Поиск по сайту E-MAIL Главная страница
Пресса

Страницы 1 2 3 4

Страница 1

Оставайтесь с нами

Знаменитый тезис "Кадры решают все" актуален и в наши дни. За последнее десятилетие в российских вузах особенно остро стоит проблема с кадрами.
"...Анализ кадровой ситуации в университете и ее изменения на протяжении последних лет свидетельствует, что профессорско-преподавательский состав (ППС) ЭТУ сохраняет высокий уровень квалификации, что обеспечивает качественное проведение учебного процесса.
Однако, несмотря на меры, принимаемые ректоратом для поддержки научно-педагогических школ и привлечения молодых преподавателей, ухудшаются структурные и возрастные показатели преподавательских кадров, продолжается отток специалистов наиболее активного возраста".
Это строки из решения Ученого совета нашего университета по вопросу "О кадровой политике СП6ГЭТУ ЛЭТИ по подготовке резерва и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава", обсуждавшемуся 31 мая этого года.
Комиссия Ученого совета по кадровой политике и повышению квалификации, возглавляемая ректором ЭТУ профессором Д.В. Пузанковым, представила Совету исчерпывающую информацию, собранную в течение почти целого года ее работы. Вот лишь несколько цифр и фактов, приведенных в докладе председателя комиссии и отраженных затем в решении Ученого совета.
"При увеличении численности ППС с 1031 (1999 г.) до 1048 (2000 г.) процент преподавателей со степенями и званиями уменьшился с 82,1 до 75,3 процента, в том числе: по профессорам — с 15,9 до 14,7 процента, по доцентам — с 66,1 до 60,6 процента. Средний возраст преподавателей Э ТУ продолжает расти: 50,99 лет — в 1999 г., 51,68— в 2001 г. (по Санкт-Петербургу — 53 года).
В среднем по университету более 30 процентов преподавателей достигли пенсионного возраста, а на некоторых кафедрах число пенсионеров превышает 50 процентов профессорско-преподавательского состава. Среди молодых преподавателей (в возрасте от 30 до 40 лет) уменьшается процент кандидатов наук".
На заседании Совета приводились объективные причины, приведшие высшую школу России к кризису. Главная — недостаточное бюджетное финансирование системы образования в целом и нашего вуза в частности. Преподаватели университета не получают адекватного материального вознаграждения за свой труд.
Для того чтобы улучшить свое материальное положение (сейчас оно находится на границе прожиточного уровня и даже ниже), более 50 процентов ППС ЭТУ вынуждены работать вне вуза и часто не по специальности — по 20 часов в неделю. Эти и другие факторы обесценивают труд преподавателя в глазах выпускников Э ТУ, которые считают его непривлекательным

(Окончание на 3-й стр.)

Что такое "хорошо" и что такое "плохо"

В мае 2001 года в ЭТУ "ЛЭТИ" состоялось заседание совета УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации (таково его новое название). В совет входят 46 человек — ректоров, проректоров, зав. кафедрами и др., которые представляют 32 вуза Российской Федерации. Всего же не наше УМО замыкаются более 200 высших учебных заведений, где готовят специалистов по вышеназванным специальностям.
Сегодня гостем редакции является ученый секретарь совета УМО профессор А.В. СОЛОМОНОВ, который и отвечает на некоторые вопросы, касающиеся деятельности УМО и прошедшего совещания.

— Александр Васильевич, начнем с начала: что означает аббревиатура УМО и какова цель его создания в 1988 году?
— УМО это учебно-методическое объединение, представляющее собой государственно-общественную организацию в системе высшего и послевузовского профессионального образования РФ. В его задачи входит подготовка проектов государственных образовательных стандартов (что мы и делали в последний раз в 2000 году, а сейчас уже готовим новые стандарты, которые начнут работать в 2005 году)" подготовка примерных учебных планов" экспертиза учебно-методической документации, необходимой для обеспечения процесса подготовки специалистов для науки, техники и технологии и многое другое. Короче, УМО призвано выражать мнение научно-педагогической общественности вузов страны и воплощать его в документах, которые готовит Министерство высшего профессионального образования.

— В настоящее время в деятельности УМО произошли изменения (о новом названии его мы уже говорили). Какие же именно?
— Нынче Министерство кардинально пересмотрело структуру учебно-методических объединений России. Связано это прежде всего с изменением перечня направлений подготовки бакалавров, магистров, специалистов и перечня специальностей высшего профессионального образования. Теперь все специальности разбиты по направлениям подготовки специалистов и "разведены" по базовым вузам. В связи с этим мы передали часть специальностей в другие УМО, в свою очередь, некоторые специальности перешли к нам.

— Обо всем этом, видимо, и шла речь на заседании совета УМО, которое состоялось в мае нынешнего года?
— В том числе. Но прежде всего это было первое организационное заседание совета УМО в новом виде. На нем было необходимо принять Положение об УМО и договориться о единой точке зрения на решение некоторых важных вопросов. В целом все прошло гладко, по ряду проблем развернулись дискуссии.

— По каким проблемам?
— Активный обмен мнениями вызвал вопрос о грифе УМО, его статусе: в каких случаях может использоваться гриф УМО на учебных изданиях для высшего профессионального образования. В результате широкого обсуждения решение было найдено.
Следующую дискуссию вызвала проблема
подготовки магистерских программ. Дело в том, что сегодня таких программ разрабатывается значительно больше, чем используется при подготовке магистров. Хорошо это или плохо? И на этот вопрос ответ был найден.
В итоге мы договорились по всем проблемам, одобрили подготовленные к этому заседанию документы и настроились на работу, которую теперь будут проводить учебно-методические советы (УМС) и учебно-методические комиссии (УМК), входящие в УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации.
Кроме того на этом заседании был рассмотрен вопрос об организации Сибирского регионального отделения нашего учебно-методического объдинения.

— Чем вызвано создание такого отделения?
— В Сибирском регионе сконцентрировано большое количество вузов, ведущих подготовку по специальностям нашего УМО. Критерием же для открытия филиала УМО является наличие на данной территории более трех вузов, ведущих подготовку по одному и тому же направлению или специальности, закрепленными за нашим объединением. Мы передадим в Сибирское УМО часть своих полномочий, носящих прежде всего чисто региональных характер. Но главные, принципиальные полномочия, такие, например, как лицензирование новых образовательных программ и т.п. мы оставим, естественно, за собой.

