В 2001-2002 годах:
1. "Разработка принципов научного проектирования и технологии сопровождения государственных образовательных стандартов (ГОС) высшего профессионального образования в условиях изменяющейся структуры кадровых потребностей". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
Цель работы: разработка структуры подготовки выпускников, макета ГОС нового поколения с сокращенным сроком обучения; разработка научных основ отбора содержания и последовательности разработки учебных программ при активном участии работодателей; разработка критериев и показателей для эффективного управления образовательной деятельностью вуза.
Научно-методические результаты работы:
на первом этапе (2001 г.) разработаны:
· Принципы научного проектирования и технологии сопровождения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; Типовой проект методических рекомендаций по определению структуры и содержания государственного экзамена; Методические рекомендации требований к выпускникам на основе модели специалиста; Экспертная анкета по оценке информационно-методического и материально-технического обеспечения образовательных программ вуза; Методические рекомендации по оценке информационно-методического и материально-технического обеспечения образовательных программ вуза; Методические рекомендации по сбору и обработке информации по управлению образовательной деятельностью вузов; Методические рекомендации по оценке качества и содержания подготовки выпускников; Система критериев и показателей для эффективного управления образовательной деятельностью вуза; Макет государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
· Положение о реализации многоступенчатой структуры высшего профессионального образования в России (на примере экспериментальной площадки на базе СПбГЭТУ), включающее: примерный учебный план для бакалавра техники и технологии с нормативным сроком обучения 4 года по направлению 654200 "Радиотехника"; примерный учебный план для магистра техники и технологии с нормативным сроком обучения 2 года по направлению 654200 "Радиотехника", и специализации 552503 "Радиоэлектронные системы и устройства локации, навигации и управления"; примерный учебный план для инженера с нормативным сроком обучения 2 года по направлению 654200 "Радиотехника" и специальности 201600 "Радиоэлектронные системы"; положение о применении кредитной оценки учебных курсов в СПбГЭТУ для обеспечения академической мобильности студентов; базовый учебный план с увеличенной самостоятельной работой студентов по специальности 220100 "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"; проект приказа о совершенствовании системы подготовки и повышения квалификации преподавателей; положение о системе повышения квалификации преподавателей; положение об индивидуальном плане преподавателей; положение о предоставлении творческого отпуска преподавателям; положение о внеаудиторной самостоятельной работе студентов; положение об аудиторной самостоятельной работе; положение о текущем контроле по дисциплинам учебного плана; приказ об организации текущего контроля; положение о практике студентов; положение о читальном зале библиотеки с открытым доступом к фондам; приказ о создании электронной копии публикации СПбГЭТУ; проект приказа об обязательном представлении в библиотеку электронной версии читаемых курсов; типовую структуру управления качеством содержания образования в техническом вузе, обеспечивающую непрерывное обновление содержания профессионального образования с учетом динамики изменения потребностей рынка труда; структуру подсистемы стратегического управления содержанием образования в вузе; структуру подсистемы оперативного управления содержанием образования в вузе; подсистему анализа эффективности образовательной деятельности вуза в рамках реализуемых образовательных программ; макет квалификационной характеристики выпускника вуза.
на втором этапе (2002г.) разработаны:
· Проекты нормативных документов по организации региональных центров по взаимодействию с рынком интеллектуального труда, включающие нормативные документы по мониторингу рынка интеллектуального труда (Положение о региональном (профильном) центре по взаимодействию с рынком интеллектуального труда, Соглашение между Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга и Представительством РАСУ в Санкт-Петербурге, Положение о региональном совете по вопросам взаимодействия вузов Санкт-Петербурга и представительства Российского агентства по системам управления в Санкт-Петербурге, формы анкет для мониторинга рынка интеллектуального труда); Рекомендации по формированию образовательных программ ВПО региона с учетом рынка труда;
· Положение по механизму непрерывного обновления содержания профессионального образования при активном участии работодателей, включающее: нормативные документы по обновлению содержания профессионального образования с привлечением работодателей (Положение об экспертных советах по основным научно-образовательным направлениям вуза, паспорт основного научно-образовательного направления вуза, Методика экспертизы рабочих программ и учебных планов в рамках специализаций); нормативные документы по обеспечению целевой подготовки выпускников при активном участии работодателей (Соглашение о стратегическом партнерстве вуза и предприятия, Положение о базовой кафедре, Положение о студенческой учебно-исследовательской лаборатории, Договор о целевой подготовке студентов по заказу предприятия, Положение об организации и порядке выполнения НИОКР студентами и преподавателями вуза и ведущими специалистами предприятия, Положение о центре по связям с промышленностью и инновациям);
· Положение по формированию оценочных средств для ряда направлений подготовки дипломированных специалистов.
Программа "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования". Департамент образовательных программ и стандартов высшего профессионального образования. Московский педагогический университет (головная организация). Договор № 1.7.1(14.1) 187.035./7.2 (97) от 07.03.01 г. и Доп. Соглашение № 1 от 26.03.2002. № ГР 01200115569. Объем финансирования: 2001 г. – 2 млн. руб.; 2002 г. – 1,95 млн. руб.
2. "Реструктуризация учебного процесса в вузах России в условиях активизации самостоятельной работы студентов". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
Цель работы: повышение качества учебного процесса в вузах путем реализации вариативной системы подготовки специалистов, направленной на индивидуализацию обучения, совершенствование организации учебного процесс и внедрения эффективных образовательных технологий, ориентированных на самостоятельную работу студентов.
Научно-методические результаты работы:
· разработаны методические рекомендации по реструктуризации системы повышения квалификации преподавателей на основе новых информационных технологий;
· разработаны проекты вариативных учебных планов с применением технологий дистанционного образования;
· разработаны проект Положения о подготовке специалистов по заявкам предприятий и фирм и проект Положения о самостоятельной работе студентов с использованием дополнительного образования в соответствии с запросами рынка труда.
