Поиск по сайту E-MAIL Главная страница
Пресса

Еженедельник «24 часа», № 5 (1073), 04.02.2010

Почему «тормозит» наука

Мария Шипилова


Состояние отечественной науки сегодня не обнадеживает. Болевые точки известны каждому: падение качества подготовки молодых ученых, нехватка кадров, снижение престижности научного труда … Об этих и других проблемах мы поговорили с проректором по научной работе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) Михаилом Юрьевичем Шестопаловым.


- Научное мировоззрение уходит из жизни общества, большинство современных людей не знают зачем нужна наука, как она может повлиять на их жизнь. Вы согласны с этим утверждением? Можно ли как-то противостоять этому процессу?

- Я не совсем разделяю эту точку зрения. Думаю, всем людям и не нужно быть подкованными в вопросах науки, это удел отдельных личностей. Хотя не спорю, население должно быть образовано, разбираться в самом широком спектре вопросов. Но сегодня проблема не в том, что общество теряет научное мировоззрение, а в том, что людей, посвятивших себя науке, становится все меньше и меньше. К сожалению, в нашей стране нет государственной поддержки, направленной на закрепление в науке талантливой молодежи, перспективных научных кадров. Масса специалистов с высшим образованием, научными степенями вынуждена заниматься менее квалифицированной работой. В результате они становятся потерянными для науки.

Может сложиться такая ситуация: в связи с развитием нанотехнологий государству потребуются научные кадры, но удовлетворить эту потребность будет очень непросто.

Несмотря на довольно мрачную картину, я оптимистичен. Талантливые люди есть, и они при всех существующих трудностях идут в науку. Это не может не радовать и не вселять надежды.


- Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы увеличить процент студентов, выбирающих научную деятельность?

- Очень сложно дать конкретные рекомендации. Один из возможных вариантов - наблюдать, замечать талантливых учащихся и стараться направить их потенциал, интересы в нужное русло. На первом курсе мало кто из студентов проявляет большой интерес, а уж тем более серьезно думает о будущем, связанным с наукой. Но уже на курсе четвертом подобный интерес (если он возникает) можно заметить. Педагогу важно поймать момент, указать молодому человеку этот путь. Даже очень способный студент после окончания вуза, скорее всего, самостоятельно не придет в науку - жизнь диктует свои условия. Но если потенциал есть, он своевременно обнаружен и направлен в необходимое русло, результат может быть. Когда молодой исследователь видит первые плоды своей работы, это стимулирует движение вперед.

Конечно, свою роль играет и система грантов, которая позволяет молодым ученым делать шаги в науке, постигать ее возможности, значение.

К сожалению, одними грантами и педагогической поддержкой вуза проблему подготовки молодых ученых не решить. Тормозит то, что молодым людям нужно зарабатывать деньги, кормить себя, свою семью, а это совместить с наукой очень трудно. Молодые ученые вынуждены делать выбор в пользу работы, которая позволяла бы удовлетворять жизненные потребности, исследовательская деятельность обеспечить этого, увы, не может. Если бы существовала возможность обеспечивать молодых ученых жильем и работой, процент людей идущих в эту сферу возрос бы. Вывод - занятие научной деятельностью должно быть рентабельным и общественно престижным. Сделать это возможно, внедрив результаты научных исследований в производство.


- По статистике, каждый год в гуманитарные вузы поступает больше абитуриентов, чем в технические. Не боитесь ли вы, что в обозримом будущем в России вообще не останется технарей, способных двигать отечественную науку?

- Проблема превышения гуманитариев над естественниками существует, но я бы не торопился бить тревогу. Право выбора должно быть у каждого. И если старшеклассник хочет поступать на юриста или филолога, никто не вправе заставить его идти на физический или математический факультет. Проблема не в том, что молодые люди выбирают гуманитарные профессии, а в уровне подготовки специалистов, особенно в провинции, хотя и столичных вузов это касается. Необходимо признать, сегодня количественный и качественный уровень образования и гуманитариев и технарей не соответствует мировым требованиям. Для подготовки же научных кадров необходимо, прежде всего, учитывать передовые тенденции развития западной науки.

Возможно, причина превышения гуманитариев связана еще и с тем, что подобных вузов значительно больше, и поступление, а затем и обучение там легче, чем в технических университетах. Как говорится, жизнь все расставит по местам. Рынок труда уже «насытился» специалистами-гуманитариями, все больше требуется простых рабочих, технарей.


- Михаил Юрьевич, скажите, кем являются молодые ученые для университета?

-Это наше будущее, которому должны быть созданы все необходимые условия - научные школы, особые технологии образования.

Поэтому в ЛЭТИ уделяют особое внимание развитию научной и инновационной активности молодежи. Разработаны университетские программы поддержки молодых ученых и аспирантов. Созданы учебно-научные лаборатории и центры, в которых проводятся научные исследования по наиболее перспективным и конкурентоспособным направлениям науки и техники, таким как информационные и телекоммуникационные системы, индустрия наносистем, биотехнические системы и другие.

Словом, мы стараемся подготовить таких аспирантов и молодых исследователей, которые были бы востребованы в нашей стране.

 
Назад
Дата последнего обновления: 21.12.2010
  © Copyright 1995-2010 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.