— И последнее. Какое значение для ЭТУ "ЛЭТИ" имеет тот факт, что УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации функционирует на базе нашего университета?
— Очень большое, и вот почему. Во-первых, именно ЭТУ "ЛЭТИ" определяет содержание подготовки специалистов по этим направлениям в более чем двухстах вузах Российской Федерации.
Во-вторых, мы участвуем или организуем по своим направлениям и специальностям экспертизы рукописей учебных изданий для высшего профессионального образования.
В-третьих, если какой-либо из вузов захочет открыть подготовку по нашим направлениям или специальностям, он должен предварительно получить заключение УМО о целесообразности такого шага. В противном случае Министерство просто не даст разрешения на открытие такой специальности или направления.
В-четвертых. Когда наше Министерство формирует свой бюджет и распределяет деньги по вузам, то каждому из них соответствующие службы Министерства выставляют коэффициент, учитывающий активность вуза и его вклад в развитие высшего образования в России. Все последние годы наш университет получает максимальный бал, а значит ему выделют и больше денег по сравнению с другими вузами.
И, наконец, в-пятых. В том числе и благодаря успешной работе УМО в ЭТУ "ЛЭТИ" неизменно растет авторитет нашего университета среди высших учебных заведений страны. А это дорогого стоит...

С А.В. СОЛОМОНОВЫМ беседовала Л. КОРОТКОВА



70 лет: люди, годы, жизнь

foto3

В конце 20-х годов минувшего столетия с быстрым развитием радиовещания стала очевидной необходимость подготовки специалистов по электроакустической аппаратуре. На первом этапе эта задача решалась путем углубления знаний студентов радиотехнической специальности в области электроакустики. С этой целью в ЛЭТИ на кафедре радиотехники, возглавлявшейся в то время профессором И.Г. Фрейманом, был введен новый курс "Электроакустическая аппаратура" и создана специальная акустическая лаборатория.
Чтение нового курса и организация лаборатории были поручены С.Я. Соколову, который в то время был ассистентом кафедры радиотехники и уже вел серьезные исследования в области ультраакустики. Вот с этой учебной лаборатории и небольшого курса электроакустической аппаратуры и начинается история кафедры.
С 1930 года в ЛЭТИ официально начала работать специализация "электроакустика", и уже в конце года состоялся первый выпуск четырех специалистов, в числе
которых были М.А. Сапожков, впоследствии д.т.н., профессор Московского электротехнического института связи, Заслуженный деятель науки и техники" ведущий специалист по вопросам речи и артикуляции В.К. Иофе, к.т.н., руководитель акустического отдела в НИИ радиовещательного приема и акустики, крупный специалист в области электроакустики. В 1931 году была организована самостоятельная кафедра электроакустики, первым заведующим которой стал С.Я. Соколов, а уже на следующий год он подготовил и издал первый в России учебник по новой специальности "Основы электроакустики".

(Окончание на 2-й стр.)

С. К. ПАВРОС,
заведующий кафедрой ЭУТ

 

Страница 2

70 лет: люди, годы, жизнь

(Окончание. Начало на 2-й стр.)