Программа "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования". Департамент образовательных программ и стандартов высшего профессионального образования. Московский педагогический университет (головная организация). Договор № 1.13.1.(00.0) 187.044 от 07.03.01 г. и Доп. Соглашение № 1 от 26.03.2002. Объем финансирования: 2001 г. – 100 тыс. руб.; 2002 г. – 198 тыс. руб.
3. “Организация образовательного процесса на основе образовательных программ как механизма интеграции потенциала вузов для элитарной подготовки специалистов”. Научный руководитель: проректор по учебной работе, д.т.н., профессор Ушаков В.Н.
Цель работы: разработка концепции образовательного процесса, направленного на такую подготовку наиболее одаренной части студенческого контингента, которая позволяет, используя интеллектуальный и материально-технический потенциал вуза или объединения вузов, готовить специалистов высокого класса, предназначенных для решения наиболее сложных задач науки и техники.
Научно-методические результаты работы:
· разработаны методические рекомендации по механизму отбора контингента для элитарной подготовки специалистов;
· разработаны методические рекомендации по организации образовательного процесса, обеспечивающего элитарную подготовку специалистов;
· результаты работы были использованы при создании концепции Республиканской программы “Развитие элитного инженерного образования в республике Саха (Якутия)”;
· на примере направления “Радиотехника” определена структура учебного плана элитной подготовки и оценены ресурсы, необходимые для его реализации;
· подготовлена методическая база для проведения в ГЭТУ эксперимента по реализации элитной подготовки специалистов в условиях унификации учебного процесса в системе многоуровневой подготовки.
Программа "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования". Департамент образовательных программ и стандартов высшего профессионального образования. Московский педагогический университет (головная организация). Договор № 1.9.1(14.2) 187.052./9.4 (162) от 07.03.01 г. и Доп. Соглашение № 1 от 26.03.2002. Объем финансирования: 2001 г. – 150 тыс. руб.; 2002 г. – 150 тыс. руб.
4. "Методологические, теоретические и методические основы формирования сквозных образовательных программ высшего инженерного и технического образования на базе среднего профессионального образования". Научный руководитель: д.т.н., профессор Лукомский Ю.А.
Цель работы: разработка сквозных образовательных программ инженерного и технического образования, повышение качества технического образования путем достижения преемственности и непрерывности реализации образовательных программ различного уровня, оптимизации фундаментальной и профессиональной подготовки за счет интеграции высшего и среднего профессионального технического образования. Разработка методических и организационных основ для формирования сквозных образовательных программ среднего и высшего профессионального технического образования.
Научно-методические результаты работы:
· разработана модель непрерывного образовательного процесса, совмещающего этапы среднего и высшего профессионального образования;
· разработаны рекомендации по формированию сквозных образовательных программ высшего профессионального образования на базе среднего профессионального образования;
· разработан пример сквозной образовательных программы высшего и среднего профессионального технического образования 654200 "Радиотехника" (Специальность 200700 "Радиотехника").
Программа "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования". Департамент образовательных программ и стандартов высшего профессионального образования. Московский педагогический университет (головная организация). Договор № 1.9.2(14.1) 187.050./9.13 (171) от 07.03.01 г. и Доп. Соглашение № 1 от 26.03.2002. Объем финансирования: 2001 г. – 150 тыс. руб.; 2002 г. – 150 тыс. руб.
5. "Разработка научно-методических основ стратегического планирования развития высшего образования в Северо-Западном регионе".Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
Цель работы: развитие системного подхода в адаптации высшей школы к условиям рыночных отношений и разработка концепции центра стратегического планирования для решения задач повышения кадрового потенциала Северо-Западного региона.
Научно-методические результаты работы:
· разработана модель системы информационного взаимодействия вуз–рынок труда;
· разработаны методические рекомендации по оценке и планированию деятельности вузов в условиях рынка.
Программа "Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала". Управление развития и планирования научных исследований Минобразования РФ. Код проекта 301.12.02. Объем финансирования: 2001 г. – 130 тыс. руб.; 2002 г. – 130 тыс. руб.
В 2003 году:
1. "Модернизация структуры профессионального образования в интегрированных образовательных учреждениях в соответствии с потребностями современного рынка труда". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
Цель работы: повышение эффективности образовательного процесса путем создания механизмов гибкого реагирования на запросы рынка труда.
Научно-методические результаты работы:
· разработано научно-методическое обеспечение применяемой в университетском комплексе модели многоуровневой подготовки;
· созданы и апробированы новые организационно-экономические формы и механизмы инновационного взаимодействия вузов с предприятиями и организациями-потребителями выпускников;
· разработан пакет нормативно-правовой документации, регламентирующей юридические и экономические отношения в цепи "университетский комплекс – стратегический партнер – обучающийся";
· разработаны механизмы вовлечения студентов, магистров и аспирантов к научно-исследовательской деятельности в рамках целевой подготовки кадров для предприятий и организаций;
· разработаны экспериментальные учебные планы, реализующие предлагаемую модель многоуровневой подготовки специалистов.
Федеральная программа развития образования. Департамент образовательных программ и стандартов высшего профессионального образования. Государственный контракт № 2747 от 27.11.2003 г. Объем финансирования: 1 млн. руб.
2. "Разработка квалификационных моделей выпускников вузов с учетом требований рынка профессионального труда (на примере технических вузов)". Научный руководитель: первый проректор по научно-образовательной деятельности,
д.т.н., профессор Кутузов В.М.
Цель работы: определение состава квалификационных показателей выпускника вуза, формирование федеральных и национально-региональных квалификационных требований к выпускнику, учитывающих потребности работодателей.
