Поиск по сайту E-MAIL Главная страница
Пресса

«Наука и технологии России — STRF.ru», 20 мая 2010г.

Откровения ректора в преддверии вступительных испытаний


О том, как правильно агитировать в учебное заведение абитуриентов, почему порой успеваемость у иногородних студентов выше и что нужно сделать для того, чтобы молодые педагоги оставались в вузах, рассказывает ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Владимир Кутузов.


Справка STRF.ru:

Владимир Кутузов избран ректором ЛЭТИ в 2009 году. Он окончил факультет корабельной электрорадиотехники и автоматики ЛЭТИ, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой радиотехнических систем. Сфера научных интересов – разработка и применение радиолокационных систем и комплексов. Имеет более 200 публикаций, в том числе 9 изобретений. Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники за 2002 год

Владимир Кутузов Владимир Кутузов

Среди вузов Петербурга в прошлом году развернулась жёсткая конкуренция за абитуриентов. Бюджетных мест было больше, чем самих поступающих. В этом году ожидается аналогичная ситуация. Что делаете для того, чтобы привлекать выпускников в свой вуз?

– Для нас сегодня это одна из самых актуальных задач. Для поступления в вуз на инженерные специальности школьникам нужно сдавать ЕГЭ по физике и математике. Тестов по этим предметам школьной программы старшеклассники боятся больше всего. В этом году, в отличие от предыдущего, мы решили заранее (ещё с осени) заручиться поддержкой предприятий, с которыми наш вуз давно сотрудничает, для которых готовит кадры, чтобы они помогли агитировать ребят поступать в наше учебное заведение. Так, представители организаций посещают близлежащие школы, где рассказывают о нашем вузе, встречаются с родителями учеников, отвечают на их вопросы.

Например, когда ребята выбирали, какой экзамен сдавать, мы вместе с нашими стратегическими партнёрами провели ряд полезных мероприятий – устроили презентацию нашего вуза в Санкт-Петербургском городском дворце творчества юных, где много технических кружков; участвовали в нескольких образовательных выставках. Мы рассказывали школьникам, на какие предприятия они смогут пойти работать после окончания нашего вуза, показали им продукцию, которую эти предприятия выпускают. Когда ребята видят что-то занимательное – новую продукцию, технологию – у них просыпается первый интерес, а это уже полдела.


Приём большего количества иногородних студентов – ещё один способ решения этой проблемы?

– Да, это вариант, но здесь есть два аспекта. Во-первых, подготовка иногородних абитуриентов бывает слабее. Если в областных центрах школьники удовлетворительно знают физику, то в небольших городах и сёлах с этим предметом часто дела обстоят неважно.

Во-вторых, по закону мы обязаны предоставлять иногородним студентам общежитие. Условия позволяют нам разместить не более 800 студентов-первокурсников. Строить новые общежития – дело дорогое и не быстрое. Сегодня собственных ресурсов нам пока хватает. Сейчас у нас чуть меньше 50 процентов иногородних студентов, в среднем по вузам Петербурга эта цифра даже выше – 53 процента.


Прошлым летом зачисление впервые осуществлялось по результатам ЕГЭ. Последствия нововведения стали ясны практически сразу: вузы не понимали, кого они набрали, а абитуриенты – куда поступили...

– Вот почему мы в первую же неделю сентября прошлого года провели тестовые письменные работы, чтобы понять, с какой подготовкой мы набрали первокурсников. По физике студенты получили средний балл – 2,4, а по математике – 3,1. Мы поняли, что ребят надо подтягивать, иначе больше половины вылетит после первой же сессии. Дополнительные занятия по физике мы предложили всем без исключения студентам первого курса, по высшей математике – почти половине, а многим – и по информатике. Все занятия для первокурсников были бесплатными. За семестр университет потратил почти 1,5 миллиона рублей из внебюджетных средств на оплату труда преподавателей, работающих над устранением пробелов в школьном образовании у первокурсников.

В итоге процент отчисления из вуза по результатам зимней сессии был меньше, чем в предыдущем году, когда мы набирали абитуриентов на основании собственных вступительных испытаний.


Сейчас эти занятия продолжаются, хотя Вы планировали проводить их только один семестр. Ребята посещают их активно, не пропускают?

– В первые месяцы их посещало 60 процентов студентов. Сейчас немного меньше. Причём, наиболее активно ими интересуются как раз иногородние студенты. Среди них мы различаем две категории – это либо случайно попавшие в ЛЭТИ ребята, которым всё равно, где учиться, либо, наоборот, очень ориентированная на учёбу в нашем вузе молодёжь – именно она быстро подтягивается до нужного уровня и других настраивает на учёбу. Достаточно в группе иметь 15 процентов мотивированных ребят, и они вытягивают её всю. И, наоборот, 15 процентов двоечников – и пиши пропало, всю группу тянут вниз, хоть расформировывай её.