Первый выпуск инженеров-акустиков (восемь человек) состоялся уже в 1931 году. Всего же в довоенный период кафедрой подготовлено около 100 специалистов.
Основными научными направлениями кафедры этого периода были ультразвуковая дефектоскопия и звуковидение. Началом этих научных направлений послужило открытие С.Я. Соколовым в 1928 году способности ультразвуковых волн распространяться в металлах на большие расстояния" были разработаны и нашли широкое применение в промышленности несколько типов ультразвуковых дефектоскопов.
Проводились исследования, направленные на создание ультразвукового микроскопа. Работы в области ультразвуковой дефектоскопии и звуковидения значительно опережали аналогичные зарубежные исследования и получили всемирное признание. В 1942 году за разработку и создание ультразвукового дефектоскопа С.Я. Соколову была присуждена Государственная премия.
Одновременно развивались и другие направления ультраакустики. Изучается явление дифракции света на ультразвуковых волнах, завершившееся изобретением ультразвукового модулятора света. Ведутся работы по озвучиванию расплавленных металлов с целью воздействия на процесс кристаллизации и улучшения их структуры. Эти работы заложили начало перспективному направлению в науке — воздействию мощного ультразвука на вещество и протекающие в нем реакции.
Началась Великая Отечественная война, и с первых ее дней сотрудники кафедры приступили к выполнению заданий по оборонной тематике. Напряженная работа продолжалась в блокированном Ленинграде до декабря 1941 года. Затем кафедра была эвакуирована в г. Горький, где в помещении Горьковского университета усиленно продолжались начатые в Ленинграде работы.
В послевоенные годы, после возвращения в ЛЭТИ, кафедра продолжает разработку и совершенствование методов ультразвуковой дефектоскопии и звуковидения. Разрабатываются промышленные модели первых импульсных дефектоскопов с высокой чувствительностью и разрешающей способностью. Силами кафедры организуется выпуск этих приборов небольшими сериями. Практически реализуются идеи С.Я. Соколова по звуковиде-нию и создается прибор для видения в непрозрачных средах — ультразвуковой микроскоп. За эти работы С.Я. Соколову и сотрудникам кафедры Б.Н. Машарскому, А.Л. Давыдову, Г.Е. Грачеву и И.В. Кулакову в 1952 году присуждается Государственная премия.
Параллельно с традиционными направлениями молодые сотрудники кафедры Л.Г. Меркулов, Д.Б. Дианов, А.В. Харитонов, А.С. Голубев, Е.Д. Пиглевский, Л.А. Яковлев и другие развернули интенсивную работу по обширному кругу вопросов физической акустики. Изучается распространение ультразвуковых волн в поликристаллических средах и монокристаллах с целью использования ультразвука для определения их структуры, разрабатываются ультразвуковые методы контроля различных химико-технологичес-
ких процессов, исследуется работа пьезоэлектрических преобразователей и разрабатывается методика их расчета, в том числе с учетом переходных слоев и импульсного режима работы, начинаются исследования по квантовой акустике и многие другие.
Разрабатываются и находят промышленное применение ряд приборов, предназначенных для контроля сверхчистых металлов, абразивных изделий и других материалов и изделий. Начинаются и широким фронтом разворачиваются систематические исследования в области гидроакустики, в частности по разработке методов расширения полосы пропускания пьезоэлектрических преобразователей и антенн.
В 1957 году после смерти С.Я. Соколова кафедру возглавил его талантливый ученик, доцент, а впоследствии профессор, Л.Г. Меркулов. В этот период много внимания уделяется теоретическому анализу методов ультразвуковой дефектоскопии, ставится и решается задача автоматизированного ультразвукового контроля листового проката (В.М. Веревкин, А.С. Голубев, Н.А. Евдокимов). На этой основе создаются и внедряются в производство на ряде металлургических предприятий страны уникальные установки типа "УЗУЛ, реализующие предложенный С.Я. Соколовым метод теневого контроля и дающие большой экономический эффект.
В послевоенные годы подготовка инженеров по специальности "Электроакустика приобрела большой размах. Выпуск специалистов неуклонно увеличивался и в некоторые годы достигал 100-110 человек. За истекший с 1948 года период, когда состоялся первый послевоенный выпуск, кафедрой подготовлено более 3000 инженеров, успешно работающих во всех регионах России, стран СНГ, бывших социалистических стран. Многие выпускники кафедры послевоенных лет добились больших творческих успехов, стали ведущими специалистами, руководителями организаций, отделов и лабораторий, лауреатами Государственных премий, защитили кандидатские диссертации и более 60 — докторские. К.С. Александров стал академиком РАН, а В.В. Богородский ее член-корреспондентом.
Коллектив кафедры всегда придавал большое значение совершенствованию учебного процесса. На протяжении всего времени непрерывно велась напряженная учебно-методическая работа, неоднократно пересматривались учебные планы и программы, вводились новые курсы и циклы лабораторных работ. Так, в связи с возросшим промышленным значением ультразвуковой техники и технологии и необходимостью подготовки соответствующих специалистов в 1960 году кафедра и специальность были переименованы и получили название "Электроакустика и ультразвуковая техника. В соответствии с новыми задачами был существенно разработан учебный план специальности. Появились новые курсы: "Физика ультразвука, "Механика сплошных сред, "Колебания и волны, "Акустические методы и аппаратура неразрушающего контроля, "Ультразвуковая техника и технологии и другие, обеспечивающие усиление физико-математической и специальной подготовки будущих инженеров.
С 1963 года, учитывая потребность промышленности в специалистах по гидроакустике, кафедра начала подготовку инженеров по двум специализациям — "Гидроакустика и "Ультразвуковая техника. С этого времени в учебный план вводятся новые дисциплины: "Основы гидроакустики, "Технология и конструирование гидроакустической аппаратуры, "Шумы и вибрации, "Теория случайных процессов в задачах акустики и другие. С этого периода времени кафедру возглавляет доцент А.Т. Прохоров.
В 1970 году заведующим кафедрой был избран А.В. Харитонов, возглавлявший ее до своей безвременной кончины в 1991 году. В этот период кафедра значительно выросла и достигла численности более 50 человек, включая преподавателей, научных сотрудников и инженеров. Коллектив кафедры ведет большой объем хоздоговорных и госбюджетных работ по направлениям акустоэлектроника, неразрушающие методы контроля, гидроакустика.
Среди технических достижений этого периода хотелось бы выделить предложенный В.М. Веревкиным и Н.А. Евдокимовым новый высокочувствительный эхо-сквозной метод ультразвукового контроля" проведены всесторонние его исследования и на его базе разработаны, изготовлены и внедрены на металлургических предприятиях страны четыре установки типа ДУЭТ для дефектоскопии толстолистового проката. В эти же сроки выполнена самая крупная в вузе НИР "Зона, в рамках которой разработан макет топографической акустической системы по обнаружению малоразмерных подводных целей.
С целью обучения студентов новейшим достижениям науки и техники на базе ЦНИИ "Морфизприбор в 1976 году была организована базовая кафедра "Конструирование и технология электронной аппаратуры. На этой кафедре на новейшей технологической базе проводились все виды учебных занятий, включая лабораторные работы, по специализации "гидроакустика. За 25 лет своего существования кафедра подготовила более 900 специалистов, направленных на работу в организации судостроительной промышленности, в том числе 193 из них работают в настоящее время в ЦНИИ "Морфизприбор.
Последнее десятилетие, в связи с реформированием экономики, оказалось самым трудным для кафедры. Прошли сокращения как преподавателей, так и инженерного состава. Сегодня штатный состав кафедры состоит из 11 преподавателей и 15 научных сотрудников, сузилась тематика и объем научных исследований. Однако и в этих трудных условиях кафедре есть чем гордиться.
Так, в 1999 году на меткомбинате "Азовсталь внедрена установка нового поколения ДУЭТ-5 для контроля стального горячекатаного листа в потоке его производства со скоростью 2 м/с. В 2000 году внедрена в опытно-промышленную эксплуатацию на АО "Ижорские заводы установка УЗУП-М2 для контроля листов и плит толщиной 20-450 мм с обработкой информации вычислительным комплексом. Результаты научных исследований в области ультразвуковой дефектоскопии доценты К.Е. Аббакумов и А.В. Осетров использовали при защите докторских диссертаций.
Сегодня кафедра ведет подготовку дипломированных специалистов по двум специальностям — "приборы и методы контроля качества и "акустические приборы и системы и является головной по ним в Минобразовании РФ, а также готовит бакалавров и магистров по направлению "Приборостроение.
70-летний юбилей кафедра электроакустики и ультразвуковой техники встречает на подъеме, с хорошим запасом творческой энергии. Есть интересные замыслы, есть люди, горящие желанием эти замыслы осуществить.

foto FOTO
На снимках: сотрудники кафедры и приглашенные на праздновании юбилея.
С. ПАВРОС, зав. каф. ЭУТ