Научно-методические результаты работы:
· разработаны требования к квалификационной модели выпускников технических вузов с учетом особенностей взаимодействия с рынком профессионального труда;
· разработан макет квалификационной модели выпускника, соответствующей сформулированным требованиям и методические рекомендации по его заполнению;
· разработаны пилотные варианты квалификационных моделей выпускников СПбГЭТУ и СПбГПУ по ряду специальностей;
· разработаны методические рекомендации по использованию квалификационных моделей для управления качеством образовательной деятельности вузов технического профиля.
Научная отраслевая программа "Научно-методическое обеспечение
функционирования и модернизации системы образования" на 2003 г.
Департамент образовательных программ и стандартов высшего профессионального
образования.
№ ГР 01200306348
3. "Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Д.В.Пузанков.
Цель работы: разработка моделей, макетов и образцов государственных образовательных стандартов для бакалавров-специалистов и магистров-специалистов
Научно-методические результаты работы:
· разработаны обобщенные модели бакалавра-специалиста и магистра-специалиста, включающие виды и обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускников, при этом предполагается реализация следующих групп компетенций: социально-личностных, экономических и организационно-управленческих, общенаучных, общепрофессиональных и специальных;
· разработаны структуры образовательных программ подготовки бакалавра-специалиста и магистра-специалиста в области техники и технологии, в которых циклы дисциплин сформированы на основе компетентностного подхода;
· разработаны проекты ГОСов бакалавра-специалиста и магистра-специалиста и примерные учебные планы по следующим направлениям подготовки: "Автоматизация и управление" (651900), "Приборостроение" (653700), "Биомедицинская техника" (653900), "Электроника и микроэлектроника" (654100), "Радиотехника" (654200), "Проектирование и технология электронных средств" (654300), "Телекоммуникации" (654400), "Электротехника, электромеханика и электротехнологии" (654500), "Управление качеством" (657000);
· предложены принципы представления содержания и определенные подходы к математическому моделированию процессов для определения количественных характеристик содержания государственных образовательных стандартов для бакалавров и магистров;
· в процессе исследования требований к информационной базе сопровождения образовательного процесса подготовки бакалавров-специалистов и магистров-специалистов были обоснованы и получены следующие результаты:
- обосновано, что важнейшим компонентом информационного сопровождения образовательного процесса подготовки бакалавра-специалиста или магистра-специалиста, являются электронные учебные материалы, используемые студентом в среде сетевых информационных систем обучения. Эти системы предоставляют обучающимся практически неограниченный объем знаний, разнообразные формы получения информации, обеспечивают интерактивность обучения и активизацию самостоятельной работы;
- разработаны показатели оценки качества информационно-образовательной среды учебного процесса вуза, необходимой для сопровождения подготовки бакалавров-специалистов и магистров-специалистов. При установлении пороговых значений показателей они могут быть применены в качестве ориентиров формирования вузом информационно-образовательной среды учебного процесса, а также для задач аттестации и лицензирования;
- сформулированы требования к составу и содержанию элементов электронного учебно-методического комплекса по дисциплине в составе информационных систем обучения. Определена процедура рецензирования и экспертизы электронных учебно-методических материалов для обеспечения их качества;
· разработаны проекты нормативно-методических документов для планирования организации проведения и контроля самостоятельной работы студента в дополнение к рабочим программам дисциплин и индивидуальным планам работы преподавателей. Приводятся методика и форма представления планирования самостоятельной работы студента.
· показано, что для изучения дисциплин в рамках самостоятельной работы студента и реализации компетентностной модели специалиста, необходимо планирование и организация всего образовательного процесса, включающее ознакомление студента с ГОС ВПО и выбором, обучающимся направления и траектории обучения, участие студента в проектировании образовательного процесса; его участие в формировании содержания образования в соответствии с выбранной траекторией обучения (в рамках дисциплин учебного плана по выбору студента);
· обосновано использование модульного жестко структурированного подхода к построению траектории изучения каждой дисциплины. Структура изучения дисциплины должна быть прописана в программе изучаемой дисциплины, адаптированной к восприятию ее обучающимся и ориентированной на компетентностную подготовку. В программе должна быть прописана мотивация изучения дисциплины; последовательность изложения и освоения содержания; уровень освоения материала; указаны формы и сроки контроля; программа должна иметь блочную структуру;
· рассмотрены и приведены условия успешной организации проведения самостоятельной работы студентов (СРС) при реализации компетентностной модели подготовки бакалавра-специалиста и магистра-специалиста: психологические (мотивация обучения); профессиональная учебно-методическая ориентация содержания дисциплин; ограниченный бюджет времени студента; индивидуализация (деление на обязательные элементы и творческие, регулярность консультаций); массовость проведения СРС;
· определены ключевые факторы информационной системы, включая опосредованное взаимодействие преподавателя (через систему) со студентом, компьютерный контроль знаний студентов (текущей и промежуточный), а также широкий доступ к электронным научно-образовательным ресурсам, которые в совокупности позволяют существенно повысить уровень и качество самостоятельной работы студента. Приводится перечень показателей, которому должна отвечать сетевая информационная система обучения;
· разработаны методические рекомендации по использованию сетевых информационных систем обучения в процессе самостоятельной работы студента. Причем эти рекомендации предназначены для всех потенциальных категорий пользователей информационных систем обучения такого класса;
· разработанные обобщенные модели специалистов, макеты ГОС и проекты ГОС по выделенным направлениям подготовки специалистов в области техники и технологии после их обсуждения, апробации и возможной коррекции должны стать основой для последующей разработки ГОС и примерных учебных планов по всем другим образовательным направлениям высшего профессионального образования России.
Научная отраслевая программа "Научно-методическое обеспечение
функционирования и модернизации системы образования" на 2003 г.
Государственный университет – Высшая школа экономики Институт содержания
образования (головная организация) Договор с СПбГЭТУ № 12.03/5.10 от 24.04.2003
г.
В рамках проекта "Разработка моделей бакалавра
по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам
специальностей"в соответствии с Государственным контрактом № 417 от 23 апреля 2003 г. Объем финансирования: 5 млн. руб.
