Поиск по сайту E-MAIL Главная страница
Пресса

Еженедельная газета научного сообщества «Поиск», № 7 (1081), 12.02.2010

Несите трудовую книжку…
Войдя в жюри конкурса, работодатели загодя присматривают себе магистров


Ректор ЛЭТИ Владимир Кутузов

- Ситуация с научно-педагогическими кадрами подошла к критической черте, за которой - опасность разрыва поколений, - сказал ректор Санкт-Петербургского электротехнического университета "ЛЭТИ" им. В.И.Ульянова (Ленина) Владимир КУТУЗОВ, когда речь зашла о действующих сейчас программах. - Поэтому я ценю в ФЦП «Кадры» те мероприятия, в которых предусмотрено взаимодействие ученых разных поколений. В советское время таких мероприятий было много, а потом безденежье сократило их число до минимума. Например, когда-то в ЛЭТИ Владимир Михайлович Ахутин на ежегодный семинар по биотехническим системам собирал полные аудитории молодежи. Сегодня его нет в живых, но нынешней осенью после нескольких лет перерыва с помощью ФЦП «Кадры» нам удалось восстановить традицию и собрать школу его имени. К нашему изумлению только из других городов студентов и аспирантов прибыло более 40 человек. Поскольку я открывал эту школу, то видел, что в зал, рассчитанный на полторы сотни человек, приносили стулья, и все равно люди сидели на ступеньках, стояли в проходах. Потому что тематика - биотехнические системы, биомедицина, биотехнологии, охрана окружающей среды - очень актуальна. Все три дня, пока длилась школа, было очень интересно. А что ищет молодой человек в науке? Да, прежде всего, творчество и общение с себе подобными.


-Ну, и чтобы за это творчество – удовлетворение любопытства – еще и деньги платили, регулярно. Разве не так?

- Так, но помимо денег ребят интересует профессиональный рост. Как раз вторая школа - ближе к деньгам и карьере. В будущем. Ее проводили вузы совместно с предприятиями радиоэлектронной промышленности восьми городов России в форме конкурса научных работ студентов, аспирантов и молодых ученых до 35 лет. Условие - выполнять исследования, свои конкретные проекты на базе партнерских предприятий, в интересах их развития. Иначе говоря - у будущего работодателя.

На удивление много компаний - порядка 40 - согласились стать экспертами жюри по это¬му конкурсу. Более того, они ставили задачи и формировали тематику конкурсных работ, как правило, создавали для них необходимые условия и оформляли на будущее место работы. В итоге в региональных конкурсах были отобраны более, 80 работ молодежных коллективов, победители которых приехали на финал в Санкт- Петербург. Мы работали на всю страну. Зачем? Хотели, чтобы ребята почувствовали, что такое мобильность. У нас победители были из Великого Новгорода, Вол¬гограда, Курска, Воронежа... Они получали награды и призы - ноутбуки, цифровые фотоаппараты. Многие предприятия не только поддержали проекты и дали отзывы, но и оплатили финалистам командировки.

Николай Иванович Булаев недавно на коллегии упрекнул нас, что наращиваем магистратуру по техническим направлениям (более 500 человек берем для высокотехнологичных предприятий и организаций), ориентируясь только на своих бакалавров. Он прав, но зазвать людей со стороны к себе трудно без широкой рекламы качества образования и науки. Так что конференции и школы мы воспринимаем, как реальный шанс дойти непосредственно до бакалавров, желающих поступить в магистратуру ЛЭТИ. Да и директора, предприятий обещают лучшим участникам подобных мероприятий реальное трудоустройство.


- Магистрами?