Есть конкретные результаты

fotoЭта история началась в 1952 году, когда по просьбе министра черной металлургии СССР И. Тевосяна в лаборатории ультразвуковой дефектоскопии кафедры электроакустики ЛЭТИ (здесь по традиции, установленной основателем кафедры С.Я. Соколовым, работало много студентов старших курсов) было выполнено исследование возможностей выявления внутренних дефектов металла в горячекатанном толстолистовом прокате. С помощью разработанной в этой лаборатории действующей опытной модели де-сятиканального дефектоскопа на заводе им. Петровского (Украина) были получены обнадеживающие положительные результаты.
Однако из-за целого ряда технических проблем, тогда казавшихся неразрешимыми, дефектоскопический путь решения задачи об ультразвуковом контроле толстолистового проката на металлургических заводах был приостановлен. Это перспективное направление возродили в ЛЭТИ много позднее, ког да был разработан принцип пространственно-временной коммутации излучающих и приемных ультразвуковых датчиков. По предложению В.А. Щукина было применено и импульсное излучение ультразвуковых колебаний.
Действующая модель будущей установки УЗУЛ демонстрировалась на ВДНХ уже в 1959 году, а в следующем году было разработано и изготовлено электронно-акустическое оборудование установки УЗУЛ-01 для Нижнетагильского металлургического комбината им. Ленина (Урал). В работе принимали участие В.М. Веревкин, К.В. Жарков, Н.А. Евдокимов и практически все механики кафедры ЭУТ — Г.Е. Грачев (лауреат Государственной премии I степени), И.Ф. Шехмаметьев, К.А. Чернявский, П.В. Юликов и др. В связи с проведением в Ленинграде в апреле 1961 года первой Всесоюзной акустической конференции по ультразвуковой дефектоскопии с января по март этого года в ЛЭТИ был разработан, изготовлен и с успехом продемонстрирован в действии для участников конференции действующий макет УЗУЛ-02М. Впервые публичное сообщение о нем было сделано 12 апреля 1961 года на этой конференции. Доклад профессора Л.Г. Меркулова об УЗУЛ был прерван сообщением президиума конференции о полете Ю.А. Гагарина.
Создание этой установки явилось существенным вкладом в решение проблем звуковидения. Впервые в мире была решена проблема сплошного (по всей площади листа) ультразвукового контроля толстолистового проката. Изображение крупногабаритного листа размером 10x2,5 метра со всеми обнаруженными в нем внутренними дефектами металла (дефектограмма) записывалось установкой за одну минуту и составлялось из результатов почти одного миллиона прозвучиваний локальных участков листа.
УЗУЛ-01 была сдана в эксплуатацию на НТМК им. Ленина в октябре 1962 года. Пуск установки явился значительным событием для промышленности. Так, с ее
помощью обнаружился неожиданно большой процент (70) листов с крупными и грубыми внутренними дефектами металла. В результате экстренных мер, разработанных на комбинате, за два года такой брак в среднем упал до трех процентов, а по ряду марок стали и вовсе исчез.
Впоследствии лабораторией электроакустики были изготовлены еще три установки УЗУЛ. Пятую изготовил Макеевский экспериментальный завод — для металлургического завода им. Ильича (Украина, г. Мариуполь).
В 1964 году по инициативе Минсудпрома в ЛЭТИ стала проводиться важнейшая поисковая работа по увеличению чувствительности УЗК листов в условиях промышленного применения. В результате был предложен и исследован новый эхо-сквозной метод дефектоскопии, защищенный авторским свидетельством (В.М. Веревкин, Н.А. Евдокимов). В 1966 году был заключен договор на установку ультразвукового контроля, работающего по новому методу. Аппаратура этой установки в окончательном виде была сделана в 1969 году и называлась ДУЭТ-1, что означает дефектоскоп ультразвуковой, эхо-теневой. Он показал весьма высокую чувствительность даже для авиационной промышленности.
В 1974-1975 годах в ЛЭТИ в рекордно короткие сроки была разработана и изготовлена электронно-акустическая аппаратура действующей и сейчас установки ДУЭТ-4 для стана "3600, установленного на заводе Азовсталь (Украина). Сейчас этот крупнейший дефектоскоп (его механика весит более 980 тонн) подготавливается к полному переводу на компьютерное обеспечение как собственно работы дефектоскопа, так и обработки данных УЗК по основным мировым стандартам на УЗК ТЛП.
Пропускная способность установок ДУЭТ была сравнительно невелика — 1 DO-200 тысяч тонн проката в год, что определялось большими затратами времени на подготовительные работы: загрузка листа в ванну, где производится контроль, его очистка и выгрузка после контроля.
С учетом потребностей промышленных предприятий организованная сотрудниками кафедры ЭУТ фирма "РИСОН разработала и изготовила установку нового поколения ДУЭТ-5. Для нее был разработан новый принцип непрерывной транспортировки толстых листов через акустическую систему установки, позволивший встроить ее в производственный поток. Это увеличило пропускную способность в 10-20 раз.
Работа электронно-акустической аппаратуры ДУЭТ-5 и информационно-вычислительного комплекса этого дефектоскопа полностью основывается на применении компьютеров как для получения информации, так и для ее обработки.
Таким образом операторам, ведущим контроль, сообщаются не только конкретные результаты (где и какой брак обнаружен, к какому классу качества металла может быть отнесен), но и выдаются в печатной форме (лазерным принтером) дефектограммы проконтролированных листов и раскатов, а также протоколы УЗК. Программное обеспечение позволяет оценивать результаты контроля и качество проконтролированных листов по любому из 28 сертификатов, принятых в Великобритании, Германии, Канаде, Норвегии, России, США, Франции, Японии и АР
Дефектоскоп ДУЭТ-5 введен в эксплуатацию и прошел государственную аттестацию в 1997 году на ОАО "Меткомбинат Азовсталь (г. Мариуполь, Украина). Многие использованные при его создании технические решения не имеют аналогов и защищены патентами России и Украины (В.М. Веревкин, В.А. Каширин — ЛЭТИ, И.А. Батычко, И.А. Кривочуров, Д.А. Любимов, В.К. Манхча — Азовсталь). В создании установки принимали активное участие также сотрудники ЛЭТИ и фирмы "РИСОН: Н.Н. Егоров, В.В. Ковалев, С.И. Коновалов, И.Э. Махов, А.А. Ряднов, С.В. Титов, К.Э. Тоом и др.
Благодаря массовому выпуску металла гарантированного качества по ультразвуковому контролю, Азовсталь не без основания считается на Украине лидером черной металлургии.

В.М. ВЕРЕВКИН, к.т.н., с.н.с. кафедры ЭУТ

Страница 3

И было утро, и наступил день...