4. "Разработка принципов функционирования внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования". Научный руководитель: к.т.н., декан ФЭМ Степанов С.А.
Цель работы - разработка концепции, принципов построения и функционирования внутривузовских систем управления качеством высшего профессионального образования, определение критериев эффективности таких систем, используемых при аттестационной экспертизе вузов, а также разработка методики самооценки (самообследования) системы управления качеством вуза, которая служила бы основным внутренним механизмом постоянного улучшения качества работы вуза и подготовки его к процедурам аттестации и аккредитации.
Научно-методические результаты работы:
· разработана методика самооценки вуза;
· разработаны концепции, модели и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования.
Научная отраслевая программа "Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования" на 2003 г. Управление развития и планирования научных исследований Министерства образования РФ. Объем финансирования: 400 тыс. руб.
5. "Разработка требований к материально-техническому обеспечению и перечней учебной литературы для реализации ГОС высшего профессионального образования второго поколения по специальностям в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Д.В.Пузанков.
Цель работы: участие в подготовке перечней учебной литературы и требований к материально-техническому обеспечению для реализации ГОС высшего профессионального образования второго поколения по специальностям в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации; создание электронной базы перечней учебной литературы для реализации ГОС высшего профессионального образования второго поколения по специальностям в радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации.
Научно-методические результаты работы:
· создание электронной базы данных общего пользования перечней учебной литературы и требований к материально-техническому обеспечению для реализации ГОС ВПО по специальностям в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации.
Договор № 13-3/03 от 19.06. 2003 г. с ФГУП "Российское научно-производственное объединение "Росучприбор". В рамках проекта "Разработка (доработка) требований к информационному, методическому и материально-техническому обеспечению реализации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения" в соответствии с Государственным контрактом № 710 от 03 июня 2003 г. Объем финансирования: 325 тыс. руб.
В 2004 году:
3. "Разработка стандартов по направлению подготовки бакалавров и магистров по специальности в области энергетики, материаловедения и транспорта". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
Цель работы: разработка проектов государственных образовательных стандартов для бакалавров и магистров по специальности в соответствии с действующим в Российской Федерации Перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования с целью дальнейшей диверсификации основных образовательных программ и совершенствования многоступенчатой подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.
Научно-методические результаты работы:
· проведено структурирование групп родственных направлений подготовки в области энергетики, материаловедения и транспорта;
· уточнены компетентностные модели бакалавров и магистров по специальности в области энергетики, материаловедения и транспорта;
· определены требования к объемам, структуре и содержанию циклов общих математических и естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин и специальных дисциплин образовательных стандартов бакалавров и магистров по специальности в области энергетики, материаловедения и транспорта;
· определен обязательный минимум содержания образования цикла общих математических естественнонаучных дисциплин и дисциплин, обеспечивающих общетехническую подготовку бакалавров и магистров по специальности для групп родственных направлений подготовки в области энергетики, материаловедения и транспорта;
· составлены и изданы "Методические рекомендации по формированию циклов общих математических и естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин и специальных дисциплин при разработке образовательных стандартов бакалавров и магистров по специальности в области энергетики, материаловедения и транспорта";
· разработаны методические рекомендации по наполнению обобщенных макетов государственных образовательных стандартов бакалавров и магистров по специальности;
· разработаны проекты государственных образовательных стандартов бакалавров и магистров по специальности по 31 направлению подготовки в области энергетики, материаловедения и транспорта и соответствующие примерные учебные планы.
Научная отраслевая программа "Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования". Управление учреждений образования Рособразования. № ГР 01200409249. Объем финансирования: 4,3 млн. руб.
4. "Оптимизация перечня общепрофессиональных дисциплин федеральных компонентов для третьего поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и их содержания для технических и технологических направлений подготовки и специальностей". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
Цель работы: оптимизация перечня общепрофессиональных дисциплин федеральных компонентов и их содержания для технических и технологических направлений подготовки и специальностей.
Научно-методические результаты работы:
· разработаны методические рекомендаций по формированию перечня общепрофессиональных дисциплин федеральных компонентов в новом поколении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
· разработан проект перечня общепрофессиональных дисциплин федеральных компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
· разработан проект методических рекомендаций по формированию содержания общепрофессиональных дисциплин федеральных компонентов в новом поколении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для технических и технологических направлений подготовки и специальностей.
Научная отраслевая программа "Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования". Управление учреждений образования Рособразования. № ГР 01200409248. Объем финансирования: 425 тыс. руб.
5. "Доработка примерных программ по учебным дисциплинам федерального компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по специальностям в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
Цель работы: доработка примерных программ по учебным дисциплинам федерального компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по специальностям в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации.
Научно-методические результаты работы:
· доработаны примерные программы по учебным дисциплинам федерального компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по специальностям в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации (21 специальность: 210100, 210600, 210800, 190500, 90600, 180600, 071400, 200100, 200300, 200400, 200500, 201900, 200700, 201600, 201700, 071500, 201400, 201500, 202000, 200800, 220500).
Договор № 10-4/04 от 02.08.2004 г. с ФГУП "Российское научно-производственное объединение "Росучприбор". В рамках проекта: "Доработка примерных программ по дисциплинам федерального компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения и включение их в электронную базу общего пользования" в соответствии с государственным контрактом № 1126 от 26 мая 2004 г. и дополнением к государственному контракту № 133 от 30 сентября 2004 г. Объем финансирования: 336 тыс. руб.
В 2005 году:
1. "Разработка и апробация современных технологий организации учебного процесса в инновационных образовательных учреждениях высшего профессионального образования". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
Цель работы: формирование инновационной системы, обеспечивающей интеграцию сферы образования, науки и экономики.