- Это раньше мы магистров готовили к научно-педагогической деятельности (знали как, поскольку готовили для себя), а теперь нам предлагают вырастить магистров в области техники и технологий. И вузам это тяжеловато при массовой подготовке, потому что у магистров в учебных планах должно быть много индивидуальной работы с научными руководителями, много самостоятельной работы, которой надо управлять и которую надо контролировать. Для этого требуются рабочие места либо в вузе, либо у их будущих работодателей. Надо дать человеку не просто место за столом и стул, а приобрести необходимое оборудование и программное обеспечение, которые стоят немало и требуют обновления каждые два-три года. А наши высокотехнологичные работодатели в части целевой подготовки очень взыскательны (другие нам неинтересны) - один хочет одну технологию, а другой - другую. Разве у вуза на все сил и денег хватит? Единственная возможность решить проблему - интегрировать учебный процесс с работодателями, сделав их стратегическими партнерами. Когда они, у нас просят выпускников, мы заранее их предупреждаем о необходимости выделения ресурсов, оформления студентов по совместительству на работу. Ну и, конечно, их обязательное участие в разработке вариативного блока программы обучения. При переходе к новому поколению федеральных государственных стандартов и подготовке на их основе магистров следует учитывать, что по сравнению со специалистом недельная аудиторная нагрузка магистра уменьшена в два раза в пользу самостоятельной работы. Где же он будет ее вести? Частично это можно, конечно, делать в вузе, но при масштабной подготовке без участия. предприятий-работодателей эту проблему не решить. Этот вывод основан на нашем опыте выполнения инновационного проекта, в реализации которого принимали участие более 40 предприятий - стратегических партнеров ЛЭТИ.


- Выглядит, как штучная работа. Чем она отличается от подготовки инженеров в ваше время?

- Когда я учился в первой половине 1970-х годов, тоже были базовые кафедры и базовые предприятия. Но тогда, во-первых, не так быстро менялись техника и технология, а во-вторых, понимали: всему в стенах вуза научить нельзя. В-третьих, в те времена в ЛЭТИ прикладной науки было много, не хватало рук, чтобы освоить средства. По нормативам 10% общего фонда зарплаты по науке требовалось отдать студентам. Плюс была хорошая система преддипломной практики на предприятиях.

Чтобы выйти на уровень 1980-х годов, нам надо увеличить объемы НИОКР более чем в три раза. Вот такую амбициозную задачу мы ставим перед собой, хотя осознаем, что конкуренция на рынке НИОКР очень высокая, структура организации и финансирования научного сектора изменилась, заказчиков меньше интересуют работы теоретического и поискового характера. Бизнес, как правило, финансирует прикладные разработки, все научные риски оставляет нам, поэтому такие программы, как ФЦП «Кадры», очень важны, поскольку помогают вузовским коллективам создавать научный задел.

Еще за что очень ценю программу - это поддержка научно-образовательных центров (НОЦ). Данная структура нам знакома по инновационной образовательной программе, реализованной в 2007-2008 годах. Представляем, как она должна работать, чтобы на деле обеспечить интеграцию науки и образования. В 2009 году выиграли пять наших НОЦ, надеемся выиграть еще! Для этого мы ввели контроль качества конкурсных заявок и предварительный отбор проектов. Согласно ФЗ №94, мы могли подать одну заявку на один лот. При возникновении конфликта интересов наш коллегиальный орган - научно-техническая комиссия Ученого совета - либо принимала решение в пользу лучшей заявки, либо предлагала объединить потенциалы нескольких коллективов в рамках одного НОЦ. Интегрированная заявка, как правило, выигрывала. В результате у нас в вузе появился ряд новых междисциплинарных проектов и межкафедральных коллективов, которые усилят нашу конкурентоспособность во внешней сфере.

Сейчас мы готовим заявку для участия во втором этапе конкурса НИУ. «Междисциплинарный» подход там будет приоритетным.


- А мне, наоборот, доводилось слышать сетования на такие требования конкурсной документации - желают, чтобы поддерживали отдельно математиков, отдельно физиков…

- Ворчащие и недовольные будут всегда. Но сейчас не время разбегаться по отдельным «математическим и физическим избушкам». Не та ситуация в стране. Тем и хороша программа "Кадры", что она дает возможность получить поддержку независимо от научного направления и местонахождения различным коллективам ученых - от известных научных школ до аспирантов, позволяет сопоставить уровень и результативность их научных исследований по общепринятым и вполне объективным критериям и показателям.