ГЛАВА ПЕРВАЯ

foto
Все мы родом из детства. И независимо от того, счастливым оно было или не очень, зачастую, именно в детстве формируются черты характера, которые потом станут определяющими в личности человека...
Для доктора технических наук, профессора кафедры ЭУТ ЭТУ ЛЭТИ К.Е. АББАКУ-МОВА детство и юность — это постоянное стремление к познанию чего-то нового, ярко выраженный интерес к технике (самой разной) и непреодолимая тяга, всюду, где только можно приложить свои руки: потрогать, попробовать на ощупь, усовершенствовать, а еще лучше смастерить собственными руками...
И неважно, будет ли это электрогитара, которую Костя Аббакумов самостоятельно сделал, еще учась в седьмом классе; или первый собранный им радиоприемник на транзисторах, или необычная модель корабля или самолета, изготовленная в кружке судо- и авиамоделизма при Дворце пионеров... Важно другое: уже в детстве мальчику, а потом и подростку было интересно заниматься творчеством, поиском нестандартных технических решений. Естественно, уже в этот период юный новатор в совершенстве овладел слесарным инструментом и паяльником, что очень пригодилось ему в дальнейшей, уже взрослой жизни.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Отрадно, что детские увлечения не канули в Лету. Наоборот, они с каждым годом крепли, и это привело выпускника средней школы г. Ленинграда в ЛЭТИ, который К.Е. Аббакумов и окончил с отличием в 1974 году.
Годы учебы были заполнены не только сдачей зачетов и экзаменов, кстати, успешной, работой в СНО (уже на третьем курсе Аббакумов занимался научными исследованиями на кафедре ЭУТ, куда после окончания вуза и был распределен в качестве инженера). Дважды студент Электрофизического факультета
ЛЭТИ выезжал на студенческие стройки в составе ССО Ладога-4. И всегда с ним рядом была его верная подруга — гитара. К. Аббакумов участвовал в концертах, которые давала стройотрядовская агитбригада, выступал в слетах и фестивалях ССО.
К слову, увлечение игрой на гитаре началось в 60-е годы, в эпоху рождения и славы группы БИТЛЗ. Тогда молодой человек самостоятельно научился играть на этом любимом молодежью инструменте, правда, позднее два года Константин проучился в вечерней музыкальной школе по классу гитары. Но ипо сей день это увлечение не прошло и доставляет время от времени удовольствие и тому, кто играет, и тем, кто слушает...

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

карьерная лестница складывалась, как и у многих выпускников нашего университета: инженер-старший инженер-ас Итак, 1974 год. Кафедра ЭУТ ЛЭТИ. Здесь начинается и продолжается по сегодняшний день трудовой путь К.Е. Аббакумова. Его пирантура-младший, а потом старший научный сотрудник-доцент-профессор.
Докторскую диссертацию на тему Исследование моделей естественных неоднород-ностей в задачах ультразвуковой дефектоскопии Константин Евгеньевич защитил в 2000 году. Ее практическое значение можно оценить по двум направлениям. С одной стороны, появилась возможность более реалистично интерпретировать результаты измерений при неразрушающем контроле. С другой — создавать более эффективную аппаратуру, аппаратуру нового поколения средств дефектоскопии.
А вообще научные интересы профессора К.Е. Аббакумова лежат в области, связанной с физическими основами и организацией неразрушающего контроля (в частности, ультразвукового) материалов и изделий (природная среда, различные вещества, продукты металлургической промышленности и т.д.)

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

В настоящее время Константин Евгеньевич является заместителем заведующего кафедрой по учебной работе. Читает лекции по полной программе, занимается с аспирантами и дипломниками, учит бакалавров и магистров. Конечно, много времени отнимает работа по организации учебного процесса. Бывают дни, когда только поздним вечером удается поработать на домашнем компьютере над тем, что составляет суть научной деятельности К.Е. Аббакумова.
И по-прежнему, теперь уже профессор, доктор технических наук любит давать работу своим рукам. Основное поле деятельности тут— дача. Дом, правда, щитовой, но зато весь хозяйственный блок (баня, теплицы, печь...) сделан собственными руками. Правда, не без помощи домашней библиотеки, укомплектованной не только научной и художественной, но и специальной литературой. Штудируя ее, Константин Евгеньевич научился даже складывать камины, а это, как известно, дело нешуточное.

ГЛАВА ПЯТАЯ

О своих планах на будущее К.Е. Аббакумов рассказывает так же тихо и непафосно, как и обо всем остальном. Прежде всего он твердо верит в будущее своей кафедры. Глухота человечеству не грозит, а значит, акустика еще долго будет оставаться классическим направлением в науке. Тут работы хватит и нашим потомкам — улыбается профессор. Он твердо верит и в то, что кафедра ЭУТ обладает большими потенциальными возможностями, а значит ее положение в качестве естественно-научного коллектива в техническом вузе вполне стабильно. Константин Евгеньевич ратует за то, чтобы талантливая молодежь приходила сюда: здесь есть чему поучиться и есть кому учить. Связь поколений не должна прерываться. Во всяком случае д.т.н. профессор К.Е. Аббакумов полон решимости способствовать этому благородному делу.

Л. КОРОТКОВА

Оставайтесь снами

(Окончание. Начало на 1-й стр.)