Научно-методические результаты работы:
· разработана инновационная модель устройства высшего учебного заведения, соответствующего разработанной инновационной модели устройства системы ВПО РФ, в том числе: модели стратегического планирования и управления, модели управления финансовыми ресурсами, модели управления персоналом, схемы организации учебного процесса и т.д.;
· разработана программа работ по апробации инновационной модели устройства высшего учебного заведения, включая перечни и сроки выполняемых работ, описание привлекаемых ресурсов;
· разработана методология общественно-профессиональной аккредитации программ ВПО;
· разработана методология общественно-профессиональной сертификации выпускников программ ВПО;
· разработана методология составления независимых рейтингов программ ВПО;
· апробация разработанных методологий общественно-профессиональной аккредитации и составления независимых рейтингов программ ВПО на базе общественно-профессиональной организации; программа работ по апробации кредитно-модульной модели построения программ ВПО;
· апробация разработанной модели кредитно-модульного построения программ ВПО.
Федеральная программа развития образования. Договор № 11/02-05-02 от 24.10.2005 с Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации во исполнение условий Государственного контракта № 896 от 17.10.2005 г. Объем финансирования: 5 млн. руб.
2. "Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования".Научный руководитель: к.т.н., декан ФЭМ Степанов С.А.
Цель работы:разработка научно-методического обеспечения по созданию и внедрению систем управления качеством в образовательных учреждениях, направленного на совершенствование управления и повышение качества образования в Российских вузах и ссузах для удовлетворения потребностей личности, общества и государства и интеграции российской высшей школы с мировой системой высшего образования, в частности, вхождения России в Болонский процесс и обеспечивающего адекватную внешнюю оценку деятельности образовательных учреждений со стороны Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Научно-методические результаты работы:
· разработана методология проектирования и оценки систем управления качеством образования в вузах и ссузах, базирующаяся на системе показателей по основным критериям, определяющим эффективность деятельности высших и средних учебных заведений, и принципах менеджмента качества;
· разработаны предложения по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов;
· разработан терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования;
· разработаны методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем менеджмента качества в образовательных учреждениях;
· разработаны методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности;
· разработаны методические рекомендации для независимых экспертов, осуществляющих оценку эффективности функционирования систем управления качеством образования в вузах и ссузах.
Федеральная программа развития образования, по конкурсу "Выполнение научно-исследовательских работ в рамках Федеральной программы развития образования в 2005 году", лот № 6 "Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования". Государственный контракт № 715 от 15 сентября 2005 года. Объем финансирования: 2 млн. руб.
3. "Участие в реализации проекта по мониторингу участия российских вузов в Болонском процессе". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
Цель работы: координация и информационно-методическое обеспечение участия российских вузов в Болонском процессе.
Научно-методические результаты работы:
· аналитический отчет о деятельности Консультационного центра, в том числе:
· создание Консультационного центра по проблемным вопросам, связанных в реализацией Болонского процесса;
· Положение о деятельности Консультационного центра;
· форматы сбора и представления информации по направлению "Проблема качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования".
Федеральная программа развития образования. Контракт № ФПРО-360/937-02 от 24.10.2005 г. с Национальным фондом подготовки кадров. Объем финансирования: 700 тыс. руб.
4. "Разработка методологии и технологической базы автоматизированного контроля соответствия основных образовательных программ ВУЗа требованиям ГОС ВПО нового поколения". Научный руководитель: ректор, д.т.н., профессор Пузанков Д.В.
Цель работы: разработка методологии и технологии автоматизированного контроля соответствия основных образовательных программ (ООП) ВУЗа требованиям ГОС ВПО с компетентностной моделью выпускника в качестве базового элемента.
Научно-методические результаты работы:
· дано описание задачи контроля соответствия ООП ВУЗа требованиям ГОС ВПО, основанным на компетентностной модели выпускника;
· разработаны принципы и подходы к формализации и алгоритмизации задачи контроля соответствия ООП ВУЗа требованиям ГОС ВПО нового поколения;
· разработаны модель и формат представления нормативных документов ООП ВУЗа на языках семантического Web, поддерживающих автоматизацию их обработки;
· разработана архитектура автоматизированной информационной среды (АИС) проектирования ООП вузов и контроля их соответствия ГОС ВПО нового поколения;
· разработан прототип модуля АИС, реализующего новую технологию контроля соответствия ООП ВУЗа требованиям ГОС ВПО нового поколения;
· разработаны методические рекомендации по проектированию ООП ВУЗа, удовлетворяющих требованиям ГОС ВПО нового поколения.
Ведомственная научная программа "Развитие научного потенциала высшей школы". Федеральное агентство по образованию. Код проекта: 17832. Объем финансирования: 800 тыс. руб.
5. "Совершенствование структуры ГОС ВПО на основе компетентностной модели выпускника и разработка информационной технологии их проектирования".
Научный руководитель: проректор по УМР, к.т.н., профессор Кузьмин Н.Н.
Цель работы: разработка методологических и технологических основ перехода на новый принцип построения ГОС ВПО, в основу которого положен компетентностный характер задания требований к результату обучения (качеству подготовки выпускников)
Научно-методические результаты работы:
· разработаны принципы формирования и структура компетентностной модели выпускника как системообразующего элемента ГОС ВПО нового поколения;
· разработана научно-обоснованная структура ГОС ВПО для сферы техники и технологии с компетентностной моделью выпускника в качестве базового элемента;
· разработаны методические рекомендации по формированию компетентностных моделей выпускников технических вузов распределенными группами экспертов;
· разработаны принципы построения информационной среды проектирования компетентностных моделей выпускников на основе единых словарей предметных областей;
· разработан макет ГОС ВПО нового поколения для сферы техники и технологии и архитектуры интегрированной информационной среды проектирования ГОС ВПО.
Ведомственная научная программа "Развитие научного потенциала высшей школы". Федеральное агентство по образованию. Код проекта: 18737. Объем финансирования: 1 млн. руб.
6. "Разработка измерительного комплекса для школьного экологического лабораторного практикума". Научный руководитель: д.т.н., профессор, зав. каф. Алексеев В.В.
