенствованию, Юрий Александрович умолчал о том, что в этом ему помогает и отсутствие вредных привычек. Он никогда не курил, хотя соблазнов было предостаточно, включая и тот факт, что его отец, моряк дальнего плавания привозил из загранплаваний самые лучшие сигареты...
И чтобы портрет героя этого небольшого рассказа был полнее, добавлю, что Юрий Александрович женат (в первый и единственный раз, что по нашим временам уже поступок). В семье двое детей. Дочь 24 лет отроду закончила Гуманитарный факультет нашего университета. Сын в ноябре прошлого года демобилизовался из армии и сейчас работает на одном из питерских заводов.
...Вот так сложилась военная карьера и жизненная биография капитана первого ранга запаса Ю.А. Склярского. Но какую бы военную или гражданскую должность он ни занимал, цель была и остается одна: честное служение Отечеству.




Здесь мой причал и здесь мои друзья...

foto

УДИВИТЕЛЬНО похоже складывались военная карьера и жизненный путь второго героя моего рассказа, ровесника и коллеги Ю.А. Склярского, проработавшего с ним бок о бок четверть века. Итак, знакомьтесь: Шубине-кии Валерий Николаевич. Родился в Ленинграде в семье офицера флота, военного врача, что в огромной мере и предопределило дальнейшую судьбу юноши. К тому же большая часть детства и юности Валерия прошли в Прибалтике, что также не могло не повлиять на выбор им будущей профессии. После окончания средней школы Валерий принял решение поступить в Высшее черноморское военно-морское училище им. адмирала П. С. Нахимова в Севастополе.
— Почему именно это училище попало в поле Вашего зрения? — спрашиваю своего собеседника.
— К солнышку поближе, — смеется Валерий Николаевич и уже вполне серьезно добавляет,
мне почему-то казалось (и не без оснований, как показала потом жизнь), что в училище, которое носит имя великого русского флотоводца, должны быть очень сильны традиции российского флота.

 

Справедливости ради надо отметить, что не только семейные традиции и постоянное проживание у моря повлияли на выбор профессии молодого человека.В 50-60-е годы минувшего столетия словосочетание военно-морской офицер звучало особенно престижно — это были наиболее образованные, эрудированные и воспитанные офицеры Вооруженных Сил...
Но вот училище закончено, и лейтенант В.Н. Шубинский получает назначение на Балтийский флот. И дальше — годы службы на Либавской военно-морской базе — порту Александра III (это его историческое название). Служилось, по словам Валерия Николаевича , интересно и даже весело — молодость есть молодость. Но шли годы, более зрелым становилось отношение к своей профессии и постепенно выкристализовывалось желание заняться преподавательской деятельностью, готовить будущих военно-морских офицеров. В осуществлении этого желания немалую роль сыграли и семейные обстоятельства: жена Валерия Николаевича была студенткой одного из питерских вузов.
Так, в 1974 году капитан-лейтенант В.Н. Шубинский стал преподавателем военно-морской кафедры ЛЭТИ, под его руководством студенты изучали ракетное оружие кораблей. Здесь Валерий Николаевич прошел путь от капитан-лейтенанта до капитана первого ранга, занимая последовательно должности преподавателя, старшего преподавателя, начальника цикла, заместителя начальника ВМК, а после образования факультета военного обучения — зам. начальника ФВО. С этой должности в 1999 году В.Н. Шубинский и ушел в запас, перейдя на гражданскую должность начальника отдела кадров нашего университета, но об этом чуть позже...
Работая на военно-морской кафедре, а потом и на ФВО, Валерий Николаевич постоянно вел большую воспитательную работу среди студентов, возглавляя на протяжении многих лет морскую секцию на факультете общественных профессий. По его инициативе ежегодно проводились летние шлюпочные походы студентов нашего вуза. Ребята избороздили множество рек и озер — от Чудского озера до Азовского моря. Каждый такой поход тщательно готовился практически целый годи продолжался не меньше месяца. В составе студентов-шлюпочников была агитбригада, которая выступала в местах стоянок и отдыха участников похода.
К сожалению, по известным причинам в последние годы эта прекрасная традиция была нарушена.
— Сейчас мы пытаемся ее возродить, — говорит Валерий Николаевич, — но все дело опять-таки упирается в недостаток средств. Конечно, студенты, как и в прежние годы, готовы внести свою лепту и в финансовом плане, но... Тем не менее, с осуществлением этой идеи нужно спешить, пока на ФВО еще работают люди, которые организовывали и проводили эти походы, знают весь процесс... А дело это полезное и нужное, потому что участники таких походов не только осваивают навыки военно-морской службы, но и закаляют свое здоровье, учатся жить в спартанских условиях и вместе с тем хорошо и активно отдыхают.
...Итак, в 1999 году В.Н. Шубинский становится начальником отдела кадров ЭТУ. За 25 лет работы в нашем вузе он хорошо узнал его сотрудников, многие из них стали его друзьями, так что смена должности прошла вполне безболезненно. Но трудовые отношения в вузе содержат немало специфических проблем, в том числе и еще не решенных.
Естественно, — говорит Валерий Николаевич, многому пришлось учиться заново. Чтобы глубоко изучить трудовое законодательство, я в течение нескольких месяцев без отрыва от работы занимался на курсах повышения квалификации кадровых работников. Но главную помощь и постоянную поддержку мне оказывают сотрудники отдела кадров — дружный, сплоченный, хорошо сработавшийся за многие годы коллектив.
Сейчас перед ОК стоит нелегкая задача: четко и в сжатые сроки обеспечить переход на новые информационные технологии управления и осуществлять электронный оборот документов, что позволит уменьшить их объем и ускорить процесс прохождения документов через различные инстанции. Эта работа связана в том числе и с освоением вычислительной техники.
С вычислительной техникой связана и работа жены Валерия Николаевича. Их сын, еще учась в Высшем инженерном мореходном училище им. С.О. Макарова, также всерьез заинтересовался современной вычислительной техникой. Именно этой проблемой и занимается созданная им собственная фирма.
Правда, интересы дочери Валерия Николаевича, которая моложе своего брата на десять лет, лежат несколько в ином русле: в нынешнем году она заканчивает Лицей и летом собирается поступать на Гуманитарный факультет нашего университета, поскольку обладает явно гуманитарным складом ума. В Лицее она успешно изучает французский язык и дополнительно — английский...
Папа, естественно, одобряет желание дочери связать свою жизнь (пусть и на определенном ее этапе) с ЭТУ ЛЭТИ, которому В.Н. Шубинский уже более четверти века служит верой и правдой.

 
Назад
Дата последнего обновления: 21.12.2010
  © Copyright 1995-2010 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.