А для объединившихся коллективов, желающих добрать средств, всегда есть возможность участия в дополнительных конкурсах, которые объявляются за счет экономии.


- По поводу этой экономии много критики. С одной стороны, министр выпросил 600 млн. рублен дополнительно на программу, а с другой - в прошлом году министерство вернуло в бюджет 720 млн. рублей. Это значит, что в руководстве программы сидят плохие менеджеры? Так говорил в аналогичной ситуации один замминистра Минобрнауки…

- В оправдание работников Рособразования, да и вузовских команд, могу сказать: это расплата за издержки ФЗ №94. Деньги остались неистраченными не потому, что люди не знали, как это сделать, или не хотели их использовать, а от того, что главная и единственная функция 94-го ФЗ - работать на экономию бюджетных средств. Не считая пресловутую борьбу с коррупцией. Когда 80% успеха в конкурсе - низкая цена предлагаемой работы и только 20% - профессионализм исполнителей, а значит, качество, то по-другому не может быть. Анализ показал: в программе практически нет заявок на полную сумму. Все понимают, что надо сбросить цену, чтобы получить шанс победить. Отсюда и экономия. Чтобы ее использовать, надо учитывать временной интервал: новый лот должен пройти экспертизу по тематике, потом тематику следует утвердить на рабочей группе, потом в министерстве на Научно-координационном совете, потом подготовить конкурсную документацию. После объявления - месяц на конкурс, потом по 10 дней на подведение итогов и заключение контракта. Если экономия образовалась в сентябре, то получается - декабрь, а 15 декабря надо завершить финансовый год. Главное - проект на несколько миллионов рублей надо еще и выполнить и обеспечить показатели. Начинать же его 1 декабря - странновато. Если чиновник, который за это отвечает, дозволит такое, то автоматически пригласит проверить свою работу... Счетную палату.

Видимо, поэтому первую волну экономии по программе «Кадры» успели разыграть в конце сентября, а вторую – увы…


- Что конкретно нового дала программа «Кадры» для вашего вуза?

- Подтвердила правильность выбранного нами пути. Ведь еще в 1999 году мы у себя в университете начали свою внутривузовскую программу "Кадры", дабы закрепить молодежь в вузе. Для поддержания кадрового баланса нам надо ежегодно принимать 40-50 молодых преподавателей. Меньше - опасно, устойчивость можем потерять. Важно отслеживать преподавателей в возрасте 30-50 лет. Сегодня они - главный мостик между поколениями. ФЦП "Кадры" позволила нам увеличить более чем в 1,5 раза долю исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности научных работников университета. Теперь наша задача - закрепить их в вузе, что позволит нам заметно восстановить штат научных сотрудников. Имей мы хорошую зарплату еще и для молодых преподавателей, больше, чем в бизнесе, и не думали бы об этой проблеме.


- Кто выиграл, тот зарплату, говорят, вдвое получает...

- Но не бывает, чтобы весь вуз выиграл. У нас есть кафедры, которые не участвовали, потому что не было подходящих направлении. Всего вуз получил по этой программе чуть меньше 50 млн. рублей в 2009 году, но все проекты переходящие, не на один год. Важно, что программа не попала под секвестр, значит, она является государственным приоритетом.


- Похоже, ФЦП «Кадры» сегодня популярнее в вузах, чем ФЦПРО - Федеральная целевая программа развития образования…

- ФЦП «Кадры» популярнее «родной» для нас ФЦПРО потому, что в ней главное - человеческий капитал вузов, на который впервые за много лет обратили внимание.

 
Назад
Дата последнего обновления: 21.12.2010
  © Copyright 1995-2010 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.