Цель работы:создание аппаратного и методического обеспечения школьного экологического практикума для оснащения малокомплектных школ. В результате выполнения проекта будет накоплен материал для модернизации курсов "Методы и средства контроля загрязнений окружающей среды", "Микропроцессоры в измерительной технике", "Информационно-вычислительные устройства и комплексы" (направление "Приборостроение").
Научно-методические результаты работы:
· определены экологические показатели использования для оценки окружающей среды, характеризующих требования безопасности жизнедеятельности для школьных помещений;
· определены структура, макет и программное обеспечение измерительно-вычислительного комплекса;
· разработано учебно-методическое обеспечение школьного экологического практикума;
· разработаны методические указания к выполнению лабораторных работ.
Ведомственная научная программа "Развитие научного потенциала высшей школы". Федеральное агентство по образованию. Код проекта: 17829. Объем финансирования: 800 тыс. руб.
7. "Разработка научно методического обеспечения и повышение квалификации преподавательских кадров по приоритетному направлению развития науки, технологии и техники РФ "Индустрия наносистем и материалов". Научный руководитель: д.т.н., профессор Лучинин В.В.
Цель работы: разработка научно-методического обеспечения программы повышения квалификации преподавателей вузов по приоритетному направлению науки, технологии и техники РФ "Индустрия наносистем и материалов" и проведение обучения пилотной группы.
Научно-методические результаты работы:
· разработка рабочих программ ряда специальных дисциплин в области наноиндустрии, включая: физику наносистем, химию наносистем, материаловедение наносистем, процессы нанотехнологии, методы нанодиагностики, наноэлектроника, наномеханика, микро- и наноэнергетика, биомедицинские нанотехнологии;
· постановка и реализация лабораторных работ, включая подготовку методических указаний по двум дисциплинам: процессы нанотехнологии и методы нанодиагностики;
· издание учебного пособия по одной из наиболее сложной для преподавания системно-интегрированной дисциплине. актуальной для практического использования - – "Биомедицинские нанотехнологии";
· адаптация и развитие лабораторной базы для организации подготовки и переподготовки кадров в области наноиндустрии;
· проведение обучения пилотной группы преподавателей по разработанной учебной программе повышения квалификации.
Ведомственная научная программа "Развитие научного потенциала высшей школы". Федеральное агентство по образованию. Код проекта: 17843. Объем финансирования: 1 млн. руб.
8. "Разработка научно-методического обеспечения информационной поддержки международного научно-образовательного сотрудничества вузов России". Научный руководитель: к.т.н., доцент Шапошников С.О.
Цель работы: состоит в разработке алгоритмов быстрого поиска информации по международному научно-образовательному сотрудничеству и сопровождение банка данных по научно-образовательной деятельности вузов и научных организаций системы.
Научно-методические результаты работы:
· разработана методология представления информации по международному научно-образовательному сотрудничеству;
· разработана система электронного анкетирования вузов России;
· разработаны алгоритмы быстрого поиска информации статистической информации.
Ведомственная научная программа "Развитие научного потенциала высшей школы". Федеральное агентство по образованию. Код проекта: 17830. Объем финансирования: 1 млн. руб.
В 2006 году:
1. "Разработка научно-методического обеспечения информационной поддержки международного научно-технического и образовательного сотрудничества вузов России на основе Internet-технологий". Научный руководитель: к.т.н., доцент Шапошников С.О.
Цель работы: разработка автоматизированной информационной системы по международному научно-техническому и образовательному сотрудничеству вузов России.
Научно-методические результаты работы:
· разработана концептуальная схема, инфологической модели центрального банка данных по международной деятельности вузов и ее реализация на MS SQL 2000; подготовлены репликационные локальные базы данных MS Access по международному научно-техническому и образовательному сотрудничеству вузов России;
· разработаны системы защиты информации и аутентификации пользователей системы по группам: «администратор», «вуз», «министерство», «федеральный округ», «субъект федерации». Программная реализация средствами ASP.NET;
· разработаны системы электронного анкетирования вузов через INTERNET, e-mail, использование XML-формата представления результатов анкетирования, автоматическая обработка анкет и распределение информации по базам данных на основе ASP.NET, ADO.NET. Алгоритмическое и программное обеспечение подготовки сводных данных по группам пользователей и предоставление их для анализа через INTERNET;
· сформированы общесистемные справочники по вузам России, международным программам и фондам, областям знаний, странам, направлениям и специальностям высшего профессионального образования и т.п., составляющих базу для аналитических исследований в данной прикладной области. Алгоритмическое и программное обеспечение информационно-поисковых функции для пользователей в INTERNET по группам с выдачей результатов в табличной и графической форме.
Ведомственная программа "Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)". Объем финансирования: 2 млн. руб.
2. "Разработка методики и информационной технологии проектирования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования". Научный руководитель: д.т.н., профессор, ректор Д.В.Пузанков.
Цель работы: разработка методики и технологии проектирования государственных образовательных стандартов нового типа, основанных на компетентностной модели выпускника.
Научно-методические результаты работы:
· техническая и рабочая документация, включающая: описание технологии проектирования ГОС ВПО, основанного на компетентностной модели выпускника; описание архитектуры автоматизированной информационной среды (АИС), поддерживающей процесс проектирования ГОС ВПО, основанного на компетентностной модели выпускника; описание прототипа АИС проектирования ГОС ВПО нового типа; методические руководства по работе с АИС проектирования ГОС ВПО нового типа; пилотную версию ГОС ВПО c компетентностной моделью выпускника в качестве базового элемента; методику проектирования примерных ООП на основе ГОС ВПО нового типа; прототип программной среды поддержки проектирования примерных ООП; методические рекомендации по проверке соответствия ООП требованиям ГОС ВПО нового типа.
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. Объем финансирования: 6 млн. руб.