и бесперспективным.
Что же может сделать университет сегодня для сохранения своего кадрового потенциала, для обеспечения преемственности поколений профессорско-преподавательского состава ЭТУ ЛЭТИ?
Прокомментировать отдельные положения постановления Ученого совета мы попросили зам. председателя комиссии по кадровой политике и повышению квалификации профессора В.П. Афанасьева:
— В этом постановлении речь идет
прежде всего о создании целостной системы мер, направленных на обеспечение эффективной работы университета в современных условиях. При создании модели деятельности вуза сегодня приходится учитывать многое: и недостаточное бюджетное финансирование, и развитие рыночных отношений в сфере образования, и возрастающую конкуренцию на рынке труда и образовательных услуг.
Необходимо не только научиться наращивать ресурсы, но и более эффективно их использовать. Поэтому на заседаниях комиссии прорабатывались предложения по оптимизации учебного процесса, совершенствованию структуры вуза. Речь шла, к примеру, об объединении потоков или о чтении лекций на межфакультетском уровне, о возможности привлечения преподавателей родственных дисциплин из соседних вузов... Все это требует нестандартных решений, свежего взгляда на то непростое положение, в котором мы оказались.
Комиссия предложила также провести анализ расходования в университете привлеченных средств. Часть материальных ресурсов может быть использована не просто для поддержания профессорско-преподавательского состава, но целевым образом — для оказания помощи молодым, перспективным преподавателям. Не секрет, что заработная плата в вузе не является притягательной для наших выпускников. Молодежь от нас уходит, в том числе и из-за материальных трудностей.
Актуальной проблемой является и формирование резерва на замещение должностей ППС и руководящего состава вуза. Сегодня в силу сложившейся кадровой ситуации многие коллективы университета практически не располагают резервом на прием молодого пополнения.
В связи с этим мы считаем необходимым, чтобы заведующие кафедрами активизировали работу со студентами и аспирантами, которые занимаются научной деятельностью и ориентированы на преподавательскую работу в ЭТУ. Комиссия рекомендовала также активно привлекать магистрантов и аспирантов к преподавательской деятельности и научной работе по финансируемым проектам. Деканам факультетов рекомендовано взять этот вопрос под свой контроль и ежегодно рассматривать его на заседаниях ученых советов факультетов.
Следует отметить, что на разных факультетах и кафедрах ситуация с кадрами, наличием резерва профессорско-
преподавательского состава существенно различается. Там, где есть деньги, есть и работающие студенты и аспиранты в коллективах, нет денег, очевидно, что и резерва не будет.
Для поддержки в трудоустройстве молодых специалистов, успешно закончивших ЭТУ или аспирантуру, предусматривается создание централизованного фонда заработной платы. Это решение тесно связано с предыдущим пунктом постановления Ученого совета вуза о формировании резерва.
На многих кафедрах вуза существует проблема привлечения дополнительных средств. Вот почему в этом постановлении есть поручение проректору по научной работе В.М. Кутузову совместно с НТК университета подготовить предложения по стимулированию увеличения объемов НИОКР, выполняемых преподавателями, аспирантами и студентами ЭТУ.
В заключение профессор В.П. Афанасьев отметил актуальность еще двух пунктов постановления, в которых речь идет о развитии системы повышения квалификации ППС и о мероприятиях, укрепляющих статус преподавателя ЭТУ ЛЭТИ.

Подготовила О. СТРОКОВА

Не в первый раз и не в последний

С ПРИХОДОМ весны в ЭТУ ЛЭТИ начинаются олимпиады, в том числе и традиционная олимпиада по теоретическим основам электротехники (ТОЭ). В этому году она состоялась 20 марта и собрала 13 5 участников.
Для удобства студентов олимпиада проводилась в две смены: с 10 час. и с 15 час. На решение четырех задач по основным разделам курса ТОЭ отводилось два с половиной часа. Каждая задача, независимо от ее сложности, оценивалась в 10 баллов. Таким образом, максимальное, победное число баллов составляло 40.
Итак, олимпиада позади, олимпиадные задания проверены. Каковы же ее результаты и в чем заключаются их основные отличия от результатов прошлогодней олимпиады!
На первом месте с 39 баллами студент Геннадий Казачек (гр. 9321). Второе место разделили два студента: Роман Салимов (гр. 9211) и Юрий Гречаниченко (гр. 9371), у них по 32 балла. Третье место также завоевали два студента: Борис Лавренко (гр. 9124) и студент из Камеруна Ричард Таман-жонг (го. 9133) — по 28 баллов.
Первое место в неофициальном командном зачете (по трем лучшим результатам) завоевала команда гр. 9321 (75 баллов), второе место — у команды гр. 9122 (72 балла) и третье — у команды гр. 9371 (71 балл).
В отличие от олимпиады прошлого года, в целом, результаты хуже: меньшее количество баллов у победителей, больший разрыв в баллах между первыми тремя местами. В прошлом году сразу три студента получили по 40 баллов, а второму и третьему местам соответствовали 37 и 36 баллов.
По мнению преподавателей кафедры ТОЭ, задачи нынешней олимпиады не были более сложными, чем прошлогодние. В чем же причина снижения качества их решений! В этом еще предстоит разобраться, но, по-видимому, немаловажный фактор — это все большая занятость студентов, связанная с необходимостью зарабатывать себе на жизнь.
Из студентов, показавших лучшие результаты, была сформирована команда ЭТУ ЛЭТИ для участия в городской олимпиаде по ТОЭ, которая состоялась в стенах нашего вуза 19 апреля 2001 года. В ней приняли участие 39 студентов из семи ведущих технических вузов Санкт-Петербурга. Городская олимпиада также проводилась в две смены и на решение олимпиадного задания тоже отводилось 2,5 часа.
Результаты городской олимпиады подтвердили известную истину, что для победы важно не только знать материал, но и уметь собраться с мыслями, иметь соответствующий психологический настрой. Было очень обидно видеть недовольство ребят качеством своих решений, они были расстроены тем, что не сумели в полной мере раскрыть свой потенциал, а ведь они готовились к городской олимпиаде и решали не менее сложные задачи.
Студенты ЭТУ ЛЭТИ завоевали первое, второе и четвертое места в личном и первое место в командном зачетах, но их результаты, за исключением Бориса Лавренко, оказались хуже, чем в вузовской олимпиаде. Вероятно, сказалось волнение — ведь нужно было защищать честь своего университета.
Итак, первое место завоевали Б. Лавренко (ЭТУ, гр. 9124) и Д. Кушнеров (ГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича), набравшие по 32 балла. Второе место сохранил за собой Ю. Гречаниченко (ЭТУ, гр. 9371), получивший 30 баллов. Третье место у студента ПГУПС Е. Павловского (28 баллов), четвертое место занял Г. Казачек (ЭТУ, гр. 9321), у него 26 баллов и пятое — Р. Таманжонг (ЭТУ, гр. 9133).
Результаты командного зачета (по трем лучшим результатам) следующие: первое место — ЭТУ ЛЭТИ (88 баллов), второе — ГУТ (66 баллов), третье — ПГУПС (61 балл), четвертое — ГИТМО (49 баллов), пятое — ГУАП (27 баллов) и шестое место разделили ГГИ и ГТУ (18 баллов).
Теперь все волнения позади и можно спокойно оценить ситуацию. Студенты нашего университета, принявшие участие в городской олимпиаде, на наш взгляд, были хорошо подготовлены, но, видимо, им не хватило бойцовских качеств, чтобы завоевать большее количество баллов.
Следует также отметить, что уже не в первый раз студенты ФКТИ специальности Вычислительные машины, комплексы, системы и цепи входят в число победителей олимпиад. Так, в прошлом году сразу два студента этой специальности из группы 8371 А. Ильин и В. Мусяков завоевали первое место, набрав по 40 баллов. В нынешнем году студент этого же факультета Ю. Гречаниченко (гр. 9371) тоже вошел в число победителей.
Очень радует, что не прерывается в нашем вузе связь поколений. Борис Лавренко (гр. 9124) — победитель городской олимпиады этого года, а 19 лет тому назад его отец Евгений Юрьевич Лавренко тоже был победителем городской олимпиады по ТОЭ и вместе с командой г. Ленинграда участвовал во Всесоюзной олимпиаде по ТОЭ в г. Томске.
В заключение хочется поблагодарить участников олимпиад первого и второго туров за их решимость попробовать свои силы в нестандартной ситуации, поздравить победителей и пожелать будущим участникам олимпиад 2002 года, ныне пока еще студентам первого курса, готовить себя к олимпиадам заранее, накапливать необходимые знания и вырабатывать бойцовские качества, которые могут пригодиться в этих самых нестандартных ситуациях.