В западных вузах, аналогичных ЛЭТИ, средний возраст преподавателей – около 40 лет, в ЛЭТИ – 53 года. Проблема старения кадров особенно заметна в технических вузах. Что делать?

– С этой проблемой мы впервые столкнулись ещё в конце 90-х. За пять лет средний возраст преподавателей в вузе увеличился на четыре года и перевалил за 50 лет. Тогда мы решили разработать и внедрить программу «Восстановление кадрового потенциала», или, коротко, – «Кадры». Стартовала она в 1999 году сразу после дефолта, когда наметились первые шаги по восстановлению экономики. Под эту программу были выделены небольшие средства для поддержки молодых преподавателей. Мы сразу поняли, что людей, способных к преподавательской деятельности, надо отбирать ещё со студенческой скамьи, поскольку не у каждого есть талант стоять у доски и работать со студентами. Мы начали делать ставку на учащихся старших курсов – учредили гранты учёного совета на два семестра, их могли получить те студенты, у которых были успехи в науке и которых рекомендовала кафедра. В аспирантуре учредили конкурсы научных работ для перспективных аспирантов и ежегодно разыгрывали гранты для поддержки 20-30 будущих педагогических работников. Учредили «переходящие» ставки: если кафедра принимала на работу молодого преподавателя, то мы на год-два давали этой кафедре дополнительную ставку.


Все эти меры работают?

– Да, но в разные годы было по-разному. Когда на рынке труда речь шла о более-менее одинаковых зарплатах, то наша программа давала хорошие результаты. Как только мы начинали отставать по ним (в компаниях предлагали зарплаты в 2-3 раза выше), то, конечно, удержать преподавателей нам было не по силам. Например, когда программисты стали «стоить» 60 тысяч рублей...

Как только во внешней среде зарплаты опускаются, нам легче удержать ребят у себя.

Сейчас средний возраст преподавателей в вузе – 53 года, то есть проблему, связанную со старением кадров, нам более-менее удаётся решать, хоть сделать нужно многое. Лучший результат был несколько лет назад – речь шла о менее 52-х лет. Мы посчитали, что сейчас нам нужно ежегодно принимать на работу как минимум 50 выпускников. А мы берём – только 30-40… Это позволяет соблюдать статус-кво, но не помогает принципиально переломить ситуацию.


Основная масса выпускников ЛЭТИ сейчас находит работу по специальности. Ещё лет 10 назад ситуация была совершенно иной: бывшие студенты устраивались кем угодно, ведь по специальности их никто не брал...

– В то время я как раз преподавал у старшекурсников. Было больно смотреть в глаза студентам, которые нам так и говорили: а зачем учиться, всё равно наши знания никому не нужны! Это с одной стороны. А с другой – предприятия, которым эти специалисты очень требовались, не знали, как их заполучить. В 1999 году состоялась историческая встреча – 10 директоров крупных предприятий, таких как «Светлана», «Вектор», «Авангард» и других, пришли к нам с предложением начать подготовку кадров для их компаний. Руководители выразили готовность оказать поддержку вузу – и материальную, и в форме поставок оборудования, и по организации практик, если студенты потом пойдут к ним работать. Задача оказалась не из лёгких, потому что зарплата, которую они предлагали, была неконкурентоспособной. В первый год мы потерпели фиаско – большинство ребят отказались идти работать на эти предприятия, но уже в 2000 году ситуация изменилась.

Мы начали привлекать к работе на этих предприятиях ребят с 5 курса, поставили условие компаниям, что студенты должны работать по совместительству, чтобы молодёжь не искала подработку на стороне.

И 80 процентов студентов, которые начали сотрудничать с этими предприятиями на старших курсах, после окончания вуза остались там работать. Например, сейчас с нами сотрудничают около 40 предприятий – как отечественных, так и иностранных. К программе «Стратегическое партнёрство» подключились и другие вузы Санкт-Петербурга. Идеология, которая была в ней заложена, понравилась в Комитете экономики и промышленной политики администрации Северной столицы. Многое было использовано в городской программе, известной сейчас под названием «80/20».


Сколько в среднем на рынке труда «стоит» выпускник вашего вуза?