3. "Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы качества образовательного учреждения" Научный руководитель: к.т.н., доцент, декан ФЭМ Степанов С.А.
Цель работы:
Научно-методические результаты работы:
· разработаны информационно-методические материалы по апробации, включая методические материалы по внедрению типовой модели и порядок апробации СК в ОУ;
· организован межвузовский центр по сопровождению внедрения типовой модели СК ОУ;
· разработано Положение о межвузовском центре и информационный веб-ресурс, отражающий опыт разработки и внедрения типовой модели СК ОУ в вузах РФ;
· проведены курсы повышения квалификации персонала вузов – участников проекта;
· разработана методика проведения оценки СК ОУ экспертами-аудиторами и обработки результатов для принятия решений по оценке наличия и эффективности СК ОУ при проведении аттестации и государственной аккредитации;
· разработана учебная программа и учебно-методическое обеспечение курсов повышения квалификации экспертов-аудиторов СК ОУ;
· проведена апробация типовой модели СК в ГОУ ВПО СПб ГЭТУ.
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. Объем финансирования: 17 млн. руб. (включая 7 вузов-соисполнителей).
В 2005 году университет профинансировал следующие научно-методические проекты:
1. "Разработка рейтинговой системы оценки деятельности студентов". Научный руководитель: д.т.н., профессор Н.В.Лысенко
Цель работы: повышение мотивации студентов к активной работе в университете, уровня состязательности, гласности в отношении промежуточных результатов обучения и, как следствие, повышение качества освоения студентами основных образовательных программ и степени участия в научно-исследовательской работе.
Научно-методические результаты:
- разработка концепции рейтинговой системы оценки деятельности студентов в университете;
- разработка методических рекомендаций по использованию рейтинговой системы.
Объем финансирования: 72 тыс. руб.
2. "Организация разработки электронных учебно-методических комплексов по общеуниверситетским дисциплинам". Научный руководитель: д.т.н., профессор В.В.Алексеев
Цель работы: разработка структуры электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД) с учетом информационной среды управления учебным процессом, структуры и содержания этапов механизма внедрения ЭУМКД.
Научно-методические результаты:
- перечень нормативных документов, состав методического обеспечения;
- структура и содержание этапов механизма внедрения ЭУМКД;
- методические рекомендации по внедрению ЭУМКД в учебный процесс.
Объем финансирования: 60 тыс. руб.
3. Разработка научно-методических основ повышения качества учебно-методических изданий. Научный руководитель: д.т.н., профессор К.Е. Аббакумов
Цель работы: повышение качества разрабатываемых в университете учебно-методических изданий.
Научно-методические результаты:
- разработка типовых требований к учебно-методическим изданиям.
Объем финансирования: 40 тыс. руб.
4. Реконструкция зала социально-экономической литературы. Научный руководитель: директор библиотеки Р.А.Сухова
Цель работы: организация новой структуры отдела социально-экономической литературы; качественное улучшение обслуживания всех категорий читателей по общественным наукам.
Научно-методические результаты:
- создание системы библиотечно-информационной поддержки образовательного процесса;
- формирование фонда читального зала СЭЛ с точки зрения новых форм обслуживания;
- запуск в эксплуатацию автоматизированной книговыдачи;
- предоставление новых сервисов: копирование материалов фонда, поиск, сохранение и копирование найденной информации.
Объем финансирования: 40 тыс. руб.
5. Разработка системы анализа книгообеспеченности в вузе. Научный руководитель: директор библиотеки Р.А.Сухова
Цель работы: проектирование и запуск пилотной версии системы анализа книгообеспеченности дисциплин 1-3 курсов.
Научно-методические результаты:
- автоматизированное формирование показателей книгообеспеченности дисциплин, направлений, специальностей;
- реализация ввода в опытную эксплуатацию пилотной версии системы оценки книгообеспеченности;
- разработка технологии и нормативной базы текущей корректировки информационной базы АБИС.
Объем финансирования: 80 тыс. руб.
В 2006 г.
1. Информационное наполнение сайта СПбГЭТУ для поддержки кредитно-модульной организации учебного процесса и апробация балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в рамках эксперимента, проводимого на факультете Экономики и менеджмента. Научный руководитель: директор ИНМИО, д.тн., профессор Лысенко Н.В.
Цель работы: разработка материалов, обеспечивающих информационное наполнение сайта СПбГЭТУ для поддержки реализации кредитно-модульной организации учебных планов, и апробация балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в условиях применения кредитно-модульной системы.
Научно-методические результаты:
- подготовка материалов для размещения на информационных ресурсах СПбГЭТУ (характеристика кафедр, портфолио преподавателей, аннотации дисциплин);
- размещение этих материалов на информационных ресурсах СПбГЭТУ;
- апробация балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов.
Объем финансирования: 115 тыс. руб.
2. Разработка методических и нормативных материалов по переходу на кредитно-модульную организацию учебного процесса в рамках эксперимента, проводимого на факультете Экономики и менеджмента. Научный руководитель: к.т.н., доцент, декан ФЭМ Степанов С.А.
Цель работы: разработка методических материалов по планированию и организации учебного процесса на ФЭМ в условиях применения кредитно-модульной системы.
Научно-методические результаты работы:
· разработано временное положение о БРС на ФЭМ и временное положение об организации учебного процесса на ФЭМ на базе КМС и БРС;
· разработаны методические рекомендации по организации и контролю самостоятельной работы студентов;
· разработан учебный план подготовки бакалавров по направлению 080500 "Менеджмент" в кредитном формате;
· разработаны рабочие программы дисциплин, содержащие методику организации самостоятельной работы студентов и текущего контроля успеваемости студентов по дисциплинам 1-го семестра 2006 – 2007 учебного года;
· проведена опытная эксплуатация кредитного портала.
Объем финансирования: 185 тыс. руб.