Л.В.КУТКОВА,
зам. председателя оргкомитета
городской олимпиады по ТОЭ,
доцент кафедры ТОЭ ЭТУ ЛЭТИ

Страница 4

 

Вот — новый поворот,

Хроника студенческой жизни

В начале весны состоялся небольшой коллективный выезд студенческих отрядов ЭТУ ЛЭТИ на базу отдыха близ Зеленогорска Волна. В нем приняли участие отряды: Мишка, Корчагинцы, Отро, Гран и Ладога. Целью этой поездки стало не только желание отдохнуть и повеселиться, но и стремление отрядов просто пообщаться друг сдругом.
Трех дней, в течение которых проходил выезд, было не много и не мало, а в самый раз: в первый день все познакомились, второй день был посвящен общению, а в третий день все сожалели, что пора расставаться...

В апреле 2001 года Министерство высшего профессионального образования России проводило Всероссийский студенческий форум, на котором были выработаны основные направления молодежной политики России на 2001-2005 годы.
Пленарное заседание форума состоялось в МГУ им. М.В. Ломоносова, а секции и круглые столы по проблемам студенческой молодежи, на которых были рассмотрены вопросы временной и сезонной занятости студентов, состояния здоровья и организации оздоровления, формирования ценностных ориентации студенческой молодежи, досуга студентов, образования и деятельности научных студенческих обществ, творчества, спорта, — в других вузах столицы.

С 18 по 21 апреля 2001 года в ЭТУ ЛЭТИ по инициативе кафедры Связи с общественностью проводился первый межвузовский фестиваль студентов под звучным лозунгом PR — профессия третьего тысячелетия (см.фото). Для участия в этом мероприятии в наш университет съехались представители и студенты ведущих вузов, где осуществляется подготовка специалистов по связям с общественностью.
В работе конференции четко выделились несколько основных направлений: теоретические основы PR-деятельности; PR в различных сферах деятельности; опыт, проблемы и перспективы студенческой практики; образовательная программа PR глазами студентов.
21 апреля все присутствующие, многие из которых успели познакомиться и подружиться за четыре дня работы форума, собрались вечером на дискотеке, проводившейся в нашем университете, чтобы отметить завершение научно-практической конференции, посвященной специальности PR (Public Relations).

Как все-таки заработать миллион! Интересный вопрос, не правда ли! В поисках наиболее оптимального решения и находились все команды-участницы финала второго межфакультетского турнира КВН нашего университета. Как известно, в финал вышли три команды: Батарейка (ФЭЛ), Глюки (ФКТИ) и Банкомат (ФЭМ).
По мнению автора этой заметки, это была одна из самых сильных игр в стенах нашего вуза. Финал был также оригинален: команды ФЭЛ и ФКТИ набрали равное количество баллов. После некоторого замешательства... было решено, что команда факультета экономики и менеджмента Банкомат занимает третье место и получает в качестве приза огромный торт. Батарейка и Глюки разделили первое и второе места одновременно (поделить пришлось также блок с фотопленкой и путевки в пансионат Заря).
Эпилогом финалу второго межфакультетского турнира КВН нашего университета послужила песня, специально написанная для этого события: Играем жизнь, как в КВН, Играем мы другим во благо. И благодарное спасибо Пусть скажут все. Кто с нами рядом.

.. .А началось все в прошлом тысячелетии, в далеком 2000 году, когда команде КВН нашего университета Электрошок нужно было записать фонограмму для очередного выступления. Тогда и родилась музыкальная группа Имени 60-летия ФАВТа. Такое название она получила во время выступления на концерте, посвященном юбилею ФКТИ.
Поскольку в нашем университете студенты увлекаются не только электротехникой, но и музыкой, то, узнав об этом коллективе, талантливые студенты стройными рядами потянулись в клуб студентов и сотрудников ЭТУ ЛЭТИ. Таким образом образовались несколько музыкальных групп, которые играют в разных направлениях молодежной музыки.
Группы Panic и ГорСовет уже принимали участие в вечерах нашего вуза. Группа Бермудский треугольник или — как они ласково себя называют — БизБ (байки из бомбоубежища), постоянно принимающая участие в вечерах университета, уже практически закончила запись своих песен в импровизированной студии. А их последнее выступление на вечере XXI начинается в XX, который состоялся 30 марта, запомнился всем присутствующим.

foto foto
По материалам студенческой газеты
ЭТУ ЛЭТИ ПРОФ.сом
№ 5 за май 2001 года.
Авторами статей являются студенты:
Анастасия СУМАТОХИНА (гр. 0612),
Лариса КОЛГАНОВА (гр. 8714),
Лидия БЫКОВА (гр. 8714),
а также Андрей МАЙЗЕЛИС.