– После целевой подготовки, когда выпускника мы готовим по заказу предприятия, он редко «стоит» меньше 20-25 тысяч рублей. Есть предприятия, которые предлагают 15-16 тысяч рублей, но, как правило, это те, кто не знаком с выпускниками, кто берёт «кота в мешке». Они хотят сначала приглядеться к новому сотруднику. На это немногие из наших выпускников соглашаются, им не хочется терять год, пока к ним «будут присматриваться», им хочется достойной зарплаты, ведь вокруг так много соблазнов: весна, девушки, машины...


У предприятий есть потребность и в переподготовке кадров. В этом будете участвовать?

– Да, у нас есть программы дополнительного образования, повышения квалификации; создан институт непрерывного образования. Но объёмы образовательных услуг для промышленных предприятий и вузов, по мнению учёного совета, недостаточные, и сейчас мы хотим их резко увеличить. Мы разработали новую организационно-экономическую модель института непрерывного образования, основанную на сотрудничестве с предприятиями. Вместе мы разработали более 140 новых программ. Мы дадим больше свободы кафедрам, чтобы они могли сами определять размер зарплаты и привлекать свои кадры к разработке и обновлению новых образовательных программ. Но сначала кафедра должна доказать, что эти программы будут востребованы на рынке.


По результатам 2009 года, ЛЭТИ вошёл в десятку вузов России, которые предоставили больше всего проектов по ФЦП «Кадры». В чём секрет такой активности?

– Когда началась федеральная программа по кадрам, наши молодые преподаватели были уже подготовлены и активно приняли участие в конкурсе проектов. Для нас это важно, поскольку таким образом мы дополнительно получили порядка 50 миллионов рублей в год на решение кадровых проблем. Это довольно много. Если победители конкурса впоследствии найдут заказчиков на свои разработки, то появится новый научный коллектив по тем или иным научным направлениям, важным для вуза.


217-ФЗ также открыл новые возможности для преподавателей и сотрудников вуза...

– Как только 217-ФЗ вышел, мы сразу же выбрали научные коллективы, которым предложили создать в пае фирмы. Так, в конце прошлого года мы учредили ООО «Лаборатория рентгенодиагностических систем» и ООО «ЛЭТИНТЕХ». Вклад вуза в уставный капитал – 34 процента, по 33 процента принадлежит авторам патента и сторонней организации. Такой небольшой процент позволяет сохранить за малым предприятием самостоятельность, инициативу, мотивированность к развитию. Из возможных организационно-правовых форм создатели малых предприятий выбрали общество с ограниченной ответственностью: это обеспечивает меньшие затраты на создание и организацию работы, не требует образования дополнительных органов управления. Почти все сотрудники созданных предприятий – молодые учёные и студенты 4–5 курса. Например, сотрудники «Лаборатории рентгенодиагностических систем» будут заниматься, в частности, оценкой качества зерна. Ведь одно заражённое зёрнышко всего лишь за сутки может привести в негодность две тонны этого продукта.

За бренд ЛЭТИ предприниматели держатся крепко – у заказчиков больше доверия к малым предприятиям, работающим при вузах.

До отпусков планируем подписать документы по созданию ещё двух малых предприятий и осенью – ещё как минимум двух. Все они будут располагаться в технопарке.

Опыт у нас, действительно, большой: через технопарк прошло более 50 малых предприятий, и мы знаем, что такое инкубация, как защищать интеллектуальную собственность, как проводить исследования рынка.


Одна из задач – как обеспечить эффективный период становления этих малых предприятий хотя бы в течение года. Легко ли, на Ваш взгляд, с ней справиться?

– Здесь 217-ФЗ выявил ряд серьёзных проблем. Во-первых, заключение малыми предприятиями договоров аренды с вузом сегодня представляет собой немыслимо длинную цепочку согласований. А существующие арендные ставки слишком высоки для стартующих малых предприятий. Во-вторых, вузы не имеют права вкладывать в малые предприятия ничего кроме прав на использование результатов интеллектуальной деятельности. Даже с закупкой необходимого оборудования малые предприятия должны справляться самостоятельно. Они лишены каких-либо реальных льгот и преференций. Они находятся сейчас в худших условиях, чем малые предприятия, например, сферы обслуживания или торговли. Да и риски в сфере инноваций достаточно высоки.

Справка STRF.ru:

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ – один из крупнейших центров подготовки кадров и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в области радиотехники, электротехники, электроники, вычислительной техники и информатики. В университете обучается более 8 тысяч студентов. Подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в аспирантуре по 49 научным специальностям и докторантуре по 31 специальности


Эльви Усманова
20 мая 2010 г.

 
Назад
Дата последнего обновления: 21.12.2010
  © Copyright 1995-2010 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.