Совместные научно-методические проекты с предприятиями - стратегическими партнерами и общественно-профессиональными объединениями
1. "Разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность базовых кафедр факультета в условиях стратегического партнерства с отраслевыми организациями". Научный руководитель: директор ИНМИО, д.т.н., профессор Лысенко Н.В.
Цель работы: создание комплекса нормативно-правовой документации для эффективного функционирования базовых кафедр с целью повышения качества отбора и подготовки для отраслевых организаций молодых специалистов, обладающих комплексными навыками по разработке средств специальной радиоэлектроники, по созданию сложных автоматизированных радиотехнических систем и по комплексной автоматизации процессов “разработка-конструирование-производство”.
Научно-методические результаты работы:
· разработано Положение о базовой кафедре с учетом основных принципов стратегического партнерства вуза и отраслевых организаций и современного состояния рынка труда.
· разработаны нормативные документы по организации и проведению технологической и преддипломной практик в отраслевых организациях и в вузе.
· разработаны принципы и технология взаимодействия базовых кафедр факультета с целью повышения качества отбора и подготовки специалистов разного уровня.
Договор № 773 от 01.03.2003 г. Соглашение № 1 СП/ЦСПИ-2000 о сотрудничестве между СПб ГЭТУ и ФГУП НИИ "Вектор". 2003-2004 гг.
2. "Роль базовых кафедр в двухступенчатой системе подготовки специалистов". Научный руководитель: директор ИНМИО, д.т.н., профессор Лысенко Н.В.
Цель работы: Совершенствование учебного процесса базовых кафедр и подготовка к реализации двухступенчатой системы высшего профессионального образования (на примере базовой кафедры Средств специальной радиоэлектроники при ФГУП НИИ "Вектор").
Научно-методические результаты работы:
· коррекция компетентностных моделей бакалавра и магистра по специальности с учетом опыта работы базовых кафедр и задач предприятий – стратегических партнеров.
· внесены предложения по оптимизации перечня направлений, специальностей и специализаций в области радиоэлектроники, исходя из потребностей предприятий Северо-западного региона и опыта работы базовых кафедр.
· разработаны мероприятий и технологии их реализации по привлечению студентов бакалавриата и магистратуры к учебе на базовых кафедрах и работе на предприятиях – стратегических партнерах.
· сформированы совместно с Научно-образовательным Советом и представителями базовых кафедр региональные составляющие учебных планов по направлениям и специальностям ФРТ.
Договор № 914 от 01.03.2004 г. Соглашение № 1 СП/ЦСПИ-2000 о сотрудничестве между СПб ГЭТУ и ФГУП НИИ "Вектор". 2004-2005 гг.
3. "Разработка механизмов интеграции вузов и стратегических партнеров при реализации двухступенчатой системы подготовки специалистов по направлению радиотехника". Научный руководитель: директор ИНМИО, д.т.н., профессор Лысенко Н.В.
Цель работы: создание системы эффективного управления образовательными программами в области радиотехники при подготовке специалистов по заказу ФГУП НИИ "Вектор" и других стратегических партнеров.
Научно-методические результаты работы:
· разработан механизм участия стратегических партнеров в формировании содержания образовательных программ на примере ФГУП НИИ "Вектор".
· разработан комплект учебно-методической документации для реализации взаимодействия факультета, базовой кафедры ССР и ФГУП НИИ "Вектор" при подготовке специалистов по вариативным образовательным траекториям.
· разработаны организационно-экономические механизмы для реализации подготовки выпускников по разработанным учебным планам для ФГУП НИИ "Вектор".
· разработаны образовательные программы дополнительного профессионального обучения на базе некоммерческого научно-образовательногоФонда "Центр перспективных научных исследований и подготовки высококвалифицированных кадров в области радиоэлектроники и телекоммуникаций" и ИНМИО в различных организационных формах: деловые игры, сертифицированные курсы, школы и др.
· разработаны критерии и методы оценки эффективности совместной подготовки выпускников и совместной реализации дополнительных образовательных услуг.
Договор № 855 от 01.03.2005 г. Соглашение № 1 СП/ЦСПИ-2000 о сотрудничестве между СПб ГЭТУ и ФГУП НИИ "Вектор". 2005-2006 гг.
4. "Повышение качества процесса обучения на факультете радиотехники и телекоммуникаций СПбГЭТУ (в том числе и на базовых кафедрах) на основе общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и сертификации выпускников". Научный руководитель: директор ИНМИО, д.т.н., профессор Лысенко Н.В.
Цель работы: разработка механизмов повышения качества образовательных программ ФРТ при подготовке специалистов для стратегических партнеров (на примере ФГУП НИИ "Вектор").
Планируемые научно-методические результаты работы:
· разработка организационных и экономических механизмов взаимодействия стратегических партнеров - работодателей и вузов с целью реализации вариативных индивидуальных образовательных траекторий для повышения качества обучения студентов ФРТ (на примере базовой кафедры ФГУП НИИ "Вектор");
· разработка комплекта документации и алгоритмов реализации общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, реализуемых на факультете радиотехники и телекоммуникаций СПбГЭТУ;
· разработка комплекта документации и алгоритмов проведения общественно-профессиональной сертификации выпускников факультета (на примере базовой кафедры ФГУП НИИ "Вектор");
· разработка контрольных тестов и перечня дополнительных учебных дисциплин для общественно-профессиональной сертификации выпускников в области радиотехники и апробация их на базе некоммерческого научно-образовательного Фонда "Центр перспективных научных исследований и подготовки высококвалифицированных кадров в области радиоэлектроники и телекоммуникаций";
· разработка механизмов, обеспечивающих учет основных позиций кадровой политики работодателей при разработке содержания образовательных программ факультета.
Договор № 696 от 01.03.2006 г. Соглашение № 1 СП/ЦСПИ-2000 о сотрудничестве между СПб ГЭТУ и ФГУП НИИ "Вектор". 2006-2007 гг.