 

ШАХМАТЫ: игра и философия

foto

В рамках Дней ЭТУ ЛЭТИ произошло событие, которое по важности не уступало Празднику песни или конкурсу грантов. Это — научно-спортивное мероприятие, первенство по шахматам среди студентов и аспирантов нашего университета. Соревнования проходили в виде показательного блиц-турнира сильнейших шахматистов ЭТУ ЛЭТИ, в котором могли принять участие сотрудники и абитуриенты.
В турнире приняли участие 24 человека. Лучшие результаты показали студенты Ю. , Козин (гр. 8111), завоевавший первое место, и В. Ляховецкий (гр. 6505), поднявшийся на второе место. Эти шахматисты уже не первый год играют на первых дос- , ках за наш вуз в составе сборной коман- '. ды и на этот раз они еще раз доказали свое мастерство, обогнав старшее поколение. Третье место завоевал студент гр. 5381 С. Паньгин.
В процессе соревнований были выявлены шахматисты, которые вошли или уже входили в сборную вуза по шахматам для участия как в обычных соревнованиях, так и в соревнованиях по Интернет. Это, естественно, уже названные выше победители, а также шахматисты, набравшие по 5,5 очка: кмс С. Двор-кин, перворазрядники И. Дубчук и П. Смирнов; набравшие по 5 очков перворазрядники Е. Галактионов и Е. Белявский; набравшие по 4,5 очка кмс Н. Маркин и А. Кузьмин.
Вне конкурса участвовали в турнире сотрудники ЭТУ: кмс Р.А. Сакаев, показавший по общему количеству очков второй результат и получивший в качестве награды шахматную книгу, а также кмс К.В. Орлов, показавший по общему количеству очков третий результат и также награжденный шахматной книгой.
Абитуриентка М. Шамото, что особенно приятно, была в своем зачете единственная, а потому заняла первое место и награждена книгой с дарственной надписью, которую сделала 4-кратная чемпионка нашего города, мастер спорта по шахматам, к.т.н., выпускница ЭТУ ЛЭТИ Е.Г. Бишард.
В шахматной секции прошел турнир среди начинающих шахматистов, студентов первого и второго курсов, где бесспорным лидером стал Е. Машонский (гр. 0125).
Инициаторами проведения научно-спортивного мероприятия стали профком студентов и аспирантов (пред. А. Арсеньев) и профком сотрудников (пред. В. Тупик), а также кафедра физического воспитания (зав. В. Цветков).

С. ГРЫЗОВСКИЙ На фото: участники турнира.

Смотри в оба...

О новой системе нумерации помещений

В целях создания системы учета основных и вспомогательных площадей ЭТУ ЛЭТИ, а также повышения контроля за эффективностью использования помещений Отдел управления недвижимостью (ОУН) нашего университета в 1999—2000 годах подготовил и провел инвентаризацию площадей вуза. В результате этой проверки были выявлены существенные нарушения в действующей ныне нумерации, а в некоторых корпусах имеется даже несколько различных систем нумерации. Это обстоятельство не только усложняет контроль за состоянием помещений, но и создает трудности в организации учебного процесса.
Сотрудники отдела управления недвижимости разработали новую систему нуме-
рации помещении, лестниц и коридоров, утвержденную на заседании ректората 23 ноября 2000 года. В соответствии с ней сохраняются номера корпусов университета за исключением десятого (жилого дома), который получает буквенное обозначение — корпус D.
Семь вспомогательных корпусов получат следующие буквенные обозначения:
— здание кафедры русского языка (ул. Инструментальная, 4, лит. Р) — корпус Р,
— здание склада ОМТС (ул. Проф. Попова, 5, лит. X) — корпус О,
— здание Технопарк (ул. Проф. Попова, 5, лит. Б) — корпус Т,
— здание Фидерно-трансформаторной подстанции (ул. Проф. Попова, 5, лит. Ф) — корпус Е,
— здание котельной (ул. Проф. Попова, 5, лит. В) — корпус К,
— здание Спорткомплекса (ул. Проф. Попова, 5, лит. В') — корпус С,
— здание мазутохранилища (ул. Инструментальная, 2, лит. Щ) — корпус М.
Номер помещения в соответствии с новой системой будет представлять собой четырехзначное число, где цифра 1 означает номер корпуса или его буквенное обозначение (например, 10-й корпус —
Д), цифра 2 — номер этажа и цифры 3 и 4 — номер помещения, имеющего отдельный вход из коридора.
Если же помещение не имеет отдельного входа из коридора (например, вход из тамбура или из смежного помещения), ему присваивается дополнительный номер, который пишется через дефис с основным (например, 1,2,3,4-5 где цифра 5 означает дополнительный номер).
Нумерация помещений будет начинаться от центральной лестницы корпуса, т.е. от входа с улицы и подряд по часовой стрелке по всему зданию, учитывая все выходящие в коридор двери.
В новой системе нумерации помещений ЭТУ ЛЭТИ предусмотрены некоторые особенности и исключения, что делается для лучшего запоминания. Например, нумерация помещений в пятом аудиторном и пятом лабораторном корпусе будет производиться следующим образом: номера с 01 по 50 включительно присваиваются помещениям пятого аудиторного корпуса, а номера с 51 по 99 включительно будут присвоены помещениям пятого лабораторного корпуса.
Если в часть корпуса доступ возможен лишь через отдельный вход, то помещения будут нумероваться по часовой стрелке подряд по плану, без учета стен (первый корпус). Если в коридоре нумерация прерывается, то на этом участке будет установлена табличка, в которой указываются пропущенные номера и возможность доступа к ним (например, первый корпус, правое крыло №№ 1133-1141 —входе лестницы 4). Исключение составит восьмой корпус, обе изолированные части которого будут нумероваться раздельно.
Если вход в помещение возможен только через помещение, расположенное выше (например, третий корпус, кафедра физики, вход в подвал через первый этаж), или помещение, расположенное ниже (например, первый корпус, антресоль, помещение № 1122-1, вход в кабинет кафедры ЭТПТ через первый этаж), то помещения будут нумероваться от того помещения, через которое возможен вход.
Новая система нумерации помещений вводится с первого сентября 2001 года.

Т.В. КУСТОВ,
помощник первого проректора по
финансовым, административным,
хозяйственным вопросам
 
Назад
Дата последнего обновления: 21.12.2010
  © Copyright 1995-2010 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.